Научная статья на тему 'Рессентимент как цивилизационное явление'

Рессентимент как цивилизационное явление Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
110
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕССЕНТИМЕНТ / ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ ЯВЛЕНИЕ / ТЕХНОГЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ТОТАЛИТАРИЗМ / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ГУМАНИЗМ / RESSENTIMENT / CIVILIZATION PHENOMENON / TECHNOGENIC CIVILIZATION / TOTALITARIANISM / UNIVERSAL VALUES / HUMANISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Исаченко Надежда Николаевна

Впервые в отечественной философской мысли рессентимент рассматривается как цивилизационное явление. В статье обосновывается, что формирование рессентимента начинается с момента основания техногенной цивилизации, и на каждой ее ступени фиксируется его проявление. Автором в результате исследования установлено, что насилие, агрессия, господство как проявление рессентимента закрепилось в культуре техногенной цивилизации как средство управления людьми. Предложены способы, предотвращающие формирование и распространение рессентимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESSENTIMENT AS A CIVILIZATION PHENOMENON

For the first time in the Russian philosophical thought, ressentiment is considered as a civilization phenomenon. The author shows that ressentiment appears with the formation of technogenic civilization and accompanies its development. The analysis indicates that violence, aggression, domination (immediate manifestations of ressentiment) established themselves in the culture of technogenic civilization as a means to exercise power. The measures to prevent ressentiment are proposed.

Текст научной работы на тему «Рессентимент как цивилизационное явление»

https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.11.40

Исаченко Надежда Николаевна

РЕССЕНТИМЕНТ КАК ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ ЯВЛЕНИЕ

Впервые в отечественной философской мысли рессентимент рассматривается как цивилизационное явление. В статье обосновывается, что формирование рессентимента начинается с момента основания техногенной цивилизации, и на каждой ее ступени фиксируется его проявление. Автором в результате исследования установлено, что насилие, агрессия, господство как проявление рессентимента закрепилось в культуре техногенной цивилизации как средство управления людьми. Предложены способы, предотвращающие формирование и распространение рессентимента. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/972019/11M0.html

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 11. C. 211-214. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2019/11/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

Философская антропология, философия культуры

Philosophical Anthropology, Philosophy of Culture

УДК 130.2 Дата поступления рукописи: 04.10.2019

https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.11.40

Впервые в отечественной философской мысли рессентимент рассматривается как цивилизационное явление. В статье обосновывается, что формирование рессентимента начинается с момента основания техногенной цивилизации, и на каждой ее ступени фиксируется его проявление. Автором в результате исследования установлено, что насилие, агрессия, господство как проявление рессентимента закрепилось в культуре техногенной цивилизации как средство управления людьми. Предложены способы, предотвращающие формирование и распространение рессентимента.

Ключевые слова и фразы: рессентимент; цивилизационное явление; техногенная цивилизация; тоталитаризм; общечеловеческие ценности; гуманизм.

Исаченко Надежда Николаевна, к. филос. н., доцент

Тюменский индустриальный университет isachenkonadezhda@mail. гы

РЕССЕНТИМЕНТ КАК ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ ЯВЛЕНИЕ

На современном этапе развития техногенной цивилизации проблема рессентимента выходит на уровень цивилизационной проблемы. Исследование проблемы деструктивности и рессентимента обретает особую актуальность в связи с формированием социокультурного пространства, внутри которого формируется новая экранная, сетевая культура, новый тип взаимодействия социальных субъектов, способствующих формированию рессентимента. Цель исследования: представить рессентимент как цивилизационное явление, проявляющееся в техногенной цивилизации. Достижение поставленной цели возможно посредством реализации следующих задач: осмыслить проблему рессентимента на современном этапе цивилизационного развития; проанализировать рессентимент как цивилизационное явление, формирующееся в техногенной цивилизации; определить роль информационно-сетевого пространства в формировании и распространении рессентимента. Научная новизна исследования обусловлена тем, что впервые в отечественной философской мысли рессентимент рассматривается как цивилизационное явление.

