Научная статья на тему 'РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО БИЗНЕСА: СТЕЙКХОЛДЕРСКИЙ ПОДХОД'

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО БИЗНЕСА: СТЕЙКХОЛДЕРСКИЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ БИЗНЕСА / ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ ГРУППЫ / СТЕЙКХОЛДЕРОСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Губиева К.О.

Цель исследования заключается в выработке подхода к реструктуризации бизнеса с точки зрения теории заинтересованных групп. Взаимодействие между бизнесом и заинтересованными группами лиц основано на системном подходе. Реструктуризационные преобразования способствуют долгосрочному развитию организации на базе взаимовыгодных отношений с представителями заинтересованных групп в рамках длительного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESTRUCTURING OF MODERN BUSINESS: STAKEHOLDER APPROACH

The purpose of the study is to develop an approach to business restructuring from the point of view of the theory of interested groups. The interaction between business and stakeholders is based on a systematic approach. Restructuring transformation contributes to the long-term development of the organization on the basis of mutually beneficial relations with representatives of interested groups within the framework of a long-term partnership.

Текст научной работы на тему «РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО БИЗНЕСА: СТЕЙКХОЛДЕРСКИЙ ПОДХОД»

УДК 330.341.4

Губиева К. О. магистр

факультет международных отношений Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.

Хетагурова

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО БИЗНЕСА: СТЕЙКХОЛДЕРСКИЙ ПОДХОД

Аннотация: Цель исследования заключается в выработке подхода к реструктуризации бизнеса с точки зрения теории заинтересованных групп. Взаимодействие между бизнесом и заинтересованными группами лиц основано на системном подходе. Реструктуризационные преобразования способствуют долгосрочному развитию организации на базе взаимовыгодных отношений с представителями заинтересованных групп в рамках длительного партнерства.

Ключевые слова: реструктуризация бизнеса, заинтересованные группы, стейкхолдероский подход.

Gubieva K. O.

master student at the faculty of international relations North Ossetian state University. K. L. Khetagurova RESTRUCTURING OF MODERN BUSINESS: STAKEHOLDER

APPROACH

Abstract: The purpose of the study is to develop an approach to business restructuring from the point of view of the theory of interested groups. The interaction between business and stakeholders is based on a systematic approach. Restructuring transformation contributes to the long-term development of the organization on the basis of mutually beneficial relations with representatives of interested groups within the framework of a long-term partnership.

Key words: business restructuring, interested groups, stakeholder approach.

В условиях трансформации и переосмысления сущности корпоративных взаимоотношений существует потребность в новой теоретической модели бизнеса, ориентированной на большой спектр заинтересованных групп. В основе такой модели лежит возросшая роль взаимодействия между всеми заинтересованными группами, вовлеченными как в активные, так и в пассивные формы участия в бизнес-операциях с целью извлечь выгоду от связи с ним. Становится очевидным, что в подобных условиях бизнесу для сохранения конкурентоспособности необходимо корректировать свою деятельность с учетом постоянно изменяющихся требований внешней и внутренней среды. Своевременное осуществление корректирующих действий проходит с помощью комплекса рабочих инструментов, среди которых ведущая роль отведена

реструктуризации.

Различные концептуальные подходы реструктуризации бизнеса представлены в трудах таких зарубежных ученых, как Ж.-Л. Арегль, С. Дежу, П. Друкер, Ф. Котлер, Д. Кэмпебел, Ж.-Ж. Ламбен, Ж. Морэн, Д. Ф. Мур, К. Прахалад, Б. Ричардсон, Г. Хамел, М. Хаммер, Ф. Хьюз, Д.О. Шонесси, Дж. Чампи и др. Отечественный опыт реструктуризации бизнеса также отражен в обширном спектре работ российских экономистов, что свидетельствует об актуальности рассматриваемой проблематики.

Ретроспективный анализ работ, посвященных процессу реструктуризации, показал, что для периода 2000 - 2001 гг. характерны исследования, в которых рассматриваются вопросы теоретического и практического характера проведения реструктуризации бизнеса, её методологические основы (Д.В. Соколова, М.Б. Соколовской, А.К. Тутунджян). Позднее возникли более общие подходы к рассмотрению сути процесса реструктуризации. В частности, ее стали рассматривать как совокупность мероприятий, направленных на комплексное приведение условий деятельности организации в соответствие с реформирующимися условиями рынка и разработанными стратегиями его развития (И.И. Мазур, В.Д. Шапиро). Такой подход важен тем, что в нем увязываются основополагающие элементы в виде оптимизации системы деятельности организации, требования внешнего окружения, стратегии развития, оптимизация результативности и конкурентоспособности. По мнению автора именно этот подход способствует получению системного и комплексного представления, в нем максимально полно раскрывается суть реструктуризации.

Не стоит игнорировать и ряд других, достаточно интересных определений, отражающих сущность реструктуризации бизнеса сквозь призму сохранения или увеличения прибыли (Л.П. Белых); восстановления конкурентоспособности бизнеса и увеличения его стоимости (Т.А. Зуб, Е.М. Панина); радикальный способ структурных преобразований организации (В.Я. Захаров); изменение структуры капитала и деловых операций компаний (Дж. М. Вахович) и др.

