Научная статья на тему 'Психологическое сопровождение основной образовательной программы'

Психологическое сопровождение основной образовательной программы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3958
516
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / BASIC EDUCATIONAL PROGRAM / PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF EDUCATIONAL ACTIVITY / PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF THE EDUCATIONAL PROGRAM AND SOCIALIZATION / PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF THE PROGRAM OF CORRECTIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умняшова Ирина Борисовна, Кузнецова Анастасия Андреевна

В статье описана организация деятельности специалистов Службы практической психологии образования, направленная на психологическое сопровождение основной образовательной программы. Представлена общая логика проектирования направлений психологического сопровождения в соответствии со структурой основной образовательной программы и качественным своеобразием образовательной организации. Описываются этапы разработки программы психологического сопровождения основной образовательной программы и условия, обеспечивающие эффективность её реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Умняшова Ирина Борисовна, Кузнецова Анастасия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological support of basic educational school program

The article contains the description of the organization of psychological support of basic educational program at school. There is logic of design of the directions of psychological support according to structure of basic educational program and features of concrete school. This article is described the stages of development of the program of psychological support of basic educational program and a condition, which provide efficiency of her realization.

Текст научной работы на тему «Психологическое сопровождение основной образовательной программы»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2016. №4

психологическое сопровождение основной образовательной программы

И. Б. Умняшова, А. А. Кузнецова

(кафедра педагогической психологии ФГБОУ ВО г. Москвы «Московский государственный психолого-педагогический университет»; e-mail: umnjashovaib@mgppu.ru)

В статье описана организация деятельности специалистов Службы практической психологии образования, направленная на психологическое сопровождение основной образовательной программы. Представлена общая логика проектирования направлений психологического сопровождения в соответствии со структурой основной образовательной программы и качественным своеобразием образовательной организации. Описываются этапы разработки программы психологического сопровождения основной образовательной программы и условия, обеспечивающие эффективность её реализации.

Ключевые слова: психологическое сопровождение, основная образовательная программа, психологическое сопровождение учебной деятельности, психологическое сопровождение программы воспитания и социализации, психологическое сопровождение программы коррекционной работы.

Модернизация системы образования требует нового подхода в системе оказания психологической помощи субъектам образования . В связи с введением Министерством образования и науки РФ Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования произошло изменение образовательной деятельности, увеличилась значимость реализации личностно-ориентированного и развивающего подходов на всех ступенях образования [3, 4, 5]. Это привело к изменению представлений об основных направлениях психологического сопровождения образовательного процесса и требований к содержанию деятельности специалистов Службы практической психологии образования . Основным документом образовательной организации, в котором отражается деятельность педагогического коллектива по достижению всех видов образовательных результатов обучающихся (предметных, метапредметных, личностных), является основная образовательная программа (далее ООП) . ООП создается педагогическим коллективом конкретной образовательной организации и должна отражать особенности организации образовательного процесса с учетом контингента обучающихся и кадровых возможностей данной образовательной организации ООП должна содержать четыре основных раздела:

1) программа формирования и развития универсальных учебных действий на всех ступенях образования;

2) программы отдельных учебных предметов, курсов;

3) программа воспитания и социализации (на ступени начального образования - программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни);

4) программа коррекционной работы (образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)) [3, 4, 5].

В рамках научно-исследовательской работы «Разработка стандартов психологического сопровождения основных образовательных программ образовательных учреждений» (программа 2012-2016, мероприятие 03Б1800.01, 2012 г . ) в ФГОУ ВО МГППУ была разработана программа психологического сопровождения основной образовательной программы (далее ПС ООП) . Руководитель проекта - А. А. Марголис, к . психол н , первый проректор ФГБОУ ВО МГППУ Примерная программа ПС ООП прошла научную экспертизу, была одобрена на заседании научно-методического совета Службы практической психологии в системе Департамента образования г. Москвы (26.12.2012) . Программа ПС ООП внедряется в практику деятельности психологических служб образовательных организаций г . Москвы с 2013 г . [7].

Психологическое сопровождение - протекающий во времени процесс создания социально-психологических условий изменения (М . Р . Би-тянова, Г . Бардиер, И . Рамазан, Т . Чередникова). Идеология сопровождения состоит в том, чтобы не ограждать ребенка от трудностей, не решать его проблемы вместо него, а создавать условия для совершения им осознанного, ответственного и самостоятельного выбора на его жизненном пути [1] Психологическое сопровождение рассматривается учеными как не директивная форма оказания психологической помощи, направленная на развитие / саморазвитие самосознания личности и активизацию собственных ресурсов человека . Сопровождение предусматривает поддержку естественно развивающихся процессов и состояний личности, создаёт условия, предотвращающие различные виды неблагополучия В случае его возникновения сопровождение становится психологической помощью или поддержкой

