Научная статья на тему 'РЕСУРСНО-МОТИВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К РАЗРЕШЕНИЮ ПРОТИВОРЕЧИЙ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ НА ОСНОВЕ АКТИВИЗАЦИИ АНТИКРИЗИСНОГО КОМПОНЕНТА'

РЕСУРСНО-МОТИВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К РАЗРЕШЕНИЮ ПРОТИВОРЕЧИЙ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ НА ОСНОВЕ АКТИВИЗАЦИИ АНТИКРИЗИСНОГО КОМПОНЕНТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСТАБИЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / МОТИВАЦИОННО-РЕСУРСНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / МАРКЕТИНГОВО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / АНТИКРИЗИСНЫЙ КОМПОНЕНТ / РЕСУРСНО-МОТИВАЦИОННЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щепакин Михаил Борисович

Обозначена взаимосвязь накопившихся противоречий и разногласий в системе рыночных отношений между субъектами с состоянием инновационных изменений, происходящих в бизнесе, в обществе и в самом человеке. Указано на зависимость маркетингового поведения субъектов от внутреннего состояния элементов социально-экономической системы. Обоснован тезис о существенной значимости социальной справедливости как источнике наращивания потенциала устойчивого равновесия субъектов и гармоничного развития национальной экономики. Низкий уровень мотивации трудового ресурса на инновационные преобразования и высокоэффективный труд является тормозом в обеспечении высоких темпов экономического роста. Обосновано, что ресурсно-мотивационный подход к разрешению противоречий в социально-экономической системе предусматривает активизацию антикризисного компонента и укрепление социального вектора развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Щепакин Михаил Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOURCE-MOTIVATIONAL APPROACH TO CONFLICT RESOLUTION IN THE SOCIO-ECONOMIC SYSTEM BASED ON ANTI-CRISIS COMPONENT

The interrelation of the accumulated contradictions and disagreements in the system of market relations between subjects with innovative changes taking place in business, in society and in the person himself is indicated. The dependence of the marketing behavior of subjects on the internal state of the socio-economic system elements is examined. The thesis about the essential importance of social justice as a source of building the potential of sustainable equality of subjects and harmonious development of the national economy is substantiated. The low level of motivation of the labour resource for innovative transformations and highly efficient work is a brake on ensuring high rates of economic growth. It is proved that the resource-motivational approach to conflict resolution in the socio-economic system provides for the activation of the anti-crisis component and the strengthening of the social vector of development.

Текст научной работы на тему «РЕСУРСНО-МОТИВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К РАЗРЕШЕНИЮ ПРОТИВОРЕЧИЙ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ НА ОСНОВЕ АКТИВИЗАЦИИ АНТИКРИЗИСНОГО КОМПОНЕНТА»

ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО

Том 11 • Номер 7 • Июль 2021 ISSN 2222-534Х

>

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law

Первое

экономическое издательство

г..

ресурсно-мотивационный подход к разрешению противоречий в социально-экономической системе на основе активизации антикризисного компонента

Обозначена взаимосвязь накопившихся противоречий и разногласий в системе рыночных отношений между субъектами с состоянием инновационных изменений, происходящих в бизнесе, в обществе и в самом человеке. Указано на зависимость маркетингового поведения субъектов от внутреннего состояния элементов социально-экономической системы. Обоснован тезис о существенной значимости социальной справедливости как источнике наращивания потенциала устойчивого равновесия субъектов и гармоничного развития национальной экономики. Низкий уровень мотивации трудового ресурса на инновационные преобразования и высокоэффективный труд является тормозом в обеспечении высоких темпов экономического роста. Обосновано, что ресурсно-мотивационный подход к разрешению противоречий в социально-экономической системе предусматривает активизацию антикризисного компонента и укрепление социального вектора развития.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: нестабильная экономика, мотивационно-ресурсные противоречия, социальная справедливость, маркетингово-поведенческая адаптация, антикризисный компонент, ресурсно-моти-вационный подход, социально-экономический рост.

Resource-motivational approach to conflict resolution in the socio-economic system based on anti-crisis component

Shchepakin M.B. 1

1 Kuban State Technological University, Russia

введение

Развитие экономики России связано с решением целого ряда проблем, которые сформировались в результате накопившихся в течение последних десятков лет противоречий, разногласий и конфликтов. Они сдерживают преобразования в системообразующих сферах экономики страны, отрицательно влияют на весь ход трансформационных процессов, деформируют межсубъектные отношения и способствуют накоплению инерционности во внутренних звеньях механизма функционирования бизнеса, и прежде всего в производственной сфере

Щепакин М.Б. 1

1 Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия

АННОТАЦИЯ:

предпринимательства. Кризисные процессы и явления сдерживают экономический рост в жизнеобеспечивающих отраслях, меняя маркетинговые и поведенческие реакции субъектов в направлении от симуляционной адаптации [1, с. 173-196] к псевдо-инновационности. Она проявляет себя в том, что осуществляются организационные и иные изменения, которые не вписываются в мотивационные установки тех, кто должен реализовывать предлагаемые начинания в реальную практику хозяйствования, поскольку между ними нет обратной связи и они чаще всего не затрагивают сущностной стороны желаемых работающими преобразований.

Неудовлетворительное качество жизни, инерционность экономического роста, низкие темпы развития системообразующих отраслей экономики, неопределенность социального вектора преобразований в обществе, а также другие характерные для описания социально-экономической системы показатели свидетельствуют о недостаточности предпринимаемых мер по кардинальному изменению ситуации в социально-экономической сфере общества. Государство оставляет вне своего внимания мотивационные предпочтения граждан и их мотивационные «настроения», которые, по существу, определяют все, что происходит в обществе. Инновационные процессы в программах модернизации и реструктуризации экономики страны сдерживаются как раз из-за непонимания, незнания и неопределенности управляющими развитием

ABSTRACT:_

The interrelation of the accumulated contradictions and disagreements in the system of market relations between subjects with innovative changes taking place in business, in society and in the person himself is indicated. The dependence of the marketing behavior of subjects on the internal state of the socioeconomic system elements is examined. The thesis about the essential importance of social justice as a source of building the potential of sustainable equality of subjects and harmonious development of the national economy is substantiated. The low level of motivation of the labour resource for innovative transformations and highly efficient work is a brake on ensuring high rates of economic growth. It is proved that the resource-motivational approach to conflict resolution in the socio-economic system provides for the activation of the anti-crisis component and the strengthening of the social vector of development.

KEYWORDS: unstable economy, motivational and resource contradictions, social justice, marketing and behavioral adaptation, anti-crisis component, resource-motivational approach, socio-economic growth

JEL Classification: H12, I31, L51, M31 Received: 23.07.2021 / Published: 31.07.2021

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Shchepakin M.B. (shchepakin0mail.ru)

CITATION:_

Shchepakin M.B. (2021) Resursno-motivatsionnyy podkhod k razresheniyu protivorechiy v sotsialno-ekonomicheskoy sisteme na osnove aktivizatsii antikrizisnogo komponenta [Resource-motivational approach to conflict resolution in the socio-economic system based on anti-crisis component]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 1 1. (7). - 1651-1674. doi: 10.18334/epp.1 1.7.1 12708

структурами и органами власти того состояния мотивационного вектора, который сформирован в обществе на протяжении последних десятилетий.

Государство и бизнес должны создавать условия для приращения интегративного инновационного потенциала в национальном хозяйстве [2], вовлекая для этого внутренние силы бизнес-структур в управление ресурсами (имеющимися и вовлекаемыми извне) для стабилизации состояния системы институционального взаимодействия многих участников рыночных отношений. Но без понимания характера, состояния и учета наполнения мотивационного компонента развития добиться серьезных сдвигов в экономическом развитии не удастся. Мотивации формируются во взаимодействии субъектов в границах тех экономических пространств, которые создают маркетин-гово-коммуникационные поля субъектов в разрезе регионов и иных территориально-хозяйственных образований, настраивающих свою деятельность на завоевание определенных конкурентных позиций на развивающемся рынке.

