Научная статья на тему 'Структура феодальных замков центральной Европы XI XIII вв. . '

Структура феодальных замков центральной Европы XI XIII вв. . Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1425
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХИТЕКТУРА / ФЕОДАЛЬНЫЕ ЗАМКИ / ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНОЕ РЕШЕНИЕ / ФОРТИФИКАЦИОННОЕ ИСКУССТВО / MEDIEVAL ARCHITECTURE / FEUDAL CASTLES / SPACE-AND-PLANNING SOLUTIONS / ART OF FORTIFICATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Килимник Евгений Витальевич

На основе пристального изучения объемно-планировочных решений феодальных замков Центральной Европы XI XIII вв., культурно-исторического взаимовлияния различных регионов Европы, развития военного искусства исследуются структура и эволюция замковых комплексов на территории немецких княжеств, что существенным образом восполняет пробел в европейской истории фортификационного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structure of feudal castles of Central Europe in XI XIII centuries

On the basis of the close study of space-planning solutions of feudal castles of Central Europe in XI-XIII centuries, the historical and cultural interaction of different regions of Europe, the development of military art, the structure and evolution of castle complexes on the territory of German principalities is examined, which greatly fills the gaps in the European history of the art of fortification.

Текст научной работы на тему «Структура феодальных замков центральной Европы XI XIII вв. . »

Литература

1. Айдаров С.С. Архитектурное наследие Казани / С.С. Айдаров. Казань, 1978. 202 с.

2. Кузнецов А.И. Историческая Астрахань и ее памятники / А.И. Кузнецов. Астрахань, 1960 -1967. Кн.1. 99с.

3. Халитов Н.Л. Архитектура мечетей Казани / Н.Л. Халитов. Казань, 1991. 344 с.

Ethnocultural peculiarities of Tatar mosque of deltaic region of Lower Volga and Kazan

The comparative analysis of mosques of Astrakhan and Kazan as the centres of modern culture of Tatar ethnos is given. The peculiarities of cult architecture of tatar of these regions are established on the basis of different sources of cultural adoption.

Keywords: cult architecture, mosque, minaret,

Islamic enlightenment, tatar ethnos, cultural adoption.

Е.В. КИЛИМНИК (Екатеринбург)

СТРУКТУРА ФЕОДАЛЬНЫХ ЗАМКОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ XI - XIII вв.

На основе пристального изучения объемнопланировочных решений феодальных замков Центральной Европы XI- XIIIвв., культурноисторического взаимовлияния различных регионов Европы, развития военного искусства исследуются структура и эволюция замковых комплексов на территории немецких княжеств, что существенным образом восполняет пробел в европейской истории фортификационного искусства.

Ключевые слова: средневековая архитектура, феодальные замки, объемно-планировочное решение, фортификационное искусство.

Решительный подъем в среднеевропейском оборонном зодчестве начался с возникновения раннефеодального немецкого государства императора Генриха I (919 -936 гг.). После падения франкского государства участились разрушительные нападения норманнов с северо-запада и быстрых венгерских рыцарских отрядов с юго-

востока. Из документов известны стратегические и политические операции императора Генриха, с помощью которых он хотел преодолеть опасность со стороны венгров. Императорским указом о создании новой сети крепостей на востоке государства, перед франкской укрепленной зоной, между реками Заале и Средная Эльба был создан новый пояс укреплений, с помощью которого в систему обороны и управления включались местные славяне. Этими оборонными мерами Генрих предопределил немецкую экспансию на Восток. Одновременно с этими процессами шло активное развитие романской архитектуры. Романский стиль явился формой утверждения феодального общества. При распаде централизованного государства и феодальной раздробленности сохранялись внутренние классовые связи владельцев феодов, при этом церковь являлась высшей инстанцией.

Достоинства и недостатки романской архитектуры эпохи становления феодализма связаны с борьбой двух основных принципов - единства архитектурного целого и обособления частей. Прежде всего, это сказалось на жилище феодала - замке и особенно его башне, являвшейся символом непререкаемой власти.

