Научная статья на тему 'Культурно-исторические особенности феодальных замков Западной Европы эпохи средневековья'

Культурно-исторические особенности феодальных замков Западной Европы эпохи средневековья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1663
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ОСОБЕННОСТИ / ГЕНЕЗИС И ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ФОРМ / ЗАМКИ / ФЕОДАЛИЗМ / РЫЦАРСКАЯ КУЛЬТУРА / СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / CULTURAL-HISTORICAL FEATURES / GENESIS AND DYNAMICS OF FORMS DEVELOPMENT / CASTLE / FEUDALISM / KNIGHTLY CULTURE / MIDDLE AGES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Килимник Евгений Витальевич

На основе проведенного анализа литературных (поэтических, правовых, замковых хроник) и материальных (изобразительных) источников предпринята попытка исследовать культурно-историческое своеобразие феодальных замков средневековой Западной Европы, что существенным образом поможет восполнить пробел в истории развития мировой цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the basis of analysis of literary (poetic, legal, castle chronicles items) and material (depictive) sources the attempt to research the cultural-historical uniqueness of the feudal castles of medieval Western Europe is undertaken, which essentially will help to fill in the gap in the history of the development of world civilization.

Текст научной работы на тему «Культурно-исторические особенности феодальных замков Западной Европы эпохи средневековья»

Евгений КИЛИМНИК

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФЕОДАЛЬНЫХ ЗАМКОВ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

На основе проведенного анализа литературных (поэтических, правовых, замковых хроник) и материальных (изобразительных) источников предпринята попытка исследовать культурно-историческое своеобразие феодальных замков средневековой Западной Европы, что поможет заполнить пробел в истории развития мировой цивилизации.

On the basis of analysis of literary (poetic, legal, castle chronicles) and material (depictive) sources the attempt to research the cultural-historical uniqueness of feudal castles of medieval Western Europe is undertaken, which essentially will help to fill a gap in the history of the development of world civilization.

Ключевые слова:

культурно-историческое особенности, генезис и динамика развития форм, замки, феодализм, рыцарская культура, средневековье; cultural-historical features, genesis and dynamics of form's development, castle, feudalism, knightly culture, Middle Ages.

История феодальных замков в регионах Западной Европы охватывает весь культурно-исторический период от империи Каролингов до заката раннего периода Нового времени, когда происходит окончательное установление централизованных монархий.

Феодальные замки были центрами и наиболее яркими явлениями в европейской рыцарской культуре. В них творилась история европейских стран. Они были, по мнению Кикеро, «наставниками жизни, светом времен»1. С X и до середины XVII в. замок был особенно важен как форма частной защиты дохода и домашнего очага. Он одновременно был местом и центром владения, центром политического единства, выполняющим политическую, военную, экономическую, правовую, культурную и административную функции. Благодаря нему был особенно высок статус его владельца в сословном обществе средневековья и Возрождения. Кроме того, замок являлся символом экспансионизма и колонизации в средневековых регионах Западной Европы. Он олицетворял собой феодальное право. В результате почти каждый европейский замок имеет многовековую историю своего существования, тесно связанную с историей своего социокультурного локуса.

Живопись позднего средневековья наглядно демонстрирует, как человек представлял себе феодальный замок, абстрактно отображая при этом его главные элементы — расположение на возвышении, увенчанную зубцами крону высокой стены и еще более высокую башню.

Упоминания об особенностях жизни в замках можно встретить в литературно-правовых источниках, средневековых замковых хрониках, повествующих в хронологическом порядке обо всех наиболее важных событиях, связанных с историей замка и его владельцев. Некоторые источники содержат инвентарные описи имущества и замкового хозяйства. Благодаря анализу сохранившихся документов удалось получить определенное историко-культурное представление о первоначальном облике замков, о культуре повседневного быта, о численности живших в этих укрепленных сооружениях средневековья.

