Научная статья на тему 'Реставрация как инструмент формирования позитивного имиджа инвестиционной группы компании ASG'

Реставрация как инструмент формирования позитивного имиджа инвестиционной группы компании ASG Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
183
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
реставрация / коммуникация / имидж / дизайн / междисциплинарный подход / restoration / communication / image / design / interdisciplinary approach

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Славкина Татьяна

В статье рассматривается одна из актуальных проблем имиджелогии формирование лояльности к бренду компании. В качестве основного способа решения данной задачи выступает продвижение аспекта деятельности, имеющего наибольший социальный эффект, в данном случае реставрации. Инновационным является оформление процесса внешних коммуникаций с позиций дизайна то есть использование междисциплинарного подхода к организации информационных сообщений в целях управления изменениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Славкина Татьяна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article present soneof the most pressing problems imageology the formation of brand loyalty. The main way to solve this problem stands promotion aspect of having the greatest social impact, in this case, the restoration. Innovation is the design process ASG intermsofexternalcommunicationsdesign-thatis,usinganinterdisciplinaryapproachtothe organization of information reports in order to manage change

Текст научной работы на тему «Реставрация как инструмент формирования позитивного имиджа инвестиционной группы компании ASG»

музейные технологии

№3 (03) 2013

Татьяна славкина, PR-менеджер инвестиционной группы компаний ASG

реставрация как инструмент формирования позитивного имиджа инвестиционной группы компании ASG

АННОТАЦИЯ: в статье рассматривается одна из актуальных проблем имиджелогии - формирование лояльности к бренду компании. В качестве основного способа решения данной задачи выступает продвижение аспекта деятельности, имеющего наибольший социальный эффект, в данном случае - реставрации. Инновационным является оформление процесса внешних коммуникаций с позиций дизайна - то есть использование междисциплинарного подхода к организации информационных сообщений в целях управления изменениями.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: реставрация, коммуникация, имидж, дизайн, междисциплинарный подход.

SUMMARY ABSTRACT: This article presents one of the most pressing problems imageology -the formation of brand loyalty. The main way to solve this problem stands promotion aspect of having the greatest social impact, in this case, the restoration. Innovation is the design process in terms of external communications design - that is, using an interdisciplinary approach to the organization of information reports in order to manage change.

KEY WORDS: restoration, communication, image, design, interdisciplinary approach.

Формирование и развитие имиджа компании как одно из важнейших направлений деятельности компании осуществляется постоянно на протяжении всего существования организации. Существует распространенное заблуждение, что имидж складывается при создании организации и не требует дальнейшего развития. Напротив, имидж никогда не складывается до конца, постоянно совершенствуется и преобразуется. Сам термин происходит от латинского imago, связанного с латинским словом imitari, означающего «имитировать». Это понятие может трактоваться как в узком, так и в широком смысле. В широком понимании имидж - это совокупность естественных и специально сконструированных свойств объекта. В более узком смысле - это сознательно сформированный образ объекта, наделяющий последнего дополнительными ценностями и дающий возможность продуцировать те впечатления об объекте, отношения к нему и его оценки, которые необходимы его создателю [2, с. 293]. Имидж организации - целостное восприятие (понимание и оценка) организации различными группами общественности, формирующееся на основе хранящейся в их памяти информации о различных сторонах деятельности организации. Создание системы, способствующей реализации программы формирования имиджа, является одной из самых сложных задач в процессе построения имиджа компании.

Перед PR-службой Инвестиционной группы компаний ASG стояла проблема формирования положительного имиджа компании и повышения лояльности общественности к её бренду. Анализируя различные варианты построения рабочей системы, мы пришли к выводу, что наибольшего эффекта можно добиться, используя одно из направлений многогранной деятельности компании и акцентируя на нем внимание общественности.

При правильном позиционировании реставрационная деятельность как базис создания ключевого сообщения является оптимальным выбором.

В качестве инструмента было избрано такое направление, как оформление процесса коммуникаций в тенденциях дизайна. Основной целью информационного дизайна является ясность коммуникации: сообщение должно не только быть точно передано отправителем, но и правильно понято получателем. Этот постулат лежит в основе коммуникаций между компанией, осуществляющей PR-деятельность, и целевой аудиторией, на которую рассчитана вся кампания.

