увеличение задолженности по налогам и сборам и ее реструктуризация
Н. Ю. МИСТИНЕВА, преподаватель кафедры налогов и налогообложения
E-mail: [email protected] Всероссийская государственная налоговая академия
Министерства финансов РФ
В статье отмечается, что противоречивость результатов реструктуризации задолженности по налогам и сборам объясняется во многом особенностями развития региона, местом и ролью предприятия в регионе, особенностями взаимоотношений между собственником предприятия и региональной администрацией, инвестиционной привлекательностью предприятия.
Ключевые слова: реструктуризация, налогоплательщик, недоимка, отсрочка, кризис, бюджет, платежи, долг.
В настоящее время у многих предприятий и организаций страны накопилась большая сумма налоговой задолженности перед бюджетами всех уровней. Усилия по решению этой проблемы предпринимались Правительством РФ неоднократно, так как долги эти появились у предприятий не вчера. Начался период накопления долгов по налоговым платежам еще в период «перестройки» экономики. Это было время, когда большинство расчетов за поставленную продукцию осуществлялось бартером либо через счета третьих лиц, а зачастую оплата за потребленные услуги и товары и вовсе не производилась. Справедливости ради надо отметить, что в возникновении проблемы неплатежей в бюджет есть значительная вина и самого государства: ведь именно оно годами не оплачивало свои заказы предприятиям — исполнителям этих заказов. В первую очередь это касается «оборонщиков», которые по данной причине оказались в «долговой яме». Сегодня практически все предприятия оборонно-промышленного комплекса имеют значительные долги, прежде всего — федеральному бюджету, не в состоянии оплачивать счета за потребленную электроэнергию и другие коммунальные услуги. В свою очередь, подобная ситуация порождает неплатежи в бюджет со стороны энергетиков и предприятий ЖКХ. То есть в экономике все взаимосвязано, по-
этому и задачи урегулирования бюджетных долгов надо решать комплексно.
Однако проведение реструктуризации задолженности по налогам перед федеральным бюджетом в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 05.03.1997 № 254 «Об условиях и порядке реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет» и от 14.04.1998 № 395 «О порядке проведения реструктуризации» в силу достаточно жестких условий не носило массового характера и поэтому не дало ожидаемого эффекта. Задолженность по налоговым платежам продолжала неуклонно увеличиваться с каждым годом.
И лишь с выходом постановления Правительства РФ от 03.09.1999 № 1002 «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом» ситуация изменилась: реализация положений этого документа принесла ощутимые результаты.
Дополняет и конкретизирует этот документ приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 21.06.2001 № БГ-3-10/191 «О применении в 2001 г. порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом». В нем изложены новые правила реструктуризации.
Рассмотрим, что понимается под реструктуризацией задолженности. Это определенная законом рассрочка долга, т. е. возможность при соблюдении определенных условий производить равномерное погашение задолженности в бюджет в течение 10 лет. При этом к плательщику, который получил право на реструктуризацию задолженности, со
64
финансы и кредит
стороны налоговых органов не применяются меры принудительного взыскания — прекращается блокирование расчетных счетов, приостанавливается исполнительное производство.
Реструктуризация кредиторской задолженности юридических лиц по налогам, сборам, штрафам и пеням перед федеральным бюджетом — это комплекс мер, применяемых к налогоплательщику, имеющему такую задолженность, направленных на преодоление финансовой неустойчивости и восстановление платежеспособности этого лица. Суть реструктуризации заключается в том, что налогоплательщику предоставляются новые, отличные от действовавших до этого момента, условия и сроки погашения имеющейся у него задолженности с возможностью в некоторых случаях списания (сокращения) части долга.
В широком смысле реструктуризация — это попытка урегулирования проблемы неплатежей в бюджетную систему и создания предпосылок для оздоровления экономической ситуации.
В более узком и конкретном понимании — это перенос сроков уплаты налоговых платежей и «замораживание» на определенный временной период финансовых санкций, перевод обязательств предприятий перед бюджетом из текущих в долгосрочные.
