Научная статья на тему 'КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА'

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ СООБЩЕСТВО / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПАНИИ / СОЦИАЛЬНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ / БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Губиева К.О.

Статья анализирует корпоративную ответственность в Российской Федерации, с приведением различных интерпретаций данного феномена в современной научной мысли. Подчеркивается роль, которую играет корпоративная ответвенность во взаимоотношениях между социумом и государством, устанавливается ряд главных тенденций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY AND SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL BUSINESS

The article analyzes corporate responsibility in the Russian Federation, with various interpretations of this phenomenon in modern scientific thought. The role played by corporate responsibility in the relationship between society and the state is emphasized, and a number of main trends are established.

Текст научной работы на тему «КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА»

элементов управления бизнесом на гармонизацию интересов заинтересованных групп.

Реструктуризация в авторской интерпретации представляет собой комплексный характер преобразований для достижения долгосрочного развития предприятия, затрагивающих формирование взаимовыгодных отношений с заинтересованными группами в рамках продолжительного партнерства. В этом контексте реструктуризация является моментом устойчивого развития бизнеса вне зависимости от его масштабности и отраслевой принадлежности. Постоянное же отслеживание рыночных изменений и соответствие им является особенностью маркетингового подхода. Именно наличие маркетинговой основы в процессе реструктуризации бизнеса может эффективно обеспечить достижение ключевой цели - сбалансированность, гармонизацию интересов бизнеса, потребителей и общества в целом, партнерство всех участников рыночной деятельности.

Использованные источники:

1. Антикризисное управление организацией: Учебное пособие / А.Т. Зуб, Е.М. Панина. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 256 с.

2. Балашов А.П. Теоретические основы реструктуризации организации: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2016. - 254 с.

3. Белых Л.П. Реструктуризация предприятий: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Л.П. Белых. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 511 с.

4. Бикеева М.В. Систематизация научных взглядов на реструктуризацию предприятия. Проблемы современной экономики, 2011. №2. С. 139-142

5. Иванова И.А., Бикеева М.В. Оценка эффективности реструктуризации бизнеса и его социальной ответственности: современный методологический подход. Менеджмент в России и за рубежом. 2016. №1. С.89-96

6. Мазур И.И. Реструктуризация предприятий и компаний / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро и др. Справочное пособие / Под ред. И.И. Мазура. - М.: Высшая школа, 2011. - 587 с.

УДК 338.26

Губиева К. О. магистр

факультет международных отношений Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.

Хетагурова

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА

Аннотация. Статья анализирует корпоративную ответственность в Российской Федерации, с приведением различных интерпретаций данного феномена в современной научной мысли. Подчеркивается роль, которую

играет корпоративная ответвенность во взаимоотношениях между социумом и государством, устанавливается ряд главных тенденций.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, предпринимательское сообщество, транснациональные компании, социальное инвестирование, бизнес

Gubieva K. O.

master student at the faculty of international relations North Ossetian state University. K. L. Khetagurova CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY AND SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL BUSINESS

Annotation: The article analyzes corporate responsibility in the Russian Federation, with various interpretations of this phenomenon in modern scientific thought. The role played by corporate responsibility in the relationship between society and the state is emphasized, and a number of main trends are established.

Keywords: corporate social responsibility, business community, transnational companies, social investment, business.

Вопрос, затрагивающий социальную ответственность бизнеса, то есть его ответственность перед народом либо социумом вообще, в последнее время активно рассматривается в РФ. С одной стороны, XIII съезд Российского союза предпринимателей и промышленников, в ходе которого президент нашей страны в 2003 г. подчеркнул необходимость «социальной ответственности» российского бизнеса, стал началом довольно явного процесса добровольной активности в данной сфере со стороны самых сознательных и стратегически мыслящих представителей отечественного бизнеса. Главным образом речь идет о крупном частном бизнесе. Было положено начало активному диалогу с заинтересованными социальными группами, началось внедрение современных международных стандартов, диктуемых социально ориентированным и экологическим менеджментом, были опубликованы первые социальные отчеты, которые зачастую имели форму отчетов систематического развития, наиболее прогрессивных в мире лидеров мирового бизнес-сообщества. Эта работа была проделана главным образом крупнейшими российскими фирмами и рядом банков - ГМК «Норильский никель», ОАО «ЛУКОЙЛ», РАО «ЕЭС России», ОАО «Татнефть», корпорацией «Илим Палп», ООО «НОВОГОР-Прикамье», ООО «ЕвразХолдинг», группой СУАЛ, ОАО «Магнитогорский МК», АКБ «РОСБАНК» и Тольяттинским «ФИА-БАНК», и иными. Однако в настоящее время речь идет лишь о небольшом количестве предприятий-энтузиастов, осознающих стратегическую важность такой работы для эффективного бизнеса. Работа предприятий в данной сфере нацелена также на то, чтобы выстроить эффективные, регулярные и понятные взаимоотношения с местными и региональными властями, а также представителями гражданского общества [2. c.98].

Корпоративная социальная ответственность (КСО) в РФ развивается согласно мировым тенденциям, но пока что медленными темпами и без охвата малого и среднего предпринимательства. Это обусловлено тем, что социальная ответственность, представляемая обществу в открытом виде в ее наиболее развитой форме, подразумевает деятельность предприятий в соответствии с тремя «корзинами» ответственности. Это экономическая (речь идет о качестве и безопасности товаров и услуг, а также об их ценовой и физической доступности), экологическая (сокращение вредоносных выбросов и иных нагрузок на экологию) и социальная (потребность в развитии своего персонала и внешних социальных проектов, в том числе благотворительных). Что касается российского малого и среднего предпринимательства, то оно ограничивается обычно благотворительностью местных масштабов. При этом они предъявляют ее в качестве основной формы их социальной ответственности.

