Научная статья на тему 'Реструктуризация и методика ее оценки для системы потребительской кооперации'

Реструктуризация и методика ее оценки для системы потребительской кооперации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реструктуризация и методика ее оценки для системы потребительской кооперации»

ДятшцЬиуисЯае срфаЛлеНие

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА

ЕЕ ОЦЕНКИ ДЛЯ СИСТЕМЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ*

В. Б. ЛЕЩЁВА, кандидат экономических наук, доцент Нижегородского коммерческого института

Проблемы реструктуризации как одного из средств антикризисного управления предприятиями широко обсуждаются экономистами-теоретиками и практиками. В основном дискуссии касаются производственной сферы, крупных предприятий в форме акционерных обществ, получивших в наследство от прежней системы неэффективный экономический потенциал. Редко встречаются публикации о методах антикризисного управления в других сферах и отраслях экономики. В частности, практически не обсуждаются проблемы функционирования и пути дальнейшего развития потребительской кооперации. Данная система имеет многофункциональное хозяйство и кроме организации торговли могла бы более активно заниматься заготовкой и переработкой продукции сельскохозяйственных предприятий, способствуя развитию последних. Кризисное состояние организаций потребительской кооперации - только в Нижегородской, одной из самых «благополучных» по показателям развития системы областей, где 40% районных потребительских обществ имеют отрицательную величину чистых оборотных активов, - заставляет искать новые формы и методы ее функционирования. Потребительская кооперация может выжить, если она будет таковой не по форме, а по сути.

Как показывает исторический анализ развития кооперации, периоды наибольшего роста и активизации населения в ее деятельности прихо-

* См. также статью Е.А. Еленевской «Анализ социально-экономической эффективности потребительской кооперации» // Экономический анализ: теория и практика. 2002. № 1. - Ред.

дятся на периоды экономического спада. Однако в 1990-е годы, отмеченные как период углубления экономического кризиса, «бум» кооперативного строительства не наблюдался. Потребительская кооперация испытала спад экономических показателей в еще больших размерах, чем экономика России в целом. Это объясняется особенностями экономического кризиса в России, который носит преимущественно структурный характер, вообще, и особенностями российской потребительской кооперации в частности, сформированной отнюдь не на основе экономических интересов ее членов и их свободного волеизъявления. Сокращение доли потребительской кооперации в емкости региональных рынков и снижение ее роли как социально-экономического института носят объективный характер. Потребительская кооперация теряет свое значение не только как хозяйствующий субъект в емкости рынка, но и как имеющая особый статус социально ориентированной системы. Одной из причин является нарушение пропорциональности в использовании экономического потенциала предприятий, то есть возникший дисбаланс между изменившейся долей в емкости рынка и производственными возможностями кооперации. Сохраняется противоречие между предпринимательским характером кооперации как субъекта рынка, предназначенного для удовлетворения материальных потребностей пайщиков, и недостаточной заинтересованностью последних в результатах ее функционирования. Практически неизменной остается организационно-экономическая структура потребительской кооперации. Принципы, составляющие

основное отличие и преимущества кооперации перед другими формами организации бизнеса, на практике не реализуются.

Вместе с тем обеспечить переход на более высокий уровень развития кооперативного хозяйства и качественно новый уровень потребления сельского населения страны можно в определенных условиях, что неоднократно доказано практикой функционирования кооперативов. Нельзя не согласиться с выводом одного из исследователей проблем потребительской кооперации современной России В.В. Каширина: «Выход из кризиса, возрождение и восстановление роли потребительской кооперации в экономике и обществе возможны на пути возвращения к действительно кооперативным началам, созданию собственно потребительской кооперативной модели»1.

Будущее кооперативного сектора видится в трансформации его в более конкурентоспособные структуры путем проведения реструктуризации системы. Реструктуризацию потребительской кооперации следует рассматривать как комплекс финансово-экономических, организационных и правовых мер по восстановлению института потребительской кооперации на принципах, признанных международной кооперативной практикой.

Среди семи принципов, которые составляют сущность и формируют отличительные признаки кооперации от организаций других юридических форм, основополагающими являются три: добровольность, то есть открытое членство, демократический контроль и экономическое участие членов в деятельности кооператива. Последний принцип означает получение экономических выгод от участия в деятельности кооператива, что может осуществляться следующим образом:

возврат пайщикам части денежных средств, потраченных на приобретение товаров по рыночным ценам в течение отчетного периода;

возможность реализации сельхозпродукции на выгодных условиях;

использование услуг производственного и бытового назначения.

