Научная статья на тему 'Реструктуризация как один из финансовых инструментов урегулирования налоговой задолженности'

Реструктуризация как один из финансовых инструментов урегулирования налоговой задолженности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1380
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКРОТСТВО / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ / НАЛОГОВАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ОТСРОЧКА / ПЕНЯ / РАССРОЧКА / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / УРЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горохов М. Ю.

Приведен анализ существующих инструментов урегулирования налоговой задолженности с целью финансового оздоровления деятельности организаций, выявлен наиболее действенный инструмент, такой как реструктуризация налоговой задолженности, и доказана его эффективность. Особое внимание уделено методическим подходам классификации основных инструментов урегулирования налоговой задолженности и выявлению роли реструктуризации налоговой задолженности в системе финансового оздоровления хозяйствующего субъекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реструктуризация как один из финансовых инструментов урегулирования налоговой задолженности»

реструктуризация как один из финансовых инструментов урегулирования налоговой задолженности

М. Ю. ГОРОХОВ,

аспирант кафедры налогов и налогообложения E-mail: [email protected]

Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации

Приведен анализ существующих инструментов урегулирования налоговой задолженности с целью финансового оздоровления деятельности организаций, выявлен наиболее действенный инструмент, такой как реструктуризация налоговой задолженности, и доказана его эффективность. Особое внимание уделено методическим подходам классификации основных инструментов урегулирования налоговой задолженности и выявлению роли реструктуризации налоговой задолженности в системе финансового оздоровления хозяйствующего субъекта.

Ключевые слова: банкротство, инвестиционный налоговый кредит, налоговая задолженность, отсрочка, пеня, рассрочка, реструктуризация, урегулирование налоговой задолженности.

Содержание обязанности по уплате налогов и сборов заключается в наличии у налогоплательщика (плательщика сбора) правовой обязанности уплатить законно установленный, правильно исчисленный, в определенном размере, с соблюдением установленного порядка и срока налог или сбор.

Обязанность по уплате конкретного налога (сбора) возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения у него объекта налогообложения — имущества, деятельности налогоплательщика по совершению операций по реализации товаров, работ, услуг, а также экономических результатов такой деятельности, в частности, прибыли, дохода.

Налогоплательщики, не соблюдая обязанность по уплате налогов и сборов, по сути, пользуются бюджетными средствами как кредитом, не предполагая, что по собственной инициативе встали

на путь, ведущий к банкротству. Следует иметь в виду, что значительная часть налогоплательщиков, проведя необходимые мероприятия на начальной стадии образования задолженности (недоимки), может рассчитаться с бюджетом.

В нормативно-правовых актах дано определение задолженности по налоговым платежам, которое состоит из двух основных элементов — недоимки и штрафных санкций.

Недоимка — сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Под штрафными санкциями понимаются штраф и иные санкции за нарушение законодательства РФ о налоговых и иных обязательных платежах в бюджеты и государственные внебюджетные фонды.

Все инструменты урегулирования налоговой задолженности можно разделить на три основные группы: добровольно-заявительные, уведомительно-предупредительные и принудительные.

Первая форма предусматривала заявительный характер процесса, основанного на указах президента и постановлениях федерального правительства, в которых были обозначены соответствующие методы: централизованный взаимозачет (двусторонний, многосторонний), предоставление отсрочки по уплате налоговой задолженности, реструктуризация налоговой задолженности. Эта форма применялась налогоплательщиками на добровольной основе в течение 1992—2002 гг.

Уведомительно-предупредительная форма включает действия налогоплательщика по погашению задолженности, вызванные в результате направ-

ления налоговым органом требования об уплате налога с указанием суммы недоимки и пеней и срока исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязательств в случае игнорирования налогоплательщиком требования.

В связи с принятием и введением в действие части первой Налогового кодекса РФ с 1 января 1999 г. установлен перечень инструментов, которым регулируется сфера налоговой задолженности. В рамках уведомительно-предупредительной формы предусмотрен один инструмент воздействия — требование об уплате налога. Кроме того, предусмотрен также метод зачета излишне уплаченных или взысканных сумм в счет погашения задолженности налогоплательщика.

Специфические методы, инструменты и процедуры применяются налоговыми органами в рамках принудительной формы реализации механизма регулирования налоговой задолженности: инкассовые поручения банку на бесспорное списание со счетов налогоплательщика суммы задолженности в бюджетную систему; приостановление операций по счетам в банке; арест имущества; процедуры банкротства — наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство.

