Научная статья на тему '"Тайник" Грановитой палаты Большого Кремлевского дворца: историческая мифология и реальность'

"Тайник" Грановитой палаты Большого Кремлевского дворца: историческая мифология и реальность Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
958
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ / MOSCOW KREMLIN / ГОСУДАРЕВ ДВОР / SOVEREIGN COURT / ДВОРЦОВЫЙ АНСАМБЛЬ / PALACE COMPLEX / ТРОННЫЙ ЗАЛ / THRONE ROOM / РЕСТАВРАЦИЯ / RESTORATION / АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / ARCHIVAL DOCUMENTS / ЦАРИЦЫНА ПАЛАТА / TSARINA'S CHAMBER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Масленникова Ирина Александровна

В последние десятилетия отечественная историческая наука уделяет большое внимание изучению процесса складывания, трансформации и репрезентации властью своего образа и идеологии. Важнейшим зримым воплощением образа власти Московской Руси был кремлевский дворцовый ансамбль, история которого, однако, содержит множество лакун. Одна из них связана с широко растиражированной исторической легендой о жизни Кремлевского дворца XVI-XVII столетий. Эта легенда прекрасно вписывается в сложившееся представление о крайне закрытом образе жизни русских государынь, которые имели возможность наблюдать за официальными церемониями во дворце лишь из специального чердачного помещения Грановитой палаты, так называемого «Тайника». Представляется важным изучить этот архитектурный элемент древнего дворца с различных ракурсов: как со стороны выяснения его истинного предназначения, так и со стороны его восприятия исследователями XIX столетия. Для осуществления обозначенной цели необходимо выделить две основные исследовательские задачи: проследить историю формирования популярной мифологии, а также выявить реальные факты строительной истории дворца, позволяющие усомниться в логике традиционно сложившихся аргументов. Выявленные на сегодняшний день архивные источники, а также данные реставрационных и научно-исследовательских работ во дворце не подтверждают однозначных выводов о бытовании чердачного помещения Грановитой палаты в ранний период существования дворцовой резиденции (до пожара 1682 г.). Однако они дают возможность поставить под сомнение устойчивые представления о представительницах женской половины царской семьи исключительно как о «теремных затворницах». Это позволяет по-новому взглянуть как на официально-представительскую, так и повседневную жизнь государева двора XVII столетия. Кроме того, большой интерес для исследователей Кремлевского дворца представляет рассказ о современной исторической реконструкции верхних сеней тронного зала: их нынешний облик объединяет в себе элементы интерьера, составлявшие в разное время декоративное убранство основного пространства палаты и ее чердачного помещения. В целом, предлагаемый материал прослеживает историю бытования «Тайника» Грановитой палаты в разные исторические эпохи: при дворе московских правителей, в XVIII-XIX столетиях, в современный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Масленникова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The “Secret Room” of the Kremlin Palace of Facets: Historical mithology and Realities

In recent decades, Russian historiography has dedicated much effort to the study of the process of formation, transformation and representation by the Russian government of its image and ideology. The most important visible embodiment of the image of power of the Muscovite Rus was the Kremlin Palace complex, whose history, however, contains many lapses. One of these lapses is linked to a widely repeated historical legend about the life of the Kremlin Palace in the 16th-17th centuries. This legend fits perfectly into the prevailing view of the extremely closed way of life of the Russian tsarinas, who could observe official ceremonies in the palace only from a specific attic room of the Palace of Facets, the so-called “Secret Room”. It becomes important to study this architectural element of the ancient palace from various angles: both from the angle of clarifying its true purpose and from the angle of its perception by researchers of the 19th century. In order to achieve this goal, it is necessary to identify two main research tasks: to trace the history of the formation of the above-mentioned popular myth, as well as to reveal the real facts of the building history of the palace, which ultimately causes us to doubt the logic of the traditionally developed arguments. The archival sources located to date, as well as the data of restoration and scientific research work in the palace, do not confirm the unequivocal conclusions about the existence of an attic room in the Palace of Facets during the early period of the palace residence (before the fire of 1682). However, they do provide the possibility to question the established ideas regarding the female representatives of the royal family as exclusively “prison hermits”. This in turn allows us to take a fresh look at both the official-representative and everyday life of the sovereign court during the 17th century. In addition, the story of the modern historical reconstruction of the upper entryways of the throne room is of great interest for the researchers of the Kremlin Palace: their current appearance combines elements of the interior that at various times made up the decorative adornment of the main space of the palace and its attic room. As a whole, the proposed material traces the history of the existence of the “Secret Room” of the Palace of Facets in different historical epochs: at the court of the Muscovite rulers, in the 18th-19th centuries, and in the modern period.

