Научная статья на тему 'АНТИКРИЗИСНЫЙ АДАПТЕР КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ БИЗНЕСА НА НЕСТАБИЛЬНОМ РЫНКЕ'

АНТИКРИЗИСНЫЙ АДАПТЕР КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ БИЗНЕСА НА НЕСТАБИЛЬНОМ РЫНКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСТАБИЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / МОТИВАЦИОННО-РЕСУРСНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ / МАРКЕТИНГОВО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ УСИЛИЙ / СОЦИАЛЬНЫЙ ДОМИНАТОР / МОТИВАЦИОННЫЙ ДОМИНАТОР / МОТИВАЦИОННОЕ КОЛЬЦО / МАРКЕТИНГОВО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ ЛЕКАЛО / АНТИКРИЗИСНЫЙ АДАПТЕР / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щепакин Михаил Борисович

Сформировано представление о маркетинговом поведенческом модуляторе как наборе инструментов маркетингово-коммуникационной адаптации субъекта к внешним вызовам и к его несбалансированному по интересам внутреннему состоянию. Указано, что через активизацию антикризисного адаптера субъектами - лидерами инновационных преобразований может быть достигнута инновационно-инвестиционная резонируемость в совокупном маркетингово-коммуникационном поле локальных социально-экономических образований. В условиях нестабильного рынка антикризисный адаптер субъекта обретает свойства инструмента управления его конкурентными преимуществами за счет рационального использования ресурсов и включения мотивационного и социального доминаторов в процессы инновационных изменений в интересах укрепления социального вектора экономического роста и повышения благосостояния людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Щепакин Михаил Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CRISIS ADAPTER AS A TOOL FOR MANAGING THE COMPETITIVE POSITION OF BUSINESS IN AN UNSTABLE MARKET

The idea of a marketing behavioral modulator as a set of tools for marketing and communication adaptation of a subject to external challenges and to his unbalanced internal state has been formed. It is indicated that through the activation of the anti-crisis adapter by the subjects-leaders of innovative transformations, innovation and investment resonance can be achieved in the aggregate marketing and communication field of local socio-economic entities. In an unstable market, the subject's anti-crisis adapter acquires the properties of a tool for managing its competitive advantages through the rational use of resources and the inclusion of motivational and social dominators in the processes of innovative changes in order to strengthen the social vector of economic growth and increase the well-being of people.

Текст научной работы на тему «АНТИКРИЗИСНЫЙ АДАПТЕР КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ БИЗНЕСА НА НЕСТАБИЛЬНОМ РЫНКЕ»

ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО

Том 11 • Номер 8 • Август 2021 ISSN 2222-534Х Journal of Economics, Entrepreneurship and Law

>

Первое

экономическое издательство

Антикризисный адаптер как инструмент управления конкурентным положением бизнеса на нестабильном рынке

Щепакин М.Б. 1

1 Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Сформировано представление о маркетинговом поведенческом модуляторе как наборе инструментов маркетингово-коммуникационной адаптации субъекта к внешним вызовам и к его несбалансированному по интересам внутреннему состоянию. Указано, что через активизацию антикризисного адаптера субъектами - лидерами инновационных преобразований может быть достигнута инновационно-инвестиционная резонируемость в совокупном маркетингово-коммуникационном поле локальных социально-экономических образований. В условиях нестабильного рынка антикризисный адаптер субъекта обретает свойства инструмента управления его конкурентными преимуществами за счет рационального использования ресурсов и включения мотивационного и социального доминаторов в процессы инновационных изменений в интересах укрепления социального вектора экономического роста и повышения благосостояния людей.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: нестабильная экономика, мотивационно-ресурсные противоречия, маркетингово-поведенческая адаптация, интерференция маркетинговых усилий, социальный доминатор, мотивацион-ный доминатор, мотивационное кольцо, маркетингово-поведенческое лекало, антикризисный адаптер, социально-экономический рост.

Anti-crisis adapter as a tool for managing

the competitive position of business in an unstable market

Shchepakin M.B. 1

1 Kuban State Technological University, Russia

введение

Предпринимательский фактор, формируемый под воздействием интересов различных стратификационных классов и регулирующий соотношение инвестиций и сбережений, определяет фактическое состояние вектора социальной справедливости в системе рыночных преобразований. Он подвержен в достаточной степени неопределенности, поскольку крайне недостаточен мотивационный ресурс высших звеньев стратификационной пирамиды на реальные изменения в системе отношений «собственник - наемный рабочий» (мотивационную проницаемость на решение этой проблемы можно оценить на уровне 18-20%).

Крупный бизнес может повышать конкурентоспособность, с одной стороны, за счет вытеснения с рынка малых и средних предприятий, с другой - посредством насаждения страха у работающих потерять свою работу в условиях роста внутренней напряженности в социально-экономической системе и повышения уровня безработицы, а в третьих, - за счет больших ресурсных и административных возможностей у этого бизнеса в накоплении потенциала инновационности в условиях колебательного проявления кризисных процессов и явлений в ключевых сферах жизнедеятельности общества. Мотивации бизнеса и его персонала, настраиваемые на разработку инновационных решений в разных составляющих цепочек создания стоимостей, могут интегрировать новый адаптационный потенциал субъектов на активизацию их маркетингового поведения при любых колебательных процессах нестабильного рынка. Мотивации работников, определяющих выбор тех или иных ресурсов и принятие рациональных решений по их использованию для совершенствования деятельности бизнеса на всех этапах его рыночного состояния, способны формировать антикризисный компонент бизнеса, который включается управленческими звеньями для удержания и укрепления им завоеванных конкурентных позиций. Но этот антикризисный компонент должен учитывать влияние совокупности тех противоречий, которые есть в обществе и бизнес-среде и которые оказывают определяющее воздействие на фор-

ABSTRACT:_

The idea of a marketing behavioral modulator as a set of tools for marketing and communication adaptation of a subject to external challenges and to his unbalanced internal state has been formed. It is indicated that through the activation of the anti-crisis adapter by the subjects-leaders of innovative transformations, innovation and investment resonance can be achieved in the aggregate marketing and communication field of local socio-economic entities. In an unstable market, the subject's anti-crisis adapter acquires the properties of a tool for managing its competitive advantages through the rational use of resources and the inclusion of motivational and social dominators in the processes of innovative changes in order to strengthen the social vector of economic growth and increase the well-being of people.

KEYWORDS: unstable economy, motivational and resource contradictions, marketing and behavioral adaptation, interference of marketing efforts, social dominator, motivational dominator, motivational ring, marketing and behavioral pattern, anti-crisis adapter, socio-economic growth

JEL Classification: H12, M21, M31 Received: 22.07.2021 / Published: 31.08.2021

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Shchepakin M.B. (shchepakin0mail.ru)

CITATION:_

Shchepakin M.B. (2021) Antikrizisnyy adapter kak instrument upravleniya konkurentnym polozhe-niem biznesa na nestabilnom rynke [Anti-crisis adapter as a tool for managing the competitive position of business in an unstable market]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 11. (8). - 1945-1966. doi: 10.18334/epp.1 1.8.1 12801

мирование потенциала для достижения желаемой результативности при функционировании и развитии субъекта предпринимательства.

