Реставрация замка Левевилль как концептуальный опыт восстановления архитектурного памятника и адаптации его к современным условиям
АННОТАцИЯ: статья посвящена истории замка Левевилль как типичного и, в то же время, уникального средневекового замкового комплекса Центральной Франции. Архитектура, интерьеры, судьбы владельцев замка составляют ныне историю культуры Франции. Необычно современное состояние замка: избежав участи исключительно мемориального объекта, Левевилль продолжает жить как памятник архитектуры.
КлючЕВыЕ СлОВА: архитектурный памятник, замок, донжон, интерьер, реставрация, стилевой консенсус.
SuMMARY ABSTraCT: This paper describes the history of the castle Levevill as a typical and, at the same time, the unique medieval castle complex in central France. Architecture, interiors, the fate of the castle's owners are now the cultural history of France. The current state of the castle is unusual: avoiding the fate of being only the memorial object, Levevill continues to live as a monument of architecture.
Key wORDS: architectural monument, castle, dungeon, interior, restoration, stylistic consensus.
Архитектурные постройки живут своей жизнью и переживают не только своих хозяев и своих создателей, но и их эпоху. Время неизбежно меняет облик памятников, зависящий от вкусов владельцев, исторических обстоятельств и естественного процесса старения. Оно делает постройку с годами либо памятником архитектуры, либо безжалостно стирает ее. Когда постройка или ансамбль становится памятником, она получает иной социальный статус. Памятник архитектуры - это недвижимость, а недвижимость всегда имеет владельца, от которого зависит ее существование. Здесь мы сталкиваемся с вечным вопросом о принципах его восстановления и адаптации к современным условиям. Особо актуален он, когда памятник находится в частном владении. Когда постройка уже признана памятником как таковым и находится в этом статусе уже продолжительное время, то принципы ее восстановления или реконструкции в общих чертах уже разработаны во многих странах мира, в частности и в России. Однако законы о сохранении архитектурных памятников часто носят формальный характер и оставляют много возможностей для их обхода. В результате часто многочисленные новации практически ничего не оставляют от памятника, кроме мемориальной доски, удостоверяющей его историческую, культурную или художественную значимость.
Замок Левевилль в своей богатой истории прошел долгий путь. Его строили и перестраивали, лишали башен и возводили их вновь, уничтожали многие элементы интерьера и
мок служил цитаделью феодала, тюрьмой для опальных вельмож, государственным учреждением, использовался под военные нужды и даже был заброшен... Замок Левевилль типи-
внешнего облика, сокращали или увеличива- чен для истории культуры Франции и уника-ли освоенное вокруг него пространство. За- лен в его современной истории.
Светлана Бородина, доцент, к.п.н.
Юлиана Еманова, доцент, к.п.н.
Эрнест Ревяков, заместитель директора реставрационных мастерских МИА ASG
Замок Левевилль после реставрации
Массовое строительство замков в Европе начинается в XI-XII веках, в специальной литературе этот процесс получил название «incastellamento», что буквально значит «озамкование» [4, с.24]. Основой экономики средневекового государства было сельское хозяйство, введение трехпольной системы земледелия резко увеличило производство зерна и, соответственно, экономическую мощь феодалов, поэтому все чаще в качестве строителей замков выступает региональная знать. Специфической чертой Франции является то, что здесь сложилась единая замковая структура, чего не наблюдается в других странах, в частности в Германии. Сохранность замков вызвана тем, что большая часть французской аристократии, в отличие от своих британских и особенно испанских собратьев, оставалась жить в имениях и обновляла укрепленные жилища, начиная с раннего ренессанса до времен революции, многие вплоть до XIX века. Несмотря на значимость замка как субъекта политической и культурной жизни средневековой европы, реалистического описания повседневной жизни небольших замков практически нет [7]. На этом фоне история замка Levéville в Bailleau-l'Evêque (Эр и Луар) (центральная Франция), документально зафиксированная с XI века по настоящее время, является уникальной.
Первые владельцы по имени Levéville «Levoisvilla, Levaisvilla или Levesvilla» упоминаются в конце XI века в картуляриях аббатств Святого отца в Шартре и Жозафа (Josaphat) в Леве (Lèves) шартрского региона. Вассалы епископов Шартра, сеньоры Leveville были также горячими защитниками первых графов Шартра. В течение более чем двух веков имена рыцарей Leveville присутствуют в истории Шартра и его окрестностей. Согласно нескольким печатям коллекции Gaignières Наци-
Печать Эбарди де Левиля (умершего к 1265) «всадник, держащий гербовый щит, украшенный зигзагообразным орнаментом, а в правой руке меч»
чшшр вестник мэедунароядого инстугтута антиквариата
4Чир искусств
ональной библиотеки Франции, первые местные вельможи носили следующие доспехи.
В начале XIII века древний род рыцарей Leveville угасает, и их владения переходят по наследству роду Мовуазэн (Mauvoisin), вельможам из Ормуа (Ormoy).
Замок Левевилль (Levéville или Levesville) с одной стороны расположен на плоскогорье, возвышающемся над Шартром и его пригородом, а с другой - над лесами Байо (Bailleau) и Тимерей (Thimerais), на окраине старинного пути, ведущего из Шартра в Дро (Dreux) через Шатонеф-в-Ти-мерей (Châteauneuf-en-Thymerais). Расположение замка никогда не было случайным, он обязательно оптически господствовал над округой. Замок выполнял несколько функций, главной из которых была защитная. Принцип местоположения замка состоял в том, чтобы создать систему последовательных неприступных препятствий. Это мог быть лес, холм, земляной вал с частоколом, перед которым нередко был ров с водой с перекинутым подъемным мостом. Вход в замок преграждали высокие крепкие ворота, чаще с полуциркульным завершением, открывающиеся далеко не для всех гостей. В стенах замка, часто двойных, а иногда и тройных, высота которых могла достигать 2025 метров, делались бойницы и машикули. Как своеобразный архитектурный жанр замок оказал заметное влияние на культуру, характер и стилистику гражданских и культовых зданий конца Средневековья и Возрождения. В замках творилась история европейских стран. Прошлое любого замка отражает контекст эпохи, олицетворением которой является архитектура. Предметная среда вообще организует жизнь людей и транслирует их способ понимания мира. Европейский средневековый замок воспроизводит иерархию общества (правители и вассалы) и фиксирует направленность на колонизацию территорий. Именно замок был оплотом правовой системы феодального общества. В нем мог жить сам сюзерен, отдавая другие замки под ленные поместья. Иногда в замке проживало до сотни владельцев-феодалов, принадлежавших одному роду и выполнявших определенные обязанности, возложенные на них королем и подкрепленные правовыми полномочиями. Замки могли (вместе с прилегающими к ним землями) облагаться налогами или быть свободными от этой повинности [6, с. 98].
Возникнув как форпост на завоеванной или колонизированной территории, замок способствовал ее заселению. Он притягивал к себе новых жителей, поскольку предлагал территорию для обустройства. Феодал старался заинтересовать нужных ему мастеров и ремесленников в переселении в его новые владения, а капелла замка часто выполняла функцию приходской церкви. С
течением времени вокруг замка строились дома местного населения, образуя в итоге небольшие городки или поселки при замковом комплексе. Если ленное поместье давало достаточно средств, сооружалась обводная стена, которая должна была окружать и защищать все поселение.
Почти каждый европейский замок (и замок Левевилль не исключение) имеет многовековую историю строительства. Замковая архитектура выражала в себе идеи силы, власти и могущества. Неоднократно перестраиваясь в духе времени, замок иногда сочетает в себе элементы противоречивых культур. Жилище феодала могло быть одновременно замковым комплексом, сельской фермой, аббатством или городским дворцом. Приобрести замок означало получить вместе с ним привилегии, даже если он был куплен у другого феодала, унаследован, подарен королем или захвачен более расторопным соседом. Каждый новый хозяин брал на себя титул приобретенного владения, демонстрируя преемство власти [6, с.98].
Культурологическая типология замка как феномена средневековой цивилизации построена на антитезе дворцовых и провинциальных замковых комплексов. Замки являлись своеобразным культурным мостом между более развитой Западной (индустриальной) и Восточной (аграрной) Европой, представляя специфику социокультурной модели той или иной страны [5, с. 216].
