Архитектура и дизайн
Правильная ссылка на статью:
Мусиенко А.В., Акулова Н.А. — Реставрация знаковых объектов на примере сохранения Дворца Юсуповых // Архитектура и дизайн. - 2022. - № 2. DOI: 10.7256/2585-7789.2022.2.39988 EDN: JXTRWA URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=39988
Реставрация знаковых объектов на примере сохранения Дворца Юсуповых
Мусиенко Александра Владимировна
СКСЮ: 0000-0001-8785-3943 специалист, СПБ ГКУ "Дирекция заказчика" 191023, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Торговый Пер., 2
Акулова Надежда Александровна
СКСЮ: 45365225 кандидат архитектуры
доцент, кафедра реконструкция и реставрация архитектурного наследия, Санкт-Петербургский
Государственный Архитектурно-строительный Университет
190005, Россия, г. Санкт-Петербург, уп. 2-Я красноармейская ул., 4
Статья из рубрики "Культурное наследие"
DOI:
10.7256/2585-7789.2022.2.39988
EDN:
JXTRWA
Дата направления статьи в редакцию:
16-03-2023
Аннотация: Предметом исследования является подход к сохранению Дворца Юсуповых на набережной реки Мойки, дом 94, города Санкт-Петербурга. Объектом исследования является ремонтно-реставрационные мероприятия в личных покоях княгини: Кабинет княгини, Туалетная, Ванная, Персидская. Цель исследования - «пополнение базы знаний» специалистов в области сохранения, популяризации и охраны объектов культурного наследия. Наряду с дворцовыми объектами Северной столицы, ансамбль Дворца Юсуповых, является воплощением культуры своего времени выраженного в
роскоши быта. Памятник имеет богатую историко-архитектурную историю, отраженную в многочисленных книгах и монографиях, однако раскрытию опыта ремонтно-реставрационных работ столь ценного для изучения памятника уделено крайне мало внимания. Актуальность исследования состоит в научном рассмотрении ремонтно-реставрационных работ на предмет подхода к сохранению знакового объекта дворцовой архитектуры. Практическая ценность данного исследования направлена на пополнение «реставрационной базы знаний», путем освещения реставрационных мероприятий, проведенных в 2020 году в помещениях Дворца с шестью флигелями, входящего в состав объекта культурного наследия федерального наследия Дворца Юсуповых. К этим залам относятся личные покои княгини: Кабинет княгини (Малая белая гостиная), Туалетная (Фарфоровый будуар), Ванная, Персидская (Восточный будуар). На основе рассмотренных материалов проведен анализ состояния помещений до реставрации и выполненных работ. Обозначен подход к сохранению памятника в целом.
Ключевые слова:
Дворец Юсуповых, реставрация, сохранение исторических интерьеров, личные покои, целостная реставрация, объекты культурного наследия, реставрационные подходы, принципы реставрации, знаковые объекты Санкт-Петербурга, база знаний
Введение
Опыт сохранения объектов культурного наследия (далее - ОКН), является актуальной темой мирового уровня. Он отражает систему ценностей страны, уровень культуры, технических возможностей и мастерства специалистов.
Отдельное место в разнообразии архитектурных объектов занимают дворцы, воплощающие могущество и роскошь аристократического общества. Возведение сооружений дворцового типа основывалось на желании публичной демонстрации
благосостояния его владельца и ярко отражало приоритеты своей эпохи -Ш.
Одним из знаковых представителей таких объектов является Дворец Юсуповых. Памятник имеет богатую историко-архитектурную историю, отраженную в многочисленных книгах и монографиях, раскрывающих его продолжительную строительную историю, судьбу владельцев, художественную ценность интерьеров, а также исторических факт убийства Г. Распутина в стенах дворца.
Данный дворец относится к объектам культурного наследия высокой степени сохранности, так как является архитектурной достопримечательностью, которой удалось максимально сохранить исторический облик после разрушительных военных действий. С момента национализации общество оценило памятник по достоинству, приспособив его под функции, позволившие ему сохранить свои уникальные интерьеры в неизменном виде.