Не имея единой мотивационной «оболочки» в создаваемом совокупном региональном маркетинговом коммуникационном поле, выстраиваются сдерживающие барьеры при интерференции маркетинговых усилий субъектов предпринимательства по осуществлению преобразований разной содержательной направленности. Преодоление мотивационных барьеров, формирующихся в обществе в результате накопления противоречий разного характера, проявляющих себя достаточно отчетливо в системе социально-экономических отношений субъектов, позволяет создавать условия для регенерации их инновационного маркетингового поведения. Но из-за размывания морально-нравственного стержня ценностных ориентиров человека в условиях рынка процесс активного реагирования работающего человека на внешние вызовы сильно заторможен. Из-за этого не происходит ощутимого скачка в экономическом развитии, как это было в советские времена (и особенно после войны). Происходит интеграция негативного давления со стороны внешних (от противников России) и внутренних (подверженных деформации со стороны западных СМИ) источников информационных сигналов, которые разрушают морально-нравственную основу российского общества. А отсюда и проистекает равнодушие и пассивность в участии работающих в преобразовательных процессах во благо инновационных трансформаций.

Экономика России не может обойтись без разработки новых методических подходов и практических мер, которые позволили бы формировать условия для роста ВВП,

ОБ АВТОРЕ:_

Щепакин Михаил Борисович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой рекламы и связи с общественностью (shchepakin0mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Щепакин М.Б. Ресурсно-мотивационный подход к разрешению противоречий в социально-экономической системе на основе активизации антикризисного компонента // Экономика, предпринимательство и право. - 2021. - Том 11. - № 7. - С. 1651-1674. doi: 10.18334/epp.1 1.7.1 12708

как стратегии, предусматривающей: а) активизацию мотивационного потенциала бизнеса и его персонала, а также административного ресурса органов власти разных уровней; б) вовлечение широкого круга различных участников рынка с их ресурсным обеспечением, которое может быть привлечено для решения всевозможных задач инновационного развития; в) эффективное привлечение частного капитала на выгодных для бизнеса и общества условиях; г) рационализацию затрат на ведение бизнеса в рамках соблюдения прав и интересов работников; д) снижение уровня коррупции и проведение структурных реформ в производственных сферах экономики; е) модернизацию экономики и всей системы отношений между разными участниками рынка на принципах социальной справедливости и обеспечения роста социального благосостояния граждан.

Искать эффективное решение обозначенных задач, не допуская искажения направляемых из разных уровней регулирующих и управляющих импульсов, модулируемых из многоуровневой стратификационной пирамиды, нужно в самой предпринимательской сфере России. И в первую очередь в мотивационных установках субъектов на воплощение ими рациональных с позиций интересов общества и рядового человека маркетингово-поведенческих действий, в направленности маркетинговых инъекций в те или иные составляющие производственно-коммерческой деятельности рыночных агентов, а также в адаптационном потенциале к инновационным преобразованиям бизнеса и трудового ресурса [3] (Shchepakin, Khandamova, 2015). Вопрос уже стоит сегодня таким образом, что государство должно вмешиваться в процесс антикризисного управления всеми составляющими развития предпринимательской сферы и общества в целом и оно должно формировать позитивный тренд в социально-экономическом развитии общества, регулируя преодоление маркетингово-ресурсных противоречий различного характера между разными субъектами рынка посредством построения сбалансированных по интересам отношений между ними (как в экономическом, так и социальном аспектах) [4] (Shchepakin, Khandamova, 2015). Регулирующие воздействия по разрешению накопившихся противоречий, разногласий и конфликтов должны осуществляться государством в самое кратчайшее время, если российское общество в своем научно-техническом и социальном развитии не хочет оказаться «на задворках» современного мирового хозяйства. Рассчитывать на то, что «невидимая рука рынка» способна решить проблемы мотивационно-ресурсных отношений в обществе, бессмысленно и недальновидно. Рынок не может отрегулировать то, что противоречит его сущности и его механизмам, поскольку рынок не способен отвечать интересам гуманизации отношений в обществе.

Цель исследования: обоснование ресурсно-мотивационного подхода к разрешению противоречий разного характера и происхождения в социально-экономической системе на основе активизации антикризисного компонента как инструмента наращивания внутреннего потенциала бизнеса для обретения субъектом выгодных конкурентных позиций и придания его развитию положительного тренда в интересах роста социального благополучия людей.

Методы исследования: обобщения, категориального анализа, анализа и синтеза, системного подхода, статистического и экономического анализа, экспертных оценок, моделирования.

Текущее и ретроспективное состояние национальной экономики в контексте создания условий для обеспечения ее экономического роста

Не выстраивая нужного механизма рационального и социально-справедливого управления ресурсами в национальной экономике, затрагивающего все социальные классы, не удастся достичь ее позитивного и устойчивого роста [5, с. 244] (Shchepakin, Kuznetsova, 2015, р. 244). Пирамидальная система самовозрастающих противоречий в условиях усиливающегося внешнего давления и несбалансированности отношений внутри социально-экономической системы [6, с. 87] (Shchepakin, Gubin, 2019, р. 87) предъявляет новые требования к выбору методов и подходов к реализации гибридного маркетингового поведения субъектов, ориентирующихся на мотивационно-ресурсные компоненты развивающихся коммуникационных пространств. Гибридное поведение субъекта представляет собой совокупность действий, выстраиваемых им на приспособление имеющихся противоречий и разногласий к возможностям бизнеса и его трудового ресурса ослаблять давление конкурентов, потребителей, инвесторов и иных рыночных агентов в направлении достижения субъектом позитивных результатов в функционировании и развитии за счет ответных реакций на поступающие извне сигналы и воздействия [6, 7] (Shchepakin, Gubin, 2019; Traut, Rays, 2019). Принимая во внимание связи и зависимости ресурсов и мотиваций субъектов при выборе сценариев развития экономической системы, можно говорить о возможности создания условий и предпосылок для обеспечения экономического роста бизнеса и повышения социального благосостояния в развивающемся обществе.

Россия не достигла переломного рубежа в своих шагах по преодолению низких темпов экономического роста [8] (Aganbegyan, 2016) в силу недооценки стержневого противоречия мотивационно-ресурсного характера, сформированного иерархией социальной стратификации общества и неудовлетворенным запросом людей на социальную справедливость [9-11] (Shchepakin, Gubin, 2019; Buzgalin, 2013). Последняя выступает источником наращивания потенциала устойчивого равновесия субъектов и гармоничного развития системы. По мнению Г. Зюганова, «недальновидно игнорировать неуклонно нарастающий запрос общества на социальную справедливость и левый поворот» [12] (Zyuganov, 2021).

Ключевым звеном в многополярном наборе разных противоречий и разногласий становятся те из них, которые связаны с распределением ресурсов и благ, получаемых сторонами в ходе реализации ими рыночных отношений. Именно они создают крайне острую напряженность в отношениях между стратификационными классами и именно они тормозят развитие жизнеобеспечивающих сфер деятельности в национальной экономике даже в благоприятных условиях ее рыночного состояния. Отсюда и «рождаются» проблемы в развитии науки, образования и здравоохранения,

поскольку они не попадают в круг интересов собственников капиталов и правящей элиты. Так, в России на здравоохранение расходуется только 3,6% от ВВП против почти 8% в странах Западной Европы. Не учитывая даже последствий пандемии, в бюджете РФ на 2021-2023 гг. обозначено сокращение реальных доходов на медицину на 4% [12] (Zyuganov, 2021). В 1990 г. типовая пенсия равнялась 40% средней зарплаты, а в начале 2021 г. это соотношение составляло уже 32% [13] (Makurin, 2021).

