Список литературы
1. Изюмов И. В. Правовые проблемы создания саморегулируемых организаций в сфере образования // Совет ректоров. - № 6. -2010.-С. 24
2. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N° 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» // СЗ РФ. 2007. N° 49. Ст. 6076.
3. Распутный Ю. Н., Горбачева Н. А., Никитина Ж. В., Гарганджия Н. И., Вавулин Д. А., Емельянов А. С. Комментарий к Федеральному закону от 22 апреля 1996 г. № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» (постатейный). - М.: Деловой двор, 2009. - С.97.
4. Беляева О. А. Коммерческое право России: курс лекций (3-е изд., перераб. и доп.). - М.: ЗАО Юстицинформ, 2009. - C.156.
5. Крючкова П. В. Саморегулирование: Пособие для предпринимателей. - М., 2002. - С. 84-85.
6. Саморегулирование по-русски // Законодательство и экономика. - 2004. -№ 3. - С. 32.
7. Хайруллина Н. Г. Управление персоналом на предприятиях торговли: учебное пособие / Н. Г. Хайруллина. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2012.-324 с.
8. Изюмов И. В. Гражданско-правовое положение товарной биржи / монография. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. - С. 53-54.
Сведения об авторе
Изюмов Игорь Владимирович, к. ю. н., доцент кафедры «Социальные науки», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)453526
Izumov I. V., PhD in Law, associate professor of the chair «Social sciences», Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)453526
УДК 177
РЕССЕНТИМЕНТ. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ
RESSENTIMENT. FACTORS OF FORMATION
Н. Н. Исаченко
N. N. Isachenko
Ключевые слова: несправедливость,импульсы зависти, деформация ценностей, рессентимент Key words: injustice, pulses of envy, deformation values, ressentiment
Рассматривается проблема распространения в современном российском обществе рессентимента, являющегося скрытой силой, ведущей к накоплению агрессии. Определены факторы, формирующие рессентимент. Внесены предложения по решению этой проблемы.
The article is devoted to the problem of dissemination in the modern Russian society of ressentiment, which is a hidden force leading to the accumulation of aggression. The factors that form the ressentiment are determined. Some proposal for solving this problem are introduced.
В последние годы мы наблюдаем активное обращение современных исследователей к творчеству Ф. Ницше. Особую популярность приобрело понятие «рессентимент», которое Ф. Ницше впервые употребил в книге «К генеалогии морали» в 1887 году. «Ressentiment» в переводе с французского означает «мстительность». В философии Ницше рессентимент предстает в качестве движущей силы в процессе образования моральных ценностей. В его толковании рессентимент — это многократно повторяющееся чувство бессильной злобы, ненависти, возмездия, мести, возникающее у слабых людей, стоящих ниже других на социальной и духовной лестнице, из ощущения собственной неполноценности. В представлении Ф. Ницше история человечества — это процесс борьбы двух воль к власти: воли сильных — аристократических господ, стремящихся к высокой культуре, творящих ценности, и воли слабых — рабов, жизнь которых основывается на зависти, ненависти, сопровождается местью к сильным, успешным. По его убеждению, воля к власти слабых (рабов) приводит к вырождению культуры, к упадку, и является предпосылкой для возникновения рессентимента.
События, происходящие в российском обществе в последние десятилетия, дают основания говорить о деформации морально-нравственных идеалов, искажении ценностной системы, ведущих к резкому снижению культуры. В современном обществе поведение людей «задается не с учетом совокупности душевных качеств, а функциональной целесообразностью» [1].
По убеждению М. Шелера, рессентимент, искажая сознание личности, стимулирует формирование низких ценностей и негативных эмоций (злость, зависть, месть), что изменяет картину мира и становится причиной кризиса личности. Под воздействием отрицательных эмоций у человека могут возникать негативные проявления в поведении: мстительность, агрессивность, расизм [2].
Анализ состояния современного общества дает нам основание заявить о том, что рессентимент, классически описанный Ф. Ницше, М. Шелером, активно развивается. Начало этому положил процесс разрушения социалистического государства, сопровождаемый постепенным разрушением традиционной системы ценностей. Коммерциализация общества привела к изменению бытия российского гражданина, что кардинально изменило его взгляды, ценностные ориентации, оказало негативное влияние на сознание. Искаженное общественное сознание деформировало нравственные, этические нормы, ценностно-нормативные ориентации общества.
Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. № 1, 2014
Мораль как форма общественного сознания претерпевает серьезные изменения в современном российском обществе. Разрушение духовных структур, ценностных систем провело к кризису культуры, политики, науки, образования. Произошел переворот в ценностной системе. Источник переворота в ценностной системе — рессен-тимент, «медленно действующий яд души» [3].
Ф. Ницше выделял две модели рессентиментного типа личности:
• экстравертируемая модель: появляется недовольство своим положением, затем формируются зависть, ненависть, месть, направленные на того, кого считают виновным в этом (он виноват);
• интравертируемая модель: появляется недовольство собой, злость, ненависть, месть, по отношению к себе (сам виноват) [3].
Исследователи феномена рессентимента М. Шелер, Р. Апресян, А. Малинкин убеждены, что источником рессентимента является триада отрицательных человеческих эмоций: злоба, зависть, месть. Эти эмоции могут формироваться как в процессе жизни, так и являться следствием природных особенностей. Мы убеждены, что формирование негативных эмоций определяется проявлением таких свойств характера, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность. Впечатлительность приносит много страданий человеку, а страдание — разрушительная сила, которая приводит к появлению тревожности. Тревожность, появившаяся в детстве, может быть перенесена во взрослую жизнь, может держать человека в состоянии ощущения угрозы извне. Нередко тревожные люди характеризуются низкой самооценкой, которая ведет к неуверенности в себе, застенчивости, невозможности реализовать свои способности. Для таких людей свойственно преувеличение значения собственных неудач. Так формируется интравертируемая модель рессентиментного типа личности, которая может постепенно перерасти в экстравертируемую модель.
Другой вариант формирования рессентиментного типа может происходить следующим образом. Молодой человек пытается адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам, к изменяющимся социальным условиям, что приводит к определенным переживаниям. В процессе формирования личности происходит модификация взглядов, установок, ценностных ориентаций, что является способностью к самооценке. Молодой человек пытается определить жизненные цели, оценить свои способности, поступки, свое место среди других. Если самооценка завышена, то человек не признает собственных ошибок, неправильного поведения, становится жестким, агрессивным, неуживчивым, в нем формируется гордость. Гордый человек возвышает себя над другими, становится злопамятным, в нем формируются надменность, презрение, злоба, зависть, ненависть. Эти негативные эмоции направлены на тех, кого он считает виновными в своих бедах (правительство, руководитель, богатый сосед). И если такое состояние будет долговременным, оно перерастает в психическую установку, которая также формирует рессентимент. Охваченный злобой, ненавистью, человек может быть способен на преступление (поджог, нанесение телесных повреждений, убийство).
Следовательно, факторами формирования рессентиментного типа являются как природно-обусловленные природой особенности, так и приобретенные свойства личности, в зависимости от особенностей индивидуальных проявлений.
Одним из факторов, формирующих рессентиментный тип личности, по нашему мнению, является социальная структура общества, в которой наблюдается несправедливость. В отличие от советского, современное российское общество неоднородно, оно представлено разными социальными группами: богатые (банкиры, бизнесмены, шоумены), средний класс (предприниматели, менеджеры среднего звена), бедные (научные работники, педагоги, медицинские работники), «социальное дно» (инвалиды, пенсионеры, безработные). Представители этих социальных групп ориентируются на различные культурные модели и ценности, проповедуют свою мораль, поэтому между ними нарастает обособление, иногда доходящее до противостояния. Большинство, лишенное благ, которыми пользуется богатое меньшинство, недовольно своим положением, недовольство вызывает непреодолимое чувство злости, ненависти, перерастающее в месть. Рессентимент не только приводит к изменениям во внутреннем мире личности, в мировоззрении, образе жизни, но и ведет к определенным социальным действиям (участие в шествиях, митингах, пикетах).
Человек, чье сознание подвержено рессентименту, не способен воспринимать позитивные ценности, так как его чувства искажены негативными представлениями об окружающей действительности. Чаще всего человек рессентимента застенчивый, немногословный, не имеющий вредных привычек. Но в противоположность его образу, поступки, совершаемые им — это страшные преступления, представляющие собой внезапный выброс накопившейся агрессии. В качестве примера можно назвать страшные трагедии расстрела школьников в США, расстрел юристом фармацевтической фирмы своих коллег в офисе на северо-востоке Москвы и другие. Таким образом, человек рессентимента вытесняет импульсы зависти и мести.