Решение проблем повышения конкурентоспособности субъектами хозяйствования сводится к умению интегрировать различные потенциалы (собственные и сторонние) для осуществления тех или иных проектов по развитию бизнеса в условиях антикризисного управления. А это означает в первую очередь умение ослабить влияние накопившихся противоречий и разногласий внутри самого человека, который является центральной фигурой экономических отношений с рыночными агентами и значимым звеном формируемой системы социального действия, включающей индивидуальное психологическое состояние человека, мотивационную структуру индивида, совокупность образцов поведения, закрепленных в обществе, а также ценностно-нормативную подсистему [1, 2] (Parsons, 2000; Parsons, 1998). Понимание устойчивости функционирования субъектов и социально-экономической системы в целом сводится в первую очередь к разрешению проблем социального бытия [1, 3] (Parsons, 2000; Parsons, 1951). Вторичными являются те противоречия, которые существуют в профессиональной деятельности работников и их маркетингово-коммуникационной адаптивности к изменяющимся вызовам рынка и требованиям работодателей и собственников бизнеса.

Ограниченность ресурсов для решения стоящих перед бизнесом и работниками задач требует повышения значимости адаптивной функции как свойства субъекта (независимо от его уровня и принадлежности к физическим или юридическим лицам), определяющего характер вовлечения и использования различных средств и ресурсов [4, с. 37, 569] (Parsons, 2002, р. 37, 569), в которых инновационная способность работающих и их когнитивная активность в разработке новых идей и проектов занимает одно из ключевых мест в наборе важнейших составляющих характеристик бизнеса. Инновационная компонента в управлении конкурентными преимуществами субъектов определяет способность бизнеса создавать условия для инвестиционной резониру-емости в тех целевых сегментах рыночных агентов (в том числе и отраслевых акторов), которые мотивированы на риск во вложении средств для достижения коммерческого успеха. И чем выше инновационная активность субъектов бизнеса разных сфер деятельности, тем благоприятнее рыночные условия для вовлечения инвесторов с разными масштабами имеющихся для преобразований ресурсов [41] (Shchepakin, 2021).

ОБ АВТОРЕ:_

Щепакин Михаил Борисович, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой рекламы и связи с общественностью (shchepakin0mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Щепакин М.Б. Антикризисный адаптер как инструмент управления конкурентным положением бизнеса на нестабильном рынке // Экономика, предпринимательство и право. - 2021. - Том 11. - № 8. - С. 19451966. doi: 10.18334/epp.1 1.8.1 12801

Но есть причины и обстоятельства, которые сдерживают инвестиционную активность. Это и пандемия коронавируса, и пониженный уровень мотивационной проницаемости субъектов на обновления разной направленности и др. В качестве основного проявления воздействия коронавируса на экономику следует рассматривать падение доходов населения и сокращение спроса, который вызывает, в свою очередь, сокращение доходов бизнеса и усиление эффекта обратной связи [42] (Drobot, Makarov, Nazarenko, Manasyan, 2020). Наиболее пострадал малый бизнес. Так, с начала года в России закрыли свой бизнес 553,7 тыс. индивидуальных предпринимателей ИП и фермерских хозяйств, что на 81% больше, чем в первом полугодии прошлого года [43]. Главными причинами закрытия бизнесов называется пессимизм предпринимателей и сокращение поддержки МСП государством. Как итог - сокращение инвестиций в развитие малого и среднего бизнеса, и в первую очередь в производственной сфере.

В частности, инвестиционная активность в промышленности в 2016-2018 гг. сдерживалась по следующим причинам: недостаток собственных средств - 81%, ограничения по срокам займа - 69% и дороговизна кредита - 20% [5] (Karlova, Puzanova, Bogacheva, 2020), высокая стоимость заемного финансирования - 47%, высокий уровень неопределенности экономической ситуации - 45%; длительный срок окупаемости инвестиций - 38%, ожидаемая доходность ниже целевого уровня - 21%; ограниченная возможность получения заемных средств - 19%, нехватка квалифицированных кадров - 17%, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры - 6% [6; 7, с. 209; 54] (Sannikova, Torosyan, 2020, р. 209, 54). Это данные опроса ЦБ, в котором приняли участие 495 частных и государственных предприятий из разных отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности (без учета топливно-энергетического комплекса). Недостаточный уровень инвестиционных вложений выявлен у субъектов малого и среднего предпринимательства (37%), определяемый нестабильностью рынка и неопределенностью решений по государственному регулированию устойчивого развития национальной экономики. Основным нефинансовым препятствием для инвестиций была определена повышенная неопределенность в отношении будущих экономических условий (45%) [5, с. 24] (Karlova, Puzanova, Bogacheva, 2020, р. 24). Было выявлено, что только у 26% предприятий ожидаемая норма доходности от инвестиций превышала доходность, которая была получена от реализации недавних инвестпроектов.

Исследования, проводимые в этом направлении, свидетельствуют о том, что не рассматривается и не акцентируется внимание на внутреннем состоянии бизнеса и на состоянии его трудового ресурса, который должен реализовывать эти проекты, адаптируя требования собственников капиталов к их собственным интересам и аргументированным мотивациям. Этот момент остается в тени рассмотрения. Не принимаются во внимание те условия, в которых находится работающий человек (имеются в виду те внутренние проблемные вопросы, возникающие между разными участниками отношений и отражающие уровень и масштаб присутствующих противоречий и разногла-

сий между ними). Это как раз те условия, которые и формируют состояние инвестиционного прагматизма, предполагающего оценку регулирующих воздействий (ОРВ) [8] (Акктв1гкапоуа, 2013) со стороны государства и органов власти разных уровней. Внутреннее состояние персонала определяет их мотивы на эффективный труд и творческую инициативу в разработке и реализации инновационных решений. Если этих мотивов нет, тогда и не возникает соответствующих маркетинговых иных действий по изменению состояния бизнеса. Формируемые со стороны управленческих звеньев разных уровней модуляционные сигналы в адрес работников и иных участников рынка не пропускаются мотивационными фильтрами их получателей; они «глушатся» этими фильтрами на самом начальном этапе незаметно и невидимо. Поэтому это не вызывает негативной ответной реакции со стороны источников этих сигналов [9; 10, с. 269] (Ккапйатоуа, Бкоквракт, Ккатайгкуап, 2012; Ккапйатоуа, 2014, р. 269). Проявление действий мотивационных фильтров [38 с. 103-104] (Ккапйатоуа, Бкоквракт, 2021, р. 103-104) не идентифицируется теми, кто посылает эти сигналы, поскольку ими не принимается во внимание внутреннее состояние трудового компонента бизнеса. Это ошибочная позиция дает видимые и ощутимые негативные результаты в создании условий для экономического роста и укрепления конкурентных позиций бизнеса. И это напрямую влияет на эффективность инвестиционных процессов в предпринимательской деятельности, и прежде всего в сфере малого и среднего бизнеса, который и так находится в трудном экономическом положении.

По оценкам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), в 2020 г. наблюдался слабый восстановительный рост инвестиционной активности, сдерживаемый ограничительными мерами по причине пандемии и в результате ослабления курса рубля. Прирост предложений инвестиционных товаров составил 3,5% в годовом выражении [7] (Бапткоуа, Тотовуап, 2020). Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в Россию продолжают сокращаться; в конце прошлого года они упали втрое до самого низкого уровня за последнее десятилетие. По данным Центрального банка России, чистый отток иностранных инвестиций был самым высоким с 2014 г. и составил 23,1 млрд долл. [11] (Ап$, 2019). Индекс инвестиционной активности составил в 2019 г. и 2020 г. соответственно: по импорту машин и оборудования - 94% и 99%; по производству машин и оборудования для внутреннего рынка - 90% и 101%; по предложению стройматериалов - 99% и 105% [12] (Ба1ткоу, ОаНтоу, 2020).

