Научная статья на тему 'Проблемы регулирования реабилитационных процедур, применяемых в деле о банкротстве физических лиц'

Проблемы регулирования реабилитационных процедур, применяемых в деле о банкротстве физических лиц Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
223
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БАНКРОТСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / ОТСРОЧКА И РАССРОЧКА ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ / PERSONAL BANKRUPTCY / TAXATION / REHABILITATION PROCEDURES / THE DELAY AND INSTALLMENTS ON PAYMENT OF TAXES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шувалова Елена Борисовна, Юрченкова Наталия Вадимовна

В статье анализируются проблемы, которые возникнут в связи с введением института банкротства физических лиц, а также даются рекомендации по изменению порядка предоставления физическим лицам отсрочки (рассрочки) по уплате налога в зависимости от их финансового положения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF REGULATION OF THE REHABILITATION PROCEDURES APPLIED IN CASESABOUTPERSONAL BANKRUPTCY

In this article problems which arise in connection with introduction of institute of personal bankruptcy are analyzed. And also recommendations about change of an order of granting to physical persons of a delay (installments) on payment of taxes depending on theirfinancial position are made.

Текст научной работы на тему «Проблемы регулирования реабилитационных процедур, применяемых в деле о банкротстве физических лиц»

ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ПРОЦЕДУР, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ДЕЛЕ О БАНКРОТСТВЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

УДК 336.2

Елена Борисовна Шувалова

д.э.н., профессор, зав. кафедрой Налогов и налогообложения ГОУ ВПО "Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ)"

Тел. +7 (916) 695-78-24, E-mail: eshuvalova@mesi.ru

Наталия Вадимовна Юрченкова

студентка антикризисного управления ГОУ ВПО "Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ)" Тел. +7 (926) 399-15-49, E-mail: indyreed@mail.ru

В статье анализируются проблемы, которые возникнут в связи с введением института банкротства физических лиц, а также даются рекомендации по изменению порядка предоставления физическим лицам отсрочки (рассрочки) по уплате налога в зависимости от их финансового положения.

Ключевые слова: банкротство физических лиц, налогообложение, реабилитационные процедуры, отсрочка и рассрочка по уплате налогов.

Elena Borisovna Shuvalova

Doctor of Economics, professor, managing

chair of Taxes and Taxation

Moscow State University of Economics,

Statistics and Informatics (MESI),

Phone: +7 (916) 695-78-24,

E-mail: eshuvalova@mesi.ru

Nathalie Vadimovna Yurchenkova

student of Crisis-management

Moscow State University of Economics,

Statistics and Informatics (MESI),

Phone: +7 (926) 399-15-49,

E-mail: indyreed@mail.ru

PROBLEMS OF REGULATION OF THE REHABILITATION PROCEDURES APPLIED IN CASESABOUTPERSONAL BANKRUPTCY

In this article problems which arise in connection with introduction of institute of personal bankruptcy are analyzed. And also recommendations about change of an order of granting to physical persons of a delay (installments) on payment of taxes depending on their financial position are made.

Keywords: personal bankruptcy, taxation, rehabilitation procedures, the delay and installments on payment of taxes.

1. Введение

Степень проработанности норм конкурсного права напрямую зависит от уровня развития экономики, поскольку несостоятельность в большинстве случаев вызывается общими экономическими причинами, а не злостными намерениями должника [3].

Эффективный режим несостоятельности (банкротства) является важнейшим фактором надежного экономического развития и сокращения налоговой задолженности.

По мере увеличения кредитных портфелей банков все более существенную роль играют растущие кредитные риски именно по потребительскому сектору, и, как следствие, усиливаются требования к качеству законодательного регулирования. Увеличение объемов просроченной задолженности по кредитам делает актуальным комплексное регулирование правоотношений в сфере несостоятельности (банкротства) физических лиц.

В условиях финансового кризиса особую актуальность приобретают вопросы введения реабилитационных процедур в отношении граждан-должников, позволяющих реструктуризировать свою задолженность перед кредиторами под контролем суда, а также освободиться от долгов, в том числе от части задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему РФ.

Таким образом, исследование вопроса регулирования реабилитационных процедур, применяемых в деле о банкротстве физических лиц, является крайне важным как в части разработки механизмов дополнительной правовой защиты добросовестным налогоплательщиков, так и в части совершенствования института изменения сроков уплаты налогов и сборов.

2. Анализ проекта федерального закона «О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника»

Длительное отсутствие позитивного регулирования отношений непредпринимательского банкротства не отменяет существующей проблемы в сфере банковского кредитования, связанной с погашением физическими лицами кредиторской задолженности. В отличие от малоэффективного исполнительного производства механизм банкротства физических лиц имеет ряд преимуществ, в частности, связанных с предоставлением льгот гражданину, с возможностью урегулирования его долгов.

Проект федерального закона «О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника» призван стать элементом системного регулирования отношений между заемщиками - физическими лицами и кредиторами (схема реализации механизма представлена на рис. 1).