Английский термин information design, обозначающий междисциплинарную область исследований, появился в 1970-х. Некоторые графические дизайнеры стали использовать этот термин, а в 1979 году стал выпускаться журнал «Information Design Journal». В информационном дизайне традиционные и новые принципы дизайна применяются к процессу преобразования сложных и неструктурированных данных в ценную, осмысленную информацию. С помощью картинок, символов, цвета, слов происходит передача идей, иллюстрация данных или визуализация отношений. Информационный дизайн требует междисциплинарного подхода к коммуникации, сочетая приемы графического и трёхмерного дизайна, цифровых технологий, когнитивистики, теории информации, культурологии. В результате сложные наборы фактов предстают в доступном для восприятия виде.

Основополагающим понятием в информационном дизайне является сообщение как единица коммуникации. Сообщение решает ряд задач помимо информативных - привлечение внимания, установление контакта, влияние на эмоции, подтверждение

ЧШШР ВЕСТНИК МЭедуНАРОЯДОГО ИНСТУГГУТА АНТИКВАРИАТА

4Чир искусств

№3 (03) 2013

МУЗЕЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

уже имеющихся сведений и даже - снятие неопределенности при процессе выбора. Сообщение необязательно выражено вербально - это может быть образ или эмоциональный посыл, передающийся звуковым или видеорядом.

Основным каналом донесения сообщений до целевой аудитории являются средства массовой информации, которые наравне с непосредственным наблюдением за предметом суждения являются основными источниками формирования и развития общественного мнения. Именно формирование общественного мнения об организации и ее продукции является конечной целью public relations, или паблисити, сокращенно - PR (в наиболее распространенном русском переводе - связи с общественностью, или пиар).

PR-служба каждой организации, выстраивая внешнюю коммуникационную систему, в первую очередь работает именно с «четвертой властью» - средствами массовой информации (СМИ), которые проецируют сообщение на более широкую аудиторию. Помимо классических СМИ, таких как телевидение, радиовещание, печатные издания (пресса), в последние годы существенно возросло влияние на общественное мнение электронных средств массовой информации, сосредоточенных в глобальной сети интернет: многочисленных социальных сетей, блогов, форумов. По прогнозам специалистов, такая тенденция в дальнейшем будет усиливаться и на смену традиционным способам транслирования информации придут интегрированные информационные каналы, сочетающие в себе различные возможности и функции.

Рассмотрим информационную политику Международного института антиквариата как дизайн процесса формирования общественного мнения о нескольких взаимосвязанных объектах, объединенных в единую систему -Инвестиционную группу компаний ASG. Сюда входят как обозначенные организации, так и их основатель Алексей Сёмин как медийное лицо.

До 2012 года Инвестиционная группа компаний ASG и ее руководитель - председатель совета директоров А.В. Сёмин в общественном сознании ассоциировались исключительно с инвестиционными проектами в области недвижимости и девелоперскими проектами. Ввиду узкой специализации данной сферы общественное мнение отличала индифферентная позиция, настороженная оценка деятельности компании. Социально-направленная деятельность группы компаний - создание Международного института антиквариата, Большое собрание изящных искусств ASG в массовом сознании наделялись терминами «элитарности», «закрытости», «научности». Перед пресс-службой ASG стояла задача определить дальнейшую стратегию PR-развития, учитывающую индивидуальный имидж компаний в рамках единого образа.

После того, как 16 февраля 2012 года между мэрией Казани и Инвестиционной группой компаний ASG было подписано соглашение о государственно-частном партнерстве для совместной деятельности по развитию казанской агломерации и участии ASG в работе по восстановлению и реконструкции исторического центра города, информационная политика компании была скорректирована с учетом изменений и результатов исследований.

Информационные поводы, вызвавшие наибольший интерес у СМИ и максимальное количество публикаций

1. Проект «500 дней»

Совместный проект мэрии г.Казани и Инвестиционной группы компаний АБС стартовал в феврале 2012 года, когда было подписано соглашение о государственно-частном партнерстве для совместной деятельности по восстановлению и реконструкции исторического центра города. Изначально в рамках этого соглашения компании было передано 17 зданий в центре Казани, затем список дорос до 26 объектов. Главным обязательством инвестора было условие - к Универсиаде-2013 завершить первый этап реставрации: проведение ремонтно-реставрационных мероприятий, восстановление фасадов, благоустройство прилегающей к зданиям территории, установка архитектурной подсветки. На протяжении всего периода внимание региональных и федеральных СМИ было приковано к объектам реставрации.

2. Находки

В процессе реставрации как зданий, так и предметов искусства реставраторы часто сталкиваются с неизвестными ранее фактами, находят утерянные или спрятанные предметы. Так, во время работ в подвале главного дома усадьбы Л.Н.Урванцова (К.Марк-са,11) рабочие обнаружили шесть монет царской чеканки, а во дворе между домами по улице Московская, № 68 и 70 сотрудниками подрядной организации был обнаружен схрон с боеприпасами Второй мировой войны. В доме на К.Маркса, 29 реставраторы обнаружили заваленные землей подвалы, выполняя обмеры здания, а в старинном секретере - документы и фото началаXX века.

