МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ «ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: ПРОБЛЕМНЫЕ ЗВЕНЬЯ И ТОЧКИ РОСТА»
Дадабаева З.А.
доктор политических наук, ведущий научный сотрудник ФГБУН «Институт экономики Российской академии наук»
РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН В ПРОЦЕССАХ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Аннотация: Республика Таджикистан по географическим меркам - маленькая горная страна в предгорьях Памира, с территорией чуть больше 143 кв.км., большую часть которой (93 %) занимают горы, что наложило особый отпечаток на экономическое развитие страны. Не имея достаточного количества пахотных земель, республика не имеет и возможностей самостоятельно обеспечивать себя продовольствием и многими жизненно важными товарами. С другой стороны, богатые водные ресурсы, полезные ископаемые, удобное транзитное положение позволяет небольшой стране оставаться в орбите внимания важных мировых игроков.
Ключевые слова: Евразийский Экономический Союз, интеграция, Республика Таджикистан, плюсы и минусы
После обретения независимости в 1991 г. появилась необходимость в создании новых государственных институтов власти и управления. За 25 лет независимого существования в республике удалось выстроить свою политическую систему, основанную на жесткой централизации власти в руках одной правящей партии. Практически все руководящие посты в законодательной и исполнительной власти занимают представители Народно-демократической партии Таджикистана (НДПТ), созданной в 1994 г. под руководством Президента РТ Э. Рахмона.
Медленнее, чем хотелось бы народу и правящей партии, преодолевая внешние и внутренние противоречия, страна движется курсом рыночных реформ.
Анализ состояния экономики Таджикистана за годы независимого существования показывает, что её структура, безусловно, претерпела изменения, но оказалась недостаточно жизнеспособной и неэффективной и продолжает оставаться одной из самых слабых экономик в регионе.
Вместе с тем нельзя не отметить растущий в последние годы ВВП, особенно на фоне соседей по СНГ, у которых в силу объективны причин и влияния внешних факторов в годовом рейтинге расчетного индекса ВВП за 4 квартала с - IV квартала 2015 г. по Ш-й квартал 2016 г. в тройке отстающих оказались Россия, Беларусь и Азербайджан1.
Республике Таджикистан в некоторой степени с помощью внешней помощи удалось заметно адаптировать транспортную сеть к новым реалиям, а развитие мобильной связи и интернета вывело страну из коммуникационной изоляции. Транспорт и связь до последнего времени относятся к наиболее динамичным сферам экономики. Их доля в номинальном ВВП страны за 2000-2014 гг. выросла с 4,7 до 13,2%. Показатели за 2015-2016 гг., по данным Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан, снизились2.
В результате строительства мостов, круглогодичных тоннелей и развития соответствующей дорожной сети Таджикистан постепенно превращается в один из транспортных коридоров регионального значения, связывающий Китай и Афганистан со
1 Динамика ВВП стран СНГ и Восточной Европы. III квартал 2016-го. URL: http://www.e-cis.info/news.php?id=15573 (дата обращения: 10.03.2016).
2 Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. URL: http://www.stat.tj/ru/macroeconomic-indicators/ (дата обращения: 10.03.2016).
странами Центральной Азии. Эта линия будет продолжена и дальше, что подтверждается «Национальной стратегией развития Республики Таджикистан на период до 2030 г.», принятой в 2016 г. В ней заложены 4 стратегии, в том числе предложения по дальнейшему выводу страны из коммуникационного тупика и превращения в транзитную страну.
Благодаря иностранному содействию, удалось объединить высоковольтные энергосистемы севера и юга страны современными линиями электропередач, но проблема дефицита электроэнергии, особенно в зимнее время, пока не решена. Большое внимание в последние годы уделяется развитию сети железных дорог. Однако этому препятствует низкое качество логистических услуг. По Индексу эффективности логистики LPI (Logistics Performance Index) за 2016 г., из 160 стран Таджикистан занимает 153-е место. 1
По экономической модели Таджикистан можно отнести к странам, экономическое развитие которых сильно зависит от трудовых миграций так называемого «миграционного типа», с аграрно-сервисным типом экономики. В условиях дефицита финансовых средств для реформирования и поднятия экономики на новый уровень, Таджикистан проводил и проводит политику «открытых дверей». Устанавливая связи со странами Востока и Запада, страна ориентируется на укрепление имеющихся отношений, при этом продолжая искать финансовую поддержку у влиятельных стран и международных организаций. Попытки проводить политику многовекторности часто происходят в режиме «ручного управления» и зависят от конкретной ситуации и конкретных стран. Скорее это вынужденная позиция, которая отражает сильную зависимость Таджикистана от внешней финансовой и
гуманитарной помощи, конъюнктуры рынка, экономической политики развитых стран,
" 2
иностранных инвестиций.2
Внешнеполитические ориентиры на разных этапах развития Республики Таджикистан в первую очередь базировались на установлении отношений с сильными, богатыми и развитыми странами. Тем не менее, внешнеэкономическая стратегия страны формировалась под влиянием членства в основном в евразийских проектах. Несмотря на разный экономический уровень и неодинаковые политические условия.
