ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ
РЕСТАВРАЦИЯ ПАМЯТНИКА ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ «АПОСТОЛ МАТФЕЙ» НАЧАЛА XX ВЕКА
Ядренникова Ирина Сергеевна, Российский Государственный Гидрометеорологический университет,
г Санкт Петербург
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье приводится подробное описание реставрации иконы на хлопковой ткани с изображением Апостола Матфея, краткие сведения об иконографии апостолов.
Ключевые слова: реставрация, масляная живопись, хлопковая основа.
Авторы Евангелий - евангелисты Матфей, Марк, Лука и Иоанн - издревле широко почитались. Их выделяли среди других апостолов, посвящали каждому храмы, часто изображали. Они имели и свою особую иконографию, как общую для всех четырех, так и отдельную (Лука и Иоанн). Чаще всего их изображали за созданием Евангелий. Такие изображения можно встретить и в монументальных стенных росписях, и в иконе, и особенно часто в книжной миниатюре. Первой такой миниатюрой в книге всегда было изображение евангелиста Матфея - его Евангелие начинает новозаветные тексты. И это не случайно, поскольку оно считается древнейшим.
Миниатюры с евангелистами очень похожи по своей композиции. Каждый из них (кроме Иоанна, имевшего особую иконографию) предстает сидящим за столиком с необходимыми письменными приборами. Уже в византийской традиции стремились разнообразить эти изображения - как бы во времени представить процесс написания книги. Так, нередко на первой миниатюре Матфей разворачивает свиток, сверяя текст, на другой Марк чинит перо, а на третьей Лука пишет, держа книгу на коленях. Особо популярной такая схема стала около 1300 года, и на Руси также стремились ей подражать. В эпоху же Андрея Рублева (конец XIV - начало XV века), напротив, единообразие в
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
изображении евангелистов стало цениться больше. Именно так выполнены иллюстрации в знаменитом Евангелии Хитрово, которые обычно приписывают самому Андрею Рублеву. В этом кодексе, как и в ряде иных, каждая миниатюра с евангелистом дополнена еще одним листом с изображением его символа.
В конце 13 века, в 80-90-х гг. в византийском искусстве появилась новая ориентация, стали создаваться образы мощные, полные почти героического подъема, а стиль оставаясь по прежнему преданным классическим принципам, приобрел вместе с тем повышенную монументальность.
Искусство такого периода часто называют раннепалеологовским по правлению византийской династии Палеологов: Михаила VIII и АндронникаП. К этому периоду относится икона Евангелист Матфей. Конец XIII в Галерее икон, Охрид.
Евангелист Матфей изображен в полный рост в в трехчетвертном повороте,с раскрытым евангелием в руках. Его иконография повторяет образы евангелистов в миниатюрах X в в период македонского Ренессанса, в свою очередь подражавших античным образцам.[2] Аналогом иконографии такой иконы является, поступившая на реставрацию в Академию им. Штиглица • картина «Апостол Матфей». Изображение апостола в полный рост в фас с раскрытой книгой. Текст в книге соответствует началу Евангелия от Матфея, которое начинается с родословной.[3 , с. 72-73]
Картина «Апостол Матфей» была частью одной из сторон аналоя в церкви в честь Пресвятой Живоначальной Троицы с. Арефино, Вачского района, Нижегородской области
11 июля 2011 года картина была привезена в мастерскую реставрации Санкт-Петербургской Государственной Художественно-промышленной Академии им. А.Л.Штиглица.
Памятник Апостол Матфей поступил в реставрацию в Академию им. Штиглица в аварийном состоянии. По визуальным наблюдениям подрамник отсутствовал. Размеры картины справа 114,9 см слева 112 см снизу 49,4 см сверху 49,8 см. Присутствовали вытянутости картины из-за прорыва справа, рисунок в центре на одеждах апостола был сильно смещен. Прорыв имел форму равнобедренного треугольника, вершина которого обращена влево а основание с правого края картины составляет 3,5 см. В верхней части картины прорывы:
- в форме буквы «г» размером 5,5 см х 13 см;
- горизонтальный ближе к правому краю - 6 см;
- горизонтальный ближе к левому краю - 4 см;
- горизонтальный от левого края - 6 см.
