Научная статья на тему 'Психологическое обеспечение управленческой деятельности (на примере учебного заведения инновационного типа) В. Г. Асеев'

Психологическое обеспечение управленческой деятельности (на примере учебного заведения инновационного типа) В. Г. Асеев Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
544
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ШКОЛА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ФОРМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PSYCHOLOGICAL PROVISION / INNOVATIVE SCHOOL / PSYCHOLOGICAL INFORMATION / FORMS AND DIRECTIONS OF PROVIDING MANAGEMENT ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асеев Владимир Григорьевич

В статье обобщается опыт организации психологического обеспечения управленческой деятельности руководителя инновационного учебного заведения. Рассматриваются основные направления и формы работы, направленные на повышение эффективности системы управления. Показана роль психологической информации, на основе анализа которой руководитель должен принимать текущие и перспективные управленческие решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Provision of Management Activities (at the Example of an Educational Institution of Innovative Type)

The article sums up the experience of the organization of psychological provision of the management activities of the head of an innovative educational institution. The author considers the main directions and forms of the work aimed at the improvement of the effectiveness of the management system. He shows the role of psychological information. On the basis of the analysis of this information the head should make current and perspective management decisions.

Текст научной работы на тему «Психологическое обеспечение управленческой деятельности (на примере учебного заведения инновационного типа) В. Г. Асеев»

Пспхопого-педагогпческое

обеспечение

учебно-воспптатепьного

процесса

УДК 371.215

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ТИПА)

В. Г. Асеев

В статье обобщается опыт организации психологического обеспечения управленческой деятельности руководителя инновационного учебного заведения. Рассматриваются основные направления и формы работы, направленные на повышение эффективности системы управления. Показана роль психологической информации, на основе анализа которой руководитель должен принимать текущие и перспективные управленческие решения.

Ключевые слова: психологическое обеспечение, инновационная школа, психологическая информация, формы и направления обеспечения управленческой деятельности.

Руководство учебным заведением как социальной микросистемой требует постоянного психологического обеспечения управленческой деятельности руководителя. Под психологическим обеспечением мы понимаем использование в любой практической деятельности человека, в том числе управленческой, таких данных психологической науки (теоретических знаний, методического инструментария, технологий развития личности и т. д.), которые позволяют наиболее успешно достигать поставленных целей. Применительно к сфере педагогической практики это означает использование руководителем комплекса научных психологических знаний с целью создания для каждого обучающегося и всего коллектива условий, которые позволяли бы наилучшим образом развивать индивидуально-психологические и личностные особенности каждого конкретного индивида, удовлетворять его актуальные возрастные потребности и интересы, предупреждать нежелательные отклонения в психическом развитии и поведении.

Работа по психологическому сопровождению рассматривается нами как системная деятельность всего педагогического коллектива, включающая в себя четыре обязательных компонента: 1) тщательное изучение личности школьника в целях накопления всесторонней информации о различных сторонах его жизни и учебы; 2) систематическое отслеживание психического развития, уже с первых минут нахождения в школе и в процессе обучения и изменений социально-психологического статуса учащегося; 3) создание благоприятных соци-

альных, психологических, педагогических и медико-физиологических условий для успешного обучения школьников; 4) использование психологических знаний для повышения эффективности всех звеньев внутришколь-ной системы управления.

В настоящей статье речь пойдет об опыте организации психологического обеспечения управленческой деятельности в Иркутской городской школе № 25, которая прошла государственную аттестацию и вошла в число инновационных школ области.

Известно, что традиционная система внутришколь-ного управления включает обычно три уровня: директор — педагогический совет — общественные организации учителей школы (первый уровень); зам. директора по учебно-воспитательной работе — помощник директора по хозяйственной части — методическое объединение учителей (второй уровень); коллектив учащихся — родители — попечительский совет (третий уровень). Учитывая характер и новизну задач, решаемых инновационным учебным заведением, руководство гимназии дополнило систему внутришкольного управления еще одним уровнем: специалисты-педагоги по учебной деятельности — специалисты-психологи — специалис-ты-валеологи — педагоги-кураторы — специалисты информационно-вычислительного центра. Кроме того, были внесены значительные изменения в структуру других уровней: открыт ряд кафедр, филиал Центра азиатско-тихоокеанских исследований Иркутского государственного университета, организовано научное общество учащихся, создан научно-методический совет и институт научных консультантов.

Новым в структуре внутришкольного управления явилось также создание медико-психолого-педагогичес-кого совета. В его функции входит организация работы по дифференциальной диагностике отклонений в физическом и психическом развитии школьников, выявление и профилактика среди учащихся случаев воровства, токсикомании, алкоголизма и других негативных фактов. Совет также составляет и реализует общешкольный план и мероприятия, предусмотренные программой «Охрана здоровья», проводит в связи с этим необходимую лечебно-оздоровительную и профилактическую работу.

