Научная статья на тему 'Реструктуризация региональной экономической системы как способ выхода из депрессивного состояния'

Реструктуризация региональной экономической системы как способ выхода из депрессивного состояния Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
555
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ / ДЕПРЕССИВНЫЕ РЕГИОНЫ / СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ / САНАЦИЯ ДЕПРЕССИВНЫХ РЕГИОНОВ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нагоева Анжелика Кимовна

В последние годы усиливается внимание экономической науки и практики управления к региональной экономике и проблемам ее регулирования. Существующая система управления регионом недостаточно эффективна и сформирована. Для управления экономикой региона в развитии нужно провести реструктуризацию в системе управления регионом. В данной статье раскрыты наиболее перспективные направления выхода регионов из депрессивного состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реструктуризация региональной экономической системы как способ выхода из депрессивного состояния»

УДК 332.01(470.621) ББК 65.049(2Рос.Ады) Н 16

А.К. Нагоева

Аспирант Майкопского государственного технологического университета, 385000, г.

Майкоп. Тел.: (8 772) 523 003, e-mail: [email protected].

Реструктуризация региональной экономической системы как способ выхода из депрессивного состояния

(Рецензирована)

Аннотация. В последние годы усиливается внимание экономической науки и практики управления к региональной экономике и проблемам ее регулирования. Существующая система управления регионом недостаточно эффективна и сформирована. Для управления экономикой региона в развитии нужно провести реструктуризацию в системе управления регионом. В данной статье раскрыты наиболее перспективные направления выхода регионов из депрессивного состояния.

Ключевые слова: региональная экономическая система, межрегиональные связи,

депрессивные регионы, сценарии развития регионов, санация депрессивных регионов, реструктуризация, формы проведения реструктуризации.

A.K. Nagoeva

Post-graduate student of Maikop State University of Technology, Maikop. Ph.: (8772) 52 30

03, e-mail: [email protected].

Re-structuring of regional economic system as a way of an exit from depression

Abstract. During the past years the attention of economic science and management to regional economy and problems of its regulation becomes stronger. However, the efficiency of the existing control system of the region is insufficient. In order to control the development of the region economy it is necessary to carry out re-structuring in a control system of the region. This paper discloses the most promising directions of an exit of regions from depression.

Keywords: regional economic system, inter-regional communications, depressive regions, scenarios of development of regions, sanitation of depressive regions, re-structuring, forms of carrying out re-structuring.

Процессы глобализации, активизировавшиеся в последние годы, требуют формирования эффективной региональной составляющей национальной экономики, поскольку положение страны в мировой экономике во все большей степени определяется развитием ее регионов. Конкурентоспособность экономики России в значительной мере обусловливается неоднородностью экономического пространства и взаимодействием региональных экономических систем [1]. Происходящие процессы коренным образом изменяют роль отдельного региона в национальной и мировой экономике. Регион как самостоятельная территориально организованная экономическая система постепенно становится обособленной действующей экономической единицей национальной экономики.

В рыночном пространстве страны сталкиваются интересы всех регионов-субъектов Федерации. При этом преимущества получает лишь тот регион, у которого сильнее конкурентные позиции, во многом определяемые его отраслевой специализацией. Так, для Республики Адыгея ее депрессивное состояние во многом обусловлено специализацией в направлении добычи нерудных материалов.

При исследовании территориальных связей регион правомерно рассматривать, по крайней мере, с двух позиций: во-первых, как часть единого народно-хозяйственного комплекса страны; во-вторых, как самостоятельное целостное образование, имеющее свои целевые установки развития, свой ресурсный потенциал, свои способы соединения ресурсов и факторов производства. Каждая из этих позиций имеет свои особенности, что накладывает отпечаток на процесс управления региональным развитием.

Регион как компонент национальной экономики имеет экономические связи с федеральными органами власти (федеральным центром), с другими регионами и внешним миром. Отношения между российскими регионами и внешним миром являются преимущественно торговыми, хотя в последнее время регионы становятся непосредственными участниками межрегионального и международного рынков кредитных ресурсов, ценных бумаг. Регулирование таких финансовых взаимоотношений (особенно межбюджетных) - одно из приоритетных направлений региональной экономической политики.

Для характеристики межрегиональных связей применяются показатели потоков продукции и ресурсов как в натуральном, так и в обобщенном стоимостном измерении. Наиболее характерными являются натуральные показатели, отражающие движение конкретных видов продукции между регионами: сырьевых ресурсов, продовольствия, машин и оборудования (в весовом измерении и поштучно), а также трудовых ресурсов (в физических лицах). Основными формами межрегиональных связей являются обмен товарами и услугами, миграция населения, финансовые и информационные потоки.