Вспоминая времена эпохи Брежнева Л.И., следует признать, что ранний и средний периоды его правления (1964-1968 гг.; 1968-1977 гг.) исследователи единодушно называют «золотыми годами». В 1977 г. ВВП СССР был вторым в мире после США. Страна занимала лидирующие позиции в авиационно-космической промышленности, энергетике, металлургии, производстве самолетов [14, с. 1-2] (Makurin, 2021, р. 1-2). Люди говорили, что при Л. Брежневе «мы зажили по-человечески». Высокими темпами развивалось социалистическое производство, укреплялась материально-техническая база страны. В годы «развитого социализма» уровень жизни людей был как никогда ранее очень высоким. Это были годы, которые можно считать вершиной советской экономики. Усилия государства воплощались в неуклонном повышении благосостояния народа, сопровождаемого ростом социального капитала в обществе. Капитала, который мог быть направлен на научно-технический прогресс, но ориентация на нефтедоллары оказала свое пагубное влияние и после падения цен на нефть, в 80-е годы страна неуклонно стала «катиться» к экономическому кризису, постепенно разрушая морально-нравственную основу сложившихся в обществе взаимоотношений между разными социальными группами. Фонд «Общественное мнение» в 2006 г., проводя оценку правления Л. Брежнева, получил следующие результаты: 61% опрошенных оценили его благополучным, а 17% - неблагоприятным. Это время характеризовалось как стабильное, дающее уверенность в завтрашнем дне, оценивалось отсутствием безработицы, невысокими ценами, стабильной заработной платой, хотя и имели место дефицит товаров, очереди, определенный застой. В марте этого года проведенный опрос (67%) показал, что граждане сожалели о распаде СССР. И если бы был референдум о сохранении Советского Союза, то 73% людей заявили бы о желании его сохранения. Во времена Брежнева реальное благосостояние народа возросло в 1,5 раза, а численность населения увеличилась на 12 млн человек [14, с. 3] (Makurin, 2021, р. 3). Это те показатели, которые резко стали снижаться с переходом к системе рыночных отношений.

Переход к рынку резко изменил внутренний моральный настрой людей и сформировал принципиально новые мотивации на происходящее. Рыночный период развития страны постепенно создавал беспрецедентный уровень мотивационно-ресурсных противоречий, неразрешаемых в пользу рядовых граждан России. А нарастающее внешнее давление Запада укрепляло создавшееся положение, разводя социальные классы в диаметрально противоположные стороны. Пышным цветом расцвели мошеннические финансовые пирамиды, советские вклады многих миллионов людей

в один миг превратились в копейки, толкая людей на обнищание и утрату веры в силу государства. Ваучеризация создала клан олигархов, которые стали последовательно и методично растаскивать по своим карманам все накопившееся за многие годы богатство страны, лишая людей главного - доверия к переменам. В упадок стали приходить целые отрасли, банкротству подверглись крупнейшие предприятия самых разных сфер экономики.

После перехода к системе рыночных отношений была предпринята попытка нейтрализовать отрицательное влияние экзогенных факторов на ускорение темпов роста национальной экономики и увеличение социальных выплат. Однако современное макроэкономическое состояние экономики России и состояние государственного бюджета не позволяют предпринимать кардинальных мер по изменению социального и экономического поведения малообеспеченных групп населения [15, с. 59] (Апйтовоуа, 2019, р. 59). Отдельные отрасли народного хозяйства страны оказались в очень трудном положении, и многие из них исчезли в процессе приватизации собственности. В постсоветском периоде была поставлена задача в короткие исторические сроки либерализовать внутренний рынок, внешние экономические отношения и регулирование экономики. Это означало переход к полной свободе рыночных сил, и достижения экономического роста предполагалось добиться главным образом за счет частной предпринимательской инициативы.

Дерегулирование экономики страны признавалось важнейшим условием для роста гибкости в намечаемых преобразованиях и для активизации предпринимательской инициативы [16, с. 1037] (Ккой)атакктай итатоу, 2013, р. 1037). Именно эти условия считались главными для осуществления рыночной модернизации и реструктуризации, а также для повышения влияния рыночных сил на позитивные изменения во всех составляющих жизнедеятельности общества (предпринимательской, инновационной, маркетингово-поведенческой, коммуникационной и др.) В результате неумелого осуществления рыночных реформ были уничтожены крупнейшие предприятия разных отраслей промышленности, в сельском хозяйстве, в строительстве и на транспорте, в том числе и те из них, которые считались системообразующими для отдельных регионов и страны в целом. Идеологи рыночных реформ считали, что крупные предприятии не нужны, хотя на них всегда создавались передовые технологии и реализовы-вались инновационные прорывы в новые области знаний. Последующие события в экономическом развитии страны свидетельствуют о том, что ошибки, допущенные в ходе рыночных реформ, в реальной действительности способствовали глубокому трансформационному спаду в производственно-экономической и социальной жизни общества.

Пандемия 2019-2020 гг. нанесла существенный удар практически по всем отраслям экономики, обнажив невидимые ранее внутренние проблемы взаимоотношений между разными участниками рынка (в первую очередь между собственниками и наемными работниками, между разработчиками новаций и предпринимателями,

между органами власти и управленцами отраслевых сфер деятельности и субъектами малого и среднего предпринимательства и др.). Серьезный удар был нанесен сфере услуг (кафе, бары и рестораны, салоны красоты, туристические агентства, фитнес-клубы, химчистки, отели, торгово-развлекательные центры). И это как-то «латочно симметрично» отразилось на инновационно-инвестиционной деятельности бизнеса. Не меньшие потери понесли производственные сферы, вынужденные адаптироваться к новым требованиям (к изменившемуся продовольственному портфелю, к коммуникациям с потребителями и иными рыночными агентами, к маркетинговому поведению потребителей и т.п.) в интересах удержания рыночных конкурентных позиций без существенных потерь в объемных показателях создаваемого валового внутреннего продукта (за счет резкого роста цен на производимую продукцию и на товары, закупаемые за рубежом). Пандемия изменила картину состояния различных отраслей российской экономики. «Распространение коронавируса, его последствия для мировой экономики и для нашей страны, с одной стороны, подтолкнули развитие отдельных сегментов рынка, а с другой, создали новые ограничения, замедлили экономический рост, сократили доходы консолидированного бюджета», - отметил премьер-министр М. Мишустин [17].

Банк России прогнозировал спад ВВП в 2020 г. на уровне 4-5%. По оценкам экспертов «Рамблер», снижение ВВП составляет порядка 5-7% [18]. Если посмотреть на изменения в российской экономике в ретроспективе, то можно констатировать, что в 1990 г. Российская Федерация производила 9% мирового продукта, а сейчас - меньше 2%. В США рост экономики за последние 10 лет составил 16%, в Евросоюзе - 31%, в коммунистическом Китае - 101%, а в России за этот же период не превысил и 10% [12] (Zyuganov, 2021).

Новая экономическая эпоха наступила с приходом к власти В. Путина. Началось оживление в экономической жизни, и постепенно стали возрождаться отдельные отрасли и сферы деятельности. Однако проблема гармоничного разрешения мотива-ционно-ресурсных противоречий между разными стратификационными классами в обществе осталась, и она не ослабила своего негативного влияния на экономический рост в стране и социальное благосостояние народа. Должна быть четко обозначена такая стратегия развития, которая наделяется признаками социально ориентированной рыночной экономики, способной обратиться к необходимости разрешения накопившихся мотивационно-ресурсных противоречий в обществе.

Ресурсно-мотивационный подход как инструмент антикризисного управления развитием бизнеса в условиях нестабильности

Элементы социально-экономической системы, подверженные влиянию волатиль-ности (англ. volatility - изменчивость, непостоянство) маркетингового поведения субъектов, находятся в состоянии коммуникационного нонконформизма (от авт. - отставание мнения, установки, поведения, прямо противоречащих тем, которые диктуются

сверху или господствуют в обществе). Он может быть преодолен усилиями государства и бизнеса (в лице собственников капиталов) во благо позитивного поступательного развития социально-экономической системы и в интересах разрешения накопившихся за последние десятилетия противоречий разного характера. Последние отчетливо негативно проявляют себя в отношениях между разными участниками взаимодействий (государством и обществом, государством и бизнесом, бизнесом и работающими, собственниками капиталов и работниками и т.п.), поскольку не отвечают на вызовы рядового человека.

