«Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» — международный информационно-аналитический журнал №1 (06). Июнь 2014 (http://ce.if-mstuca.ru/)
УДК 091:[159.9:07]
ББК 88.4
С773
Г. А. Стародубцева Иркутск, Россия
РЕСУРС ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННО-АКТИВНОЙ ШКОЛЫ
В статье раскрывается сущность и смысл введения психологического обеспечения образовательной и управленческой деятельности в системе общественно-активной школы. Показана роль психологической информации в достижении целей образовательного учреждения.
Ключевые слова: организация психологического обеспечения, общественно-активная школа, психологическая информация, образовательная и управленческая деятельность, психологическая служба
G. A. Starodubtseva Irkutsk, Russia
RESOURCES OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT ORGANIZATION WITHIN A PUBLIC AND ACTIVE SCHOOL SYSTEM
The article reveals the essence of implementation of psychological support of educational and administrative activities within a public and active school system. The role of psychological information in the achievement of educational institution objectives has been shown.
Key words: psychological support organization, public and active school, psychological information, educational and administrative activities, psychological service
© Стародубцева Г.А., 2014
В настоящее время усиленными темпами проходит модернизация российского образования, приоритетной целью которого становится развитие самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации и активной адаптации в обществе, на рынке труда в будущем. Сегодня общественно-активная школа (ОАШ) становится по-настоящему именно той площадкой для ребёнка, которая принимает концепцию общественно-ориентированного образования как подход к развитию сообщества и способна выстраивать социально-партнёрские взаимоотношения и продуктивный диалог с обществом вне стен самой школы. Демократичность и открытость в таких образовательных учреждениях становятся ключевыми показателями в их развитии.
В деятельности ОАШ, как пишет Г. Б. Корнетов, чётко прослеживаются две взаимосвязанные составляющие: социальная и образовательная [Корнетов, 2009, с. 169]. Социальная составляющая направлена на раскрытие социализирующего потенциала школы, обеспечивающего превращение школы в важнейший ресурс функционирования и развития сообщества. Образовательная составляющая приближает образование к повседневной жизни ребёнка, делает его более действенным и результативным, помогает овладевать необходимыми знаниями, умениями, навыками, способами продуктивной и творческой деятельности, наполняет личностными смыслами и нравственным содержанием. В обоих направлениях ОАШ поддерживает природную активность ребенка, его самореализацию, физическое, душевное и духовное становление, интеллектуальное, эмоционально-познавательное и нравственно-волевое развитие. Успешное выполнение данных задач предполагает углубленную разработку научно-методических основ организации психологического обеспечения всех участников образовательного процесса в системе ОАШ.
Под психологическим обеспечением мы понимаем использование в любой практической деятельности человека, в т. ч. образовательной, управленческой, таких данных психологической науки (теоретических знаний, методического
инструментария, технологий развития личности и т. д.), которые позволяют успешно достигать поставленных целей [Асеев, 2005, с. 72]. Применительно к сфере ОАШ это означает широкое использование руководителем образовательного учреждения, администрацией, педагогами целого багажа научно-психологических знаний с целью создания для каждого ребенка таких условий, которые позволяли бы наилучшим образом развивать его как уникально-неповторимую личность, учитывая все его индивидуально -психологические и личностные особенности, удовлетворять возрастные потребности и интересы, а также предупреждать нежелательные отклонения в его поведении и развитии.
Руководителям ОАШ обеспечение психологическими знаниями позволило бы повысить эффективность всех звеньев внутри образовательной системы, помогло бы выбрать правильный вектор управления в областях, касающихся мотивации персонала, создания благоприятного социально-психологического климата, повышения организационной лояльности, улучшения качества корпоративной культуры школы, корпоративной этики, имиджа образовательного учреждения, усиления эффективной коммуникации всех участников, включая и социальное пространство.
Организация психологического обеспечения образовательной деятельности для педагогов также представляет собой важную ценность. Это выражается в грамотном формулировании и принятии программы развития ОАШ, учебного плана, выбора ключевых школьных мероприятий. Овладение психологическими знаниями поможет педагогам понимать механизмы личностного развития ребенка, развития когнитивно-стилевых особенностей учащихся; их познавательную активность с целью профилактики неуспеваемости; проектировать образовательные технологии, учитывающие саму специфику образовательного процесса [Плигин, 2010, с. 36].