Психологическое сопровождение основной образовательной программы - это деятельность специалистов Службы практической психологии образования, направленная на создание в образовательной организации психолого-педагогических условий, способствующих достижению обучающимися всех видов образовательных результатов, а также поддержание в образовательной организации благоприятного психологического климата, способствующего сохранению и укреплению психологического здоровья обучающихся Содержание психологического

сопровождения должно соответствовать основным разделам ООП и может быть представлено в следующих направлениях:

1 . психологическое сопровождение учебной деятельности;

2 . психологическое сопровождение программы воспитания и социализации;

3 . психологическое сопровождение программы коррекционной работы

Психологическое сопровождение учебной деятельности - деятельность педагога-психолога, предполагающая участие специалиста в общешкольной программе формирования / развития универсальных учебных действий и оценки метапредметных и личностных образовательных результатов обучающихся Психологическое сопровождение учебной деятельности включает в следующие мероприятия:

- оценка и экспертиза развивающей среды образовательной организации;

- разработка и реализация развивающих и / или коррекционных психолого-педагогических программ для обучающихся с учетом стартового уровня сформированности универсальных учебных действий;

- разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов и траекторий обучающихся;

- профориентационная и предпрофильная работа в контексте востребованности специалистов на рынке труда и с учетом индивидуальных особенностей и интересов обучающихся;

- психологическая поддержка обучающихся в период подготовки и прохождения итоговой аттестации

Для эффективной реализации психологического сопровождения учебной деятельности необходима организация сотрудничества педагога-психолога и педагогов по вопросам создания развивающей среды образовательной организации, в том числе создание развивающей среды во время учебных занятий . Цель данного сотрудничества - выявление индивидуальных ресурсов педагога по созданию развивающей среды на уроке и разработка комплекса конкретных (адресных) рекомендаций, которые учитель может использовать в дальнейшем при проектировании уроков [2]

Психологическое сопровождение программы воспитания и социализации - деятельность педагога-психолога, предполагающая участие специалиста в реализации программы воспитания и социализации образовательной организации, включающая следующие мероприятия:

- разработка и реализация программ по выявлению и предупреждению школьной дезадаптации;

- разработка и реализация программ по выявлению и предупреждению отклоняющегося поведения у обучающихся, формированию у них

ответственного и осознанного поведения, культуры здорового и безопасного образа жизни;

- выявление и устранение (минимизация) социальных рисков и психологических угроз в образовательной организации;

- психологическая поддержка детских разновозрастных объединений, реализация программ, направленных на развитие коммуникативных и организаторских способностей, лидерского потенциала обучающихся .

Деятельность специалистов Службы практической психологии образования по данному направлению ориентирована прежде всего на создание благоприятной психологической атмосферы в образовательной организации, способствующей сохранению и укреплению психологического здоровья обучающихся, на предупреждение и минимизацию влияния рисков образовательной и социальной среды на психологическое здоровье обучающихся, а также на повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса

Психологическое сопровождение программы коррекционной работы - деятельность педагога-психолога, предполагающая участие специалиста в реализации программы коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ, например:

- разработка и реализация программ по психологическому просвещению и поддержке педагогов и родителей (законных представителей) по вопросам организации образовательного процесса для детей с ОВЗ;

- разработка и реализация мер по созданию и поддержанию инклюзивной среды в образовательной организации;

- экспертная деятельность в составе психолого-педагогического консилиума образовательной организации, посвященного обучению детей с ОВЗ;

- взаимодействие с ресурсными организациями по вопросам организации образовательного процесса детей с ОВЗ, инклюзивной образовательной среды

Осуществление индивидуально ориентированной психологической помощи обучающимся с ОВЗ в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии возможно при наличии у специалиста специального / клинического образования или должно осуществляться на базе специализированных психолого-медико-социаль ных центров (центров психолого-медико-социального сопровождения) .

В связи с введением в действие с 01.09. 2016 ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью, деятельность специалистов Службы практической психологии образования может быть также отражена в адаптированной ООП образовательной организации, отражающей специфику обучения детей с ОВЗ (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми

нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с ЗПР, с РАС, со сложными дефектами) и детей, имеющих интеллектуальные нарушения (легкая, умеренная, тяжелая, глубокая умственная отсталость, тяжелые и множественные нарушения развития) Основное содержание и направления программы ПС ООП представлены в Табл . 1 .