Современное общество вышло на новую ступень цивилизационного развития. Социокультурные преобразования, порождаемые широким распространением информационно-коммуникативных технологий, социальных сетей, ведут к глубинным сдвигам во всех сферах жизнедеятельности, к рождению новых идей в науке, искусстве, к формированию инновационной культуры, системы ценностей. Наряду с конструктивными явлениями на данном этапе развития отмечаются масштабные акты насилия, агрессии как проявление господства и подавления. Деструктивный потенциал происходящих общественных явлений на современном этапе цивилизационного развития имеет мощный заряд и несет угрозу цивилизации.

При отсутствии консенсуса в трактовке понятия «цивилизация» есть возможность представить несколько подходов к его пониманию. В трактовке Н. Я. Данилевского цивилизация представлена как культурно-исторический тип, объединивший общность людей и обладающий совокупностью признаков, позволяющих классифицировать его по определённым критериям [3, а 47]. Н. С. Розов рассматривает цивилизацию как устойчивую историческую систему, объединяющую «различные этносы через общность их культурно-исторической самоидентификации, общность базовых культурных образцов (обряды, традиции, общность культурных текстов (священные книги, литературные произведения))» [6, с. 103].

Согласно В. С. Степину, цивилизация представляет социокультурное устройство общества, «основанное на технологии производства и управлении, на системе отношений и механизмов регулирования человеческой деятельности, гарантирующих стабильность развития общества» [7, а 191].

Согласно В. С. Степину, до XV века история человечества представляла собой традиционные цивилизации, для которых характерен замедленный темп социокультурных изменений, поступательное внедрение инноваций в течение нескольких поколений людей, устойчивость видов деятельности, форм взаимодействия, «устоявшиеся в обществе традиции, нормы, правила, образцы поведения» [Там же, с. 196]. С XV века начинается становление техногенной цивилизации, которая прошла три стадии развития: прединдустриаль-ную (XVII - последняя четверть XVIII века), индустриальную (конец XVIII - 70-е годы ХХ века), постиндустриальную (с конца ХХ века).

В отличие от традиционных, в культуре техногенной цивилизации преобразующая деятельность человека расценивается как его предназначение, что способствует формированию культа борьбы, силы, насилия. В техногенной цивилизации человек признается разумным существом, осуществляющим власть над миром, над природой, над человеком. Власть рассматривается как принуждение, как проявление силы одного над другим. Преобразующая деятельность человека также рассматривается как проявление его власти над природой.

Цивилизацией можно признать как отдельную страну с целым комплексом культурных явлений, обособленных от других стран, так и совокупность стран, объединенных комплексом социокультурных явлений. Понятие «явление» часто рассматривают как тождественное феномену, событию, реалии, которые способны изменяться, развиваться в соответствии с общими законами развития мира. Среди явлений, составляющих своеобразие цивилизаций, есть уникальные, характерные только для отдельных цивилизаций, есть универсальные для всех. К универсальным цивилизационным явлениям следует отнести язык, религию, культуру. К уникальным - этнический аспект (состав генофонда), уровень социально-экономического развития, научно-технологический уровень развития, политический строй, территорию, уровень культуры. Все цивилизацион-ные явления являются результатом деятельности людей, направленной на преобразование природы, общества.

Для техногенной цивилизации характерным является интенсивность развития всех сфер жизни, формирование новой системы ценностей, активное внедрение инноваций. Уникальным явлением техногенной цивилизации являются новые технологии и инновации; технологический уклад общественного производства. Характерными особенностями являются: доминирование теоретических знаний над эмпирическими; возрастание роли науки, роли знания; формирование устойчивого среднего класса; увеличение доли интеллектуального труда. Активное внедрение техники, технологий влечет трансформации социальных связей, образа жизни, способствует формированию новых типов личностей. Под натиском техногенной цивилизации деформируются смыс-ложизненные установки, формируются новые ценности. Техногенная цивилизация, в основе которой положен динамический ускоряющий принцип, внесла изменения в культуру, в мировоззрение, в поведение субъектов. Все этапы развития техногенной цивилизации сопровождаются амбивалентными явлениями: разрушением и созиданием, господством, порабощением и подчинением, гуманизмом и антигуманизмом (насилием, принуждением, агрессией). Как точно отметил В. С. Степин, «отличительной особенностью техногенной цивилизации является то, что дух силы занимает в ней доминирующее положение» [Там же, с. 195]. Из чего можно сделать вывод, что своеобразным явлением техногенной цивилизации является насилие, господство, рессентимент.