Намечаемые позитивные изменения в различных составляющих деятельности общества должны идентифицироваться с позиций оценки имеющихся потенциалов экономики и ресурсных возможностей субъектов на повышение конкурентоспособности бизнеса и его отраслевых сфер в реальных условиях состояния системы и имеющихся ограничений (вызванных пандемией, кризисными процессами, внешними санкциями, мотивационной недостаточностью в обществе в отношении преобразований разного характера и др.). Оценка потенциалов бизнеса и трудового ресурса требует пересмотра способов самовыражения субъектов в контексте их предназначений, которые отражают такую категорию, как модальность, проявляющую себя через возможность, действительность и необходимость [19] (Яотапоуа, 2008), обретающие свойства, близкие и понятные для объяснения степени достоверности происходящего в рамках категории субъективности. Модальный означает «обусловленный обстоятельствами». Модальность выступает категорией, которая несет в себе различный смысл: философский, экономический, семантический, лингвистический. Эта категория выступает мерой самовыражения субъекта в его конкретном предназначении, в том числе и для оценки коммуникативной достаточности в границах реальных экономических условий и конкретного маркетингового окружения. Коммуникативная модальность перемещается в центр интересов взаимодействующих сторон, пытающихся найти консенсус в переговорном процессе при формировании информационных «вбросов» в целевые аудитории для нужного бизнесу воздействия на маркетинговое и иное поведение тех или иных рыночных агентов. Она является частью формирования мировоззрения, отражающего разные этапы этого процесса, от восприятия к ощущениям, далее к эмоциям и познанию, а на завершающем этапе - к действию по преобразованию себя и окружающего мира.

Устойчивое развитие выступает отображением роста коммуникативной модальности в направлении укрепления форм самовыражения субъектов через стабилизацию их маркетингового поведения при достижении консенсуса в выстраиваемых взаимоотношениях. Именно такого консенсуса, который находит отражение в понимании субъектами того, каковы должны быть способы их существования, действий, того или иного поведения в разных обстоятельствах состояния рыночной среды и собственно развития. Устойчивость развития становится продуктом ресурсного рационализма, обеспечиваемого антикризисными адаптационными механизмами интеграционного

характера [20, 21] (Shchepakin, Kozhura, 2004; Shchepakin, 2020). Устойчивость развития (сопряженная с пониманием устойчивого равновесия) субъектов социально-экономической системы в условиях нестабильности рынка может достигаться только путем разрешения противоречий между различными участниками отношений, мотивированными на рациональное вовлечение и использование ресурсов и на создание условий для роста социального благосостояния. Мотивация субъектов (юридических и физических лиц) на инновационные преобразования в жизнеобеспечивающих сферах общества зависит от совпадения их ценностно-нравственных ориентиров с реальным воплощением таковых, исходящих от государства, собственников капиталов, регулирующих органов власти, управляющих звеньев разного уровня и не являющихся декларативными заявлениями в тех и иных конъюнктурных интересах правящих стратификационных классов.

Понимая значимость мотиваций для решения проблем развития субъектов и соотнося субъективное в представлениях работающего человека с реальным (объективным) состоянием внешнего окружения и объективными ценностями рынка, становится понятным, что нужны иные механизмы решения проблем взаимоотношений между различными субъектами, имеющими диаметрально противоположные установки и ориентиры на обретение благополучия каждой из сторон. Ценности, предпочтения, приоритеты, представления о нормах и правилах поведения в обществе и бизнесе у разных стратификационных классов не совпадают и могут резко отличаться. Поэтому общество как относительно интегрированная система социальных структур требует в условиях нестабильности рынка активизации антикризисных инструментов управления его функционированием и развитием на основе ресурсно-мотивацион-ного подхода к разрешению противоречий, существующих, изменяющихся и возникающих в процессе взаимодействия людей и иных субъектов. Общество как совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей всегда формирует в себе силу и энергию изнутри, направляя ее для решения проблем социумов, всегда стоит перед выбором и необходимостью пересмотра норм и ценностей, укрепляющих социальную справедливость в социуме. Обесценение ранее сформировавшихся в российском обществе морально-этических норм в связи с переходом к рынку существенным образом повлияло на состояние социальной напряженности и мотивационности людей на инновационные преобразования.

Социальная справедливость занимает первое место в рейтинге иерархии ценностей - 59% граждан отдают ей предпочтение [22, с. 8] (Mironov, 2019, р. 8). Лишь 15% граждан считают свободный рынок приоритетом в иерархии ценностей. Несправедливость в распределении получаемых благ между различными стратификационными классами становится ключом к решению проблемы экономического роста в национальной экономике и главным тормозом в преобразованиях разной направленности, и прежде всего в системообразующих отраслях деятельности общества, где нужны значительные средства, энергия и инициатива человекоцентричного ресурса.

Укрепление принципов социально ориентированного управления развитием субъектов предпринимательства и экономики в целом формирует мотивационный потенциал для ощутимого экономического рывка в направлении гуманизации и гармонизации выстраиваемых отношений между стратификационными звеньями российского общества.

Мотивационное кольцо в маркетинговом коммуникационном поле субъектов становится основным звеном в концепции формирования сбалансированных (по ресурсам и интересам) маркетинговых коммуникационных пространств в развивающихся локальных социально-экономических образованиях. Теория интегрированной мотивации [23] (Shchepakin, 1998) обретает реальное воплощение и обеспечивает достижение интегративного мультипликативного эффекта в разнонаправленном коммуникационном взаимодействии заинтересованных во взаимовыгодном сотрудничестве игроков рынка.

Нужны те изменения, которые будут способствовать появлению новых рабочих мест в производственной сфере, будут содействовать обретению работающими уважения к самим себе как трудовому ресурсу, способному преобразить российскую экономику и сделать ее передовой в реальном воплощении. Речь идет в первую очередь о производственной сфере в различных отраслевых сегментах экономики, о создании новых предприятий, о модернизации производственно-технических комплексов и реструктуризации отраслевых сфер на реальных инновациях [24, 25] (Shchepakin, Khandamova, Gubin, 2020), отвечающих интересам общества и его граждан, связанных с повышением благосостояния рядового гражданина и повышением здоровья человека и нации в целом.

Меняются запросы и потребности целевых аудиторий потребителей в силу нарастающих ограничений (у работающих - из-за снижения реальных доходов по независящим от них причинам - пандемия коронавируса [26, 2] (Drobot, Makarov, Ivanova, 2017), локдаун и уменьшение спроса на отдельные товары и продукты; у работодателей - нехватка ресурсов разного качества и назначения [27] (Shchepakin, Erok, Kuznetsova, 2016); у товаропроизводителей - недостаток оборотных средств, высокие ставки по кредитам и неопределенность в экономике [28]).

И чем больше проблемных противоречий и разногласий в существующей системе отношений между участниками рынка [29, с. 1164] (Khandamova, Shchepakin, Bazhenov, 2017, р. 1164) и чем более нестабильны связи бизнеса между собой в построении рациональных моделей развития отраслей, различных сфер деятельности и территорий, тем меньше перспектив для достижения синхронизации поведения субъектов предпринимательства (инновационного, маркетингового, мотивационного и иного). В этом случае слабее позиции бизнеса в нестабильной социально-экономической среде и сложнее создавать условия для достижения реальных успехов по обеспечению экономического роста национальной экономики [27] (Shchepakin, Erok, Kuznetsova, 2016). Недостижение устойчивого равновесия в коммуникационном взаимодейст-

вии субъектов рыночного пространства приводит к нарушению маркетингово-ком-муникационной сбалансированности и инактивации позитивных воздействий трудового ресурса на конструктивные инновационные преобразования в стране [9, 30] (Shchepakin, Gubin, 2019; Shchepakin, Khandamova, Gubin, 2020).

