УДК 338
РЕСУРСНО-ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОСТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОТРАСЛЕВЫХ СИСТЕМ РЕГИОНА
© Владимир Алексеевич РУБАН
Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются проблемы формирования ресурсно-инновационной политики развития предприятия. Сформулированы принципы и методы ресурсно-инновационного замещения. Рассмотрена специфика жилищно-коммунального хозяйства как территориально-отраслевой системы. Ключевые слова: ресурсы; инновации; политика; ЖКХ; развитие.
Эффективность использования ресурсов является одним из главных элементов, препятствующих росту производства в настоящее время. Необходима поддержка ресурсосберегающих технологий как основного критерия оценки мероприятий по реструктуризации и развитию. С этой целью предлагается создание механизма сравнения ресурсных затрат по всем проектам развития. Предприятия должны обосновывать в расчетах затраты ресурсов и альтернативные возможности по их использованию, особенно в случае получения инвестиционных кредитов.
Для воздействия на предприятия всех форм собственности предлагается разработка комплекса мер по стимулированию ресурсосбережения. В частности, можно использовать меры по ресурсосбережению как критерий оценки эффективности деятельности предприятий при рассмотрении вопросов о государственной поддержке. Другой мерой может быть введение экономических плате -жей за перерасход ресурсов.
Одним из главных направлений ресурсосбережения должно стать ресурсозамеще-ние как возможность использования более выгодных альтернативных ресурсов [1].
Для обеспечения роста эффективности производства необходима реструктуризация и модернизация с целью оптимизации ресурсопотребления через поддержку инновационных технологий.
Необходимо устранение диспропорций в развитии отраслей экономики, особенно жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение сбалансированного подхода к развитию всех отраслей и устранение отставания некоторых отраслей в технологическом плане.
Ресурсозамещение и инновационные технологии способны компенсировать негативное влияние резурсозатратных региональных и отраслевых факторов на предприятие.
Развитие предприятия основывается на проведении определенной политики для реализации долгосрочных стратегических целей. Развитие предприятия определяет необходимость формирования не только стратегий
достижения целей (детальных комплексных планов), но и политики предприятия в различных областях, т. е. общего руководства к действию, методологической основы для разработки стратегии. Предприятие разрабатывает политику во всех областях деятельности. Основной частью политики развития является инновационное и ресурсное развитие предприятия.
Инновационное развитие позволяет предприятию увеличивать свой экономический потенциал и достигать поставленные цели путем стратегических изменений производственной системы. Эти изменения могут коснуться любых элементов системы: структур, технологий, орудий и предметов труда и т. д. Основным принципом инновационного развития будет формирование производственной системы с большей степенью оптимальности по отношению к предыдущей. В этом смысле не все изменения производственных систем могут являться инновационными. Оценка оптимальности изменений является достаточно сложным этапом инновационного развития. Можно отметить следующие закономерности инноваций, доказывающие их оптимальность:
- инновации увеличивают экономический потенциал производственной системы, т. е. преимущества новой системы становятся очевидными и возможность реализации этих преимуществ также становится более вероятной;
- инновации носят целенаправленный характер, даже поисковые разработки направлены на достижение конкретных целей, причем эти цели обязательно имеют развивающий характер, обеспечивая экономический рост;
- практическая реализация инновационной политики является для предприятия руководством к действию во всех сферах и находит свое отражение в инвестиционной политике предприятия, которая направлена на улучшение финансового положения;
- инновационная политика подразумевает непрерывность развития и постоянное совершенствование производства.
Инновационная политика в своей основе ставит задачу совершенствования производственной системы путем изменения ее элементов, в состав которых входят и производственные ресурсы. Однако добиться эффек-
тивности производственной деятельности можно также путем проведения ресурсной политики.
Под ресурсной политикой предприятия понимают оптимальное управления производственными ресурсами для достижения определенных стратегических целей, т. е. оптимальное использование производственной системы. В качестве методов ресурсной политики используются известные методы управления издержками, управления запасами, ресурсосбережения, инвестиционного ресурсозамещения и другие методы. Ресурсная политика также преследует цель оптимизации экономической деятельности. Оптимальность ресурсной политики доказывается следующими моментами:
- ресурсная политика преследует цель снижения производственных издержек, т. е. повышения эффективности производства;
- ресурсная политика ориентирована на ресурсосбережение, т. е. повышение эффективности использования ресурсов, увеличения их отдачи;
- ресурсная политика позволяет учитывать внешние и внутренние ограничения на производство, тем самым определяя зону реальной эффективности производственной деятельности;
- ресурсная политика является отражением сложившейся производственной системы и оптимальна в рамках данной производственной системы.
