Научная статья на тему 'Социально-экономические показатели развития внутреннего рынка потребительской кооперации'

Социально-экономические показатели развития внутреннего рынка потребительской кооперации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
375
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / ВНУТРЕННИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ РЫНОК / ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ КООПЕРАТИВНОГО РЫНКА / КООПЕРАТИВНОЕ ЧЛЕНСТВО / КООПЕРАТИВНЫЕ ВЫПЛАТЫ / ДИВИДЕНДЫ / CONSUMER COOPERATIVES / COOPERATIVE INTERNAL MARKET / SOCIAL AND ECONOMIC INDICATORS OF THE EFFECTIVENESS OF THE COOPERATIVE MARKET / COOPERATIVE MEMBERSHIP / COOPERATIVE PAYMENTS / DIVIDENDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максимов Сергей Владимирович

В статье предпринята попытка определить основные социально-экономические показатели, учёт которых необходим для контроля и оценки развития внутреннего кооперативного рынка. Даётся подробное определение внутреннего рынка потребительской кооперации, описываются его отличительные черты, выделяются главные показатели развития. В заключении представлена формализованная последовательность функционирования внутреннего кооперативного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC INDICATORS OF THE INTERNAL MARKET CONSUMER COOPERATION

The article attempts to identify the main socio-economic indicators, consideration of which is necessary for monitoring and evaluation of cooperative development of the domestic market. We give a detailed definition of the domestic market of consumer cooperatives, describes its distinctive features, highlighted the main indicators of development. In conclusion, the sequence is represented by a formalized cooperative functioning of the internal market.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические показатели развития внутреннего рынка потребительской кооперации»

УДК 338 ББК 65. 9

Максимов С. В.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

Maksimov S. V.

SOCIO-ECONOMIC INDICATORS OF THE INTERNAL MARKET CONSUMER COOPERATION

Ключевые слова: потребительская кооперация, внутренний кооперативный рынок, показатели социально-экономической эффективности кооперативного рынка, кооперативное членство, кооперативные выплаты, дивиденды.

Keywords: consumer cooperatives, cooperative internal market, social and economic indicators of the effectiveness of the cooperative market, cooperative membership, cooperative payments, dividends.

Аннотация

В статье предпринята попытка определить основные социально-экономические показатели, учёт которых необходим для контроля и оценки развития внутреннего кооперативного рынка. Даётся подробное определение внутреннего рынка потребительской кооперации, описываются его отличительные черты, выделяются главные показатели развития. В заключении представлена формализованная последовательность функционирования внутреннего кооперативного рынка.

Abstract

The article attempts to identify the main socio-economic indicators, consideration of which is necessary for monitoring and evaluation of cooperative development of the domestic market. We give a detailed definition of the domestic market of consumer cooperatives, describes its distinctive features, highlighted the main indicators of development. In conclusion, the sequence is represented by a formalized cooperative functioning of the internal market.

Основой потребительской кооперации, эффективно действующей в экономике и социально-культурной сфере, является отлаженная работа её внутреннего рынка, к основным характеристикам которого мы относим:

- неравные права и возможности на внутрикооперативном рынке для пайщиков и не членов кооператива;

- формализацию индивидуального членства как необходимое условие входа на кооперативный рынок, участия в его деятельности и получения прав и преимуществ пайщика;

- принадлежность кооперативной собственности членам-пайщикам;

- увеличение доли паевого капитала в общей собственности потребительских обществ;

- выплату дивидендов на паи (при условии, что кооперативные предприятия приносят прибыль);

- использование кооперативных выплат для удовлетворения потребностей членов в экономии на потреблении;

- открытость кооперативной экономики для членства, инноваций и новых видов деятельности;

- интеграцию в хозяйственную и иную деятельность кооператива членов -владельцев производящих хозяйств;

- ориентацию на создание малых кооперативных групп из состава членства, сконцентрированных вокруг магазина - центра кооперативного участка;

- тесное взаимодействие малых кооперативных групп с органами местного самоуправления;

- соединение интереса пайщиков как индивидуальных покупателей и собственников кооперативных организаций через механизм распределения дивидендов на паи (по итогам деятельности всего общества) и кооперативные выплаты (от стоимости покупок в «своем» кооперативном магазина);

- наличие симпатизирующей окружающей среды, необходимой для поддержания устойчивости внутреннего кооперативного рынка.

