Научная статья на тему 'Инструменты разработки ресурсной стратегии предприятия'

Инструменты разработки ресурсной стратегии предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
692
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / РЕСУРСЫ / СПОСОБНОСТИ / ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ / STRATEGY / RECOURSES / ABILITY / STRATEGY FOR BUILDING INSTRUMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вайда О.В., Бойко А.А.

Рассматриваются этапы разработки ресурсной стратегии предприятия, инструменты формирования ресурсной стратегии на каждом из этапов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTRUMENTS FOR DEVELOPING RESOURCE STRATEGY AT THE ENTERPRISE

This article describes the stages of development of the resource strategy at a company. It considers methods of formation of the resource strategy at every stage.

Текст научной работы на тему «Инструменты разработки ресурсной стратегии предприятия»

<Тешетневс^ие чтения. 2016

УДК 65.012

ИНСТРУМЕНТЫ РАЗРАБОТКИ РЕСУРСНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

О. В. Вайда, А. А. Бойко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: olya.27.08@yandex.ru

Рассматриваются этапы разработки ресурсной стратегии предприятия, инструменты формирования ресурсной стратегии на каждом из этапов.

Ключевые слова: стратегия, ресурсы, способности, инструменты формирования стратегии.

INSTRUMENTS FOR DEVELOPING RESOURCE STRATEGY AT THE ENTERPRISE

О. V. Vaida, А. А. Boiko

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: olya.27.08@yandex.ru

This article describes the stages of development of the resource strategy at a company. It considers methods of formation of the resource strategy at every stage.

Keywords: strategy, recourses, ability, strategy for building instruments.

Ресурсный подход оказывает глубокое воздействие на то, как предприятие формирует свою стратегию. Он акцентирует внимание на уникальность каждого предприятия и заявляет, что секрет прибыльности заключается не в том, чтобы делать то же самое, что все остальные предприятия, а в том, чтобы использовать собственные отличия. Проблема многих предприятий заключается в том, чтобы верно классифицировать имеющиеся у него в наличии ресурсы и направить свою деятельность именно на реализацию стратегических ресурсов, так как, сравнив собственный потенциал с потенциалом конкурентов, им предоставляется возможность идентифицировать состав стратегических ресурсов и ключевых компетенций.

Разработка ресурсной стратегии обязательным этапом предполагает создание инструментальной основы данного процесса в виде методов исследования, анализа и моделирования, а также самой системы показателей [1]. В данной статье особое внимание уделяется этапам, специфичным именно для ресурсной стратегии, а также приводится ряд специальных инструментов, рекомендованных для осуществления этих этапов (см. таблицу).

1. Идентификация основных ресурсов и способностей. На данном этапе необходимо выделить ключевые факторы успеха предложения предприятия на рынке и выяснить, какие ресурсы и ключевые компетенции являются основными [2].

Для идентификации ключевых компетенций могут быть применены такие инструменты, как модель Гранта и анализ «цепочки ценности» Портера. Модель Гранта предполагает классификацию ресурсов предприятия на материальные (финансовые, физиче-

ские), нематериальные (технологии, бренды, репутация, культура) и человеческие (навыки, способности к общению и сотрудничеству, мотивация) [3]. В пятиэтапной модели Гранта выделяют следующие этапы:

1) идентификация ресурсов фирмы, ее сильные и слабые стороны по сравнению с конкурентами;

2) идентификация способностей фирмы;

3) оценка потенциала ресурсов и способностей для создания и поддержания конкурентных преимуществ;

4) выбор стратегии, основанный на способностях для реализации благоприятных возможностей внешнего окружения;

5) идентификация пробелов в ресурсах, которые должны быть восполнены.

Стоит отметить, что данная модель является не линейной, а итерационной, так как она предполагает возвращение от этапа 5 к этапу 1. Это необходимо, поскольку ресурсы и способности динамичны и подвержены моральному износу.

Основной идеей «цепочки ценности» Портера является то, что степень оценки товаров или услуг потребителем определяется тем, как выполняются действия, необходимые для разработки, производства, выведения на рынок, поставки и поддержки данного товара или услуги. Модель идентифицирует основные и вспомогательные виды деятельности по созданию ценности для потребителя, которые можно разложить на составляющие элементы и ключевые компетенции, относящиеся к каждому из них [4]. Основная задача такого анализа заключается в том, чтобы выявить сильные и слабые стороны предприятия и в конечном счете сформулировать стратегии, позволяющие либо

Организационно-экономические проблемы авиационно-космических, комплексов

использовать имеющиеся преимущества, либо компенсировать недостатки.