Текст научной работы на тему «"Тайник" Грановитой палаты Большого Кремлевского дворца: историческая мифология и реальность»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2018. № 3

И.А. Масленникова*

«ТАЙНИК» ГРАНОВИТОЙ ПАЛАТЫ БОЛЬШОГО КРЕМЛЕВСКОГО ДВОРЦА: ИСТОРИЧЕCКАЯ МИФОЛОГИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ

Аннотация. В последние десятилетия отечественная историческая наука уделяет большое внимание изучению процесса складывания, трансформации и репрезентации властью своего образа и идеологии. Важнейшим зримым воплощением образа власти Московской Руси был кремлевский дворцовый ансамбль, история которого, однако, содержит множество лакун. Одна из них связана с широко растиражированной исторической легендой о жизни Кремлевского дворца XVI—XVII столетий. Эта легенда прекрасно вписывается в сложившееся представление о крайне закрытом образе жизни русских государынь, которые имели возможность наблюдать за официальными церемониями во дворце лишь из специального чердачного помещения Грановитой палаты, так называемого «Тайника». Представляется важным изучить этот архитектурный элемент древнего дворца с различных ракурсов: как со стороны выяснения его истинного предназначения, так и со стороны его восприятия исследователями XIX столетия. Для осуществления обозначенной цели необходимо выделить две основные исследовательские задачи: проследить историю формирования популярной мифологии, а также выявить реальные факты строительной истории дворца, позволяющие усомниться в логике традиционно сложившихся аргументов. Выявленные на сегодняшний день архивные источники, а также данные реставрационных и научно-исследовательских работ во дворце не подтверждают однозначных выводов о бытовании чердачного помещения Грановитой палаты в ранний период существования дворцовой резиденции (до пожара 1682 г.). Однако они дают возможность поставить под сомнение устойчивые представления о представительницах женской половины царской семьи исключительно как о «теремных затворницах». Это позволяет по-новому взглянуть как на официально-представительскую, так и повседневную жизнь государева двора XVII столетия. Кроме того, большой интерес для исследователей Кремлевского дворца представляет рассказ о современной исторической реконструкции верхних сеней тронного зала: их нынешний облик объединяет в себе элементы интерьера, составлявшие в разное время декоративное убранство основного пространства палаты и ее чердачного помещения. В целом, предлагаемый материал прослеживает историю бытования «Тайника» Грановитой

* Масленникова Ирина Александровна, научный сотрудник научно-хранитель-ского отдела «Музеи-соборы» Музеев Московского Кремля

Maslennikova Irina Aleksandrovna, Research Associate, Scientific-Conservation Department of the "Museums-Cathedrals", Moscow Kremlin Museums +7-915-388-99-84; iak9@mail.ru

палаты в разные исторические эпохи: при дворе московских правителей, в XVIII—XIX столетиях, в современный период.

Ключевые слова: Московский Кремль, государев двор, дворцовый ансамбль, тронный зал, реставрация, архивные документы, Царицына палата.

I.A. Maslennikova

THE "SECRET ROOM" OF THE KREMLIN PALACE OF FACETS: HISTORICAL MITHOLOGY AND REALITIES

Abstract. In recent decades, Russian historiography has dedicated much effort to the study of the process of formation, transformation and representation by the Russian government of its image and ideology. The most important visible embodiment of the image of power of the Muscovite Rus was the Kremlin Palace complex, whose history, however, contains many lapses. One of these lapses is linked to a widely repeated historical legend about the life of the Kremlin Palace in the 16th—17th centuries. This legend fits perfectly into the prevailing view of the extremely closed way of life of the Russian tsarinas, who could observe official ceremonies in the palace only from a specific attic room of the Palace of Facets, the so-called "Secret Room". It becomes important to study this architectural element of the ancient palace from various angles: both from the angle of clarifying its true purpose and from the angle of its perception by researchers of the 19th century. In order to achieve this goal, it is necessary to identify two main research tasks: to trace the history of the formation of the above-mentioned popular myth, as well as to reveal the real facts of the building history of the palace, which ultimately causes us to doubt the logic of the traditionally developed arguments. The archival sources located to date, as well as the data of restoration and scientific research work in the palace, do not confirm the unequivocal conclusions about the existence of an attic room in the Palace of Facets during the early period of the palace residence (before the fire of 1682). However, they do provide the possibility to question the established ideas regarding the female representatives of the royal family as exclusively "prison hermits". This in turn allows us to take a fresh look at both the official-representative and everyday life of the sovereign court during the 17th century. In addition, the story of the modern historical reconstruction of the upper entryways of the throne room is of great interest for the researchers of the Kremlin Palace: their current appearance combines elements of the interior that at various times made up the decorative adornment of the main space of the palace and its attic room. As a whole, the proposed material traces the history of the existence of the "Secret Room" of the Palace of Facets in different historical epochs: at the court of the Muscovite rulers, in the 18th—19th centuries, and in the modern period.