Именно эффективное использование трудовых ресурсов становится основополагающим условием для создания качественно новых идей и внедрения новейших разработок, способных содействовать экономическому росту в изменчивой бизнес-среде [31, с. 464] (Ter-Grigoryants, Belozyorova, 2017, р. 464). Бизнес, сталкиваясь с инновационными решениями, которые способны нанести «удар» по получению им стабильных доходов (получаемых от реализации традиционных технологий в сфере производства различных продуктов и товаров), всячески способствует их торможению и признанию псевдонаучными. Это касается самых разных сфер деятельности, и чаще всего медицины, фармакологии, нанотехнологий и новых прорывных решений в молекулярной физике и биотехнологиях.

Управление творческой и инновационной деятельностью работников сферы бизнеса становится краеугольным камнем современных бизнес-структур, ориентирующих свою стратегию на маркетингово-поведенческую адаптацию к нестабильным вызовам рынка и на ослабление внутреннего напряжения в маркетингово-коммуникационных полях субъектов. Человеческий капитал в условиях инновационных изменений приобретает свойства базового ресурса, без которого невозможны эффективные преобразования и качественные изменения в обществе [32] (Khyuzlid, Bekker, Bitti, 2007). Социальная неразрешенность целого ряда проблем работающего человека порождает колоссальное расслоение в обществе и рост бедности. 10% живут нормально, а 70% - выживают [33, с. 61] (Grinberg, 2012, р. 61). Так, число живущих за чертой бедности выросло в 2020 г. на 400 тыс. человек. На фоне пандемического кризиса реальные располагаемые доходы россиян к началу 2020 г. отставали более чем на 10% от уровня 2013 г., а к концу 2020 г. снижение оценивается на уровне 15% (что вызвано и нарастающей инфляцией) [17]. За чертой бедности на начало 2021 г. оказалось более 19,6 млн россиян. Человек труда оказывается вне тех преобразований, которые нужны России и ее гражданам.

Одной из причин отставания в поступательном движении в направлении укрепления социально-экономического благополучия является разрушение механизмов стимулирования развития, в рамках которых должны быть сформированы гарантии гражданам России для их достойного существования за счет обеспечения реального прожиточного минимума, по меньшей мере превышающего в два раза нынешний официальный [34, с. 4] (Delyagin, 2021, р. 4). Статистические данные свидетельствуют о постоянном устойчивом росте коэффициента фондов (отношение средних доходов наиболее бедных 10% населения и наиболее богатых 10%) за последние 20 и более лет [35, с. 27] (Voeykov, 2015, р. 27). В частности, на долю 3% населения приходится 89% всех финансовых активов, 92% всех срочных вкладов в банках и почти 90% всех наличных сбережений [36] (Kostikov, 2019).

Прожиточный минимум на душу населения на начало 2021 г., составлял 11 653 руб., для трудоспособного населения - 12 702 руб,, для детей - 11 303 руб., а для пенсионеров - 10 022 руб. То есть трудоспособный человек должен тратить на питание 211 руб. в день (из расчета, что на питание уходит 50% прожиточного минимума) [37]. Этого явно недостаточно для мотивации работника на эффективный труд.

В России низкий экономический рост сопровождается устойчивым ростом неравенства. Уровень коэффициента фондов (от авт. - характеризует степень социального расслоения и определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами) достаточно высок: в 2017 г. составлял 15,4, а в 2019 г. - 15,6 [38, с. 12]. Социальная поляризация в части получения тех или иных реальных доходов резко сужает возможности воспроизводства рабочей силы и спроса на целый ряд услуг (образовательных, медицинских, культурно-просветительных, физкультурно-спортивных и иных, влияющих на поддержание здоровья и формирование личности человека) [15, с. 57] (Апйтовоуа, 2019, р. 57). Хотя благополучно развивающееся общество должно характеризоваться минимальным экономическим неравенством. Коэффициент Джини, равный 0,30 и меньше, характерен для стран с социальным рыночным хозяйством. А для таких стран, как Индия, Китай, Россия, он немногим превышает 0,41 и даже 0,50. Неравенство в современной России достигло колоссальных размеров, которые ничем нельзя оправдать и никак невозможно объяснить [35, с. 29] (Уоеукоу, 2015, р. 29). Как может отдельный человек быть, например, владельцем природных ресурсов, которые принадлежат всему народу?

О какой комплексной модернизации инфраструктуры и структурных преобразованиях в системообразующих сферах экономики можно говорить, если до 80% российского крупного частного бизнеса зарегистрировано в офшорах и контролируется Западом (а именно, США).

Фокусирование бизнес-структурами усилий разной направленности в условиях нестабильного рынка, регулирование которого отдано на откуп крупным монополиям и собственникам крупных капиталов, перемещается с качества товаров и услуг на адаптивное управление изменениями, требующими реорганизации бизнес-процессов и ориентации на постоянное внедрение различных инноваций. Последнее требует изменения способа мышления, умения оценивать потенциал текущих ситуаций в контексте выявления возможностей для экономического роста на перспективу в разрезе территориальных образований и регионов.

Выявление рейтинга территориальных образований может осуществляться по значениям совокупного потенциала и интегрального риска, определяемого в разрезе 12 групп [24, с. 287], который создает некий «образ» любой локальной социально-экономической системы, в рамках которой и нужно осуществлять преобразования, изменяющие характер и наполнение формируемых коммуникационных взаимодействий разных участников рыночного пространства. Именно в формируемом бизнесом

маркетингово-коммуникационном пространстве: а) наращивается инновационно-инвестиционная резонируемость субъектов при установлении ими рациональных коммуникаций [25] (Shchepakin, Khandamova, Gubin, 2020); б) создаются условия для укрепления конкурентных позиций субъектов предпринимательства на основе реинжиниринга бизнес-процессов; в) обозначается маркетинговый фронтир регионального развития [39] (Shchepakin, Khandamova, Bzhennikova, Tolmacheva, Bazhenov, 2018); г) реализуются новационные решения разной направленности в рамках мар-кетингово-поведенческой адаптации бизнеса к вызовам изменяющегося рынка [40] (Shchepakin, Khandamova, 2015).

Но решать эти проблемы без учета состояния социального компонента, присущего каждому субъекту хозяйствования, не представляется возможным [41, с. 126] (Babanova, Zubkova, Bukharina,, 2018, р. 126). Социальный компонент формирует поведение работников и их восприятие внешних вызовов, определяет маркетинговое поведение субъектов предпринимательства при всех возможных изменениях внешнего давления рынка и неоднозначности проявления имеющихся потенциалов бизнеса (поведенческого, маркетингового, интеллектуального, инновационного, производственно-технического, финансового, нравственного, репутационного и др.) [42] (Shchepakin, 2021). Человекоцентричный ресурс в этом социальном компоненте наиболее чувствителен к изменениям, происходящим в ходе разрешения конфликтов и противоречий в обществе и бизнесе. Из него произрастает потребность взаимодействующих сторон в накоплении нужных свойств в антикризисном инструментарии управления изменениями разной направленности [43] (Gubin, 2020), которые способны ослабить негативное проявление неразрешаемых длительное время мотиваци-онно-ресурсных противоречий, возникающих в социальной стратификации общества. Разрешение мотивационно-ресурсных противоречий внутри звеньев экономической системы - источник обеспечения экономического роста и благополучия общества. К сожалению, в условиях пониженной мотивационной проницаемости крупного бизнеса к разрешению накопившихся противоречий и игнорирования высшими страфи-кационными классами запросов рядового человека на социальную справедливость и уважение к нему и его труду не удается активизировать инновационную способность трудового ресурса на инновационное обновление всех сторон человеческой жизни в обществе. Ресурсно-мотивационный подход к разрешению противоречий в обществе на основе инновационной составляющей бизнеса и его персонала составляет основу маркетингово-ресурсного подхода к решению проблем экономического роста и повышению социального благополучия людей [44] (Shchepakin, Gubin, Khandamova, 2019).

