Научная статья на тему 'Психологическое обеспечение управленческой работы руководителя школы'

Психологическое обеспечение управленческой работы руководителя школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУКОВОДИТЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / УЧАЩИЕСЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ РАБОТА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваленко Светлана Александровна

В статье анализируется и обобщается опыт управленческой работы руководителя школы, обосновывается актуальность внедрения в практику школ процедуры психологического обеспечения управленческой работы руководителя школы, выводится определение психологического обеспечения применительно к сфере педагогической практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическое обеспечение управленческой работы руководителя школы»

Список литературы

1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: учебное пособие для студентов высшего пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002.

2. Мажула Л. Ценности и ценностные ориентации личности: социально -культурный аспект. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://comenius8.narod.ru/conferens/dnc2009/mazhula.htm/ (дата обращения: 30.05.2017).

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ ШКОЛЫ Коваленко С.А.

Коваленко Светлана Александровна - магистрант, кафедра воспитания, социализации и развития личности, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь

Аннотация: в статье анализируется и обобщается опыт управленческой работы руководителя школы, обосновывается актуальность внедрения в практику школ процедуры психологического обеспечения управленческой работы руководителя школы, выводится определение психологического обеспечения применительно к сфере педагогической практики.

Ключевые слова: руководитель, педагогический коллектив, учащиеся, управленческая работа, психологическое сопровождение, психологическая поддержка, развитие личности.

УДК 373

Вся деятельность руководства школы задает цель, ведущие идеи, содержание образования. Руководство школы по самой сути своей деятельности имеет дело, как с педагогическим коллективом, так и с учащимися, их родителями, с различными государственными структурами и общественными объединениями. Имея целостное представление о закономерностях, направлениях развития педагогического коллектива, проблемах взаимодействия с учащимися и их родителями, а так же личностными особенностями самого руководителя, возможно, достаточно грамотно осуществлять всю управленческую деятельность. Руководитель школы должен способствовать индивидуально-творческому личностному развитию, как педагогического коллектива, так и учащихся, при этом соблюдать многочисленные постановления и указания Министерства образования РФ, работать в постоянно меняющихся условиях. Руководитель школы координирует всю деятельность педагогического коллектива, анализирует состояние и разрабатывает меры по управлению деятельностью школы, ведет работу с деструктивными детскими объединениями; прогнозирует и планирует работу школы; осуществляет работу по защите прав учащихся, участвует в работе по формированию молодежной политики, способствует формированию общей культуры личности [1, с. 104]. Успешное решение обозначенных задач предполагает психологическое обеспечение управленческой работы руководителя школы, применение в управленческой работе психологических знаний. Ведущая идея психологического обеспечения работы руководителя школы состоит в том, что оно должно давать возможность действовать профессионально. Особую актуальность приобретает психологическое обеспечение и психологическая поддержка руководителя школы, которые можно рассматривать как систему психолого-педагогической деятельности, обеспечивающей гармоничное

сочетание процессов индивидуализации руководителя и общешкольных, создающие условия для определения индивидуальной траектории профессионального самообразования и саморазвития руководителя и всего педагогического коллектива.

В целом, руководство школой как социальной микросистемой нуждается в постоянном психологическом обеспечении управленческой деятельности. Автор статьи понятие «психологическое обеспечение» выводит на основе определения, данного В.Г. Асеевым, который данное понятие трактует как «использование в любой практической деятельности, в том числе управленческой, разнообразных данных, выработанных психологической наукой (теоретических знаний, технологий развития личности, методического инструментария и т.д.), которые будут способствовать наиболее успешному достижению поставленных целей» [2, с. 173]. Если рассматривать данную категорию применительно к сфере педагогической практики, она будет означать широкое использование руководителем всей суммы научных психологических знаний с целью создания для каждого учащегося, а также всего педагогического коллектива, таких условий, которые бы позволяли наиболее эффективно развивать индивидуально-психологические и личностные особенности каждого конкретного учащегося школы, удовлетворять его актуальные возрастные потребности и интересы, предупреждать нежелательные отклонения в психическом развитии и поведении [2, с. 174].