Keywords: Moscow Kremlin, sovereign court, palace complex, throne room,

restoration, archival documents, Tsarina's Chamber.

* * *

Истории дворцового церемониала и частной жизни царской семьи периода Московской Руси посвящены труды исследователей разных эпох, данной тематики в той или иной степени касались в своих

работах ведущие русские историки ХУШ—ХГХ вв., публиковались многочисленные сборники архивных документов1. Подобный ракурс исследований оказался вне рамок советской историографии, но в последние десятилетия наблюдается устойчивый интерес к теме. Кремлевский дворец, официальная резиденция главы государства на протяжении столетий, был важнейшим пространством, где происходили как официальные государственные мероприятия, так и события, связанные с частной жизнью царской семьи. Ограниченный характер источников, связанных с жизнью государева двора, закрытый образ жизни обитателей дворца, затрудненный доступ исследователей к объектам древнего ансамбля, являющимся частью режимной резиденции, — все эти факторы способствовали тому, что с историей дворца оказалось связано множество исторических мифов. Один из них касается глубоко укоренившегося представления о крайне закрытом образе жизни женской половины царской семьи и распространенной легенды о том, что русские правительницы наблюдали за церемониями, проходившими в тронном зале дворца — Грановитой палате — из специального помещения, расположенного в верхней части постройки, так называемого «Тайника».

Формирование мифа о «Тайнике»

Немногочисленные источники, содержащие сведения о представительской и дипломатической деятельности русских правительниц конца ХУ—ХУ1 вв., свидетельствуют о том, что они лично участвовали в публично-представительских церемониях, в том числе дипломатических. Упоминания о том, что мать Ивана IV Грозного, великая княгиня Елена Глинская, будучи регентом при малолетнем сыне, неоднократно давала аудиенции иностранным послам, содержатся в летописных источниках и архивных документах2. В приведенных материалах нет точного указания на место, где проходили эти церемонии, однако исследовательские работы, проводившиеся на некоторых объектах древней части Большого Кремлевского дворца специалистами Центральных научно-реставрационных про-

1 Повседневные дворцовые времени государей царей и великих князей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича записки. Издание Императорского Московского Университета. М., 1769; Строев П.М. Выходы государей царей и великих князей Михаила Федоровича, Алексия Михайловича, Федора Алексеевича, всея Руси самодержцев (с 1632 по 1682 год). М., 1844; Забелин И.Е. Дополнения к Дворцовым разрядам // Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских при Московском Университете. М., 1882—1883; Успенский А.И. Столбцы бывшего архива Оружейной палаты. М., 1912—1914.

2 Львовская летопись // РЛ. Т. 5. Рязань, 2000. С. 25-27. ОПИ ГИМ. Ф. 440. Оп. 1. № 214. Л. 30-31 об.

ектных мастерских во второй половине 1990-х — начале 2000-х гг.3, позволяют сделать вполне обоснованное предположение, что приемы происходили в одном из помещений северного крыла древнего дворца, построенного повелением великого князя Ивана III итальянскими архитекторами. Возведение каменного дворца в Кремле началось в 1487 г. с закладки архитектором Марко Фрязином Грановитой палаты «на том месте, где терем стоял»4.

Основная его часть, выстроенная в 1499—1508 гг. архитектором Алоизио да Каркано, состояла из трех частей: выходивших на Соборную площадь парадных Средней Золотой и Грановитой палат, Набережных палат — с южной стороны, и жилого крыла — с северной. Как удалось выявить в результате натурных работ, сохранившийся второй этаж северного крыла представляет собой монолитный блок из девяти каменных палат, который со стороны Соборной площади замыкает палата, первоначально именовавшаяся Наугольной, а затем, в 1580-х гг., получившая название Золотой Царицыной5. Парадный характер палат северного корпуса6, а также то обстоятельство, что они расположены на женской половине государева двора, рядом с домовым храмом русских правительниц — церковью Рождества Богородицы, — делает вполне логичным допущение, что эти палаты (или одна из них) могли использоваться княгиней в качестве залов для официальных аудиенций.

