УДК: 631.16
развитие инвестиционных процессов в сельском хозяйстве
Л.И. Иванова, кандидат экономических наук, профессор Ю.М. Ишмаева, аспирантка
ФГОУ ВПО «Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия»
телефон: 89278200536
Ключевые слова: основные фонды, инвестиции, инвестиционные ресурсы, инвесторы, лизинг, источники финансирования инвестиций, прибыль, амортизационные накопления, кредиты банков, прибыль.
Keywords: fixed assets, investments, investment funds, investors, leasing, financing sources of investment, profits, depreciation savings, bank loans, a profit.
Рассматриваются проблемные вопросы инвестиций в сельском хозяйстве: самофинансирование, использование банковских кредитов, лизинг; предлагаются основные направления расширения их использования.
В последние годы в нашей стране проблеме обновления основных производственных фондов уделяется значительное внимание. Во многом это определено тем, что российская экономика подошла к качественному рубежу, который характеризуется почти полным использованием или, по крайней мере, сокращением действия тех факторов, на которых базировался посткризисный экономический подъем в 1999-2001 гг.
Созданный за предыдущие десятилетия производственный потенциал был ориентирован на производство продукции в условиях замкнутой экономики. Поэтому в настоящее время существует проблема качественного изменения технологического уровня производства для повышения его эффективности. Анализ использования производственных мощностей показывает, что значительная часть оборудования ввиду физического и морального износа не может быть задействована в производстве конкурентоспособной продукции. По этой причине загрузка производственных мощностей довольно существенно дифференцируется. В сырьевых отраслях, характеризующихся низкой долей добавленной стоимости, загрузка оборудования значительно выше, чем в обрабатывающих отраслях.
Воспроизводство основных фондов
тесно связано с эффективностью производства и экономическими возможностями предприятий в финансовом и ресурсном обеспечении. Низкий уровень доходов, значительная задолженность большинства сельскохозяйственных организаций в условиях снижения эффективности производства, недостаток денежных средств тормозят осуществление программ дальнейшего развития хозяйств. Этому в значительной степени способствует изношенность материальнотехнической базы. Основным элементом долгосрочной стратегии развития аграрного сектора России должно быть восстановление и нормализация воспроизводственного процесса за счет активизации инвестиционной деятельности.
Устойчивое развитие отраслей агропромышленного комплекса в условиях становления рыночных отношений нуждается в инвестиционной активности, в предоставлении предприятиям необходимых денежных и материальных ресурсов, но уровень притока инвестиционных ресурсов в сельскохозяйственное производство пока остается низким. Доля сельского хозяйства в ВВП страны составила 5% в 2008 г., тогда как объем инвестиций в основной капитал отрасли - от 3% в 2000 г. до 5% в 2008 г. В основном это связано с тем, что сельское хозяйство подвер-
Вестник УГСХА №1(11) май - июнь 2010 117
жено большему количеству рисков, чем промышленность или сфера услуг, что сказывается на уровне нвестиционной привлекательности. В 2009 г. коэффициенты обновления по сельскохозяйственной технике оказались ниже показателей Государственной программы.
При этом необходимо отметить, что по информации субъектов Российской Федерации, ведущих аграрных холдингов и союзов выполнение показателей Государственной программы по обновлению парка техники сдерживается недостатком финансовых средств, вызванным опережающим ростом цен на потребляемые селом ресурсы по сравнению с выручкой от реализации сельскохозяйственной продукции, и необходимостью приобретения высокопроизводительной энергонасыщенной техники, позволяющей обеспечить проведение сельскохозяйственных работ с применением современных ресурсосберегающих технологий в условиях нарастающего дефицита рабочих кадров.
Негативное влияние на воспроизводство основных фондов оказывает и тенденция к повышению расходов на капитальный ремонт. Расчеты Госкомстата показывают, что в среднем затраты на капитальный ремонт составляют примерно 20% от всего объема инвестиций в основные фонды. Высокая доля затрат на ремонт подтверждает тезис об ориентации инвестиционного процесса на дешевые и краткосрочные методы обновления производственных фондов. Вследствие этого, инвестиционный спрос предъявляется, прежде всего, на те компоненты основных производственных фондов, которые можно заменить без долгосрочных инвестиций, т.е. за счет оборотного капитала. Последнее является особенностью и характерной чертой инвестиционного процесса в современной российской экономике. Однако такая практика в долговременной перспективе приведет к экономической и технологической стагнации.