Известно, что взаимодействие в рамках региональных организаций позволяет решать вопросы, которые в более широком составе затруднительно даже обсуждать. В разные годы на постсоветском пространстве появились интеграционные объединения, такие, как СНГ, Союзное государство, ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС, ТС, ЕАЭС. В настоящее время, из всех вышеперечисленных организаций, не считая Союзного государства, Таджикистан не входит только в ЕАЭС.
Заинтересованность в более тесной интеграции в разных форматах у Таджикистана была всегда, он был единственным, кто до последнего держался в рублевой зоне после распада СССР, в надежде на вступление в первый Таможенный союз, и руководство республики об этом неоднократно заявляло.
Поэтому, говоря о роли Таджикистана в процессах евразийской интеграции, можно сказать, что он практически всегда одним из первых становился членом таких объединений. Исходя из этих параметров, он автоматически становится очередным кандидатом на вступление в ЕАЭС, тем более, что начало было положено в ЕврАзЭС, членом и даже основателем которого он являлся, но с заявкой Таджикистан теперь не торопится. Изучая опыт соседней Киргизии, которая по экономическим, отчасти географическим показателям и уровню человеческого развития схожа с РТ.
1 Trade Logistics improving in developing countries, but more needs to be done. URL: https://wb-lpi-media.s3.amazonaws.com/LPI_Report_2016.pdf (дата обращения: 10.03.2016).
2 Дадабаева З.А. Потенциал и перспективы вступления Республики Таджикистан в евразийский экономический союз// Экономическое взаимодействие стран - членов СНГ в контексте Евразийского интеграционного проекта: Сборник научных статей/ Отв.ред. Л.Б. Вардомский, А.Г. Пылин. М.: ИЭ РАН, 2015. С. 254
Целесообразность быстрого расширения ЕАЭС за счет новых членов вызывает много вопросов и у российских и у таджикских экспертов. ЕАЭС переживает не самое лучшее время и присоединение еще одной экономически слабой страны повлечет за собой существенные финансовые издержки для членов ЕАЭС. Так же как и для Таджикистана в случае вступления в ЕАЭС, будут введены единые тарифные ставки, что повлечет за собой увеличение потерь потребителей, так как рынок страны насыщен в основном импортными товарами. Поэтому потребители будут вынуждены платить больше.
Вместе с тем, с точки зрения экономической целесообразности, такое вступление принесёт больше пользы именно для Таджикистана, позиции которого на постсоветском пространстве показывают, что за годы независимости он находился в тесном сотрудничестве с двумя основными партнерами ЕАЭС - Россией и Казахстаном. Структура торговли с этими странами основана на импорте продукции, без которой сложно осуществить провозглашенный республикой курс на индустриализацию.
Возможное присоединение Таджикистана к ЕАЭС поможет решить ряд очень существенных для небольшой и экономически слабой страны проблем, касающихся не только обеспечения военной и политической безопасности, но и позволит правильно использовать его природные и сырьевые ресурсы, обеспечит экономическую стабильность, в первую очередь за счет смягчения условий пребывания трудовых мигрантов и как следствие, увеличения денежных переводов.
