PEST-анализа, бюджетирования, оценки инвестиционных проектов с учетом разнообразных рисков на основе прикладных компьютерных пакетов типа Project Expert, SAP R/3 и др. К сожалению, использование современного инструментария управления бизнесом в аграрном секторе отечественной экономики во многом остается недоступным, как из-за низкой квалификации руководителей и специалистов, так и из-за слабой адаптированности этих инструментов к потребностям отрасли.
• Содействие развитию всех форм конкуренции в отрасли, используя для этого общепринятые макроэкономические регуляторы, в т.ч.: возможности конкурсного распределения государственного и муниципального заказа, создание особых отраслевых экономических зон, снижение / субсидирования процентной ставки по кредитам, финансирование целевых программ поддержки малого и среднего бизнеса, предоставление налоговых кредитов, страхование и перестрахование с/х рисков, содействие созданию кредитных кооперативов в сельской местности, возможности приори-
№2(7), 2008 г.
тетного национального проекта «Развитие АПК», привлечение иностранных инвесторов в совместные компании, завершение оформления прав собственности на землю и организация инфраструктуры земельного рынка в России и др.
В рамках отмеченных выше направлений под научным руководством кафедры управления с/х производством УГСХА реализовывалась областная целевая программа «Кадровое обеспечение с/х производства в Ульяновской области на 2001 - 2005 гг.» и осуществлена подготовка 72 человек для отраслевого резерва руководителей за счет средств областного бюджета в сумме более 600 тыс. руб. Актуальность и своевременность научного направления подтверждается открытием аспирантской подготовки на кафедре с 2005 года, защитой 2-х кандидатских диссертаций преподавателями кафедры в 2007 г., публикацией более 60 статей в научной периодике 2005 - 2007 гг., разработкой и изданием 7 учебно-методических комплексов, в которые вошли наиболее значимые результаты кафедральных исследований.
РЕСУРСНЫЙ потенциал ПРЕДПРИЯТИЙ АГРАРНОГО СЕКТОРА РЕГИОНА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РОСТА
Л.И. Иванова кандидат экономических наук, профессор, зав. кафедрой «Финансы и кредит»
На протяжении всего периода реформ развитие агропромышленного комплекса Ульяновской области характеризовалось снижением темпов экономического роста и сокращением ресурсного потенциала: объём производства сельскохозяйственной продукции в 2006 году составил 67% к уровню 1990 года. Эти показатели в среднем по РФ составляют 75,3%, по Приволжскому Федеральному округу (ПФО) -87,1%. При этом по большинству показателей темпы падения в области самые высокие среди регионов ПФО. В ПФО падение больше только в Оренбургской области -58,8% и в Кировской области - 63%.
В Ульяновской области осуществлялся комплекс мер по стабилизации и повышению эффективности работы агропромышленного комплекса. Однако, по ряду причин, динамика производства сельхозпродукции и в 2007 году оказалась ниже, чем в
2006 году.
Индекс физического объема продукции во всех категориях хозяйств в 2007 году в % к предыдущему году уменьшился (95,5% против 104,4%), в том числе по сельскохозяйственным предприятиям соответственно 97,5% против 107,5%. Снизились почти все производственные показатели сельскохозяйственных предприятий - производство
мяса (выращивание) в 2007г. по отношению к 2006г составило 83,7%; яйцо 85,2; молоко
- 94,6; сахарная свекла - 94,5; овощи - 90,4; картофель 97,9. Поголовье КРС снизилось до 159,1 тыс.гол против 166,1 тыс.гол. в 2006г., в том числе по сельскохозяйственным предприятия - с 73,9 до 66,3 тыс.гол. Продолжается уменьшение посевной площади: с 789,1 тыс.га в 2006г. до 746,1 в 2007г. Наблюдается рост производства только по зерну - 109,3% и по масличным культурам - 125,7%.
Снижение сельскохозяйственного производства произошло как в сельхозпредприятиях области (97,5%), так и в ЛПХ (94,0%).