• т

3. Атрибуция картин

Особый интерес журналистов вызывают реставрация и атрибуция живописных изображений. Так, сотрудники Международного института антиквариата v4.SC атрибутировали немало картин, среди которых самыми известными стали «КающаясяМарияМагдали-на» Ф.КХохра, «В мгновение ока» Х.В.Леаля, «Портрет д'Артаньяна». К примеру, на полотне Ф.К.Хохра во время реставрации открылось изображение черепа, подпись автора и дата написания картины, благодаря чему искусствоведам удалось определить сюжет полотна.

ВЕСПНИК ГкОКДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

ÎMiup искусств

МУЗЕЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

№3 (03) 2013

Самые «громкие» реставрационные процессы в мировой практике:

1. «<Пушистый Иисус»

Одним из самых неоднозначных примеров является неудачная реставрация иконы Иисуса Христа пожилой прихожанкой из Испании.

«Пушистый Иисус» (лат. Ecce Mono - «Се обезьянка») -совместная живописная работа испанского художника Элиаса Гарсиа Мартинеса (1858-1934) и 80-летней прихожанки Сесилии Хименес, находящаяся в храме Милосердия в городе Борха, провинция Сарагоса, Испания. Прихожанка с разрешения настоятеля церкви с 2010 по 2012 год реставрировала фреску началаXX века на евангелический сюжет «Ecce Homo» («Сечеловек»). Результат её работы многими специалистами был признан «худшей реставрацией в истории живописи». Получившееся изображение, напоминающее мохнатую обезьяну, быстро стало известным.

Когда стало известно о намерении счистить работу Хименес и вернуть фреску к исходному состоянию, это стало причиной протестов. Была подана петиция в защиту отреставрированного изображения, в которой указывалось, что работа пожилой прихожанки гораздо ценнее и интереснее оригинала столетней давности. «Пушистого Иисуса» называли ярким образчиком примитивизма и даже сравнивали с произведениями Гойи, Мунка и Модильяни. Летом 2012 года фреску огородили, церковь стала проводить по ней экскурсии, взимая за них символическую плату. Таким образом, эффект от изначально отрицательного события с помощью юмористической окраски оказался прямо противоположным и сработал на формирование нового туристического направления.

2. Янтарная комната

Работы по реконструкции Янтарной комнаты шли с 1981 по 1997 год. Над научной реконструкцией шедевра камнерезного искусства трудились специалисты специально созданной «Царскосельской янтарной мастерской»: искусствоведы, химики, криминалисты, историки, реставраторы. Несколько лет ушло на разработку проекта, научной концепции, воссоздание рецептур, технологий обработки янтаря, подготовку рабочего коллектива. В 1990-е годы работа была приостановлена из-за нехватки финансирования и проблем с поставками сырья, но в 2003 году к 300-летию Санкт-Петербурга Янтарная комната была восстановлена в полном объёме (из калининградского янтаря). Сейчас она доступна для посещения в Екатерининском дворце.

Интерес к этому проекту был в значительной мере обусловлен загадочной историей ее исчезновения после штурма советскими войсками Кёнигсберга в апреле 1945 года.

Поиски ее остались без результата, существует несколько версий ее судьбы, но, вероятнее всего, Янтарная комната всё же погибла - либо при штурме Кёнигсберга, либо впоследствии - в результате длительного пребывания в совершенно неподходящих условиях хранения.

3. Сикстинская капелла

реставрация фресок Сикстинской капеллы в 1980-1994 годах - одна из крупнейших реставрационных работ, проведённых в XX веке, подвергшаяся интенсивной критике и вызвавшая горячие споры историков искусства во всём мире. Сикстинская капелла, которую папа Сикст IV построил в Ватикане у северной стороны Собора Святого Петра, была завершена около 1481 года. Роспись её стен выполнили несколько художников итальянского Возрождения, наиболее ценимых в Италии конца XV века, в том числе Гирландайо, Перуджино и Боттичелли. Фрески Сикстинской капеллы, в особенности потолок и сопровождающие его люнеты Микеланджело, несколько раз подвергались реставрации, самая последняя

По определению, предметом информационной политики являются тенденции, закономерности развития информационной сферы, «общественных информационных отношений», информационных процессов, методы анализа и прогноза их развития, выявления эффекта воздействия СМИ на массовое сознание, на гражданское общество и государство [1].