Таблица 1

Направления и содержание программы психологического сопровождения основной образовательной программы образовательной организации

№ Направления (программы) ПС ООП Содержание ПС ООП

1 Психологическое сопровождение учебной деятельности 1 . 1 . Экспертиза психолого-педагогических условий реализации ФГОС

1 . 2. Психологическое сопровождение программы формирования и развития универсальных учебных действий (УУД)

1 . 3 . Психологическое сопровождение программы индивидуализации и дифференциации обучения на всех ступенях общего образования: 1 . 3 . 1 . Психологическое сопровождение выявления и развития способностей обучающихся 1 . 3 . 2. Психологическое сопровождение одаренных и высокомотивированных детей 1 . 3 . 3 . Психологическое сопровождение обучающихся, испытывающих трудности в обучении

1 . 4. Психологическое сопровождение предпрофильного и профильного образования

1 . 5. Психологическое сопровождение процессов подготовки и проведения итоговой аттестации обучающихся

2 Психологическое сопровождение программы воспитания и социализации 2. 1 . Психологическое сопровождение процесса адаптации обучающихся к обучению в школе

2. 2. Психологическое сопровождение внутришкольной работы по формированию культуры здорового образа жизни

2. 3 . Психологическое сопровождение внутришкольной работы по формированию культуры безопасного образа жизни

2. 4. Профилактика социальных рисков

2. 5. Психологическое сопровождение деятельности детских объединений

3 Психологическое сопровождение программы коррекционной работы 3 . 1 . Программа психологической поддержки педагогов и родителей по вопросам организации образовательного процесса детей с ОВЗ

3 . 2. Создание и поддержка инклюзивной среды образовательной организации

Реализация программы ПС ООП должна быть направлена на:

• создание и поддержание психолого-педагогических условий, необходимых для реализации ФГОС на всех ступенях образования;

• учет индивидуальных особенностей обучающихся при построении учебно-развивающей среды образовательной организации, создание условий для эффективного обучения детей с особыми образовательными потребностями (одаренных детей, детей с ОВЗ, детей-мигрантов, обучающихся в сложной жизненной ситуации, детей и подростков с девиантным поведением);

• более точную диагностику динамики развития метапредметных и личностных результатов обучающихся на всех ступенях школьного образования;

• отслеживание и раннее реагирование на изменения в психологической атмосфере образовательной организации;

• создание возможности оказания экстренной психологической помощи всем субъектам образовательного процесса;

• повышение уровня психологического комфорта в период адаптации обучающихся в переходные периоды (при переходе на новую для обучающихся образовательную ступень, при переходе обучающегося из одной образовательной организации в другую);

• повышение психологической грамотности и культуры, развитие психолого-педагогической компетентности всех субъектов образовательного процесса;

• обеспечение вариативности (разнообразия) направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса;

• обеспечение диверсификации (многообразия) уровней психолого-педагогического сопровождения через создание индивидуальных образовательных маршрутов в результате профессионального взаимодействия педагогов и специалистов Службы практической психологии

образования (педагогов-психологов образовательных организаций и специалистов центров психолого-медико-социального сопровождения (ЦПМСС))

Условиями эффективной реализации программы ПС ООП являются:

- соответствие задач психологического сопровождения приоритетным направлениям, сформулированным в ООП образовательной организации;

- сформулированный запрос на психологическое сопровождение со стороны администрации образовательной организации, поддержка на административном уровне деятельности специалистов Службы практической психологии образования;

- высокий уровень профессиональной компетентности специалистов Службы практической психологии образования, а также мотивация специалистов к развитию и совершенствованию собственных профессиональных компетенций;

- использование специалистами, осуществляющими психологическое сопровождение, сертифицированного инструментария профессиональной деятельности;

- сотрудничество специалистов Службы практической психологии образования и педагогических работников образовательной организации по вопросам создания и реализации в образовательной организации психолого-педагогических условий, необходимых для достижения обучающимися всех видов образовательных результатов;

- межведомственное взаимодействие с социальными партнерами и ресурсными федеральными / региональными организациями для оказания качественной психологической помощи и поддержки всем субъектам образовательного процесса .

Психологическое сопровождение ООП может осуществляться:

- сотрудниками образовательной организации - педагогом-психологом или психологической службой образовательной организации, построенной по принципу многопрофильной психологической службы, включающей в свой состав отраслевых психологов (клинический психолог, социальный психолог, педагогический психолог, юридический психолог, психолог-консультант) [6];

- сотрудниками отдела сопровождения образовательных организаций городского / окружного ЦПМСС в результате заключения договорных отношений (безвозмездного оказания услуг или аутсорсинга) образовательной организации и ЦПМСС;

-педагогом-психологом (психологической службой) образовательной организации и специалистами ЦПМСС при согласовании разграничения зон профессиональной ответственности за реализацию конкретных задач и направлений

Реализация программы ПС ООП при любом варианте предполагает наличие у специалистов Службы практической психологии образования профессиональных компетенций, описанных в профессиональном стандарте «Педагог-психолог (психолог образования)» .