Тем не менее, финансовые результаты деятельности предприятий существенно улучшились. В 2006 году в результате хозяйственной деятельности сельхозпредприятия (с учетом дотаций и компенсаций) получили 251,4 млн. рублей прибыли (до налогообложения), в 2007 году - 745,3 млн. рублей прибыли. Доля убыточных сельскохозяйственных предприятий в 2007 году составила 27,7% от общего количества (в
2006 г. — 38,3%).
Однако по-прежнему остается актуальным вопрос поддержания ценового паритета между отраслями экономики.
Эта проблема чувствительна для сельского хозяйства во всем мире, в т.ч. и в развитых странах. Необходимо, используя рыночные механизмы, через государственное регулирование обеспечить справедливые ценовые соотношения между продукцией сельского хозяйства и товарами промышленности, услугами энергетики и транспорта.
В декабре 2007 года по отношению к декабрю 2006 года в области цены выросли на 13,8% (по России - на 11,9%). В том числе: на продовольственные товары цены выросли на 17,2% (по России на 15,6%), на непродовольственные товары на 9,1% (по России - 6,5%) и на платные услуги населению на 13,7%, (по России на 13,3%). Среднегодовой индекс потребительских цен составил за 2007 год 109,4% (по России -109,0%). Таким образом, цены в Ульяновской области в 2007 году сложились выше, чем в среднем по России.
Основополагающим фактором роста эффективности сельскохозяйственных предприятий является их обеспеченность ресурсами.
Имущественный потенциал характеризуется величиной, составом и состоянием активов, которыми владеет и распоряжается коммерческая организация для достижения своей цели. Он изменяется с течением времени за счет различных факторов, главным из которых являются достигнутые за истекший период финансовые результаты.
Финансовый потенциал также определяется достигнутыми за отчетный период финансовыми результатами и, кроме того, характеризуется некоторыми активными и пассивными статьями баланса, а также соотношениями между ними.
Обе стороны экономического потенциала предприятия взаимосвязаны - нерациональная структура имущества, его некачественный состав могут привести к ухудшению финансового положения и наоборот. Так, изношенность оборудования, несвоевременная его замена могут повлечь за собой срывы в выполнении производственной программы. Неоправданное омертвление средств в производственных запасах, дебиторской задолженности может повлиять на своевременность текущих платежей, а неоправданный рост заемных средств - привести к необходимости сократить имущество организации для расчетов с кредиторами.
С позиции оценки имущественного потенциала организации их можно разделить на две группы: материально-техническая база и оборотные активы.
Материально-техническая база представляет собой лишь часть активов организации, однако это наиболее значимая часть. В целом по сельскому хозяйству динамика падения производства сельскохозяйственной продукции совпадает со снижением технической оснащенности отрасли, независимо от достигнутых результатов трансформации форм хозяйствования и отношений собственности. За период с 1990 до
2007 года численность машиннотракторного парка области сократилась более чем в три раза (выбыло 71% тракторов, 74% комбайнов), а оставшаяся в эксплуатации техника уже давно отработала свой срок. Это привело к тому, что обеспеченность пахотными тракторами по области составляет 27% (потребность - 23271 единиц, имеется 5130 единицы), комбайнов -60% (потребность - 5729 шт., имеется 1882 шт.).
Нагрузки на один трактор и зерноуборочный комбайн увеличились более чем в два раза. Так, если в 1990 году на 1000 га посевных площадей приходилось 10 пропашных тракторов и 4,9 зерноуборочных комбайна, то к 2007 году - по 4,4 трактора и комбайна (по РФ 5,4 и 3,6, по ПФО 5 и 3,6 соответственно).
Принятое решение по субсидированию части затрат (20% от стоимости приобретённой техники) позволило резко изменить ситуацию. Уже с 2006 года наблюдается тенденция по увеличению приобретения техники с использованием лизинга и прямых покупок. Так, за 2006 год приобретено 323 единицы техники, в 2007 году - 480 единиц.
