молодых россиян выстраивается следующим образом:
1) материальное благополучие;
2) ценность «Я» (индивидуализм);
3) карьера (самореализация);
4) семья;
5) стабильность;
6) свобода;
7) уважение к старшим;
8) бог (вера в Бога);
9) патриотизм;
10) долг и честь.
Таким образом, результаты приведенных исследований являются в какой-то степени противоречивыми, что подтверждает мнение подавляющего большинства ученых о том,
что ценностная система молодежи находится в стадии формирования. Это связано со спецификой социализации молодежи, завершением первичной ее стадии и началом вторичной. Сложность социализации молодежи состоит в том, что новые адаптационные процессы накладываются на прежние, пройденные в первичной социализации. Именно это порождает проблему согласования между ними.
В целом можно сказать, что ведущими ценностями молодежи являются индивидуальные (достаток, независимость и самореализация). Общественные ценности (уважение старших, патриотизм) тоже принимаются молодежью, но в меньшей степени и не в ущерб личным интересам.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Молодежь новой России : ценностные приоритеты. Аналитический доклад Института социологии РАН в сотрудничестве с Представительством Фонда им. Ф. Эберта в Российской Федерации, Москва 2007 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.isras.ru/analytical__report_ Youth.html. — Загл. с экрана.
2. Цели современной молодежи, ФОМ, отчет от 20.06.2002 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bd.fom.ru/report/cat/val_/dd022434. — Загл. с экрана.
3. Ценности в современной России : итоги экспертного исследования, проведенного с 15 июня по 10 сентября 2007 года / Фонд имени Питирима Сорокина [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.salvador-d.ru/files/cennosti.ppt. — Загл. с экрана.
Поступила 13.07.1 /.
РЕСУРСНЫЕ ПРИТЯЗАНИЯ МОЛОДЕЖИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)
А. А. Зинин
В статье представлена социологическая оценка ресурсных притязаний молодежи в Республике Мордовия. На основании гипотезы авторского социологического исследования и предложенных индикаторов анализируются материальные и профессионально-статусные притязания молодежи региона. Автор также рассматривает притязания молодых людей в сфере культурно-досуговых практик.
В начале нового столетия Россия столкнулась с ситуацией хронического отставания от мировых конкурентов (в первую очередь западных стран), а российское общество застыло в состоянии напряженного ожидания будущего. Понимая все это, современная российская власть в социальной риторике сделала упор на слово «модернизация»,
предполагающее не только внедрение новых технологий, но и приход новых людей, особенно молодых, без которых невозможно проводить преобразования и разрабатывать инновационные технологии. Молодежь постепенно становится стратегическим ресурсом процессов обновления страны. В связи с этим представляется интересным рассмотре-
© А. А. Зинин, 2011
Серия «Социологические науки»
225
ние тех социальных изменений, которые в значительной степени затрагивают поколение молодых людей, перед которыми стоит проблема жизненного самоопределения. От того, каким образом решает эту задачу российская молодежь, зависит настоящее и будущее российского общества.
Сегодня наиболее определяющими в социуме стали не профессиональные качества, моральные или ценностные установки, а уровень благосостояния, статус человека в обществе, многочисленные «нужные» связи, правильная протекция и т. д. Все это предопределило изменение «ресурсных притязаний» молодежи, под которыми мы понимаем стремление молодого человека следовать цели, которая, с одной стороны, соответствует, по субъективному мнению последнего, его реальным способностям и возможностям, с другой — воплощает желаемые им стандарты удовлетворения потребностей.
В январе 2010 г. автором статьи был проведен социологический опрос «Ресурсные притязания молодежи в региональном социуме», в котором участвовали учащиеся 10 — 11 классов средних школ и студенты вузов Республики Мордовия. Объем выборочной совокупности составил 576 чел. — 384 студента и 192 старшеклассника. Гипотеза авторского социологического исследования состояла в следующем: мы предполагали, что в зависимости от таких индикаторов, как среднедушевой доход на одного члена семьи, тендерные особенности и место проживания, материальные (богатство) и профессионально-статусные (власть и престиж), притязания молодежи (в данном случае — старшеклассников и студентов) будут существенно дифференцированы, в то время как притязания в сфере культурно-досуго-вых практик не будут особо отличаться.