Ресурсная политика, являясь отражением производственной системы, испытывает все изменения данной системы на себе. Очевидна взаимосвязь ресурсной и инновационной политики предприятия. Изменение ресурсной политики предприятия может привести к неэффективности деятельности производственной системы, а следовательно, к изменению производственной системы через инновационную политику. Изменение инновационной политики приводит к изменению производственной системы и должно привести к изменению ресурсной политики предприятия. Поэтому, очевидно, при стратегических изменениях речь должна идти о совместном ресурсно-инновационном изменении производственной системы, т. е. о проведении совместной ресурсно-инновационной политики. С точки зрения эффективности стратегического управления ресурсно-инновационная
политика является более оптимальной, чем последовательная политика ресурсно-инновационных или инновационно-ресурсных изменений. Речь идет, прежде всего, о том, что данные изменения должны обязательно быть учтены в комплексе рассматриваемых ресурсных и инновационных задач. Учет задач может ограничиваться констатацией факта изменений и дальнейшего контроля и анализа изменений в одном из элементов, не затрагивающий другой элемент ресурсноинновационной политики. Таким образом, можно дать следующее определение ресурсно-инновационной политики предприятия.
Ресурсно-инновационная политика предприятия является оптимизирующим воздействием на изменение производственной системы и ее элементов в каждый момент времени для достижения цели стратегического развития. Ресурсно-инновационная политика обладает следующими признаками:
- ресурсно-инновационная политика является динамичной политикой учитывающей все изменения и меняющейся в каждый момент времени;
- ресурсно-инновационная политика является комплексной политикой, учитывающий интересы как развития производственной системы, так и оптимальности ее использования;
- ресурсно-инновационная политика является в целом частным случаем как ресурсной, так и инновационной политики, однако она может быть оптимально применима сама по себе;
- ресурсно-инновационная политика позволяет учитывать при оптимизации управления как критерии отдельной ресурсной и инновационной политики, так и выдвигать свои критерии и методы оптимизационного управления.
Последний признак является очень важным для рассмотрения сущности ресурсноинновационной политики. В основу инновационной политики в качестве критериев закладываются оценка эффективности инновационного и инвестиционного развития, выраженная обычно в финансово-экономических показателях затрат или доходов, а также различных комбинаций данных показателей. Ресурсная политика в своей основе содержит анализ издержек либо себестоимости произведенной с помощью данных ре-
сурсов продукции. Эффективность данных методов снижается привязкой к конкретной производственной системе, т. е. речь может идти только о оценке эффективности использования ресурсов в рамках данной системы, которая, в свою очередь, ограничена стратегией развития данной системы.
Ресурсно-инновационная политика позволяет для оценки эффективности использовать комбинацию вышеназванных показателей оценки, а также другие методы оценки. В частности, можно предложить использовать для оценки ресурсно-инновационной политики принцип максимизации отдачи от изменений. Например, как показатель оценки можно использовать понятие предельного продукта, производимого производственной системой при оптимальной комбинации производственных факторов (ресурсов). Ресурсно-инновационная политика, ставящая в основу оптимизацию производственной системы, может оцениваться предельным продуктом и максимальной прибылью от данной системы.
Ресурсно-инновационная политика зависит от ситуации с производственной системой в каждый момент времени и от внешних связей данной системы. В этом отношении производства не равнозначны. Так, воздействие внешних и внутренних факторов могут выделить несколько вариантов производственных систем с точки зрения возможной ресурсно-инновационной политики:
- «генерирующая» производственная система - не несущая и не требующая больших ресурсно-инновационных затрат, а сама поставляющая их во внешнее окружение. Примером таких систем могут послужить научно-внедренческие фирмы, а также предприятия-лидеры научно-технического прогресса.
- «сбалансированная» производственная система - производство, оптимизирующее свои ресурсно-инновационные затраты, исходя из отраслевых, территориальных либо других факторов. Примерами таких систем являются предприятия-лидеры в отраслях.
- «поглощающая» производственная система - производство, требующее больших ресурсно-инновационных затрат для поддержания своей эффективности во времени. К таким производствам относятся большинство предприятий с длительным производст-
венным циклом, большими масштабами и массовым характером производства, с высокой капиталоемкостью, большой инертностью инновационных и инвестиционных процессов.