В настоящее время в здании дворца располагается «Дворец культуры работников просвещения, который в 1990-е годы сформировался в многофункциональный историко-культурный центр, соединяющий просветительскую, экскурсионную, выставочную и концертную деятельность» Историко-культурный дворцовый ансамбль имеет как всероссийское значение, так и европейскую известность. Он таит в себе богатый опыт мастеров, причастных как к его строительству, так и к сохранению.
Ремонтно-реставрационная деятельность во Дворце Юсуповых, как и на других памятниках истории и культуры не была самостоятельной, а соответствовала развитию реставрационной практики и мировоззрению своего времени. К вопросу сохранения, реставрации объектов архитектуры, да и просто признания их как памятника культуры и искусства российское общество шло поступательно. Понятие реставрации и требования к ней напрямую связаны с приоритетами поколения на данный период времени, а также техническим прогрессом. Не мало было допущено ошибок за историю реставрации, прежде чем пришло осознание основ - возможности обратимости и минимизировании вреда для объекта реставрации ^З^.
Значительный вклад в развитие реставрации в России внесли события Великой Отечественной войны. Последствия масштабных разрушений поставили перед специалистами задачу в оперативных и взвешенных решениях для достижения максимального результата - воссоздания и восстановления утраченных и полуразрушенных памятников. В этот период была заложена ленинградская школа реставрации. Получила развитие так называемая «научная реставрация», которая и по настоящее время служит основой в принятии решений по сохранению ОКН.
Завершающим этапом реставрации Дворца с шестью флигелями была реставрация 2020 года [4]. Она проходила в помещениях личных комнат княгини: Кабинет княгини (Малая белая гостиная), Туалетная (Фарфоровый будуар), Ванная, Персидская (Восточный будуар). Виды материалов, вошедших в реставрацию представлены в таблице 1.
В основу исследования ремонтно-реставрационных работ вошла документация, разработанная подрядной организации и организации ведущей авторский надзор в 2020 году ООО «Возрождение Петербурга», а именно проекты по ремонту и реставрации и научно-реставрационные отчеты. В исследовании были сопоставлены основные дефекты и проведенные виды работ по их устранению. Согласно рассмотренной документации, можно сделать заключение, что ни один элемент отделки не остался без внимания. Натурные обследования подробно зафиксировали состояние всех элементов в отдельности и по каждому из них были выполнены комплексные мероприятия по сохранению, начиная от поверхностных расчисток от общих загрязнений и заканчивая воссозданием утраченных фрагментов по иконографическим материалам.
Для наглядной оценки уровня износа помещений авторами статьи был разработан метод, основанный на системном анализе в следующей интерпретации.
Состояние отделочных материалов условно распределено по трем позициям. Каждой даны определения, включающие перечень допустимых дефектов. В формате таблицы проведено заполнение значениями в процентном соотношении. За 100% взято количество элементов интерьера в целом (без мебели), без учета площадей данных элементов, так как целью анализа, является определение преобладающего состояние этих элементов. 100% равномерно распределены между элементами интерьера в равном процентном соотношении. В соответствии с дефектами элемента, его процентное значение вносилось в соответствующую его состоянию ячейку (пример заполнения приведен в таблице 1). Прием процентного распределения элементов интерьера исходя из их количества
В качестве обобщающих терминов применены следующие определения:
Работоспособное состояние (Р) - общее состояние отделочных элементов интерьера, при котором наблюдается фрагментарный износ, малочисленные утраты, волосяные трещины,
сколы, искажение цвета и иные причины естественного старения.
Ограничено-работоспособное состояние (ОР) - общее состояние отделочных элементов интерьера, при котором наблюдается фрагментарная деформация элементов, без опасности внезапного разрушения; глубокие трещины, деструкция слоев, утраты фрагментов элементов отделки, позволяющие их восстановить по иконографическим материалам и сохранившимся аналогам в интерьере.
Аварийное состояние (А) - общее состояние отделочных элементов интерьера, при котором наблюдается многочисленные деформации, трещины, сколы, износ; утраты без возможности документально обоснованного восстановления элемента; высокая опасность разрушения элемента.
