Научная статья на тему 'Ресурс организации психологического обеспечения системы общественно-активной школы'

Ресурс организации психологического обеспечения системы общественно-активной школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
73
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / PSYCHOLOGICAL SUPPORT ORGANIZATION / ОБЩЕСТВЕННО-АКТИВНАЯ ШКОЛА / PUBLIC AND ACTIVE SCHOOL / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / PSYCHOLOGICAL INFORMATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ И УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL AND ADMINISTRATIVE ACTIVITIES / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / PSYCHOLOGICAL SERVICE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стародубцева Галина Александровна

В статье раскрывается сущность и смысл введения психологического обеспечения образовательной и управленческой деятельности в системе общественно-активной школы. Показана роль психологической информации в достижении целей образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOURCES OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT ORGANIZATION WITHIN A PUBLIC AND ACTIVE SCHOOL SYSTEM

The article reveals the essence of implementation of psychological support of educational and administrative activities within a public and active school system. The role of psychological information in the achievement of educational institution objectives has been shown.

Текст научной работы на тему «Ресурс организации психологического обеспечения системы общественно-активной школы»

«Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» — международный информационно-аналитический журнал №1 (06). Июнь 2014 (http://ce.if-mstuca.ru/)

УДК 091:[159.9:07]

ББК 88.4

С773

Г. А. Стародубцева Иркутск, Россия

РЕСУРС ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННО-АКТИВНОЙ ШКОЛЫ

В статье раскрывается сущность и смысл введения психологического обеспечения образовательной и управленческой деятельности в системе общественно-активной школы. Показана роль психологической информации в достижении целей образовательного учреждения.

Ключевые слова: организация психологического обеспечения, общественно-активная школа, психологическая информация, образовательная и управленческая деятельность, психологическая служба

G. A. Starodubtseva Irkutsk, Russia

RESOURCES OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT ORGANIZATION WITHIN A PUBLIC AND ACTIVE SCHOOL SYSTEM

The article reveals the essence of implementation of psychological support of educational and administrative activities within a public and active school system. The role of psychological information in the achievement of educational institution objectives has been shown.

Key words: psychological support organization, public and active school, psychological information, educational and administrative activities, psychological service

© Стародубцева Г.А., 2014

В настоящее время усиленными темпами проходит модернизация российского образования, приоритетной целью которого становится развитие самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации и активной адаптации в обществе, на рынке труда в будущем. Сегодня общественно-активная школа (ОАШ) становится по-настоящему именно той площадкой для ребёнка, которая принимает концепцию общественно-ориентированного образования как подход к развитию сообщества и способна выстраивать социально-партнёрские взаимоотношения и продуктивный диалог с обществом вне стен самой школы. Демократичность и открытость в таких образовательных учреждениях становятся ключевыми показателями в их развитии.

В деятельности ОАШ, как пишет Г. Б. Корнетов, чётко прослеживаются две взаимосвязанные составляющие: социальная и образовательная [Корнетов, 2009, с. 169]. Социальная составляющая направлена на раскрытие социализирующего потенциала школы, обеспечивающего превращение школы в важнейший ресурс функционирования и развития сообщества. Образовательная составляющая приближает образование к повседневной жизни ребёнка, делает его более действенным и результативным, помогает овладевать необходимыми знаниями, умениями, навыками, способами продуктивной и творческой деятельности, наполняет личностными смыслами и нравственным содержанием. В обоих направлениях ОАШ поддерживает природную активность ребенка, его самореализацию, физическое, душевное и духовное становление, интеллектуальное, эмоционально-познавательное и нравственно-волевое развитие. Успешное выполнение данных задач предполагает углубленную разработку научно-методических основ организации психологического обеспечения всех участников образовательного процесса в системе ОАШ.

Под психологическим обеспечением мы понимаем использование в любой практической деятельности человека, в т. ч. образовательной, управленческой, таких данных психологической науки (теоретических знаний, методического

инструментария, технологий развития личности и т. д.), которые позволяют успешно достигать поставленных целей [Асеев, 2005, с. 72]. Применительно к сфере ОАШ это означает широкое использование руководителем образовательного учреждения, администрацией, педагогами целого багажа научно-психологических знаний с целью создания для каждого ребенка таких условий, которые позволяли бы наилучшим образом развивать его как уникально-неповторимую личность, учитывая все его индивидуально -психологические и личностные особенности, удовлетворять возрастные потребности и интересы, а также предупреждать нежелательные отклонения в его поведении и развитии.

