Научная статья на тему 'Реструктуризация задолженности как метод реализации политики финансового оздоровления предприятия'

Реструктуризация задолженности как метод реализации политики финансового оздоровления предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
283
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ / ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / IVANOVO REGION / ENTERPRISE FINANCIAL SANITATION / DEBTS RESTRUCTURING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рычихина Наталья Сергеевна

В статье рассмотрены способы поддержки государством финансово нестабильных крупных и средних промышленных предприятий. Наибольшее внимание уделяется реструктуризации задолженности как широко используемому в практической деятельности методу реализации политики финансового оздоровления предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEBTS RESTRUCTURING AS THE METHOD OF ENTERPRISE FINANCIAL SANITATION POLICY REALIZATION

In the article the methods of financial unstable large and medium-sized industrial enterprises governmental support. The greatest attention is paid to debts restructuring as the enterprise financial sanitation policy realization method extensively used in practice.

Текст научной работы на тему «Реструктуризация задолженности как метод реализации политики финансового оздоровления предприятия»

УДК 332.1

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ КАК МЕТОД РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ

ПРЕДПРИЯТИЯ

Н.С. Рычихина

Ивановский государственный химико-технологический университет

В статье рассмотрены способы поддержки государством финансово нестабильных крупных и средних промышленных предприятий. Наибольшее внимание уделяется реструктуризации задолженности как широко используемому в практической деятельности методу реализации политики финансового оздоровления предприятия.

Ключевые слова: финансовое оздоровление предприятия, реструктуризация задолженности, Ивановская область.

Социально-экономическое развитие региона невозможно без успешного функционирования крупных и средних промышленных предприятий. Такие предприятия обеспечивают рабочими местами большую часть трудоспособного населения; являются основным источником формирования доходной части бюджета города; улучшают социальнодемографическую ситуацию в городе и повышают имидж города.

В настоящее время на работу большинства предприятий оказывает влияние экономический кризис. По результатам Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области на протяжении нескольких последних лет финансовый результат убыточных организаций области

превышает финансовый результат прибыльных. Так за январь-ноябрь 2010 года по Ивановской области финансовый результат убыточных организаций превысил финансовый результат прибыльных на 136,4 млн. руб. [1]. В подобных условиях вопросы, связанные с ростом кредиторской задолженности, несвоевременностью уплаты налогов и сборов, являются актуальными для целого ряда хозяйствующих субъектов Ивановской области.

По состоянию на 1 января 2011 года величина задолженности субъектов Ивановской области по налогам и сборам составляет 3655338 тыс. руб. Структура задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему представлена в таблице 1.

Таблица 1

Структура задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему Ивановской области, тыс. руб.* [5]

Виды задолженности 1.01.2007 1.01.2008 1.01.2009 1.04.2010 1.01.2011

Всего, в том числе 2844900 2820188 3052236 3852718 3655338

по федеральным налогам и сборам 2132964 2118638 2308433 2859577 2739091

по региональным налогам и сборам 387148 374598 389700 509623 494838

по местным налогам и сборам 254811 260555 284651 319831 327803

по налогам со специальным налоговым режимам 69977 66397 69452 163687 93606

доставлена на основании отчетов о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему РФ за 2006-2010 г. г.

При рыночной экономике государство располагает достаточно широким спектром средств оказания поддержки финансово нестабильным предприятиям, имеющим существенное значение в социально-экономическом развитии малых городов, муниципальных образований и целых регионов. К ним относятся:

• реструктуризация налоговой задолженности,

• государственная гарантия по кредитам,

• получение кредитов Центрального банка,

• субсидирование процентных ставок по кредитам,

• вхождение государства в капитал предприятия,

• возможность приобретения за счет бюджетных средств технологического оборудования на лизинговой основе,

• получение государственного заказа,

• предоставление налоговых льгот.

Следует отметить, что в условиях существующих антикризисных механизмов поддержки государством предприятий средства выделяются, в первую очередь, на финансирование субъектов приоритетных отраслей экономики, входящих в Перечень системообразующих предприятий [2]. Перечень системообразующих предприятий был сформирован Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской промышленности [3].

Одним из доступных методов реализации политики финансового оздоровления предприятия, которым может воспользоваться любое предприятие, является реструктуризация задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами. Важность реструктуризации задолженности заключается в том, что изменение срока уплаты позволяет снизить объем нагрузки обязательств на финансы предприятия в текущем периоде и направить денежные средства на стабилизацию его рыночных позиций. Поэтому вопросы, связанные с управлением кредиторской задолженностью на проблемном предприятии являются своевременными и актуальными.

Реструктуризация задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, а также задолженности по пеням и штрафам осуществляется в виде изменения срока уплаты. Порядок изменения сроков уплаты обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами регулируется Налоговым Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О федеральном бюджете» на соответствующий год и постановлениями Правительства РФ и региональных органов власти. Разработка предложений по реструктуризации задолженности промышленных предприятий и контроль за её проведением, за исключением предприятий стройиндустрии, жилищно-коммунального хозяйства и агропромышленного комплекса, входят в основные функции и задачи Департамента экономического развития и торговли Ивановской области [4].

В главе 9 НК РФ предусмотрены следующие методы изменения сроков уплаты: отсрочка, рассрочка уплаты налогов и инвестиционный налоговый кредит.

Отсрочка или рассрочка как форма изменения срока уплаты налога предоставляется на срок, не превышающий один год. Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка. Основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки являются: причинение предприятию ущерба в результате стихийного бедствия, угроза возникновения признаков несостоятельности юридического лица в случае единовременной уплаты им налога и др.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение опре-

деленного срока и в определенных пределах уменьшить свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. По общему правилу инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен органи-зациям-налогоплателыцикам, проводящим научно-исследовательские работы, осуществляющим инновационную деятельность, либо организациям, выполняющим особо важный заказ по социально-экономическому развитию региона или оказывающим исключительно важные услуги населению. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на срок от 1 года до 5 лет.