Экономическое участие членов потребительской кооперации предполагает осуществление другого базового принципа - установления демократического контроля со стороны пайщиков за использованием кооперативного капитала и распределением прибыли. Демократический контроль возможен только при доступности информации, что достижимо при ограниченном числе

1 Почему не развивается кооперация в современной России (материалы «круглого стола», проведенного в ИЭ РАН 24 апреля 2002 года) // Вопросы экономики. 2002. № 9. С. 154 - 157.

участников кооператива, объединяющих жителей одного или нескольких населенных пунктов. Объединение в составе общества нескольких тысяч жителей, разбросанных по территории административного района населенных пунктов, снижает возможность контроля за использованием капитала и закрепляет отчуждение пайщиков от процесса управления. Кооперативная форма организации отличается от акционерной фактором личного участия членов в деятельности кооператива. Формы участия могут быть самыми разными.

Акционерное общество - это объединение капиталов, а кооператив - объединение интересов. Оптимизация числа собственников представляет собой не ограничение прав на участие в деятельности кооператива, а привлечение к деятельности кооператива экономически заинтересованных субъектов.

Принцип доступности и открытости потребительской кооперации для всех слоев населения реализуется через установление незначительного размера вступительных членских взносов. Этот принцип организации, с одной стороны, выгодно отличает кооперацию как истинно массовую и демократическую структуру от других орга-низационно-правовых форм, но, с другой стороны, ничтожный размер паевого взноса снижает стимулы для экономического участия пайщиков в деятельности общества. В соответствии с действующим законодательством при выходе из общества пайщик имеет право только на внесенный пай в оценке на момент вступления, а также на кооперативные выплаты, начисленные на пай и не зависящие от размера чистых активов потребительского общества. Размер паевого взноса, представляющий собой взнос учредителей в паевой фонд, должен возрастать пропорционально увеличению чистых активов. Тогда члены кооператива будут заинтересованы в увеличении стоимости активов предприятий, что непосредственно зависит от объема оборота в торговой, заготовительной и производственной отраслях.

Основной задачей реструктуризации, решение которой позволит восстановить институт потребительской кооперации, является реструктуризация отношений собственности. Необходима, прежде всего, спецификация (четкое определение и распределение, реализация и защита) прав собственности. На этой основе возможно проведение реструктуризации бизнеса и привлечение инвестиций в развитие новых сфер деятельности. Эта задача является двуединой и предполагает, с одной стороны, создание механизма практической реализации принципа экономической заинтересованности пайщиков в деятельности потребитель-

ских кооперативов, а, с другой стороны, означает создание условий для расширения членской базы и привлечения новых участников из числа сельских производителей.

Необходимым условием реструктуризации является объективная оценка стоимости чистых активов, которыми располагает потребительская кооперация в целом и каждая организация в отдельности. Исходя из размера чистых активов, необходимо определить величину паевого взноса каждого пайщика, что позволит установить не историческую, а реальную долю каждого пайщика в собственности кооператива. При этом возможен вариант, когда рассчитанная величина взноса составит сумму меньшую, чем первоначально внесенная, или - при отрицательной величине чистых активов - возникнет необходимость сделать дополнительный взнос, следуя принципу субсидиарной ответственности. В данном случае каждый пайщик вправе принять решение: оставаться ли ему членом кооператива или выйти из него. По крайней мере, будет определена реальная, а не списочная членская база потребительских обществ, состоящих из людей, осознающих не только свою выгоду, но и экономическую ответственность за результаты своего участия в деятельности кооператива.

Оценка результатов реструктуризации потребительских обществ, реализованной с использованием описанной технологии, может быть дана с позиций достижения целей ее проведения наиболее заинтересованными в проведении реформы партнерскими группами. Группами, интересы которых в той или иной степени затрагивает проведение реструктуризации, являются: пайщики потребительских обществ; работники потребительских обществ; функционеры потребительской кооперации на разных уровнях управления кооперацией; органы местного самоуправления; сельские предприниматели. Наличие противоречий между интересами партнерских групп и возможное расхождение точек зрения и видения ими перспектив развития кооперации оказывают влияние на выбор способов реструктуризации, эффективность ее проведения и могут существенно повлиять на результаты и глубину проводимых реформ.