Благоприятный инвестиционный климат необходим для обеспечения устойчивого экономического роста и создания условий для поддержания тренда развития, ориентированного на укрепление социального благополучия в российском обществе. Для стимулирования роста инвестиционной активности в первую очередь необходимо обеспечить структурные изменения в экономике, разработать рациональные механизмы льготирования инициатив по наращиванию инвестиций в сферы и отрасли отечественного товаропроизводителя, а также расширить существенным обра-

зом меры нефинансового характера. Последние будут способствовать улучшению делового климата, повышению имиджа бизнес-структур, развитию конкуренции на принципах демонополизации и уважительного отношения к малому и среднему бизнесу. Инвестиционная деятельность выступает драйвером роста любого предприятия, который настраивается им на повышение конкурентоспособности бизнеса и его продукции [13] (Shchepakin, Khandamova, Krivosheeva et al., 2019). Обеспечивая поиск рациональных вариантов развития, предприятие наращивает стоимость бизнеса и повышает благосостояние его топ-менеджмента [14] (Sannikova, Torosyan, 2020), не очень беспокоясь о необходимости решения проблем рядовых работников по повышению их благополучия.

Инновационно-инвестиционная резонируемость [15, с. 112] (Shchepakin, Khandamova, Gubin, 2020, р. 112) становится ключевой характеристикой процесса установления взаимосвязей между субъектами разных сфер деятельности, которая определяет содержание и форматы моделей выстраиваемого ими маркетингового поведения на принципах сбалансированности интересов взаимодействующих сторон (бизнеса и государства, бизнеса и человекоцентричного ресурса, бизнеса и общества) при решении проблем инновационного обновления системообразующих отраслей экономики. Адаптационные процессы к вызовам рынка в отношении развития отечественной производственной сферы, которая, по существу, определяет возможности России по укреплению конкурентных позиций национальной экономики на мировой арене, в настоящее время сдерживаются в силу разнополярности усилий взаимодействующих сторон по преодолению кризисных процессов внутри бизнес-сообщества. Даже при благоприятной инвестиционной политике региональных органов власти и управления в отношении наращивания средств, выделяемых на развитие производственной сферы, их оказывается крайне недостаточно для совершения новационного скачка и перехода на новый инновационный уровень, способный обеспечить более высокий уровень эффективности инвестиционных ресурсов [16, с. 13] (Shchepakin, Tomilko, 2013, р. 13).

Важной становится разработка инструментов управления конкурентными преимуществами российского бизнеса, учитывающих всю совокупность влияющих на это факторов: а) адаптационную способность бизнеса и человеческого ресурса к изменяющимся вызовам рынка [17] (Shchepakin, Khandamova, Tolmacheva, 2018); б) инновационную способность российской социально-экономической системы к активизации маркетингового поведения отечественного товаропроизводителя; в) состояние мотивационной и коммуникационной проницаемости субъектов бизнеса и его персонала к преобразованиям разной направленности в условиях различных ограничений [18] (Khandamova, 2019); г) инвестиционную достаточность у субъектов в реализации намечаемых ими проектов на основе разработки и реализации инновационных решений в различных составляющих их деятельности (в том числе на основе реинжиниринга бизнес-процессов) и расширения состава участников в развивающихся

маркетингово-коммуникационных полях; д) возможность эффективного воплощения процессов ресурсной декомпенсации в составляющих цепочек создания стоимостей [19] (ОыЫп, Ккапйатоуа, Бкоквракт, 2021); е) осознание необходимости разработки антикризисных инструментов для стабилизации функционирования и развития субъектами предпринимательства их маркетингово-коммуникационных полей в интересах взаимодействующих сторон; ж) изменчивости свойств и характеристик субъектов и их составляющих в процессе трансформации состояний многомерного поля противоречий, разногласий и конфликтов, которые позволяют идентифицировать ключевой ресурс (социального человечка) инновационных преобразований в антикризисном управлении экономикой [20, с. 80] (Бкоквракт, 2021, р. 80); ж) игнорирование психоэмоциональных и нравственно-этических состояний трудовых ресурсов в отношении переоценки их действий по повышению доверия людей к государству, бизнесу и друг к другу [21] (Бкоквракт, 2021); и) недостаточная ориентация субъектов предпринимательства на имидж как ключевой инструмент воплощения их маркетингово-поведен-ческого и социально-нравственного образа, отображающего происходящие изменения в социально-экономической системе, которые связаны с деформацией норм, правил, принципов и характера действий социумов, а также с утратой доверия, коммуникативной компетентности и размыванием этичности и социоориентированности [22] (Ккапйатоуа, Бкоквракт, Вгквпткоуа, Р1$атву$Ыу, 2021); к) недооценка влияния эмоционально-поведенческого фактора, который проявляет себя в расширении потребительских сегментов представителей новых поколений, находящихся в кругу расширяющихся интересов субъектов предпринимательства [23] (Бкоквракт, Ккапйатоуа, Вгквпткоуа, Ввйуытпа, 2020), и др.

Цель исследования: разработка антикризисного адаптера как комплексного инструмента управления конкурентными преимуществами бизнеса на основе совершенствования ресурсно-мотивационного подхода к разрешению противоречий в социально-экономической системе и в сфере предпринимательства в интересах обеспечения экономического роста бизнеса и расширения возможностей для сохранения тренда на укрепление социального вектора развития.

Методы исследования: обобщения, категориального анализа, анализа и синтеза, системного подхода, статистического и экономического анализа, экспертных оценок, моделирования.

антикризисный адаптер как катализатор инновационно-инвестиционной резонируемости бизнеса в интегративном маркетингово-коммуникационном пространстве субъектов

Важнейшим фактором, влияющим на эффективную реализуемость государственной политики в области разработки механизмов управления различными сферами развития общества (и прежде всего производственными отраслями), является ориентация в развитии социально-экономической системы на устойчивое, безопасное

и сбалансированное по интересам участников отношений государственное регулирование и управление [24] (Drobot, Makarov, Ivanova, 2017). Ключевым звеном в разработке мер по обеспечению экономического роста является формирование предпосылок для устойчивого равновесия в системе путем последовательного разрешения накопившихся противоречий на основе укрепления социально значимых ценностей в рамках конкретно обозначаемого обществом социально-экономического вектора развития [25, с. 329; 26] (Matrosov et al., 2000, р. 329; Shchepakin, Kozhura, 2004)) и создания гармоничного интегративного мотивационного поля участников отношений на инновационные обновления и самореализацию их внутренних запросов на справедливость [36] (Buzgalin, 2013) и социальное равенство.