Зарождение рессентимента начинается с момента зарождения техногенной цивилизации, с началом пре-диндустриальной стадии (XVI-XVII века). Согласно Ф. Ницше, зарождению рессентимента способствовали реформы XVI-XVII веков, целью которых было преобразование католического христианства. Возникшие в ходе реформ противоречия стали источником всеобщей ненависти, ожесточения в Европе. Развиваясь экономически, западное общество прекратило совершенствоваться, начало деградировать, утратило стремление к поиску смысла жизни, отдав предпочтение низменному, аморальному, потому рессентимент начал активно проявляться в частной и общественной жизни. Ф. Ницше как автор этого термина рассматривает рессенти-мент как психологическое состояние человека, представляющее комплекс негативных эмоций: «...униженности, затаенной обиды, зависти, ненависти, мстительности, которые, не находя выхода, парализуют волю» [5, с. 67], подталкивают человека к совершению предосудительных поступков. Он указывал, что рессентимент - это удел слабых, посредственных, неудачливых людей, для которых главным оружием является моральное суждение о поступках, недостатках других.

Рессентимент как явление проявляется в деформации ценностной системы, в формировании новой морали, а также в деструктивных действиях. Формирование рессентимента связано с отказом от традиций и нивелированием ценностей, одобряемых большинством, с изменением форм коллективного взаимодействия людей, отклонением от норм, принятых в обществе. Реализация рессентимента осуществляется социальным субъектом, который находится в деструктивном состоянии, поведение и действия которого выходят за рамки культурного образца, соответствующего данному обществу.

Рессентимент как деструктивное явление антигуманен, он часто проявляется в насилии по отношению к человеку. Рессентимент, реализующийся через насилие, жестокость, занимает промежуточное положение между «дикостью естественного состояния человека и ритуальной сдержанностью цивилизационной жизни» [2, с. 39].

Рессентимент формируется, когда возникают противоречия внутри общества, кризисы. Рессентимент формируется, когда нарушается «принцип соответствия интересов, потребностей и возможности их удовлетворить, когда отсутствуют возможности достичь желаемого» [4, с. 12], а реализуется, когда для этого появляются условия. На разных этапах техногенной цивилизации насилие, принуждение, господство через проявление рессентимента закреплялось в культуре как способ управления и как способ защиты. Но в отличие от насилия, агрессии, которые могут быть спонтанными, проявление рессентимента - это всегда спланированное,

обдуманное действие. Рессентимент как проявление насилия разрывает коммуникативные взаимодействия, разрушает традиции, подрывает нормы, трансформирует ценности.

Стремление к власти, страсть к наживе как проявление рессентимента становятся двигателем разрушений и захватнических войн. Войны, революции как исторические формы насилия продолжают сопровождать цивилизационные процессы, унося жизни миллионов людей. «В основе революций, бунтов, войн, сопровождающихся» [Там же, с. 11] разрушениями, гибелью людей, был рессентимент.

Отношение общества к насилию, к жестокости постепенно закреплялось в культуре, что оказывало влияние на его социокультурное развитие, на формирование типа общества. В техногенной цивилизации формировались разные типы жизнедеятельности, разные общества, образованные по способу организации общественно-политической жизни: недемократические (авторитарные, тоталитарные); демократические; общества нелиберальной демократии. Как показывает история, общества, в основе которых лежит авторитарный или тоталитарный способ организации общественной жизни, являются источниками рессентимента. В культуре таких обществ применяется принуждение к повиновению, нарушаются гражданские права, осуществляется жесткий контроль, что вызывает глубокое недовольство, формирует желание изменить существующее положение радикально.