Жилищно-коммунально хозяйство относится к «поглощающим» производственным системам. Так, срок окупаемости коммунальных предприятий составляет не менее 10 лет, что сопоставимо с циклом научнотехнического развития. То есть инновации в отрасль в больших масштабах невозможны, т. к. они не будут успевать давать прибыль. С этой точки зрения как раз для ЖКХ будут выгодны непрерывные инвестиции в непрерывное инновационное развитие. Коммунальное хозяйство базируется на жесткой привязке к сырьевым ресурсам и является ресурсоемкой, ресурсозатратной отраслью. Ресурсные изменения на предприятиях данной отрасли вызывают комплекс ответных изменений в эффективности деятельности производств, и, как следствие, вызывают необходимость производственного инновационного изменения. А в настоящее время по ряду причин природно-естественного, экономического и политического характера в ЖКХ наблюдаются значительные ресурсные изменения, в частности, в области топливносырьевых ресурсов. Эти изменения коснулись эффективности деятельности производственных систем. Значительное повышение цен на топливо (нефть и мазут), ухудшение качества топлива (уголь), нестабильность поставок и другие причины делают ресурсную политику предприятий ЖКХ крайне важной для всей деятельности предприятия.
Ресурсозатратное производство требует специфического подхода к формированию ресурсно-инновационной политики. Основными принципами такой политики являются:
- возможность ресурсозамещения по всем производственным факторам (ресурсам) определяется эффективностью ресурсо-инно-вационной политики. То есть замена какого-либо вида ресурса должна проводиться в рамках повышения эффективности производственной системы, а не только с целью решения проблем, носящих аварийный характер. Принцип ресурсозамещения должен охватывать как изменения в марках, группах и видах ресурсов, так и изменения в оборудовании и технологии с целью достижения
более высокой эффективности использования ресурсов меньшего качества. Естественно все это должно упираться в принцип долгосрочной экономической целесообразности;
- принцип долгосрочной экономической целесообразности подчеркивает то, что ресурсно-инновационные изменения в каждый момент времени (особенно в долгосрочном аспекте) должны быть эффективны. Речь идет о том, что изменения должны быть подвержены определенной цели и пути ее достижения, на каждом из этапов которого происходит улучшение производственной системы. Те проблемы, которые возникают в краткосрочном аспекте, как аварийные непредвиденные ситуации, должны решаться за счет соблюдения принципа гибкости ресурсно-инновационного развития;
- принцип гибкости ресурсно-инновационной политики означает возможность использования определенных комбинаций допускаемых альтернативных ресурсов в каждый момент времени и состояния производственной системы. Наборы альтернативных комбинаций ресурсов должны сопровождаться разным инновационным развитием, что способствует возможности гибкого перехода с одного варианта инновационного развития на другой при наличии определенной комбинации ресурсов. В этом случае последствия влияния дестабилизирующих факторов значительно смягчаются, т. е. возникает принцип устойчивости ресурсно-инновационного развития;
- принцип устойчивости ресурсно-инновационного развития позволяет осуществить это развитие в независимости от стабильности внешней и внутренней среды, с наименьшими потерями.
Вышеизложенные принципы позволяют говорить о том, что ресурсно-инновационная политика предприятия способна решать проблемы эффективности деятельности предприятия ресурсозатратного характера.
1. Беломестное В.Г., Зубарев Н.М. Формирование ресурсно-инновационной политики хозяйствующих субъектов как фактор роста инвестиционного потенциала сложных социально-экономических систем. Иркутск, 2003.
Поступила в редакцию 9.02.2012 г.
UDC 338
RESOURCE-INNOVATION POLICY FOR ECONOMIC GROWTH POTENTIAL OF TERRITORIAL AND SECTORAL SYSTEMS OF REGION
Vladimir Alekseyevich RUBAN, East-Siberian State University of Technologies and Management, Ulan-Ude, Russian Federation, Candidate of Economics, Associate Professor of Finances and Credit Department, e-mail: [email protected]
In the article the problems of formation of recourse-innovative policy of development of the enterprise are considered. Principles and methods of recourse-innovative replacement are formulated. Specificity of housing and communal services as territorially-branch system is considered.
Key words: resources; innovations; policy; housing and communal services; development.