Научная статья на тему 'Реставрация монархий на постсоветском пространстве?'

Реставрация монархий на постсоветском пространстве? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
175
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реставрация монархий на постсоветском пространстве?»

В-третьих, в сфере борьбы с коррупцией важно организовать эффективную оперативно-разыскную работу. Это должны быть инициативные оперативно-разыскные меры, связанные с внедрением и разоблачением организованных групп, совершающих коррупционные преступления.

В-четвертых, надо создавать прочные оперативные позиции в сферах, наиболее пораженных взяточничеством. Необходимо квалифицированно документировать преступную деятельность, используя современные оперативно-технические средства контроля за действиями разрабатываемых лиц. Эта работа должна проводиться постоянно на высоком профессиональном уровне, с безусловным соблюдением конституционных прав граждан.

«Терроризм и экстремизм в России и странах АТР: Правовое регулирование и противодействие»,

М., 2010 г., с. 48-60.

Анатолий Кулябин,

кандидат социологических наук (г. Тюмень) РЕСТАВРАЦИЯ МОНАРХИЙ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ?

Из 193 государств мира более 60 являются президентскими республиками. С 1990-х годов президентскими стали большинство республик бывшего СССР, в том числе и Российская Федерация. Поэтому исследование правовых, политико-экономических и иных последствий функционирования данного государственного строя стало весьма актуальным. Самым большим злоупотреблением полномочиями президента является попытка превратить временную выборную должность в постоянную, а республику - в монархию. Многие главы президентских республик желают обладать властью непрерывно из-за выгод, связанных с нахождением у власти, и бесконтрольности. Юридической основой таких злоупотреблений является обилие полномочий президента, совмещение в одном лице функций главы государства, главнокомандующего и многих других. Президенты используют обилие полномочий и злоупотребляют властью в личных целях. Как пишет В.Е. Чиркин, «в президентской республике появились формы всевластия президента, превращения его в единственный институт государственной власти».

Зло властолюбия - злейшее из зол человечества, писал Чингиз Айтматов в своем гениальном произведении «Плаха». Перефразируя слова К. Маркса в предисловии к «Капиталу», можно сказать, что нет такого преступления, которого не мог бы совершить человек, стремящийся к пожизненной и бесконтрольной власти. И примеров тому в истории президентских республик более чем достаточно. В XX в. единоличные диктаторы были повсеместным явлением в Латинской Америке: достаточно вспомнить, что династия Ф. Дювалье издевалась над народом Гаити 29 лет, режим Р. Трухильо в Доминиканской Республике - 31 год, режим А. Стреснера в Парагвае - 34 года, династия Сомоса в Никарагуа -43 года, династия Кастро на Кубе - более 50 лет. И чем дольше у власти находится один и тот же человек, тем ниже уровень жизни народа. Это прекрасно знают жители так называемой Корейской Народно-Демократической Республики, где династия Ким правит уже более 70 лет.

В тех республиках бывшего СССР, где руководители избрали государственное устройство в форме президентской республики, процесс установления монархий (единоличной бесконтрольной власти, передаваемой по наследству или по назначению) пошел полным ходом. Академик О.Т. Богомолов отмечает: «Уже есть примеры передачи верховной власти прямым или назначенным наследникам, что превращает демократические режимы в "выборную" монархию».

При этом объем полномочий президента сопоставим с полномочиями монарха при восточном деспотизме. Но способ легитимации власти и конституционный статус главы государства формально другие: он считается всенародно избранным и ответственным перед гражданами президентом.

Система выборного самодержавия имеет для власти ряд несомненных плюсов для первого лица: легче поддерживать спокойствие и стабильность, полный простор для культа, монополизма, правового волюнтаризма и коррупции. Для этой системы характерны игнорирование норм демократии, чисто формальное разделение ветвей власти, полное отсутствие каких-либо сдержек и противовесов и как следствие - ничем не ограниченная власть президента и его команды. Главный ее минус состоит в том, что эта система не работает на всех граждан, она неизбежно ведет страну к застою; падение доверия к президенту неизбежно оборачивается деградацией государственной власти, а полнота власти в такой системе - это и полнота персональной безответственности.

