Научная статья на тему 'Рессентимент как социальное явление в пространстве информационносетевого поля'

Рессентимент как социальное явление в пространстве информационносетевого поля Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
365
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационно-сетевое поле / рессентимент / ненависть / желание мести / социальное явление / социальная дифференциация / примирение / урегулирование противоречий. / information and network fields / ressentment / hatred / desire for revenge / social phenomenon / social differentiation / reconciliation / conflict resolution.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Исаченко Надежда Николаевна

Проблема рессентимента, озвученная в конце XIX в. Фридрихом Ницше, обрела особую актуальность в современном обществе. Динамика современного информационно-сетевого общества не только кардинально изменяет быт социальных субъектов и производственный процесс, но и накладывает негативный отпечаток на сознание и поведение социальных субъектов. В данной статье осуществляется социально-философский анализ рессентимента как социального явления, возникающего на основе социальной дифференциации общества, при отсутствии возможности удовлетворения материальных и духовных потребностей. Опасность рессентимента заключается в способности преобразовываться в силу, объединяющую социальных субъектов в социальные движения, организации, несущие угрозу стабильности общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESENTMENT AS A SOCIAL PHENOMENON IN SPACE INFORMATION NETWORK FIELDS

The theme of the ressentiment, first voiced at the end of the XIX century by Friedrich Nietzsche, has gained particular relevance in modern society. The dynamism of socio-cultural processes taking place in modern society contributes to fundamental changes in society, as well as leaves an imprint on the formation of consciousness and behavior of social actors. The appeal to the study of this problem of European and Russian researchers, considering the ressentiment in the moral and ethical or axiological aspect, and recognizing its role in the formation of new values, allowed only a small reconstruction of this concept. In this article the socio-philosophical approach is carried out, which allowed to consider the ressentiment as a social phenomenon, which arises on the basis of social differentiation of society, and in the absence of the possibility of meeting material and spiritual needs. The danger of ressentiment lies in the ability to transform into a force that unites social actors, social movements that pose a threat to the stability of society.

Текст научной работы на тему «Рессентимент как социальное явление в пространстве информационносетевого поля»

Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 5 (427).

Философские науки. Вып. 52. С. 67—72.

УДК 101.304 DOI 10.24411/1994-2796-2019-10511

ББК 87.6

РЕССЕНТИМЕНТ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ ИНФОРМАЦИОННО-СЕТЕВОГО ПОЛЯ

Н. Н. Исаченко

Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия

Проблема рессентимента, озвученная в конце XIX в. Фридрихом Ницше, обрела особую актуальность в современном обществе. Динамика современного информационно-сетевого общества не только кардинально изменяет быт социальных субъектов и производственный процесс, но и накладывает негативный отпечаток на сознание и поведение социальных субъектов. В данной статье осуществляется социально-философский анализ рессентимента как социального явления, возникающего на основе социальной дифференциации общества, при отсутствии возможности удовлетворения материальных и духовных потребностей. Опасность рессентимента заключается в способности преобразовываться в силу, объединяющую социальных субъектов в социальные движения, организации, несущие угрозу стабильности общества.

Ключевые слова: информационно-сетевое поле, рессентимент, ненависть, желание мести, социальное явление, социальная дифференциация, примирение, урегулирование противоречий.

Термин «рессентимент» ввел в научный оборот немецкий мыслитель Ф. Ницше в работе «К генеалогии морали». Как пояснял сам автор, в немецком языке он не смог подобрать более точного слова для характеристики «морали современного ему общества» [9, с. 296]. Он вынужден был позаимствовать это слово из французского языка. Переводится слово «рессентимент» с французского, как мстительность негодование. Ф. Ницше рассматривает рессентимент как негативное чувство возникает у слабых людей (рабов), осознающих собственную неполноценность, к людям, стоящим на «высших ступенях» социальной лестницы. По утверждению Ф. Ницше, рессентимент как «комплекс негативных эмоций» [9, с. 298], зародился в Европе, и проявился как всплеск ненависти, недовольства против религиозных реформ, проведенных в XVI — XVII вв., и направленных на преобразование католического христианства. Позиция Ф. Ницше заключается в следующем: христианская культура с ее аскетизмом и состраданием, способствовала зарождению людей с рабским сознанием, покорных, не способных изменить свою жизнь, извративших существующие в обществе ценности.

