Научная статья на тему 'Ресурсные притязания молодежи региона (на примере республики Мордовия)'

Ресурсные притязания молодежи региона (на примере республики Мордовия) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
205
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зинин Александр Алексеевич

В статье представлена социологическая оценка ресурсных притязаний молодежи в Республике Мордовия. На основании гипотезы авторского социологического исследования и предложенных индикаторов анализируются материальные и профессиональностатусные притязания молодежи региона. Автор также рассматривает притязания молодых людей в сфере культурно-досуговых практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ресурсные притязания молодежи региона (на примере республики Мордовия)»

молодых россиян выстраивается следующим образом:

1) материальное благополучие;

2) ценность «Я» (индивидуализм);

3) карьера (самореализация);

4) семья;

5) стабильность;

6) свобода;

7) уважение к старшим;

8) бог (вера в Бога);

9) патриотизм;

10) долг и честь.

Таким образом, результаты приведенных исследований являются в какой-то степени противоречивыми, что подтверждает мнение подавляющего большинства ученых о том,

что ценностная система молодежи находится в стадии формирования. Это связано со спецификой социализации молодежи, завершением первичной ее стадии и началом вторичной. Сложность социализации молодежи состоит в том, что новые адаптационные процессы накладываются на прежние, пройденные в первичной социализации. Именно это порождает проблему согласования между ними.

В целом можно сказать, что ведущими ценностями молодежи являются индивидуальные (достаток, независимость и самореализация). Общественные ценности (уважение старших, патриотизм) тоже принимаются молодежью, но в меньшей степени и не в ущерб личным интересам.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Молодежь новой России : ценностные приоритеты. Аналитический доклад Института социологии РАН в сотрудничестве с Представительством Фонда им. Ф. Эберта в Российской Федерации, Москва 2007 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.isras.ru/analytical__report_ Youth.html. — Загл. с экрана.

2. Цели современной молодежи, ФОМ, отчет от 20.06.2002 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bd.fom.ru/report/cat/val_/dd022434. — Загл. с экрана.

3. Ценности в современной России : итоги экспертного исследования, проведенного с 15 июня по 10 сентября 2007 года / Фонд имени Питирима Сорокина [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.salvador-d.ru/files/cennosti.ppt. — Загл. с экрана.

Поступила 13.07.1 /.

РЕСУРСНЫЕ ПРИТЯЗАНИЯ МОЛОДЕЖИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)

А. А. Зинин

В статье представлена социологическая оценка ресурсных притязаний молодежи в Республике Мордовия. На основании гипотезы авторского социологического исследования и предложенных индикаторов анализируются материальные и профессионально-статусные притязания молодежи региона. Автор также рассматривает притязания молодых людей в сфере культурно-досуговых практик.

В начале нового столетия Россия столкнулась с ситуацией хронического отставания от мировых конкурентов (в первую очередь западных стран), а российское общество застыло в состоянии напряженного ожидания будущего. Понимая все это, современная российская власть в социальной риторике сделала упор на слово «модернизация»,

предполагающее не только внедрение новых технологий, но и приход новых людей, особенно молодых, без которых невозможно проводить преобразования и разрабатывать инновационные технологии. Молодежь постепенно становится стратегическим ресурсом процессов обновления страны. В связи с этим представляется интересным рассмотре-

© А. А. Зинин, 2011

Серия «Социологические науки»

225

ние тех социальных изменений, которые в значительной степени затрагивают поколение молодых людей, перед которыми стоит проблема жизненного самоопределения. От того, каким образом решает эту задачу российская молодежь, зависит настоящее и будущее российского общества.

Сегодня наиболее определяющими в социуме стали не профессиональные качества, моральные или ценностные установки, а уровень благосостояния, статус человека в обществе, многочисленные «нужные» связи, правильная протекция и т. д. Все это предопределило изменение «ресурсных притязаний» молодежи, под которыми мы понимаем стремление молодого человека следовать цели, которая, с одной стороны, соответствует, по субъективному мнению последнего, его реальным способностям и возможностям, с другой — воплощает желаемые им стандарты удовлетворения потребностей.