Намного сложнее, чем во Франции и Англии, шел процесс развития феодального замка в землях Священной Римской империи. Неравномерное развитие отдельных немецких территорий привело к тому, что здесь не сложилась единая замковая структура, как в Англии и Франции. В той части немецких земель, где не были утеряны античные традиции, развитие замка в Средние века колебалось между двумя структурами, унаследованными от прошлого: открытым жилищем, имевшим сходство с дворцом-пфальцем VIII в. и защищенным городищем (так называемым фолькс-бургом), который существовал здесь с незапамятных времен. Первое соединение обеих структур было закончено в эпоху императора Оттона, когда вновь появилась потребность воскресить в полном блеске полузабытую каролинговскую империю - единственное средство остановить центробежные силы в племенных землях Германии. Однако в державе, границам которой угрожали мадьяры (а до них -

© Килимник Е.В., 2009

норманны) и которая покоряла славянские области на востоке, уже нельзя было строить представительные здания-пфаль-цы на открытом месте, как в эпоху Каро-лингов. Их нужно было перенести в безопасное место, защищенное как природными, так и искусственными препятствиями, либо в старое городище.

Как выглядело соединение двух разнородных традиций, лучше всего демонстрируют дворцы-пфальцы в Верле и Гос-ларе. Их укрепил император Генрих I, чтобы защищаться от нападений мадьяров. Здесь же в 924 г. с венграми было заключено девятилетнее перемирие. Городище, заложенное на мысу над петлей р. Окер, имело три укрепленные части: два больших предградья на западной стороне и округлое внутреннее городище. Император Генрих I далее вновь укрепляет городище целиком: первое предградье защищает на восточной стороне рвом с глиняным валом; второе предградье, служившее, очевидно, для поселения воинского гарнизона, ограждается, кроме рва, каменной стеной. Подобное укрепление имел и пфальц, рядом находились двое ворот: на севере и на западе. Оба эти предградья были устроены на основе старого строительного опыта (городище).

Различие между областями, затронутыми и не затронутыми античной культурой, лучше всего видны, если сравнить некоторые структуры старейших замков возле Рейна. Старейшая форма феодального жилища в этих районах представлена укрепленным дворцом с призматической башней, высотой приблизительно 10 м, которая размерами и толщиной стен напоминает так называемые “Ьш^ше” - сторожевые башни, построенные римлянами для охраны границ на Рейне и Дунае в первых столетиях нашей эры. Старейшие башни, подобные им, появились в конце

XI в. (Гляйберг, Кассель); а округлые башни возле Рейна - лишь в конце XII в. (Планкенберг), следовательно, они вторичны и больше строились уже в XIII в. под влиянием французской фортификационной архитектуры эпохи короля Филиппа-Августа. Это проявилось в структуре зданий профранцузски ориентированных зодчих, какими были, например, граф Юлих и особенно кельнский архиепископ К. фон Хохштаден - основатель первого готического собора в Германии (Кельн). И

хотя французское воздействие здесь было бесспорно, округлые башни в этих германских землях не достигли таких размеров, как во Франции, они редко превышают 20 м. Их тесные помещения мало удовлетворяли требованиям, предъявляемым к жилищу.

Постепенно на территории Священной Римской империи складываются две основные структуры башенно-дворцового замка - саксонская (круглая башня) и при-дунайско - бургундская (призматическая башня). Отсутствие в них условий для проживания обусловило необходимость возведения жилого дворца с обычным для него залом. Существование этого жилого здания имело, в свою очередь, обратное влияние на большие зарейнские башни, где строились жилые помещения, дублирующие основные дворцовые. Так в германских княжествах из двух главных элементов - оборонной башни и укрепленного дворца (жилого помещения) - развивается ведущая структура феодального замка, главными элементами которой в дальнейшем также будут и крепостные стены. Старая общепризнанная традиция способствовала уже на первых порах, особенно в областях, не затронутых античной культурой, появлению башен, считавшихся прежде всего оборонными зданиями. В них, как и в исконном типе замка - франкском мотте, иногда была и жилая комната. Гораздо чаще, особенно в центральных и северных районах Германии, встречаются башни, в которых для жилого помещения не хватало места, они были приспособлены исключительно для обороны. Оборонная функция башни здесь проявляется так последовательно, что это заметно даже в ее форме.