При проектировании обновленной информационной политики в качестве основного направления деятельности компании была избрано понятие «реставрация» как наиболее эффективный инструмент донесения ключевого сообщения компании до массового сознания. Миссия компании - инвестиции во благо - наилучшим образом транслируется через одно из трех основных направлений деятельности компании - инвестиции в культурные ценности. Реставрация объектов культурного наследия из всех направлений деятельности компании является оптимальной для реализации информационных кампаний.

Таким образом, были сформированы основные направления информационных потоков - реставрация исторических зданий как основной информационный повод и сопутствующая ей реставрация предметов искусства - живописи, мебели, декоративно-прикладного искусства. Именно эти направления вызывают наибольший интерес как со стороны журналистов, так и со стороны массовой аудитории. Детали реставрационного процесса, неожиданные открытия и находки, обнаружение подписей или скрытых изображений являются самыми распространенными темами статей и видеосюжетов.

Если исследовать влияние этой информации на общественное сознание, то наблюдается определенная динамика - буквально за год значительно повысилась лояльность аудитории к компании. Процесс реставрации является актом творчества - не только мастера, изначально создавшего объект, но и того, кто возрождает его к жизни. Также реставрация изначально воспринимается как социально-направленный акт, так как гипотетически ее плодами может воспользоваться не один человек, а широкие слои населения. Также важную роль играет масштаб проводимых работ - одновременно идет реставрация 26 исторических зданий, уже отреставрировано более 300 предметов западноевропейского искусства, около 600 предметов было закуплено на аукционах для нового музея и оформления будущих интерьеров зданий.

Эта информация стала основой для большого количества сюжетов в региональных и федеральных СМИ, обрастая подробностями и обсуждениями специалистов. В зависимости от формата СМИ и способа подачи материала ключевые сообщения доходят до разной аудитории. К примеру, для научного сообщества наиболее авторитетными являются развернутые статьи в специализированных журналах, для бизнес-сообщества - емкие и насыщенные фактами сообщения в деловых интернет-СМИ, массовая аудитория предпочитает видеосюжеты по телевидению.

дополнительный эффект достигается с помощью блогов и социальных сетей - Facebook, Twitter, LiveJournal, собственного канала на Youtube. К примеру, аудитория Facebook характеризуется как площадка, наиболее ориентированная на арт-сообщество: художники, коллекционеры, арт-дилеры,

ЧШШР ВЕСТНИК МЭедУНАРОЯДОГО ИНСТУГГУТА антиквариата

4Чир искусств

№3 (03) 2013

МУЗЕЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

музейные работники общаются, решают рабочие вопросы и обмениваются мнениями с помощью этого сервиса. Популярность аккаунта Международного института антиквариата АБС в этой среде и точное попадание на целевую аудиторию характеризуется следующими показателями: за 1,5 года его существования сообщество лиц, регулярно просматривающих и комментирующих новости института, выросло до 3 000 человек. Среди них известные медийные персоны, журналисты, искусствоведы, государственные деятели из России и других стран.

Важную миссию несет полиграфическая продукция. Несмотря на прогрессирующее замещение печатных материалов электронными носителями информации, статистика показывает, что качественно исполненные издания, посвященные искусству, по-прежнему лидируют у аудитории. Поэтому регулярная издательская деятельность, посвященная реставрации, является еще одним каналом распространения ключевого сообщения. Карты, буклеты, плакаты, календари и другая сувенирная, информационная, художественная и научная продукция используется для реализации этих задач.

Острота интереса подкрепляется тем фактом, что в последние годы в России благотворительность и меценатство приобрели четкую параллель со сферами спорта и социально-незащищенных слоев населения. В этом контексте сохранение искусства выпадает из привычных рамок, а ключевое сообщение приобретает новизну и уникальность - крупная компания под руководством бизнесмена новой формации избирает инвестиции в культурные ценности в качестве одного из приоритетных направлений и всячески пропагандирует формирование новой культурной элиты.

Такая стратегия полностью совпадает с дальнесрочной перспективой развития компании - второй этап реставрации зданий в историческом центре Казани подразумевает восстановление интерьеров - аутентичной обстановки помещений с использованием экспонатов МИА. Эти помещения будут использоваться в целях создания туристической инфраструктуры города, поэтому их функциональное предназначение также будет определять будущее оформление пространства. Этот креативный процесс является основой для продолжения и развития сложившейся модели информационной политики, которая будет ре-ализовываться в 2013-2016 годах, естественным образом модифицируясь в зависимости от краткосрочных и среднесрочных задач.