В январе 2010 г. автором статьи был проведен социологический опрос «Ресурсные притязания молодежи в региональном социуме», в котором участвовали учащиеся 10 — 11 классов средних школ и студенты вузов Республики Мордовия. Объем выборочной совокупности составил 576 чел. — 384 студента и 192 старшеклассника. Гипотеза авторского социологического исследования состояла в следующем: мы предполагали, что в зависимости от таких индикаторов, как среднедушевой доход на одного члена семьи, тендерные особенности и место проживания, материальные (богатство) и профессионально-статусные (власть и престиж), притязания молодежи (в данном случае — старшеклассников и студентов) будут существенно дифференцированы, в то время как притязания в сфере культурно-досуго-вых практик не будут особо отличаться.

Проанализировав ответы респондентов, мы пришли к выводу, что выдвинутая гипотеза социологического исследования подтвердилась. В частности, рассмотрев ответы молодых людей относительно первого индикатора (среднедушевой доход на одного члена семьи), можно отметить некоторые специфические особенности ресурсных притязаний старшеклассников и студентов республики.

Распределение ответов по среднедушевому доходу на одного члена семьи при ответе на вопрос: «Укажите, какая сумма Вам необходима в месяц для достойного уровня жизни?» — показало, что в семьях, где уровень дохода ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ) (в Российской Федерации в 2010 г. он составлял 4 330 руб.),

ресурсные притязания старшеклассников также ниже: сумму до 5 тыс. руб. указали 29,5 % учащихся 10 — 11 классов. Одновременно с ростом среднедушевого дохода растет и потребность в материальном достатке, что, скорее всего, обусловлено установками старше-классников на достижение максимально возможных целей. В среде студентов с ростом благосостояния семьи также наблюдается увеличение ресурсных притязаний. Данная тенденция, по нашему мнению, обусловлена процессом социализации молодого человека, который заканчивается именно в вузе, где у молодежи формируются собственное представление о жизни, возможность самореализации.

Однако у этого процесса есть и обратная сторона — как правило, у студентов преобладает стремление к максимализму, их амбиции нередко бывают слишком завышенными. Поскольку вопрос: «Укажите, какая сумма Вам необходима в месяц для достойного уровня жизни?» — был открытым, при обработке данных автор статьи не раз сталкивался с вариантами «500 тыс. руб.», «1 млн руб.», что также характеризует максимализм материальных притязаний студентов. В подтверждение ресурсной составляющей притязаний молодежи можно также привести двумернре распределение по среднедушевому доходу на одного члена семьи при ответе на вопрос: «Какой смысл Вы вкладываете в словосочетание „хорошо жить" в первую очередь?». Как старшеклассники, так и студенты вузов, наряду с традиционными ценностями («создать семью», «любить и быть любимым») отмечают такие варианты ответа, как «быть материально обеспеченным» и «иметь престижную должность». В то же время, как показывают социологические опросы В. С. Магуна и М. В. Энгова-това, еще 20 — 25 лет назад типичный советский выпускник школы или студент вуза хотел бы в будущем руководить небольшим коллективом внутри предприятия, иметь квартиру, где комнат на одну меньше, чем членов семьи, владеть небольшим деревянным домом или даже не иметь дачного участка, а также ездить на «Жигулях» или вовсе не иметь машины [1].

При ответе на вопрос анкеты: «Каким образом Вы собираетесь поступать (поступили) в выбранное учебное заведение?» — большинство молодых людей отметили вариант «самостоятельно, сдав все вступительные экзамены». Однако в этом вопросе можно было указать несколько вариантов ответа, за счет чего в них проявились различия исходя из среднедушевого дохода на одного члена

226

ВЕСТНИК Мордовского университета | 201! | М» 3

семьи. Так, опрос показал, что профессионально-статусные притязания наиболее прагматично оценивают респонденты с высоким материальным достатком в семье (как среди старшеклассников, так и в среде студенчества). Например, молодые люди, чей среднедушевой доход на одного члена семьи составил более 12 900 руб., наряду с собственными возможностями (знания, умения и навыки) при поступлении надеются на дополнительную помощь родителей, влиятельных родственников, друзей (среди наиболее обеспеченных старшеклассников такой вариант выбрали 71,4 %). В свою очередь в ответах студентов можно увидеть следующую закономерность: чем выше среднедушевой доход, тем выше профессионально-статусные притязания, выражающиеся в последовательном росте выбора варианта ответа «помогли связи родителей (родственников, друзей и т. д.)» и снижения популярности ответа «самостоятельно, сдав все вступительные экзамены (собеседование, ЕГЭ, тесты и т. п.)»;