Ф. Ницше, анализируя процесс формирования рессентимента, утверждал, что зарождению рес-сентимента предшествует осознание социального субъекта своего низкого положения в обществе. Через это осознание начинается формироваться стыд, затем появляется чувство отчаяния по причине осознания невозможности изменить ситуацию в лучшую сторону. Отчаяние сменяется злостью, вызванной осознанием униженности

собственного достоинства. Согласно Ф. Ницше, многократное возвращение к негативным эмоциям, способствует формированию более сильных негативных эмоций — зависти, ненависти, которые постепенно перерастают в непреодолимое желание отомстить, всем, кто определяется как объект для мести. При условии определения объектом для мести посторонних лиц: правительство, работодателя, партнера, месть направляется на них, что способствует формированию экстравертиру-емой модели ресентимента. В случае осознания социальным субъектом собственной ущербности, никчемности, в сравнении с другими субъектами социального взаимодействия, по причине собственной несостоятельности, безответственности, по причине невозможности изменить свою жизнь к лучшему, злость и ненависть направляются на самого себя. Такая ситуация способствует формированию интравертируемой модели ресентимен-та. В обоих случаях у социального субъекта изменяется мировоззрение, деформируется система ценностей, что влияет на искаженное восприятие действительности, на представление о морали и нравственности, на изменение его поведения.

Подход Ф. Ницше к осмыслению морали современного ему общества через призму рессентимен-та был критически осмыслен его современниками. Одним из немногих, кто дал положительную оценку идеи Ф. Ницше, был М. Шелер. В работе «Рессентимент в структуре морали», он интерпретирует понятие рессентимента, отказавшись от трактовки, данной Ф. Ницше. М. Шелер трактует рессентимент как «воспроизведение эмоциональной ответной реакции на другого, несущей посыл

враждебности» [10, с. 131]. М. Шелер считает, что прежде, чем негативные эмоции начнут преобразовываться в рессентимент, в ситуации невозможности удовлетворения каких-либо потребностей, возникает состояние фрустрации. Фактором возникновения фрустрации является осознание социального, культурного, материального неравенства. М. Шелер признает рессентимент источником деформаций ценностной системы, оказывающим негативное влияние на сознание, искажающим представление о картине мира.

Согласно М. Шелеру, рессентимент представляет комплекс социальных чувств, способных образовываться внутри отдельной группы. В этом случае рессентимент способен обрести силу, изменяющую ценностную систему и картину мира. При наличии серьезных расхождений в трактовке рессентимента, М. Шелер высоко оценил вклад в философию Ф. Ницше, признавая его заслугу в том, что он смог «объединить в понятии «рессен-тимент» разрозненные идеи о морали как одной из форм подавления и господства»[ 10, с. 110 ].

Продолжительное время идеи Ф. Ницше многими философами критиковались, признавались враждебными. Так, М. Хайдеггер считал его чуть ли не учителем Б. Муссолини и А. Гитлера, определивших для себя единственную цель — обретение власти над людьми, как проявление рессен-тимента [2].

Несмотря на жесткую критику, периодически философы обращались к исследованию творчества Ф. Ницше, к реконструкции понятия «рессен-тимент». Так в философском дискурсе сложилась традиция исследовать рессентимент как морально-этическую проблему. Большинство авторов трактуют рессентимент как моральное чувство, сформировавшееся у субъектов по отношению к тем, кого они ненавидят по какой-либо причине. Для слабых и не способных к действию людей (рабов), рессентимент, как «проявление воображаемой мести, является смыслом их жизни» [3, с. 103].

На современном этапе к изучению ресентимен-та продолжают обращаться зарубежные и российские исследователи. В большинстве своем современные исследователи не отходят от трактовки Ф. Ницше, соотнося рессентимент с бессильной злобой, с аффективными вспышками злости и ненависти. Анализ работ авторов, исследующих рессентимент, собственный критический анализ современного информационно-сетевого общества, дает основание для утверждения о том, что проблема рессентимента на современном этапе выходит далеко за рамки психологической или культурологической проблемы.

Современное информационно-сетевое общество достаточно динамично. На смену существующему мировому порядку приходит новый, сопровождаясь разрушением системы, социальных институтов, устоявшихся традиций, ценностей, что сопровождается нестабильностью, неустойчивостью развития, кризисными ситуациями.

Ситуация нестабильности и неустойчивости развития общества способствует усилению социальной дифференциации, социальной дезорганизации, отчуждению и маргинализации населения, что может явиться предпосылками к формированию рессентимента [5]. Социальная дифференциация общества способствует формированию социальной неудовлетворенности субъектов, вызванной статусной неопределенностью или социальной несправедливостью. Потеря социального статуса, личностная неустроенность (потеря работы, неудачи в жизни) становятся факторами социальной дезорганизации (аномии), маргинализации, социальной изоляции (отчуждения). Все перечисленные ситуации способствуют формированию экстравертируемой или интравертируе-мой модели ресентимента. Формирование ресен-тимента несет опасность для общества, потому что ресентимент содержит посыл враждебности, предполагающий действие, поведение в форме вербальной или невербальной агрессии. Агрессия, кардинально деформирует внутренний мир субъекта, в любом ее проявлении она несет разрушительную силу.