Анализ цивилизационного развития показал, что всплеск рессентимента наблюдался на индустриальной стадии, в процессе формирования обществ, пропагандирующих идеологию фашизма в Италии, нацистскую идеологию в Германии. Культура этих обществ была подчинена идеологии, в них осуществлялся тотальный контроль над всеми сферами жизни, власть удерживалась с помощью насилия; применялся террор, формировался образ врага. В концепции тоталитарного государства, представленной Х. Арендт, исследующей тоталитарные режимы в Германии, Италии, Испании, тоталитаризм трактуется как проявление деспотизма, диктатуры, тирании [1]. Общества с таким способом организации общественной жизни получили название тоталитарных (от латинского «тоталис» - весь, полный, целый), в них преобладала доктрина силы. В сознании масс формировалась идея о необходимости участия в борьбе с «врагами народа», что создавало иллюзию активного участия большинства во власти. Формирование образа врага и нацеливание общества на жестокую борьбу с ним - это проявление рессентимента. Под влиянием рессентимента с «врагами» жестоко расправлялись. Сформированный культ смерти как в воплощение некрофилии, насилие, жестокость, антигуманизм, антииндивидуализм, формирующие чувства унижения и отчуждения, культурный нигилизм, стремление к абсолютному господству над другими, жажда к разрушению - это все является проявлением рессентимента. Освенцим, Майданек, Хатынь - это ужасающие примеры проявления рессентимента.

Рессентимент, довлея над личностью, искажал ценностную систему, мораль и картину мира. При жесткой регламентации жизни, в состоянии угнетения, унижения, в сознании определенной части людей постепенно накапливался «заряд рессентимента», который мог реализоваться в социальных протестах, революциях. Освобождение от рессентимента предполагало разрядку в виде агрессивных проявлений жестокости, разрушений. С одной стороны, террор, репрессии способствовали формированию ненависти к правящей элите и желания разрушить существующий режим. С другой стороны, побудительной силой, направляющей массы на борьбу с тоталитаризмом, становится непринятие ценностей и идей тоталитаризма. Итак, тоталитарные общества с их деспотизмом, диктатурой, тиранией являются источником рессентимента, а рессентимент становится продуктом тоталитаризма.

На данном этапе цивилизационного развития активизация рессентимента обусловлена расширением информационно-сетевого пространства посредством внедрения информационно-коммуникативных технологий. Внедрение и распространение по всему миру компьютерных технологий, информационно-коммуникативных сетей способствовало формированию новой культуры, новой системы ценностей, содействующей укреплению власти. Информация стала использоваться как инструмент воздействия, управления и принуждения, как «форма деструктивного воздействия на личность, на его сознание и поведение, представляющая насильственное насаждение негативной информации» [9, р. 365]. Информационный тоталитаризм как явление, характерное для современного этапа цивилизационного развития, - это одна из форм неототалитаризма. Посредством новых технологий появилась возможность устанавливать контроль над субъектами, осуществлять управление их сознанием; через Интернет, рекламу, СМИ активно навязывать идеи, культуру, моду, потребности, электоральное поведение, что у некоторых субъектов вызывает негодование, злость [9]. На данном этапе цивилизационного развития появилось новое явление, получившее название «информационный терроризм». Его цель - вызвать у масс агрессивное состояние, требующее деструктивного поведенческого ответа, жесткого агрессивного действия, что является проявлением рессентимента.

На современном этапе цивилизационного развития существует множество социальных, экономических, политических, культурных факторов, способствующих возникновению гнева, злости, обиды, зависти, страха, лежащих в основе рессентимента. Высокий уровень экономического и технологического развития общества сопровождается насилием, принуждением, унижением, усиливающейся социальной дифференциацией, что лишает большинство людей доступа к материальным и духовным благам. Вследствие этого наблюдается «разобщенность людей, что детерминирует одиночество, отчуждение, способствующее рессентименту» [8, р. 489]. Общества, основанные на антигуманизме, используют в качестве методов управления людьми тотальный контроль, насилие, жестокость, террор, вызывающие чувства страха, унижения, сменяющиеся злостью, ненавистью, что способствует формированию рессентимента. При стремлении создать высокоразвитое информационно-сетевое общество человечество так и не смогло преодолеть насилие, освободиться от рессентимента.