Реструктуризация управления позволила создать условия для обеспечения поискового режима работы гимназии, активизации инновационной и экспериментальной деятельности всего педагогического коллекти-

ва, повышения эффективности управленческих действий руководителя и общего научного уровня управления образовательным процессом. Добиться всего этого удалось не только за счет перестройки административной структуры управления, но и посредством внедрения неформальных форм управления, в частности путем создания и использования так называемых управленческих команд, в состав которых входят неформальные лидеры коллектива, опытные учителя, председатели школьного и методического комитетов и другие специалисты. Управленческие команды занимаются экспертизой и утверждением программ развития школы, обоснованием инновационных проектов, разработкой мер, укрепляющих материально-финансовое положение и морально-психологический настрой коллектива.

Вся управленческая деятельность руководителя школы строится на основе получения, анализа, оценки и использования в принимаемых решениях различной социальной информации: педагогической, психологической, экономической, политической, семейно-бытовой и т. д. Большое значение для эффективной организации внутришкольного управления имеет психологическая информация. Она представляет собой совокупность знаний, применение которых повышает психологическую осведомленность руководителя об объекте управления (коллективе людей или отдельной личности). Психологическая информация отличается от других видов социальной информации, например от экономической или технической, прежде всего своим содержанием. Если для двух последних характерно обобщение только объективных данных, то в психологической информации на первое место выходит знание о субъективных факторах: особенностях психической деятельности людей, их интересах и отношении к работе, о потребностях и мотивах действий, эмоциональных состояниях и т. д.

Психологическая информация, которую директор получает от организационно-структурных подразделений школы, классифицируется по таким направлениям (блокам) деятельности школы, как состояние внутришкольного управления, действенность и эффективность инновационной, методической работы, работы с родителями, качество преподавания, состояние здоровья учащихся, уровень воспитанности учащихся и т. д.

На основе изучения и оценки психологической информации директор принимает текущие и перспективные (стратегические) решения, направленные на коррекцию и дальнейшее развитие школы, на создание благоприятных условий для формирования личности учащихся. В условиях гимназии применяются разные формы сбора психологической информации: личное общение руководителя с членами педагогического коллектива, учащимися и их родителями, изучение школьной документации (аналитических отчетов руководителей кафедр, материалов научно-методических и педагогических советов, научно-практических конференций, семинаров, совещаний), проведение социально-психологических опросов, исследований и т. д. Но главным источником ее получения является банк данных, который создается в

ходе работы школьной психологической службы (ей придан в гимназии статус самостоятельной кафедры). Специфика деятельности этой кафедры состоит в том, что она решает не только весь комплекс вопросов, которые входят в компетенцию школьной психологической службы (консультационная, психопрофилактическая, психодиагностическая и коррекционная деятельность), но и выполняет необходимую для школы научно-исследовательскую работу, проводит экспертизу авторских программ и технологий обучения, дает оценку инновационным экспериментам и определяет психологические условия, обеспечивающие эффективность инновационных процессов.

Проводя систематические научные и психодиагностические исследования на всех ступенях школьного обучения, кафедра психологии выступает в роли структурного звена системы управления, осуществляющего пси-холого-педагогический мониторинг, результаты которого служат основной информационно-аналитической базой для обеспечения управленческой деятельности руководителя школы. Деятельность кафедры не сводится к простому накоплению и передаче информационных материалов и сведений — во многих случаях работники кафедры помогают руководителю организовать обратную связь в процессе исполнения тех или иных управленческих решений.

В практике жизнедеятельности гимназии определились три основных направления, в русле которых ведется работа, связанная с психологическим обеспечением учебно-воспитательного процесса и внутришкольного управления: 1) совершенствование психологического климата педколлектива; 2) обеспечение процесса реализации психологической модели личности выпускника гимназии; 3) психологическое обеспечение саморазвития личности руководителя. Работа в первом направлении имеет особую значимость для инновационных учебных заведений. От того, насколько педагогический коллектив готов к изменениям и к участию в инновациях, насколько он поддерживает их, зависит в конечном итоге успех нововведений, а в качестве индикатора готовности к их проведению выступает именно состояние социально-психологического климата. Информация, получаемая при изучении психологического климата, помогает руководству гимназии вести целенаправленную работу по его оптимизации. С этой целью используются различные методы, в частности «механизм со-управления», который строится на основе использования разных форм совместной работы учителей, руководителей методобъединений и администрации школы. К их числу относятся «Круглый стол» и «Открытые уроки — педагогическая гостиная».