Европейское средневековое замкостроение складывалось во многом под влиянием развития осадной техники. Однако оборонные новшества касались в первую очередь замков, расположенных в важных в военно-стратегическом отношении местах и принадлежавших крупной феодальной знати [5, с. 218]. Мелкие и средние феодалы для модернизации замков не имели средств.
В Х1-Х111 веках в Центральной Европе сложился региональный замкнутый жилой комплекс, способный достаточно длительное время существовать автономно в условиях осады. Достоинства и недостатки романской архитектуры эпохи становления феодализма связаны с борьбой двух основных принципов - единства архитектурного целого и обособления его частей. Прежде всего, это сказалось на жилище феодала - замке и особенно его главной башне - донжоне, являвшейся символом непререкаемой власти. до середины XII века доминирующая над дворцом башня играла второстепенную роль, ей отводилась функция дозорной. В нижних этажах башни часто могли размещаться тюремные или складские помещения. Традиционная прямоугольная в плане башня не обеспечивала круговой защиты, оставляя уязвимые зоны. Снаружи въезд в замок, как правило, защищали земляным валом, если местность была пологой, и рвом с водой. В небольшом дворе
обычно располагался колодец, на первом этаже дворца - хозяйственные службы и гарнизон, на втором и третьем этажах - личные покои владельца замка и рыцарский зал для приема гостей.
Доминируя над местностью в силу расположения и внушительного облика, замки при этом не оказывали прямого военного воздействия на окрестности, для этого они были слишком изолированными. Контролировать окрестность означало выходить за пределы безопасной зоны, которой являлся сам замок. Замок являлся силой только тогда, когда подвергался нападению. деревня же уничтожалась прежде, чем из замка поспевала военная помощь. Провинциальные замки часто не вмешивались в то, что происходило вокруг, исходя из собственной безопасности. Мощный арсенал и гарнизон имели только дворцовые и крупные сеньоральные замковые комплексы, они-то и контролировали округу (6, с. 99).
Замковые постройки мелких и средних феодалов в период Средневековья были предназначены для того, чтобы защитить в нужный момент небольшое число людей от нападения малочисленного воинского отряда, не способного на длительную осаду. Башни замков использовались для предупреждения о грозящей опасности при помощи сигнальных костров, еще и поэтому они располагались на возвышенностях. В период феодальных междуусобиц многие феодалы вступали в союз с захватчиками, надеясь получить материальную выгоду. Подобный же интерес феодалы испытывали по отношению к торговым путям и важнейшим дорогам [6, с.99].
Охраной торговых путей больше была озабочена центральная власть, которая получала доходы от торговли и видела в этом способ объединения страны. Владельцы же частных замков сами часто представляли угрозу для купеческих караванов, грабя их. С XIII по XVI века шла активная борьба городов и центральной власти за захват замков (6, с.99). Ситуация осложнялась тем, что сам феод иногда принадлежал одновременно нескольким семействам. Скудного дохода не хватало на финансирование даже малочисленного гарнизона, чаще всего это были один-два профессиональные солдата, привратник, пара слуг и управляющий (если в замке не жил феодал). Дополнительной помощью в осаде были крестьяне, которые обязывались к участию в обороне, но примитивное вооружение и низкая готовность не способствовали повышению обороноспособности замка.
Часто феодал обращался за помощью к профессиональным наемникам. Наемники не обязательно жили в замке, но должны были приходить защищать его в случае опасности в обмен за вознаграждение. Проблему составляло и оружие, оно было дорогим и поэтому имелось в очень неболь-
Восстановленные элементы укреплений средневекового замка - ров и мост
шом количестве. Более распространенной защитой были камни, кипящие жидкости, испорченная провизия.
Каждому замковому комплексу нужна была земля и титул, то есть имение, которым феодал лично бы управлял и за которым ухаживали бы по его распоряжению крестьяне. При замке был огород с овощами, травами и цветами. Феодал экономически был зависим от хорошего состояния своих садов и огородов, поскольку налоги с крестьян всегда были недостаточными. Вся домашняя экономика феодала базировалась на производимом зерне и домашнем скоте, продажа которых являлась важнейшим источником дохода. Поэтому нанести феодалу урон, от которого трудно было оправиться, не всегда означало разрушить его замок, достаточно было потравить посевы. Так, в 1309 году небольшая группа солдат атаковала замок Грамоглиано (Северная Италия). Они срезали все виноградники вокруг и уничтожили сады, безо всякой осады продемонстрировав свою воинскую доблесть [7, С.17].
Общеизвестно, что феодал вел натуральное хозяйство: все необходимое для жизни производилось в замке, где жили плотники, прядильщики, ткачи, портные, скорняки и т.д. В замках мелкой знати с населением около 20 человек каждый обитатель, включая детей, должен был принимать
участие в сельхозработах, тогда как дети знати совершенствовались только в военном искусстве [6, с.100]. Бок о бок с семьей владельца феода низшей знати проживали слуги, число которых не превышало десяти.
донжон был центром замкового комплекса, там располагалась резиденция феодала. Первоначально это было самое простое укрепленное сооружение, внутри которого было несколько комнат, по одной на каждом этаже. На первом этаже располагались склады для зерна, орудия труда и хозяйственная утварь. На верхних этажах были комнаты и зал, которые делили все обитатели, а также склады для провизии и большая комната, где спали хозяин и его жена. даже в самом знатном замке его обитатели вынуждены были жить в стесненных условиях. Стекло было очень дорогим, да и вошло в быт замка только в конце Средних веков, но и тогда только немногие могли позволить себе такую роскошь. Остальные довольствовались деревянными досками или кожей, бычьим пузырем, редко слюдяными пластинами, поэтому комнаты были холодными и продуваемыми, темными и закопченными, поскольку традиционное освещение замка - просмоленное дерево или факелы.
Отопление замка - это камин с дымоходом. Этимология слова «комната» указывает на итальянское «саттта1а» и немецкое «Катепа1е» -жилую зону феодальной семьи, позже оно стало обозначать территорию хозяйки. Другим решением стало сооружение малой комнатки в пределах одного помещения, толстые деревянные стены которой держали тепло лучше, чем каменные. Возможно, именно это дало начало практике отделки стен деревянными панелями. Кровать с балдахином служила этой же цели, только ранние ее варианты предусматривали и постель для прислуги, располагающуюся почти на уровне пола.
Рядом с кладовыми и жилыми помещениями в замке располагалось то, что сегодня именуется «санитарными удобствами». В большинстве случаев под них отводилась северная сторона замка, где тень и ветра должны были ослабить распространение запахов. Чаще всего туалет сооружался в виде эркерной формы, расположенной над ручьем - естественной сточной канавой. Понятие личной гигиены было очень специфическим (русская практика еженедельного мытья в течение нескольких веков была для Европы экзотикой, в том числе из-за боязни чумы, распространение которой связывалось с водой), однако время от времени феодал принимал ванну. Она располагалась на первом этаже и имела каменные перекрытия, поскольку конденсат мог вызвать гниение деревянных балок, в маленьких замках это могла быть единственная отапливаемая комната.
Убранство комнат включало декоративную облицовку пола каменными плитами (начиная с XII века). Зимой полы застилали шкурами или коврами, феодалы победнее - соломой или мхом. Насекомых отпугивали душистыми травами, в особенных случаях - цветами. Стены могли быть побеленными или украшенными фресками.
Идеализация средневековья в рыцарских романах дает представление о жизни феодала как череде празднеств, турниров, выездов на охоту и т.п. В реальности феодал, если хотел выжить, вынужден был работать: поступить на службу к сеньору, заняться воинским делом. В крайнем случае, феодал мог стать купцом и продавать продукцию, произведенную в замке: скот, овощи, зерно, воск, кожи, ремесленные изделия. Сельское хозяйство играло в выживании феодала столь решающую роль, что, несмотря на близость врага, рыцари в ополчении часто вынуждены были просить у предводителя позволения вернуться домой, чтобы возделывать свои поля.
История Левевилля XII-XVI веков отразила все превратности судьбы, происходившие с провинциальными замками: наследование, смену хозяев, как добровольную, так и принудительную реконструкцию.