КСО - составная часть корпоративного управления, а не только функция связи с общественностью (PR). Данный вид деятельности подразумевает систему, включающую в себя социальные, экологические и экономические показатели стабильного развития, он реализуется посредством постоянного диалога с социумом и представляет собой часть стратегического планирования и управления предприятиями. В связи с этим решения в сфере КСО принимают все взаимосвязанные уровни корпоративного управления. Это собственники предприятий, советы директоров и менеджмент. Эта деятельность сводится к принятию любых производственных и экономических решений, учитывая их экологические и социальные последствия для предприятий и социума.

Подобное построение делает КСО мощным фактором стратегического развития, помогает укрепить деловую репутацию и конкурентоспособность, а также увеличить рыночную капитализацию предприятий. По факту КСО представляет собой политику и осуществление стратегии стабильного развития предприятия. КСО и стабильное развитие являются «двумя сторонами одной медали». Воздействие КСО на привлекательность бизнеса для инвесторов едва ли может быть переоценено: любым портфельным инвестором при принятии серьезного решения насчет покупки пакетов акций того или иного предприятия производится оценка всего спектра рисков. Предприятие может являться привлекательным с позиций своей текущей доходности, но весьма нестабильным с экологических и социальных позиций [1 с.42].

В РФ, наряду с весьма слабой вовлеченностью малого и среднего предпринимательства в данный процесс, нет также поступательного развития в данной сфере крупных и средних предприятий государственного масштаба (а также фирм, где присутствует главным образом государственный контроль). Это обусловлено главным образом тем фактом, что российский бизнес является непрозрачным. Ведь, открыто публикуя социальные, экологические отчеты либо отчеты по стабильному развитию в

соответствии с международными стандартами, компании добровольно дополнительно раскрывают весьма важную информацию во всех сферах деятельности.

В соответствии с результатами исследования Standard & Poor's 2005 г., степень прозрачности государственного бизнеса в РФ гораздо меньше частной, что, разумеется, ненормально. Все должно происходить с точностью до наоборот: ведь данные предприятия являются государственными, а значит, народными, и поэтому они должны быть априори более открыты для социума и более социально ответственны.

Социальную ответственность российского предприятия определяют согласно законодательно предусмотренным и добровольным действиям, которые постоянно совершенствуются в ходе регулярного диалога предприятия с заинтересованными сторонами как на самом предприятиями, так и за его рамками. Социально ответственным можно назвать предприятие, следующее всем законодательно предусмотренным обязательствам и правилам, составляющим минимальный комплекс признаков корпоративной социальной ответственности. В этот набор входят следующие обязанности:

- производить качественные и безопасные в применении продукты и услуги;

- в полной мере выплачивать все налоги;

- выплачивать регулярную зарплату своим сотрудникам и вносить собственный вклад в их социальную поддержку;

- соблюдать требования, предписанные антимонопольным законодательством;

- соблюдать законодательные нормы в сфере охраны окружающей среды и государственные требования к экологически безопасному производству;

- обеспечивать безопасность, здоровье и охрану труда всех сотрудников, соблюдать нормы трудового права;

- соблюдать права человека, прописанные в Конституции РФ [3 c.76].

По всему миру, и Россия не является исключением, вопросам

нефинансовых рисков для предприятий отводится все возрастающая роль. Для инвесторов они становятся все более значимы, наряду с коммерческими и экономическими. Отчеты по КСО, начиная примерно с середины 90-х годов прошлого века, как раз закрывают эту «информационную брешь» для инвестора, показывая и доказывая ему, что данная компания уделяет постоянное внимание экологическим и социальным аспектам в своей деятельности, снижая тем самым риски социальных внутренних и внешних конфликтов, а также экологических санкций [4 c. 86].

КСО постепенно станет базовой идеологией корпоративного управления и менеджмента, как это уже произошло в большинстве развитых стран мира. Сейчас в России существует целая палитра составляющих корпоративной социальной ответственности, и каждая компания дает свое определение этому понятию через призму своих стратегических задач и

приоритетов, своей корпоративной культуры и степени той ответственности и обязательств, которые она готова на себя принимать.

Использованные источники:

1. Беляева И. Ю.,Эскиндаров М. А. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект // монография - М.: КНОРУС, 2011

2. Гареева А. Р. Корпоративная социальная ответственность как фактор устойчивого развития компании [Текст] // Инновационная экономика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2014. - С. 147-150.2.

3. Корпоративная социальная ответственность: учебное пособие.// -Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012, 292 с.

4. Литовченко С. И., Корсакова М. И. Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания//.- М.: Ассоциация менеджеров, 2013. - 100 с.

УДК 336

Гукежев А.А. студент 3 курса магистратуры «РЭУ им. Г.В. Плеханова» филиал в г. Пятигорске Россия, г. Пятигорск ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БЮДЖЕТНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация. В статье раскрываются формы реализации контрольной функции. Проанализирована связь между процессами совершенствования бюджетной системы и финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений. Выявлена необходимость совершенствования порядка мониторинга и контроля предоставления государственных услуг, создания в бюджетных учреждениях специализированных служб внутреннего финансового контроля.

Ключевые слова: финансовый контроль; финансовая деятельность; бюджетные учреждения; государственные услуги.

Gukezhev A.A. 3nd year student of magistracy The Pyatigorsk branch of the Plekhanov Russian University of Economics

Russia, Pyatigorsk PROBLEM ASPECTS OF FINANCIAL CONTROL AND FINANCIAL AND LEGAL RESPONSIBILITY OF BUDGETARY

INSTITUTIONS

Abstract. In article forms of realization of control function reveal. Communication between processes of improvement of the budgetary system and financial security of activity of budgetary institutions is analysed. Need of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.