«Круглый стол» — форма совместной работы по изучению и решению какой-либо внутришкольной проблемы, поставленной отдельным учителем, группой учителей или управленческой командой. Она строится по принципу равенства всех его участников и позволяет привлечь к проблеме внимание широкого круга заинтересованных лиц. В течение учебного года проводится

не менее десяти обсуждений актуальных для гимназии проблем. Вторая из названных форм имеет своей целью оказание коллективной психологической поддержки учителю, дающему открытый урок. Открытый урок вызывает у учителей, особенно молодых, волнение, напряженность, а иногда стресс. Форма «Педагогическая гостиная» предохраняет учителя от негативных психических состояний. Это достигается тем, что учитель приглашает на открытый урок только тех своих коллег, которых он хочет видеть на своем занятии. На первой встрече в «гостиной», которая предваряет открытый урок, ему оказывается помощь в разработке сценария урока, методике его проведения и т. д. После урока все присутствующие приходят на заключительную встречу в «гостиной», которая посвящается анализу урока. Этот анализ отличается от традиционного тем, что носит конструктивный характер и направлен на выделение позитивных моментов в деятельности учителя, на выявление возможных путей и перспектив совершенствования его педагогического мастерства.

Обе рассмотренные формы приобщения учителей к совместному обсуждению разных вопросов в жизни коллектива и принятию коллегиальных решений повышают эффективность педагогической деятельности, создают условия для профессиональной самореализации, а также способствуют формированию у членов коллектива чувства эмоционального и душевного комфорта. Кроме того, они позволяют руководителю школы в известной мере децентрализовать внутришкольный контроль, который в практике управления нередко выступает в качестве одного из конфликтообразующих факторов. Частичная передача контролирующих функций коллегиальным органам (участникам «круглых столов» и педагогических «гостиных») освобождает учителей от мелочной опеки со стороны администрации и открывает возможности для самостоятельного планирования и коррекции своей деятельности, что, в свою очередь, благоприятно сказывается и на общем психологическом климате.

Деятельность в русле второго направления предполагает создание психологических, научно-методических и организационных условий для реализации модели личности выпускника, разработанной в гимназии. Эта теоретическая модель не является исследовательской, она представляет собой образ-эталон личности выпускника школы, который по своим психологическим и деловым качествам соответствует требованиям современного социального заказа. Модельный образ отражает основные познавательные, нравственно-ценностные, коммуникативные, физические, поведенческие и другие качества личности, которыми должен обладать выпускник гимназии, чтобы в сложной политической и социальноэкономической ситуации современного российского общества успешно самоутверждаться и развивать свои силы и способности. Цель такой модели — построить основные подходы к формированию личности школьника и интегрировать образовательные и воспитательные усилия педагогического коллектива для достижения возможно более полного соответствия реальной личности выпускника гимназии ее идеальной модели.

Психологическое обеспечение реализации модели на начальной ступени обучения начинается со сбора информации о каждом школьнике сразу же со дня его поступления в гимназию. Прежде всего внимание уделяется изучению учебной мотивации детей, их эмоционального состояния и отношения к школе. Тщательно изучается также динамика умственного развития учащихся. Большое внимание на первой ступени обучения уделяется адаптации первоклассников к школе и к учебной деятельности. Динамика адаптации школьников отслеживается на основании ряда объективных и субъективных показателей (успешности выполнения учебной деятельности, удовлетворенности школьника положением в классном коллективе, особенностям эмоционального состояния, степени стабилизации свойств внимания, памяти, мышления учащихся). Все эти показатели регистрируются и оцениваются с помощью доступных педагогических и психологических методик.

На средней ступени обучения одной из важнейших задач управления становится создание необходимых условий для реализации тех личностных и интеллектуальных составляющих модели, формированию которых способствуют психологические новообразования подросткового возраста: развитие самосознания и становление «Я-концепции», познавательных интересов, дискурсивного мышления, появление чувства «взрослости», актуализация потребности к общению со сверстниками и др. С этой целью в гимназии значительно расширен и обогащен школьный компонент содержания образования и усилена общая образовательная подготовка, которая создает основу для благоприятного развития личности школьника на средней ступени обучения.

Поскольку переход от начальной ступени обучения к средней имеет свою специфику (предметное обучение, предъявляющее более высокие требования к уровню умственного развития; необходимость приспособления к условиям обучения в системе «классный руководитель — учителя-предметники»; вхождение школьника в новый классный коллектив сверстников и т. д.), роль психологического обеспечения на данном этапе еще более возрастает. В пятых классах оно в первую очередь направлено на облегчение процесса адаптации к новым условиям обучения. С этой целью психологической службой собирается информация об особенностях протекания в адаптационный период основных психических процессов (внимания, памяти, мышления), изучаются познавательные процессы школьников и мотивы учебной деятельности, ведется постоянное наблюдение за динамикой эмоционального состояния учащихся. Получаемая информация анализируется не только работниками психологической службы, но и на уровне других звеньев внутришкольной системы управления (научно-методических советов, педагогических советов, административных совещаний при директоре и т. д.). В результате анализа и обсуждения принимаются коллегиальные решения и рекомендации.

