УДК 65.012
МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ РЕСУРСНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
О. В. Вайда, А. А. Бойко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Статья посвящена разработке методики формирования ресурсной стратегии развития предприятия. Рассмотренная методика может быть эффективно применена для предприятий ракетно-космической отрасли.
Ключевые слова: стратегия, ресурсы, способности, методология.
THE METHODOLOGY OF DEVELOPMENT OF RESOURCE STRATEGY
OF THE ENTERPRISE
О. V. Vaida, А. А. Boiko
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
This article is devoted to development of a technique of formation of the resource development strategy of the enterprise. The method can be effectively used for the enterprises of rocket and space industry.
Key words: strategy, recourses, ability, methodology.
Большое количество научных работ по стратегическому планированию посвящено вопросам разработки стратегий, каждая из которых имеет свою специфику формирования. Однако ресурсной стратегии предприятия не всегда уделяется должное внимание, что, в свою очередь, сказывается на недостаточной проработке методологических аспектов ее создания и реализации. Между тем, ресурсный подход предполагает, что именно ресурсы предприятий служат основой его конкурентоспособности и обеспечивают высокую рыночную позицию, что повышает значимость ресурсной стратегии. Таким образом, необходимость проработки методологии формирования ресурсной стратегии заключается в том, чтобы сформулировать такую стратегию, которая была бы направлена на эффективное использование имеющихся у предприятия стратегических ресурсов и обеспечение его конкурентоспособности на рынке.
В научной литературе представлены различные подходы и модели разработки ресурсной стратегии. В данной статье рассматривается методика формирования ресурсной стратегии предприятия, основанная на модели Гранта. Стоит отметить, что рассмотренная методика может быть эффективно применена для предприятий ракетно-космической отрасли [1].
На этапе идентификации ресурсов и способностей проводится выделение ключевых факторов успеха предложения предприятия на рынке, а также определяется, какие ресурсы и ключевые компетенции являются основными (табл. 1) [2].
Следующий этап предполагает осуществление оценки ресурсов и способностей предприятия. Данную оценку можно провести по двум факторам: важность (т.е. какие ресурсы и способности являются наиболее важными для получения конкурентного преимущества) и имеющиеся сильные и слабые стороны в сравнении с конкурентами [3]. После чего ресурсы и способности группируются по степени стратегической важности и определяют сильную или слабую сторону предприятия (табл. 2).
Секция «Управление современными предприятиями, отраслями, комплексами»
Таблица 1
Идентификация ресурсов и способностей
Финансовые ресурсы Корпоративные функции управления
1. 1.
2. 2.
Физические ресурсы Управление информацией
1. 1.
2. 2.
Технологические ресурсы НИОКР
1. 1.
2. 2.
Репутация Производство
1. 1.
2. 2.
Человеческие ресурсы Маркетинг, продажи, дистрибьюция
1. 1.
2. 2.
Таблица 2
Оценка ресурсов и способностей
Наименование групп ресурсов и способностей Наименование ресурсов и способностей Стратегически важно Сильная/слабая сторона
Стратегически важные сильные стороны + Сила
+ Сила
Стратегически важные слабые стороны + Слабость
+ Слабость
Стратегически неважные сильные стороны - Сила
- Сила
Стратегически неважные слабые стороны - Слабость
- Слабость
Следующим шагом является определение стратегических направлений развития предприятия. При этом каждое стратегическое направление должно опираться на один или несколько ресурсов или способностей. В процессе определения стратегического направления следует придерживаться типового правила в виде перечня вопросов, требующих ответа, например, «Как использовать ключевые сильные стороны?», «Как управлять основными слабостями?», «Как развить ресурсы и способности, чтобы они стали сильными сторонами?», «Как лучше использовать сильные стороны, не имеющие стратегической важности?», «Как ограничить финансирование стратегически неважных ресурсов и способностей, являющихся слабыми сторонами?».
Далее реализуется формирование списка стратегических целей, основывающихся на списке стратегических направлений. После чего в соответствие каждому стратегическому направлению ставится одна или несколько стратегических целей и на основании этого формируется итоговый список стратегических целей (таблица 3).
Окончательный вывод о том, может ли быть реализована выбранная стратегия в изменившихся условиях, и, в частности, может ли быть реализован выбранный вариант соотношения ресурсов, оптимален ли их состав и структура делается на этапе контроля и оценки выполнения стратегии.
Завершающим этапом разработки ресурсной стратегии является идентификация разрывов в ресурсах и способностях предприятия. Необходимо выявить разрывы между необходимыми и существующими ресурсами и способностями, а также сопоставить важность конкретных ресурсов и способностей с их стоимостью и возможностью приобретения [4]. Исходя из ценности
стоимости конкретных ресурсов и способностей компания может определить, каким образом следует изменить существующие ресурсы и способности и какие изменения внести в стратегию в соответствии со стратегическими изменениями предприятия. Идентификация разрывов позволяет выявить те ресурсы и компетенции предприятия, которые необходимо развивать, приобретать или сокращать.
Таблица 3
Итоговый список стратегических целей
_Финансы_
1.
_2._
_Клиенты_
1.
_2._
_Внутренние процессы_
_
_2._
_Обучение и развитие_
_
2.
Таким образом, формирование методологии ресурсной стратегии и выделение в ее структуре рассмотренных выше этапов позволит определить состав стратегических ресурсов предприятия и развить эти ресурсы в дальнейшем, а также поможет сформулировать цель деятельности предприятия и обеспечить его конкурентоспособность на рынке в современных условиях.
Библиографические ссылки
1. Бойко А. А. Особенности разработки инновационной стратегии для предприятий РКО (статья) Решетневские чтения: материалы ХХ Междунар. науч. конф.: в 2 ч. / под общ. ред. Ю. Ю. Логинова; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. - Красноярск, 2016.
2. Грант Р. Серия «Классика МВА». Современный стратегический анализ. 5-е издание. 2008. 560 с.
3. Менеджмент. Современный подход [Электронный ресурс]. URL: http://www.nowmanagement.ru/fncs-459-1.html (дата обращения: 15.04.2017).
4. Управление рисками стратегических разрывов [Электронный ресурс]. URL: http://www.konspekt.biz/index.php?text=50344 (дата обращения: 17.04.2017).
© Вайда О. В., Бойко А. А., 2017