1 Ulmer K. Castles of Friulia. - Milan, 2006, p. 68-69.

КИЛИМНИК

Евгений Витальевич — к.искусств., доцент; заведующий кафедрой гуманитарного и социального образования Уральского института социального образования (филиал) РГСУ, г. Екатеринбург кШштк [email protected]

201 0' 11

ВЛАСТЬ

157

Так, например, у рыцаря Павла фон Планкенфельза в укрепленном родовом замке был только один профессиональный солдат — «богатырь», пристав, слуга и два пастуха1. Столь малое количество лиц, проживавших в замках, объясняется как его небольшой площадью, так и незначительными финансовыми возможностями мелких и средних феодалов, которые не могли себе позволить лишние траты на содержание крупного гарнизона.

Документы, описывающие средневековое оружие и его количество, появляются только в XVI в., что связано с Великой крестьянской войной в Германии. Например, замок Лейнфелз в Германии имел в своем распоряжении 2 работающие аркебузы и 2 стреляющих охотничьих ружья. Коллекция оружия, которую сегодня можно видеть в этом феодальном замке, с его впечатляющим количеством разнообразного вооружения, дает абсолютно неверное представление о боевом оснащении крепости. Арсенал замка демонстрирует оружие, которое использовалось в основном на турнирах конца XV—XVI вв. Превосходные комплекты рыцарского снаряжения, выставленного в коридорах замка, не использовались для боевых нужд, а были, видимо, изготовлены городскими ремесленниками только для праздничных случаев. Очевидно, большое количество боевых доспехов намного превышало финансовые возможности феодалов. В небольших феодальных замках в качестве защитных средств во время осады применялись различные подручные средства: камни, кипящие жидкости и испорченная провизия.

Этот вывод автора о весьма скромных материальных возможностях благородных владельцев замков подтверждает другая сохранившаяся хроника середины XVI в. «Многие руинированные замки и укрепленные жилища знати до сих пор стоят в местности вокруг Кибурга. Определенно, образ жизни этих людей был каким угодно, только не роскошным... Если бы вся эта знать предавалась такой роскоши, как нынешняя, то земля этого района не смогла содержать их». Этот отрывок из «Хроники» Иоганна Стумпфа 1548 г.2 наглядно показывает, как нереально со-

1 Ibid., p. 85.

2 Satrapa-Schill A. Das Leben und die Versorgung auf mittelalterlichen Hohenburgen, in Burgen und

Schlosser. — Stuttgart, 1979, s. 79.

временное романтическое представление ряда зарубежных и отечественных исследователей о повседневной жизни в замках. Подобные идеализированные описания можно найти и в рыцарских романах средневековья. Определенная «ностальгия по прошлому» проецирует на эпоху средневековья образ жизни аристократии раннего Нового времени. В большинстве случаев замок мелкого и среднего феодала был небольшим укрепленным домом, где проживали не более 10—12 чел., и все они должны были трудиться, чтобы обеспечить себя и защищать ограниченную территорию. В результате полученное ленное владение обеспечивало выживание феодальной семьи, являясь основой ее экономической силы и политической власти. Возраставшие доходы от уплаты налогов в деньгах или крестьянской продукции давали возможность феодалам модифицировать свои укрепленные жилища. Замковые постройки, поднятые на вершины холмов и символизирующие превосходство правящего класса, сделали очевидным различие в статусе феодалов и крестьян.

Изучение автором географического расположения замковых объектов также может свидетельствовать, насколько важны были для феодалов доходы от сельского хозяйства. Местоположение феодальных замков находилось в прямой зависимости от плодородности сельскохозяйственной земли, которая приносила основной доход их владельцам. Реалистическая картина повседневной жизни обитателей замков служит контрастом сложившемуся стереотипу утонченного, экзальтированного и великолепного мира средневековой литературы, в которой представлен величественный рыцарский идеал.

Неизвестно, могут ли литературные свидетельства служить приемлемыми источниками информации о придворной жизни, но, по мнению автора работы, реалистического описания повседневной жизни в небольших феодальных замках в подобных источниках практически нет. Примером романтизированного образа рыцарской культуры, созданного в средневековой литературе, служит описание жизни в замке Священного Грааля, сделанное Вольфрамом фон Эшенбахом (ок. 1170 — ок. 1220)3. Описанный немецким

3 Эшенбах В. Парцифаль // Средневековый роман и повесть. — М., 1974, с. 581.