В рассмотренной документации приводятся основные дефекты стен (и их элементов), потолка (и их элементов), дверных и оконных заполнений (включая фурнитуру), пола, подоконных досок, осветительных приборов, каминов, решеток радиаторов. К преобладающими дефектами в изученных залах являются: общее поверхностное загрязнение, мелкие трещины и сколы, расхождение элементов резного декора, фрагментарная утрата золочения на различных поверхностях, изменение оригинальной пластики лепного декора, некачественная вышпаровка фонов, запыленность штофа и ослабление его основания, общая изношенность фурнитуры, перекосы оконных рам, многослойные красочные наслоения, потеря четкости рельефа, утраченная фурнитура и ее потемнение, потертости, не качественно выполненные мастиковки на мраморных поверхностях, истертость лакового слоя паркета (трещины, сколы), мелкие утраты на различных элементах отделки.
По описание основных дефектов отделочных материалов в проектной документации можно оценить уровень износа каждого из них, однако для общей оценки состояния интерьера, необходимо составить комплексное заключение. Расчет уровня общего износа помещений представлен на рис 1.
По результатам выполненного анализа, можно сделать вывод, что преобладающим состоянием элементов в рассмотренных интерьера было работоспособное, так как процентное соотношение колеблется от 62% до 75%. В меньшей мере элементы интерьеров находились в ограничено-работоспособном состоянии, их процентное соотношение в диапазоне от 17% до 38%. Аварийному состоянию были подвержены лишь 8% элементов и они находились только в Кабинет княгини.
Полученные данные наглядно демонстрируют, что основание для вторжения в памятник, преследовало цель поддержания внешнего облика интерьеров во всем их великолепии, а именно создания имитации, так как среди дефектов отсутствовала опасность в части биопоражений, надежности и безопасности конструкций. Уровень износа рассмотренных интерьеров не нарушал возможность эксплуатации помещений. Основным реставрационным подходом ремонтно-реставрационных работ в Дворце с шестью флигелями стал целостный подход, отражающий цель поддержания вида исторических интерьеров и атмосферы дворянского аристократического особняка на момент его на ив ыс ше го ра с цв е та .
Данная цель подкреплена нормативно-правовой базой по сохранению объектов культурного наследия, что и приводится в выводах научно-реставрационных отчетов:
«- Проведённая работа соответствует требованиям действующих нормативных документов в области общественных зданий и реставраций культурного наследия;
- Отвечает целям сохранения объекта культурного наследия федерального значения.
- Все действия, связанные с внедрением в объект, предусматривают мероприятия по сохранению объекта культурного наследия и его долговременной эксплуатации».
В заключении стоит отметить, приоритет внешнего вида в данных мероприятиях по сохранению памятника преобладает над приоритетом сохранения подлинности. Многими вмешательствами, пожалуй, можно было бы пренебречь для сохранения «патины времени» и атмосферы угасающей роскоши. Но именно бережное отношение к дворцу, цель продления жизни памятника и поддержание его эксплуатационных свойств в максимально роскошном состоянии обеспечило нам возможность созерцания задумки архитектора.
Таким образом можно сделать вывод, что рассмотренный опыт реставрации Дворца с шестью флигелями отражает выше обозначенные ценности по сохранению знаковых ОКН.