Оценка межрегионального обмена товарами и услугами осуществляется с помощью расчета коэффициентов ввоза и вывоза продукции, а также доходности товарообмена.

В целях получения более конкретной картины взаимосвязей регионов страны применяются обобщающие показатели регионального развития, характеризующие потоки между отраслями в стоимостном выражении: по динамике валового регионального продукта, денежным потокам и пр.

Для обобщающей характеристики взаимосвязей между регионами используется такой показатель, как ВРП, который определяется как сумма валовой добавленной стоимости, произведенной за отчетный период резидентами региональной экономики. При этом методология расчета валовой добавленной стоимости в большинстве случаев идентична применяемой на федеральном уровне. Единство методологии исчисления ВРП дает возможность проведения межрегиональных сопоставлений и определения рейтинга регионов по данному показателю. Величина ВРП является объективным индикатором вклада каждого региона — субъекта Федерации в развитие экономики страны.

Региональная экономика как наука использует разнообразный аналитический инструментарий, который подразделяется на два взаимно дополняющих друг друга класса: методы регионального экономического анализа и математические модели региональной экономики.

Региональный мониторинг представляет собой информационно-аналитическую систему по отслеживанию региональной ситуации как базы выработки региональной и национальной политики. Под региональным мониторингом понимается специально организованная и постоянно действующая система сбора и анализа статистической информации, проведения дополнительных информационно-аналитических обследований (опросы населения и т.п.) и оценки состояния, тенденций развития и остроты региональных проблем. Главная его задача состоит в создании надежной и объективной основы для выработки государственной политики регулирования территориального развития и определения ее приоритетов в целях принятия мер селективной (выборочной) государственной поддержки тех или иных регионов и решения конкретных региональных проблем.

Главной задачей регионального мониторинга является формирование системы сбора точной, надежной и своевременной информации о происходящих в регионах страны

событиях, процессах и явлениях.

В целях объективной оценки региональной ситуации, количественной и качественной оценки регионального развития целесообразно применить методы социологического моделирования в сочетании с экспертным опросом представителей регионов.

По мнению Г. Фетисова и В. Орешина, информационной базой для проведения такого рода исследований является выделение четырех групп регионов, различающихся по уровню обеспеченности денежными доходами.

Первая группа (А) - депрессивные регионы (в среднем на одного человека приходится менее 1,5 прожиточных минимума).

Вторая группа (Б) - малообеспеченные (дотационные) регионы (на одного человека в среднем 2 прожиточных минимума).

Третья группа (В) - регионы относительного благополучия (на одного человека приходится 3 прожиточных минимума).

Четвертая группа (Г) - регионы высокой обеспеченности населения (доноры) (в среднем на одного человека приходится более 5 прожиточных уровней) [2].

А. Гранберг к признакам проблемных регионов относит:

1. Наличие ресурсного потенциала, использование которого особенно важно для национальной экономики.

2. Кризисность проявления той или иной крупной проблемы, создающей угрозу социально-экономическому положению региона, политической стабильности, экологическому равновесию.

3. Недостаток у региона собственных финансовых ресурсов для решения проблем макро- и микроуровня.

4. Особое значение геополитического и геоэкономического положения региона для стратегических интересов страны [3].

Когда депрессия становится общей региональной проблемой, ее содержание размывается. В этих условиях депрессивными следует считать, отмечают Г. Фетисов и В. Орешин, территории, в пределах которых негативные явления (спад производства, снижение уровня жизни, нарастание негативных тенденций в сфере занятости, демографии, экологии и т.п.) более ярко выражены, чем общероссийские. Степень такого превышения является показателем остроты проблемы и определяет приоритетность ее решения.

Депрессивными территориями в регионе следует считать компактные образования (например, населенные пункты), которые являются точками напряжений, и число таких точек зависит лишь от того, какие параметры опережающего спада производства и снижения уровня жизни и в каких определяющих условиях (районы Крайнего Севера, районы национально-этнических конфликтов и т.п.) признаются недопустимыми и требующими немедленных регулятивных мер противодействия.

Отметим, что современная система государственного регулирования развития регионов зачастую не содержит необходимых корректирующих воздействий, направленных на выход регионов из депрессивного состояния. Поддержка депрессивных регионов основывается на таких принципах, как обоснованность выбора объекта помощи, селективность политики государственной поддержки регионов, адресность и локализация помощи, легитимность и контролируемость.