Проанализировав ответы респондентов, мы пришли к выводу, что выдвинутая гипотеза социологического исследования подтвердилась. В частности, рассмотрев ответы молодых людей относительно первого индикатора (среднедушевой доход на одного члена семьи), можно отметить некоторые специфические особенности ресурсных притязаний старшеклассников и студентов республики.
Распределение ответов по среднедушевому доходу на одного члена семьи при ответе на вопрос: «Укажите, какая сумма Вам необходима в месяц для достойного уровня жизни?» — показало, что в семьях, где уровень дохода ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ) (в Российской Федерации в 2010 г. он составлял 4 330 руб.),
ресурсные притязания старшеклассников также ниже: сумму до 5 тыс. руб. указали 29,5 % учащихся 10 — 11 классов. Одновременно с ростом среднедушевого дохода растет и потребность в материальном достатке, что, скорее всего, обусловлено установками старше-классников на достижение максимально возможных целей. В среде студентов с ростом благосостояния семьи также наблюдается увеличение ресурсных притязаний. Данная тенденция, по нашему мнению, обусловлена процессом социализации молодого человека, который заканчивается именно в вузе, где у молодежи формируются собственное представление о жизни, возможность самореализации.
Однако у этого процесса есть и обратная сторона — как правило, у студентов преобладает стремление к максимализму, их амбиции нередко бывают слишком завышенными. Поскольку вопрос: «Укажите, какая сумма Вам необходима в месяц для достойного уровня жизни?» — был открытым, при обработке данных автор статьи не раз сталкивался с вариантами «500 тыс. руб.», «1 млн руб.», что также характеризует максимализм материальных притязаний студентов. В подтверждение ресурсной составляющей притязаний молодежи можно также привести двумернре распределение по среднедушевому доходу на одного члена семьи при ответе на вопрос: «Какой смысл Вы вкладываете в словосочетание „хорошо жить" в первую очередь?». Как старшеклассники, так и студенты вузов, наряду с традиционными ценностями («создать семью», «любить и быть любимым») отмечают такие варианты ответа, как «быть материально обеспеченным» и «иметь престижную должность». В то же время, как показывают социологические опросы В. С. Магуна и М. В. Энгова-това, еще 20 — 25 лет назад типичный советский выпускник школы или студент вуза хотел бы в будущем руководить небольшим коллективом внутри предприятия, иметь квартиру, где комнат на одну меньше, чем членов семьи, владеть небольшим деревянным домом или даже не иметь дачного участка, а также ездить на «Жигулях» или вовсе не иметь машины [1].
При ответе на вопрос анкеты: «Каким образом Вы собираетесь поступать (поступили) в выбранное учебное заведение?» — большинство молодых людей отметили вариант «самостоятельно, сдав все вступительные экзамены». Однако в этом вопросе можно было указать несколько вариантов ответа, за счет чего в них проявились различия исходя из среднедушевого дохода на одного члена
226
ВЕСТНИК Мордовского университета | 201! | М» 3
семьи. Так, опрос показал, что профессионально-статусные притязания наиболее прагматично оценивают респонденты с высоким материальным достатком в семье (как среди старшеклассников, так и в среде студенчества). Например, молодые люди, чей среднедушевой доход на одного члена семьи составил более 12 900 руб., наряду с собственными возможностями (знания, умения и навыки) при поступлении надеются на дополнительную помощь родителей, влиятельных родственников, друзей (среди наиболее обеспеченных старшеклассников такой вариант выбрали 71,4 %). В свою очередь в ответах студентов можно увидеть следующую закономерность: чем выше среднедушевой доход, тем выше профессионально-статусные притязания, выражающиеся в последовательном росте выбора варианта ответа «помогли связи родителей (родственников, друзей и т. д.)» и снижения популярности ответа «самостоятельно, сдав все вступительные экзамены (собеседование, ЕГЭ, тесты и т. п.)»;
Старшеклассники достаточно незамысловато организовывают досуг, в основном предпочитая прогулки на улице (79,3 %) и встречи с друзьями (75,6 %). Походы на вечеринки, в кино, магазины и спортзалы, где практически всегда тратятся денежные средства, являются разнообразием в досуге в среднем лишь у четверти опрошенных, что косвенно подтверждает заниженные ресурсные притязания молодежи в сфере организации досуга. Дома молодые люди с разным среднедушевым доходом в семье (как старшеклассники, так и студенты) предпочитают проводить свободное время практически идентично: либо сидя за компьютером (в Интернете), либо смотря телевизор; некоторые пытаются выспаться или занять себя любимым делом. В свою очередь вне дома молодые люди (как старшеклассники, так и студенты) вне зависимости от дохода в семье тратят свободное время на встречи с друзьями, прогулки на свежем воздухе, посещение магазинов и походы в кинотеатр.