Для большинства современных обществ характерна социальная дифференциация, порождающая социальное неравенство, что создает условия неравного доступа социальных субъектов к материальным и духовным благам. Отсутствие доступа к благам способствует формированию комплекса униженных и оскорбленных. Социальное, экономическое, политическое неравенство способствует маргинализации людей, нивелированию морали, права, ориентирует на нелегитимные формы протеста.

Активное внедрение в производство и быт новейших информационно-компьютерных технологий способствует глубинным сдвигам во всех сферах жизнедеятельности, оказывая положительное и отрицательное воздействие на сознание социальных субъектов.

В формирующемся информационно-сетевом пространстве создаются условия для формирования ресентимента. При отсутствии контроля в интернете экстремисты, представители деструктивных сект, террористических организаций имеют возможность распространять информацию, направленную на изменение смысложизненных

установок, ценностей [6. С. 365]. Вовлекая в свои ряды молодое поколение, формируют чувства ненависти, желание мести, разжигая межклассовую, межэтническую вражду. Через сети происходит вербовка в террористические организации.

Негативным проявлением современного информационно-сетевого общества является интернет-зависимость. Нахождение продолжительное время в виртуальном пространстве отрывает субъект от мира реальности, способствует социальной изоляции, отчуждению. Интернет-зависимость ведет к нарушению межличностных отношений, становится причиной деструктивных действий [6].

Все перечисленные социальные процессы представляют собой совокупность социальных действий людей в социокультурной среде. Все действия человека являются способом социального бытия, связанного с социальными, экономическими, политическими изменениями в социокультурной среде. Социокультурная среда представляет собой совокупность материальных, духовных, политических, экономических, социальных, культурных условий существования человека, которые оказывают влияние на его отношения, на формирование его как личности, на его поведение.

Следовательно, формирование личности происходит в конкретной социокультурной среде, хотя и личность способна оказывать воздействие на среду, избирательно относясь к разным ситуациям, нормам, установкам. Трансформационные процессы в обществе ведут к деформации социокультурной среды, что способствует возникновению кризисов, деформации системы ценностей, возрастанию неупорядоченности в действиях людей. Из этого следует, что социокультурная среда (пространство), в которой общественный человек пребывает всю свою жизнь, является источником не только конструктивных, но и деструктивных действий, источником рессентимента.

Следовательно, в современном обществе проблема рессентимента выходит за рамки психологической или моральной на уровень социальной проблемы. В связи с этим, возникает необходимость в анализе смысловых интерпретаций рес-сентимента, его концептуализации. Признание рессентимента социальным явлением требует обоснования. Во-первых, у рессентимента социальные источники, к которым следует отнести отчуждение от труда, от общества, противоречия в обществе, противоречия в системе взаимодействия людей, социальная дифференциация, угнетение, унижение людей. Во-вторых, рессентимент является одним из факторов деструктивных социальных процессов (кризисов, бунтов, революций, войн).

Чтобы подтвердить нашу мысль о том, что рессентимент является социальным явлением, необходимо осмыслить понятие «социальное явление». Понятие «социальное явление» рассматриваемое в рамках социальной философии представляет собой один из элементов социальной реальности, наделенный определёнными свойствами и признаками. Социальное явление — представляет собой и одно из проявлений отношений между людьми, или процесс взаимодействия между социальными субъектами. Явление это все то, что существует в действительности. К социальным явлениям относят все материальные и духовные продукты человеческой деятельности, интересы и потребности личностей. Социальными явлениями можно считать людей с их конструктивными и деструктивными действиями, отношениями с другими субъектами социального взаимодействия. Социальные явления могут быть латентными и явными. В социальной философии выделяют только две разновидности социальных явлений:

1) социальные явления — это явления, которые отражают сущностные характеристики социальных субъектов или объектов;

2) социальные явления — это явления, которые могут возникать и в процессе случайных отношений или связей.

Применительно к рессентименту можно утверждать, что он является социальным явлением, отражающим сущностные характеристики социальных субъектов, имеющих сложные (деструктивные) отношения с другими субъектами в социальной реальности, которые влияют на деформацию ценностной системы, на изменение нравственных норм, на деформацию личности.