С 1680-х гг. крайняя восточная палата северного крыла, впервые упомянутая в летописи в связи с бракосочетанием Василия III и Елены Глинской в 1526 г. как Наугольная7, приобретает статус тронного зала царицы Ирины Годуновой. С конца XVI в. она все чаще упоминается в архивных источниках при описании официальных приемов государыни. В исторических документах конца XVI—XVII вв. встречаются разные ее названия: «палата царицы Ирины», «Меньшая Золотая палата», «Наугольная от Пречистой» и, наконец, «Золотая Царицына». В Царицыной палате проходили также всевозможные церемонии семейного характера: приемы родственников

3 Подьяпольский С.С., Евдокимов Г.С., Рузаева Е.И., Яганов А.В., Яковлев Д.Е. Новые данные о Кремлевском дворце рубежа XV—XVI вв. // Русское искусство позднего средневековья. СПб., 2003. С. 51—99.

4 Патриаршая, или Никоновская летопись // Полное собрание русских летописей. Т. XII. СПб., 1901. С. 219.

5 Подъяпольский С.С., Евдокимов Г.С., Рузаева Е.И. и др. Указ. соч. С. 55—59.

6 Об этом свидетельствуют следы деревянных кессонированных (а не сводчатых, как изначально предполагалось) потолков у палат северного крыла, украшенных росписью и позолотой. См.: Подъяпольский С.С., Евдокимов Г.С., Рузаева Е.И. и др. Указ. соч. С. 92.

7 Дополнения к Актам историческим, собранные и изданные Археографической комиссией. Т. I. СПб., 1846. С. 21—22.

и близких ко двору боярынь; торжества по случаю бракосочетаний; давались родинные, крестинные и именинные столы; справлялись поминки по умершим родственникам и т.д.8 Несмотря на то что приемы в Царицыной палате по случаю всех важнейших событий в жизни государства и царской семьи, их структура (порядок встречи и чествования гостей, последовательность церемоний, иерархия расположения приглашенных) были очень схожи с порядком проведения подобных аудиенций у государя в Грановитой и Средней Золотой палатах, существовало важное отличие: на половину государыни допускались только ее близкие родственники, особо приближенные боярыни и представители духовенства. Таким образом, круг общения государынь в XVII в. был строго ограничен. Подобный образ жизни во многом обусловил «запрос» в исторической литературе на существование специального помещении, откуда лишенные возможности присутствовать на «больших» дипломатических приемах царицы могли наблюдать за церемониями в главном тронном зале дворца.

Одно из первых свидетельств о существовании такого помещения — это рассказ голландского купца и дипломата Исаака Масы о приеме, данном в честь датского герцога Иоанна, жениха Ксении Годуновой, в 1602 г., когда «...царица и молодая княжна видели герцога сквозь смотрильную решетку, но герцог их не видел, ибо московиты никому не показывают своих жен и дочерей и держат их взаперти»9. Речь идет о небольшом помещении, расположенном над Святыми сенями Грановитой палаты. Образ русских цариц как «теремных затворниц» получает широкое распространение в записках иностранных путешественников и подтверждается мнением бежавшего на запад подьячего Посольского приказа Григория Ко-тошихина10. Этот образ становится настолько распространенным, что дает основание современной швейцарской исследовательнице Н. Бошковской говорить о целой «терем-теории» в традиции описания образа жизни женской половины государева двора11. В своем исследовании она выявляет множество натяжек и прямых несоответствий реальному положению вещей в этом типе источников. Однако следует признать, что представление о затворническом образе жизни русских цариц стало устойчивым стереотипом русской истории XVII столетия. Миф о существовании «смотрильной

8 Масленникова И.А. Традиции праздничных приемов в тронном зале русских цариц // Родина. 2015. № 6. С. 104-106.

9 Маса И. Краткое известие о Московии в начале XVII века. М., 1937. С. 67.

10 КотошихинГ.К. О России в царствование Алексея Михайловича. М., 2000.

11 Бошковска Н. Мир русской женщины семнадцатого столетия. СПб., 2014. С. 9-10.

палатки», устроенной в царском дворце, весьма гармонично вписался в созданную иностранными авторами «модель». Чрезвычайно интересным представляется проанализировать, насколько реально существование подобного помещения. Важнейшим «ключом» к ответу на этот вопрос является изучение строительной истории главного тронного зала Кремлевского дворца — Грановитой палаты.

Реставрация Грановитой палаты в 1684 г.