Улучшение состояния оборотных средств зависит от опережающего роста суммы собственных оборотных средств по сравнению с их общим объемом.
В целом по сельскохозяйственным предприятиям Ульяновской области на протяжении ряда лет отмечается полное отсутствие собственных оборотных средств (собственного капитала в обороте). Только в
2006 году обеспеченность ими улучшилась и стала даже несколько выше нормативного значения - 0,166 (при нормативе 0,1). Но в
2007 году этот показатель вновь резко снизился и составил 0,0096. Следовательно, по итогам 2007г. обеспеченность текущих активов собственными оборотными средствами составила всего 0,9%. Такая ситуация сложилась в основном за счет опережающего роста внеоборотных и оборотных активов над собственным капиталом. Темп роста собственного капитала в целом по предприятиям области составил за год 120,79%, внеоборотных активов 138,8%, текущих активов - 138,44%.
Для обеспеченности предприятия необходимым имуществом требуется соответствующий капитал - средства, за счет которых приобретаются основные и оборотные средства. Капитал, авансированный в предприятие, может складываться за счет:
■ собственных финансовых ресурсов;
■ заемных финансовых ресурсов;
■ привлеченных финансовых ресурсов.
Анализ показал, что доля собственного капитала в общей сумме пассивов сельскохозяйственных предприятий Ульяновской области ежегодно снижается. Если в 2001г. она составляла 69%, то к концу 2007г. -
№2(7), 2008 г.
51,6%. Одним из основных источников пополнения собственных оборотных средств является прибыль, которая может быть получена за счет более полного использования организационно-экономических и технологических факторов.
Однако, например, в отрасли растениеводства финансовое положение хозяйств не позволяет покупать средства химизации в нужных объёмах. В целом по области закуплено всего 31% удобрений от требуемого объёма. На зерновых культурах использование средств защиты от нормы составляет по гербицидам - 60%, фунгицидам - 56%, инсектицидам - 57%. Практически не использовали химические средства защиты растений - на зерновых хозяйства Павловского, Инзенского, Барышского районов.
Выход экономики из кризиса всегда связан с активизацией капитальных вложений, обновлением основного капитала, ростом эффективности производства. Помимо прибыли, значительный удельный вес в структуре инвестиций должны занимать суммы накопленных амортизационных отчислений.
Однако действующая в стране система амортизации не удовлетворяет требованиям сегодняшнего дня. Учет формирования и использования амортизационного фонда прекращен, вследствие чего он превратился в постоянный источник пополнения недостатка оборотных средств предприятий.
Одной из причин нецелевого использования амортизационных отчислений является тяжелое финансовое состояние большинства предприятий, которые расходуют их на текущие нужды (пополнение оборотных средств, зарплату и т. д.), а также отсутствие соответствующего финансового контроля.
Несмотря на ряд изменений в нормативно-законодательных актах последних лет, действующая в настоящее время амортизационная политика сохраняет существенные недостатки: амортизационные отчисления, «растворяясь» в выручке от реализации продукции, используются не в полном объеме по целевому назначению, при переоценке основных фондов применение любого метода начисления амортизации не обеспечивает формирования достаточного источника воспроизводства основных фондов. Для снижения риска обесценения и обеспечения сохранности накопленных амортизационных отчислений они мо-
гут зачисляться на специальный счет в банке (с расчетного счета после зачисления на него выручки за реализованную продукцию). В соответствии с новым планом счетов, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000г. № 94н, на счете 55 «Специальные счета в банке» субсчете 4 могут учитываться средства на финансирование капитальных вложений. Эти средства должны характеризоваться как целевые вложения и служить источником создания рынка амортизационных отчислений на региональном уровне.
Очевидно, что рынок амортизационных накоплений должен быть дисконтным. Функционирование такого рынка, на наш взгляд, сможет реализовать интересы как продавцов (владельцев) своих амортизационных накоплений, так и покупателей - инвесторов. Эффективное функционирование такого рынка может способствовать увеличению сумм амортизационных накоплений по инициативе предприятий с целью роста доходности свободных средств в виде амортизации.