Недопустимо в моделях управления развитием социально-экономической системой и отдельных субъектов предпринимательства игнорирование диссонансов разного происхождения (когнитивного, маркетингово-коммуникационного, ресурсно-управленческого). Они требуют изменений во внутренней саморегуляции бизнеса и ослабления влияния конфликтообразующих факторов, которые проявляют свое действие в процессе соотнесения мотиваций и имеющихся ресурсов. Наличие последних способно формировать позитивный тренд на укрепление социально-экономического вектора развития системы и социумов. Должны формироваться адекватные отклики в разных форматах совершаемых действий разного содержательного и поведенческого наполнения как ответные реакции на любые внешние и внутренние вызовы социально-экономической системы, субъектов бизнеса и собственно человека (как социальной личности). Тогда можно рассчитывать на достижение нужного конечного результата в развитии различных сторон жизнедеятельности общества.

Нестабильность состояния бизнес-среды по причинам и обстоятельствам разного характера требует от топ-менеджеров четкого понимания состояния маркетингово-поведенческого адаптационного потенциала субъектов предпринимательства. Этот потенциал определяет возможность решения проблем конкурентоспособности субъектов и удержания ими выгодных рыночных позиций при ограниченных ресурсах и низком уровне мотивационной и коммуникационной проницаемости трудового ресурса к активизации его инновационной восприимчивости к вызовам рынка и требованиям собственников капиталов.

Множественность составляющих в наборе коммуникационного инструментария и сложность связей элементов в механизме координации взаимодействий между разными участниками рынка как ключевого звена системы управления конкурентоспособностью бизнеса на основе создания сбалансированного мотивационного поля не позволяет достигать нужной эффективности в развитии бизнеса по следующим причинам:

а) из-за слабой маркетингово-поведенческой адаптивости субъектов и его персонала к требованиям нестабильного рынка;

б) и-за недостаточной проницаемости информационного ресурса по параметрам воздействий (содержательным, креативным, когнитивным, техническим, инноваци-

онным и т.п.) к потребностям потребителей и различных рыночных агентов и партнеров [27] (Khandamova, 2008);

в) из-за низкого уровня коммуникационной и мотивационной проницаемости посылаемых модуляционных сигналов в адрес целевых аудиторий, обусловленной нарастающими шумами и несанкционированными внутренними откликами, возникающими на почве неразрешенных противоречий (независимо от характера их происхождения и уровня воплощения в социально-экономической системе).

Сдерживание экономического роста может быть и результатом слабой проницаемости целей, которые ставятся властью на текущий период и на ближайшую перспективу. Президент страны В.В. Путин 19.07.2021 г. на Заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам сказал: «Надо наращивать темпы изменений в экономике, в социальной сфере в развитии наших регионов и инфраструктуры.... Нужно использовать позитивные тенденции для повышения уровня жизни людей, потому что в конечном итоге именно в этом и заключается смысл экономического роста, его ключевой результат. за всеми макроэкономическими показателями, индикаторами нужно всегда видеть конкретного человека и его проблемы..» [28] (Putin, 2021).

Нельзя с этим не согласиться. Необходимо иметь четкое представление о том, каковы реальные возможности нашего адаптационного потенциала в интегративном коммуникационном пространстве (рыночном, социальном, личном). Именно тех возможностей, которые могут стать источником для внутренних изменений в бизнесе, в самих себе, в работнике как важнейшем носителе имеющихся ресурсов (способностей, умений, знаний, поведенческих реакций на те или иные вызовы и т.п.) в интересах инновационного обновления в системообразующих сферах жизнедеятельности общества и во всех звеньях социума. Должна доминировать социальная направленность в развитии социально-экономической системы даже в условиях кризисных процессов и явлений.

Значимость социального доминатора [29, с. 111] (Shchepakin, 2019, р. 111) как инструмента развития социально-экономической системы, ориентирующего преобразования субъектов и системы в целом на отказ от традиционного пути развития к социально ориентированному (последний учитывает интересы и потребности социумов и рядовых граждан общества), резко возрастает. В этом случае создаются условия для ослабления проявления кризисных процессов и явлений в сфере коммуникационного пространства взаимодействующих сторон. Значение социального доминатора состоит в том, что он определяет выбор социального вектора развития как на уровне субъектов предпринимательства, так и социально-экономической системы в целом. Тем самым он влияет на изменение соотношения сил между противостоящими сторонами в пользу решения проблем общества и рядового человека. Необходимо регулирующими и управляющими воздействиям со стороны государства, органов власти разных уровней и бизнеса направлять маркетинговое и иное

поведение субъектов в направлении укрепления конкурентных позиций отечественного предпринимательства на национальном и мировом рынках, а также повышения инновационной восприимчивости человека труда к изменяющимся вызовам внешней среды. Позитивный результат усилий государства и бизнеса зависит от внутреннего состояния системы, зависимого от степени удовлетворения ими меняющихся запросов рядового человека. В этом случае будет возрастать роль мотивационного домина-тора [29, с. 112] (Shchepakin, 2019, р. 112), определяющего состояние преобладающего вектора маркетингового и иного поведения субъектов и его элементов в отношении того, как расходовать ресурсы (материальные, инновационные, научно-технические, коммуникационные и др.) для воплощения того или иного адаптационного процесса (позитивного, симуляционного, девиантного), реализуемого бизнесом при построении цепочек создания потребительских стоимостей. Последние формируют условия для зарабатывания бизнесом желаемых объемов прибыли и получения им различных выгод. Мотивационный доминатор определяет содержание и наполнение антикризисного адаптера тем набором инструментов, которые вовлекаются бизнесом и властью для решения формулируемых ими задач.

Нарисунке представлена разработанная нами модель формирования антикризисного адаптера, наделяемого свойствами комплексного инструмента по управлению конкурентными преимуществами бизнеса в условиях инновационных обновлений и создания предпосылок для разрешения противоречий и разногласий разного масштаба и характера. Государство должно сохранять за собой функции субъекта, воздействующего в нужном для него направлении на бизнес, на поведение граждан и государственного персонала в целях продвижения общественных приоритетов, подталкивая поведение людей в нужную сторону без лишних запретов и без существенной смены экономических стимулов [30] (Benartzi, Beshears, Milkman, Sunstein, Thaler, Shankar, Tucker-Ray, Congdon, Galing, 2017).

Государство, ощущая внешнее неблагоприятное давление Запада и наблюдая процесс снижения творческой предпринимательской активности, ориентированной на инновационные преобразования системообразующих сфер общества, не должно утратить своей способности к наращиванию полномасштабных функций «субъекта целенаправленной и динамичной структурной модернизации» [31, с. 17] (Grinberg, 2008, р. 17). Оно должно инициировать разработку мер, смягчающих проявление кризисных процессов и явлений. И в контексте решения таких задач мотивационный доминатор будет определять выбор эффективных сценариев развития общества, и прежде всего в направлении построения сбалансированных по ресурсам и возможностям маркетингово-ком-муникационных полей субъектов. В них происходит реинжиниринг бизнес-процессов и реализуется маркетингово-поведенческая адаптация бизнеса в нужном направлении, которая рассчитана на рост доверия субъектов к власти, бизнесу и государству. Именно доверие является основным элементом антикризисного адаптера. Доверие выступает действенным инструментом управления экономическим ростом и масштабированием

Рисунок. Антикризисный адаптер как комплексный инструмент управления конкурентными

преимуществами бизнеса Обозначения: 1 - инновационная способность; 2 - инновационная восприимчивость подсистемы; 3 - персонал; 4 - финансы, инвестиции; 5 - маркетинг; 6 - производство; 7 - материально-техническое снабжение; 8 - разработка инноваций; 9 - коммуникационный коллектор; 10 - антикризисный компонент; 11 - ресурсный декомпесатор. Источник: составлено автором.