Старшеклассники достаточно незамысловато организовывают досуг, в основном предпочитая прогулки на улице (79,3 %) и встречи с друзьями (75,6 %). Походы на вечеринки, в кино, магазины и спортзалы, где практически всегда тратятся денежные средства, являются разнообразием в досуге в среднем лишь у четверти опрошенных, что косвенно подтверждает заниженные ресурсные притязания молодежи в сфере организации досуга. Дома молодые люди с разным среднедушевым доходом в семье (как старшеклассники, так и студенты) предпочитают проводить свободное время практически идентично: либо сидя за компьютером (в Интернете), либо смотря телевизор; некоторые пытаются выспаться или занять себя любимым делом. В свою очередь вне дома молодые люди (как старшеклассники, так и студенты) вне зависимости от дохода в семье тратят свободное время на встречи с друзьями, прогулки на свежем воздухе, посещение магазинов и походы в кинотеатр.

Наряду со среднедушевым доходом, автором статьи были проанализированы ответы респондентов относительно второго индикатора (место проживания), которые также представляют интерес для более полного раскрытия ресурсных притязаний молодежи в регионе.

Распределение ответов по месту жительства при ответе на вопрос: «Укажите, какая сумма Вам необходима в месяц для достойного уровня жизни?» — показало, что в среде школьников 10—11 классов преобладают умеренные материальные притязания — до

5 тыс. руб. вполне достаточно для 29,3 % сельских старшеклассников и 24,6 % городских. Иная картина наблюдается при ответе на тот же вопрос в студенческой среде — самым популярным ответом стал вариант «От 5 001 до 10 000 руб.». Данное распределение ответов свидетельствует, на наш взгляд, с одной стороны, о росте материальных притязаний при переходе молодого человека из статуса школьника в ранг студента (в том числе в зависимости от места проживания), с другой — об их умеренности (до 10 000 руб.) и адекватности реалиям региона.

Сельские старшеклассники чаще хотят получить желаемую профессию, чем их городские сверстники (73,0 и 58,2 % соответственно). Одновременно среди желающих поступить в вуз больше горожан (38,8 % городских старшеклассников и 22,2 % сельских). Также исследование показало, что старшеклассники из города не испытывают ложных социальных ожиданий относительно перспективности и престижности специальности, которую они собираются получать. Сельские учащиеся 10 — 11 классов считают важной и перспективной для российского общества будущую специальность на 16,3 % выше, чем их городские сверстники (на 19,5 % выше — важной для Республики Мордовия). Настораживает то, что выбранная в будущем специальность неинтересна 16,4 % городских старшеклассников, в то время как сельские школьники более основательно подходят к выбору будущей профессии.

При ответе на вопрос: «Чем Вы обычно занимаетесь в свободное время вне дома?» — в культурно-досуговых практиках городской и сельской молодежи также не прослеживается существенных различий. Однако среди студентов доля горожан, посещающих ночные клубы, на 10,0 % выше, чем среди сельчан. Это, по-видимому, обусловлено тем, что посещение ночных клубов для многих горожан является обыденным явлением (своего рода постоянной практикой), в то время как у сельских студентов, не избалованных такими увеселительными заведениями в районах республики, привычка посещать их еще не сформировалась. Еще более поразительна разница в количестве посещений кинотеатров в городской и сельской местно-сти среди старшеклассников (39,1 % против 1,5 %), что, на наш взгляд, объясняется катастрофической нехваткой или отсутствием кинотеатров в районах республики. С другой стороны, практически одинаковое число студентов из городской и сельской местности, посещающих кинотеатры (22,2 и 23,1 % соответственно), вполне объяснимо,

Серия «Социологические науки*-

так как молодые люди из села в основном обучаются в городе и имеют возможность ходить на кинопоказы.