Понятие реструктуризации задолженности юридических лиц по налогам и сборам впервые появилось в Федеральном законе от 26.02.1997 № 29-ФЗ «О федеральном бюджете на 1997 год».
Официальная же трактовка реструктуризации долга была закреплена в Бюджетном кодексе Российской Федерации (БК РФ), принятом Федеральным законом от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
Согласно ст. 105 БК РФ под реструктуризацией долга понимается погашение обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения.
Основным условием принятия налоговыми органами положительного решения о реструктуризации задолженности предприятия было полное внесение им с начала 2001 г. до 1-го числа месяца, в котором принимается решение о реструктуризации текущих налоговых платежей, в федеральный бюджет суммы, равной начисленным налогам и сборам за тот же период. Заявление о проведении реструктуризации подавалось в налоговую инспекцию по месту учета юридического лица до 1 декабря 2001 г. и у заинтересованного налогоплательщика
было время произвести доплату текущих платежей в III и IV кварталах в текущем году.
Схематично порядок предоставления и проведения реструктуризации дан на рисунке.
В отличие от ранее существовавшего порядка реструктуризации долгов теперь не требовалось положительного заключения на проведение реструктуризации от территориального органа Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству.
Уточним, какого вида платежи подпадают под условия реструктуризации. Это могут быть:
1) недоимка по налогам и сборам, числящаяся по данным учета налоговых органов на 01.01.2001, но не более недоимки по состоянию на 1 число месяца подачи заявления;
2) задолженность по пеням и штрафам, сложившаяся на дату вынесения решения о реструктуризации.
Если у налогоплательщика нет недоимки по налогам и сборам, но есть задолженность по пеням и штрафам, он вправе реструктурировать такую задолженность с рассрочкой погашения на 10 лет.
Порядок реструктуризации предусматривает и проведение своеобразной амнистии по имеющимся пеням и штрафам. При досрочной уплате реструктурированных налогов, например за 2 или 4 года вместо установленных 6 лет, и полной уплате в этот период текущих налогов производится списание половины или всей суммы задолженности по пеням и штрафам, соответственно.
При отсутствии денежных средств взыскание производится за счет имущества организаций, которое приводит, как правило, к подрыву ее финансовой устойчивости. Арест имущества, проводимый службой судебных приставов по постановлениям налоговых органов, ведет к изъятию из оборота и реализации имущества в счет погашения бюджетного долга.
Причем реализация имущества зачастую производится по чрезвычайно заниженным ценам, что обусловлено необходимостью продать его в установленные законодательством ограниченные сроки, а также отсутствием достаточного спроса на это имущество.
Отмена постановлений и снятие ареста с имущества возможны только в двух случаях: полное погашение долгов бюджету или оформление отсрочки этих долгов, к которой относится и реструктуризация. В случае, если этого не произойдет, постановления налоговых органов о взыскании за счет имущества должны быть исполнены. Пос-
Порядок предоставления и проведения реструктуризации задолженности по налогам и сборам
ледствием может быть получение отрицательной структуры баланса, а это — путь к банкротству предприятия или организации.
Как видим, реструктуризация задолженности — это акция взаимовыгодная. Предприятия-должники получают возможность поправить свое финансовое положение путем получения отсрочки просроченных платежей. Бюджетная система получает от таких предприятий стабильные поступления текущих налоговых платежей и регулярные поступления в соответствии с графиком погашения реструктурируемой задолженности.
Однако практика реструктуризации показала, что существуют серьезные финансовые, экономи-
ческие и юридические проблемы, требующие скорейшего решения. Противоречивость результатов реструктуризации объясняется во многом особенностями развития региона, местом в нем и ролью предприятия, особенностями взаимоотношений между собственником предприятия и региональной администрацией, инвестиционной привлекательностью предприятия.
Анализ результатов реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам позволил сделать определенные выводы.
Реструктуризация кредиторской задолженности по налогам и сборам обеспечивает:
— гарантированное ежеквартальное поступление в бюджет сумм просроченной реструктурированной задолженности и начисляемых на них процентов;
— своевременную и полную проплату текущих налоговых платежей и сборов;
— создание предпосылок для финансового оздоровления предприятия.