бизнеса, а также кумулятивным рычагом наращивания социального капитала в обществе и бизнесе [32] (Shchepakin, Khandamova, Pyzhenko, 2017).

Мотивационное кольцо в маркетингово-коммуникационном поле субъектов выступает как бы оболочкой лампочки, которая может ярко гореть, если инновационный фактор направлен на разрешение противоречий, негативное влияние которых не может быть ослаблено без включения антикризисный компонента. Антикризисный адаптер предусматривает формирование ресурсного декомпенсатора для построения эффективных цепочек создания стоимостей в интересах наращивания темпов экономического роста и создания условий для накопления конкурентных преимуществ в меняющейся рыночной среде. Он рассчитан на формирование условий для устойчивого развития бизнеса и реализацию принципов ресурсного рационализма при принятии инновационных решений [40] (Shchepakin, Kozhura, 2004).

Социальный и мотивационный доминаторы субъекта формируют такой уровень его маркетингово-поведенческой адаптации, которая или содействует воплощению нужного бизнесу объема реализации инновационных инициатив (например, разработке новых идей и проектов, их продвижению на конкурентный рынок, совершенствованию бизнес-моделей и др.), или же проявляет пониженную сенситивность (так называемую гипестезию) трудового ресурса и других элементов социально-экономической системы к внешним вызовам рынка, не изменяя их внутреннего состояния в нужном обществу направлении. Сдерживание процесса формирования активной инновационной деятельности трудового ресурса (персонала) объясняется крайне слабым разрешением противоречий и разногласий, накопившихся в обществе и сохраняющих свою силу влияния на сознание людей и работающего человека. Деактивируются следующие процессы формирования инновационной активности персонала: инновационная готовность, инновационные действия, инновационное поведение, инновационное мышление, инновационный образ жизни [33, с. 184] (Shpak, Yarkova, Yakimova, Melnikova, 2020, р. 184). Наступает провал активности в создании и реализации инновационных решений. В первую очередь бизнес-моделей, разрабатываемых и реализуемых субъектами предпринимательства, которые отражают процесс управления переменами и которые выступают главным фактором успеха в любых проектах создания и воплощения инновационных решений разной направленности [34, 35] (Gassman, Frankenberger, Shik, 2016; Shchepakin, Khmelnitskaya, Shinkevich, 2018).

Изменения инновационного характера, осуществляемые субъектами предпринимательства, затрагивают разные составляющие маркетинговых новаций (производственно-технологические, продуктовые, маркетингово-посреднические, марке-тингово-инструментарные, мотивационные, коммуникационно-поведенческие). Эти новации формируются в границах разных маркетингово-инновационных «порогов», определяющих, с одной стороны, этап развития социально-экономической системы, с другой, эффективность маркетинговых усилий, предпринимаемых бизнесом в интересах их интерференции для решения проблем конкурентоспособности и удержания рыночных позиций в условиях нестабильного рынка, а с третьей, содержание маркетингового поведения субъектов, а также характер методов и способов (законных, незаконных и иных), используемых для решения поставленных задач и достижения целей бизнеса.

Нами предлагается ввести в научный оборот такой термин, как маркетингово-поведенческое лекало (от авт. - шаблон, модель). Оно формирует стереотип маркетингового поведения субъектов в разных ситуациях и в разных состояниях рынка (в том числе и кризисных). Однако это понятие не учитывает внутренних состояний бизнеса, трудового ресурса, противоречий в обществе в части направленности усилий бизнеса на укрепление социального вектора преобразований. В результате существенно снижается эффективность намечаемых перемен, которые исходят от регулирующих и управляющих звеньев на уровне государства и локальных экономических систем.

Бизнес включает свои подсистемы управления, обращаясь к необходимости интеграции исходящих от них сигналов в адрес потребителя для повышения его результативности только в самом главном - в зарабатывании прибыли и в получении выгод любыми средствами и методами.

Ориентация развития экономической системы на превалирующие интересы общества и его рядовых социумов, на социальную справедливость [37] в построении партнерских отношений между участниками рыночных отношений дает основание для формирования представлений о маркетинговом поведенческом модуляторе как наборе инструментов маркетинговой адаптации субъекта к требованиям внешних вызовов и внутренних раздражителей. Он формируется рыночным субъектом для стабилизации (или же укрепления) его рыночного положения при имеющемся ресурсном наборе в условиях ориентации бизнеса на сохранение экологии, недопущения вреда здоровью человека и удовлетворение социальных потребностей общества и государства. Маркетингово-поведенческий модулятор формирует антикризисный компонент предприятия в том его объеме, виде, формате и образе, которые дают возможность управлять негативными процессами и явлениями внутри бизнеса и вне его, способствуя ослаблению их влияния на функционирование и развитие субъекта.

Подсистемы управления субъектом (финансы, инвестиции, маркетинг, производство, материально-техническое снабжение, персонал, разработка инноваций и др.) обретают свойства составляющих источника накопления интегративного потенциала бизнесом для достижения желаемой результативности в рыночном взаимодействии с разными участниками отношений (с государством, с потребителями, с поставщиками ресурсов, с инвесторами, с рыночными посредниками, со вспомогательными и обслуживающими структурами, с органами власти разных уровней, с социальными институтами и др.). Через активацию антикризисного адаптера субъектами - лидерами инновационных преобразований достигается инновационно-инвестиционная резонируемость в совокупном маркетингово-коммуникационном поле локальных социально-экономических образований, которая позволяет расширять круг взаимодействующих субъектов. Каждый из них находит свою аргументацию для взаимовыгодного партнерства с разными агентами рынка, намереваясь формировать благоприятные для себя условия в направлении укрепления конкурентных позиций на нестабильном рынке. Представленная модель выступает прообразом тех возможных прямых и обратных связей, которые могут складываться внутри бизнеса, решающего проблемы своего развития на принципах сбалансированного удовлетворения потребностей государства, общества, бизнеса и работающего человека.

заключение

1. Интеграция представлений об экономической сущности мотивационного и социального доминаторов, маркетингово-поведенческой адаптации, маркетинговой интерференции, антикризисном адаптере, ресурсном декомпенсаторе и коммуника-

ционной проницаемости субъектов на инновационное обновление различных сторон деятельности бизнеса дает основание для разработки эффективного инструментария управления развитием субъектов и удержания ими конкурентных позиций на нестабильном рынке.

2. Мотивационно-коммуникационная концепция маркетинга [39] (Khandamova, Shchepakin, 2015), развиваемая в сторону учета возрастающего влияния ресурсно-управленческого и маркетингово-коммуникционного диссонансов, возникающих в результате неразрешенности различных противоречий и разногласий между участниками рынка, требует рационализации интегративного ресурсного потенциала бизнеса при построении моделей управления экономическим ростом и конкурентными преимуществами. Недостижение необходимого уровня интеграции действий мотивацион-ного и социального доминаторов при построении маркетингово-коммуникационных полей субъектами в условиях нестабильной экономики создает тормозящий эффект в социально-экономическом развитии общества и в достижении желаемых темпов экономического роста.