Обратим внимание на примеры «выборного» самодержавия на постсоветском пространстве.

Азербайджан уже 20 лет является президентской республикой. За это время у руля государства побывали четыре президента. По одному году были у власти Аяз Муталибов и Абульфаз Эльчи-бей. В отличие от них Гейдар Алиев - единственный из президентов стран СНГ, сумевший проработать два полных срока и обеспечить переход власти в руки сына. Именно при нем эта система выродилась до примитивного «выборного» самодержавия. Один из видных политологов Закавказья Левон Мелик-Шахназарян комментирует создавшееся в государстве положение: «Следующим президентом после Ильхама будет его супруга Мехрибан, после которой на престол взойдет Гейдар Алиев-младший. В Азербайджане сегодня для этого делается все».

Казахстан. Первая Конституция независимого Казахстана была принята 28 января 1993 г. Конституция утвердила народный суверенитет, независимость государства, принцип разделения властей, признание казахского языка государственным, признание президента главой государства, органов суда - Верховного, Конституционного и Высшего арбитражного судов и др. Президент и большинство членов парламента думали о благе народа, о будущем страны, поэтому в основу Конституции 1993 г. легла модель парламентской республики, по которой основные политические полномочия принадлежали коллективным органам: парламенту, правительству, партиям. Но уже осенью 1993 г. в России была принята Конституция, согласно которой все основные полномочия исполнительной, законодательной и судебной властей стали принадлежать президенту. Он назначает правительство, все военное руководство, начиная с командира отдельной воинской части, всех дипломатов, предлагает кандидатуры судей, Генерального прокурора. В результате политическое разделение властей подменялось функциональным. Окружение стало предлагать президенту Н. А. Назарбаеву переписать Конституцию Казахстана, взяв за пример Конституцию России. И президент от такого предложения не смог отказаться.

30 августа 1995 г. на всенародном референдуме была принята действующая Конституция, по которой Казахстан стал президентской республикой. В основу Конституции 1995 года легла модель российской Конституции. По этому Основному закону президент избирался всенародным голосованием на пять лет. Президент должен был быть гражданином Казахстана по рождению,

не моложе 35 и не старше 65 лет, свободно владеть государственным (казахским) языком и проживать в Казахстане не менее 15 лет. Один человек не мог занимать пост президента более двух сроков подряд. Выборы президента признавались состоявшимися, если в них приняли участие более 50% избирателей.

7 октября 1998 г. в Конституцию Казахстана были внесены существенные изменения: срок полномочий президента увеличен с 5 до 7 лет, отменено ограничение на срок пребывания в должности одного и того же человека, минимальный возраст президента был увеличен до 40 лет, отменена необходимость обязательного участия в президентских выборах 50% избирателей, отменены ограничения по максимальному возрасту президента (т.е. интересы первого лица ставятся выше интересов страны) одновременно с отменой аналогичного ограничения для всех государственных служащих Казахстана. В 2007 г. в Конституцию внесены значительные изменения, перераспределяющие полномочия парламента в пользу президента. Изменениями 2011 г. президенту было предоставлено право проведения досрочных президентских выборов.

В результате произошел государственный переворот: Казахстан перешел от парламентской республики к сверхпрезидентской. И хотя дело пока не дошло до передачи власти по наследству, но культ первого президента Н.А. Назарбаева, который руководит Казахстаном с 22 июня 1989 г., уже создан. Его статус и полномочия определяются не только Конституцией, но и отдельным конституционным законом. Согласно этому закону Назарбаев обладает полной, безусловной и бессрочной неприкосновенностью за все действия, совершенные им во время нахождения в должности. Он также до конца жизни сохраняет: статус государственного деятеля, право обращения к народу Казахстана; охрану, связь, транспорт; государственное обеспечение деятельности, а также в его собственность переходят служебная квартира и дача с государственным обеспечением их обслуживания. Отдельно оговаривается медицинское, санаторное, пенсионное обеспечение и страхование. В честь первого президента учреждаются государственный орден и государственная премия, создаются фонд, личная библиотека и архив.