Теперь необходимо уточнить - к какому итогу должно вести развитие внутреннего кооперативного рынка (ВКР). В зависимости от полученного ответа мы сможем окончательно определить совокупность показателей, которые необходимо использовать при анализе экономического и социального состояния этого важнейшего института потребительской кооперации.

Внутренний рынок потребительской кооперации фактом своего существования должен оказывать помощь в развитии экономической и социальной деятельности членства. Иными словами, все его показатели, в конечном итоге, либо выявят усложнение рыночных структур и нарастание связей между кооперативами, их предприятиями и членами, либо должны будут констатировать, что возникновения кооперативного рынка и расширение его деятельности не происходит. Говоря об усложнении, мы, в первую очередь, имеем в виду создание новых членских образований, могущих возникать как внутри действующих потребительских обществ, так и помимо, но с их предположительным участием. Такие новообразования должны продуцировать различные формы кооперативного предпринимательства и сами, со своей стороны, создаваться под конкретную бизнес-идею.

Показатели оценки ВКР должны отражать работу всех его элементов в таких отраслях, как:

- розничная и оптовая торговля;

- общественное питание;

- заготовительная деятельность (по видам заготовок);

- бытовое обслуживание;

- культурное развитие и образование пайщиков.

Если по примеру западной кооперации в России когда-либо начнётся создание экологических и энергосберегающих производств, будут развиваться другие виды социально-экономической деятельности, оценка ВКР должна будет охватывать их появление и фиксировать внутрирыночное развитие в связи с активностью и вовлечённостью в деятельность этих производств кооперативного членства.

Из того оценочного инструментария деловой активности потребительской кооперации, который применяется сегодня, для характеристики ВКР, на наш взгляд, можно использовать показатели фондовооружённости и фондоотдачи, технической вооружённости работников кооперативных предприятий, эффективности использования основных фондов потребительского общества, рентабельности кооперативных предприятий, оборота по реализации отдельных видов товаров и услуг и д.д. Необходимо проводить исследование источников и структуры поставки товаров; измерять эффективность использования оборотных и внеоборотных средств, степень использования в хозяйственном процессе рабочей силы, средств и предметов труда; определять эффективность использования материально-технической базы кооперативных предприятия и проч.

Однако данный инструментарий, традиционно использующийся в анализе кооперативной экономике, является недостаточным для контроля за развитием ВКР и оценки его количественных и качественных изменений. По нашему мнению, необходимо

более тесно увязать показатели экономической деятельности предприятий потребительской кооперации с участием пайщиков в создании результатов хозяйственной деятельности кооператива. В любом кооперативном процессе, имеющем экономический характер, должна присутствовать доля экономического вклада пайщиков. В идеальных условиях она должна увеличиваться.

То же самое касается социальной стороны деятельности кооперации. Ныне показатели, отражающие социальные успехи потребительских обществ, сводятся к подсчету количества кооперативных предприятий, оказывающих платные услуги населению, вычислению количества и объема закупок сельхозпродукции; кое-где ведется учет граждан, сдающих в кооперацию результаты своего сельскохозяйственного труда. Кооперативная статистика с регулярностью выдает сведения о дополнительных рабочих местах, открытых детских площадках, чайных столах и библиотеках пайщика при кооперативных магазинах. Все это необходимо, но недостаточно для выявления качественного состояния социально-культурной деятельности кооперации и развития её внутреннего рынка. ВКР, в отличие от обычных рынков товаров и услуг, не может полноценно развиваться без удовлетворения социально-культурных потребностей своих акторов, и для этого должен иметь соответствующие способы самопроверки и контроля.

Что же необходимо предпринять, какие дополнительные показатели использовать, чтобы максимально полно оценивать социально-экономическое развитие ВКР?

Прежде всего, под жёсткий контроль должен быть поставлен процесс формирования членства. С этой целью необходимо учитывать численные показатели членов кооператива на входе и выходе из ВКР. При этом важно отслеживать причины вступления и выхода из кооператива. Выявление причин прекращения членства позволит руководству кооперативов своевременно реагировать на возникающие проблемы.