К плюсам интеграции в рамках ЕАЭС можно отнести:
1. Возможности по сокращению внутренней безработицы и решению демографических проблем. В 2015 г. 19% от общей численности населения составляли молодые люди 20-30 лет. С 1999 г. наблюдался рост на 4%. Для сравнения можно увидеть аналогичные показатели в 2015 г. в странах ЕАЭС: в России это около 14%, в Казахстане 17%, в Белоруссии около 15%. По официальным данным, количество безработных, зарегистрированных в службах занятости, небольшое и составляло в 2014 г. - 56 тыс.чел., (в возрасте от 18 до 29 лет - 30,6%). 2015 г. - 57 тыс.чел. (в возрасте от 18 до 29 лет - 31%). При этом значительная часть населения официально не состоит на Бирже труда, а занято частным предпринимательством. С 1995 г. численность работников не по найму- 31,0% увеличилась до 53,4% в 2014 г.1
2. Получение возможностей свободного передвижения рабочей силы. В частности, преференциальное отношение к киргизским трудовым мигрантам даёт основание думать об аналогичных условиях для таджикских трудовых мигрантов, общая численность которых в России по разным данным составляет от 500 тыс. до 1 млн. чел.
3. Привлечение в страну надёжных региональных инвесторов, в первую очередь российских и казахских, нацеленных на развитие реального сектора экономики республики, что приведет к росту производства и увеличению экспорта товаров.
4. Отсутствие таможенных барьеров при экспорте сельхозпродукции, свободный импорт ключевых товаров из России, Казахстана и Белоруссии.
5. Плюсами можно также считать снижение потерь от введения запрета на экспорт топлива и продовольствия.
6. Участие в ЕАЭС позволит увеличить экспорт сельскохозяйственной продукции республики в страны союза и сократит таможенные издержки при пересечении экспортными товарами нескольких границ.
7. У Таджикистана появится возможность стать транзитным транспортным узлом, соединяющим страны Центральной Азии и СНГ с Юго-Восточной Азией и выйти к международным торговым путям.
1 Социально-экономическое положение Республики Таджикистан. Январь-декабрь 2015 г. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. Душанбе, 2016. С. 217.
8. Не менее важна скоординированная, но разумная протекционистская политика по отношению к собственным производителям, что весьма актуально в условиях европейских санкций против России. Общий рынок стран ЕАЭС и в перспективе Таджикистана имеет все шансы по увеличению занятости населения, росту собственного производства, развитию сельского хозяйства.
Минусы интеграции для Таджикистана состоят:
а) в возможном росте цен на сельхозпродукцию;
б) в сокращении реэкспорта китайских и турецких товаров (основных источников дохода мелких предпринимателей);
в) болевой точкой может стать заметное сокращение донорской помощи от международных организаций и инвестиций из других стран, и особенно со стороны Китая. Например, в 2007-2015 гг. от КНР поступили инвестиции на сумму 1 млрд. 449,4 долл. По вложенным средствам на протяжении последних нескольких лет он находится на втором после России месте, из которой за этот же период поступил 1 млрд. 400,7долл.1;
г) в росте цен на автотранспортные средства (как это произошло в Белоруссии и Казахстане);
д) в сокращении объема торговли на внутренних рынках (из-за низкой конкурентоспособности местных производителей), как результат сокращение рабочих мест и увеличение безработицы;
е) возможны потери от таможенных пошлин, одного из источников пополнения бюджета страны;
ж) сокращение объема торговли на внутренних рынках (из-за низкой конкурентоспособности местных производителей), как результат - сокращение рабочих мест и увеличение безработицы.
Говоря о возможном присоединении Таджикистана к ЕАЭС, следует обратить внимание на то, чем же он может быть полезен ЕАЭС, кроме явной политической составляющей и роли ключевого игрока в обеспечении безопасности в регионе. Одной из приоритетных форм интеграции является углубление международного разделения труда, специализация и кооперирование производства на основе разработки совместных программ по структурной перестройке отраслей экономики. Например, Таджикистан мог бы специализироваться в выработке электроэнергии, производстве алюминия, цветных и редкоземельных металлов, продукции агропромышленного комплекса, ряда производств машиностроения. Он может стать одним из главных источников чистой питьевой воды, а также воды для ирригации во всём регионе Центральной Азии.
Главные задачи, которые стоят перед страной в ближайшие годы, связаны с сохранением устойчивости национальной финансовой системы, завершением создания национальной энергетической системы, расширением межрегиональных экономических связей, увеличением экспортной базы за счет производств с высокой степенью обработки. Это, прежде всего, швейная, пищевая промышленность, производство строительных материалов. Кроме того, для повышения доходов в сельской местности, где все еще проживает 70% населения, необходимо расширение экспорта продукции растениеводства.