В 1417 году Филиппо Мовуазен (Philippot Mauvoisin) уступает Levéville Пьеру де Круи (Pierre de Crouy), буржуа из Шартра, капитану замка Ша-тодэн (Châteaudun), наследники которого продают его в 1470 году Жану Шоле (Jean Cholet), вельможе из Шолетьер (Choletière), камергеру и дворецкому короля Карла VII, а впоследствии, при Людовике XI, главному начальнику артиллерии Франции. В 1479 году Жан Шоле завещал владения в Levéville своему верному слуге и секретарю Мишелю Ле Ваше (Michel Le Vacher).
Мишель Ле Ваше, прозванный Levéville, впоследствии назначенный главным инспектором артиллерии Франции, получает известность во время войны с Италией при взятии королем Карлом VIII Неаполя в 1493 году.
Вероятно, именно Мишель Ле Ваше между 1479 и 1506 годами отдает приказ о строительстве нового замка, окруженного рвами с водой и состоящего из главного жилого здания, подъемного моста с входным замком, позволяющим преодолеть ров и войти во двор замка. Последний, в свою очередь, был со всех сторон обнесен стенами, а по бокам находились башни с артиллерийскими орудиями того времени (мушкетами и кулевринами). Вторая крепостная стена защищала замок, его двор и рвы. В ней также находились башни, и она была окружена рвами.
После смерти Мишеля Ле Ваше около 1506 года в Levéville проживает его вдова Клод де ла Фе-деди (Claude de la Fédedie), которая умирает здесь
«лазурная лента, составленная из пяти геральдических фигур разноцветной эмали и украшенная двумя золотыми звездами»
тема номера
№3 (03) 2013
в 1535 году, основав перед смертью (в 1532) часовню в церкви Bailleau-l'Evêque.
После смерти бездетного Мартюрена Ле Ваше (Mathurin Le Vacher), виконта руанского, сына Мишеля Ле Ваше и Клод де ла Фе-деди, состояние переходит племянникам от брака его сестры Клод (Claude) с Гий-омом Бриссонэ (Guillaume Briçonnet), сеньором Глатини (Glatigny), секретарем коро-Левевилль зимой ля, казначеем королевского дома Анны Бретанской.
По причине долгов - постоянной опасности феодалов средней руки - часть владений, включая замок, была захвачена шартрским епископом, сюзереном Levéville и уступлена Эспри де Арвиллю (Esprit de Harville), сеньору из Палезо (Palaiseau), одному из дворецких короля.
28 июня 1552 года замок Левевилль переходит от Эспри де Арвилля к Франсуа Брисонэ, парламентскому советнику в Париже, по праву родственников покупать в установленный срок завещанное для продажи имущество при условии оплаты стоимости его покупки и всех сопутствующих затрат [1].
Замок Левевилль упоминается и в связи с гражданской войной католиков и гугенотов. После поражения от королевских войск при Дро 19 декабря 1561 года, где происходило сражение между протестантами под началом принца Конде и адмирала Колиньи и католической армией герцога Гиза, окончившееся совершенным поражением протестантов и пленением принца Конде в январе-феврале 1562 года. Людовик де Бурбон, первый принц Конде, был заключен в замок Левевилль. В то время замок был настоящей крепостью, способной отражать возможные атаки протестантов. В замке имелось четыре артиллерийских орудия (мощный для того времени арсенал), а хозяином его был Гийом Брисонэ (Guillaume Briçonnet), каноник из шартрского собора, настоятель монастыря Шенегалон (Chesnegallon) близ Бэлем о Пэрш (Bellême au Perche).
Незадолго до смерти Франсуа Брисонэ передает своему старшему сыну Франсуа, наряду с другой недвижимостью, и земли Левевилля. Новый владелец Levéville - Франсуа II Брисонэ (François II Briçonnet) - также парламентский советник в Париже с 1568 года.
2 декабря 1587 года владелец Левевилль покупает у своего двоюродного брата Шарля Брисонэ (Charles Briçonnet), сеньора Вильдомб (Villedombe) за 133 экю ренты десятую часть земли Левевилль, которую последний наследует у своего отца, старшего
сына Гийома Брисонэ и Клод де Левевилль (Claude de Levéville). Сделка фиксируется парижским нотариусом Лораном Монтено (Laurent de Monthenault). Десятью годами позже он объявляет о своей готовности купить у него же владения Буа Фуше (Bois Foucher), к которым принадлежит Levéville.
XVII век ознаменовался резким переломом экономической жизни всех европейских стран. Великие географические открытия привели к тому, что в Европу стало доставляться огромное количество благородных металлов, что вызвало увеличение находящихся в обращении денег. Благоприятная экономическая ситуация способствовала росту численности населения и, соответственно, необходимости использования земель более низкого качества. В результате этих процессов увеличились цены на товары. Немаловажное значение имела и порча монеты, которой широко злоупотреблял французский двор, старясь сократить свои долги.
Интендант-министр Людовика XIV Ж.-Б. Кольбер полагал, что могущество государства определяется количеством денег, ради этого он обращает на службу государства даже искусство. Министр верил, что Франция способна развить у себя все производства и ни в чем не зависеть от соседей. даже академия художеств Франции создана Кольбером как способ повышения конкурентоспособности французских товаров. В интересах торговли и промышленности по инициативе Кольбера был уничтожен ряд внутренних таможен, много средств потрачено на улучшение дорог и прокладку каналов. Так же, как французский король ввел моду в стране на себя, Франция ввела в мире моду на все французское. Основной продукцией французской промышленности стали ткани, кружева, ленты, чулки, перчатки, ювелирные изделия, фарфор, ковры, одежда, обувь, дорогая мебель... Невнимание к развитию сельского хозяйства, колоссальные затраты двора, непрекращающиеся войны создали предпосылки для появления новой экономической школы [8].
Рубеж XVI-XVII веков и первая треть XVII столетия - особый период в истории французских замков, когда в их архитектуре наблюдается смена традиций, осуществляется резкий переход от периода устойчивости к этапу инновационных преобразований. Подобно всей стране, замок Левевилль в XVII веке переживает череду реорганизаций.
В июле 1610 года возрасте 68 лет Франсуа II Бри-сонэ умирает, будучи советником короля, распорядителем счетной палаты Парижа и главным казначеем Франции. От брака с Мари Ле Лиёр (Marie Le Lieur), госпожой Шеснуа (Chesnoy), племянницей канцлера Кристофа де Ту (Christophe de Thou), у него много детей, среди которых Франсуа III (François III) и Жак (Jacques), сеньор Шеснуа (Chesnoy), со-
ветник короля при государственном совете, затем главный смотритель вод и лесов Франции. Новым владельцем Левевилль является Франсуа III Бри-сонэ (François IIIBriçonnet), как и его отец, советник короля и распорядитель счетной палаты Парижа, а ближе к концу жизни ее глава.
После женитьбы на Анн де Ланд (Anne des Landes), госпоже Маньвиль (Magneville) близ Мант (Mantes), он отдает приказ о реконструкции замка Левевилль в стиле Людовика XIII. Результатом явился фасад правой стороны, выполненный в кирпиче двух цветов, а также установка на крыше слуховых окон и колокольни на небольших колоннах, покрытой куполом. На крыше с правой стороны установлены три окна, два из которых в форме арки, с возвышающимся над ними фронтоном и с проделанным слуховым окном. Два других оконца, расположенные выше первого и пятого окна, дополняют ансамбль. Большие комнаты первого этажа замка превращены в приемную, потолки которой украшены картинами и многочисленными орнаментами.
Вероятно, в это же время были снесены две из четырех башен замка и подъемный мост, возведенные при Мишеле Ле Ваше. Оставшиеся две башни превращены в два боковых павильона с пи-наклями и выступающими бойницами. Супруги также основали около замка часовню, посвященную Марии Магдалене, поскольку церковь Байо (Bailleau) находилась более чем в трех километрах от замка. Франсуа III Брисонэ (François III Briçonnet) умирает первого февраля 1631 г. в возрасте 58 лет. От его брака с Анн де Ланд (Anne de Landes) остается несколько несовершеннолетних детей. Замок Левевилль переходит по наследству от мужа вдове покойника, которая вновь выходит замуж за Жана де Флекселль (Jean de Flexelles), советника короля при государственном совете и по частному сектору, главу счетной палаты Парижа. При ней происходит расширение территории замка, 31 января 1633 года она покупает область ла Грап (la Grappe) в Лев (Lèves) с хорошим виноградником и винным погребом.