Таблица 1
Материалы отделки интерьеров, вошедшие в реставрацию
Ма те р иа л ы отделки инте р ье ра Помещение
Кабинет Княгини Туалетная (фарфоровый будуар) Ванная Персидская
Металл с та л ьной шток; латунь; Шпиатр; Бронза; черный металл; Чугун с та льной шток; латунь; черный ме та л л латунь сталь; латунь
Дерево Дуб; Сосна; Клен; Орех Дуб; Сосна
Стекло / зеркало присутствует
Камень Оникс; Мраморизованный известняк "Yellow Saint Beaume" отсутствует в интерьерах Мраморизованный известняк "Yellow Saint Beaume"
Живопись масло по фанере; прессованный картон, масло. отсутствует в интерьерах Масляная роспис поверх золота
Ткань Штоф отсутствует в интерьерах
Растворы масляно-клеевая шпаклевка; И з в е с тко в о -гипсовая штукатурка масляно-клеевая шпаклевка из в е с тко в о -гипсовая с окатанным песком фракцией 0,1-1,5. Соотношения 8 : 1 : 9 час те й; масляно-клеевая шпаклевка; Гипс;
Лепной декор масляно-клеевая шпаклевка, масляно-клеевая покраска, с мело-клеевой левкас, масляно-клеевая шпаклевка, отсутствует в интерьерах
бликовкой золотом (на мордан); мело-клеевого левкаса масляно-клеевая покраска
Золочение/ Серебрение бликовки на мо рда н; гальваническое золочение бликовки на мордан; гальваническое золочение на мордан Морданное золочение по левкасу; гальваническое золочение
Покраска вододисперсионная краска; масло; масляная краска (имитация разделки) «те мпе р на я масляно-клеевая покраска» масляно-клеевая покраска клеевая
Иное отсутствует в инте рье ра х отсутствует в инте рье ра х Плитка керамическая отсутствует в инте рье ра х
Таблица 2
Пример процентного распределения элементов интерьера
Персидская (Восточный будуар)
Весь интерьер Элементы интерьера Процентное распределение по элементам
100% Потолочное оформление 12,50%
Оформление стен 12,50%
Оконные заполнения 12,50%
Оконная фурнитура 12,50%
Подоконная доска 12,50%
Полы 12,50%
Заркало в резной раме 12,50%
Радиаторы 12,50%
А) Кабинет княгини (Малая белая гостиная)
Б) Туалетная (Фарфоровый будуар)
■ г вор «а шрвор ал
В) Персидская (Восточный будуар) Г) Ванная
Рис. 1. Общий уровень износа помещений
Библиография
1. Дворцы. Особняки. Усадьбы. Музейный формат [Текст] : сборник научных статей XXIV Царскосельской конференции / Государственный музей-заповедник «Царское село». - СПб.: Серебряный век, 2018. 745 с.
2. Юсуповский дворец на мойке. : [электронный ресурс]. - 2023 - URL: https://www.yusupov-palace.ru/ru/palace/history (дата обращения 10.03.2023)
3. Летопись возрождения. Восстановление памятников архитектуры Ленинграда и пригородов, разрушенных в годы отечественной войны немецко-фашистскими захватчиками. Кедринский А.А, Колотов М.Г., Медерский Л.А., Раскин А.Г. Изд. Литературы по строительству. - Л., 1971 113 с.
4. Навигатор по государственным сайтам Санкт-Петербурга. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. : [электронный ресурс]. - 2023 - URL
https://kgiop.gov.spb.ru/uchet/list_objects/541/ (дата обращения 09.03.2023)
5. Федеральный закон № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002. : [электронный ресурс]. - 2023 - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/ (дата обращения 09.03.2023).
6. Проектная документация ООО «Возрождение Петербурга» на реставрацию и ремонт интерьеров помещений объекта культурного наследия федерального значения «Дворец Юсуповых», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 94 лит. А Раздел II. Проектные работы. Том 9. Общая пояснительная записка. Шифр ПД-01-04-2018-ПЗ. Архив СПБ ГКУ «Дирекция заказчика». 2018. СПб. 113 с.
7. Проектная документация ООО «Возрождение Петербурга» на реставрацию и ремонт интерьеров помещений объекта культурного наследия федерального значения «Дворец Юсуповых». расположенного по адресу: Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 94 лит. А Раздел I. Комплексные научные исследования. Том 12. Натурное обследования и исследование материалов отделки помещений. Шифр ПД-01-04-2018-ТР-1. Архив СПБ ГКУ «Дирекция заказчика». 2018. СПб. 266 с.
8. Отчетная документация о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации объект культурного наследия федерального значения «Дворец Юсуповых» (г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 94). Реставрация интерьеров Личных комнат княгини З.Н. Юсуповой-Персидская и Ванная комната. ГК № АН-25-2020. Архив СПБ ГКУ «Дирекция заказчика». 2018. СПб. 263 с.