Традиционная прямоугольная в плане башня не обеспечивала круговой защиты, оставляя уязвимые зоны. Башня со срезанными углами, со временем ставшая восьмигранной, с равными по длине сторонами, а затем и округлая этот недостаток устраняли. Замковое зодчество в Саксонии и Чехии приспособило направление дворцовой стены к особенностям рельефа местности, тогда как в северных областях Священной Римской империи сохраняется герметически совершенная форма, возле Рейна под влиянием штауфен-ской архитектуры она постепенно вытес-

няется ориентированной на природные особенности.

Увлечение круглой формой, мягко выведенной линией крепостной стены, проявляется в структуре замков северных областей германских княжеств. На этой территории в то время вообще возводились только каменные стены из необработанного камня, сложенного насухо или соединенного глиной. При подобном примитивном способе кладки было проще строить округлые формы, следуя рельефу. К подобной стройке готовились обтесанные квадры или необработанные валуны.

Структура немецкого замка включала основное здание с представительным залом на втором этаже со стороны двора. На первый этаж, обычно наполовину утапливаемый относительно уровня надворья, попадали по спускающейся вниз лестнице. В зале устраивался ряд спаренных окон, составлявших нередко целую галерею со столбами. Эти окна были или остекленными, или снабжались поворотными деревянными щитами (своеобразными жалюзи), а освещенный этими окнами неф назывался солярием. В случае малой защищенности дворца спаренные окна заменялись маленькими щелевидными бойницами, а недостаток освещенности компенсировался светом факелов. Не подверглась изменениям капелла, часть укрепленного дворца, иногда двухэтажная, с первым этажом для простолюдинов и с амфитеатром на втором (т. н. трибуной), предназначенным для духовной и светской знати. Капелла была или самостоятельной частью, или дворцовой пристройкой, или находилась над воротами. Планировка дворца обычно следовала конфигурации местности и была иррегулярной. Значительно снижало защитные возможности этого укрепления отсутствие хода по всему периметру дворца, что, видимо, компенсировалось гористым ландшафтом и, как следствие, сложностью подхода к стенам. Доминирующая над дворцом башня первоначально (до середины XII в.) играла второстепенную роль, в обороне ей отводилась функция дозорной. В нижних этажах башни часто могли размещаться тюремные или складские помещения.

С середины XII в. начинается эволюция местоположения башни с целью усиления обороноспособности замка. В ре-

зультате она встраивается в дворцовую стену для контроля и активной защиты ворот. При этом угол башни, если она прямоугольная, обращен к фронту, что усиливает ее оборонные качества. Одновременно с середины XII в. предзамковая территория также дополнительно укрепляется. В результате возникает полурас-члененная планировка замка, где центральным зданием становится укрепленный дворец с башней, а к нему прилегает предзам-ковое укрепление, регулярное или подчиненное горному рельефу. Подобное укрепление обычно имело стены, уступающие по высоте дворцу, к которым внутри могли пристраиваться жилые (для стражи), реже хозяйственные объекты. Стены могли быть дополнительно укреплены небольшими прямоугольными или круглыми башенками, одна из которых часто была над-вратной. Снаружи въезд в замок, как правило, защищали земляным валом, если местность была пологой, и рвом. В небольшом дворе обычно размещался колодец, на первом этаже дворца - хозяйственные службы и гарнизон, на втором и третьем этажах - личные покои владельца замка и рыцарский зал для приема гостей. Подобная планировка чаще всего лежала и в основе различных производных вариантов немецкого башенно-дворцового замка, где главное место отводилось укрепленному дворцу, выполнявшему оборонительную, жилую и хозяйственную функции.

Особенностью эльзасско-швабского направления при сооружении дворцово-башенных замков было распространение с середины XII в. до Саксонии и Австрии кладки из квадров. Она использовалась в Средней Германии в собственных штау-фенских владениях (Эльзас и Швабия) и в присоединенной к имперской короне Франконии, т. е. в области, где преобладал южнонемецкий вариант замка с четырехгранной башней (придунайско-бургундский).