Старший сын супругов, Гийом Брисонэ (Guillaume Briçonnet) наследует Левевилль (Levéville) после смерти своей матери в 1631 году (в архивных документах зафиксированы именно эти рассогласованные даты.- прим. авт.). В 1635 году он назначен советником короля при государственном совете и по частному сектору, а в 1641 году становится докладчиком королевской палаты и затем, в 1646 году, главой Верховного совета. Как и свои предки, Гийом Брисонэ расширяет владения Леве-вилль, покупая 2 февраля 1643 года звание прево в Байр Левек (Bailleau l'Evêque), мэрию Сенармон (la Mairie de Sénarmont) и феод Брос (Brosse). Немногим ранее (в 1640 г.) Гийом Брисонэ (Guillaume
Briçonnet) женится на Маргарите Амело (Marguerite Amelot) - дочери Маргариты де Крей (Marguerite de Creil) и Жака Амело (Jacques Amelot), сеньора Карнетена (Carnetin), советника Верховного совета, затем главы следственной палаты Парижского парламента (Жан-Франсуа Блюш (Jean-François). Вероятно по причине ряда финансовых трудностей, Гийом Брисонэ вынужден продать феод Буа Фуше (Bois Foucher), а затем и владения в Левевилль. 11 декабря 1650 года Гийом Брисонэ продает « ... замок, землю и право сеньора Levéville; а именно: замок, господский дом, огороженный котлован с водой, подъемный мост, задний двор, часовню, амбар, пресс (для винограда), сад, виноградник,лес... » Пьеру Мэса (Pierre Maissat), советнику короля, его дворецкому и секретарю, и его супруге Катрин де Бар (Catherine de Bart) за 150 000 ливров, сделку оформили нотариусы Менар (Ménard) и Дема (Demas) в Шателе в Париже (Châtelet de Paris) [3]. 3 июля 1651 года актом, не засвидетельствованным у нотариуса, все имущество замка Levéville продано советнику Мэса (Maissat) семьей Брисонэ за 1818 ливров [3].
Пьер де Мэса (Pierre de Maissat) состоит на службе у Людовика XIII и у Людовика XIV. Замеченный кардиналом ришелье, он служит затем его преемнику - кардиналу Мазарини и, когда позиции короля были ослаблены, королеве Анне Австрийской.
Мэса - сын парижского буржуа Клода Мэса, секретаря принца Конде. Он занимает пост советника и секретаря короля, входит в свиту короля по финансовым вопросам в 1647 году. В 1654 году регент королевы Анны Австрийской назначает его секретарем личного королевского Совета.
В апреле 1656 года по просьбе нового владельца жалованной грамотой короля земли Левевилль получают статус округа, подчиненного сеньору, который объединяет в свои владения феоды, находящиеся рядом: « ...ему принадлежит владение Левевилль, включая замок, окруженный рвом, башнями и подъемным мостом, право разрешения мелких и важнейших дел, вынесения смертного приговора, большое число вассалов и вавасал-лов, принадлежащих к окрестным приходам... ».
Замок в ВаШеаыЛ'Еущые
Рисунок из коллекции Геньера (Gaigniëres) 1696 год
(Национальная библиотека Франции, зал гравюр)
Замок Ьа>езт11е в ВаШеаы-¡'Еущые
Рисунок из коллекции Геньера (Gaigniëres) 1696 год (национальная библиотека Франции, зал гравюр)
На гравюре 1696 года, выполненной Геньером (Gaigniëres), замок Левевилль предстает таким, каким он был в то время.
В замок ведет широкая подъездная дорога, выходящая к решетке парадных ворот, окружен-
ных двумя двухэтажными павильонами. Перед замком расположен передний двор, называемый «зеленым двором». Две небольшие постройки квадратной формы находятся по краям зеленого двора, соединяя его с двумя входными павильонами. Господский дом и прилегающий к нему двор, называемый «<мощеным двором», со всех сторон окружают рвы.
Господский дом состоит из подвального помещения, где располагаются кухня, ее пристройки, а также многочисленные погреба; первого этажа, состоящего из вестибюля, двух больших залов и двух залов меньших размеров; второго этажа, где находятся разделенные вестибюлем два больших зала с расписными потолками; третьего этажа с большим количеством комнат. К дому с задней стороны прилегают две большие башни. На крыше находится колокольня, а также возвышаются четыре печные трубы. Комнаты каждого этажа освещены с двух сторон.
Позади господского дома, с левой стороны мы можем видеть узорные клумбы, деревья и лесную поросль, а с правой стороны находятся птичий двор с его постройками (конюшнями, коровниками, каретными сараями), а также голубятня, часовня и деревенские дома.
Гравюры демонстрируют, что к концу XVII века Левевилль из провинциального замка с преимущественно защитно-хозяйственным назначением превращается в образец архитектурного стиля с эстетически выразительной, планомерно устроенной территорией. Близость Пьера Мэса королевскому двору и строительство Версаля, начатое в 1661 году, позволяет не сомневаться, что реконструкция замка Левевилль, как и большинства европейских замков того периода, проходила под воздействием этой резиденции.
В период XVIII-XXI веков замок Левевилль претерпевает множество событий, сказавшихся на его архитектурном облике. Незадолго до смерти в 1703 году, а именно 11 ноября 1700 года, Пьер де Мэса в присутствии парижского нотариуса Ле Масля (Le Masle) передает по дарственной все свое состояние своему единственному сыну Франсуа (François)9. Последний получает владения в Левевилле и особняк на улице Тампль (Temple) в приходе Сан-Николя де Шан (Saint-Nicolas des Champs) в Париже.
Ненадолго пережив своего отца, Франсуа де Мэса умирает 18 ноября 1705 года в возрасте 56 лет в Париже, будучи в чине парламентского советника (1674-1705). От его брака с Мари Симон (Marie Simon), госпожой Далонвилля (Dallonville), соседних с Левевиллем владений, остается двое детей. В 1705 году их старший сын Франсуа Пьер де Мэса (François Pierre de
Maissat) получает по наследству владения Ле-вевилль, Далонвилль, особняк по улице Тампль вместе со всем движимым имуществом стоимостью более 75 000 ливров. С пятого марта 1706 года он занимает пост советника короля и парламентского советника в Париже.
Все движимое имущество, включая мебель и произведения искусства (скульптуры, картины, бронзовые статуи, гобелены...), входит в приданое вышеупомянутого Мэса согласно подписанному им 17 января 1706 года брачному контракту с Мари Анн Нобле (Marie Anne Noblet), старшей дочерью Мари Анн Контено (Marie Anne Contenot10) и Шарля Франсуа Нобле (Charles François Noblet), секретаря посольств Германии и Польши, секретаря суда счетной палаты Парижа.
В июне 1719 года жалованной грамотой короля округ Левевилль получает статус маркграфства, принадлежащего Пьеру Франсуа де Мэса, как вознаграждение за его службу и службу его предков короне. В связи с этим в 1724 году по просьбе владельца подготовлен новый земельный план Ле-вевилля. Как и многие другие, этот план сегодня хранится в архивах департамента Эр и Луар (Eure-et-Loir) в Шартре.