Наконец, проанализировав ответы молодых людей относительно третьего индикатора (тендерных особенностей), также можно отметить некоторые специфические особенности ресурсных притязаний среди старшеклассников и студентов.

Распределение ответов по среднедушевому доходу на одного члена семьи при ответе на вопрос: «Укажите, какая сумма Вам необходима в месяц для достойного уровня жизни?» — показало, что юноши демонстрируют более высокие материальные притязания, чем девушки, как среди старшеклассников, так и среди студентов (вариант ответа «выше 30 001 руб.» указали 23,1 % старшеклассников и 23,3 % студентов, в то время как среди старшеклассниц аналогичный вариант ответа выбрали только 16,4 %, а среди студенток — 10,3 %). Обратной стороной указанных выше особенностей является стремление девушки быть материально обеспеченной — либо при поддержке любимого молодого человека (семьи), либо самостоятельно. В нашем исследовании как старшеклассницы чаще, чем старшеклассники (39,0 % против 33,9 %), так и студентки чаще, чем студенты (44,5 % против 33,7 %), хотят быть материально обеспеченными.

Дифференциация по тендерному признаку относительно профессионально-статусных притязаний прослеживается при ответе на вопрос: «Для чего Вы собираетесь поступать в выбранное учебное заведение?». С целью получить желаемую профессию собираются поступать в вуз 69,9 % старшеклассниц и только 59,6 % юношей-старшеклассников. Одновременно с этим парни в большей степени, чем старшеклассницы, преследуют при поступлении еще одну цель — получить высшее образование без особых притязаний на его качество, престижность и т. п. Эта тенденция, возможно, обусловлена тем, что, с одной стороны, юноши хотят поступить в вуз, чтобы получить отсрочку от службы в армии, с другой — получить высшее образование, которое им пригодится при поиске высокооплачиваемой работы. Диаметрально

противоположные тенденции наблюдаются при ответе на этот вопрос в среде студенчества. Корреляция по тендерному признаку показала, что юноши-студенты в большей степени, чем их сверстницы, ценят важность получа-емой профессии. Однако девушки чаще склонны считать, что они получают важную, но бесперспективную профессию (9,0 % у девушек против 13,9 % у юношей (в России) и 17,2 % против 31,3 % (в Республике Мордовия). Не представляет никакого интереса выбранная в будущем специальность для 17,9 % городских старшеклассников (в основном из числа юношей) и у небольшого числа студентов (практически в равной степени как среди юношей, так и среди девушек).

Проведенное исследование показало, что традиционно девушки и юноши по-разному организуют досуг в зависимости от тендерных установок. Например, парни больше времени уделяют спорту, а девушки — прогулкам по магазинам и хобби. Однако указанные различия имеются только по специфическим для каждого пола вариантам ответа (занятия спортом — у юношей, шо-пинг — у девушек и т. п.), а самые популярные из них («смотрю телевизор», «сижу за компьютером», «гуляю на улице» и «встречаюсь с друзьями») являются наиболее часто называемыми при ответах как у юношей, так и у девушек.

Обобщая, можно отметить тот факт, что распространенный стереотип о «молодежной меркантильности» не нашел полного подтверждения в ходе проведенного анализа относительно ресурсных притязаний молодежи региона и пока является явным преувеличением для Республики Мордовия. Одновременно можно констатировать, что происходит постепенная трансформация системы ценностей и притязаний молодежи в сторону материальной составляющей (общества потребления) — благополучие стало ассоциироваться у молодежи не только с общепризнанными ценностями (семья, здоровье, любовь и т. д.), но и с ресурсными установками (быть материально обеспеченным, хорошо зарабатывать, занимать высокую и престижную должность и т. п.).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Магун В. С. Динамика притязаний и изменение ресурсных стратегий молодежи : 1985-2005 годы / В. С. Магун // Россия реформирующаяся : ежегодник / отв. ред. М. К. Горшков. - М., 2007. - Вып. 6. - С. 199.

Поступила 13.07.11.

228

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.