Кроме этого, должно учитываться формирование паевого капитала. Внесение пая или его доли должно стать обязательным при вступлении в кооператив, а паевой капитал должен стремиться к тому, чтобы со временем играть не меньшую роль в создании кооперативных финансов, чем доходы от хозяйственной деятельности.

Далее, необходимо оценивать стоимость кооперативной собственности и динамику ее изменения. Это позволит на постоянной основе отслеживать уровень «капитализации» кооперативов и может послужить сигналом внешним партнерам для расширения контактов с кооперативными предприятиями. Также это может стать дополнительным стимулом для привлечения новых пайщиков, поскольку рост собственности косвенно гарантирует выгоду от участия в её доходах.

Следующим пунктом оценки ВКР должен стать учёт кооперативных выплат. Соответствующая статистика должна показывать размер возвращённых пайщикам средств в абсолютном выражении, в процентах от дохода и в пересчете на отдельного пайщика. Также должна вестись статистика изменения величины кооперативных выплат по годам.

Одновременно, формирование внутреннего рынка должно идти через «углубление» кооперативных связей, которые, как уже отмечалось, проще всего создавать на уровне кооперативных участков или вокруг «новых» кооперативных магазинов. Пример потребительского общества местечка Слейтуэйт («Slaithwaite Cooperative Limited») в Великобритании, созданного за несколько месяцев на площадях разорившегося бакалейного магазина, показывает, как это может происходить на практике.

Таким образом, необходимо ввести показатель, отражающий количественные изменения новых потребительских обществ и самоуправляющихся кооперативных участков.

Также было бы правильным оценивать результаты хозяйственной и социальной деятельности реформированных кооперативных участков с учетом тех показателей, которые используются для потребительских обществ в целом.

Поскольку основным видом экономической деятельности потребительского кооператива является торговля, одним из наиболее важных центров исследования

внутреннего рынка должен стать кооперативный магазин или совокупность магазинов кооперативного участка. Рост или сокращение членства, размер кооперативных выплат, оборот розничной торговли, финансово-экономическое положение, состояние материально-технической базы, уровень цен, расходы и доходы - все это необходимо фиксировать, в том числе на уровне первичных организационных структур потребительского общества.

Другим важным показателем развития внутреннего рынка кооперации должна стать доля товарооборота пайщиков в общем объеме кооперативного оборота, высчитываемая по формуле:

Информацию к размышлению может дать сопоставление динамики изменения товарооборота, созданного пайщиками, с изменением доли пайщиков в общей массе обслуживаемого населения: наиболее благоприятной для ВКР будет динамика, при которой рост товарооборота совпадет с увеличением доли пайщиков в обслуживаемом населении.

Необходимо также исследовать степень охвата денежных доходов членства оборотом потребительского общества. Полученные результаты следует соотнести с общей величиной товарооборота потребительского общества, а при необходимости и с величиной товарооборота в зоне кооперативного обслуживания. Такое сравнение покажет, насколько пайщики кооператива заинтересованы в его деятельности, и насколько сам кооператив действует в интересах пайщиков. Рост товарооборота, созданного пайщиками, прослеживаемый на протяжении нескольких лет, покажет положительную динамику укрепления экономической заинтересованности членства.

При этом, однако, понадобится провести сравнение товарооборота пайщиков с их численностью. Увеличение или снижение оборота на фоне изменения числа пайщиков должно подвергаться специальному анализу. Не лишним будет использовать показатель величины товарооборота на отдельного члена кооператива.

Наконец, следует ввести аналитические показатели эффективности использования паевого капитала, такие как расчет товарооборота на рубль паевого капитала и степень использования паевого капитала в создании товарооборота:

Другим важным инструментом отслеживания развития ВКР должен стать учет и расход доходов, полученных кооперативом от пайщиков и непайщиков. В отличие от товарооборота, эти цифры укажут на итоговый результат хозяйственной деятельности кооператива внутри кооперативного рынка. Разделение кооперативного дохода на две части, по нашему мнению, необходимо для сохранения его некоммерческой сущности. Пайщики должны получать дивиденды на пай от той суммы дохода, которая создается их хозяйственной деятельностью. Из нее же следует начислять кооперативные выплаты.