В настоящее время проблемы, связанные с существующими механизмами взыскания кредиторской задолженности физических лиц не дают возможности:

- для достижения договоренности по реструктуризации задолженности;

- освобождения от долгов, в том числе в случае предоставления всего своего имущества для расчета с кредиторами.

Однако нормы проекта федерального закона вызвали критическую оценку со стороны банков - членов Ассоциации региональных банков России, в частности отметим следующие существенные положения, которые необходимо учесть при принятии закона:

- наименование проекта федерального закона «О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника» может ввести пользователя в заблуждение в связи с тем, что в российском законодательстве реабилитация подразумевает восстановление в правах и возмещение вреда невиновным гражданам (см. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий»). При этом вынужденное или намеренное неисполнение обязательств по кредитному договору может быть ошибочно расценено заемщиком как допустимое или поощряемое государством деяние;

- отношения, возникающие при предоставлении, погашении и взыскании дол-

№6, 2010

124

Рис. 1. Логическая схема реализации механизма банкротства физического лица

га по потребительским кредитам, должны получить комплексное регулирование на всех этапах жизни таких кредитов, что способствует установлению оптимального баланса интересов должника и кредитора;

- в сферу регулирования проекта закона необоснованно включены отношения, связанные как с ипотечным кредитованием, в то время как специфика ипотечных кредитов предполагает установление отдельного порядка проведения реабилитационных процедур в отношении должника. Ипотечные кредиты обеспечены залогом недвижимости и выдаются на суммы, обычно превышающие 2 млн. рублей. На рынке ипотечного кредитования действуют уполномоченные государственные агентства (АИЖК, АРИЖК), устанавливающие стандарты деятельности и реализующие государственные программы реструктуризации задолженности. Отсюда целесообразно либо предусмотреть в законе специальную процедуру в отношении должника по ипотечным кредитам, либо исключить из-под действия Закона сферу ипотечного кредитования.

3. Зарубежная практика регулирования несостоятельности физических лиц

В законодательстве ряда стран (США, Канада) существует возможность введения «реабилитационных процедур», в ходе которых осуществляется погашение долгов гражданина в соответствии с утверждаемым планом.

Институт «потребительского банкротства» (personal bankruptcy) в мировой практике рассматривается как благо для добросовестного гражданина-

налогоплательщика, оказавшегося в трудном финансовом положении, в связи с возможностью реабилитации и «налоговой разгрузки» (tax discharge), предполагающей прощение части задолженности по налогам.

Применение правовой доктрины «финансового свежего старта» (financial fresh start) предполагает освобождение гражданина от долгов в ходе одного процесса при условии предоставления должником своего имущества для расчета с кредиторами.

Так, в Соединенных Штатах Америки задолженность по подоходному налогу может быть списана по главе 7 (liquidation) или 13 (repayment) Кодекса о банкротстве (Bankruptcy Code). Обычно подача заявления по главе 13 предпочтительнее, поскольку, во-первых, физическое лицо сохраняет ключевой актив - недвижимость (глава 7 предполагает немедленное списание долгов, но банку возвращается движимое и недвижимое имущество, взятое в аренду или ипотеку). А, во-вторых, это глава предполагает разработку плана погашения задолженности (the debtor's repayment plan) в течение 3-5 лет, утверждаемого судом.

4. Реструктуризация долгов и перенос срока уплаты налогов

Вопросы особенностей взыскания налогов, сборов, пеней и налоговых санкций с физических лиц, находящихся в процедурах банкротства (конкурсного производства, реструктуризации долгов, мирового соглашения), связанные с изменением сроков и порядка уплаты, остались нерешенными.

При составлении плана реструктуризации долгов должно быть учтено

поэтапное погашение требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов пропорционально сумме требований кредиторов, включенных в данный план. Но если физическое лицо перед конкурсными кредиторами может рассчитать поэтапное погашение задолженности по плану реструктуризации на 5 лет, то с налоговыми органами вопрос обстоит сложнее.

Само понятие «реструктуризация долга» распространяется только на юридические лица. Порядок реструктуризации налоговой задолженности юридических лиц утверждён постановлением Правительства РФ от 3 сентября 1999г. №1002, определившим правила реструктуризации, общие для организаций любой организационно-правовой формы собственности и отраслевой принадлежности.

Реструктуризация - особая форма рассрочки исполнения налогового обязательства (предполагающая частичное списание долга), процедура которой регламентируется нормативными правовыми актами, относящимися к бюджетному, а не к налоговому законодательству.

Основания для переноса срока уплаты налога в виде отсрочки (налог будет уплачен единовременно в более поздний срок) или рассрочки (налог будет уплачиваться частями) перечислены в п. 2 ст. 64 НК РФ. Так, претендовать на получение отсрочки либо рассрочки физическое лицо может, если его имущественное положение исключает возможность единовременной уплаты налога.

Порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки,

Экономика, Статистика и Информатика Ц25 №6, 2010

— |

инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов утвержден приказом ФНС России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@.

В случае обращения налогоплательщика с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по основанию, определенному в пп.4 п.2 ст.64 Кодекса, представляются документы, подтверждающие наличие соответствующего основания согласно пп.2.4 п.2 указанного Порядка.

Пункт 2.4 указанного Порядка не дает прямого перечисления необходимых документов, подтверждающих, что имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога.

Как правило, отсрочка или рассрочка дается не более чем на год. По решению Правительства РФ может быть дана отсрочка или рассрочка уплаты федеральных налогов в федеральный бюджет на срок до 3 лет, в 2009 году в исключительных случаях по решению министра финансов она предоставлялась на срок до 5 лет.

17 июля 2010 года Совет Федерации одобрил проект федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в части урегулирования задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов" № 269777-5.

Установлено, что отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка (рассрочка). Физическому лицу отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена на сумму, не превышающую стоимость его имущества, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание.

Соответственно, к заявлению о предоставлении отсрочки (рассрочки) физическому лицу необходимо приложить сведения о движимом и недвижимом имуществе, а также о стоимости этого имущества.

При этом функция по принятию решений о предоставлении отсрочки (рассрочки) по налогу на доходы физических лиц, подлежащих уплате физическими лица, не являющимися индивидуальными предпринимателями, в части до-

ходов, при получении которых налог не удерживается налоговыми агентами, возлагается на территориальные налоговые органы.

Примечательно также, что правила об отсрочке (рассрочке) законодатель распространил и на пени и штрафы.

Предоставление права на рассрочку по уплате недоимки должно быть экономически и юридически обосновано. Данная процедура должна быть применима тогда, когда иные меры, такие как конфискация активов налогоплательщика, приведут к "непомерным лишениям".

Зарубежный опыт регулирования неторговой несостоятельности показал, что механизмом банкротства может воспользоваться и недобросовестный налогоплательщик, в надежде на прощение налогового долга.

На наш взгляд, в целях оказания государственной поддержки физическим лицам, оказавшимся в тяжелом финансовом положении и испытывающим временные финансовые трудности, было бы рациональным изменить порядок предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налогов:

- отсрочку предоставлять на период до трех лет;

- рассрочку предоставлять на период до шести лет (с увеличением максимального срока реализации плана реструктуризации по проекту федерального закона «О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника») .

В этом смысле для физических лиц, финансовое состояние которых является тяжелым, необходимо предусмотреть мотивирующий механизм, способствующий уплате налогов.

Как показала практика проведения налоговой реструктуризации юридических лиц, предоставление возможности реструктурировать задолженность стимулирует программы, направленные на преодоление финансовой неустойчивости и восстановление платежеспособности, что приводит к улучшению собираемости налогов и других обязательных платежей.

Было бы целесообразно предусмотреть, чтобы рассрочка исполнения налогового обязательства предполагала частичное списание долга, а досрочное погашение налоговой задолженности способствовало полному списанию начисленных штрафов и пеней.

5. Заключение

В ходе анализа проекта федерально-

го закона «О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника» вышвлены ряд недостатков, в том числе недостаточная регламентация процедуры реструктуризации долгов, особенно в части предоставления рассрочки по уплате налогов.

Возникающая непропорциональность реальных доходов различнык слоев потребителей наряду с сокращением «излишков» доходов, позволяющих уплачивать налоги, не затрагивая необходимый жизненный минимум, является причиной изменений роли налоговых инструментов и стратегии их развития, а также применения в условиях финансово-экономического кризиса.

Помимо повышения необлагаемого минимума доходов физических лиц, приводящего к массовому росту потребления и, в свою очередь, стимулирует промышленное производство, целесообразно разделить физических лиц как минимум на две категории в целях предоставления права на отсрочку (рассрочку) по уплате налогов.

Так, физические лица, находящиеся в тяжелом финансовом состоянии, но имеющие постоянный доход, должны иметь право при подаче заявления о банкротстве, иметь возможность рассчитать план реструктуризации долгов на шесть лет, включая задолженность по налогам. На законодательном уровне было бы логично для таких лиц закрепить условия, стимулирующие досрочное погашение налоговой задолженности по аналогии с юридическими лицами.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации.

2. Проект федерального закона «О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гравданина-долж-ника».

3. Генкин Д.М. «К реформе конкурсного законодательства»// Юридический вестник. 1913. N 18/III. С. 78.

4. www.asros.ru - портал Ассоциации региональных банков России

References

1. Tax Code of the Russian Federation.

2. The project of the federal law «On rehabilitation procedures applied concerning the citizen-debtor».

3. Genkin D.M. «To reform of the competitive legislation»// The Legal Bulletin. 1913. N 18/Ш. P. 78.

4. www.asros.ru - web site of Association of regional banks of Russia.

№6, 2010

126

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.