Национальная экономика не может быть конкурентоспособной на мировом рынке, если состояние внутренней среды общества не воспроизводит творчески активного работника, если не стимулируется инновационная инициатива предпринимателей и персонала бизнес-структур, не формируются мотивационные модели развития личностей на основе самореализации и удовлетворения потребности людей на высокопро-

изводительный труд. Результатом недооценки этого является то, что наука и образование оказываются на задворках рыночного пространства. Примером тому является финансирование науки: на уровне 1% от ВВП (а фундаментальная - на уровне 0,2%). В США финансирование научных исследований только государством, не считая бизнес, больше в 30 раз с лишним. В Китае - более чем в 20 раз [45] (Gтigoтev, 2021). Без науки в необходимом объеме и без должных инициатив человекоцентричного ресурса, мотивированного на успех и процветание нации, а также без внедрения ее результатов в реальные сегменты экономики нельзя создать условия для достижения устойчивого равновесия системы в целом.

Устойчивое равновесие субъектов в социально-экономической системе -это то ее состояние, которое характеризуется достаточными мотивационно-ресурсным и мар-кетингово-поведенческим потенциалами для эффективного функционирования и сбалансированного их развития за счет наращивания декомпенсационных процессов, изменяющих внутреннее состояние субъектов и инактивирующих нарастающее внешнее рыночное давление в условиях ограниченных ресурсов.

Экономический рост в жизнеобеспечивающих отраслях и его динамика характеризуют перспективы развития национального хозяйства. Он зависит от приоритетов, которые формирует правительство и которые должны затрагивать все стороны социальной и экономической жизни общества. Экономический рост, его темпы, качество, состояние социального вектора и другие показатели зависят как от формируемого государством и бизнесом потенциала национального хозяйства, так и в значительной степени от возможностей эффективно реализовывать и рационально использовать имеющиеся и вовлекаемые извне ресурсы в системе институционального взаимодействия многих участников рыночных отношений. Социально-экономический и производственно-технологический «скачок» может стать возможным только тогда, когда рядовой человек будет осознавать, что своим трудом он в состоянии обеспечить достойную жизнь и достаточный уровень благосостояния для себя и для своей семьи. Разрешение противоречий в кризисных и иных условиях развития рынка должно сопровождаться развитием системы коммуникационного взаимодействия разных участников отношений, ориентиром которого вынужденно должен быть «маячок» социального благополучия в обществе. Он будет указывать направленность усилий взаимодействующих сторон, требуя от них инновационного обновления во всех сферах жизнедеятельности общества, реинжиниринга бизнес-процессов через механизм маркетингово-поведенческой адаптации субъектов к вызовам рынка, через развитие инструментария управления конкурентным положением бизнеса и национальной экономики в интересах государства, общества и человека труда. Таким инструментом может выступать антикризисный адаптер субъектов предпринимательства, стремящихся реализовать свой инновационный потенциал с выгодами для всех взаимодействующих сторон (общества, государства, бизнеса и работающего человека).

Заключение

1. Факторы экономического роста могут проявлять свойства катализаторов моти-вационной, коммуникационной и поведенческой активности субъектов рынка, способных: а) изменять состояние взаимоотношений между ними таким образом, что негативные явления в экономическом развитии общества будут ослабевать; б) создавать нужные обществу предпосылки для решения проблем ускоренного развития национальной социально-экономической системы; они могут быть созданы только в том случае, если регулирующие и модуляционные управляющие воздействия со стороны государства, власти и бизнеса на целевые сегменты системы будут ориентированы на повышение социальной справедливости и рост благосостояния рядовых граждан.

2. Ресурсно-мотивационный подход в условиях нестабильного рынка и ослабления влияния социального компонента на намечаемые преобразования во все сферах жизнедеятельности социально-экономической системы может стать действенным инструментом управления экономическим ростом в обществе на основе активизации антикризисного управления бизнесом и укрепления социального вектора развития.

ИСТОЧНИКИ:

1. Экономическая безопасность России в условиях глобальных вызовов: подходы и решения. / монография / под общ ред. В.И. Трысячного. - Краснодар: Изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2018. - 344 с.

2. Росстат оценил масштаб снижения реальных располагаемых доходов россиян. РБК: Экономика, 28 января 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/econom ics/28/01/2021/60129a749a7947cf1ca85d53 (дата обращения: 13.03.2021).

3. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Управление создаваемой ценностью посредством маркетинговых инъекций в составляющие деятельности хозяйствующего субъекта // Экономика и менеджмент систем управления. - 2015. - № 3.1(17). - c. 196-204.

4. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Управление ресурсами хозяйствующих субъектов в условиях обострения внешних и внутренних противоречий в рыночном пространстве // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 6-3(59). - c. 1163-1168.

5. Щепакин М.Б., Кузнецова О.А. Формирование концепции рацио-нального и социально справедливого управления ресурсами в развивающихся социально-экономических системах // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 12-3(65). -c. 238-245.

6. Щепакин М.Б., Губин В.А. Модель антикризисного управления предприятием в условиях латентной нестабильности // Экономика: теория и практика. - 2019. -№ 2(54). - c. 83-95.

7. Траут Дж., Райс Э. Маркетинговые войны. - СПб.: Питер, 2019. - 288 c.

8. Аганбегян А. Запланируем рост // Аргументы и факты. Деловая среда. - 2016. -№ 46. - c. 13.

9. Щепакин М.Б., Губин В.А. Разрешение противоречий - источник обеспечения устойчивого равновесия нестабильного предприятия в социально-экономической системе // Экономические отношения. - 2019. - № 1. - с. 353-372. - doi: 10.18334/ eo.9.1.39922.

10. Справедливость: как она понимается и как реализуется в современной России. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/fileadmin/file/nauka/grusha2016/ (дата обращения: 25.07.2021).

11. Бузгалин А.В. Справедливость как предпосылка свободы и эффек-тивности: обновление социального проекта возможно? // Социологические исследования. - 2013. -№ 3(347). - с. 135-145.

12. Зюганов Г.А. Выполнить волю народа - сменить курс // Правда: Информационный бюллетень. - 2021.

13. Макурин А. Вперед и с пенсией // Аргументы и факты. Деловая среда. - 2021. -№ 28. - с. 9.

14. Махрин Ю. «Золотые годы» эпохи Брежнева // СССР: Летопись страны. - 2021. -№ 8. - с. 1-2.

15. Андросова Г.А. Современные источники формирования бедных групп населения // Экономика: теория и практика. - 2019. - № 2(54). - с. 56-60.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Khodjamakhmad Umarov The Failure of Market Reforms in post-Soviet Space // International Conference on Eurasian Economies. Session 6D: экономический рост и развитие. 2013. - p. 1036-1040.

17. Путин отложил план по вливанию в экономику 25 трлн рублей. Что это значит для страны и граждан?. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/404987-putin-otlozhil-plan-po-vlivaniyu-v-ekonomiku-25-trln-rubley-chto-eto (дата обращения: 17.07.2021).

18. Подведены экономические итоги 2020 года в России. Рамблер / Слово и дело, 2020 (декабрь). [Электронный ресурс]. URL: https://news.rambler.ru/sociology/45420632-podvedeny-ekonomicheskie-itogi-2020-goda-v-rossii/ (дата обращения: 10.03.2021).

19. Романова Т.В. Модальность. Оценка. Эмоциональность. / монография. - Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2008. - 309 c.

20. Щепакин М.Б., Кожура Е.А. Устойчивое развитие и ресурсный рационализм // Энергосбережение и водоподготовка. - 2004. - № 3(30). - c. 61-62.