Самую многочисленную, составляющую основу кооперации группу, интересы которой должны иметь приоритет при формировании стратегии поведения кооперативов, составляют пайщики. Они заинтересованы в обеспечении качественными товарами первой необходимости по относительно низким ценам, сохранении сельс-

ких магазинов и расширении сферы предлагаемых услуг. При этом они привычно не ждут от потребительской кооперации материального вознаграждения за участие в виде бонусов на закупки и не готовы нести финансовую ответственность по долгам потребительского общества. Большинство из них остаются пайщиками скорее по традиции, чем в результате осознания выгод от участия в кооперации. Сельские жители заинтересованы также в создании или восстановлении системы заготовок продукции личных подсобных хозяйств, однако им абсолютно безразлично, кто будет осуществлять заготовительные функции: потребительская кооперация или альтернативные коммерческие организации. Главное - заготовители должны обеспечить своевременную оплату и отгрузку произведенной продукции. В то же время пайщики в большинстве своем объективно не могут выступать инвесторами по восстановлению предприятий заготовки и переработки сельхозпродукции и сырья. Таким образом, можно утверждать, что пайщики заинтересованы в создании современных предприятий торговли и заготовок, но не являются в основной своей массе потенциальными инвесторами.

Другая экономическая группа - органы местного самоуправления, защищая интересы общества в целом, заинтересована в развитии экономического потенциала района, увеличении рентабельности предприятий и стабилизации налоговых поступлений. До тех пор пока налоговые поступления потребительского общества района составляют одну из основных статей доходов местного бюджета, а частные предприниматели уклоняются от уплаты налогов или уплачивают их по месту регистрации в другом районе, местная администрация будет заинтересована в сохранении потребительского общества без его реструктуризации.

Введение единого налога на вмененный доход в принципе уравнивает позиции хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности. Этому же способствует и налаживание жесткого налогового контроля. Снижение эффективности работы районных потребительских обществ, сокращение объемов заготовки, сокращение количества торговых точек и свертывание производственной деятельности приводят к значительному снижению налоговых поступлений и заставляют местную администрацию инициировать процесс реструктуризации районного потребительского общества.

Работники или наемный персонал потребительских обществ не могут рассматриваться как заинтересованная в реформировании группа, если

возникает угроза сокращения рабочих мест и снижения уровня заработной платы. Функционеры союзов потребительских обществ и председатели райпо в меньшей степени, чем другие группы, заинтересованы в преобразовании существующей системы. Председатели потребительских обществ фактически распоряжаются имуществом кооператива, не неся при этом личной имущественной ответственности за результаты деятельности. Группировка целей различных партнерских групп, их готовность и способность к инвестированию капитала в развитие кооперативных предприятий отражены в табл. 1.

В наибольшей степени наблюдается совпадение интересов пайщиков и органов местного самоуправления. Однако данные группы не имеют реальной финансовой возможности для инвестирования капитала в развитие предприятий кооперации и, прежде всего, в модернизацию предприятий заготовки и переработки сельхозпродукции. При сложившемся финансово-экономическом положении потребкооперации внутренняя база инвестиций явно недостаточна, поэтому привлечение внешних инвесторов является одной из целей реструктуризации, в качестве которых наиболее реально рассматривать бизнес, готовый вкладывать средства в развитие агропромышленного комплекса.

Анализ функционирования системы потребительской кооперации на протяжении последнего десятилетия, а также опыт реструктуризации потребительских обществ позволяют сделать вывод о необходимости проведения процедуры реорганизации, что в отношении ряда потребительских обществ является обязательным условием выхода из кризиса. Вопрос о выборе способа реорганизации решается по результатам анализа

финансово-экономического положения предприятия и оценки конкурентных позиций анализируемого субъекта на локальном рынке в географических границах административного района. В процессе анализа финансового состояния выявляются: а) размер и динамика чистых активов; б) структура задолженности; в) степень платежеспособности и финансовые возможности погашения задолженности фискальной системе.