Основная цель механизма регулирования налоговой задолженности — погашение задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам и на этой основе восполнение неосуществленных налоговых платежей в бюджетную систему, снижение налоговой задолженности (рис. 1).

Деятельность налоговых органов по взысканию налоговой задолженности организаций в сфере, находящейся за пределами добровольно-заявительной формы механизма регулирования, охватывает две другие хронологически взаимосвязанные формы взыскания неисполненных налоговых обязательств — уведомительно-предупредительную и принудительную.

В рамках уведомительно-предупредительной формы работа по регулированию налоговой задолженности конкретной организации предусматривает возможность ее погашения (полного, частичного) путем зачета излишне уплаченных сумм налоговых платежей. Если налоговую задолженность нельзя покрыть за счет переплаты, то налоговый орган готовит и направляет налогоплательщику требование об уплате налога.

Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности

60 -

уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Оно должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Действенность методов и инструментов, применяемых налоговыми органами в рамках уведомительно-предупредительной формы реализации механизма регулирования налоговой задолженности, предлагается оценивать относительными показателями — одним обобщающим и двумя частными. Обобщающий показатель выражает отношение общей суммы налоговой задолженности, погашенной методом зачета и после получения требований, к совокупной налоговой задолженности в бюджетную систему. Совокупная налоговая задолженность включает недоимку по налогам и сборам, пени и штрафы в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды.

Обобщающий показатель складывается из двух частных, каждый из которых выражает: отношение суммы погашенной задолженности методом зачета излишне уплаченных сумм к совокупной налоговой задолженности в бюджетную систему; отношение суммы погашенной задолженности после получения требований к налоговой задолженности в бюджетную систему.

На основе проведенного анализа налоговой задолженности за 2003—2007 гг. можно выявить устойчивую тенденцию повышения результативности методов и инструментов уведомительно-предупредительной формы механизма — с 11,6 % в 2003 г. до 34,2 % в 2007 г. Из числа частных показателей такую же тенденцию имеет применяемый метод зачета излишне уплаченных сумм. Однако в формировании обобщающего показателя преимущественное значение принадлежит погашенной задолженности после получения требования (54 %).

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения этой обязанности. В случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком налога в установленный срок налоговый орган вправе произвести взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на банковских счетах налогоплательщика. Эта мера регулируется ст. 46 НК РФ.

Рис. 1. Структура механизма регулирования налоговой задолженности и его целей

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. С момента принятия налоговым органом решения о взыскании недоимки и пени начинается реализация принудительной формы взыскания.

Отсутствие имущества или дохода налогоплательщика, на которые может быть обращено взыскание в части удовлетворения требований налого-

вых органов, является основанием по обращению налоговых органов в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в порядке и сроки, установленные Положением о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 № 257.

Статистические данные свидетельствуют о том, что функционирование института банк-

ротства в большинстве случаев имеет результатом банкротство предприятия, т. е. его ликвидацию как юридического лица.

Последние годы характеризуются резким увеличением заявлений в арбитражные суды о признании организаций-должников банкротами. В 2006 г. в арбитражные суды поступило 91 431 заявление о признании должников несостоятельными, что в 2,8 раза больше, чем за 2005 г. (32 190 заявлений). Почти 87 % из них (79 528) поступило от уполномоченных налоговых органов. В 70 241 заявлении (76,8 %) заявлены требования о признании банкротами отсутствующих или ликвидируемых должников.

По результатам рассмотрения 83 068 заявлений, принятых к производству в 2006 г., процедура наблюдения была введена по 10 174 делам (12,2 %). В 84,6 % случаях по результатам проведения наблюдения приняты решения о признании должников банкротами и открытии конкурсного производства.

Процедуры, направленные на восстановление платежеспособности должников, проводились в 2006 г. в отношении 986 должников. Процедура финансового оздоровления проводилась в 2006 г. только в отношении 39 случаев (в 2005 г. — 32), внешнего управления — в отношении 947 должников (в 2005 г. - 1 013).

По результатам проведения указанных процедур только в 39 случаях (4 %) производство по делу было прекращено в связи с погашением задолженности и удовлетворением требований кредиторов.