Обоснованность выбора объекта помощи базируется на всестороннем анализе социально-экономической ситуации, разработке прогнозных сценариев развития ситуации в регионе, выборе наиболее острых по ситуации объектов. Прогнозные сценарии представляют собой краткую системную характеристику варианта состояния и развития депрессивной территории, включая и вариант нерегулируемого развития ситуации. С помощью этого же инструментария проводятся анализ состояния и диагностика развития депрессивных ситуаций в масштабах локальных территорий.

Каждый из сценариев содержит сведения о собственных и привлеченных ресурсах, направлении перемен в формировании депрессивного состояния, механизмах его

преодоления. Иными словами, сценарный вариант есть прогнозная характеристика изменения состояния депрессии и требующихся для этого ресурсов, управленческих действий и т.д. Сравнительный анализ сценарных вариантов должен позволить не только более обоснованно оценить остроту депрессивной ситуации, но и диагностировать саму возможность санации депрессивных территорий.

Санацией (оздоровлением) территорий следует считать систему мер по решению проблемы депрессивности или отсталости того или иного территориального образования.

Идеология санации депрессивных территорий в переходный период основывается на априорных представлениях о недостаточности ресурсов для общего и относительно равномерного подъема территорий и о предпочтительности концентрации средств в точках наибольшей депрессии с предварительным запуском специально разработанных системных механизмов санации. При этом требуют решения задачи обоснованного выбора таких экстремальных точек и системных механизмов.

Пути санации депрессивных регионов сугубо индивидуальны. Выделим в данном отношении реструктуризацию.

Реструктуризация, формами которой выступает трансформация экономического потенциала, социальная разгрузка территории, устранение причин экологических катастроф и др., является одним из эффективных способов санации депрессивных территорий.

Широкое понимание реструктуризации отстаивает О. Сухарев. По его мнению, реструктуризация - совокупность мероприятий, применяющихся на уровне предприятия, региона, отрасли и всей экономики, которые приводили бы к образованию конкурентоспособных, растущих в области занятости, реальных доходов и инвестиций промышленных комплексов в условиях контролируемого государством и достаточного для обеспечения указанных параметров конкурентного прессинга - как со стороны отечественных производителей, так и со стороны иностранных конкурентов [4].

По мнению А. Шишова реструктуризация означает «изменение способа построения чего-либо». В этом смысле данный процесс созвучен с понятиями реорганизации, реформирования, которые могут означать изменение организационно-правовой формы ведения бизнеса, организационной структуры управления или преобразование отдельных элементов экономической системы (экономики страны, региона, предприятия) [5].

Однако, реструктуризация носит постоянный характер, выходя за рамки изменения структуры капитала. В настоящее время существует тенденция постепенного отказа от одностороннего понимания реструктуризации как синонима реорганизации и происходит переход к осознанию ее действительного назначения [5].

Существенное отличие реструктуризации от других рыночных инструментов повышения конкурентоспособности, по-нашему мнению, состоит в том, что реструктуризация - это комплексный и непрерывный процесс преобразования деятельности региона, направленный на формирование и поддержание его конкурентных преимуществ во всех сферах.

Приведенные определения позволяют выделить ряд основных характеристик реструктуризации:

1. Изменение, преобразование, трансформация как революционного, радикального, так и эволюционного, постепенного характера.

2. Затрагивает все сферы деятельности, уровни управления экономической системой и виды активов организации.

3. Направлена как на преодоление кризисных явлений, так и на их своевременное предупреждение путем адаптации системы управления к меняющимся условиям внешней среды.

4. Конечной целью реструктуризации является повышение эффективности, конкурентоспособности и прибыльности экономической системы.

И. Мазур и В. Шапиро пришли к выводу, что для достижения поставленных целей необходим определенный набор инструментов и методов реструктуризации [6]:

совершенствование структуры и функций управления, преодоление отставания в техникотехнологическом аспекте деятельности, совершенствование финансово-экономической политики и достижение на этой основе повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции (услуг), роста производительности труда, снижения издержек, улучшения финансово-экономических результатов деятельности, все методы финансового, кадрового, производственного, инвестиционного менеджмента, логистики, управленческого учета, контроллинга и маркетинга. Поскольку реструктуризация носит комплексный, фундаментальный, всеохватывающий характер, то и спектр возможных методов реструктуризации чрезвычайно широк.

Общими для всех объектов реструктуризации, как и для любой экономической системы, являются следующие основные характеристики: определенный набор ресурсов на входе и результатов на выходе; наличие подсистемы распределения ресурсов и подсистемы управления; люди как важнейший элемент экономической системы; открытость системы по отношению к внешней среде.