Объектами реорганизации должны быть в первую очередь предприятия с неустойчивым финансовым положением, а также предприятия, занимающие доминирующее положение на рынке товаров и услуг независимо от своего финансового состояния. Первым этапом реструктуризации потребительских обществ, имеющих неустойчивое финансовое положение, должна стать реорганизация путем разделения на несколько юридических лиц различных организационно-право-вых форм или преобразования в организацию другой юридической формы.

Реорганизация через процедуру разделения может иметь своим результатом образование предприятий различных организационно-правовых форм, не исключая потребительские кооперативы. Вкладом пайщика в уставный капитал реорганизованного предприятия становится паевой взнос, рассчитанный как доля пайщика в чистых активах. Основным финансовым источником функционирования должны быть средства пайщиков, экономически мотивированных к участию в деятельности потребительских обществ. С учетом реальных условий жизнедеятельности российской глубинки, где отдаленные от центра усадеб деревни населены по преимуществу пенсионерами, органы местного самоуправления могут решить вопрос о предоставлении налоговых льгот подоб-

Таблица 1

Цели основных партнерских групп при проведении реструктуризации

Партнерские группы Цели реструктуризации Способность к инвестированию

1. Пайщики Обеспечение товарами широкого потребления по относительно низким ценам; развитие системы заготовок и переработки сельхозпродукции Отсутствует

2. Органы местного самоуправления Развитие товарооборота; увеличение налоговых поступлений; повышение рентабельности предприятий; привлечение инвестиций в развитие перерабатывающего комплекса Отсутствует

3. Наемный персонал Сохранение рабочих мест; рост заработной платы Отсутствует

4. Функционеры потребкооперации Сохранение системы в неизменном виде; повышение эффективности функционирования системы Не используется

5. Предприниматели, фермеры, сельхозкооперативы Использование объектов потребкооперации для развития бизнеса в сфере торговли, заготовок и переработки Использование собственных и заемных средств

ным потребительским кооперативам. Причем объектом налоговых льгот должны быть только кооперативы, исключившие из ассортимента вин-но-водочные изделия.

Часть имущества реструктурированных по предлагаемой схеме потребительских обществ может перейти в собственность сельскохозяйственных кооперативов. Это касается прежде всего социально значимых объектов потребительской кооперации - магазинов и заготовительных пунктов, расположенных в отдаленных от райцентров селах и деревнях. Поскольку члены потребительских обществ, расположенных в сельскохозяйственных районах, являются в то же время и членами сельскохозяйственных кооперативов-колхозов, имеет смысл объединить имущественные паи селян как пайщиков в потребительских обществах и как членов сельскохозяйственного кооператива, передав в собственность колхоза имущество потребительского общества, расположенное на территории данного колхоза. Следует учитывать, что часть магазинов потребительской кооперации расположены в помещениях, арендуемых у колхозов.

Если в доперестроечный период сельскохозяйственная и потребительская кооперация четко разграничивали производственные и торговые функции, то в настоящий период сельскохозяйственная кооперация активно развивает свою торгово-сбытовую сеть и заинтересована в обеспечении качественного торгового обслуживания членов своего кооператива.

В организациях, сохраняющих по решению большинства пайщиков организационно-правовую форму потребительских обществ, необходимо провести внутреннюю реструктуризацию: определить размер имущественного пая с ежегод-

Критерии и показатели оценки

ной индексацией в соответствии с изменением размера чистых активов. При сохранении кооперативной формы предприятия его масштабы и численный состав пайщиков должны быть ограничены определенной местностью, так как потребительское общество - это общество с неограниченной, субсидиарной ответственностью, что предполагает наличие доверительных отношений, а доверять можно только тому, кого знаешь.

Обязательным условием сохранения кооперативной формы организации сельской торговли должно быть неукоснительное следование кооперативным принципам, а также обеспечение субсидиарной ответственности по долгам, распределение прибыли как по паям, так и по стоимости покупок, предоставление возможности выхода из кооператива на основе соблюдения имущественных прав.

Оценку результатов реструктуризации потребительских обществ, проведенной с использованием описанной технологии, можно осуществить с позиций достижения целей ее проведения наиболее заинтересованными в проведении реформы партнерскими группами.

Цели реформирования подразделяются на краткосрочные, достижение которых становится очевидным сразу после проведения реструктуризации, и долгосрочные, или стратегические, достижение которых оценивается только по прошествии определенного времени, измеряемого годами.