Проблемы воспроизводства основных фондов характерны как в целом
для сельскохозяйственных организаций России, так и по отдельным регионам. В частности, состояние машинотракторного парка сельскохозяйственных предприятий Ульяновской области позволяет четко обозначить проблему - необходимость принятия стратегических путей осуществления мероприятий по технической и технологической модернизации сельского хозяйства.
С приходом инвесторов ситуация в сельском хозяйстве области стала меняться. Появилась реальная перспектива перейти из состояния упадка и попытки удержать ситуацию в фазу активного наращивания объёмов производства сельскохозяйственной продукции. Общая сумма инвестиций в агропромышленный комплекс региона за два последних года составила свыше 6,5 миллиардов рублей. На сегодняшний день инвестиционными компаниями обрабатывается на территории области 480 тысяч гектаров ранее неиспользуемых земель. Основным мероприятием, направленным на улучшение ситуации в животноводстве, особенно в молочном, является реализация инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и модернизации животноводческих комплексов.
Благодаря реализации национального проекта на территории региона ситуацию в сельском хозяйстве удалось не только стабилизировать, но и привлечь в эту сферу крупных инвесторов. В сельское хозяйство пришли крупные инвесторы федерального масштаба: компания «Иволга-холдинг» из республики Казахстан, компания «РуснРусГрупп» из Нижегородской области, Новосибирская компания «САХО», холдинг «Черкизовский», «Мордовцемент», «Мордовское агропромышленное объединение». За счет расширения посевных площадей планируется увеличить валовой сбор зерна до 1 млн. тонн в текущем и до 1,4 млн. тонн в 2009 году. В 2009 году производство зерна в расчете на душу населения области составило более 1 тонны, т.е. соответствует уровню рекомендуемых мировых
норм.
Инвестиционная деятельность приобретает экономический смысл только тогда, когда запланированные инвестиции обеспечены соответствующими источниками финансирования. В связи с этим в современных условиях важнейшее значение имеет выбор наиболее рациональных источников и методов финансирования реальных инвестиций в аграрном секторе экономики.
Вопрос о выборе источников финансирование капитальных вложений должен решаться с учетом многих факторов: стоимости привлекаемого капитала; эффективности отдачи от него; соотношения собственного и заемного капиталов; экономических интересов инвесторов и заимодавцев.
Среди собственных источников финансирования инвестиций главную роль играет прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Часть этой прибыли, направляемая на производственное развитие, может быть использована на любые инвестиционные цели. Однако в силу объективных макроэкономических причин и существенного изменения конъюнктуры внутреннего и мирового рынка финансовые показатели отрасли оказались ниже ожидаемых. Прибыль сельскохозяйственных организаций России, по данным бухгалтерской отчетности Минсельхоза России, за 2009 г., составила 83,6 млрд руб., а рентабельность их деятельности снизилась с 15,3 до 9,7%.
Из 245 сельскохозяйственных предприятий Ульяновской области в 2009 году закончили год с прибылью 177 организаций или 72,2%; наблюдается снижение рентабельности продаж до 4,43% в 2009 году с 16,1% в 2008 году; сложилась неудовлетворительная структура источников формирования финансовых ресурсов и прогрессирует тенденция снижения доли собственного капитала в общей сумме источников: если в 2001г. она составляла 69%, к концу 2007г. - 47,0%, то на конец
2009 года 32,6%.
Низкий уровень доходности сельского хозяйства, а также сохранившиеся финансовые затруднения привели к снижению объемов инвестиций, направленных на выполнение Государственной программы, вследствие чего показатель индекса физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства оказался ниже, чем предусмотрено программой.
Безусловно, самофинансирование
- наиболее предпочтительный метод финансирования реальных инвестиций, так как наличие собственных средств делает предприятие независимым от кредиторов, позволяя проводить долговременную инвестиционную политику. Но осуществление реальных инвестиций предполагает единовременное вложение значительных финансовых ресурсов и зачастую на длительный срок. Поэтому этот метод используется преимущественно для реализации небольших реальных инвестиционных проектов.
Вторым по значению источником собственных средств являются амортизационные накопления. Их размер зависит от объема используемых организацией основных фондов и принятой политики их амортизации (использования метода прямолинейной или ускоренной амортизации). Однако в настоящее время суммы накопленных амортизационных накоплений не используются по своему прямому назначению.