9. Отчетная документация о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного
наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации объект культурного наследия федерального значения «Дворец Юсуповых» (г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 94). Реставрация интерьеров Личных комнат княгини З.Н. Юсуповой-Туалетная комната. ГК № АН-21-2020. Архив СПБ ГКУ «Дирекция заказчика». СПб. 234 с. 10. Отчетная документация о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации объект культурного наследия федерального значения «Дворец Юсуповых» (г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 94). Реставрация интерьеров Личных комнат княгини З.Н. Юсуповой-Кабинет княгини (1 и 2 этап). ГК № АН-12-2020, ГК № АН-27-2020. Архив СПБ ГКУ «Дирекция заказчика». СПб. 257 с.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
В журнал «Архитектура и дизайн» автор представил свою статью «Реставрация знаковых объектов на примере сохранения Дворца Юсуповых», в которой исследован опыт ремонтно-реставрационной деятельности в сохранении объектов историко-культурного наследия.
Автор исходит в изучении данного вопроса из того, что приоритет внешнего вида преобладает над приоритетом сохранения подлинности. Но, как отмечает автор, именно бережное отношение к дворцу, цель продления жизни памятника и поддержание его эксплуатационных свойств в максимально роскошном состоянии обеспечивает потомкам возможность созерцания творения архитектора.
Актуальность исследования определяется тем, что опыт сохранения объектов историко-культурного наследия отражает систему ценностей страны, уровень культуры, технических возможностей и мастерства специалистов. Научная новизна и цель исследования заключается в разработке метода наглядной оценки уровня износа помещений. Научным обоснованием разработанного метода явилась так называемая «научная реставрация» (ленинградская школа реставрации), которая и по настоящее время служит основой в принятии решений по сохранению объектов культурного наследия. В основу исследования ремонтно-реставрационных работ вошла документация, разработанная подрядной организации и организации ведущей авторский надзор в 2020 году ООО «Возрождение Петербурга», а именно проекты по ремонту и реставрации и научно-реставрационные отчеты. В исследовании автором были сопоставлены основные дефекты и проведенные виды работ по их устранению. Выбор объекта исследования автор объясняет тем, что Дворец Юсуповых имеет богатую историко-архитектурную историю, отраженную в многочисленных книгах и монографиях. Данный дворец относится к объектам культурного наследия высокой степени сохранности, так как является архитектурной достопримечательностью, которой удалось максимально сохранить исторический облик после разрушительных военных действий. К сожалению, автором не представлен материал по теоретическому обоснованию и степени научной проработанности проблематики. Библиографический список также не содержит теоретических трудов.
В исследовании автором представлено описание разработанного метода. Состояние отделочных материалов условно распределено по трем позициям, каждой даны определения, включающие перечень допустимых дефектов. В соответствии с дефектами
элемента, его процентное значение вносилось в соответствующую его состоянию ячейку. Автором использован прием процентного распределения элементов интерьера исходя из их количества. В рассмотренной документации автором изучены основные дефекты стен, потолка, дверных и оконных заполнений, пола, подоконных досок, осветительных приборов, каминов, решеток радиаторов. В результате исследования автором составлено комплексное заключение и произведен расчет уровня общего износа помещений.
Проведенная оценка износа помещений позволила автору сделать вывод, что основанием для реставрации послужила цель поддержания внешнего облика интерьеров, а именно создания имитации, так как среди дефектов отсутствовала опасность в части биопоражений, надежности и безопасности конструкций. Данная цель подкреплена нормативно-правовой базой по сохранению объектов культурного наследия.
В завершении автором представлены выводы по проведенному исследованию, включающие все ключевые положения изложенного материала.
Представляется, что автор в своем материале затронул актуальные и интересные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрав для анализа тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе повлечет определенные изменения в сложившихся подходах и направлениях анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье. Полученные результаты позволяют утверждать, что изучение возможностей и методов сохранения и поддержания надлежащего состояния объектов историко-культурного наследия представляет несомненный теоретический и практический культурологический интерес и может служить источником дальнейших исследований.
Представленный в работе материал имеет четкую, логически выстроенную структуру, способствующую более полноценному усвоению материала. Этому способствует и адекватный выбор методологической базы. Однако библиографический список состоит всего лишь из 10 источников и не включает научные труды по исследуемой проблематике, что представляется недостаточным для обобщения и анализа научного дискурса. Можно сказать, что автор выполнил поставленную цель, получил определенные научные результаты, показал знание изучаемой проблематики. Следует констатировать: статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании после устранения указанного недостатка.