Тем не менее вариант выборного самодержавия еще возможен. Советник Назарбаева по политическим вопросам Ермухамет Ертысбаев 25 июля 2011 г. заявил, что возможным преемником 71-летнего президента может стать его зять Тимур Кулибаев. «В случае возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с

внезапным уходом главы государства, именно Кулибаев сможет продолжить стратегический курс президента», - отметил Ермуха-мет Ертысбаев. Разговоры о преемнике президента Казахстана стали звучать особенно часто после того, как в июле прошлого года стало известно об операции, которую перенес Назарбаев.

Если в течение ближайших лет Н.А. Назарбаев не оставит свой пост по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, Казахстану грозят полный застой государственной службы, отсутствие сменяемости, дальнейший расцвет коррупции, вакуум в подготовке молодых, перспективных кадров руководителей всех уровней, вакуум новых идей, технологическая отсталость и «смутное время», грозящее чехардой временных лидеров и политической нестабильностью.

Киргизия. 15 лет (1990-2005) Киргизию возглавлял академик Аскар Акаев. За это время страна стала вотчиной президента и его семьи. Его жена Майрам Акаева продавала административные должности. Старший сын Айдар стал советником министра финансов, его жена Сайкал - ведущей телеканала. А муж Бермет, старшей дочери президента, - Адиль Тойгонбаев, гражданин Казахстана, контролировал все доходные отрасли республиканской экономики: алкогольный сектор (АО «Киргизалко» и Кара-Балтинский спиртзавод), Кантский цементно-шиферный завод, кабельное телевидение, многотиражную газету «Вечерний Бишкек».

После «тюльпановой» революции новый руководитель республики К. Бакиев выступал страстным обвинителем акаевской семьи, списывая на «семейный подряд» Акаевых обнищание народа Киргизии и все другие беды. Он заверял, что подобного развития «новая Киргизия» не потерпит. Однако на деле «произошел всего лишь верхушечный клановый переворот. Это захват семейного бизнеса Акаевых семьей Бакиевых», - пишет в интернет-издании «Оа2е1а КО» аналитик Акыл Стамов. «Сын Бакиева - Марат Бакиев, - продолжает А. Стамов, - занял должность Майрам Акаевой и Айдара Акаева - ему принадлежит монополия на продажу административных должностей. Брат президента - Адыл Ба-киев назначен торговым представителем Киргизии в Китае. Самый скромный брат президента - Жаныбек Бакиев возглавляет Управление транспортной милиции при МВД». Один из братьев стал руководителем службы Государственной охраны, которая подмяла под себя все спецслужбы страны.

Новый президент делал все, чтобы навсегда остаться у власти. В 2007 г. была создана его личная, пропрезидентская партия «Ак Жол», которая получила подавляющее большинство мест в парламенте. В итоге парламент стал послушным придатком администрации президента. Осенью 2007 г. принята новая Конституция (аналогичная российской). Основная цель новой Конституции, по мнению Европейской конституционной комиссии, - установление бесспорного превосходства президента над всеми другими ветвями власти. Президент по этому закону - главный игрок и арбитр политической системы. При отсутствии законных ограничений на полномочия президента у оппозиции мало возможностей быть услышанной. Последствием может стать насильственная, а не мирная смена власти. По мнению политолога Э. Байсалова, «прикрываясь лозунгами об оптимизации системы государственного управления, К. Бакиев сконцентрировал власть в своих руках. Уже нет смысла говорить о суперпрезидентской республике - налицо квазимонархическая система управления. Речь идет о строительстве за ширмой демократии ханско-монархической системы. Возникла перспектива передачи власти от отца к сыну по наследству».