Списание безнадежных долгов по налогам и сборам как инструмент регулирования налоговой задолженности осуществляется налоговыми органами в соответствии со ст. 59 НК РФ. Порядок признания безнадежными к взысканию и списания федеральной суммы недоимки и задолженности по пеням и штрафам регулируется постановлением Правительства РФ от 12.02.2001 № 100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам» (с последующими изменениями и дополнениями).

Законодательство определяет только один критерий для признания налоговой задолженности безнадежной и подлежащей списанию - ликвидацию организации. Он имеет юридическую природу и не затрагивает вопросы экономической или социальной целесообразности списания безнадежных долгов

62 -

по налогам и сборам. Одновременно налогоплательщик лишен права требовать признания недоимки безнадежной и ее списания в случае, если указанное основание прямо не предусмотрено действующим нормативным актом федерального, регионального или местного уровня, но связано с причинами экономического и социального характера.

Суммы задолженности, оставшейся непогашенной за счет конкурсной массы обанкротившейся организации (после определения суда в завершении конкурсного производства), а также суммы списанного безнадежного долга отражаются в формах налоговой отчетности.

Действенность методов и инструментов принудительной формы механизма регулирования налоговой задолженности предлагается также оценивать относительными показателями: одним обобщающим и четырьмя частными. Обобщающий показатель выражает отношение общей суммы налоговой задолженности, принудительно взысканной и погашенной налогоплательщиком, к совокупной налоговой задолженности в бюджетную систему. Величина его формируется за счет степени применения отдельных методов и инструментов. Они характеризуются частными показателями, отражающими результативность: выставления инкассовых поручений (рассчитывается отношением суммы поступлений, взысканных в бесспорном порядке, к сумме по выставленным инкассовым поручениям). Анализ не выявил устойчивой тенденции в этом процессе; вынесения постановления о наложении ареста на имущество (рассчитывается отношением суммы погашенной задолженности после получения постановления на сумму вынесенных постановлений о наложении ареста на имущество за вычетом отозванных постановлений). Устойчивой тенденции нет; исполнительного производства (рассчитывается отношением суммы погашенной задолженности в результате исполнительских действий к сумме возбужденных исполнительных производств с выделением доли добровольного погашения после извещения налогоплательщика о возбуждении против него исполнительного производства). Какой-либо тенденции не выявлено; процедур банкротства (рассчитывается отношением суммы поступлений в ходе реализации процедур банкротства к сумме кредиторской задолженности должника в бюджетную систему).

В составе методов и инструментов, применяемых в рамках принудительной формы механизма регулирования задолженности, наиболее результативными являются проведение исполнительных действий и выявление инкассовых поручений.

Самыми низкорезультатными остаются дела о несостоятельности (банкротстве).

В настоящее время сохраняется тенденция использования следующих основных инструментов урегулирования налоговой задолженности: централизованный взаимозачет, отсрочка, рассрочка по уплате задолженности и реструктуризация.

Одним из способов урегулирования задолженности является зачет и возврат излишне уплаченного налога (сбора), пеней, штрафа. В соответствии со ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных налогов, если такая сверка проводилась.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам производится налоговыми органами самостоятельно.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задол-

женности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Отсрочка — это перенос срока уплаты налога на срок, не превышающий один год, с последующей единовременной уплатой всей суммы задолженности по истечении этого срока.

Рассрочка, в отличие от отсрочки, представляет собой перенос срока уплаты налога на тот же, что и отсрочка срок, но только с поэтапной оплатой задолженности в течение соответствующего срока. То есть отличие отсрочки от рассрочки заключается в различном порядке оплаты соответствующей задолженности.

Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года, может быть предоставлена по решению Правительства РФ.

Как отсрочка, так и рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены как по одному, так и по нескольким налогам. Порядок и условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налогов и сборов идентичны.

Основанием для предоставления заинтересованному лицу отсрочки или рассрочки по уплате налога может служить любое из следующих обстоятельств:

• лицу причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

• задержано финансирование из бюджета или оплата выполненного государственного заказа;

• существует угроза банкротства в случае едино -временной выплаты им налога, утверждение арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления;

• имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной выплаты налога;

• производство и (или) реализация товаров, работ или услуг носят сезонный характер.

- 63

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Считается, что с экономической точки зрения этот вид налогового кредита - форма бюджетного участия (кредитования) в отдельных приоритетных, с точки зрения государства, инвестиционных программах организаций. Этим он принципиально отличается от отсрочки (рассрочки).