В замках саксонско-гессенского типа -с округлой башней, как во Франконии -кладка из квадров применялась частично, в отличие от призматических башен. Точно так же проявился штауфенский стиль в Южной Германии - главной немецкой части сегодняшней Швейцарии, т. е. в областях аллеманского замкового типа, где кладка квадров была использована лишь на углах. На Дунае по направлению к во-

стоку и югу она также заметно убывает. Если же в верхнем течении Дуная кладка из квадров была явлением еще достаточно частым, то в Австрии замков с подобной кладкой единицы. В Тироле и Форальс-берге она использовалась ограниченно, как в Швейцарии, лишь на углах (в Северной Швейцарии - Эгренфельд, Фрауенфельд; в Тироле - Тратцберг). Эта кладка тесно связана с имперской идеей императора Барбароссы (создать единое государство с единой культурой), которая осуществилась лишь частично. В строительстве замков император натолкнулся на непреодолимую преграду - художественные вкусы и традиции отдельных территорий Священной Римской империи.

Кроме немецкого замка, у которого основная оборона доверена окружным стенам дворца и сторожевой башне, существуют в Германии такие замки, где башен нет вовсе и оборона целиком ложится на крепостные стены. Это замок с так называемой чехольной (Маи1е1ташег) или щитовой (8сЫ1с1ташег) стеной. Если замковый мыс был слабо защищен природой, ядро замка обносилось высокой и мощной стеной, которая на опасной стороне достигала 3 - 5 м в толщину и нередко -10 м в высоту, а жилые помещения пристраивались к ней изнутри. Очень часто территория вокруг замка укреплялась более низкой стеной (так называемым парканом) в несколько метров шириной, а снаружи - рвом. У замков мысовых, где подход шел по узкому перешейку, эта чехольная конструкция располагалась только со стороны подхода, где она вырастала в мощный щит 3 - 5 м толщиной и 20 м высотой, который имел под верхней боковой галереей в толще стен еще и сводчатый ход. У отдельных простых замковых структур к стене сразу примыкает дворец, у более сложных конструкций подход к жилой дворцовой части прерывается несколькими щитами, идущими друг за другом и рвами с водой. Оба варианта -чехольный и щитовой - часто комбинируются с башнями, за некоторым исключением четырехугольными или пятиугольными, поставленными в угловых изломах стены (пятиугольные в плане башни -Локенхаус, Австрия). Часто башня ставится в середине стены (как в вершинных, так и равнинных замках). Почти во всех слу-

чаях речь идет о постройках целиком квад-ровой кладки или с квадрами на углах. Уже из этого видно, что речь идет о замке, принадлежащем приблизительно к приду-найско-бургундскому варианту, сосредоточенному главным образом во Франконии, Эльзасе, на Рейне и в Швабии. В них квадровая кладка, присущая замкам шта-уфенского типа, наиболее выразительна.

В германских княжествах башни ярко выраженной округлой формы встречаются редко, главным образом на тех землях, где было ощутимо французское влияние (Заальэк в Тюрингии, Катц в среднем течении Рейна). В то же время нужно учесть и то, что до середины XII в. на королевских и коронных землях во Франконии, Швабии и Эльзасе строились первые великолепные штауфенские дворцы и развитие феодального замка шло к завершению. Штауфенские замки явились вершиной немецкой замковой архитектуры. Они получили распространение вдоль старого римского пути вдоль среднего и нижнего течения Рейна, частично - в поречье Мохана, и оттуда вдоль р. Таубер и на юго-запад от Рейна до Дуная. В землях Священной Римской империи явственно ощущалось стремление мастеров выделить башню из жилого комплекса, чтобы придать ей лишь оборонные функции. Это подтверждается структурой замков в начале XII в. Так, в замках, расположенных в горах или на мысах, соединенных с материком узким перешейком, башни строились надвратными или рядом с въездом. Первоначально башня стояла за стеной, но постепенно начинает приближаться к ней и, наконец, становится ее составной частью. Традиционная прямоугольная башня при этом оказывается менее эффективной, чем круглая или многогранная. Такая форма позволяла организовать круговую оборону в наиболее уязвимой части замка - входной. При этом линия крепостной стены шла под углом к башне и оказывалась лучше защищенной. Так возникла пятиугольная или кораблевидная башня, появившаяся одновременно и независимо в среднем течении Рейна (Эльзас - Лотарингия) и Нижней Австрии. Постепенно этот тип башни проникает к соседям - до Нижней Франконии, Саксонии (Фалькен-штайн) и позже, около XIV в. - до Швабии, до альпийских территорий Австрии и, главным образом, - по Дунаю до Венг-

рии, за исключением сегодняшней Словакии. В ней утвердилась - и то лишь в небольшом количестве - пришедшая из чешских земель и Силезии округлая башня со шпилем.