7 апреля 2010 г. произошла действительно насильственная смена власти: К. Бакиев был свергнут во время очередной революции. 27 июня того же года в Киргизии прошел референдум, на котором была принята новая Конституция, утверждающая в стране парламентско-президентскую форму правления - аналогичную той, что установлена во Франции.

Таджикистан. Здесь уже с 1992 г. бессменно правит Эмома-ли Рахмонов. С 1998 г. Эмомали Рахмонов начал избавляться от бывших соратников и влиятельных оппозиционеров. В 2003 г. бывший глава МВД Таджикистана Якуб Салимов был задержан в Москве, экстрадирован в Таджикистан и приговорен к 15 годам тюрьмы строгого режима. В декабре 2004 г. в Москве был арестован глава Демократической партии Таджикистана Махмадрузи Искандаров. В мае 2005 г. он оказался в СИЗО Министерства безопасности Таджикистана, а впоследствии был приговорен к 23 годам тюрьмы.

В 2003 г. Рахмонов провел референдум по внесению изменений в Конституцию страны, по которым, начиная с 2006 г., может занимать президентский пост еще два семилетних срока. Кроме того, из Конституции удалены ограничения на возраст кандидата в президенты, т. е. созданы все предпосылки для того, чтобы Э. Рах-монов правил Таджикистаном пожизненно. Политолог А. Куртов

уверен: к следующим выборам в 2013 г. зачищенное политическое поле Таджикистана искусственно подготовлено к сокрушительной победе только одного лица - нынешнего президента.

Туркмения. Сапармурат Ниязов после обретения страной независимости привел с собой свое окружение - бывший ЦК компартии республики, и прочно закрепился во власти. Во второй половине 1990-х годов он начал избавляться от своего прежнего окружения, назначать на административные должности людей, не имевших должной квалификации, но совершенно послушных. В результате, возникла высочайшая степень централизации власти с Ниязовым во главе.

В стране создан мощный культ личности президента. О его мании величия говорят беспрецедентные факты: за 16 лет пребывания у власти он наградил себя 22 медалями, в том числе семь раз Золотой медалью «Герой Туркменистана» (Л.И. Брежнев отдыхает!), и 16 орденами. Очень любил принимать многочисленные международные премии за что угодно и от кого угодно: от Международной академии информатизации ООН; Золотая медаль «Автору научного открытия» от Академии имени Петра Капицы; юбилейная Золотая медаль Фонда 200-летия А. С. Пушкина; медаль Петра Первого Российской академии естественных наук; Золотая медаль Международного эпизоотического бюро; Золотая медаль Всемирной организации интеллектуальной собственности; Золотая медаль «За особый вклад в развитие авиации» Межгосударственного авиационного комитета; Золотая медаль имени Льва Толстого.

В декабре 1999 г. на заседании Совета старейшин Халк Мас-лахаты и Общенационального движения «Галкыныш» своим историческим решением всетуркменский форум предоставил первому президенту республики исключительное право осуществлять полномочия главы государства без ограничения срока. Эксцентричный президент Туркменистана, «отец всех туркмен» Ниязов скончался в возрасте 66 лет.

Узбекистан. Бессменный президент Узбекистана Ислам Каримов руководит страной уже 22 года, сменив 23 июня 1989 г. на посту первого секретаря ЦК республиканской компартии Рафика Нишанова. Многие узбекские оппозиционеры и иностранные эксперты ставят под вопрос легитимность пребывания Ислама Каримова во главе Узбекистана: президентские полномочия Каримов продлевал дважды путем всенародных выборов и дважды с помощью проведения общенационального референдума. Отдельно надо отметить, что действующая Конституция Узбекистана не

предусматривает продления президентских полномочий посредством референдума. Согласно логике оппонентов Каримова, его президентские полномочия истекли еще в 2005 г.