В отличие от рассмотренных выше форм изменения срока уплаты налога (сбора) инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен только по одному федеральному налогу — налогу на прибыль организаций. В отношении региональных и местных налогов ограничений не существует.

Срок, на который предоставляется инвестиционный налоговый кредит, достаточно велик и составляет от 1 года до 5 лет.

Основные отличия инвестиционного налогового кредита от других форм изменения срока уплаты налоговых платежей:

• инвестиционный налоговый кредит носит целевой характер и предоставляется для поощрения инвестиционной активности получателя кредита. Его получение связывается с необходимостью осуществления определенных затрат (например, по НИОКР);

• в отличие от отсрочки (рассрочки) уплаты налога размер процентов по кредиту не зависит от основания предоставления инвестиционного налогового кредита;

• инвестиционный налоговый кредит предоставляется по налогу на прибыль организации и по региональным и местным налогам. По другим формам изменения срока уплаты налоговых платежей конкретные виды налогов не предусмотрены;

• инвестиционный налоговый кредит предоставляется исключительно организациям;

• наличие особых правил накопления и погашения задолженности по налогу и процентам;

• в договоре об инвестиционном налоговом кредите указываются специальные условия, ограничивающие право заинтересованного лица распоряжаться оборудованием или иным имуществом, приобретение которого явилось условием предоставления этого кредита.

64 -

Реструктуризация — это один из инструментов урегулирования налоговой задолженности и создания предпосылок для оздоровления экономической ситуации.

В конкретном понимании, реструктуризация — это перенос сроков уплаты налоговых платежей и приостановление на определенный временной период начисления финансовых санкций, т. е. перевод обязательств предприятий перед бюджетом из текущих в долгосрочные.

Не менее выгодна реструктуризация и самим налогоплательщикам.

Во время экономического кризиса 1997— 2000 гг. серьезно ухудшилось финансовое состояние большого числа российских предприятий за счет накопленной задолженности по налогам и сборам, что являлось фактором недостаточной финансовой устойчивости этих предприятий и их инвестиционной привлекательности.

В данной ситуации именно реструктуризация позволила сделать более стабильным финансовое состояние предприятий, поскольку:

• срочные и долгосрочные обязательства были разграничены;

• прекратилось начисление пени на отсроченные платежи текущих налоговых платежей, а также обеспечилось гарантированное ежегодное пополнение бюджета на сумму реструктурированной просроченной задолженности и начисляемых на нее процентов;

• были разблокированы счета (отозваны инкассовые поручения налоговых органов) и сняты аресты с имущества предприятий, что позволило нормализовать процесс производства;

• на плановой основе были распределены доходы предприятий, часть из которых могла быть направлена в виде инвестиций в развитие производства, и т. д.

Таким образом, основной целью реструктуризации задолженности по налогам и сборам (рис. 2) является гарантированное ежеквартальное поступление в бюджет сумм просроченной реструктурированной задолженности и начисляемых на них процентов при условии своевременной и полной оплаты текущих налоговых платежей и сборов.

Для реализации поставленной цели в деле реструктуризации кредиторской задолженности должны быть решены такие задачи, как оказание помощи предприятиям и организациям посредством предоставления рассрочки уплаты кредиторской задолженности на более длительный срок, чем это предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах.

Рис. 2. Основные цели реструктуризации

Рис. 3. Основные задачи реструктуризации

по пеням и штрафам, а также полное списание задолженности по пеням и штрафам.

В-третьих, рассрочка предоставляется на срок, не превышающий один год (или на срок более одного года, но не превышающий три года — по решению Правительства Российской Федерации), а решение о реструктуризации предоставляет право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение шести лет, по пеням и штрафам — в течение четырех лет после погашения задолженности по налогам и сборам. Организации, не имеющей задолжен-

На рис. 3. представлен перечень основных задач, решение которых позволило создать предпосылки для финансового оздоровления предприятия путем предоставления ему реструктуризации по налогам и сборам.

Реструктуризация задолженности по налогам является одной из разновидностей изменения срока уплаты налога в форме рассрочки.