Рессентимент присущ любому обществу, он формируется в обществах с демократическим и недемократическим способом организации жизни, активно распространяется внутри информационно-сетевого поля. Как правило, рессентимент является следствием существующих в обществе политических, экономических, социальных проблем, кризисов. Другими словами, рессентимент, как социальное явление, является одним из проявлений общественной жизни, а также отражением многообразия свойств и явлений общественной жизни.

Анализируя работы Ф. Ницше, М. Шелера, Г. Ханта (Hunt G.), Н. Орбела, исследующих проблему рессентимента, можно сделать вывод о том, что рессентимент как социальное явление может рассматриваться как свершившийся в процессе цивилизационного развития общества социальный факт. В этой связи нельзя не согласиться с

Г. Хантом (G. Hunt), утверждающим, что рес-сентимент будет существовать пока существует признанная структура общества, основанная на господстве [4, с. 74].

Рессентимент как социальное явление обладает следующими свойствами: массовость, типичность, повторяемость в истории общества, он обретает общественную значимость. Имея тенденцию к быстрому распространению, и обретая способность стать коллективным, рессентимент несет угрозу стабильности общества. Современные информационно-коммуникационные технологии способствуют быстрому распространению ресентимента. Рессентимент как социальное явление может стать движущей силой, способной объединить массы и повести их на антигосударственные протесты. Потому большинство исследователей, в частности, М. Шелер, А. Н. Мочкин, Н. Орбел, отмечают негативное влияние рессен-тимента на развитие общества, на формирование личности. Но в отличие от них, Н. Бирнс (N. Birns) признает рессентимент «источником энергии, обладающим потенциально позитивной силой» [1], способной изменить существующие обстоятельства в лучшую сторону.

Итак, мы рассматриваем ресентимент как социальное явление, источником которого являются социально-политическая нестабильность, неустойчивость экономического развития, социальная дифференциация общества, факты унижения людей. Рессентимент мы рассматриваем как социальное явление, формирующееся в ответ на различные социальные явления (кризисы, безработицу, низкий уровень жизни), а также на действия субъектов, имеющих деструктивную направленность (оскорбление, унижение, вербальный садизм). Рессентимент представляет скрытую силу, имеющую разрушительную направленность, способную объединить массы и повести их на антигосударственные протесты. Опасность ресентимента как социального явления заключается в том, что он латентно протекает

до определённого момента, но способен организовать массы на нелегитимные формы протеста, несущие угрозу цивилизационному существованию общества.

С рессентиментом сложно бороться, но можно предотвращать его массовое распространение. Особая роль в этой связи нами отводится государству. Необходимо формировать правовое государство, функционирующее на принципах справедливости, равенства людей перед законом, предоставить возможность для формирования гражданского общества. Созданные в обществе благоприятные условия для удовлетворения материальных и духовных потребностей каждой личности не создают условия для формирования ресентимента. Необходимо стремиться к примирению, к демократическому урегулированию разных социально-политических, экономических противоречий путем переговоров на уровне государств, обществ, субъектов.

Преодоление ресентимента как зла является приоритетом философии. Философия, формируя мировоззрение, «обладает возможностью сориентировать человека на гуманное отношение к миру, к людям. [8, с. 213]. Необходимо формировать убеждение, что освобождение от злости, ненависти является не только шагом к примирению, но проявлением благородства. Необходимо формировать в сознании убеждение в том, что прощение и примирение есть проявление гуманизма и следование идеям русского православия [7, с. 112].

В решении проблемы рессентимента мы отводим значимую роль и образованию. В сознании школьников необходимо формировать гуманистические принципы [8], систему жизненных установок, убеждений, способствующих формированию духовных, этических, нравственных, социальных ценностей, придавать особое значение творческому развитию личности. Только общими усилиями можно предотвратить массовое распространение рессентимента, как социального явления, несущего угрозу обществу.

Список литературы

1. Birns, N. Ressentiment and Counter-Ressentiment: Nietzsche, Scheler, and the Reaction against Equality / N. Birns // The Nietzsche Circle. Available at http://www.nietzschecircle.com/Res sentimentMaster.pdf (accessed: 08.03.2016).

2. Heidegger, M. Nietzsche: I. The Will to Power as Art / M. Heidegger ; translated with notes and analysis by D. F. Krell. — New York : Harper & Row, 1979. — 250 р.

3. Heyd, D. Ressentiment and Reconciliation / D. Heyd // Alternative Responses to Historical Evil' in Justice in Time. BadenBaden : Nomos Verlagsgesellschaft, 2004. Р. 185—197.

4. Hunt, G. Redeeming Resentment: Nietzsche's Affirmative Ripostes'/ G. Hunt // American Dialectic. — 2013. № 3.2/3. Р. 118—147.