В 1684 г. после большого пожара (1682) в Кремле проводились восстановительные работы, коснувшиеся в том числе Грановитой палаты. Главным исполнителем работ был подмастерье каменных дел Осип Старцев — архитектор работал в приказе Каменных дел в последние десятилетия XVII в. Долгое время считалось, что его вклад в восстановительные работы 1684 г. по Грановитой палате ограничился расширением оконных проемов палаты и украшением их белокаменными резными колонками. Однако проанализированные Э.М. Козлитиной12 документы, относящиеся к этим работам (указы, подрядные записи, перечни строительных материалов, получаемых от поставщиков, «отчетная роспись» Осипа Старцева), существенно изменили представления об объеме и характере сделанного мастером. Приводимые исследователем источники проливают свет в том числе и на историю помещения, которое располагалось над Святыми сенями Грановитой палаты и фигурировало в исследовательской литературе в качестве знаменитого «Тайника». В связи с этим вопросом очень важен следующий пункт проведенных под руководством Осипа Старцева работ: высокая четырехскатная медная кровля Грановитой палаты была заменена более низкой железной, также были заменены металлические связи под кровлей палаты и переложен карниз. Документы говорят о том, что именно тогда над сенным сводом были сооружены две маленькие палатки, которые и получили название «Тайников». В документе говорится: «Он же Осип по приказу боярина князя Василия Васильевича Голицына сделал над сенным сводом Грановитой полаты две полатки для воровского от пришествия...» Приводится размер первой палатки: «шесть саженей на две сажени, в ней положены четыре связи железные», а затем второй: «другую полатку делал для поклажи древние утвари, длиною получетверти сажени, да на стене пробил окно вновь»13. Таким образом, в источниках совер-

12 Козлитина Э.М. Документы XVII века по истории Грановитой палаты Московского Кремля // Государственные Музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. Вып. I. М., 1973. С. 95-110.

13 ОПИ ГИМ. Ф. 113. № 40. Л. 161-161 об.

шенно определенно указывается назначение этих помещений: «для воровского от пришествия», «для поклажи древние утвари». Указанное назначение совершенно не совпадает с функцией пресловутой «смотрильной палатки».

Открытым остается лишь вопрос о том, было ли на этом месте какое-либо специально обустроенное помещение до времени описываемой переделки. Для ответа на этот вопрос весьма интересен такой документ, как роспись работ, выполненных Осипом Старце-вым; там говорится, что после сооружения палаток в них был сделан потолок, подволоки, пол, растесаны окна и двери. Следует обратить особое внимание на фразу: «Над сенным сводом неравные места выровняв наслали лещедьми по скалам на масле ызвестью»14. Э.М. Козлитина высказывает предположение, что если в документах говорится о растеске окон и дверей, о выравнивании «неравных» мест над сенным сводом и о настиле пола лещадью (тонкими каменными плитами), то возможно, что до пожара 1682 г. над сенями Грановитой палаты не было никакого специально оборудованного жилого помещения, т.е. не было «Тайника»15. Однако следует признать, что указанное соображение вовсе не исключает возможности существования более раннего «Тайника» в начале XVII века, из которого царевна Ксения Годунова наблюдала за своим женихом герцогом Датским Иоганном, о чем писал Исаак Масса. Этот более ранний «Тайник» мог выгореть, например, во время пожара Смутного времени, а в 1684 г. Осип Старцев построил на месте выгоревшего (не в 1682 г., а гораздо раньше) «Тайника» две новые палатки для хранения ценностей. Таким образом, вопрос о времени возникновения и вообще о существовании «Тайника» в том смысле, в каком донесла нам его историческая мифология XIX в., остается открытым.

«Тайник» в источниках и исторической литературе

ХУИ1-Х1Х столетий

Источники XVШ—XIX столетий содержат сведения о состоянии и использовании дворцовых построек после переноса столицы, а значит и резиденции правителей в Санкт-Петербург. В «Записке об исправлении и починке Дворцовых зданий в 1722—1723 гг.» говорится: «При Грановитой, потайная полата убита (обита. — И.М.) вновь покупным красным сукном казенными убойщики и в ней ветхость починена»16. Как видим, палатка фигурирует как потай-

14 Там же. Л. 158.

15 Козлитина Э.М. Указ. соч. С. 106—107.

16 РГАДА. Ф. 1239. Оп. 1. Ч. 51. Д. 437. Л. 10.

ная, но это название опять же не проливает свет на ее функцию: потайной может быть названа и «от воровского пришествия», и «смотрильная». В документах, связанных с подготовкой коронации императрицы Елизаветы Петровны, пространство над сенями Грановитой палаты нейтрально названо «верхними сенями»: во время коронационного пира там были накрыты столы для гостей церемонии17. В «Описи дворцовых зданий 1767-1769 гг.» содержится такое описание помещения: «Вверху в тайнике оной же Грановитой палаты образ Зосимы и Саватия Соловецких Чудотворцев, поля серебреные и 3 вьюнчика. Стены обиты красными китайскими травчетыми обоями; из оной в Грановитую полату окно болшее обито малиновым бархатом и выкладено вокруг позументом. У оного же тайника дверь обита бархатом малиновым, со обоих сторон. Подле того тайника сени, в них окошак 6, окончин тоже число; во оных 2 стекла разбиты да 5 с слюдяными, с пробои и с 3 скобами железными; из оных сеней ход под кровлю, двери деревянные. В техже сенях 1 полата, при ней дверь железная, в ней 2 окна с решетками железными»18. Из текста «Описи» видно, что название «Тайник» в топографии дворцовых помещений в это время уже вполне устойчиво, однако причину такого наименования, как уже отмечалось, нельзя трактовать однозначно.