Для большинства российских предприятий изменение срока оплаты налоговых платежей в виде рассрочки является наиболее доступным. При этом реструктуризация как изменение срока уплаты налога с ежеквартальной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности имеет ряд приоритетов по сравнению с рассрочкой, предусмотренной в ст. 64 НК РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-первых, в п. 2 ст. 64 НК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, в которых может быть предоставлена рассрочка по уплате налога, в то время как для реструктуризации необходима только своевременная уплата организацией текущих налоговых платежей с начала 2001 г.

Во-вторых, рассрочка представляет собой изменение срока уплаты налога и пеней с поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Реструктуризация наряду с этими видами налоговых платежей касается также штрафов и предусматривает возможность списания половины долга

ности по налогам и сборам, предоставляется право погашения задолженности по пеням и штрафам в течение десяти лет.

В-четвертых, реструктуризация применяется только в отношении задолженности по обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, срок уплаты которых наступил. Изменение срока уплаты налога и сбора, предусмотренное гл. 9 НК РФ, используется в отношении текущих и будущих платежей по налогам и сборам, срок уплаты которых еще не наступил.

В-пятых, принимать решения о реструктуризации вправе только налоговые органы, а решения об изменении срока уплаты — уполномоченные органы, указанные в ст. 63 НК РФ.

В-шестых, различный набор документов при подаче заявлений.

На рис. 4 представлена сравнительная характеристика рассрочки и реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам.

Реструктуризация задолженности предприятий перед бюджетом фактически осуществлялась с 1997 г. — с момента принятия постановления Правительства РФ от 05.03.1997 № 254 «Об условиях и порядке реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет».

Согласно постановлению предприятиям и организациям предоставлялось право реструкту-

- 65

Рассрочка

• лицу причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

• задержано финансирование из бюджета или оплата выполненного государственного заказа;

• существует угроза банкротства в случае единовременной выплаты им налога, утверждение арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления;

• имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной выплаты налога;

• производство и (или) реализация товаров, работ или услуг носят сезонный характер;

• иные основания, предусмотренные Таможенным кодексом РФ в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (п. 2 ст. 64 НК РФ)

Не более 1 года

(более 1 года, но не более 3 лет по решению Правительства РФ)

1. Налоги и сборы.

2. Пени

Условия предоставления

Реструктуризация

Своевременная уплата текущих налоговых платежей с начала 2001 г.

Перенос срока уплаты

Налоги - в течение 6 лет;

пени и штрафы - в течение 4 лет после

погашения задолженности по налогам

Объект кредиторской задолженности

1. Налоги и сборы.

2. Пени и штрафы - предусматриваются

Рис. 4. Сравнительная характеристика рассрочки и реструктуризации кредиторской задолженности

рировать задолженность по платежам в федеральный бюджет по состоянию на 01.01.1997 под залог ценных бумаг при выпуске акций сроком на пять лет и облигаций — сроком на два года. Отсрочка по погашению задолженности по штрафам и пеней предоставлялась на десять лет.

Правом на реструктуризацию могли воспользоваться предприятия, в отношении которых арбитражным судом не возбуждены дела о банкротстве, обладающие правом выпуска и размещения ценных бумаг и уплачивающие текущие налоги. Возможность осуществления реструктуризации

задолженности перед бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, а также внебюджетными фондами названным постановлением не предусматривалась.

В 1998 г. порядок реструктуризации определялся постановлением Правительства РФ от 14.04.1998 № 395 «О порядке проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом» (действие ограничено 01.01.1999).

В следующем году согласно ст. 115 ФЗ от 22.02.1999 № 36-ФЗ «О федеральном бюджете на

1999 год» порядок и сроки проведения реструктуризации также определялись Правительством РФ. Постановление Правительства РФ от 03.09.1999 № 1002 «О порядке и сроках проведения в 1999 году реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом» содержало более простые и привлекательные условия реструктуризации по сравнению с ранее установленными.

Постановлением Правительства РФ от

31.12.1999 № 1462 в постановление № 1002 внесены изменения, в частности, его действие продлено за рамки 1999 г. и срок подачи заявлений предприятиями-должниками на право реструктуризации долгов продлен до 01.04.2000.

Согласно ст. 124 Федерального закона от

27.12.2000 № 150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» действие ст. 115 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год» продлено на 2001 г. Правительство РФ должно было обеспечить завершение в 2001 г. проведение реструктуризации задолженности.