Для настоящего времени также характерны попытки обобщать и анализировать опыт реструктуризации на различных этапах ее осуществления - от отдельно взятых функций до хозяйственной структуры в общем. Однако исследование показало отсутствие единого подхода к определению реструктуризации бизнеса. При этом необходимость в её проведении возникает, как правило, в трех ситуациях:

- как выход из кризисного положения предприятия;

- как реакция на неблагоприятные прогнозы деятельности предприятия и негативные изменения, связанные с падением его конкурентоспособности (оперативная реструктуризация);

- как возможность создания уникальных конкурентных преимуществ для благополучных и быстро растущих предприятий (стратегическая

реструктуризация).

С позиции А.А. Томпсона и А.Дж. Стрикленда реструктуризация проводится при наступлении следующих ситуаций:

- затяжного кризиса в ключевых подразделениях компании;

- смены главы корпорации и в соответствии с этим изменения её стратегии;

- появления инновационных технологий или видов продукции, требующих кардинального пересмотра бизнес-портфеля компании для закрепления ее на перспективных рынках;

- появления возможности у компании крупного и ценного приобретения, финансирование которого требует продажи активов или нескольких подразделений;

- потери привлекательности ключевой отрасли компании, что требует коренного пересмотра всего портфеля.

Таким образом, характерной чертой всех представленных научных подходов является акцент на технократические и экономические позиции и полное отсутствие подходов, основанных на взаимоотношениях бизнеса с заинтересованными группами, а также игнорирование социальных и этических сторон функционирования бизнеса. По мнению многих отечественных экономистов, реструктуризация является, во-первых, объективным экономическим явлением, характеризующим изменения во взаимодействии компонентов экономической системы бизнеса, характеризующим уровень динамичности и жизнеспособности его развития и направленным на то, чтобы повысить экономическую эффективность и прийти к более высокому уровню конкурентоспособности. Во-вторых, в связи с быстрыми изменениями инновационных технологий, с масштабными политическими и экономическими изменениями появляется разрыв между требованиями, предъявляемыми рынком, и медленно меняющейся стратегией организации, результатом чего становится ее несостоятельность и банкротство.

Реструктуризация в данном случае выступает в качестве своевременной реакции предприятия на изменение требований внешней среды. В-третьих, реструктуризация в целом - позитивный процесс, характеризующий способность предприятия и институтов экономической системы к обновлению и переходу на новые этапы развития.

Однако подобные подходы, на наш взгляд, являются недостаточными для всего спектра современных требований, предъявляемых внешней и внутренней средой к бизнесу. С позиции автора необходимость в реструктуризации возникает не только у предприятий, находящихся в неблагополучном состоянии. Важность реструктуризации для успешных компаний обосновывается необходимостью постоянно следовать рыночным изменениям и приводить систему управления и функционирования предприятия в соответствие с изменившимися условиями. А современное время как раз диктует необходимость переоценки и адаптации всех

элементов управления бизнесом на гармонизацию интересов заинтересованных групп.

Реструктуризация в авторской интерпретации представляет собой комплексный характер преобразований для достижения долгосрочного развития предприятия, затрагивающих формирование взаимовыгодных отношений с заинтересованными группами в рамках продолжительного партнерства. В этом контексте реструктуризация является моментом устойчивого развития бизнеса вне зависимости от его масштабности и отраслевой принадлежности. Постоянное же отслеживание рыночных изменений и соответствие им является особенностью маркетингового подхода. Именно наличие маркетинговой основы в процессе реструктуризации бизнеса может эффективно обеспечить достижение ключевой цели - сбалансированность, гармонизацию интересов бизнеса, потребителей и общества в целом, партнерство всех участников рыночной деятельности.

Использованные источники:

1. Антикризисное управление организацией: Учебное пособие / А.Т. Зуб, Е.М. Панина. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 256 с.

2. Балашов А.П. Теоретические основы реструктуризации организации: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2016. - 254 с.

3. Белых Л.П. Реструктуризация предприятий: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Л.П. Белых. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 511 с.

4. Бикеева М.В. Систематизация научных взглядов на реструктуризацию предприятия. Проблемы современной экономики, 2011. №2. С. 139-142

5. Иванова И.А., Бикеева М.В. Оценка эффективности реструктуризации бизнеса и его социальной ответственности: современный методологический подход. Менеджмент в России и за рубежом. 2016. №1. С.89-96

6. Мазур И.И. Реструктуризация предприятий и компаний / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро и др. Справочное пособие / Под ред. И.И. Мазура. - М.: Высшая школа, 2011. - 587 с.

УДК 338.26

Губиева К. О. магистр

факультет международных отношений Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.

Хетагурова

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА

Аннотация. Статья анализирует корпоративную ответственность в Российской Федерации, с приведением различных интерпретаций данного феномена в современной научной мысли. Подчеркивается роль, которую

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.