Для этих производств нужны внешние рынки, которые удобнее формировать в рамках ЕАЭС, расширяя сотрудничество со странами-членами этого интеграционного объединения. Постепенная интеграция в ЕАЭС должна сочетаться с наращиванием сотрудничества по другим внешнеэкономическим векторам, прежде всего, региональным. Именно в Таджикистане могут хорошо сочетаться проекты ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового
1 Аналитические данные о притоке иностранных инвестиций в экономику Республики Таджикистан в период 2007-2015 гг. URL: http://gki.tj/ru/nvestitsii_v_rt/nformatsiya_i_statistika/analiz_/ (дата обращения: 10.03.2016).
пути. Поэтому, предстоящие годы будут довольно сложными для развития страны, но в то же время они будут создавать и новые возможности для развития.
Литература
1. Дадабаева З.А. Потенциал и перспективы вступления Республики Таджикистан в евразийский экономический союз// Экономическое взаимодействие стран - членов СНГ в контексте Евразийского интеграционного проекта: Сборник научных статей/ Отв. ред. Л.Б. Вардомский, А.Г. Пылин. М.: ИЭ РАН, 2015. С. 253-269.
2. Социально-экономическое положение Республики Таджикистан. Январь-декабрь 2015 г. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. Душанбе, 2016.
3. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. URL: http://www.stat.tj/ru/macroeconomic-indicators/ (дата обращения: 10.03.2016).
4. Аналитические данные о притоке иностранных инвестиций в экономику Республики Таджикистан в период 2007-2015 гг. URL: http://gki.tj/ru/nvestitsii_v_rt/nformatsiya_i_statistika/analiz_/ (дата обращения: 10.03.2016).
5. Динамика ВВП стран СНГ и Восточной Европы. III квартал 2016-го. URL: http://www.e-cis.info/news.php?id=15573 (дата обращения: 10.03.2016).
6. Trade Logistics improving in developing countries, but more needs to be done. URL: https://wb-lpi-media.s3.amazonaws.com/LPI_Report_2016.pdf (дата обращения: 10.03.2016).
References
1. Dadabaeva Z.A. Potentsial i perspektivy vstupleniia Respubliki Tadzhikistan v evraziiskii ekonomicheskii soiuz [Potential and prospects of accession of the Republic of Tajikistan in Eurasian economic Union]// Ekonomicheskoe vzaimodeistvie stran - chlenov SNG v kontekste Evraziiskogo integratsionnogo proekta: Sbornik nauchnykh statei/ Otv. red. L.B. Vardomskii, A.G. Pylin. M.: IE RAN, 2015. S. 253-269.
2. Sotsial'no-ekonomicheskoe polozhenie Respubliki Tadzhikistan. Ianvar'-dekabr' 2015 g. Agentstvo po statistike pri Prezidente Respubliki Tadzhikistan. Dushanbe, 2016.
3. Agentstvo po statistike pri Prezidente Respubliki Tadzhikistan. URL: http://www.stat.tj/ru/macroeconomic-indicators/ (data obrashcheniia: 10.03.2016).
4. Analiticheskie dannye o pritoke inostrannykh investitsii v ekonomiku Respubliki Tadzhikistan v period 2007-2015 gg. URL: http://gki.tj/ru/nvestitsii_v_rt/nformatsiya_i_statistika/analiz_/ (data obrashcheniia: 10.03.2016).
5. Dinamika VVP stran SNG i Vostochnoi Evropy. III kvartal 2016-go. URL: http://www.e-cis.info/news.php?id=15573 (data obrashcheniia: 10.03.2016).
6. Trade Logistics improving in developing countries, but more needs to be done. URL: https://wb-lpi-media.s3.amazonaws.com/LPI_Report_2016.pdf (data obrashcheniia: 10.03.2016).
THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN IN THE EURASIAN INTEGRATION PROCESSES
Dadabaeva Z. A.
Doctor of Political Sciences, leading researcher, IE RAS [email protected]
Abstract: the geographic standards of the Republic of Tajikistan in the foothills of the small mountain country of Pamir, room 143 found myself with the area more.km., the majority of which (93 %) tanimoto mountains, which left a special imprint on the country's economy. Arable land sufficient kolichestva Not imee, to provide your own vital national and opportunites and imeet
goods food important mnogima. On the other hand, rich in resources, minerals, remains in the
transit position allows you took a small Alpina convenient important khlptu orbit.
Key words: Eurasian economic Union, integration, the Republic of Tajikistan, the pros and cons
Для цитирования: Дадабаева З.А. Республика Таджикистан в процессах евразийской интеграции// Архонт, 2017. № 1. С. 37-42.