3. Маркетинговый поведенческий модулятор, формируя свое наполнение в условиях антикризисного управления развитием субъектов хозяйствования, ресурсных ограничений и обостряющихся противоречий разного уровня и происхождения, строится на маркетингово-поведенческом адаптационном потенциале развития субъектов, создаваемом внутри бизнеса (в его составляющих, где ключевым звеном выступает человекоцентричный ресурс с его инновационными, мотивационными, коммуникационными, социально-нравственными и иными ориентирами) и управляемом механизмами внутренней саморегуляции, ориентированными на гуманизацию рыночных процессов, взаимодействия человека с социальной средой и гармоничное развитие личности.

4. Разработана модель формирования антикризисного адаптера субъекта, наделенного свойствами комплексного инструмента управления конкурентным положением бизнеса на изменяющемся рынке, который способен обеспечить достижение желаемой результативности взаимодействия различных рыночных агентов через активизацию их инновационно-инвестиционной резонируемости, ориентирующей бизнес мотивационно, коммуниакционно и поведенчески на обновления в разных составляющих его деятельности.

ИСТОЧНИКИ:

1. Парсонс Т. О структуре социального действия. - М.: Академический Проект,

2000. - 880 с.

2. Парсонс Т. Система современных обществ. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 269 с.

3. Parsons T. The Social Systems. - N.Y., 1951.

4. Парсонс Т. О социальных системах. - М.: Академический Проект, 2002. - 832 с.

5. Карлова Н., Пузанова Е., Богачева И. Аналитическая записка. Почему промышленные предприятия не инвестируют: результаты опроса. Банк России. [Электронный ресурс]. URL: https://publications.hse.ru/articles/412410633 (дата обращения: 26.07.2021).

6. Аналитики ЦБ назвали главные причины низких промышленных инвестиций. Экономика. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/27/01/2020 /5e2ed87d9a79473b704b1d0c (дата обращения: 26.07.2021).

7. Санникова К.А., Торосян Е.К. Инвестиционная активность российских организаций // Вестник Челябинского государственного университета. - 2020. - № 11(445). -c. 202-211. - doi: 10.47475/1994-2796-2020-11123.

8. Ахметжанова С.Б. Об экономическом прагматизме // Экономикс. - 2013. - № 3.

9. Хандамова Э.Ф., Щепакин М.Б., Хараджян Л.В. Маркетингово-ресурсный адаптер организационно-экономического механизма управления безопасным функционированием и развитием корпорации // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2012. -№ 78. - c. 805-820.

10. Хандамова Э.Ф. Маркетинговое коммуникационное поле предприятия: формирование и развитие. - Краснодар: Изд-во «Дом-Юг», 2014. - 460 c.

11. Aris B. The Trouble with Investing into Russia. The Moscow Times. [Электронный ресурс]. URL: https://www.themoscowtimes.com/2019/08/29/the-trouble-with-investing-into-russia-a67068 (дата обращения: 25.07.2021).

12. Сальников В.А., Галимов Д. Об инвестиционной активности в экономике в мае 2020 г. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. [Электронный ресурс]. URL: http://www.forecast.ru/_Archive/analitics/PR0M/2020/ INV_2020-07-14.pdf (дата обращения: 25.07.2021).

13. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Кривошеева Е.В. и др. Маркетинговые инструменты управления конкурентоспособностью производственных предприятий. / Монография. - Краснодар: Изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2019. - 358 c.

14. Санникова К.А, Торосян Е.К. Инвестиционная деятельность как ключевой фактор оценки стоимости компании // Вестник Челябинского государственного университета. - 2020. - № 6(440). - c. 86-93. - doi: 10.47475/1994-2796-2020-10610.

15. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Губин В.А. Управление экономическим ростом агропромышленного комплекса в регионе в условиях нестабильной экономики // Известия высших учебных заведений. Пищевая технология. - 2020. - № 2-3. -c. 108-114. - doi: 10.26297/0579-3009.2020.2-3.28 .

16. Щепакин М.Б., Томилко Ю.В. Теоретико-методологические аспекты управления инновационным кластером. / Монография. - Краснодар: Издательский Дом-Юг, 2013. - 148 c.

17. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Толмачева О.И. Управление развитием бизнеса в условиях обострения мотивационно-ресурсных противоречий в развивающихся

маркетинговых полях // Национальные экономики в условиях глобальных и локальных трансформаций: Сб. статей международной научно-практ. конф. (Тбилиси, 23-28 октября 2018 г.); под ред. Г.Б. Клейнера, Х. А. Константиниди, В.В. Сорокожердьева. М., 137.

18. Хандамова Э.Ф. Бренд как инструмент управления маркетинговым поведением субъекта в условиях структурной модернизации производственной сферы // Креативная экономика. - 2019. - № 7. - с. 1357-1378. - doi: 10.18334/rp.20.4.40625.

19. Губин В.А., Хандамова Э.Ф., Щепакин М.Б. Ресурсный дефлектор как драйвер экономического роста в производственной сфере пищевой промышленности // Известия высших учебных заведений. Пищевая технология. - 2021. - № 2(380-381). - с. 108-116. - doi: 10.26297/0579-3009.2021.2-3.26 .

20. Щепакин М.Б. Социальный «человечек» - ключевой ресурс инновационных преобразований в антикризисном управлении экономикой // Вопросы инновационной экономики. - 2021. - № 1. - с. 61-86. - doi: 10.18334/vinec. 11.1.111623.

21. Щепакин М.Б. Маркетингово-эмоциональный локатор бренда - конструктор инновационных модернизационных преобразований в производственной сфере // Известия вузов. Пищевая технология. - 2021. - № 1(378). - с. 107-113. - doi: 10.26297/0579-3009.2021.1.25 .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Хандамова Э.Ф., Щепакин М.Б., Бженникова Д.Г., Писаревский В.М. Имидж рыночного субъекта как инструмент воплощения его маркетингово-поведенческого и социально-нравственного образа // Креативная экономика. - 2021. - № 1. - с. 151168. - doi: 10.18334/се.15.1.111512.

23. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Бженникова Д.Г., Федюнина Е.А. Эмоционально-поведенческая концепция маркетинга в развитии моделей лидерства // Лидерство и менеджмент. - 2020. - № 2. - с. 123-142. - doi: 10.18334/lim.7.2.100887.

24. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Иванова А.А. Особенности государственного управления развитием стратегических отраслей в условиях экономических санкций: институциональный и системный аспект // Российское предпринимательство. -2017. - № 19. - с. 2769-2786. - doi: 10.18334/rp.18.19.38358.

25. Матросов В.М. и др. Новая парадигма развития России (Комплексные исследования проблем устойчивого развития). / Монография - 2-е изд. - Москва: Academia; Иркутск: РИЦ ГП «Облинформпечать», 2000. - 460 с.

26. Щепакин М.Б., Кожура Е.А. Узел компромиссов. К устойчивому развитию экономической системы через реализацию адаптационного потенциала предпринимательства // Российское предпринимательство. - 2004. - № 6. - с. 55-59.

27. Хандамова Э.Ф. К разработке модели развития рынка по фактору проницаемости информационного ресурса // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 59. - с. 257-266.

экономика, предпринимательство и право W 82021 (Август)

1961

28. Путин В.В. Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам (19 июля 2021 г.). Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin. ru/events/president/news/66217 (дата обращения: 19.07.2021).