Для объективной оценки социально-экономической эффективности реформирования про-вод.чтся мониторинг деятельности предприятий до и после проведения реструктуризации. Мониторинг целесообразно проводить по системе критериев, отражающих достижение целей по партнерским группам, что показано в табл. 2.

Таблица 2

результатов реструктуризации

Партнерские группы Система критериев Показатели оценки

1. Пайщики в роли потребителей Объем товарооборота; уровень цен; объем закупок Рост товарооборота розничной торговли в расчете на 1 жителя в сопоставимых ценах; коэффициент соотношения индекса цен со средним по региону индексом цен; рост объема закупок из расчета на одного сельского жителя

2. Пайщики в роли собственников Участие в капитале; доход от участия в капитале Рентабельность собственного капитала; коэффициент концентрации собственности; прирост чистых активов на 1 рубль уставного капитала; прибыль на 1 рубль чистых активов; коэффициент соотношения выплаченных по итогам года бонусов к объему товарооборота

3. Органы местного самоуправления Размер налоговых поступлений; обеспечение занятости населения Рост налоговых платежей по сопоставимой базе; сохранение или рост уровня занятости; снижение уровня концентрации рынка

Окончание таблицы 2

Партнерские группы Система критериев Показатели оценки

4. Работники (наемный персонал) Уровень заработной платы; профессиональный рост; участие в прибыли Рост заработной платы; коэффициент текучести кадров; коэффициент оборота по выбытию; премии по итогам работы за год по отношению к фонду заработной платы

Приведенная в табл. 2 система критериев оценки результатов реструктуризации определяется системой целей, которые каждая партнерская группа может ставить при принятии решения о реструктуризации. Для оценки достижения целей предлагается использовать известные показатели, характеризующие как эффективность использования ресурсного, производственного потенциала предприятия, так и конкурентные позиции субъекта бизнеса на локальном рынке. Все показатели целесообразно оценивать в динамике за несколько лет до реструктуризации и после ее проведения.

Поскольку в качестве основной целевой группы рассматриваются пайщики, особое внимание должно быть уделено оценке размера выгод, полученных пайщиками от реструктуризации. Доминирующая роль при этом отводится показателям, характеризующим прирост чистых активов предприятия и соотношение прибыли и чистых активов. На момент проведения и после реструктуризации целесообразно оценивать изменение участия пайщиков в капитале организации с помощью коэффициента концентрации собственности, который предлагается определять путем деления чистых активов на численность собственников. Анализ динамики чистых активов и средних размеров паевых взносов (в частности, по потребительским обществам Нижегородской области) свидетельствует об их значительной дифференциации. Такая дифференциация в меньшей степени объясняется экономическими факторами, но обусловлена, прежде всего, организационными особенностями формирования паевого фонда. В свою очередь чистые активы являются показателем результативности работы предприятий потребкооперации и, пересчитанные на од-

ного пайщика, характеризуют его участие в капитале организации. В настоящий момент эта доля представляет собой ничтожную величину, что делает участие пайщиков в потребительской кооперации лишенным экономического смысла. По этим причинам для оценки результатов реструктуризации предлагается использовать показатель концентрации собственности. Рост коэффициента концентрации может, с одной стороны, быть индикатором накопления капитала, с другой -свидетельствовать о сокращении количества собственников в результате передачи прав собственности некоторыми пайщиками другим учредителям.

Для предприятий потребительской кооперации в качестве одного из основных индикаторов, отражающих результативность и специфику системы, предлагается ввести относительный показатель выплаченных бонусов на закупки к объему товарооборота. Выплата бонусов означает возврат к системе поощрения пайщиков за покупку товаров в кооперативных магазинах, которая была распространена в Западной Европе и дореволюционной России.

Реструктуризация системы потребительской кооперации как комплекс мер, направленный на создание института эффективных собственников, не может проводиться без активной поддержки государства. Необходимы разработка концепции реформирования системы и внесение изменений в законодательство, регулирующее деятельность потребительской кооперации.

В конечном итоге реструктуризация системы должна способствовать восстановлению экономического интереса пайщиков к деятельности кооператива, который должен быть преобразован в общество взаимного доверия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.