После смерти маркиза де Левевилль 14 декабря 1741 года нотариус Марки (Marquis) из Шар-тра составил детальную опись имущества, находящегося в каждой комнате. О многочисленных документах из семейного архива сведений немного, говорится лишь, что они хранились «в кабинете, находящемся в башне»:
подвал
кухня кладовая
помещение для хране-
ния угля
• кладовая для белья
• хранилище для плодов
• буфетная
• погреб
первый этаж
• большой зал, расположенный над кухней
• небольшой кабинет рядом с вышеупомянутым залом
• большая комната по левую сторону от входа в замок
• небольшой кабинет рядом с вышеупомянутой комнатой
• передняя
• небольшая комната рядом с вышеупомянутой комнатой
Второй этаж
• большая комната над залом
• небольшой кабинет в башне рядом с вышеупомянутой комнатой
• маленькая неотапливаемая комната рядом с вышеупомянутой большой комнатой
• другая большая комната с правой стороны
• небольшой кабинет в башне рядом с вышеупомянутой комнатой
• маленькая неотапливаемая комната с видом на клумбы рядом с вышеупомянутой большой комнатой
Земельный план Левевилля 1724 год
Архивы департамента Эр-и-Луар (Eure-et-Loir) (снимок Эрика Нвара)
Третий этаж
• большая комната с камином по правой стороне
• небольшой кабинет в башне рядом с вышеупомянутой комнатой
• другая небольшая комната с камином рядом с вышеуказанной большой комнатой с видом на клумбы
• передняя
• большая комната с левой стороны
• кабинет в башенке рядом с вышеуказанной комнатой
• другая небольшая комната рядом с вышеуказанной большой комнатой с видом на клумбы
чердачное помещение замка
«...Короткий список и оценка движимого имущества замка Левевилль в 1706
Короткий список движимого имущества, принадлежащего мессиру Пьеру Франсуа де Мэса, советнику парламента, входящего в брачный контракт с девицей Мари Анн де Нобле (Marie Anne de Noblet)
Мебель, находящаяся в замке и господском доме Левевилль близ Шартра (Chartres)
Во-первых, четыре кровати с дамасто-выми балдахинами стоимостью тысяча восемьсот ливров
Четыре гобелена стоимостью тысяча шестьсот ливров
Остальные кровати и мебель замка стоимостью четыре тысячи пятьсот ливров
Другая мебель и кухонная утварь, зерновые, сено и скот стоимостью в две тысячи шестьсот ливров
Общая стоимость имущества десять тысяч пятьсот ливров...»
Между 1741 и 1760 годами первый маркиз Леве-вилля производит ряд внутренних преобразований в замке, включая новую планировку. По его приказу были снесены два небольших входных павильона мощеного двора. После смерти первого маркиза Левевиля в его особняке по улице Тампль (la rue du Temple) 23 февраля 1761 года нотариус из Шартра господин Мари (Marie) 13 апреля 1761 года составляет новую опись имущества Левевилля.
подвал
кухня кладовая тестомешалка кладовая для белья буфетная
небольшой кабинет в башенке погреб
первый этаж
• комната покойного господина де Мэса с видом на клумбы
• кабинет в башенке внутри вышеуказанной комнаты
• столовая
• гостиная
• кабинет в башенке внутри вышеупомянутой гостиной
Второй этаж
• комната I
• комната II
• уборная рядом с комнатой III
• комната IIII и уборная
Третий этаж
комната С комната Б комната Б
комната в виде башенки внутри комнаты Б коридор, сообщающийся с комнатой С вышеуказанная комната комната В комната А
чердачное помещение
• комната кухарки
• соседняя комната
• мебельный склад
• комната прислуги в конце коридора
1б апреля 17б1 года с целью оценки владения географ и землемер господин Лежандр производит размежевание территории. Строительный подрядчик из Шартра господин Ланди оценивает стоимость необходимых во владении работ в 9 535 ливров. Пьер Франсуа де Мэса (Pierre François de Maissat), старший сын вышеупомянутого маркиза, сменяет своего отца, становясь главой маркграфства Левевилль стоимостью более чем 220 000 ливров. Младший сын Александр Шарль (Alexandre Charles), рыцарь Далонвиль (Dallonville), наследует отцовский особняк на улице тампль (Temple) в Париже и многочисленные ренты.
Второй маркиз Левевилля, советник парижского парламента с 1730 года, а впоследствии (1757) почетный советник, 28 марта 1749 года сочетается браком с Марией Анн Гризон (Marie Anne Grison) из Виль о Клерк (Ville aux Clercs). Брак засвидетельствован нотариусом Лазине (Laisné) в Шателе (Châtelet) в Париже.
Новый владелец Левевилля привносит многочисленные изменения в интерьер замка и прилегающий ландшафт. В 17б1-17б5 годах по его распоряжению строятся башни, примыкающие к фасаду с каждой стороны от вымощенного двора, и устраиваются новые проемы в фасаде со стороны цветника, вместо которого теперь разбит английский сад с зеленым театром и несколькими бассейнами.
28 сентября 17б5 года Пьер Франсуа де Мэса (Pierre François de Maissat) умирает в своем особняке на улице Шапон (Chapon), в приходе Нико-ля дэ Шан (Saint-Nicolas des Champs) в Париже, не оставив потомства от своего брака. Согласно его завещанию от б апреля 17б2 года, единственным его наследником становится дальний родственник Луи Шарль Бодуэн (Louis Charles Baudouin), шевалье, командир пехотного полка, а также его вдова как особая наследница 1/5 части всех его благ.
8 октября 17б5 года адвокат Делаж (Delage), нотариус в Шателе (Châtelet) в Париже, снимает печати замка Левевилль и приступает к описи имущества. 21 октября 17б5 года вдовствующая маркиза Левевилль отказывается от совместного со своим супругом имущества. Продажа имущества покойного направлена на разделение наследства. Для продажи на аукционе были составлены и напечатаны две описи по владениям Левевилль и доходам, приносимым ими. Вторая включает несколько деталей, дополняющих первую. Эти два документа приложены к купчей владений от 17бб года:
loo
wv вестник мэедународ-юго инстугтута антиквариата
Í4up искусств
«... прекрасный замок со двором, построенный в современном стиле, окруженный рвами, над которыми два моста с железными перилами. Перед замком - большой передний двор, обнесенный каменными стенами, с прилегающими двумя крупными павильонами, покрытыми кровельным сланцем, между ними прекрасная железная решетка, разделяющая передний двор от площадки в форме полумесяца, в конце которой расположен парк, часть которого засажена высокими деревьями, а часть невысокой порослью, в пятнадцать арпанов двадцать пять першей. В центре парка находится аллея, ведущая к проспекту, длиной в четыре арпана.
К северу, с другой стороны переднего двора расположен большой задний двор с покрытой кровельным сланцем часовней, каретными сараями, валяльным цехом, дровяным сараем, конюшнями, погребом и голубятней. Все помещения за исключением погреба покрыты черепицей.
К югу, с другой стороны переднего двора -большая ферма замка, о которой речь пойдет ниже.
За вышеупомянутым замком находится большой цветник более чем в два арпана, южнее него - восемь маленьких грабовых рощ, в одной из которых расположен колодец; увенчанный куполом, покрытым кровельным сланцем.
За рощами и садовой лужайкой, находится другой парк с высокими деревьями, обнесенный стенами, площадью в десять арпанов восемьдесят три с половиной перша. В парке - три прекрасных фруктовых сада и огород, составляющие в совокупности без четырех с половиной першей три арпана; главные аллеи огорожены от огорода железными решетками...»
«... замок, расположенный в Левевилле, в приходе Байо Левэк (ВаШеаи-1' Егщие), включающий большое здание из нескольких залов, гостиной, комнат, прихожей, кабинетов в четырех башенках по бокам. Замок окружен рвами, большим двором с двумя крупными павильонами, включает задний двор, где построена часовня, голубятню, конюшни, каретные сараи, и маленькую площадку под погреб, парк с высокими деревьями, обнесенный стенами, называемый передним парком замка. За замком находится большой амфитеатр, беседка, обсаженная грабами и каштанами; следующий парк с высокой растительностью находится на другой стороне, в конце него разбит сад, разделенный стенами на три части, фруктовые сады и огороды, и, наконец, большая вязовая аллея, служащая проспектом, ведущим в парк...»
20 июня 1766 года наследство Пьера Франсуа де Месса разделено между его вдовой и его наследниками. Вдова получает часть своего приданого, а также некоторые выплаты. В 1766 году владения в Леве-вилле проданы наследниками семьи Мэса (Maissat) Матье Гутару (Mathieu Gouttard), советнику короля, распорядителю его финансов, сеньору Курсель (Courcelles) близ Жизор (Gisors). По распоряжению Матье Франсуа Гуттара сына, дворецкого короля Людовика XVI, в 1788 году был составлен новый план земель, который немного отличается от плана 1727 года. Он более точен, чем первый, и отражает изменения, внесенные вторым маркизом Левевилль.