Руководителям ОАШ обеспечение психологическими знаниями позволило бы повысить эффективность всех звеньев внутри образовательной системы, помогло бы выбрать правильный вектор управления в областях, касающихся мотивации персонала, создания благоприятного социально-психологического климата, повышения организационной лояльности, улучшения качества корпоративной культуры школы, корпоративной этики, имиджа образовательного учреждения, усиления эффективной коммуникации всех участников, включая и социальное пространство.

Организация психологического обеспечения образовательной деятельности для педагогов также представляет собой важную ценность. Это выражается в грамотном формулировании и принятии программы развития ОАШ, учебного плана, выбора ключевых школьных мероприятий. Овладение психологическими знаниями поможет педагогам понимать механизмы личностного развития ребенка, развития когнитивно-стилевых особенностей учащихся; их познавательную активность с целью профилактики неуспеваемости; проектировать образовательные технологии, учитывающие саму специфику образовательного процесса [Плигин, 2010, с. 36].

В рамках организации психологического обеспечения личности руководителя и педагогов заметим, что работающий в системе ОАШ коллектив школы должен быть готов к постоянному самообновлению и саморазвитию,

чтобы рассчитывать на успех развития. Управление ОАШ требует от коллектива мобилизации всего его личностного потенциала, развития способности самоанализа, рефлексии своей деятельности и поведения, овладения приёмами самоконтроля и самоуправления. Каждый сотрудник должен активно работать над собой, адекватно оценивать положительные и отрицательные качества своей личности, развивать способности к профессиональному самосовершенствованию, самовоспитанию и саморазвитию. Именно поэтому владение научно-практической действенной психологической информацией по вышеуказанным вопросам будет всецело способствовать их эффективному разрешению.

Ресурс психологического обеспечения в системе ОАШ должен найти своё применение в рамках психологической службы школы, которая станет внутришкольным источником, базой данных, важным информационно-аналитическим исследовательским звеном всей школы. Психологическая служба должна решать не только весь комплекс вопросов, которые связаны с консультационной, психопрофилактической, психодиагностической и коррекционной деятельностью, но и выполнять для школы научно -исследовательскую работу, проводить экспертизу авторских программ и технологий обучения, давать оценку инновационным экспериментам и определять психологические условия, обеспечивающие эффективность инновационных процессов [Плигин, 2010, с. 37].

На наш взгляд, самым сложным, но в то же время самым эффективным подходом в становлении психологической службы ОАШ является интегративно-системный подход, обеспечивающий объединение элементов психологического обеспечения всех участников образовательного процесса в систему как единое целое. На сегодняшний день психологическая служба ОАШ как объект научных изысканий слабо структурирована, она содержит как качественные, так и количественные элементы. Интеграция обеспечит процесс органического соединения гетерогенных элементов службы, гармонизацию связей между ними, дающие системную целостность и синергетический

эффект. Кроме того, системный подход откроет возможность комплексного (междисциплинарного) видения изучаемого предмета. Такой подход к организации психологической службы позволит не ограничиваться симптоматической работой по коррекции возникающих проблем, а выйти на новый уровень профилактики и поддержания оптимального функционирования не только образовательного процесса, но и управленческой деятельности, а также психологической поддержки педагогов для обеспечения высокого качества деятельности, психологического комфорта и эффективности образования.

Таким образом, проблема потенциала и ресурса организации психологического обеспечения в системе ОАШ на сегодняшний день является особенно актуальной. Организация психологического обеспечения как системная деятельность всего педагогического коллектива должна включать в себя четыре обязательных компонента: 1) создание условий для полноценного развития и формирования личности ребенка, для его успешного обучения, а также постоянный социально-психологический мониторинг его психического развития в процессе школьного обучения и изменений его социально-психологического статуса; 2) использование психологических знаний для повышения эффективности всех звеньев внутришкольной системы управления;

3) психологическое обеспечение образовательной деятельности;

4) психологическое обеспечение личности руководителя и педагогов.

Организация психологического обеспечения должна найти свое яркое выражение и применение в рамках психологической службы ОАШ, которая должна развиваться с точки зрения системно-интегративного подхода.

Библиографический список

1. Асеев В. Г. Опыт организации психологического обеспечения управленческой деятельности руководителя инновационной школы /

В. Г. Асеев, В. В. Безденежных // Сибирский психологический журнал. 2005. № 21. С. 71.

2. Корнетов Г. Б. Становление демократической педагогики: восхождение к общественно-активной школе / Г. Б. Корнетов. М.: Научная книга, 2009. 183 с.

3. Плигин А. А. Развитие психологической службы школы: психолого-педагогическое взаимодействие для обеспечения личностного развития школьников / А. А. Плигин // Актуальные проблемы психологического знания. 2010. № 4. С. 33.

4. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в образовательном пространстве школы / Е. А. Чекунова // Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 6. С. 239.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.