В результате сельскохозяйственные предприятия ощущают определенную нехватку долгосрочных кредитных ресурсов. Среди заемных источников финансирования главную роль обычно играют долгосрочные кредиты банков. Однако в современных условиях этот источник используется недостаточно широко в связи с высокими рисками банков при его предоставлении. Возможность получить кредит имеют только прибыльные и финансово устойчивые предприятия. Для трети предприятий аграрного сектора Ульяновской области данный источник
практически не доступен. Кроме того, одной из серьезных проблем в получении долгосрочных кредитов для многих сельскохозяйственных предприятий является высокая стоимость и длительность подготовки проектно-сметной документации по капитальным вложениям.
В национальном докладе Министерства сельского хозяйства РФ «о ходе и результатах реализации в 2009 году государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы» отмечено, что основными причинами снижения инвестиционной активности и падения темпов приобретения техники являются:
- недостаток финансовых средств у сельхозтоваропроизводителей, вызванный опережающим ростом цен на потребляемые селом ресурсы по сравнению с выручкой от реализации сельскохозяйственной продукции;
- повышение процентных ставок по долгосрочным кредитам;
- введение ограничений на оказание мер государственной поддержки при приобретении импортной сельскохозяйственной техники, которая в большинстве своем более конкурентоспособна как в технологическом, так и в ценовом плане.
Недостаток собственных финансовых ресурсов на воспроизводство основных фондов требует дополнительного привлечения заемных. В то же время из аналитических данных к Национальному докладу Министерства сельского хозяйства РФ следует, что в Ульяновской области недостаточно успешно привлекались кредиты на технологическую модернизацию - план привлечения субсидированных инвестиционных кредитов выполнен всего на 64,9%. Число сельскохозяйственных организаций, привлекающих инвестиционные кредиты, составило всего 27%.
«Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» принципиально изменил ситуацию в сельском хозяйстве,
в животноводстве. Возрождение и развитие этой отрасли в России очевидно. В рамках нацпроекта отечественные сельхозтоваропроизводители получили ощутимую поддержку государства.
Основным направлением Госпро-граммы на 2008-2012гг. является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей через субсидирование процентных ставок по кредитам и займам, привлеченным на срок до одного года и по инвестиционным кредитам.
В 2008г. в области осуществлялась государственная поддержка сельхозтоваропроизводителям по направлению «Техническое переоснащение сельскохозяйственного производства» - на возмещение части затрат на приобретение новой сельскохозяйственной техники и оборудования (20-50% от стоимости), лизинг сельскохозяйственной техники и оборудования (100% от суммы первоначального взноса по договору лизинга), 20% от стоимости полного капитального ремонта энергонасыщенных тракторов (юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции).
Тем не менее уровень государственной поддержки, очевидно, еще недостаточен для выхода аграрного сектора из кризиса. Согласно исследованию стран ОЭСР, включая рыночные трансферты, компенсации, налоговые льготы и прочее в странах ОЭСР составляет около 30%. По сообщениям агентства АгроФакт, в России уровень совокупной поддержки сельского хозяйства составляет лишь 17%.
В Ульяновской области доля расходов на финансирование сельского хозяйства существенно выше, чем в целом по стране (таблица). Тем не менее в 2009 году по отношению к 2008 по утвержденному бюджету наблюдается снижение расходов на 22633 тыс. руб., или на 4,5%.
Как видно, основной проблемой последних лет в области реального ин-
Таблица.
Доля бюджетных расходов на сельское хозяйство, %
Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Федеральный бюджет 0,39 0,74 045 0,46 0,46
Бюджет Ульяновской области 2,9 2,88 1,98 2,2 2,43
вестирования в аграрном секторе экономики является дефицит инвестиционных ресурсов. Поэтому выявление всевозможных источников финансирования инвестиций, рациональное их использование имеют не только теоретическую, но и практическую значимость.
Основным фактором привлечения инвестиций является и демонополизация производства средств производства для аграрного сектора и создание на этой основе эффективно функционирующего рынка инвестиций. Проявление монополизма состоит в установлении непропорционально высоких цен на промышленные товары, потребляемые сельскохозяйственными предприятиями, и, соответственно, чрезмерно низких цен на сельхозпродукцию.
Развитие лизинговых поставок сельскохозяйственной техники, оборудования и племенного скота положительно повлияло на инвестиционный процесс в аграрном секторе, при этом деятельность государственной агропромышленной лизинговой компании ОАО «Росагролизинг» является ключевой.