29. Щепакин М.Б. Управление антикризисным маркетинговым поведением субъекта в условиях выбора им социального вектора развития // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. - 2019. - № 2. -c. 101-120. - doi: 10.24143/2073-5537-2019-2-101-120.

30. Shlomo Benartzi, John Beshears, Katherine L. Milkman, Cass R. Sunstein, Richard H. Thaler, Maya Shankar, Will Tucker-Ray, William J. Congdon, and Steven Galing Should Governments Invest More in Nudging? // Psychological Science. - 2017. - № 8. -p. 1041-1055. - doi: 10.1177/0956797617702501.

31. Гринберг Р.С. Есть ли несырьевое будущее у России // Вестник института экономики российской академии наук. - 2008. - № 1. - c. 5-22.

32. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Пыженко И.А. Повышение доверия к хозяйствующему субъекту как инструмент управления экономическим ростом бизнеса // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 2-2(79). - c. 59-61.

33. Шпак Ю.О., Яркова С.А., Якимова Л.Д., Мельникова Е.В. Управление инновационной активностью персонала с высоким творческим потенциалом // Лидерство и менеджмент. - 2020. - № 2. - c. 181-200. - doi: 10.18334/lim.7.2.110422.

34. Гассман О., Франкенбергер К., Шик М. Бизнес-модели: 55 лучших шаблонов. / пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 432 c.

35. Щепакин М.Б., Хмельницкая С.В., Шинкевич А.Н. Инновационное бизнес-моделирование на производственных предприятиях. / Монография. - Краснодар: ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2018. - 94 c.

36. Бузгалин А.В. Справедливость как предпосылка свободы и эффективности: обновление социального проекта возможно? // Социологические исследования. - 2013. -№ 3(347). - c. 135-145.

37. Зюганов Г.А. Выполнить волю народа - сменить курс. Правда: Информационный бюллетень. - 2021 (июнь).

38. Хандамова Э.Ф., Щепакин М.Б. Управление интегрированными коммуникациями. / Учебное пособие. - Краснодар: Изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2021. - 234 c.

39. Хандамова Э.Ф., Щепакин М.Б. Развитие мотивационно-коммуникационной концепции маркетинга // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 8-2(61). -c. 9б8-973.

40. Щепакин М.Б., Кожура Е.А. Устойчивое развитие и ресурсный рационализм // Энергосбережение и водоподготовка. - 2004. - № 3(30). - c. б1-б2.

41. Щепакин М.Б. Реструктуризационный «зонтик» как инструмент управления инновационными изменениями в модернизируемой экономике // Экономика, предпринимательство и право. - 2021. - № 1. - c. 27-50. - doi: 10.18334/epp.11.1.111507.

42. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Назаренко В.С., Манасян С.М. Влияние пандемии COVID-19 на реальный сектор экономики // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - № 8. - с. 2135-2150. - doi: 10.18334/epp.10.8.110790.

43. Год закрытых дверей. В России началась повальная ликвидация частных компаний и ИП // Версия. - 2021. - № 28(801). - с. 14.

REFERENCES:

God zakrytyh dverey. V Rossii nachalas povalnaya likvidatsiya chastnyh kompaniy i IP [The year of closed doors. In Russia, the wholesale liquidation of private companies and sole proprietors has begun]. (2021). Versiya. (28(801)). 14. (in Russian). Akhmetzhanova S.B. (2013). Ob ekonomicheskom pragmatizme Ekonomiks. (3). Aris B. The Trouble with Investing into RussiaThe Moscow Times. Retrieved July 25, 2021, from https://www.themoscowtimes.com/2019/08/29/the-trouble-with-invest-ing-into-russia-a67068 Buzgalin A.V. (2013). Spravedlivost kak predposylka svobody i effektivnosti: obnovlenie sotsialnogo proekta vozmozhno? [Justice as a prerequisite for freedom and efficiency: is it possible to renew a social project?]. Sociological Studies (Sotsiologicheskie Issledovaniia). (3(347)). 135-145. (in Russian). Drobot E.V., Makarov I.N., Ivanova A.A. (2017). Osobennosti gosudarstvennogo up-ravleniya razvitiem strategicheskikh otrasley v usloviyakh ekonomicheskikh sanktsiy: institutsionalnyy i sistemnyy aspekt [Features of state management of the development of strategic industries under economic sanctions: institutional and systemic aspect]. Russian Journal of Entrepreneurship. 18 (19). 2769-2786. (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.19.38358. Drobot E.V., Makarov I.N., Nazarenko V.S., Manasyan S.M. (2020). Vliyanie pandemii COVID-19 na realnyy sektor ekonomiki [Impact of the COVID-19 pandemic on the real economy]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 10 (8). 2135-2150. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.8.110790. Gassman O., Frankenberger K., Shik M. (2016). Biznes-modeli: 55 luchshikh shablonov

[Business models: 55 best templates] M.: Alpina Pablisher. (in Russian). Grinberg R.S. (2008). Est li nesyrevoe budushchee u Rossii [Does Russia have a non-resource future?]. Bulletin of the Institute of Economics of RAS. (1). 5-22. (in Russian). Gubin V.A., Khandamova E.F., Shchepakin M.B. (2021). Resursnyy deflektor kak dray-ver ekonomicheskogo rosta v proizvodstvennoy sfere pishchevoy promyshlennosti [Resource deflector as a driver of economic growth in the production sphere of the food industry]. Izvestiya vysshikh uchebnyh zavedeniy. Pischevaya tekhnologiya. (2(380-381)). 108-116. (in Russian). doi: 10.26297/0579-3009.2021.2-3.26.

Khandamova E.F. (2008). K razrabotke modeli razvitiya rynka po faktoru pronitsae-mosti informatsionnogo resursa [To develop a market development model based on the information resource permeability factor]. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science. (59). 257-266. (in Russian).

Khandamova E.F. (2014). Marketingovoe kommunikatsionnoe pole predpriyatiya: formirovanie i razvitie [Marketing communication field of the enterprise: formation and development] Krasnodar: Izd-vo «Dom-Yug». (in Russian).

Khandamova E.F. (2019). Brend kak instrument upravleniya marketingovym povede-niem subekta v usloviyakh strukturnoy modernizatsiiproizvodstvennoy sfery [Brand as a tool for managing the marketing behavior of the subject in the conditions of structural modernization of the production sphere]. Creative economy. 13 (7). 13571378. (in Russian). doi: 10.18334/rp.20.4.40625.

Khandamova E.F., Shchepakin M.B. (2015). Razvitie motivatsionno-kommunikatsi-onnoy kontseptsii marketinga [Development of the motivational and communication concept of marketing]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (8-2(61)). 968-973. (in Russian).

Khandamova E.F., Shchepakin M.B. (2021). Upravlenie integrirovannymi kommuni-katsiyami [Integrated communications management] Krasnodar: Izd. FGBOU VO «KubGTU». (in Russian).

Khandamova E.F., Shchepakin M.B., Bzhennikova D.G., Pisarevskiy V.M. (2021). Imidzh rynochnogo subekta kak instrument voploshcheniya ego marketingovo-po-vedencheskogo i sotsialno-nravstvennogo obraza [The image of a market entity as a tool for implementing its marketing-behavioral and social-moral image]. Creative economy. 15 (1). 151-168. (in Russian). doi: 10.18334/ce.15.1.111512.