Доходы, полученные от трансакций с непайщиками, должны направляться в фонд развития и на другие нужды кооператива.

Для урегулирования вопроса о соотношении долей прибыли, приходящихся на дивиденды и выплаты, для дивидендов следует установить коридор в 10-50% от прибыли, внутри которого общее собрание имеет право устанавливать свои соотношения.

Из общей суммы прибыли должен формироваться лишь фонд культурного развития членства и пропаганды кооперативных ценностей.

Для потребительских обществ, действующих в сельской местности, необходимо вести учет оборота закупок, созданных членами-пайщиками. Так, для расчета закупочного оборота пайщиков понадобится формула:

Анализ источников поставки товаров в торговую сеть должен учитывать показатель участия в поставках личных подсобных хозяйств (ЛПХ) граждан и отдельно ЛПХ членов-пайщиков:

Особой статьей анализа должно стать создание пайщиками - владельцами ЛПХ и К(Ф)Х сельскохозяйственных потребительских кооперативов, которые бы совместно с заготовительными пунктами потребительских обществ занимались сбытом сельскохозяйственной продукции. Для этого должны быть использованы:

- численный показатель - количество созданных кооперативов;

- объемный показатель - фактический объем деятельности (тонны, кг.);

- стоимостной показатель - оборот, доход (руб.).

Для современной потребкооперации, в которой существует диспропорция между численностью внешних пайщиков и пайщиков-работников, необходимая доля внешних пайщиков в кооперативе может рассчитываться по формуле:

Поставив в числителе сведения о пайщиках-работниках, по этой же формуле можно рассчитать их долю в общей массе членства.

Участие пайщиков в деятельности предприятий потребительской кооперации на руководящих должностях и на местах специалистов может стать важным показателем развития кооперативного членства.

Потребительские общества в силу своей природы обязаны поддерживать культурные запросы членов, а также вкладывать средства в в их обучение и образование. По этой причине отчисления на культурное развитие и образование пайщиков должны фиксироваться кооперативной статистикой, и соответствующий показатель должен отражать, какую долю от величины оборота выделяет потребительское общество на удовлетворение внеэкономических интересов пайщиков.

В целом, общеэкономические условия или правила функционирования внутреннего кооперативного рынка гипотетически описываются через четыре главных показателя, два из которых имеют ценовой характер, третий выражается в процентах к установленной норме, а четвёртый исчисляется в лицах:

- цены оптовых закупок - стремятся к минимально возможной величине;

- цены розничных продаж - стремятся к среднерыночным показателям (по регионам). То есть, в рознице кооперация ставит цель получить оптимальную прибыль;

- кооперативные выплаты (и «культурпроцент») - стремятся к максимально допустимой законодательством и уставом величине;

- состав членов, участвующих в хозяйственной деятельности кооператива, расширяется.

В итоге получаем следующую последовательность формирования и развития внутреннего кооперативного рынка, рассмотренную с учетом ценовой политики и удовлетворения материальных потребностей членства:

где:

Цоз - цены оптовых закупок;

Црп - цены розничных продаж;

Кв/к - кооперативные выплаты и «культурпроцент»;

Ч - численность членов-покупателей;

ВКР - внутренний кооперативный рынок в состоянии устойчивого развития.

При всей условности данной схемы, её соблюдение означает, что все процессы, отраженные названными показателями, движутся в правильном направлении, и внутренний рынок кооперации укрепляется.

Библиографический список

1. Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации Российской Федерации за 2007 г. [Текст]. - М.: Центросоюз РФ, апрель 2008 г.

2. Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации Российской Федерации за 2008 г. [Текст] - М.: Центросоюз РФ, апрель 2009 г.

3. Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации Российской Федерации за 2009 г. [Текст] - М.: Центросоюз РФ, апрель 2010 г.

4. Slaithwaite Cooperative Limited. URL: http: // www. slaithwaite. Coop /sites /default /files /Share_Offer pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.