миннезингером в первом десятилетии XIII в. роскошный замок с огромными залами, сотнями рыцарей и изысканной обстановкой в реальности, как показывают исследования, никогда не существовал.

Бок о бок с семьей владельца феода в замках мелкой и средней знати проживали слуги — редко когда их было больше десяти, — которые работали на кухне и в поле и которые помогали при необходимости оборонять замок. Эти сведения можно почерпнуть из замковой хроники замка Берверстейн, написанной в 1411 г. В средневековой хронике, повествующей о замковом хозяйстве, называются управляющий, который следил за финансами, человек, ответственный за доставку дров и провизии, два привратника при воротах, пастух и служанка1. Таково было типичное замковое домашнее хозяйство. Члены благородной семьи часто были обязаны работать, чтобы содержать себя.

Таким образом, несмотря на все феодальные отработки и дань с зависимых крестьян, властитель феода часто был вынужден работать. Он мог иметь интерес к купеческому делу и продавать продукцию, произведенную в замке, — скот, овощи, вино, зерно, воск, кожи, ремесленные изделия. Сельское хозяйство играло столь решающую роль в жизни феодала, что, несмотря на близость врага, рыцари в ополчении часто вынуждены были просить у своего предводителя позволения вернуться домой, чтобы возделывать свои поля. Даже в то время современники отмечали существование пропасти между идеализированной жизнью рыцарей в литературе и повседневной реальностью. В повествовании рыцаря Зигфрида Хелбинга, датируемом XV в., автор рассказывает историю пажа при венском дворе, изумленного разговором двух рыцарей. Вместо того чтобы беседовать о прекрасных дамах и великолепных турнирах, рыцари обменивались советами о том, как выкармливать скот и как добиться, чтобы корова давала больше молока, активно обсуждали прибыль, которую может принести вино этого года2. Чтобы освободиться от экономических трудностей и расходов на охрану лена, феодалу нужно было поступить на службу к крупному земельному сеньору или нести военную службу.

1 Goetz W. Das Leben auf der Ritterburg. — Gottingen, 1991, s. 16.

2 Ulmer K. Op. cit., p. 72.

В отличие от крупных магнатских замковых сооружений с развитой системой обороны, бравших на себя основную охрану края, замки мелких феодалов играли в основном статусную роль, защищали, в лучшем случае, местных крестьян и самого феодала. Ламберт фон Ардрес в 1200 г. так описывал родовую феодальную башню. На первом этаже были склады для зерна с сундуками, бочками, лотками, орудиями труда и хозяйственной утварью. На двух верхних этажах были небольшие комнаты и зал, который делили все обитатели, а также склады для провизии и единственная большая комната, где спали хозяин и его жена. Рядом находились комнаты слуг. Все комнаты на трех этажах были заключены в неровный квадратный периметр башни со сторонами примерно 5х4 м. Освещение в комнатах обеспечивалось с помощью просмоленного дерева или факелов, которые горели дольше, но при этом сильно коптили. Их помещали в кольца на стенах или в канделябры на столах. Мало кто из феодалов мог позволить себе восковые свечи, которые горели быстро и считались роскошью.

Немного можно сказать об интерьере феодальных замков XI—XII вв., поскольку сохранилось мало документальных свидетельств об этом. Представляется вполне вероятным, что и тогда, и позже, в XIII—XV столетиях, обстановка была крайне простой и непритязательной. Все имевшиеся средства уходили на поддержание обороноспособности замка. Что касается позднего средневековья, то следует уже говорить о переходном периоде. Благодаря развивающейся торговле росло благосостояние людей. Идеалы рыцарства оказывали определенное влияние на буржуазию. Это был период, когда скромные городские дома постепенно превращались в первые дворцы. Жилища их владельцев становились более комфортными. В позднем средневековье интерьер частного жилья становится в глазах своих владельцев все более важным.

Средневековая территориальная политика регионов Западной Европы была преимущественно политикой замков. Замковый комплекс был очагом формирования и распространения определенных мировоззренческих взглядов, основанных на вассально-ленных отношениях, бытовавших в средневековье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.