В.Г. Асеев, работу по психологическому сопровождению рассматривает как системную деятельность всего педагогического коллектива, нацеленную на создание благоприятных психологических, педагогических, социальных и медико-физиологических условий для организации процесса успешного обучения школьников и развития педагогического коллектива, на основе использования психологических знаний для повышения эффективности всех звеньев внутришкольной системы управления [2, с. 174].

Вся управленческая деятельность руководителя школы строится на основе анализа, оценки и использования в принимаемых решениях различной социальной информации: педагогической, психологической, экономической, политической, семейно-бытовой и т.д. Особенно большое значение для эффективной организации внутришкольного управления имеет психологическая информация. Она представляет собою совокупность знаний, использование которых повышает осведомленность руководителя об объекте управления (коллективе людей или отдельной личности). Психологическая информация отличается от других видов социальной информации, например, от экономической или технической, прежде всего, своим содержанием. Если для двух последних характерно обобщение только объективных данных, то в психологической информации на первое место выходит знание о субъективных факторах: особенностях психической деятельности людей, их интересах и отношении к работе, о потребностях и мотивах действий, эмоциональных состояниях и т.д. На основе изучения и оценки психологической информации директор принимает текущие и перспективные (стратегические) решения, направленные на дальнейшее развитие школы, на создание благоприятных условий для развития и формирования личности учащегося.

Целесообразно применять различные формы сбора психологической информации: организовывать личное общение руководителя с членами педагогического коллектива, самими учащимися и их родителями, систематически анализировать различную школьную документацию, проводить социально-психологические исследования, опросы и т.д. Но основным источником ее получения является тот банк данных, который создается в результате работы школьных психологов. Школьные психологи, в процессе психологического обеспечения призваны не только решать весь комплекс общешкольных вопросов: консультационных, психопрофилактических, психодиагностических, осуществлять коррекционную деятельность, но и давать оценку инновационным экспериментам и определять психологические условия, обеспечивающие эффективность педагогических процессов.

154

Как показывает практика работы некоторых школ, можно выделить три основных направления, в русле которых следует вести работу, связанную с психологическим обеспечением учебно-воспитательного процесса и внутришкольного управления:

1) совершенствование психологического климата педколлектива;

2) обеспечение процесса реализации психологической модели личности выпускника гимназии;

3) психологическое обеспечение саморазвития личности руководителя [3].

В психо лого-педагогической литературе справедливо отмечается, что руководитель современной школы сам должен быть готов к постоянному самообновлению и саморазвитию, чтобы рассчитывать на успех в управлении педагогическим коллективом. Развивающая школа «...нуждается в становлении нового (по человеческим и профессиональным качествам, по стилю сознания и поведения) типа руководителя школы, в формировании нового поколения руководителей» [3, с. 288]. Практика работы современных школ подтверждает это важное положение.

В целом, дальнейшее изучение вопросов, связанных с психологическим обеспечением управленческой деятельности руководителя школы, может стать важным и продуктивным направлением в развитии и совершенствовании системы внутришкольного управления.

Список литературы

1. Дёкина Е.В. Психологическое обеспечение организации работы с молодежью // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2013. Выпуск № 3 (7). С. 104.

2. Асеев В.Г. Психологическое обеспечение управленческой деятельности руководителя инновационной школы // Вестник Бурятского государственного университета, 2012. № 8.

3. Поташник М.М., Лазарев В.С. Управление развитием школой. М.: Новая школа, 1995.

ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ КАК ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ, ТРЕБУЮЩАЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

Гущина К.А.

Гущина Ксения Алексеевна - магистрант, кафедра специальной педагогики и психологии, Костромской государственный университет, г. Кострома

Аннотация: рассматривается явление школьной дезадаптации как трудная жизненная ситуация для первоклассников и их родителей. Характеризуются основные причины и проявления дезадаптации. Рассматривается совладающее поведение как один из путей преодоления школьной дезадаптации. Ключевые слова: школьная адаптация, школьная дезадаптация, трудная жизненная ситуация, совладающее поведение, копинг-стратегии.

В настоящее время затруднения процесса школьной адаптации, испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы, причем отмечается выраженная тенденция к дальнейшему росту их количества.

Школьная адаптация рассматривается нами как процесс приспособления ребенка к новым социальным условиям и требованиям, видам деятельности и режиму жизнедеятельности школьного обучения, и в большинстве случаев он «стихиен»,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.