Научная статья на тему 'РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ДЛЯ ДОЛГОСРОЧНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ'

РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ДЛЯ ДОЛГОСРОЧНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегия / ресурсный подход / ресурсы / способности / strategy / resource approach / resources / abilities

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.Н. Симаков, А.А. Бойко

Рассматриваются особенности применения ресурсного подхода при формировании стратегии предприятия. Особое внимание уделяется взаимосвязи ресурсов и способностей, а также этапам формирования ресурсной стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOURCE APPROACH AS BASIS FOR LONG-TERM STRATEGY OF THE ENTERPRISE

Features of application of resource approach when developing strategy are considered. The special attention is paid to interrelation of resources and abilities of firm, and also stages of formation of resource strategy.

Текст научной работы на тему «РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ДЛЯ ДОЛГОСРОЧНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ»

УДК 65.012

РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ДЛЯ ДОЛГОСРОЧНОЙ СТРАТЕГИИ

ПРЕДПРИЯТИЯ

А. Н. Симаков Научный руководитель - А. А. Бойко

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: boiko101961yandex.ru

Рассматриваются особенности применения ресурсного подхода при формировании стратегии предприятия. Особое внимание уделяется взаимосвязи ресурсов и способностей, а также этапам формирования ресурсной стратегии.

Ключевые слова: стратегия, ресурсный подход, ресурсы, способности.

RESOURCE APPROACH AS BASIS FOR LONG-TERM STRATEGY

OF THE ENTERPRISE

A. N. Simakov, A.R. Ogol, I.V. Markevich, I.V. Kauts, V.V. Suetin Scientific Supervisor - A. A. Boyko

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: boiko101961yandex.ru

Features of application of resource approach when developing strategy are considered. The special attention is paid to interrelation of resources and abilities of firm, and also stages of formation of resource strategy.

Keywords: strategy, resource approach, resources, abilities.

Утверждение идентичности целей фирмы являются отправной точкой формулировки стратегии. Обычно предприятия рассуждают с точки зрения рынка, на котором они функционируют: «Кто наши потребители?» и «Какие потребности потребителей мы стремимся удовлетворить?». Однако в мире, где предпочтения потребителей неустойчивы, а идентичность покупателей постоянно изменяется, стратегия, нацеленная на рынок, не может обеспечить стабильность направления в течение длительного периода.

Решение проблемы внешних изменений, предложенное Тэдом Левитом состояло в том, что компании должны определять свои рынки широко (отталкиваясь из ключевых потребностей потребителя), а не узко (исходя исключительно из определенных продуктов) [1].

Вообще, чем сильнее амплитуда изменений, происходящих во внешнем мире, тем больше вероятность того, что непосредственно внутренние ресурсы и способности компании будут основой для долгосрочной стратегии. В быстроразвивающихся технологических отраслях новые предприятия образуются на базе конкретных технологических способностей. Вопрос о том, на каких именно рынках эти способности найдут свое применение, имеет второстепенное значение.

На чем должна строиться стратегия компании при неизбежном устаревании своего ведущего продукта? Следует ли продолжать удовлетворять основные потребности клиентов или начать использовать свои ресурсы и способности на других рынках?

Секция «Управление современными предприятиями, отраслями, комплексами»

В 1980-х гг. компания Olivetti, итальянский производитель пишущих машинок, столкнулась с заменой пишущих машинок микрокомпьютерами. Компания решила продолжить удовлетворять потребности других фирм в обработке текстов, и сосредоточила свою деятельность в сторону персональных компьютеров. В итоге компания понесла крупные убытки. Другой ведущий производитель пишущих машинок Remington напротив, перешел на товары, требующие схожего технического и производственного опыта - электробритвы и прочие приборы личного пользования [2].

Особенность ресурсного подхода заключается в сосредоточении на внутренних факторах фирмы. Как отмечается, ресурсный подход подразумевает связь ресурсов компании с успехом в конкурентной среде [3].

Ресурсный подход оказал существенное воздействие на то, как предприятия определяют собственные стратегии. Особое внимание ресурсному подходу уделено в работе Квинта В. Когда первоначальной задачей стратегии являются выбор отрасли и определение своих позиций в ней, предприятия решают следовать схожим стратегиям [4]. Наоборот, ресурсный подход акцентирует внимание на уникальности каждого предприятия и заявляет, что секрет доходности состоит не в том, чтобы делать то же самое, что и другие предприятия, а в том, чтобы использовать свои личные особенности. Создание конкурентного преимущества означает разработку и реализацию стратегии, опирающейся на неповторимость набора ресурсов и способностей каждого предприятия [5].

Следует четко понимать различия между ресурсами и способностями фирмы. Ресурсом является актив или вход производственной деятельности (материальный или нематериальный), которым владеет фирма и который она контролирует или имеет доступ на относительно постоянной основе. Способность - это физическая возможность фирмы выполнять набор взаимосвязанных задач, используя ресурсы, с целью достижения практического результата [6].

Необходимо задействовать ресурсы все вместе, только тогда они могут сформировать организационную способность и создать конкурентное преимущество.

Оценить свои ресурсы и способности, чтобы потом применить эту оценку для разработки стратегии, фирма может посредством следующих этапов:

1. Идентификация основных ресурсов и способностей. Формирование исходного перечня основных ресурсов и способностей возможно исходя из спроса - рассмотрение ключевых факторов успеха, и предложения - рассмотрение цепочки ценности компании.

2. Оценка ресурсов и способностей. Ресурсы и способности фирмы нужно расценивать по двум ключевым аспектам - оценка важности ресурсов для приобретения устойчивого конкурентного преимущества и оценка относительной силы - сильных и слабых сторон по сравнению с конкурентами.

3. Определение стратегических направлений и инициатив. Следует уделить внимание тому, как эффективнее всего применить ключевые сильные стороны и как поступить с ключевыми слабостями.

4. Связь стратегических направлений со стратегическими целями, т. е. каждому стратегическому направлению ставится в соответствие одна или несколько стратегических целей.

Подводя итоги, хочется отметить, что в условиях непостоянства внешней среды компания, обладающая определенной совокупностью ресурсов и способностей, обеспечивает наиболее устойчивое основание для определения собственной идентичности. Таким образом, определение компании с точки зрения того, что она способна делать, обеспечивает наиболее серьезную базу для стратегии, чем определение, основывающееся на потребностях, которые фирма стремится удовлетворить.

Библиографические ссылки

1. Грант Р. Современный стратегический анализ. 5-е изд. 2008. 560 с. Серия «Классика МВА».

2. Философия научно-инновационной деятельности: монография. М. : Академический Проект; Парадигма, 2012. 182 с.

3. Barney J. Firm resources and sustained competitive advantage // J. of Management. 1991. No 17(1): Р. 99-120.

4. Бойко А. А., Белюкова К. И. Особенности разработки стратегии развития предприятий Малого бизнеса // Вестник СибГАУ. 2012. Вып. 3(43). С. 142.

5. Kvint V. The global emerging market. Strategic Management and Economics. New York.: Routledge. 2009.

6. Helfat C. E., Peteraf M. A. The dynamic Resource-Based View: Capability Lifecycles // Strategic Management Journal. 2003. No 24(10). Р. 997-1010.

© Симаков А. Н., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.