В рамках организации психологического обеспечения личности руководителя и педагогов заметим, что работающий в системе ОАШ коллектив школы должен быть готов к постоянному самообновлению и саморазвитию,
чтобы рассчитывать на успех развития. Управление ОАШ требует от коллектива мобилизации всего его личностного потенциала, развития способности самоанализа, рефлексии своей деятельности и поведения, овладения приёмами самоконтроля и самоуправления. Каждый сотрудник должен активно работать над собой, адекватно оценивать положительные и отрицательные качества своей личности, развивать способности к профессиональному самосовершенствованию, самовоспитанию и саморазвитию. Именно поэтому владение научно-практической действенной психологической информацией по вышеуказанным вопросам будет всецело способствовать их эффективному разрешению.
Ресурс психологического обеспечения в системе ОАШ должен найти своё применение в рамках психологической службы школы, которая станет внутришкольным источником, базой данных, важным информационно-аналитическим исследовательским звеном всей школы. Психологическая служба должна решать не только весь комплекс вопросов, которые связаны с консультационной, психопрофилактической, психодиагностической и коррекционной деятельностью, но и выполнять для школы научно -исследовательскую работу, проводить экспертизу авторских программ и технологий обучения, давать оценку инновационным экспериментам и определять психологические условия, обеспечивающие эффективность инновационных процессов [Плигин, 2010, с. 37].
На наш взгляд, самым сложным, но в то же время самым эффективным подходом в становлении психологической службы ОАШ является интегративно-системный подход, обеспечивающий объединение элементов психологического обеспечения всех участников образовательного процесса в систему как единое целое. На сегодняшний день психологическая служба ОАШ как объект научных изысканий слабо структурирована, она содержит как качественные, так и количественные элементы. Интеграция обеспечит процесс органического соединения гетерогенных элементов службы, гармонизацию связей между ними, дающие системную целостность и синергетический
эффект. Кроме того, системный подход откроет возможность комплексного (междисциплинарного) видения изучаемого предмета. Такой подход к организации психологической службы позволит не ограничиваться симптоматической работой по коррекции возникающих проблем, а выйти на новый уровень профилактики и поддержания оптимального функционирования не только образовательного процесса, но и управленческой деятельности, а также психологической поддержки педагогов для обеспечения высокого качества деятельности, психологического комфорта и эффективности образования.
Таким образом, проблема потенциала и ресурса организации психологического обеспечения в системе ОАШ на сегодняшний день является особенно актуальной. Организация психологического обеспечения как системная деятельность всего педагогического коллектива должна включать в себя четыре обязательных компонента: 1) создание условий для полноценного развития и формирования личности ребенка, для его успешного обучения, а также постоянный социально-психологический мониторинг его психического развития в процессе школьного обучения и изменений его социально-психологического статуса; 2) использование психологических знаний для повышения эффективности всех звеньев внутришкольной системы управления;
3) психологическое обеспечение образовательной деятельности;
4) психологическое обеспечение личности руководителя и педагогов.
Организация психологического обеспечения должна найти свое яркое выражение и применение в рамках психологической службы ОАШ, которая должна развиваться с точки зрения системно-интегративного подхода.
Библиографический список
1. Асеев В. Г. Опыт организации психологического обеспечения управленческой деятельности руководителя инновационной школы /
В. Г. Асеев, В. В. Безденежных // Сибирский психологический журнал. 2005. № 21. С. 71.
2. Корнетов Г. Б. Становление демократической педагогики: восхождение к общественно-активной школе / Г. Б. Корнетов. М.: Научная книга, 2009. 183 с.
3. Плигин А. А. Развитие психологической службы школы: психолого-педагогическое взаимодействие для обеспечения личностного развития школьников / А. А. Плигин // Актуальные проблемы психологического знания. 2010. № 4. С. 33.
4. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в образовательном пространстве школы / Е. А. Чекунова // Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 6. С. 239.