В нижней части картины:
- два горизонтальных - 8 см и 1,5 см;
168
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
- горизонтальный от правого края - 4 см.
Утрата основы размером 2 см х 1,5 см. По всей поверхности картины многочисленные разнохарактерные фалды до 2 см высотой. Наиболее показательные - две фалды, идущие от горизонтального разрыва в середине холста. Одна - вниз вправо, другая - вверх вправо. (рисунок 1)
Реставрационный Совет Санкт-Петербургской Государственной Художественно-Промышленной Академии имени А.Л. Штиглица решил произвести следующие действия с памятником:
- укрепить грунт и красочный слой.;
- свести прорывы;
- устранить фалды и деформаций основы;
- восполнить утраты основы;
- удалить поверхностные загрязнения;
- нанести реставрационнный грунт;
- тонировать реставрационный грунт и потертости красочного слоя и позолоты.
На картине изображен Апостол Матфей с книгой в полный рост, стоящий • на облаках. Над фигурой надпись «свт» «апо». Далее буквы утрачены.
Состояние красочного слоя неудовлетворительное.
Техника исполнения: а-ля прима (религиозная живопись).
Живопись плотная. Неудовлетворительная связь с грунтом. Крупносетчатые разнохарактерные кракелюры грунта и красочного слоя по всей поверхности.
С тыльной стороны в левом нижнем углу штамп, выполненный черными чернилами. Текст штампа - "ЛИЧНОЕ КЛЕЙМО ГРЕБНЕРЪ МИТАВА". Посередине изображение четырехлистника. Штамп обрезан. (рисунок 2)
Было проведено химическое исследование основы, которое выявило, что холст состоит из хлопка имеет неравномерную усадку, хлопок при увлажнении деформируется, меняет форму, очень подвержен температурным изменениям ,в связи с этим было принято решение дублировать картину на более прочный материал - репинский холст, щадящим способом на биво-пленку.
Программа составлена на основании Задания на реставрацию, принятого в 2011 году Реставрационным Советом СПБГХПА имени А.Л. Штиглица. Наименование коллегиального органа, № протокола и дата.
Последовательность реставрационных мероприятий:
- укрепить грунт и красочный слой;
- свести прорывы;
- растянуть картину на рабочем подрамнике при помощи бумажных полос «крафта»;
169
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
- устранить фалды и деформации основы;
- восполнить утраты основы;
- сдублировать картину на новый холст;
- натянуть картину на подрамник;
- подвести реставрационный грунт в местах его утрат;
- отработать методику по удалению стойких поверхностных загрязнений;
- удалить стойкие поверхностные загрязнения по всей поверхности;
- отработать методику по утоньшению лаковой пленки;
- утоньшить лаковую пленку;
- покрыть картину реставрационным лаком;
- тонирование реставрационного грунта и потертостей красочного слоя и позолоты;
- копирование печати;
- процесс реставрации.
Из-за хлопковой основы (неклассического варианта) проведено пробное укрепление. участка размером 20 см х 15 см в правом нижнем углу. Укрепление проводилось 5 % раствором теплого осетрового клея с медом (в соотношении • 1:1,5) закрытым способом, с использованием папиросной бумаги и ее дальнейшей просушкой утюгом через фильтровальную бумагу. Укрепление прошло успешно. [4, с 70]
Лицевая сторона картины заклеивалась папиросной бумагой на 5% осетровый клей с медом с применением медово-водочного компресса На каждый заклеенный участок ставился груз. В процессе заклеивания прорывы вручную соединялись, насколько это было возможно, из-за множества деформаций. Самый большой клиновидный прорыв удалось свести на 2 см. При большем сведении это грозило осыпям красочного слоя. С тыльной стороны этот прорыв фиксировался полоской крафта на холодный раствор 7% осетрового клея с медом.
Картина растянута на рабочем подрамнике при помощи полос бумаги «крафт».
После удаления папиросной бумаги со всей поверхности картины из-за сильного смещения рисунка в центре на одеждах апостола принято решение дотянуть прорывы.
Сведение прорывов.