Различают также две формы проведения реструктуризации: оперативную и

стратегическую. Оперативная предполагает реструктуризацию материальных активов и долговых обязательств, в ходе которой требуется разработка схем поставок сырья, определение методов увеличения объемов продаж, снижения стоимости привлеченного капитала, оптимизация основных производственных процессов и организационной структуры. По мнению А. Попович, оперативная реструктуризация направлена на улучшение результатов деятельности предприятия в краткосрочном периоде и создание предпосылок для реализации стратегической реструктуризации [7].

По мнению Л. Белых и М. Федотова, содержанием стратегической реструктуризации является анализ сфер деятельности; создание необходимой информационной системы; разработка маркетинговой стратегии и организация маркетингового исследования; выработка стратегии закупок сырья; планирование бизнеса на основе наиболее эффективного варианта развития. Исходя из этого, следует, что реализация стратегической реструктуризации - это комплексный процесс, результатом которого является возросший поток доходов, увеличение конкурентоспособности и рыночной стоимости компании в долгосрочном периоде [8].

В зависимости от того, какая сфера деятельности предприятия подвергается реформированию, реструктуризация может быть управленческой, производственной, маркетинговой, финансовой, кадровой.

Изменения в стратегии, производственных процессах, структуре фирмы могут осуществляться постепенно или радикально [9].

Для революционного метода управления изменениями характерно радикальное преобразование производственно-хозяйственных процессов. Эволюционные изменения осуществляются как долгосрочный непрерывный процесс развития организации с целью повышения эффективности ее деятельности.

Различают также наступательную и оборонительную стратегии реструктуризации. Оборонительная стратегия выражается в том, что регион, испытывая в течение определенного времени трудности с реализацией своей продукции, стремится сократить объем деятельности, отказывается от убыточной продукции, сокращая численность работников, закрывая излишние производственные мощности для улучшения своего финансового положения. Наступательная стратегия реструктуризации включает диверсификацию деятельности, продукции, рынка сбыта. По признаку уровня факторов, вызывающих проведение реструктуризации, она может быть внешней (факторы макросреды) и внутренней (факторы микро-среды).

Одним из решающих условий развития региона является рост инвестиций в различных отраслях народного хозяйства субъекта Федерации. Активизация инвестиционной деятельности способствует подъему и дальнейшему росту экономики региона. С помощью инвестиций создаются новые инвестиции, и соответственно, дополнительные рабочие места; расширяются действующие производства; обеспечивается освоение и выход на рынок новых

видов товаров и услуг; появляются дополнительные налоговые поступления в местный бюджет.

Развитие региона как самостоятельного звена в экономическом комплексе государства и повышение эффективности региональной экономики возможно на базе мощного инвестиционного комплекса, обеспечивающего формирование и развитие портфеля доходных и надежных бизнес-проектов.

В настоящее время требуется методика, которая бы учитывала принципы оценки инвестиционного климата и в тоже время была бы применима к современным российским условиям. Г. Марченко и О. Мачульская предлагают алгоритм оценки депрессивных регионов, включающий следующие этапы: анализ основных сфер жизнедеятельности территории; оценки существующего потенциала и имеющихся ресурсов территории; анализ форм межтерриториального взаимодействия; разработки концепции социальной и экономической реабилитации территории [10].

Применительно к Республике Адыгея необходимо выявить перспективные направления экономического развития, сконцентрировать на них ресурсы и приступить к поэтапному изменению структуры региональной экономики. В основу такой политики следует положить тот факт, что Республика Адыгея потенциально имеет ряд конкурентных преимуществ, на основе которых могут быть сформированы перспективные направления ее развития. К таким преимуществам можно отнести:

- высокую обеспеченность экономики трудовыми ресурсами;

- наличие мощного рекреационного потенциала;

- благоприятные природно-климатические условия для создания современного комплекса сельскохозяйственного производства и переработки его продукции.

Примечания:

1. Региональная экономика / под ред. В.И. Видяпина и М.В. Степанова. М.: ИНФРА-М.,

2007.

2. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление. М.: ИНФРА-М,

2006.

3. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2000.

4. Сухарев О. Конкурентоспособность и условия воспроизводства // Экономист. 2005.

№ 3.

5. Шишов А.К. Изменения - основа развития предприятий // Экономика и производство. 2005. № 4.

6. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Реструктуризация предприятий и компаний. М.: Экономика, 2001.

7. Попович А. Оперативная и стратегическая реструктуризация предприятия // Проблемы теории и практики управления. 2006. № 9.

8. Белых Л.П., Федотова М.А. Реструктуризация предприятия. М.: ЮНИТИ-ДАНА,

2001.

9. Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура / под ред. Г.А. Александрова. М.: БЕК, 2002.

10. Марченко Г., Мачульская О. Исследование инвестиционного климата регионов России: проблемы и результаты // Вопросы экономики. 1999. № 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.