Не будет большим преувеличением сказать, что Узбекистан 2010 г. чем-то похож на Румынию Николае Чаушеску образца 1989 г. Все, что может дать валютную выручку, идет на экспорт, интересы местного населения практически не учитываются. Растущее недовольство предполагается гасить силовыми мерами и усилением государственной пропаганды. Узбекистан - крайне закрытая страна, где нет оппозиции, свободы прессы, независимого суда и практически невозможна нормальная работа журналистов

по оценке политических перспектив режима.

* * *

Итак, в большинстве из 15 президентских республик, образовавшихся на постсоветском пространстве формально демократические режимы превратились в «выборную» монархию», но, как правило, без реальных выборов. К сравнению: в Латинской Америке из 20 президентских республик две - Венесуэла и Куба -имеют «выборную монархию». Только Африка обладает примерно такой же долей «выборных монархий». Однако восстания против «выборных» монархов в Египте, Йемене, Ливии, Тунисе показывают, что и там их доля резко снизится. Чтобы как-то оправдать свое антидемократическое, бессрочное пребывание у власти, президенты придумывают примерно одни и те же объяснения:

1. «Я заслужил это, потому что до кризиса 2008 г. наша страна развивалась уверенно». Во-первых, да, некоторые из президентских республик (Азербайджан, Казахстан, Туркмения и Узбекистан) с 2000 по 2008 г. имели темпы развития выше среднемировых. Но у всех у них развитие шло за счет роста мировых цен на нефть и газ. Тем не менее по темпам развития им далеко до «азиатских тигров» - Сингапура, Тайваня, Южной Кореи, дополнительным стимулом развития которых был переход к выборной, сменяемой власти. Во-вторых, а другие - не заслужили?

2. «Мне надо довести начатые реформы до логического конца». Но, во-первых, любой руководитель государства просто обречен проводить реформы, и вполне возможно, что другие лица провели бы более эффективные реформы, например переход к реальной демократии; во-вторых, логический конец длительного руководства одного и того же лица хорошо виден на примере Ку-

бы, Северной Кореи, Египта, Йемена, Сирии, Туниса и большинства стран Африки, все более отстающих в экономическом развитии от демократических стран.

В тех республиках бывшего СССР, где правящая элита избрала государственное устройство в форме парламентской республики, не было ни одного случая пожизненного правления. В Эстонии за 20 лет (начиная с 1990) сменилось три президента, при этом Леонарт Мери избирался дважды (в 1992 и 1997). В Латвии с 1991 по 2011 г. сменилось четыре президента, при этом Вай-ра Вике-Фрейберга избиралась дважды (в 1999 и 2003). В Литве с 1991 по 2009 г. сменилось четыре президента, при этом дважды (в 1993 и 2004) переизбирался Валдае Адамкус, но никому из них и в голову не могла прийти мысль о пожизненном пребывании в должности. Поэтому республики Балтии, не имеющие нефти, газа и других важных сырьевых ресурсов, развиваются быстрее, чем президентские республики с огромными ресурсами полезных ископаемых.

Подводя итоги, отметим, что чем больше полномочий у главы государства, чем зависимей от главы государства правоохранительные органы, чем слабее в стране оппозиция, тем легче президенту поменять выборную и сменяемую власть на пожизненную. Этим воспользовались главы государств большинства президентских республик на постсоветском пространстве: Азербайджана, Казахстана, Киргизии (до 2010), Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана. Используя огромные президентские полномочия, они превратили сменяемую и выборную власть в бессменную, самоназначаемую. При этом в Азербайджане республика превратилась в классическую монархию: сын унаследовал полномочия от отца.

Пересмотр конституций, ограничение полномочий главы государства и передача их коллегиальным органам с большим интеллектуальным потенциалом (парламенту, правительству), как это сделали в Киргизии, - главный путь предупреждения появления «выборных монархий», обрекающих экономики на неконкурентность, государство - на нестабильность и «смутное время», а их народы - на бедность и нищету.

«Свободная мысль», М., 2011 г., № 10, с. 35-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.