При некотором улучшении финансовых результатов можно констатировать, что в сельском хозяйстве области темпы их роста неустойчивы. Отношение чистой прибыли к текущим обязательствам сельскохозяйственных предприятий довольно низкие. Если в 2006г. по всем сельскохозяйственным предприятиям Ульяновской области оно составило 0,12, то в 2007г. наблюдается некоторое улучшение - 0,26.
За последние годы существенным вкладом в развитие аграрного сектора экономики стали играть кредиты с установленными льготами по оплате процентов за кредит. Однако национальный проект в сфере АПК, по мнению экспертов, дела пока не решает. Так, объем госдотаций в стоимости российской сельхозпродукции составляет 6%. Для сравнения: в США этот показатель равен 28%, в странах ЕС - 33%, а в Норвегии - 68%.
В реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» играет заметную роль Российский Сельскохозяйственный банк, как банк со 100% государственным капиталом. С 2006 года главным содержанием работы банка стало участие в реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Тем не менее, уже сегодня сельхозорганизации ощущают
определенную нехватку долгосрочных кредитных ресурсов. Связано это с тем, что размер уставного капитала Россельхозбанка не позволяет существенно увеличить темпы кредитования. В то же время другие банки пока неохотно работают на этом рынке заемщиков.
В 2008 - 2012 годах государственная аграрная политика будет исходить из необходимости:
- сохранения льготного режима налогообложения сельскохозяйственного производства в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации;
- проведения финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» и совершенствования законодательной базы, касающейся финансового оздоровления;
- развития земельной ипотеки как важнейшего условия обеспечения доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам;
- повышение доступности кредитов.
Целью осуществления мероприятий по
повышению доступности кредитов является повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, и организаций, осуществляющих первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачу привлечения кредитов коммерческих банков и займов сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для пополнения оборотных средств, обновления основных фондов, развития первичной переработки мяса и молока.
Г осударственная поддержка будет
осуществляться посредством предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей (за исключением крестьянских (фермерских) хозяйств, указанных в подразделе,
касающемся повышения финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе), и организациями, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, в размере двух третьих ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более фактических затрат на уплату процентов по кредиту (займу).
В настоящее время, несмотря на государственные программы, в частности, национальный проект «Развитие АПК», сельское хозяйство России еще продолжает оставаться в угнетенном положении. Огромные посевные площади остаются заброшенными, значительная их часть захватывается под коттеджное строительство. Сельские производители страдают от «ножниц цен» и ограничения доступа на рынки сбыта, а Россия по-прежнему на 50% зависит от импорта продовольствия. А это означает, что без продуманной государственной политики российское село никогда не превратится в новый тип поселения 21 века и не станет агрополисом. И если ставка будет делаться только на эффективное и самоокупаемое производство, то в новых условиях при росте мировых цен на продовольствие выживут только производители генномодифицированной продукции, так как именно это, спорное с точки зрения здоровья, производство является наиболее окупаемым.
Для максимально эффективной реализации принятых направлений развития аграрного сектора экономики необходимо создание благоприятных внешних условия их функционирования. Это требует совершенствования как федерального, так и регионального законодательства.
Действующая система государственной поддержки не позволяет в достаточной степени решить накопившиеся проблемы в развитии сельского хозяйства. Это связано с тем, что значительная часть сельскохозяйственных предприятий остаются убыточными. Сложившимися инструментами государственной поддержки (субсидирование процентной ставки, лизинг) могут пользо-
№2(7), 2008 г.
ваться, как правило, только прибыльные хозяйства. Убыточные хозяйства практически лишены государственной поддержки.