Картина с лицевой стороны покрывалась медово-водочным раствором (водка+мед в соотношении 5:1) по мере размягчения основы и красочного слоя фалды руками перегонялись слева направо для совмещения прорыва посередине. По мере выравнивания фалд, поверхность высушивалась фильтровальной бумагой и ставился пресс. Прорыв зафиксирован листами папиросной бумаги в 3
170
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
слоя на 5% раствор осетрового клея с медом и полоской крафта.
Решено дотянуть прорыв посередине из-за распределения рядом с ним фалд. Снятие папиросной бумаги фиксирующей прорыв, нанесение медово-водочного раствора. Через 5-10 мин дотяжка и фиксация прорыва холодным водным 5 % раствором осетрового клея с медом и двумя слоями папиросной бумаги. На сведенный прорыв ставился пресс.
По мере работы, чтобы ослабить натяжение, крафтовые поля смачивались водой, а в некоторых местах снимались с кромок. При сведении прорыва, работа снова фиксировалась крафтовыми полями.
Все прорывы сведены «вручную», края расправлены, направление нитей восстановлено, искажение рисунка исправлено. Места прорывов зафиксированы листами папиросной бумаги в 3 слоя на 5% раствор осетрового клея с медом (рисунок 4).
От увлажнения и воздействия тепла основа увеличивалась в размерах и появлялись фалды. Для щадящего способа принято решение провести два процесса одновременно:
- удаление фалд с лицевой стороны -задание реставрационного совета; •
- укрепление тыльной стороны.- обязательная операция проводящаяся перед дублированием картины.
На тыльную сторону наносился медово-водочный раствор. Картина переворачивалась тыльной стороной вниз на клеенку.
На небольшой участок с лицевой стороны наносился медово-водочный раствор. Через 2-3 мин. остатки раствора убирались фильтровальной бумагой. Методом закрытой распарки поверхность выравнивалась. Фалды выгонялись слева направо. Ставился холодный пресс. Сразу после запрессовывания всей поверхности пресс убирался и работа переворачивалась на тыльную сторону. Проводилось укрепление тыльной стороны картины методом открытой распарки 5% раствором осетрового клея с медом.
Досушивание картины через фетр под прессом.
Очищение тыльной стороны картины от пылевых загрязнений и остатков клея с помошью скальпеля и медово-водочных компрессов
Восполнение утрат основы вставками хлопковой ткани, проклеенной с двух сторон 6% раствором осетрового клея с медом.
Мелкие утраты основы восполнялись очесом хлопковых нитей на 5% раствор осетрового клея с медом. [4 с 77,85,87]
Подготовка дублировочного холста: холст растянут на подрамнике. Холст 1 раз был проклеен водным раствором Бива-клея (1 к 1).
Дублирование картины на биво-пленку в 2 слоя. Биво-пленка накладывалась на тыльник картины на дублировочный холст и проглаживалась
171
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
теплым утюгом. Тыльник картины соединялся с дублировочным холстом. Картина проглаживалась теплыми утюгами с лицевой и тыльной стороны и запрессовывалась.
Снятие проф-заклеек с лицевой стороны.
Сборка подрамника
Картина натянута на подрамник. Зафиксирована гвоздями «текс» с бумажными шайбами. (рисунок 5)
Подведение реставрационного грунта в местах его утрат: состав: 6% осетровый клей + отмученный мел в соотношении 1:5. Грунт наносился кистью тонким слоем; выравнивался при легком увлажнении с ватного тампона скальпелем .[4, с. 103] (рисунок 6)
После проведения технической реставрации слой стойких поверхностных загрязнений копоти пыли сплавился с лаковой пленкой. Была отработана единая методика по утоньшению лаковой пленки и удалению поверхностных загрязнений.
Отработка методики по удалению стойких поверхностных загрязнений и утоньшению лака на пробном участке в левом нижнем углу на изображении •
неба:
- фермент: результата нет;
- вода дистилированная + детское мыло в различных пропорциях: результата нет;
- бычья желчь дает набухание слоя, удаляет загрязнения но процесс проходит очень медленно;
- пинен: не дает результата;
- спирт пинен 1 к 6: процесс проходит лучше,но недостаточно;
- бычья желчь со спиртом 5 к 1: результат такой же;
- бычья желчь со спиртом 3 к 1: дало лучший результат;
- бычья желчь со спиртом 1 к 1 на мягком тампоне наносилась на поверхность (время воздействия 5-7 сек).