В XIX в., после строительства Большого Кремлевского дворца архитектора К.А. Тона (1838-1849 гг.), включившего Грановитую палату в новый дворцовый ансамбль, пространству верхних сеней была уготована важная роль: во время коронационных торжеств оно использовалось в качестве специального помещения, где накрывались столы для младших представителей императорской семьи во время коронационных обедов в Грановитой палате. Юные великие князья и княжны, а также их иностранные родственники-сверстники могли наблюдать через окошко за «взрослыми» торжественными обедами в тронном зале. Интерьер «Тайника» был создан в соответствии с новыми представительскими функциями, которые ему отводились. Наиболее законченное парадное убранство зал приобрел к 1882 г., когда в него были перенесены элементы отделки, украшавшие прежде саму Грановитую палату и замененные в ходе подготовки ее интерьера к коронации императора Александра III19. Свод верхних сеней покрывала орнаметальная клеевая живопись, а стены были обиты малиновым бархатом, перенесенным со стен

17 ОПИ ГИМ. Ф. 440. Оп. 1. № 203. Л. 24.

18 Там же. № 541. Л. 183.

19 Вьюева Н.А., Ким О.Г., Михайленко А.Е. Грановитая палата Московского Кремля. М., 2013. С. 204-210.

Грановитой палаты. На обивке имелись бронзовые штампованные золоченые орлы, прежде также размещавшиеся в тронном зале. «Тайник» имел наборный паркетный пол и филенчатые двери. На окнах висели малиновые шторы с золотой бахромой и подзорами, закрепленные на золоченом деревянном карнизе. Освещали помещение три барочные серебряные люстры на шестнадцать рожков и десять бронзовых бра в виде двуглавых орлов, изготовленных в 1856 г. для коронации Александра II. Элементы отделки, ранее находившиеся в Грановитой палате, можно разглядеть на ее видах середины 1850— 1870-х гг. и архивных фотографиях.

В историографии XIX столетия представление о существовании «смотрильной палатки» было очень популярно. И.Е. Забелин в монографии, посвященной бытованию древнего Кремлевского дворца, рассказывая о торжественных церемониях, происходивших в царском тронном зале в XVII в., пишет: «Для того чтобы видеть все эти церемонии царице и детям государя, в Грановитой палате была устроена смотрильная палатка, тайник. Он находился вверху, над Святыми сенями, у западной стены палаты, и смотрильным окном выходил прямо напротив того места, где искони стоит государев трон»20. Далее приводится подробное описание внутреннего убранства помещения, однако ссылки на конкретные документы при этом отсутствуют.

Тем не менее, представление о существовании «смотрильной палатки» прочно укоренилось в историческом сознании и перекочевало в путеводители и популярную историческую литературу о Москве. Более того, это представление было настолько широко растиражировано, что младшие члены императорской семьи, присутствовавшие в помещении верхних сеней во время коронационных обедов, были уверены, что находятся в том самом месте, откуда в древности русские царицы наблюдали за церемониями в тронном зале. Эти представления зафиксированы в воспоминаниях оставшихся в живых и эмигрировавших за границу после революции 1917 г. представителей династии Романовых. «После нашего завтрака мы пошли смотреть на Высочайший завтрак в Грановитой палате. Мы смотрели сверху, из окон тайника, из которого в допетровские времена смотрели царицы и царевны на царские пиры»21, — так описывает свое участие в коронационных торжествах императора Николая II в 1896 г. младший из представителей ветви Константи-

20 Забелин И.Е. Домашний быт русский царей в XVI и XVII столетиях. М., 2000. Ч. 1. С. 303.

21 Гавриил Константинович, великий князь. В Мраморном дворце. СПб., 1993. С. 16.

новичей - Гавриил Константинович Романов. Схожие воспоминания о своем детском восприятии древних кремлевских покоев и связанных с ними обычаев оставила великая княжна Мария Пав-ловна22. Таким образом, на излете имперского периода существования России популярная историческая легенда прочно укоренилась в сознании членов императорской семьи.