На старшей ступени обучения, которая является завершающей в реализации модели личности выпускни-

ка, основная задача педагогического коллектива состоит в том, чтобы завершить нравственное, интеллектуальное и физическое развитие школьников, полнее раскрыггь их общие и специальные способности, сформировать высокий уровень готовности к профессиональному и личностному самоопределению. В связи с этим большое внимание уделяется изучению направленности интересов старших школьников, результаты которого учитываются при комплектовании профильных классов. Психологическое обеспечение на данной ступени обучения ориентировано на то, чтобы оказать помощь юношам и девушкам в определении их жизненных планов, в уточнении перспектив на будущее и профессионального самоопределения. Поскольку главным условием правильного выбора профессии является полноценное развитие смысловой и мотивационно-потребностной сфер личности школьника, высокий уровень сформи-рованности его профессиональных интересов, интеллекта и самосознания, психологическая служба постоянно отслеживает интеллектуальное и личностное развитие старшеклассников, а также изучает возможности их социально-психологической адаптации к самостоятельной жизни после окончания гимназии.

В рамках третьего направления проводится работа по психологическому обеспечению саморазвития личности руководителя. В психолого-педагогической литературе справедливо отмечается, что руководитель современной инновационной школы сам должен быть готов к постоянному самообновлению и саморазвитию, чтобы рассчитывать на успех в управлении педагогическим коллективом. Развивающая школа «.. .нуждается в становлении нового (по человеческим и профессиональным качествам, по стилю сознания и поведения) типа руководителя школы, в формировании когорты нового поколения руководителей»1. Практика подтверждает это важное положение. Управление инновационной школой требует от руководителя мобилизации всего его личностного потенциала, развития способности самоанализа, саморефлексии своей деятельности и поведения, овладения приемами самоконтроля и самоуправления. Это значит, что руководитель должен постоянно работать над собой, адекватно оценивать положительные и отрицательные качества своей личности, развивать способности к профессиональному самосовершенствованию, самовоспитанию и самоуправлению.

Как и другие виды управленческой деятельности, работа по профессиональному и личностному самосовершенствованию опирается на сбор и анализ соответствующей психологической информации о личности руководителя. Для ее сбора используется прежде всего метод самодиагностики, т. е. руководитель осуществляет проблемный анализ своей собственной деятельности и поведения. Проводятся также специальные опросы учителей, родителей и учащихся. Получаемая в результате информация позволяет руководителю критически оценивать собственную личность, определять «стратегию» работы над собой и выбирать активные формы саморазвития (участие в проведении различных семинаров, деловых игр и тренингов).

Немалое значение для обеспечения саморазвития личности руководителя школы и руководителей других подразделений внутришкольной системы управления имеет анализ информации о принадлежности их к тому или иному психологическому типу. Сбор этой информации осуществляется с помощью адаптированного нами опросника американского ученого Д. Хелригера2. Результаты изучения психологической типологии позволяют руководителю вносить определенные коррективы в стиль управленческой деятельности, уточнять направления работы по саморазвитию своей личности, правильно оценивать решения и возможные ошибки руководителей нижестоящего управленческого звена, а в случае необходимости производить психологически грамотный отбор и расстановку управленческих кадров с учетом пригодности данного конкретного человека к выполнению той или иной управленческой функции.

В заключение отметим, что теория и практика управления инновационной школой находится еще в стадии начального формирования. Эта стадия характеризуется широким использованием и адаптацией общих теоретических положений науки управления и недостаточной разработанностью психологических аспектов проблемы. Мало пока и научно-методических рекомендаций, которые учитывали бы специфику учебных заведений развивающего типа. Опыт работы гимназии № 25 показывает, что дальнейшее изучение вопросов, связанных с психологическим обеспечением управленческой деятельности руководителя инновационной школы, может стать продуктивным направлением в развитии и совершенствовании системы внутришкольного управления.

1 Поташник М. М., Лазарев В. С. Управление развитием школы. М., 1995. С. 288.

2 Halriger D. et al. Organizational Behavior. 5 edition. St. Paul, 1989. 629 p.

УДК 340.114.5

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Е. С. Зайцева

В статье оцениваются роль и возможности государства в формировании правосознания сотрудников органов внутренних дел через анализ определяющих его условий как объективного, так и субъективного характера.

Ключевые слова: правосознание, государство, органы внутренних дел, условия, личность, общество.

Повышение уровня правосознания сотрудников органов внутренних дел, как правило, связывают с политикой государства, говоря о том, что оно может и должно предпринимать определенные меры в этом направлении. Нельзя оспорить подобное утверждение, вопрос в другом: насколько эти меры могут быть эффективными и возможно ли путем принятия тех или иных конкретных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.