21. Щепакин М.Б. Ресурсно-интеграционный подход к разработке программы модернизации промышленности региона // Экономические отношения. - 2020. - № 1. -c. 257-278. - doi: 10.18334/eo.10.1.41399.

22. Миронов С. Слабая внутренняя политика - наша «ахиллесова пята» // Аргументы недели. - 2019. - № 5(649). - c. 8-9.

23. Щепакин М.Б. Мотивационные аспекты организационно-поведенческого менеджмента // Проблемы и перспективы российского менеджмента на пороге XXI века: Материалы междунар. научно-практ. конф. - Краснодар: Изд-во КубГТУ. 1998. - c. 131-144.

24. Модернизация экономики на основе технологических инноваций. / А.Н. Асаул [и др.]. - СПб.: АНО ИПЭВ, 2008. - 606 с.

25. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Губин В.А. Управление экономическим ростом агропромышленного комплекса в регионе в условиях нестабильной экономики // Известия высших учебных заведений. Пищевая технология. - 2020. - № 2-3. -с. 108-114.

26. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Иванова А.А. Особенности государственного управления развитием стратегических отраслей в условиях экономических санкций: институциональный и системный аспект // Российское предпринимательство. -2017. - № 19. - с. 2769-2786. - doi: 10.18334/rp.18.19.38358.

27. Щепакин М.Б., Ерок А.Д., Кузнецова О.А. Синхронизация маркетингового поведения субъектов при построении моделей экономического роста бизнеса // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 12-2(77-2). - с. 743-758.

28. Аналитики ЦБ назвали главные причины низких промышленных инвестиций. РБК: Экономика, 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/2 7/01/2020/5e2ed87d9a79473b704b1d0c (дата обращения: 15.03.2021).

29. Khandamova E. F., Shchepakin M. B., Bazhenov Y. V. Managing the competitive position of the enterprise by activating the tools of its marketing behavior // Journal of Economy and Entrepreneurship. - 2017. - № 3-2(80). - p. 1168-1175.

30. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Губин В.А. Компоненты программы структурной модернизации промышленности региона // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - № 9. - c. 2319-2338. - doi: 10.18334/epp.10.9.110819.

31. Тер-Григорьянц А.А., Белозерова О.И. Управление трудовыми ресурсами как основа повышения эффективности использования инновационного потенциала предприятия // Вестник РУДН. Серия: Экономика. - 2017. - № 4. - c. 463-474.

32. Хьюзлид М. А., Беккер Б. Е., Битти Р. У. Оценка персонала: как управлять человеческим капиталом, чтобы реализовать стратегию. - М.: Вильямс, 2007. - 432 c.

33. Гринберг Р.С. Свобода и справедливость. Российские соблазны ложного выбора. -М.: Магистр, 2012. - 416 c.

34. Делягин М. Зачем американцам наказывать рыночную Россию? // Аргументы недели. - 2021. - № 16(760). - c. 3-4.

35. Воейков М.И. Экономическое неравенство и экономическое развитие России // Альтернативы: теоретический и общественно-политический журнал. - 2015. -№ 1(86). - c. 26-41.

36. Костиков В. Кто ест в три горла? В стране растет социальное и материальное расслоение // Аргументы и факты. - 2019. - № 17. - c. 5.

37. Правительство установило величину прожиточного минимума на 2021 год (Постановление от 31 декабря 2020 года № 2406). [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/41287/ (дата обращения: 21.07.2021).

38. Мониторинг социально-экономического положения и социального самочувствия населения: итоги 2019 года. / Под ред. Л.В. Овчаровой. - М.: НИУ ВШЭ, 2020. - 44 с.

39. Mikhail Shchepakin, Eva Khandamova, Juliana Bzhennikova, Olga Tolmacheva, Yuriy Bazhenov The Impact of Supply Chain Management on Marketing Frontiers in Competitive Business Building // International Journal of Supply Chain Management. -2018. - № 7(5). - p. 865-876.

40. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Инновационный потенциал - системообразующий фактор обеспечения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта // Экономика и менеджмент систем управления. - 2015. - № 2(16). - с. 87-92.

41. Бабанова Ю.В., Зубкова О.В., Бухарина Н.А, Развитие социального компонента как фактор повышения производительности труда компании // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия «Экономика и менеджмент». -2018. - № 1. - с. 125-132.

42. Щепакин М.Б. Социальный «человечек» - ключевой ресурс инновационных преобразований в антикризисном управлении экономикой // Вопросы инновационной экономики. - 2021. - № 1. - с. 61-86. - doi: 10.18334/vinec. 11.1.111623.

43. Губин В.А. Управление нестабильным предприятием с использованием антикризисного компонента. / монография / В.А. Губин, М.Б. Щепакин, Э.Ф. Хандамова; Под ред. проф. М.Б. Щепакин; ФГБОУ ВО «КубГТУ». - Краснодар: Изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2020. - 240 c.

44. Щепакин М.Б., Губин В.А., Хандамова Э.Ф. Маркетингово-ресурсный подход к антикризисному управлению априорно нестабильными социально-экономическими системами // Вестник астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. - 2019. - № 1. - c. 113-136. - doi: 24143/2073-5537-2019-1113-136.

45. Григорьев А. Наука: приказано выжить // Аргументы недели. - 2021. - № 15(759). -c. 7.

REFERENCES:

Ekonomicheskaya bezopasnost Rossii v usloviyakh globalnyh vyzovov: podkhody i resheniya [Russia's economic security in the context of global challenges: approaches and solutions] (2018). (in Russian). Modernizatsiya ekonomiki na osnove tekhnologicheskikh innovatsiy [Modernization of

the economy based on technological innovations] (2008). (in Russian). Monitoring sotsialno-ekonomicheskogo polozheniya i sotsialnogo samochuvstviya naseleniya: itogi 2019 goda [Monitoring of the socio-economic situation and social well-being of the population: results of 2019] (2020). (in Russian). Aganbegyan A. (2016). Zaplaniruem rost [Let's plan growth]. Argumenty i fakty. Delovaya sreda. (46). 13. (in Russian).

Androsova G.A. (2019). Sovremennye istochniki formirovaniya bednyh grupp naseleniya [Modern sources of formation of poor groups of the population]. Economics: theory and practice. (2(54)). 56-60. (in Russian).

Babanova Yu.V., Zubkova O.V., Bukharina N.A, (2018). Razvitie sotsialnogo komponenta kak faktorpovysheniyaproizvoditelnosti truda kompanii [Development of social component as a key factor for improving a company's labour productivity]. Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Ekonomika i menedzhment». (1). 125-132. (in Russian).

Buzgalin A.V. (2013). Spravedlivost kakpredposylka svobody i effek-tivnosti: obnovlenie sotsialnogo proekta vozmozhno? [Justice as a prerequisite for freedom and efficiency: is it possible to renew a social project?]. Sociological Studies (Sotsiologicheskie Issledovaniia). (3(347)). 135-145. (in Russian).

Delyagin M. (2021). Zachem amerikantsam nakazyvat rynochnuyu Rossiyu? [Why should the Americans punish market-oriented Russia?]. Argumenty nedeli. (16(760)). 3-4. (in Russian).

Drobot E.V., Makarov I.N., Ivanova A.A. (2017). Osobennosti gosudarstvennogo upravleniya razvitiem strategicheskikh otrasley v usloviyakh ekonomicheskikh sanktsiy: institutsionalnyy i sistemnyy aspekt [Features of state management of the development of strategic industries under economic sanctions: institutional and systemic aspect]. Russian Journal of Entrepreneurship. (19). 2769-2786. (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.19.38358.

Grigorev A. (2021). Nauka:prikazano vyzhit [Science: Ordered to survive]. Argumenty nedeli. (15(759)). 7. (in Russian).

Grinberg R.S. (2012). Svoboda i spravedlivost. Rossiyskie soblazny lozhnogo vybora [Freedom and justice. Russian temptations of false choice] (in Russian).