Учитывая сложное финансовое положение сельскохозяйственных предприятий Ульяновской области, мы считаем, что одним из путей решения проблемы сельского хозяйства в регионе может быть использование государственной поддержки из Инвестиционного Фонда Российской Федерации. Годовой объем средств фонда на 2006 год был утвержден в сумме 69,7 млрд руб. Неиспользованный остаток на 1 января 2007 года составлял 64,4 млрд руб., или 92,4% от утвержденного объема. С учетом средств, не использованных в 2006 году, объем Инвестфонда на 2007 год был сформирован в сумме 265 млрд руб. В 2006-2007гг. он был использован всего на 11,4%, свободный остаток - 234,3 млрд. руб. В соответствии с ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год» размер фонда составляет 89 млрд. 242 млн. 980 тыс. руб. В настоящее время фонд сформирован в составе федерального бюджета.
Основная часть средств была направлена в уставные капиталы Российской венчурной компании и Фонда информационнокоммуникационных технологий, а также на оплату информационных услуг и консультантов. Дмитрий Козак сообщал, что каждому субъекту РФ для реализации региональных инвестпроектов может быть выделено по 1 млрд. руб. Однако минимальная планка стоимости проекта, претендующего на софинансирование из Инвестфонда РФ, останется прежней - 5 млрд руб. Правительство Российской Федерации утвердило правила формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ.
Министерству регионального развития по согласованию с Минфином предложено внести в правительство РФ предложения: о порядке предоставления бюджетных ассигнований Инвестфонда для реализации проектов, имеющих региональное или межрегиональное значение (выделено нами); о предоставлении государственных гарантий РФ на реализацию инвестиционных проектов за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда. Правительственной комиссией по инвестпроектам уже одобрено 20 проектов на сумму более 1 трлн. руб., из которых 341 млрд. руб. будет выделен из Инвестиционного фонда. Определены сле-
дующие приоритеты: лесной и рыбный комплексы; малая авиация; водоснабжение населения; обеспечение контроля и мониторинга хода реализации проекта. Кроме того, предложения Минрегиона предусматривают возможность финансирования из Инвестфонда так называемых региональных проектов, которые должны соответствовать приоритетам, определяемым правительством.
К сожалению, вышеуказанное не отражает приоритетов развития сельского хозяйства.
Поскольку инициаторами реализации инвестиционных проектов могут выступать как федеральные органы исполнительной власти, так и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, то мы считаем, что Ульяновская область, учитывая сложное финансовое положение ряда сель-
скохозяйственных предприятий, может претендовать на получение государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований Инвестфонда по проекту «Комплексное развитие АПК Ульяновской области». Наряду с уже осуществляемыми мероприятиями по развитию аграрного сектора экономики и учитывая то, что без государственной поддержки подъем сельского хозяйства в регионе проблематичен, получение и целевое использование средств фонда может поднять сельскохозяйственное производство региона на качественно новый уровень. Это соответствует установленной Инвестиционным фондом приоритетам социально-экономического развития Российской Федерации и государственного инвестирования на средесрочную перспективу, а также отраслевым стратегиям развития, одобренным в установленном порядке Правительством Российской Федерации.
Литература:
1. Положение об Инвестиционном Фонде Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.04.2006 № 239, с изм.,
внесенными Постановлениями Правительства РФ от 09.08.2006 № 476, от 24.08.2006 № 516).
2. ПНП «Развитие АПК // Ульяновск-Агро». - 2008. - январь-февраль, с. 32-34.
3. http://www.minregion.ru
4. http://www.ulkov.ru
5. http://www.mcx.ru
6. http://www.agro.ulgov.ru
7. http://www.agro.ultpp.ru
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ
С.Н. Сушкова кандидат экономических наук, профессор зав. кафедрой «Экономика сельского хозяйства»
В современных условиях одним из ключевых факторов развития экономики выступают инновации. Они воплощаются в экономическую жизнь как в материализованном (новые или улучшенные изделия, технологии, оборудование, материалы, источники энергии и т.п.), так и в нематериа-
лизованном виде (улучшение организации труда и управления экономикой, повышение квалификации работников). Инновационные процессы создают конкурентные преимущества отдельным странам, регионам и конкретным продуктам на международном рынке.