Этапы и инструменты формирования ресурсной стратегии

№ Этапы формирования ресурсной стратегии Инструменты формирования ресурсной стратегии

1 Идентификация основных ресурсов и способностей Модель Гранта, «цепочка ценностей» Портера

2 Оценка ресурсов и способностей Метод VRIO (метод Барни, тест ЦРНН)

2. Оценка ресурсов и способностей. Данный этап предусматривает оценку важности ресурсов и способностей для приобретения устойчивого конкурентного преимущества, а также выявление сильных и слабых сторон предприятия относительно конкурентов.

Ключевым инструментом для анализа ресурсов и способностей предприятия относительно возможной эффективности их применения считается модель VRЮ, разработанная Дж. Барни, которая представляет собой простую схему анализа ресурсов и способностей предприятия, состоящую из четырех вопросов [5]. Согласно модели VRЮ имеющиеся ресурсы и способности оцениваются бинарно («Да»/«Нет») по четырем параметрам: ценность (V), редкость невоспроизводимость (I), организованность (О). При отсутствии у рассматриваемого ресурса какого-либо свойства (например, редкости) наличие остальных свойств уже не проверяется.

Цель данного инструмента заключается, прежде всего, в определении того, являются ли отдельные ресурсы и способности исследуемого предприятия его слабостью или силой в рамках существующих угроз и возможностей внешней среды.

В целом использование VRЮ-анализа предоставляет возможность вполне эффективно определить те ресурсы и способности, которые станут основой формирования устойчивого конкурентного преимущества предприятия на рынке. Однако существуют и недостатки данного инструмента. Во-первых, это чрезмерная сосредоточенность на внутренней среде предприятия, в то время как ценность ресурсов и способностей предприятия определяется, прежде всего, рынком, на котором оно функционирует. Во-вторых, данный инструмент является довольно статичным и рассматривает ресурсы и способности предприятия относительно текущего момента времени, при том, что целью стратегического анализа и динамизмом современных рынков предусмотрено рассмотрение ресурсной базы относительно будущих рынков, которые, в свою очередь, будут отличаться от существующих.

В заключение стоит отметить, что выбор конкретных инструментов формирования и реализации стратегии развития предприятий зависит от многих факторов. Среди них можно выделить, например, горизонт стратегического видения, размер предприятия, применяемые управленческие модели и организационные формы управления, используемые ресурсы интеллектуальной деятельности, удельный вес инноваций в развитии. В зависимости от конкретных особенностей и потребностей предприятие должно ориентироваться на выбор того или иного инструмента стратегического менеджмента.

Библиографические ссылки

1. Снитко Л. Т., Растворцева С. Н., Клиндухова О. А. Модель оценки эффективности управления ресурсами в организациях // Вестник Белгород. ун-та кооперации, экономики и права. 2013. № 4(48). С. 72-79.

2. Грант Р. Современный стратегический анализ. 5-е изд., 2008. 560 с. Сер. «Классика МВА».

3. Грант P. M. Ресурсная теория конкурентных преимуществ: практические выводы для формулирования стратегии // Вестник СПбГУ. 2003. № 3(8). C. 47-75.

4. Стратегический анализ издержек и цепочка ценностей Портера [Электронный ресурс]. URL: http:// lektsii.org/3-79327.html (дата обращения: 10.09.2016).

5. Barney J. B. Gaining and Sustaining Competitive Advantage. 2nd ed. NJ : Prentice-Hall : Upper Saddle River, 2002.

References

1. Snitko L. T., Rastvortseva S. N., Klindukhova O. A. [Model of assessment of effective management of resources in the organizations] // Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperatsii, ekonomiki i prava, 2013. Vol. 48, No. 4, рр. 72-79. (In Russ.)

2. Grant R. Seriya "Klassika MVA ". Sovremennyy strategicheskiy analiz [Classics of MVA series. Modern strategic analysis]. 5-e izdanie. 2008, 560 р.

3. Grant R. M. [Resource theory of competitive advantages: practical conclusions for a strategy formulation] // Vestnik SPbGU. Vol. 3, No. 8, P. 47-75. (In Russ.)

4. Strategicheskiy analiz izderzhek i tsepochka tsennostey Portera [Strategic analysis of expenses and chain of values of Porter]. Available at: http://lektsii. org/3-79327.html (accessed: 10.09.2016). (In Russ.)

5. Barney J. B. Gaining and Sustaining Competitive Advantage. 2nd ed. Prentice-Hall: Upper Saddle River, NJ, 2002.

© Вайда О. В., Бойко А. А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.