Gubin V.A. (2020). Upravlenie nestabilnympredpriyatiem s ispolzovaniem antikrizisnogo komponenta [Managing an unstable enterprise using an anti-crisis component] (in Russian).

Khandamova E. F., Shchepakin M. B., Bazhenov Y. V. (2017). Managing the competitive position of the enterprise by activating the tools of its marketing behavior Journal of Economy and Entrepreneurship. (3-2(80)). 1168-1175.

Khodjamakhmad Umarov (2013). The Failure of Market Reforms in post-Soviet Space International Conference on Eurasian Economies. Session 6D: ekonomicheskiy rost i razvitie. 1036-1040.

Khyuzlid M. A., Bekker B. E., Bitti R. U. (2007). Otsenka personala: kak upravlyat chelovecheskim kapitalom, chtoby realizovat strategiyu [Personnel assessment: how to manage human capital in order to implement a strategy] (in Russian).

Kostikov V. (2019). Kto est v tri gorla? V strane rastet sotsialnoe i materialnoe rassloenie [Who eats in three throats? Social and material stratification is growing in the country]. Argumenty i fakty. (17). 5. (in Russian).

Makhrin Yu. (2021). «Zolotye gody» epokhi Brezhneva [The «Golden Years» of the Brezhnev era]. SSSR: Letopis strany. (8). 1-2. (in Russian).

Makurin A. (2021). Vpered i spensiey [Forward with a pension]. Argumenty i fakty. Delovaya sreda. (28). 9. (in Russian).

Mikhail Shchepakin, Eva Khandamova, Juliana Bzhennikova, Olga Tolmacheva, Yuriy Bazhenov (2018). The Impact of Supply Chain Management on Marketing Frontiers in Competitive Business Building International Journal of Supply Chain Management. (7(5)). 865-876.

Mironov S. (2019). Slabaya vnutrennyaya politika - nasha «akhillesova pyata» [Weak domestic policy is our Achilles' heel]. Argumenty nedeli. (5(649)). 8-9. (in Russian).

Romanova T.V. (2008). Modalnost. Otsenka. Emotsionalnost [Modality. Evaluation. Emotionality] (in Russian).

Shchepakin M.B. (1998). Motivatsionnye aspekty organizatsionno-povedencheskogo menedzhmenta [Motivational aspects of organizational and behavioral management] Problems and prospects of Russian management on the threshold of the 21st century. 131-144. (in Russian).

Shchepakin M.B. (2020). Resursno-integratsionnyy podkhod k razrabotke programmy modernizatsii promyshlennosti regiona [Resource and integration approach to the development of industrial modernization program in the region]. Journal of International Economic Affairs. (1). 257-278. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.1.41399.

Shchepakin M.B. (2021). Sotsialnyy «chelovechek» - klyuchevoy resurs innovatsionnyh preobrazovaniy v antikrizisnom upravlenii ekonomikoy [The social little man is a key resource for innovative transformations in the anti-crisis management of the economy]. Russian Journal of Innovation Economics. (1). 61-86. (in Russian). doi: 10.18334/vinec. 11.1.111623.

Shchepakin M.B., Erok A.D., Kuznetsova O.A. (2016). Sinkhronizatsiya marketingovogo povedeniya subektov pri postroenii modeley ekonomicheskogo rosta biznesa [Synchronization of subjects' market behavior when building a model of business economic growth]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (12-2(77-2)). 743758. (in Russian).

Shchepakin M.B., Gubin V.A. (2019). Model antikrizisnogo upravleniya predpriyatiem v usloviyakh latentnoy nestabilnosti [The model of anti-crisis management of the enterprise in the conditions of latent instability]. Economics: theory and practice. (2(54)). 83-95. (in Russian).

Shchepakin M.B., Gubin V.A. (2019). Razreshenie protivorechiy - istochnik obespecheniya ustoychivogo ravnovesiya nestabilnogo predpriyatiya v sotsialno-ekonomicheskoy sisteme [Settlement of controversy - a source of sustainable balance of unstable enterprises in the socio-economic system]. Journal of International Economic Affairs. (1). 353-372. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.1.39922.

Shchepakin M.B., Gubin V.A., Khandamova E.F. (2019). Marketingovo-resursnyy podk-hod k antikrizisnomu upravleniyu apriorno nestabilnymi sotsialno-ekonomicheskimi sistemami [Marketing-resource approach to crisis management of a priori unstable socio-economic systems]. Bulletin of the Astrakhan State Technical University. Series: economics. (1). 113-13б. (in Russian). doi: 24143/2073-5537-2019-1-113-13б.

Shchepakin M.B., Khandamova E.F. (2015). Innovatsionnyy potentsial - sistemoobra-zuyushchiy faktor obespecheniya konkurentosposobnosti khozyaystvuyushchego sub-ekta [Innovative potential is a system-forming factor of ensuring the competitiveness of an economic entity]. Economics and management of management systems. (2(1б)). 87-92. (in Russian).

Shchepakin M.B., Khandamova E.F. (2015). Upravlenie resursami khozyaystvuyush-chikh subektov v usloviyakh obostreniya vneshnikh i vnutrennikh protivorechiy v rynochnom prostranstve [Resource management of accounting entities in the conditions of the aggravation external and internal contradictions in market space]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (б-3(59)). 11б3-11б8. (in Russian).

Shchepakin M.B., Khandamova E.F. (2015). Upravlenie sozdavaemoy tsennostyu posred-stvom marketingovyh inektsiy v sostavlyayushchie deyatelnosti khozyaystvuyushchego subekta [Management of the created value through marketing injections into the components of the activity of an economic entity]. Economics and management of management systems. (3.1(17)). 19б-204. (in Russian).

Shchepakin M.B., Khandamova E.F., Gubin V.A. (2020). Komponenty programmy struk-turnoy modernizatsii promyshlennosti regiona [Components of the structural modernization program of the regional industry]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (9). 2319-2338. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.9.110819.

Shchepakin M.B., Khandamova E.F., Gubin V.A. (2020). Upravlenie ekonomicheskim rostom agropromyshlennogo kompleksa v regione v usloviyakh nestabilnoy ekonomiki [Managing the economic growth of the agricultural complex in the region under unstable conditions economies]. Izvestiya vysshikh uchebnyh zavedeniy. Pischevaya tekhnologiya. (2-3). 108-114. (in Russian).

Shchepakin M.B., Kozhura E.A. (2004). Ustoychivoe razvitie i resursnyy ratsionalizm [Sustainable development and resource rationalism]. Energosberezhenie i vodopod-gotovka. (3(30)). б1-б2. (in Russian).

Shchepakin M.B., Kuznetsova O.A. (2015). Formirovanie kontseptsii ratsio-nalnogo i sotsialno spravedlivogo upravleniya resursami v razvivayushchikhsya sotsialno-eko-nomicheskikh sistemakh [Formation the concept of rational and socially equitable management resource in developing socio-economic systems]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (12-3(б5)). 238-245. (in Russian).

Ter-Grigoryants A.A., Belozyorova O.I. (2017). Upravlenie trudovymi resursami kak osnovapovysheniya effektivnosti ispolzovaniya innovatsionnogopotentsialapredpri-yatiya [Management of labor resources as a basic of increasing the efficiency of using the innovative potential of the enterprise]. Vestnik RUDN. Seriya: Ekonomika. (4). 463-474. (in Russian).

Traut Dzh., Rays E. (2019). Marketingovye voyny [Marketing wars] (in Russian).

Voeykov M.I. (2015). Ekonomicheskoe neravenstvo i ekonomicheskoe razvitie Rossii [Economic inequality and economic development of Russia]. Alternativy: teo-reticheskiy i obschestvenno-politicheskiy zhurnal. (1(86)). 26-41. (in Russian).

Zyuganov G.A. (2021). Vypolnit volyu naroda - smenit kurs [Fulfill the will of the people - change course]. Pravda: Informatsionnyy byulleten. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.