Помещение верхних сеней в советский и постсоветский периоды

Представляется важным рассмотреть судьбу пространства над Святыми сенями в советский и постсоветский период истории. После возвращения в 1918 г. столицы в Москву и постепенного «осваивания» Большого Кремлевского дворца в качестве резиденции главы Советского государства, помещение «Тайника», в отличие от «основного» зала Грановитой палаты, не вернуло себе представительских функций: оно использовалось как подсобное и складское. В 1980-1990-х гг. там размещался фонд масляной живописи Музеев Московского Кремля. В 2011 г. в Грановитой палате был осуществлен комплексный ремонтно-реставрационный проект23. Планово-реставрационным заданием была поставлена задача вернуть помещению верхних сеней парадный характер, воссоздав его интерьеры на 1845 г., когда был построен дворец по проекту К.А. Тона24. Из убранства XIX столетия к 2010 г. сохранились лишь живопись на потолке, двери, золоченые карнизы для штор, обветшавший паркет XIX в. В соответствии с проектным заданием были проведены следующие работы: реставрация стен и сводчатого потолка с обновлением живописи; реставрация исторических дверных и оконных проемов; реконструкция бронзовых осветительных приборов. Вновь были изготовлены подоконные доски из белого каррарского мрамора. Появились также новые столярные заполнения в исторических формах, в том числе трехчастное дубовое окно в Грановитую палату с золочеными порезками. По историческому образцу был выполнен паркетный пол из наборных дубовых досок. Стены «Тайника» вновь получили тканевую обивку: на бархат по всему периметру стен вновь набиты с определенным шагом малые двуглавые золотые орлы, восстановленные по фрагментам, сохранившимся в фондах Большого Кремлевского дворца. Отреставрированы и вновь вызолочены деревянные карнизы для штор над окнами с известными

22 Мария Романова. Воспоминания великой княжны. М., 2007. С. 56-59.

23 Работы курировало ЗАО «БалтСтрой», привлекшее к натурным исследованиям памятника группу специалистов ГУ ЦНРПМ.

24 Вьюева Н.А., Ким О.Г., Михайленко А.Е. Указ. соч.

по фотографиям гербовыми медальонами. Обстановочный комплекс помещения изготовлен заново взамен несохранившихся дубовых стульев 1882 г., имевших малиновую обивку; новая мебель решена в светлых тонах с элементами позолоты.

Большой удачей реставрационного проекта можно назвать восстановление исторических осветительных приборов зала — бра и люстр. Из десяти бра в виде двуглавых орлов, находившихся там с 1856 г., в хранилище Большого Кремлевского дворца сохранилось только шесть. Исторические бра были отправлены на реставрацию в Санкт-Петербург: мастера-реставраторы провели огромную работу по воссозданию мелкой пластики с использованием нанесенной гальваническим способом позолоты. Одновременно с восстановлением подлинных бра по их образцу были изготовлены четыре новых взамен утраченных. Роскошные барочные люстры Грановитой палаты попали в «Тайник» после их замены новыми люстрами, сделанными в стиле новгородских хоросов специально к коронации императора Александра III. Они украшали интерьер верхних сеней около трех десятилетий, а в 1920-е гг. были переданы из дворца в Оружейную палату; ныне они хранятся в фондах Музеев Московского Кремля. Эти люстры были выполнены в 1738 г. английским серебряных дел мастером французского происхождения Полем де Ламери. Шестнадцать причудливо изогнутых рожков с богатым растительным орнаментом размещены в два ряда, в изгибе каждого из них помещен мужской маскарон. Для воссозданного интерьера были изготовлены новые люстры — копии с исторических образцов, выполненные на основе детальных обмеров оригинальных экземпляров, предоставленных Музеями Кремля.

Элементы восстановленного интерьера нового «Тайника»: геральдические символы на стенах, художественный паркет, отреставрированный плафон, реконструированные исторические люстры и бра, специально подобранная мебель, — все это представляет собой рестроспективный показ элементов интерьера, в разное время являвшихся частью декоративного убранства Грановитой палаты. Можно говорить о том, что современный интерьер верхних сеней воплощает в себе своеобразную систематизированную и тщательно собранную «ризницу» — хранилище декоративных элементов главного зала палаты. Помимо подобным образом воплощенного декоративного убранства современного помещения, реставрационный проект вернул верхним сеням утраченную ими после революции 1917 г. представительскую функцию: пространство спланировано и обставлено таким образом, что здесь могут проводиться заседания и переговоры с участием небольшого количества человек. Этот

аспект связывает нынешний «Тайник» с традициями его использования в XIX в., во время торжественных церемоний во дворце. Таким образом, современный реставрационный проект являет собой интересный опыт исторической ретроспективной реконструкции зала как с точки зрения возвращения его в зону функционирования современной резиденции власти, так и с точки зрения дизайнерского решения, которое позволило соединить в одном пространстве элементы интерьера, ассоциирующиеся с разными историческими этапами бытования тронного зала русских правителей - Грановитой палаты.