Сразу после по сырой поверхности на этом же участке применялся растворитель спирт пинен 1 к 3 на тугом тампоне.. Удаление загрязнений и утоньшение лака таким способом дало положительный результат. Позволяя оставить тонкий слой авторского лака. (рисунки 7,8,9,10,11)
Довыборка загрязнений из глубины фактуры проводилась тугим ватным тампоном с составом спирт пинен 1к 3 и скальпелем.
Отработка методики по удалению поверхностных загрязнений с золота (на нимбе апостола) по предыдущей методике дала аналогичный результат. [4 с 122126, 133]
Картина покрыта составом даммарный лак + пинен в соотношении 1:1 [4 с
172
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
137]
Восполнение утрат и потертостей красочного слоя масляными красками «Мастер Класс» в два слоя: Первый слой корпусный с запасом тона и цвета на пинене, второй слой лессировочный на даммарном лаке с пиненом в соотношении (1:1). Тонировки производились, учитывая потертости, фактуру красочного слоя и кракелюр. (рисунки 12,13,14) Копирование печати.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ:
- укреплен грунт и красочный слой;
- сведены прорывы;
- устранены фалды и деформации;
- восполнены утраты холста;
- дублирование холста;
- натяжка на подрамник;
- восполнение утрат грунта; •
- удаление стойких поверхностных загрязнений;
- утоньшение лаковой пленки;
- уартина покрыта реставрационным лаком;
- авторская живопись восполнена в местах утрат и потертостей;
- скопирована печать.
Выводы
Необходимостью выполнения реставрационных работ памятника православной культуры «Апостол Матфей» является возвращение памятнику эстетического облика и возможность передачи в православный приход церкви Пресвятой Живоначальной Троицы с. Арефино, Вачского района, Нижегородской области. Воссоздание памятников культурного наследия является неотъемлемой частью современной культуры.
173
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Иллюстрации к тексту.
Рис. 1 Обший вид памятника «апостол Матфей» до реставрации при боковом освещении
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Рис. 2 Общий вид памятника до реставрации в прямом освещении
175
•—-
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
0 1 2 3 4 5 6 I
Рис. 3 Изображение клейма с тыльной стороны. при прямом свете
Рис. 4 Общий вид памятника с лицевой стороны в процессе реставрации
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Рис. 5 Общий вид памятника после устранения деформаций, дублирования на новый холст и растяжки на подрамнике
177
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Рис. 6 Общий вид памятника после подведения реставрационного грунта в местах утрат
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Рис. 7 Контрольный участок поверхностных загрязнений и лака на изображении неба в нижней части иконы слева
Рис. 8 Контрольный участок поверхностных загрязнений и лака на изображении одежд апостола
179
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Рис. 9 Фрагмент изображения руки апостола до удаления поверхностных загрязнений и лака при прямом свете
180
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Рис. 10 Фрагмент изображения руки апостола с контрольным участком в процессе удаления поверхностных загрязнений и лака при прямом свете
181
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Рис. 11 Фрагмент изображения руки апостола после удаления поверхностных
загрязнений и лака при прямом свете
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Рис. 12 Фрагмент изображения книги с контрольным участком поверхностных загрязнений и лака и реставрационным грунтом до тонировок при прямом свете
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Рис. 13 Фрагмент изображения книги после удаления контрольного участка поверхностых загрязнений и лака и выполнения тонировок при прямом свете
184
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Рис. 14 Общий вид памятника после проведения всех реставрационных мероприятий
185
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Литература:
1. Электронный ресурс. - URL: http://andrey-rublev.ru/shumkoff21.php Древнерусская иконопись из книги В. Шумкова. Иконография Евангелистов.
2. Электронный ресурс. - URL: http://studopedia.ru/3_200341_evangelie-ot-matfeya.html
3. История иконописи, с. 72-73. Ип-Сив. 2010.
4. А.Б. Алешин. Реставрация станковой масляной живописи.
186