Во время Революции Гутар назначен управляющим государственных кузниц Вьерсон (Vierson) в Шер (Cher) и находится далеко от своих владений в Левевилле. В первые годы Империи у него возникают финансовые трудности, и он решается продать владения в Левевилле, чтобы сохранить другие в Курсель (Courcelles) близ Жизор (Gisors). 18 июля 1808 года Матье Франсуа Гуттар (Mathieu-François Gouttard) продает владения Левевилль, а также угодья Далонвиль (Dallonville), Пуавилье (Poisvilliers) и Грап (Grappe) Шарлю Тестю (Charles Testu), парижскому буржуа, владеющему областью Бельвю (Bellevue) в Медон (Meudon). Сделка регистрируется парижским нотариусом господином Фуше (Foucher). Движимое имущество замка Левевилль также подлежит продаже. 28 июля выручка от продажи превращена в пожизненную ренту.
В 1813 году владения и движимое имущество перепроданы Николя Франсуа Бартелеми (Nicolas François Barthélémy),
Земельный план Левевилля в 1788 г.
Архивы департамента Эр-э-Луар (Eure-et-Loir) (снимок Эрика Ивара)
бывшему инспектору государственных земель, живущему в Париже:
«...замок, к которому ведет прекрасная аллея из вязов, двор, передний двор с железной решеткой и павильонами; красивый задний двор с часовней, каретные сараи, конюшни, дровяной сарай, погреб, голубятня; за замком расположен парк, обнесенный стенами, в шесть гектаров семьдесят четыре ара восемьдесят восемь сантиа-ров (шестнадцать арпанов); другой в парк в шесть гектаров тридцать два ара семьдесят сантиаров (пятнадцать арпанов), в конце которого площадка в форме полумесяца, перед передним двором замка; три фруктовых сада и огорода, вместе со стенами и подпорным стенками образующие шпалеры...»
• будуар с одним окном, выходящим в парк
• вестибюль рядом с большой лестницей Второй этаж
• желтая комната, освещенная двумя окнами, выходящими в парк
• небольшой будуар
• комната
• кабинет
• комната с видом на парк
• кабинет с видом на парк
• комната с видом на парк
• кабинет с видом на парк
• другой кабинет с видом на парк
План замка Левевилль и большой фермы 1809го года (Архивы департамента Эр э Луар, снимок Эрика Нвара)
В 1821 году Николя Франсуа Бартелеми (Nicolas François Barthélémy) умирает в Париже, оставив вдову, двух сыновей и незаконнорожденную дочь. 21 июня 1821 года нотариус из Шартра господин Луванкур (Louvencour) составляет опись имущества замка Левевилль.
подвал
• кухня с видом на сад
• буфетная
• дровяной склад
• комната
• прачечная
• молочная кухня
• первый погреб
• второй погреб
первый этаж
• столовая, освещенная четырьмя окнами, два из которых выходят в парк, другие в главный двор
• небольшая зимняя гостиная
• кабинет
• передняя
• спальня, служащая гостиной, освещенная четырьмя окнами, два из которых выходят в парк, другие в главный двор
• коридор, идущий от алькова вышеупомянутой комнаты
наполеоновский земельный кадастр коммуны Байо-Лэвэк
1809 года
(Архивы департамента Эр э Луар, снимок Эрика Нвара)
Третий этаж
бильярдная с видом на парк комната № 2 с тем же видом комната № 3 с тем же видом комната № 4 с тем же видом комната № 5 с тем же видом
чердак со слуховыми окнами, выходящими в парк
28 августа 1822 года в администрации Шартра наследники Бартелеми составляют декларацию о наследованном имуществе общей стоимостью в 440 385 франков, включающем следующее:
♦ Замок Левевилль (35 гектаров 38 арпанов 67сантиаров)
♦ Задний двор и ферма (152 га 82 a)
♦ Ферма вАлонвиле(ЛИЬтШе) (89 га 30 a 50 c)
♦ Охотничьи угодья Тесонвиль (Tessonville) в Бриконвиле (Briconville) (5 га 22 a 28 c)
♦ Лесные угодья в Сант-Обен-де-Буа (Saint-Aubin-des-Bois) (4 га 3 a 71 c)
♦ Дом виноградаря и земли в Грап (Grappe) и Лев (Lèves) ( 41га 31a 72c)
чшшр вестник мэедундрояюго институт антиквариата
4Ч1ф ИСКУССТВ
С целью урегулирования возможных семейных споров и для облегчения раздела совместного имущества и наследства 28 мая 1823 года гражданский суд Шартра производит оценку замка Левевилль и прилегающих к нему угодий. Затем его выставляют на продажу.
В 1834 году по полюбовному соглашению замок Левевилль и часть владений отходят вдове Бартелеми, которая проживает там вплоть до своей смерти (10 ноября 1859 года).
6 декабря 1859 года господин Адольф Фурнье (Adolphe Fournier), нотариус из Шартра, составляет список всего движимого имущества замка и его пристроек. Вдова Бартелеми завещает своему младшему сыну Огюсту (Auguste) замок, парк, дворы, сады, постройки, огород, зеленые насаждения.
подвал
• кухня и прилегающие комнаты
• прачечная
• кладовая для плодов
первый этаж
• столовая
• маленькая гостиная с окнами в сад
• маленький кабинет, ведущий в гостиную
• вестибюль
• большая гостиная
• кладовая для белья
• ванная
• будуар
Второй этаж
• комната с камином и небольшой кабинет рядом
• кабинет
• комната с камином и небольшой кабинет рядом
• маленький, неотапливаемый кабинет
• комната с камином
• большая комната с камином
• кабинет рядом с вышеупомянутой комнатой
Третий этаж
• бильярдная
• комната прислуги
• небольшая комната
• небольшая комната прислуги
• комната в башенке реконструщия рш Ш8г.
«... Замок, построенный из тесаного камня и кирпича, покрытый кровельным сланцем, фасад которого, за исключением четырех башенок по углам, составляет 64 фута в длину. В замке расположены: задний двор, кладовая, дровяной сарай, амбар, прачечная, молочная кухня и погреба.
На цокольном этаже: вестибюль, большая комната, образующая гостиную, освещенная четырьмя окнами, с паркетным полом, обшитая деревом, украшенная 3 зеркалами, мраморным наличником; гардероб, будуар, ванная, медная ванная и комплектующие принадлежности, коридор, потайная лестница.
Справа от вестибюля: обшитая столовая, освещенная 4 окнами, с печью в нише.
Затем следует гостиная с паркетным полом, наличниками из мрамора и зеркалами; рядом каменная лестница, ведущая в кухню и деревянная с железными перилами на первый и второй этаж; в башенках - уборная.
На втором этаже: 5 комнат, украшенных зеркалами, панелями, каминами, альковами.
На 3-ем этаже: бильярдная, в башне -кабинеты, 5 комнат с каминами, зеркалами, панелями.
Перед замком: терраса, окружают его подпорные стены 15 футов высотой, а также железная решетка, деревянный мост и железные балюстрады
Большой зеленый крытый двор, 4 ряда плодовых деревьев, вишневые деревья и липы. По обеим сторонам от входной решетки весом в 7987 фунта два каменных павильона.
Задний двор, голубятня, башенки и шахта.
Парк, огороженный стенами, 4 внутренними решетками весом в 5112 фунтов; засаженный деревьями разного возраста, пруд, овальный пруд со скалой, колодец и насос, английский сад, зрительный зал и беседки, два огорода, два фруктовых сада, шпалеры, бассейны, всего 1576 плодовых дерева, а также лесная поросль... »
уЫр вестник №ждународного института антиквариата
ÎMLUp ИСКУССТВ
Интерьер замка до 27 июля 1860 года собственность вдовы Бар-
реставрации телеми была разделена между двумя сыновьями:
Эдуардом (1803-1880) и Огюстом (1802-1886) в присутствии Фурнье, нотариуса города Шартр. Согласно местным свидетельствам, братья Бартелеми были близкими друзьями Александра Дюма, который совершил несколько поездок в замок БеуёуШе; кроме того, говорилось, что он был влюблен в мадам Огюст, урожденную Полину де Балтус.