Khandamova E.F., Shchepakin M.B., Kharadzhyan L.V. (2012). Marketingovo-resursnyy adapter organizatsionno-ekonomicheskogo mekhanizma upravleniya bezo-pasnym funktsionirovaniem i razvitiem korporatsii [Marketing and resource adapter of the organizational and economic mechanism of management of safe functioning and corporation development]. Scientific Journal of KubSAU. (78). 805-820. (in Russian).

Matrosov V.M. i dr. (2000). Novaya paradigma razvitiya Rossii (Kompleksnye issledo-vaniya problem ustoychivogo razvitiya) [A new paradigm of Russia's development (Comprehensive studies of sustainable development problems)] Moskva, Irkutsk : Academia; RITs GP «Oblinformpechat». (in Russian).

Parsons T. (1951). The Social Systems N.Y.

Parsons T. (1998). Sistema sovremennyh obshchestv [The System of Modern Societies] M.: Aspekt Press. (in Russian).

Parsons T. (2000). O strukture sotsialnogo deystviya [The Structure of Social Action] M.: Akademicheskiy Proekt. (in Russian).

Parsons T. (2002). O sotsialnyh sistemakh [The Social System] M.: Akademicheskiy Proekt. (in Russian).

Sannikova K.A, Torosyan E.K. (2020). Investitsionnaya deyatelnost kak klyuchevoy faktor otsenki stoimosti kompanii [Investment activity as a key factor for evaluatinga company's value]. Bulletin of Chelyabinsk State University. 69 (6(440)). 86-93. (in Russian). doi: 10.47475/1994-2796-2020-10610.

Sannikova K.A., Torosyan E.K. (2020). Investitsionnaya aktivnost rossiyskikh orga-nizatsiy [Investment activity of Russian companies via industries and regions]. Bulletin of Chelyabinsk State University. 71 (11(445)). 202-211. (in Russian). doi: 10.47475/1994-2796-2020-11123.

Shchepakin M.B. (2019). Upravlenie antikrizisnym marketingovym povedeniem sub-ekta v usloviyakh vybora im sotsialnogo vektora razvitiya [Management of anti-crisis marketing behavior of the subject in conditions of choosing social vector of development]. Bulletin of the Astrakhan State Technical University. Series: economics. (2). 101-120. (in Russian). doi: 10.24143/2073-5537-2019-2-101-120.

Shchepakin M.B. (2021). Marketingovo-emotsionalnyy lokator brenda - konstruktor innovatsionnyh modernizatsionnyh preobrazovaniy v proizvodstvennoy sfere [Marketing-emotional brand locator - designer of innovative modernization transformations in the production sector]. Izvestiya vuzov. Pischevaya tekhnologiya. (1(378)). 107-113. (in Russian). doi: 10.26297/0579-3009.2021.1.25.

Shchepakin M.B. (2021). Restrukturizatsionnyy «zontik» kak instrument upravleniya innovatsionnymi izmeneniyami v moderniziruemoy ekonomike [Restructuring «umbrella» as a tool for managing innovative changes in the modernizing economy]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (1). 27-50. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.1.111507.

Shchepakin M.B. (2021). Sotsialnyy «chelovechek» - klyuchevoy resurs innovatsionnyh preobrazovaniy v antikrizisnom upravlenii ekonomikoy [The social «little man» is a key resource for innovative transformations in the anti-crisis management of the economy]. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (1). 61-86. (in Russian). doi: 10.18334/vinec. 11.1.111623.

Shchepakin M.B., Khandamova E.F., Bzhennikova D.G., Fedyunina E.A. (2020). Emotsionalno-povedencheskaya kontseptsiya marketinga v razvitii modeley liderstva [Emotional and behavioural concept of marketing in the development of leadership models]. Leadership and management. 7 (2). 123-142. (in Russian). doi: 10.18334/ lim.7.2.100887.

Shchepakin M.B., Khandamova E.F., Gubin V.A. (2020). Upravlenie ekonomicheskim rostom agropromyshlennogo kompleksa v regione v usloviyakh nestabilnoy ekonomiki [Managing the economic growth of the agricultural complex in the region under unstable conditions economies]. Izvestiya vysshikh uchebnyh zavedeniy. Pischevaya tekhnologiya. (2-3). 108-114. (in Russian). doi: 10.26297/0579-3009.2020.2-3.28.

экономика, предпринимательство и право W 82021 (Август)

1965

Shchepakin M.B., Khandamova E.F., Krivosheeva E.V. i dr. (2019). Marketingovye instrumenty upravleniya konkurentosposobnostyu proizvodstvennyh predpriyat-iy [Marketing tools for managing the competitiveness of industrial enterprises] Krasnodar: Izd. FGBOU VO «KubGTU». (in Russian).

Shchepakin M.B., Khandamova E.F., Pyzhenko I.A. (2017). Povyshenie doveriya k khozyaystvuyushchemu subektu kak instrument upravleniya ekonomicheskim rostom biznesa [Increased confidence in the economic entity as a tool of economic growth business]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (2-2(79)). 59--612. (in Russian).

Shchepakin M.B., Khandamova E.F., Tolmacheva O.I. (137). Upravlenie razvitiem bi-znesa v usloviyakh obostreniya motivatsionno-resursnyh protivorechiy v razvivay-ushchikhsya marketingovyh polyakh [Management of business development in the context of aggravation of motivational and resource contradictions in developing marketing fields] National economies in the context of global and local transformations. (in Russian).

Shchepakin M.B., Khmelnitskaya S.V., Shinkevich A.N. (2018). Innovatsionnoe biznes-modelirovanie na proizvodstvennyh predpriyatiyakh [Innovative business modeling at manufacturing enterprises] Krasnodar: FGBOU VO «KubGTU». (in Russian).

Shchepakin M.B., Kozhura E.A. (2004). Ustoychivoe razvitie i resursnyy ratsionalizm [Sustainable development and resource rationalism]. Energosberezhenie i vodopod-gotovka. (3(30)). б1-б2. (in Russian).

Shchepakin M.B., Kozhura E.A. (2004). Uzel kompromissov. K ustoychivomu razvitiyu ekonomicheskoy sistemy cherez realizatsiyu adaptatsionnogo potentsiala predprini-matelstva [A node of compromises. Towards the sustainable development of the economic system through the implementation of the adaptive potential of entrepreneurship]. Russian Journal of Entrepreneurship. (6). 55-59. (in Russian).

Shchepakin M.B., Tomilko Yu.V. (2013). Teoretiko-metodologicheskie aspekty upravleniya innovatsionnym klasterom [Theoretical and methodological aspects of innovation cluster management] Krasnodar: Izdatelskiy Dom-Yug. (in Russian).

Shlomo Benartzi, John Beshears, Katherine L. Milkman, Cass R. Sunstein, Richard H. Thaler, Maya Shankar, Will Tucker-Ray, William J. Congdon, and Steven Galing (2017). Should Governments Invest More in Nudging? Psychological Science. 28 (8). 1041-1055. doi: 10.1177/0956797617702501.

Shpak Yu.O., Yarkova S.A., Yakimova L.D., Melnikova E.V. (2020). Upravlenie inno-vatsionnoy aktivnostyupersonala s vysokim tvorcheskim potentsialom [Management of innovative activity of personnel with a high creative potential]. Leadership and management. 7 (2). 181-200. (in Russian). doi: 10.18334/lim.7.2.110422.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.