В случае игнорирования проблемы просроченной задолженности и заметного снижения капитала организации в среднесрочной перспективе вполне вероятна реализации нескольких системных рисков.
В отличие от кризиса ликвидности, разрастание кризиса плохих долгов будет протекать скрыто. Однако последствия этого процесса, несмотря на
его вялотекущий характер, могут оказаться гораздо более разрушительными, нежели итоги предыдущих обвалов.
Действительный масштаб проблемы невозможно определить в условиях недостаточной прозрачности, вызванной общим снижением требований к достоверности финансовой отчетности организации. Без запуска новых механизмов сбора и анализа информации о проблемной задолженности уменьшить этот риск не представляется возможным.
Существует реальная опасность того, что значительная часть крупных заемщиков начнет злоупотреблять возможностями реструктуризации задолженностями перед банками, апеллируя в целях защиты к государственным органам. Рассмотрение судебными инстанциями исков будет все более затягиваться. Применение мер обеспечения исков, включая арест счетов и имущества ответчиков, в отношении крупных и градообразующих предприятий на практике станет невозможным, так как будет признан государственными органами мерой, подрывающей социальную стабильность в регионе.
Широкое использование «принудительной» реструктуризации приведет к размыванию банковских активов, критическому нарастанию доли пролонгированных ссуд, регулярному возникновению локальных кризисов ликвидности и кассовых разрывов с постепенным увеличением их глубины. Поводами для обострения ситуации станут периодическое понижение рейтингов финансовых институтов, что при определенных условиях может вызвать лавиноопасные процессы, связанные с возникновением у контрагентов требований по немедленному возврату долга, и кросс-дефолты. «Спусковым крючком» для возникновения рыночной паники и кризисов доверия в отношении отдельных организаций могут оказаться рыночные слухи, ставшие предметом гласности факты непогашения задолженности крупными банковскими заемщиками, начало процедур реструктуризации кредитов и синдикаций.
Снижение платежной дисциплины граждан и рост объемов необеспеченной просроченной задолженности физических лиц при отсутствии эффективных механизмов личного банкротства приведут к «зависанию» миллионов потребительских кредитов при невозможности их практического взыскания.
Сохраняющаяся длительное время неопределенность в вопросе участия государства в капитале коммерческих банков вызовет паралич региональной финансовой системы при ориентации рыноч-
ных субъектов на крайне ограниченное число ныне существующих организаций с государственным участием. Это спровоцирует резкое уменьшение доступности финансовых услуг и нарастание социальной напряженности в регионах.
Неэффективность и длительность судебных процедур, практическая невозможность взыскания долга, отсутствие реальных рычагов влияния на заемщика в условиях кризиса могут привести к окончательному разбалансированию финансового механизма страны и невозможности для банков выполнения обязательств перед юридическими и физическими лицами, вкладчиками и владельцами банковских счетов. В результате объем обязательств системы страхования вкладов и государства (как субсидиарного должника) перед гражданами может многократно превысить размер накопленного Агентством по страхованию вкладов фонда страхования вкладов и сумму средств, требуемых для рекапитализации банковской системы.
Утрата доверия к кредитно-финансовым институтам и потеря банковским кредитом исходного экономического содержания отбросят экономику России как минимум на 15 лет назад и вынудят федеральную власть вернуться к нерыночным способам финансирования экономики, использовавшимся в начале 1990-х гг.: прямые бюджетные кредиты, государственные гарантии товаропроизводителям, регулярное списание бюджетной задолженности и т. д.
Таким образом, отказ от поддержки и сохранения капитала финансовых посредников приведет к формированию ущербной экономической модели, предполагающей прямое, нерыночное распределение бюджетных ресурсов, что делает ее заведомо неэффективной и неконкурентоспособной, лишенной какого-либо потенциала развития в посткризисный период.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
2. Об условиях и порядке реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет: постановление Правительства РФ от 05.03.1997 № 254.
3. О порядке проведения реструктуризации: постановление Правительства РФ от 14.04.1998 № 395.
4. О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом: постановление Правительства РФ от 03.09.1999 № 1002.
5. URL: http://www.nalog.ru.
финансы и кредит
67