Примерная программа ПС ООП, разработанная научно-исследовательским коллективом ФГБОУ ВО МГППУ в 2012-14 гг ., содержит в себе общие представления о направлениях деятельности педагога-психолога (психологической службы) по ПС ООП Программа деятельности педагога-психолога (психологической службы) в конкретной образовательной организации должна строиться с учетом данных региональных мониторингов и / или диагностических мероприятий, осуществляемых образовательной организацией с целью анализа качества образовательных услуг Основные этапы проектирования программы ПС ООП:

1 анализ содержательного раздела ООП образовательной организации, определение возможного содержания деятельности специалистов Службы практической психологии образования;

2 анализ наличия /дефицита психолого-педагогических условий, необходимых для реализации ФГОС;

3 . анализ запроса на психологическое сопровождение от субъектов образовательного процесса (администрация образовательной организации, обучающиеся и их родители (законные представители), педагогические работники);

4 анализ качества образовательных услуг и динамики формирования / развития образовательных результатов обучающихся за последние 2-3 года;

5 . разработка / проектирование программы ПС ООП, включающая в себя:

- цель и задачи психологического сопровождения;

- направления и формы психологического сопровождения (диагностика, профилактика, просвещение, консультирование, развитие, коррекция, экспертиза);

- критерии эффективности / результативности ПС ООП;

- кадровые условия обеспечения программы (необходимое количество специалистов различного профиля, минимальный уровень профессионального образования, необходимость взаимодействия с ресурсными организациями);

- материально-технические условия реализации программы .

На этом этапе не обязательна детализация перечня планируемых мероприятий, значительно важнее разработка общей концепции ПС ООП и описание необходимых ресурсов для ее эффективной реализации .

6 обсуждение и согласование концепции программы ПС ООП с педагогическим коллективом и управляющим советом образовательной организации;

7 . оформление программы ПС ООП, описание деятельности по психологическому сопровождению ООП в конкретной образовательной организации Содержание программы психологического сопровождения помимо перечисленных в п 5 основных разделов (цель, задачи, критерии эффективности / результативности и т д ) должно содержать перечень мероприятий, их цели и планируемые результаты, участников и организаторов (специалистов, ответственных за реализацию), трудозатраты на подготовку и проведение . Также необходимо включить описание кадрового обеспечения программы ПС ООП с указанием должностных обязанностей специалистов, реализующих программу в конкретной образовательной организации . Если в образовательной организации не созданы условия для обеспечения всех направлений ПС ООП, то необходимо заключение договора с ресурсными организациями (вузы, ЦПМСС и т д ) и распределение зоны ответственности за реализацию задач, описанных в программе ПС ООП;

8 . согласование содержания программы ПС ООП с педагогическим коллективом и управляющим советом образовательной организации

Утвержденная программа является основной для разработки плана ПС ООП на текущий учебный год, включающего в себя помимо перечня мероприятий, сроки проведения и конкретизацию ответственных за их реализацию специалистов

Список литературы

1. Вачков И . В . В парадигме помощи // Школьный психолог. 2001. № 6 . (URL: http://psy. lseptember. ru/article, php? ID=200100602 12. 10. 2016).

2 . Кузнецова А . А. , Умняшова И . Б . Сотрудничество педагога-психолога и учителя по созданию развивающей среды на уроке// Школьный психолог . 2014 . № 4. с. 43-47.

3 . Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» .

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»

6 . Умняшова И . Б . Многопрофильная психологическая служба образовательного учреждения // Справочник заместителя директора школы. 2009. № 10. с. 21-39 .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 . Умняшова И . Б . , Кузнецова А. А . , Ларина Н . С . Психологическое сопровождение основной образовательной программы: опыт проектирования ГБОУ Школа лицей № 1420 // Психология образования: апробация и внедрение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (Москва, 14-15 апреля 2016). Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции . М . : Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2016. с. 153-156.

psychological support of basic educational school program

UmNYASHOVA I. B., KuZNETSOVA A. A.

The article contains the description of the organization of psychological support of basic educational program at school. There is logic of design of the directions of psychological support according to structure of basic educational program and features of concrete school. This article is described the stages of development of the program of psychological support of basic educational program and a condition, which provide efficiency of her realization.

Key words: psychological support, basic educational program, psychological support of educational activity, psychological support of the educational program and socialization, psychological support of the program of correctional work.

Сведения об авторах

Умняшова Ирина Борисовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии ФГБОУ ВО г. Москвы «Московский государственный психолого-педагогический университет». E-mail: umnjashovaib@mgppu.ru.

Кузнецова Анастасия Андреевна - аспирант кафедры педагогической психологии ФГБОУ ВО г. Москвы «Московский государственный психолого-педагогический университет», педагог-психолог ГБОУ «Школа-лицей № 1420». E-mail: anastasya_and@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.