Список использованной литературы:

из которых проводилась с 1980 по 1994 год. Эта последняя реставрация, вызвавшая наибольшую обеспокоенность, оказала глубокое влияние на любителей искусства и историков, поскольку она выявила цвета и детали, которые не были видны на протяжении веков.

Одним из самых активных критиков был Джеймс Бек из ArtWatch International, который постоянно предупреждал о возможности повредить работу Микеландже-ло слишком энергичной реставрацией. Постоянно выдвигался аргумент о том, что все предыдущие вмешательства нанесли произведению тот или иной ущерб. И в этот раз часть наихудших опасений критиков подтвердилась, в частности пропала глубина изображений.

Нет никаких сомнений в том, что до реставрации весь потолок был грязнее, приглушённее и одноцветнее, чем входило в намерения Микеланджело, но когда изображения фресок рассматривались в загрязнённом и нереставрированном состоянии, тонкие размывки и интенсивные контуры давали о себе знать, придавая массу и объём формам. После реставрации они исчезли, и теперь повсеместно отсутствует чёткая детализация архитектуры. Еще один фактор, осуждаемый критиками, -глаза. Это важная деталь работы Микеланджело, которая во многих местах исчезла навсегда. Таким образом, весь проект реставрации был подвергнут резкой критике, утверждавшей, что реставраторы не поняли истинных намерений художника. Данная тема является предметом продолжающихся споров и по сей день.

4. Пирамида Лувра

Предложение построить пирамиду из прозрачного стекла у входа в Лувр, впервые высказанное в начале 1980-х гг., встретило яростный отпор общественности. Многие люди считали кощунственным возведение такой современной по всем параметрам конструкции перед великолепным историческим памятником. Величественное здание Лувра было заложено на месте древней крепости в 1546 г. при короле Франциске I и до конца XVII в. служило резиденцией французских королей.

Известный американский архитектор китайского происхождения Ионг Минг Пей предложил радикальное решение: убрать парковку с площади перед музеем и построить огромный подземный вестибюль.

У музея появилась впечатляющая входная зона, увенчанная стеклянной пирамидой высотой 22 м; в эту зону ведет необычная винтовая лестница. В результате реализации проекта стал более удобным вход в залы всех трех «крыльев» здания; посетителям теперь гораздо легче ориентироваться в музее. Кроме того, появился новый демонстрационный зал, кафе и рестораны, а также помещения для технических служб, необходимые для обслуживания современного музея всемирной значимости.

Архитектор выбрал для входной зоны небесспорную форму пирамиды; по его мнению, именно такая форма лучше всего сочетается с архитектурой Лувра. Он выдвинул и другой довод: пирамида — одна из наиболее структурно устойчивых конструкций. Ее возведение завершилось в 1989 г.; позднее Пей добавил к фасаду музея перевернутую пирамиду меньшего размера; она служит застекленной крышей над расположенными под ней проходами и торговой зоной. Несмотря на яростное сопротивление противников проекта в начале его осуществления, Пирамида стала одной из главных достопримечательностей города, уступающей по популярности только Эйфелевой башне.

1. Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров. - М.: ИКФ «ЭКМОС», 2013. - 400 с.

2. Блэк С. Введение в паблик рилейшнз. - Ростов н/Д: «Феникс», 2008. - 318 с.

3. Бортник Е.М., Кортков Э.М., Никитаева А.Ю. Управление связями с общественностью. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. - 128 с.

4. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public Relations. - СПб., 2007. - 228с.

5. Музыкант В.Л. Формирование бренда средствами PR и рекламы. - М.: Экономистъ, 2004. - 606 с.

6. Попов В.Д. Государственная информационная политика: состояние и проблемы формирования. Массовые информационные процессы в современной России: очерки / отв. ред. А.В. Шевченко. - М.: Изд-во РАГС, 2002. - С. 22-23.; Информационная политика: учебник / под общ. ред. В.Д. Попова. - М.: Изд-во рАГС, 2003. - 303 с.

7. Песоцкий Е.Н. Современная реклама. Теория и практика. - Ростов н/Д: Феникс,2011. - 315 с.

8. PR: понятия, история, структура/ под ред. П.Н. Чуликова. - М., 2011. - 240 с.

9. Тульчинский Г.Л. PR фирмы: технология и эффективность. - М.: Алетейя, 2002. - 294 с.

10. Феофанов О. Реклама: новые технологии в России: учеб.пос. - СПб., 2000. - 87 с.

11. Википедия - свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/

вестник исждународного института антиквариата

шшр искусств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.