Для отслеживания и регулирования состояния кредиторской задолженности предприятий в бюджетную систему Департамент финансов Ивановской области и Управление Федеральной налоговой службой по Ивановской области составляют статистические документы: ежегодные отчеты о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему РФ и сводные отчеты

Ивановской области о предоставленных отсрочках, рассрочках и инвестиционных налоговых кредитах по федеральным и региональным налогам и сборам, подлежащим зачислению в бюджет на определенную дату. Проанализировав ежеквартальные сводные отчеты Ивановской области о предоставленных отсрочках, рассрочках и инвестиционных налоговых кредитах по федеральным и региональным налогам и сборам, подлежащим зачислению в бюджет за 2009-2010 годы, результаты которых представлены в таблице 2, можно отметить, что основной формой изменения срока уплаты является отсрочка платежей. Из отчета о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему РФ по Ивановской области на 1 января 2010 года видно, что величина реструктурируемой задолженности составила в Пенсионный фонд 57,7 млн.руб., в Фонд социального страхования 5,7 млн.руб., в Фонды обязательного медицинского страхования 2,5 млн.руб. [5].

Таблица 2

Результаты ежеквартальных отчетов о предоставленных отсрочках, рассрочках и инвестиционных налоговых кредитах, подлежащих зачислению

в бюджет, тыс. руб. [1]

Форма изменения срока уплаты 1 окт. 2009 г. 1 янв. 2010 г. 1 апр. 2010 г. 1 июля 2010 г. 1 окт. 2010 г. 1 янв. 2011 г. 1 апр. 2011 г.

отсрочка - - - - 877 1336 1336

рассрочка - - - - - - -

инвестиционные налоговые кредиты - - - - - - -

Итого по всем формам - - - - 877 1336 1336

Анализ условий и требований по проведению реструктуризации задолженности позволил выявить факторы, затрудняющие ее проведение предприятием:

■ низкая квалификация кадров в вопросах, связанных с управлением финансами на предприятии и отсутствие налаженной системы правового консультирования уполномоченными органами по данным вопросам;

■ затруднение организаций в соблюдении графика погашения задолженности;

■ неудовлетворительный финансовый учет на предприятии, неадекватно отражающий аспекты деятельности хозяйствующего субъекта.

Процесс реструктурирования кредиторской задолженности перед различного рода коммерческими организациями, в отличие от реструктурирования задолженности по обязательным платежам, носит

сугубо договорной характер, в нем допускается использование правовых конструкций, предусмотренных гражданским законодательством. К способам реструктуризации кредиторской задолженности, предусмотренным Гражданским законодательством Российской Федерации, относятся: новация, уступка права требования (цессия), перевод долга, взаимозачет, отступное и секьюритизация.

Новация предполагает замену существующего обязательства на новое между теми же лицами, в целях прекращения первого. Уступка требования — это передача права требования, принадлежащего кредитору организации на основании существующих обязательств, другому новому кредитору. Согласие должника на это обычно не требуется, но обязательно его письменное уведомление о состоявшемся переходе прав кредитора к другому лицу. Перевод долга также связан с переменой лиц в обязательстве, но требуется обязательное условие - согласие кредитора. Секьюритизация — конверсия задолженности в ценные бумаги. Использование этого способа имеет смысл, как правило, при наличии большого числа разрозненных кредиторов. Под отступным понимается некоторая имущественная ценность, принимаемая кредитором взамен первоначального предмета обязательства.

Наиболее распространенным способом реструктуризации коммерческой задолженности является согласование между должником и кредитором графика погашения накопленной задолженности при условии 100%-ой оплаты текущих платежей. Для

проведения реструктуризации долга выполняются следующие этапы: уведомление кредитора о возможной реструктуризации займа, проведение переговоров, подписание двустороннего соглашения о реструктуризации долга, устанавливающего порядок и условия проведения реструктуризации.

В заключение, хотелось бы отметить, что работа по реструктуризации задолженности должна быть тщательно спланирована, подготовлена и реализована с учетом реального финансового положения предприятия. В конечном итоге должен быть соблюден компромисс между эффективностью реструктуризации задолженности и финансовыми возможностями предприятия.

*статъя печатается по материалам исследований по проекту гранта Российского Фонда Фундаментальных исследований (№ 09-06-97508).

ЛИТЕРАТУРА

1. Департамент финансов Ивановской области www. gfu. i vano vo. ru.

2. Перечень опубликован на официальном сайте Правительства РФ

http:// www.government.ru/content/.

3. Положение о Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики утверждено Постановлением Правительства РФ от 15.12.2008 №957 .

4. Указ Губернатора Ивановской области от 9 ноября 2009 года № 120-уг «Об утверждении Положения о Департаменте экономического развития и торговли Ивановской (в ред. Указа Губернатора Ивановской области от 31.03.2010 N 46-уг).

5. Управление Федеральной налоговой службой по Ивановской области www.r37.nalog.ru.

Рукопись поступила в редакцию 24.02.2011.

DEBTS RESTRUCTURING AS THE METHOD OF ENTERPRISE FINANCIAL SANITATION POLICY REALIZATION

N. Richihina

In the article the methods of financial unstable large and medium-sized industrial enterprises governmental support. The greatest attention is paid to debts restructuring as the enterprise financial sanitation policy realization method extensively used in practice.

Keywords: Ivanovo region, enterprise financial sanitation, debts restructuring.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.