Братья Бартелеми оба проживали в замке Ле-вевилль и в период между 1860 и 1880 годами внесли много улучшений в замок к началу Третьей республики. Покрытие замка из крупного шифера заменяется более легким. Фасад со стороны двора открывают три центральных окна на первом этаже, а два боковых овальных окошка с каждой стороны фронтона были удалены и заменены тремя большими окнами в камне. В башнях со стороны двора были сделаны небольшие отверстия. Часть старой плитки на первом этаже и дубовые полы были удалены и заменены новыми. Прихожая выложена мрамором, а перед каждой дверью установлены инкрустированные панели. Вероятно, отказавшись от католической религии и религии вообще, именно братья Бартелеми были ответственными за разрушение часовни замка.
Огюст Бартелеми занимал пост мэра города Буало-ле -Пин (ЬаШеаы-1е-Рт) в течение многих лет. В 1848 году он стал представителем департамента Эр и Луар в Национальном собрании. В своем завещании его брат Эдвард Бартелеми просил похоронить его на кладбище Буало-ле-Век (Вай1еаы-1^&^ые), не проходя мимо церкви, и, если было возможно, он предпочел, чтобы его кремировали, если этот погребальный обряд будет разрешен. После смерти Эдварда Бартелеми в 1880 году его брат Огюст стал единственным на-
следником собственности на все его имущество, а его племянница Маргарита Бартелеми получила право пожизненного пользования. Инвентаризация всей мебели в замке Левевилль была составлена 14 февраля 1881 года Адольфом Фурнье, нотариусом города Шартр. Огюст Бартелеми умер в замке 26 августа 1886 года, оставив после своего брака с Полиной де Балтус, дочери одного генерала при Первой Французской империи, единственного сына по имени Шарль. Следующая инвентаризация имущества была составлена в 24 сентября 1886 года Фурнье, нотариусом Шартра. Вся мебель в замке осталась та же, что и в1880 году. Его единственный сын Шарль Бартелеми унаследовал имущество своего отца - замок Левевилль в качестве голой собственности (без права пользования), внучка Маргарет Бартелеми также осталась в статусе узуфруктуарий по отношению к части семейной собственности Бартелеми с мебелью из замка.
Шарль Бартелеми получил право взять фамилию своей матери и стал впоследствии Чарльзом Бартелеми де Балтус. Он прожил со своей женой Камиль Элен Дорно в замке в Тейла-сюр-йонна в городе йонна до своей смерти в 1908 году. Его дочь Маргарет Бартелеми де Балтус (1874-1958) переехала в замок Левевилль после свадьбы в 1891 году с Жозефом Перроном, финансовым инспектором. От их союза родились две дочери, Мария и Маргарет. Старшая умерла в Левевилле в 1910 году, а вторая вышла замуж в 1914 году в Буа-ло-ле-Век за одного графа. Чета Перрон покинула Францию в начале Второй мировой войны и укрылась на острове Джерси. В этот период замок был разграблен. Во время оккупации немцы использовали замок как командный пункт, и в 1944 году, во время освобождения, он перешел в руки войск США. Г-н Перрон умер в 1942 году, и его вдова не вернулась жить в Левевилль после войны. Замок и хозяйственные постройки сдавались в аренду с 1946 по 1956 годы Министерству юстиции.
Новая история замка Левевилль: гармония эстетических и
экологических принципов
После смерти г-жи Перрон в 1958 году ее единственная дочь Маргарет, разведенная жена графа, унаследовала Левевилль, но так и не жила там. По состоянию на 10 ноября 1956 года замок был сдан в аренду на 18 лет господам Варель и Байи. Мадам Перрон 6 ноября 1964 года продает замок площадью 10 гектаров 46 акров 33 сантиаров земли своим арендаторам в присутствии господина Режана, нотариуса города Шартр.
Замок Левевилль продается 15 октября 1985 года Себастьяну Де Ла Селю, бизнесмену из Парижа, в присутствии Жоржа Барбье, нотариуса Рамбуйе. Г-н Де Ля Сель восстанавливает замок и устанавливает на всех этажах удобства (отопление, ванные комнаты и туалеты). Старая кухня была заброшена, а новая была оборудована на другом этаже. Подвалы превращаются в помещения для сторожа, и все остальное перестраивается в погреба. Чердаки выше второго этажа превращаются в игровые комнаты и покрываются настилом.
Новый сад был переделан в 1971 году. Некоторые остатки старинного парка были сохранены и присоединены к новому саду. Было посажено много граба и тиса в задней части замка, кроме того во дворе по обе стороны от прохода был посажен декоративный кустарник под стрижку. Рядом был построен пруд с новым посадками граба у подножия старых деревьев. Г-н Де Ля Сель продает замок Левевилль 31 марта 2006 Алексею Семину, бизнесмену из Москвы, в присутствии Объединения лиц свободных профессий «Мишель и партнеры, нотариусы» в Париже.
С этого момента начинается новая история Левевилля - история восстановления его художественно-исторической значимости. Вопрос восстановления памятника всегда есть проблема культуры и духовных потребностей его владельца. Как адаптировать его к современности? Все многообразие вариантов можно свести к двум полярным принципам, каждый из которых категоричен и может быть доведен до абсурда. Первый из них: памятник должен быть восстановлен полностью в «первоначальном» виде, вплоть до деталей. Этот принцип, как правило, приветствуется всеми радетелями былого, но таит коварные вопросы к ним: а что считать «первоначальным» обликом и насколько возможно его восстановление? что считать первоначальным в случае с Левевиллем, как и с каждым замком, менявшим свой облик в истории? Обнажить несколько камней XI века в основании замка, убрав все остальное? Но тогда замок уже не будет жилищем, что вряд ли будет приветствовать какой-либо его владелец. Восстановить замок времен рыцарей Левевиллей, давших имя замку и владевших им на протяжении двух столетий? Но тогда как же быть с Левевиллем, видевшим принца Конде, Людовика XIV, а позднее и Александра
Дюма?.. Еще вопросы: а как восстанавливать, если многое уже утрачено безвозвратно? Делать реплики, но с чего, если подлинные предметы уже стерты временем? Привносить в интерьеры (кстати, тоже не известно, как восстановленные) аналоги, отталкиваясь от дошедших до нас предметов быта? Но это будут уже «новоделы», которые неприемлемы ценителями, так как их объединяет с прошлым только внешний вид, да и то только по мнению авторов реконструкции.
Конечно, эти и многие другие общие вопросы преодолимы, решение их во многом разработано современными реставраторами. Они отображены в Кодексах реставраторов многих государств (Канады, Голландии, США, России). В соответствии с первым принципом решением о современной судьбе памятника может быть превращение его в музей, где со скрупулезностью восстанавливается его облик на какой-то исторический момент. Но, во-первых, все дошедшие до нас памятники сделать музеями невозможно, на это просто не хватит ни государственных, ни частных средств. К тому же, музейная достоверность в случае с Левевил-лем затруднена, так как ни внешний облик, ни внутренние интерьеры до нас не дошли. Во-вторых, антиподный принцип - восстановление недвижимости только в соответствии с современными потребностями и представлениями о комфорте -также неприемлем. По этому пути шли предыдущие владельцы и арендаторы Левевилля, им было безразлично, что и здесь тоже творилась история
Процесс реконструкции замка и парка
дельца, его внутреннего мира и духовных потребностей, способности осознать себя частью непрерывного движения истории. Владение замком в наши дни, кроме того, что дает определенный статус и удовлетворяет амбиции, накладывает на хозяина не только формальную, но и нравственную ответственность. Все это сопряжено с большими материальными расходами, но гармоничное соответствие формального и нравственного имеет далеко идущие последствия. Платой за эту гармонию хозяину замка будет признание современников, повышение капитализации имущества за счет того, что неприметная в прошлом постройка, благодаря его усилиям, становится объектом общественного внимания, туризма и т.д. и, как конечный результат, достойное включение имени владельца в историю памятника и культуры в целом.