В целях реализации упомянутой ст. 124 реструктуризации задолженности Правительство РФ приняло постановление от 23.05.2001 № 410 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 № 1002», в связи с чем условия реструктуризации стали значительно проще. Основное условие — полная уплата текущих налогов, не требовалось обеспечение в виде залога имущества или банковских гарантий, отпала необходимость получать заключение органов ФСФО России, уменьшился пакет документов, представляемых для оформления права на реструктуризацию. Срок подачи заявлений был ограничен 01.12.2001.

Постановлениями Правительства РФ от 03.09.1999 № 1002 и от 23.05.2001 № 410 было предусмотрено, что реструктуризация кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом проводится:

• в части задолженности по налогам и сборам — путем поэтапного погашения задолженности, исчисленной по данным учета налоговых органов по состоянию на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию задолженности — при подаче заявления до 1 января 2000 г., по состоянию на 1 января 2000 г. — при подаче заявления после 1 января 2000 г. и на 1 января 2001 г.

— при подаче заявления после 1 января 2001 г., а в отношении предприятий и организаций, являющихся головными исполнителями и исполнителями государственного оборонного заказа, по состоянию на 1 января 2002 г. — при подаче заявления до 1 ноября 2002 г., но не более задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет по состоянию на 1-е число месяца подачи заявления о реструктуризации;

• в части задолженности по начисленным пеням, в том числе признанным юридическим лицом к взысканию, — путем поэтапного погашения задолженности, исчисленной по данным учета налоговых органов по состоянию на 1-е число месяца подачи заявления;

• в части задолженности по начисленным штрафам — путем поэтапного погашения задолженности, исчисленной по данным учета налогового органа по состоянию на дату принятия решения о реструктуризации. Данная задолженность погашается поэтапно

на основании решения налогового органа и в соответствии с утвержденным графиком.

Основная особенность реструктуризации заключается в том, что она проводится только один раз.

Следует отметить, что юридические лица, получившие право на реструктуризацию и утратившие это право в связи с невыполнением условий реструктуризации, не могут повторно подать заявление или восстановить действие ранее принятого решения. В то же время организации, получившие в 1999—2000 гг. право на реструктуризацию задолженности и выполнившие все условия, могли дополнительно реструктурировать задолженность по пеням, начисленным за период рассмотрения заявления о принятии решения на реструктуризацию, ранее не подлежащую реструктуризации.

Организация утрачивала право на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет при наличии на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых платежей, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, а также при неуплате платежей, установленных графиком.

Организации, в отношении которой в соответствии с Федеральным законом от26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), может быть предоставлено право на реструкту-

- 67

ризацию задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет только при заключении этой организацией в установленном порядке мирового соглашения с конкурсными кредиторами.

При погашении половины реструктурируемой задолженности в течение 2-х лет и полном своевременном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 2-х лет после принятия решения о реструктуризации производится списание половины долга по пеням и штрафам. При погашении реструктурируемой задолженности в течение 4-х лет и полном своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4-х лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам.

Однако следует отметить, что эффективность механизма реструктуризации с точки зрения содействия финансовому оздоровлению организаций подтверждается следующими данными: на 1 января 2007 г. 14 534 организации завершили реструктуризацию в связи с выполнением ее условий, в том числе досрочно 13 317 организаций (92 %). Сумма реструктурированной задолженности по налогам и сборам составила у них 73,5 млрд руб., в том числе досрочно 68 млрд руб. (92,5 %).

Завершение процесса реструктуризации задолженности позволило налоговым органам максимально сосредоточить внимание на других формах регулирования налоговой задолженности.

В заключение следует отметить, что урегулирование налоговой задолженности имеет большое макроэкономическое значение для перехода к устойчивому развитию, повышению конкурентоспособности товаропроизводителей. Кроме того, снижение уровня налоговой задолженности является одним из крупных источников пополнения бюджета.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая).

2. Об условиях и порядке реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет: постановление Правительства РФ от 05.03.1997 № 254.

3. О порядке проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом: постановление Правительства РФ от 14.04.1998 № 395 (действие ограничено 01.01.1999).

4. О порядке и сроках проведения в 1999 году реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом: постановление Правительства РФ от 03.09.1999 № 1002.

5. О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам (с последующими изменениями и дополнениями): постановление Правительства РФ от 12.02.2001 № 100.

6. Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве (вместе с «Положением о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве»): постановление Правительства РФ от 29.05.2004 № 257.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.