Рессентимент является скрытой силой, которая ведет к накоплению агрессии, постепенно перерастает в межэтническую ненависть, провоцируя, по мнению Н. Г. Хайруллиной, этнофобию, неприязненное отношение к людям нерусской национальности [4]. Анализируя состояние современного российского общества, мы пришли к выводу о том, что в обществе сформировалась опасная ситуация противостояния, которая может привести к серьезным последствиям.
Остановить распространение рессентимента частично можно путем осуществления в государстве стабильных условий существования граждан общества, что должно стать одной из главных задач государства на данном этапе развития. Распространение рессентимента в современном российском обществе можно приостановить через освобождение сознания людей от него. В первую очередь философы должны сформировать новое представление о человеке и его месте в современном мире, определить смысл его бытия. Психологам, социологам необходимо сформировать научное представление о закономерностях поведения современного человека, и, возможно, создать модель взаимодействия между людьми в период формирования нового российского общества.
Следовательно, особая миссия в решении данной проблемы отводится педагогам, деятельность которых должна быть направлена на воспитание в своих подопечных человеколюбия, добродетели, целомудрия, честности, трудолюбия, патриотизма. Задача современного педагога заключается в оказании помощи ученику, студенту осуществить свой нравственный выбор, в формировании высоконравственного Человека. Нельзя не согласиться с А. Печчеи, который писало том, что ключ к спасению человека заложен в нем самом, а источником сил должно стать четкое представление о том, что нужно жить в гармонии с окружающим миром [5].
Список литературы
1. Гусейнов А. Этика и мораль в современном мире. Этическая мысль. Вып. 1. - М.: ИФ РАН, 2000.
2. Шелер М. Рессентимент в структуре моралей / перевод с нем. А. Н. Малинкина. - СПб: Наука: Университетская книга, 1999.
3. Ницше Ф. К генеалогии морали. Сочинения в 2-х томах, том 2. / Перевод К. А. Свасьяна. - М.: Мысль, 1990.
4. Хайруллина Н. Г. Социологическая диагностика этнокультурной ситуации в северном регионе. Дис...докг.социол.наук. Тюмень, 2001.
5. Печчеи А. Человеческие качества. - М.: «Прогресс», 1985.
Сведения об авторе
Исаченко Надежда Николаевна, к. ф. н., доцент кафедры «Философия», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 4532453524, e-mail: [email protected]
Isachenko N. N., Candidate of Sciences in Philosophy, associate professor of the chair of philosophy, Tyumen State Oil and Gas University, phone: 4532453524, e-mail: [email protected]
УДК 332.1
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: ОТ «ГРАДСКИХ ОБЩЕСТВ» ДО ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА — ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ
LOCAL GOVERNMENT: FROM «GRAD SOCIETIES» TO A CIVIL SOCIETY. STAGES OF FORMATION
С. М. Киричук, Ю. М. Конев
S. M. Kirichuk, Yu. M. Konev
Ключевые слова: конституция, местное самоуправление, реформа, община, земства, вопросы местного значения,
полномочия, советы, муниципалитеты Key words: Constitution, local government, reform, community, zemstvo, local issues, authority, councils, municipalities
Конституция Российской Федерации одной из основ конституционного строя закрепляет институт местного самоуправления. Авторы анализируют этапы его развития от вече до советов муниципальных образований в современной России во взаимосвязи реформ и времен. Показана главная роль населения в становлении гражданского общества, роль государственной власти и ее лидеров в развитии местного самоуправления.
The Constitution of the Russian Federation, one of the foundations of the constitutional system establishes the Institute of Local Self-Government. The authors analyze the stages of its development from the popular assembly to municipal councils in modern Russia in the interrelation of reforms and times. The main role of population in the development of a civil society, the role of government and its leaders in the development of local self-government are shown.
В 2013 году отмечается важная дата в истории нашего государства — 20-летие принятия Конституции Российской Федерации — основного закона страны, закрепляющего основы конституционного строя, идеологические, политические и юридические особенности государства. Среди них — институт местного самоуправления.
Местное самоуправление для России — не дань демократической моде. Истоки современного российского местного самоуправления лежат глубоко в нашей истории: есть в российской традиции склонность решать жизненно важные вопросы всем миром. Наши предки еще 1 150 лет назад обсуждали местные дела на вече и общинных сходках. Вече и сходки — прообразы современных публичных слушаний, первая и древнейшая форма самоуправления в нашей стране. Эту форму надо возрождать, внедрять и развивать в каждом современном муниципалитете, учитывая возможности электронных коммуникаций.