5. Isachenko, N. N. Social Dynamics of Russian Society in Context of Socio-Cultural / N. N. Isachenko // European proceedings of social and behavioural sciences. — 2018. — Vol. 35. — Р. 484—491.

6. Isachenko, N. N. The role of information and informational and communication technologies in modern society = El papel de la información y las tecnologías de la información y la comunicación en la sociedad moderna / N. N. Isachenko // Utopia y Praxis Latinoamericana. — 2018. — P. 361—367.

7. Бердяев, Н. А. Судьба России: самопознание / Н. А. Бердяев. — Ростов н/Д. : Феникс, 1997. — 541 с.

8. Исаченко, Н. Н. Рессентментное состояние современного общества / Н. Н. Исаченко // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 3-1. — С. 209—213.

9. Ницше, Ф. К генеалогии морали // Ф. Ницше. Сочинения : в 2 т. Т. 2. — М. : Мысль, 1990. — 829 с.

10. Шелер, М. Ресентимент в структуре моралей / М. Шелер; перевод А. Малинкина. — СПб. : Наука, 1999. — 231 с.

Сведения об авторе

Исаченко Надежда Николаевна — кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных наук и технологий Тюменского индустриального университета. Тюмень, Россия. isachenko-nadezhda@mail. ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2019. No. 5 (427). Philosophy Sciences. Iss. 52. Pp. 67— 72.

RESENTMENT AS A SOCIAL PHENOMENON IN SPACE INFORMATION NETWORK FIELDS

N.N. Isachenko

Tyumen Industrial University. Tyumen, Russia. isachenkonadezhda@mail. ru

The theme of the ressentiment, first voiced at the end of the XIX century by Friedrich Nietzsche, has gained particular relevance in modern society. The dynamism of socio-cultural processes taking place in modern society contributes to fundamental changes in society, as well as leaves an imprint on the formation of consciousness and behavior of social actors. The appeal to the study of this problem of European and Russian researchers, considering the ressentiment in the moral and ethical or axiological aspect, and recognizing its role in the formation of new values, allowed only a small reconstruction of this concept. In this article the socio-philosophical approach is carried out, which allowed to consider the ressentiment as a social phenomenon, which arises on the basis of social differentiation of society, and in the absence of the possibility of meeting material and spiritual needs. The danger of ressentiment lies in the ability to transform into a force that unites social actors, social movements that pose a threat to the stability of society.

Keywords: information and network fields, ressentment, hatred, desire for revenge, social phenomenon, social differentiation, reconciliation, conflict resolution.

References

1. Birns N. Ressentiment and Counter-Ressentiment: Nietzsche, Scheler, and the Reaction against Equality. The Nietzsche Circle. Available at http://www.nietzschecircle.com/Res sentimentMaster.pdf, accessed 08.03.2016.

2. Heidegger, M. Nietzsche: I. The Will to Power as Art. New York, Harper & Row Publ., 1979. 250 р.

3. Heyd, D. Ressentiment and Reconciliation. Alternative Responses to Historical Evil'In Justice in Time. BadenBaden, Nomos Verlagsgesellschaft Publ., 2004. Рр. 185—197.

4. Hunt, G. Redeeming Resentment: Nietzsche's Affirmative Ripostes'. American Dialectic, 2013, no. 3.2/3, pр. 118—147.

5. Isachenko N. N. Social Dynamics Of Russian Society In Context Of Socio-Cultural. European proceedings of social and behavioural sciences, 2018, vol. 35, рр. 484—491.

6. Isachenko N.N. The role of information and informational and communication technologies in modern society = El papel de la información y las tecnologías de la información y la comunicación en la sociedad moderna. Utopia y Praxis Latinoamericana, 2018, pр. 361—367.

7. Berdyaev N.A. Sud'baRossii: Samopoznanie [The Fate Of Russia: Self-Knowledge]. Rostov-na-Donu, Feniks Publ., 1997. 541 p. (In Russ.).

72

Н. Н. HcaueHKO

8. Isachenko N.N. Ressentmentnoe sostoyanie sovremennogo obshhestva [The resentment state of modern society]. Fundamental'ny'e issledovaniya [ Fundamental research], 2014. no. 3-1, pp. 209—213. (In Russ.).

9. Niczshe F. K genealogii morali [About the genealogy of morality]. Sochineniya: v 2 t. T. 2 [Works: in 2 vol. Vol. 2]. Moscow, Mysl' Publ., 1990. 829 p/(In Russ.).

10. Sheler, M. Resentiment v strukture moralej [Resentiment in the structure of morals]. St. Petersburg, Nauka Publ., 1999. 231 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.