По системе аграрного лизинга обеспечена поставка в хозяйства всех Федеральных округов России более 105,5 тысячи голов высокопродуктивного племенного скота, было модернизировано и вновь создано свыше 266 тыс. скотомест. Значительную долю от поставленного поголовья составил высокопродуктивный отечественный районированный скот. По импорту поставлена племенная продукция из Канады, Австралии, Франции, Германии, Австрии, Голландии, Дании, Венгрии и Финляндии. 66 % поставлен-
ного стада - это животные молочных пород, 34 % приходится на мясо-молочные и мясные породы.
Племенные животные поступили во все федеральные округа Российской Федерации, на территории которых были созданы племенные центры. Они расположены на Дальнем Востоке, в Краснодарском крае, Мордовии, Калмыкии, Татарстане, в Липецкой, Челябинской, Тверской, Ульяновской областях. К началу 2008 года племенной приплод от поставленного Росагролизингом поголовья составил более 60 тысяч голов, кроме того, в 2008 году в Ульяновской области было введено в эксплуатацию 506 тыс. кв. м. жилья.
Основными достоинствами лизинга в аграрном секторе являются:
• предоставление ОАО «Росагро-лизинг» сельскохозяйственной техники в лизинг преимущественно отечественного производства, перечень которой утвержден Министерством сельского хозяйства РФ в соответствии с российским законодательством о защите отечественного товаропроизводителя. Исключение сделано в отношении племенной продукции, поставщиком которой могут являться зарубежные фирмы;
• ежегодное установление ценовой комиссией при Министерстве сельского хозяйства РФ предельных размеров отпускных цен на производимую машиностроительными заводами продукцию, которая предназначена для поставки по схеме федерального лизинга. Объемы закупок техники ОАО «Росагролизинг» превышают 60% от производственных планов заводов-изготовителей, что позволяет добиваться существенного снижения закупочных цен и поставлять технику сельхозтоваропроизводителям по ценам на 10% и более (в зависимости от размера поставляемой партии) ниже цен, установленных ценовой комиссией Минсельхоза РФ и цен дилеров сельхозтехники;
• поставка в регионы оборудования в основном через региональные ли-
зинговые компании по схеме сублизинга. Такая схема позволяет исключить дополнительные непроизводственные затраты, с одной стороны, и способствует организационному развитию как самих региональных лизинговых компаний, так и лизинговой деятельности в целом по стране - с другой.
Однако для сельскохозяйственных товаропроизводителей основная проблема на сегодня - возврат лизинговых платежей. Для развития проблемных сельскохозяйственных предприятий необходим дифференцированный подход к условиям предоставления техники в лизинг.
Одним из направлений укрепления материально-технической базы сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях их сложного финансового состояния может быть развитие сети машинно-тракторных станций по техническому обслуживанию сельскохозяйственной техники. Этому в значительной степени будет способствовать создание льготных условий налогообложения для сельскохозяйственных предприятий и организаций, осуществляющих их сервисное обслуживание, ремонт техники, агрохимическую обработку земель и другие виды вспомогательных сельскохозяйственных работ.
Своеобразной социально-экономической платформой в формировании и надлежащем функционировании более совершенного правового механизма кредитования сельского хозяйства и практически одной из важнейших предпосылок инвестиционных вложений в сельскохозяйственное производство на основе кредитного финансирования, динамич-
ного развития как крупных сельскохозяйственных организаций, так и среднего и малого бизнеса является в рыночных условиях институт земельно-ипотечного кредитования. Создание условий для земельно-ипотечного кредитования следует считать ключевой составной частью государственной сельскохозяйственной кредитной политики.
Тем не менее, пока есть немало факторов, сдерживающих развитие ипотеки. Один из них - отсутствие на рынке недвижимости участков с оформленным правом собственности. Другой фактор - земельная ипотека пока малопривлекательна для владельцев ЛПХ и фермеров, так как участки, предлагаемые в залог, незначительны по площади, а значит, и сумма кредита будет небольшой. Кроме того, нет единых методологических подходов к оценке стоимости земельных участков. Существует и дефицит независимых оценочных компаний, специализирующихся на оценке сельскохозяйственных земель, и в первую очередь - для целей земельно-ипотечного кредитования, есть и целый ряд других проблем.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что одна из основных целей сельскохозяйственной кредитнофинансовой политики заключается в определении приемлемых в условиях многоукладности хозяйствования форм кредитных отношений, формировании новых и совершенствовании действующих финансовых институтов. В этом аспекте не является исключением и институт земельно-ипотечного кредита. Необходимо обеспечить более активное вовлечение земель под залог для привлечения инвестиций.