Наряду со среднедушевым доходом, автором статьи были проанализированы ответы респондентов относительно второго индикатора (место проживания), которые также представляют интерес для более полного раскрытия ресурсных притязаний молодежи в регионе.
Распределение ответов по месту жительства при ответе на вопрос: «Укажите, какая сумма Вам необходима в месяц для достойного уровня жизни?» — показало, что в среде школьников 10—11 классов преобладают умеренные материальные притязания — до
5 тыс. руб. вполне достаточно для 29,3 % сельских старшеклассников и 24,6 % городских. Иная картина наблюдается при ответе на тот же вопрос в студенческой среде — самым популярным ответом стал вариант «От 5 001 до 10 000 руб.». Данное распределение ответов свидетельствует, на наш взгляд, с одной стороны, о росте материальных притязаний при переходе молодого человека из статуса школьника в ранг студента (в том числе в зависимости от места проживания), с другой — об их умеренности (до 10 000 руб.) и адекватности реалиям региона.
Сельские старшеклассники чаще хотят получить желаемую профессию, чем их городские сверстники (73,0 и 58,2 % соответственно). Одновременно среди желающих поступить в вуз больше горожан (38,8 % городских старшеклассников и 22,2 % сельских). Также исследование показало, что старшеклассники из города не испытывают ложных социальных ожиданий относительно перспективности и престижности специальности, которую они собираются получать. Сельские учащиеся 10 — 11 классов считают важной и перспективной для российского общества будущую специальность на 16,3 % выше, чем их городские сверстники (на 19,5 % выше — важной для Республики Мордовия). Настораживает то, что выбранная в будущем специальность неинтересна 16,4 % городских старшеклассников, в то время как сельские школьники более основательно подходят к выбору будущей профессии.
При ответе на вопрос: «Чем Вы обычно занимаетесь в свободное время вне дома?» — в культурно-досуговых практиках городской и сельской молодежи также не прослеживается существенных различий. Однако среди студентов доля горожан, посещающих ночные клубы, на 10,0 % выше, чем среди сельчан. Это, по-видимому, обусловлено тем, что посещение ночных клубов для многих горожан является обыденным явлением (своего рода постоянной практикой), в то время как у сельских студентов, не избалованных такими увеселительными заведениями в районах республики, привычка посещать их еще не сформировалась. Еще более поразительна разница в количестве посещений кинотеатров в городской и сельской местно-сти среди старшеклассников (39,1 % против 1,5 %), что, на наш взгляд, объясняется катастрофической нехваткой или отсутствием кинотеатров в районах республики. С другой стороны, практически одинаковое число студентов из городской и сельской местности, посещающих кинотеатры (22,2 и 23,1 % соответственно), вполне объяснимо,
Серия «Социологические науки*-
так как молодые люди из села в основном обучаются в городе и имеют возможность ходить на кинопоказы.