Чисто немецкая традиция включает в замковый комплекс относительно большой жилой дворец и сторожевую башню с защитными стенами. Привычная французская схема, включавшая в себя донжон, на территории Германии практически не привилась. Исключение составляет лишь замок-башня Нидегген в дельте Рейна (возле Дюррена), заложенный в 1177 г. графом Юлихом, известным своими тесными отношениями с Францией.

В бывшей Восточной Марке - сегодняшней Австрии - начало строительства каменных феодальных замков приходится на конец XI в. Старейшая здесь структура замка - вариант мотта, каменное строение, названное в источниках «укрепленным домом». Закладывались замки в этой горной стране на холмах, с круглой оградой, укрепленной снаружи, и напоминали крепостные типы долины Рейна, что при римской традиции естественно. Особенностью этих строений было то, что башня была больше традиционных сторожевых башен и напоминала чуть уменьшенный и упрощенный французский донжон (Пе-терсберг над Фрайзахом в Штирии; Клам и Лобенштейн в горной Австрии). Такая форма просуществовала недолго и вскоре в большинстве своем была вытеснена крепостными типами, которые проникали сюда из долины Рейна, баварского Подуна-вья, а позже - из Северной Германии и Чехии. До этого времени (вторая половина

XII в.) замковый комплекс ограничивался лишь жилой башней. Складывающийся новый тип замка, при котором основное жилье переходит во дворец, лишает башню ее универсального назначения, сохраняя за ней лишь оборонные функции.

В северных областях башня нередко срасталась с дворцом в единый блок, подобно рейнским и южношвабским пфаль-цам (Бриенц, Белфор, Левенбург, Валта-линген, Гирсберг). Местом, где преобладали замки исключительно с круглой башней, была, кроме Восточной Германии, вся первоначально славянская территория (Лужицкая, Силезская и Браниборская), постепенно присоединенная к империи в качестве марок. Средняя Германия, Чехия,

бывшие французские герцогства были типично пограничными областями, где оба замковых варианта в равной степени преобладали со времени их появления, став производными от немецкого башеннодворцового типа замка, и отличались лишь конфигурацией главной башни (придунай-ско-бургундский и саксонский варианты).

Формирование структуры немецкого замка закончилось штауфенскими постройками. В середине XIII в. в феодальном замкостроении Священной Римской империи наступил определенный застой. В качестве своеобразного исключения появляется круглая башня со шпилем, типичная для французской готики, распространенной во французской части Швейцарии.

Литература

1. Buigen und Schlosser am Reine. Rahmel-Verlig CmbY. Pulheim, 1999.

2. DerWehrbau. Larchitecture militare. Tubin-den - Strasbourg, 1971.

3. Die Burgenreine. Hrsg. V. Magnus Backes. Neuwied, 1961.

4. Mrusek H.-J. Die Albrechtsburg m Meisen / H.-J. Mrusek. Leipzig, 1973.

5. Mrusek H.-J. Gestalt und Entwicklung der feu-dalen Eigenbefestigund im Mittelalter / H.-J. Mrusek. Berlin, 1973.

6. Mrusek H.-J. Halle / Saale / H.-J. Mrusek. Leipzig, 1964.

7. Mrusek H.-J. Meisen / H.-J. Mrusek. Leipzig, 1978.

8. Mrusek H.- J. Romanik / H.-J. Mrusek. Leipzig, 1972.

9. Mrusek H.-J. Thuringische und sachsiche Bur-gen / H.-J. Mrusek. Leipzig, 1965.

10. Mrusek H.- J. Von der ottonischen stiftskirche zum Bauhaus / H.-J. Mrusek. Leipzig, 1967.

The structure of feudal castles of Central Europe in XI — XIII centuries.

On the basis of the close study of space-planning solutions of feudal castles of Central Europe in XI-XIII centuries, the historical and cultural interaction of different regions of Europe, the development of military art, the structure and evolution of castle complexes on the territory of German principalities is examined, which greatly fills the gaps in the European history of the art offortification.

Key words: medieval architecture, feudal castles, space-and-planning solutions, Art of fortification.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.