Уровень технологического развития техногенной цивилизации высокий, а уровень культуры снижается. Из чего следует, что научно-технический и технологический уровень цивилизационного развития превосходит нравственный, морально-этический уровень развития людей.

Вывод. Рессентимент как деструктивное явление техногенной цивилизации формируется на разных этапах ее развития. Рессентимент представляет собой реактивную силу как ответ на различные социальные препятствия, несущую разрушительные действия по отношению к объектам и субъектам. Рессентимент деформирует систему ценностей, формирует партикулярный социокод, вследствие чего происходит утрата способности проявлять позитивные чувства, совершать добрые поступки. Мировоззрение и поведение человека под влиянием рессентимента подчинено разрушительной доминанте, он способен на насилие, на жестокость по отношению к людям, готов участвовать в антисоциальных протестах, революциях, что несет угрозу стабильности общества. Рессентимент, зародившись в XVI-XVII веках как реакция на реформы, направленные на преобразование католического христианства, активизировался в период революций в Англии, Франции, России, в период гражданских войн в Америке, России. Рессентимент активизировался в период прихода к власти фашистов и нацистов. На современном этапе цивилизационного развития он вновь проявляется в локальных войнах, в антиправительственных выступлениях, в терроризме. Следовательно, рессентимент - это универсальное деструктивное явление, характерное для техногенной цивилизации, несущее угрозу человечеству.

Следовательно, необходимо осуществлять поиск способов, условий, снижающих уровень деструктивно-сти, рессентимента. С этой целью необходимо создавать каналы коммуникации, распространяющие гуманистические идеи, общечеловеческие ценности, что снижает уровень социальной напряженности. Формирование нового уровня цивилизационного развития, основанного на принципах рациональности, гуманизма, предполагает своевременное применение способов предотвращения социальных конфликтов, взрывов. Необходимо особое значение придавать культуре, образованию как трансляторам национальных традиций, норм, предписаний, идеалов, образцов поведения. Значимая роль в этом отводится философии, религии, которые способны заложить в сознание человека моральные, нравственные принципы, принципы гуманизма, сформировать систему общечеловеческих ценностей [8], являющихся фундаментом цивилизации. Особую роль мы отводим представителям духовной элиты как носителям общечеловеческих ценностей и гуманизма, трансляторов моделей культурного и социального устроения общества.

Список источников

1. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М.: ЦентрКом, 1996. 672 с.

2. Гусейнов А. А. Понятия насилия и ненасилия // Вопросы философии. 1994. № 6. С. 35-41.

3. Данилевский Н. Я. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. М.: Эксмо, 2017. 596 с.

4. Исаченко Н. Н. Рессентимент. Факторы формирования // Известия Высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политология. 2014. № 1 (40). С. 10-13.

5. Ницше Ф. К генеалогии морали. М.: Азбука-Аттикус, 2015. 224 с.

6. Розов Н. С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 1992. 215 с.

7. Степин В. С. Перспективы цивилизации: от культа силы к диалогу и согласию // Этическая мысль: материалы научно-публицистических чтений. М.: Республика, 1992. С. 190-199.

8. Isachenko N. N. Social Dynamics of Russian Society in Context of Socio-Cultural // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2018. Vol. 35. Р. 484-491.

9. Isachenko N. N. The role of information and informational and communication technologies in modern society (El papel de la información y las tecnologías de la información y la comunicación en la sociedad moderna) // Utopia y Praxis Latinoamericana. 2018. Vol. 23. № 82. Р. 361-367.

RESSENTIMENT AS A CIVILIZATION PHENOMENON

Isachenko Nadezhda Nikolaevna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Industrial University of Tyumen isachenkonadezhda@mail. ru

For the first time in the Russian philosophical thought, ressentiment is considered as a civilization phenomenon. The author shows that ressentiment appears with the formation of technogenic civilization and accompanies its development. The analysis indicates that violence, aggression, domination (immediate manifestations of ressentiment) established themselves in the culture of technogenic civilization as a means to exercise power. The measures to prevent ressentiment are proposed.

Key words and phrases: ressentiment; civilization phenomenon; technogenic civilization; totalitarianism; universal values; humanism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.