Наконец, проанализировав ответы молодых людей относительно третьего индикатора (тендерных особенностей), также можно отметить некоторые специфические особенности ресурсных притязаний среди старшеклассников и студентов.
Распределение ответов по среднедушевому доходу на одного члена семьи при ответе на вопрос: «Укажите, какая сумма Вам необходима в месяц для достойного уровня жизни?» — показало, что юноши демонстрируют более высокие материальные притязания, чем девушки, как среди старшеклассников, так и среди студентов (вариант ответа «выше 30 001 руб.» указали 23,1 % старшеклассников и 23,3 % студентов, в то время как среди старшеклассниц аналогичный вариант ответа выбрали только 16,4 %, а среди студенток — 10,3 %). Обратной стороной указанных выше особенностей является стремление девушки быть материально обеспеченной — либо при поддержке любимого молодого человека (семьи), либо самостоятельно. В нашем исследовании как старшеклассницы чаще, чем старшеклассники (39,0 % против 33,9 %), так и студентки чаще, чем студенты (44,5 % против 33,7 %), хотят быть материально обеспеченными.
Дифференциация по тендерному признаку относительно профессионально-статусных притязаний прослеживается при ответе на вопрос: «Для чего Вы собираетесь поступать в выбранное учебное заведение?». С целью получить желаемую профессию собираются поступать в вуз 69,9 % старшеклассниц и только 59,6 % юношей-старшеклассников. Одновременно с этим парни в большей степени, чем старшеклассницы, преследуют при поступлении еще одну цель — получить высшее образование без особых притязаний на его качество, престижность и т. п. Эта тенденция, возможно, обусловлена тем, что, с одной стороны, юноши хотят поступить в вуз, чтобы получить отсрочку от службы в армии, с другой — получить высшее образование, которое им пригодится при поиске высокооплачиваемой работы. Диаметрально
противоположные тенденции наблюдаются при ответе на этот вопрос в среде студенчества. Корреляция по тендерному признаку показала, что юноши-студенты в большей степени, чем их сверстницы, ценят важность получа-емой профессии. Однако девушки чаще склонны считать, что они получают важную, но бесперспективную профессию (9,0 % у девушек против 13,9 % у юношей (в России) и 17,2 % против 31,3 % (в Республике Мордовия). Не представляет никакого интереса выбранная в будущем специальность для 17,9 % городских старшеклассников (в основном из числа юношей) и у небольшого числа студентов (практически в равной степени как среди юношей, так и среди девушек).
Проведенное исследование показало, что традиционно девушки и юноши по-разному организуют досуг в зависимости от тендерных установок. Например, парни больше времени уделяют спорту, а девушки — прогулкам по магазинам и хобби. Однако указанные различия имеются только по специфическим для каждого пола вариантам ответа (занятия спортом — у юношей, шо-пинг — у девушек и т. п.), а самые популярные из них («смотрю телевизор», «сижу за компьютером», «гуляю на улице» и «встречаюсь с друзьями») являются наиболее часто называемыми при ответах как у юношей, так и у девушек.
Обобщая, можно отметить тот факт, что распространенный стереотип о «молодежной меркантильности» не нашел полного подтверждения в ходе проведенного анализа относительно ресурсных притязаний молодежи региона и пока является явным преувеличением для Республики Мордовия. Одновременно можно констатировать, что происходит постепенная трансформация системы ценностей и притязаний молодежи в сторону материальной составляющей (общества потребления) — благополучие стало ассоциироваться у молодежи не только с общепризнанными ценностями (семья, здоровье, любовь и т. д.), но и с ресурсными установками (быть материально обеспеченным, хорошо зарабатывать, занимать высокую и престижную должность и т. п.).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Магун В. С. Динамика притязаний и изменение ресурсных стратегий молодежи : 1985-2005 годы / В. С. Магун // Россия реформирующаяся : ежегодник / отв. ред. М. К. Горшков. - М., 2007. - Вып. 6. - С. 199.
Поступила 13.07.11.
228
ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | 3