Выделенное полукруглое окно, дающее прекрасное обозрение парадного зала, занимает особое место в декоративном оформлении верхних сеней, напоминая о прочно укоренившихся исторических мифах, связанных с жизнью представительниц женской половины царской семьи XVII столетия: о чрезвычайно закрытом образе жизни русских цариц и о существовании специального помещения над Святыми сенями Грановитой палаты, откуда представительницы семьи государя наблюдали за церемониями. В опровержение первого утверждения следует сказать, что русские правительницы в XVII в. обладали широким кругом обязанностей, в том числе, представительского характера, для реализации которых существовало специальное парадное помещение - Золотая Царицына палата, имевшая статус тронного зала цариц, где проходили всевозможные торжественные церемонии. Следует признать, что общение государыни, в том числе на этих церемониях, было строго ограничено узким кругом лиц: ближайшими родственниками и представителями духовенства, а из официальных лиц других государств «пред очи» русских правительниц допускались только лица женского пола. Однако строгие ограничения относительно допущенных к государыне лиц не влияли на полноту исполнения ею представительских функций различного характера, как церковно-государственных, так и празднично-семейных. Поэтому необходимость в созерцании официальных мероприятий в Грановитой палате, при выполнении своих собственных строго регламентированных представительских функций, а также участии в повседневных и праздничных службах в кремлевских дворцовых храмах, кажется нам надуманной. Безусловно, исключать использование «Тайника» Грановитой палаты в качестве «смотрильной палатки» по изученным на настоящее время источникам нельзя, однако акцентирование исключительно пассивного «закулисного» стиля поведения русских правительниц XVII столетия в официальной жизни дворца, на наш взгляд, не обосновано.

Список литературы

Бошковска Н. Мир русской женщины семнадцатого столетия / Пер. с нем. СПб.: Алетейя, 2014. 523 с.

Вьюева Н.А., Ким О.Г., Липатов А.А., Михайленко А.Е. Грановитая палата Московского Кремля. М.: Арт Деко, 2013. 256 с.

Козлитина Э.М. Документы XVII века по истории Грановитой палаты Московского Кремля // Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. Вып. I. М.: Искусство, 1973. С. 95—110.

Масленникова И.А. Традиции праздничных приемов в тронном зале русских цариц // Родина. 2015. № 6. С. 104-106.

Подъяпольский С.С., Евдокимов Г.С., Рузаева Е.И., Яганов А.В., Яковлев Д.Е. Новые данные о Кремлевском дворце рубежа XV-XVI вв. // Русское искусство позднего Средневековья: XVI век. СПб: Дмитрий Буланин, 2003. С. 51-99.

References

Boshkovska N. Mir russkoj zhenshchiny semnadcatogo stoletiya [The World of the Russian Woman of the Seventeenth Century]. Saint-Petersburg: Aletejya, 2014. 523 p.

Kozlitina E.M. Dokumenty XVII veka po istorii Granovitojpalaty Moskovskogo Kremlya [Documents of the 17th Century on the History of the Palace of Facets of the Moscow Kremlin] // Gosudarstvennye muz,ei Moskovskogo Kremlya. Mate-rialy i issledovaniya [State Museums of the Moscow Kremlin. Materials and Research]. Vyp. I. Moscow: Iskusstvo, 1973, pp. 95-110.

Maslennikova I.A. Tradicii prazdnichnyh priemov v tronnom zale russkih caric [Traditions of Festive Receptions in the Throne Room of Russian Tsarinas] // Rodina. 2015. № 6, pp. 104-106.

Pod'yapol'skij S.S., Evdokimov G.S., Puzaev E.I., Yagaev A.V, Yakovlev D.E. Novye dannye o Kremlevskom dvorce rubezha XV—XVI vv. [New Data on the Kremlin Palace of the Turn of the 15th-16th Centuries] // Russkoe iskusstvo pozdnego Srednevekov'ya: XVI vek [Russian Art of the Late Middle Ages: the 16th Century]. Saint-Petersburg: Dmitrij Bulanin, 2003, pp. 51-99.

V'yueva N.A., Kim O.G., Lipatov A.A., Mihajlenko A.E. Granovitaya palata Moskovskogo Kremlya [The Palace of Facets of the Moscow Kremlin]. Moscow: Art Deko, 2013. 256 p.

Поступила в редакцию 25 октября 2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.