Какие конкретно принципы положены в основу реставрации Левевилля? Его владелец А.В. Сёмин пошел по инновационному пути, в основе которого лежит системный подход, в соответствии с которым замок - не просто дом, жилище, а ансамбль, то есть сложный архитектурный объект, состоящий из нескольких элементов и находящийся в специфическом окружающем ландшафте. Иными словами, была поставлена задача гармонизации объекта в пространстве природы и истории. В момент приобретения замка его территория была во многом утрачена прежними владельцами. Необходимо было вернуть землю в объеме, обеспечивающем восстановление замка как исторической и архитектурной доминанты окружающего пространства. Для этого были приобретены ранее принадлежавшие Левевиллю тер-
Левевилль 2013г.:виды Франции. Один из них вмонтировал в башню зам-регулярного парка ка бронированную многотонную дверь, превратив в сейф одну из башен замка. Другие без тени сомнения пожертвовали расписанными балками перекрытия XVII века, закрыв их гипсокартоном, и покрасили потолок, стены и панели в светлые тона. Тем самым кусочек истории Франции превратился в «уютный» уголок в стиле кантри.
Какая же концепция реставрации может совместить музей и современное жилище? На наш взгляд, однозначный и лаконичный ответ на это вопрос невозможен, он зависит от личности вла-
чшшр вестник мэедунароядого инстугтута антиквариата
4Чир искусств
ритории. За счет прилегающих лесов, исторически входивших в состав поместья и распроданных по частям в начале XX века, площадь увеличилась на 40 га. В итоге парки Левевилля занимают 3 гектара, что дало возможность разбить «Новый» парк с аллеями, дорожками и фонтаном. В результате замок приобрел большую цельность и стал соответствовать историческому облику времени своего расцвета.
Следующим вопросом было восстановление примыкающей к замку территории и, прежде всего, реконструкция сохранившегося, но запущенного рва вокруг здания. Он был расчищен и углублен, при этом были восстановлены кирпичная и каменная кладки стен рва и конструкции моста. О бережном отношении к природе при проведении работ говорит тот факт, что при спуске из рва воды вся рыба была помещена в специальные бассейны и содержалась там до окончания работ, после чего была выпущена в чистую воду.
Много сил и средств было потрачено на ремонт кровли, в процессе восстановления были отвергнуты варианты покрытия крыши современными материалами. Несмотря на трудоемкость, была восстановлена историческая кровля сланцевыми плитами. Были сохранены и реставрированы старинные подоконники, сделанные из свинца, восстановлены штукатурная облицовка башен и старая кладка фасада замка.
В Левевилле гармонично сочетаются старинные камины, приведенные в полное рабочее состояние, и новейшая система отопления с использованием геотермальных вод. Это не нарушает экологический баланс с окружающей средой, не приводит к ее загрязнению, а постоянная температура поступающей из-под земли воды (около 50 градусов) обеспечивает стабильность темпера-турно-влажностного режима.
Принципом реконструкции интерьеров было, прежде всего, выявление всего того, что дошло до наших дней. На потолке второго этажа после удаления уже помянутых нами гипсокартонных
панелей была обнаружена роспись балок перекрытия, рисунок их орнамента позволяет отнести работу к концу XVII (?) века. Было принято решение о реставрации этой росписи в местах, где она сохранилась, а утраты были скрупулезно восстановлены.
Компенсационный принцип, принятый в современной реставрации, позволяет восстанавливать элементы в местах несохранившегося декора только в том случае, когда нет сомнений ни в расположении, ни в характере его изображения. В данном случае восстановление росписи перекрытия вполне соответствует данному принципу.
Итак, в основу реставрации замка легла идея не академически точного воспроизводства какого-либо стиля или эпохи, а создание интерьера современного жилища, прошедшего долгую жизнь. Гармоничная сменяемость эпох была прервана в XX веке, поэтому специфической сложностью было воссоздание этой естественной стилистической гармонии. Потребовались большие знания и любовь к искусству для того, чтобы ансамбль производил гармоническое впечатление. Левевилль дает характерный вариант стилевого консенсуса. Под этим мы понимаем не эклектичное смешение предметов разных эпох по прихоти владельца, а создание гармонического единения предметов,
Ннтерьер замка, реставрированные балки с росписью XVII в.
тема номера
№з фз) Ю1з
Так выглядит сегодня «мощеный двор» замка
нашедших друг друга в контексте современного культурного пространства.
Пример Левевилля говорит о том, что предметы декоративно-прикладного искусства прошлого - это не просто объекты старины, артефакты истории, а элементы культурного пространства, соединяющие в себе художественное с утилитарным. Интерьеры Левевилля показывают, как находящиеся в нем предметы могут служить их владельцу по прямому назначению, одновременно передавая аромат эпохи и ощущение преемственности самого хода истории. В Левевилле минувшие эпохи хранят свой след, естественно соединяясь друг с другом.
Опыт реконструкции Левевилля с использованием новейших европейских технологий послужил основой концепции реставрации исторической застройки города Казани, в основе которой также лежит системный подход.
Статья подготовлена на основе исторического очерка Эрика Ивара «ЗамокЛевевилль Эр-и-Луар» (рукопись, 2007)
Список использованной литературы и неопубликованных источников:
1.B.N. Латинский манускрипт 17033 folio 411.
2.Жан-Франсуа Блюш (Jean-François Bluche). Происхождение института судей парламента в Париже XVIII веке (17151771): генеалогический словарь, диссертация, представленная на филологический факультет. - Париж, 1956.
3.Инвентарь после смерти первого маркиза de Levéville, умер в 1761.
4.Бурганова В.Н. Устройство и функции замка в средневековой литературе X-XIV вв. /В.Н. Бурганова, Е.К. Дрюпина // Вестн. Кемер. гос. ун-та.- 2008.-№2.-С.24-26.
5.Килимник Е.В. Генезис форм феодальных замков в Центральной Европе в период зрелого средневековья / / Мир науки, культуры и образования.- 2010.- №5.- С.215-219.
6.Килимник Е.В. Культурно-историческая ценность феодальных замков европейского средневековья // Социология власти.- 2010.- № 7.- С. 98-105.
7.Килимник Е.В. Средневековый европейский замок как феномен рыцарской культуры // Вестн. Ставропол. гос. ун-
та.-2010.-№6.-С.14.-19.
8.Филимонова Ю.А. Возвышение культуры Франции как результат французского меркантилизма // Известия Санкт-Петербург. ун-та экономики и финансов.- 2012.- №6 (78).-С.148-151.
Глоссарий
Акр - приблизительная площадь земли, обрабатываемой одним крестьянином на одном воле в течение одного дня, различается в разных странах, составляет примерно 0,4 га.
Арпан (фр. arpent) — старинная французская единица измерения длины, равнявшаяся 180 парижским футам, то есть примерно 58,52 м.
Донжон (donjon -фр.; dungeon-англ.) - главная башня, составлявшая обычно самую высокую и мощную часть укрепленного замка, служившая последним оплотом защитникам уже после того, как неприятель овладевал всей остальной крепостью. Обычно донжон делился на цоколь и три верхних этажа: цокольный этаж служил складским помещением (для фуража, оружия и воинского снаряжения, хозяйственной утвари и пр.), выше были помещения для стражи, кухни и помещения для солдат гарнизона, на верхних этажах жили феодал, его семья и свита.
Куртина - участок крепостной стены между двумя соседними башнями или бастионами, как правило, наиболее слабый, а потому и наиболее опасный участок обороны. Высота куртины проектировалась с учетом той высоты, которая была доступна нападающим во время штурма. Наибольшая высота штурмовых лестниц составляла 10 метров, на такую же высоту поднимались и края куртины, заканчивающиеся тонкой стенкой высотой от полутора до двух метров, называемой парапетом.
Машикуль (Mache-col - фр. - «бить в голову») - навесные бойницы зубчатого парапета, вынесенные вперед и укрепленные на консолях, выступающих из стены. Появились для поражения «мертвого» пространства у подошвы крепостной стены, где неприятель мог накапливаться для атаки.
Перш (франц. Perche) - старая мера длины во Франции, равная 18-22 футам.
Сантиар (centiare) - единица измерения площади, в метрической системе равна 1 м2. Эта единица не входит в международную систему (МС). 1 сантиар равен: 0,01 ар 1 м2. Он используется чаще всего для характеристики площади земельной собственности.
Примечания:
9. Франсуа сын от первого брака Пьера де Мэса с Катрин де Бар (Catherine de Bard).
10. A.N. Etude LXII/283. записи парижского нотариуса Жофруа (Geoffroy).
Выражаем благодарность А.В. Дьяконову за эксклюзивные фотографии замка и парка Левевилль.
^лшр вестник мэедународ-юго инстугтута антиквариата
Í4up искусств