Рыбакова М.В.
Интеграция Таджикистана в Евразийское пространство: проблемы и перспективы
Рыбакова Марина Владимировна — доктор социологических наук, профессор, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: RybakovaMV2005@yandex. ru SPIN-код РИНЦ: 7920-0791
Аннотация
В статье рассматривается расширение интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Выявлены преимущества и рассмотрены проблемы вступления Таджикистана в Евразийский экономический союз. Проведенное пилотное социологическое исследование продемонстрировало отношение молодежи Таджикистана к перспективе вступления страны в ЕАЭС. Определены тенденции евразийского интеграционного проекта.
Ключевые слова
Глобальная трансформация, региональные интеграционные объединения, Евразийский экономический союз, интеграционное развитие, молодежь, молодежная политика, Таджикистан.
В рамках международной системы глобальные трансформации имеют свою особенную форму и скорость, влияющие на структуру того или иного регионального государства. Глобальная трансформация, включающая экономические, политические и культурные изменения конца ХХ — начала XXI века, привела к кардинальным изменениям картины мира. Реальная картина мира на конкретном историческом этапе уходит от моноцентрической модели и может представлять полицентрическую структуру со складывающейся системой международных взаимодействий. Осуществляется сближение национальных государств в региональных масштабах. Все это приводит к возникновению серьезных региональных интеграционных объединений1.
На постсоветском пространстве наиболее актуальной и востребованной становится евразийская интеграция в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Евразийский экономический союз представляет собой международную организацию, которая была создана в соответствии с целями и принципами ООН и Всемирной торговой организации и берет начало с подписания договора о Таможенном союзе (ТС) Беларусью, Киргизией, Казахстаном и Россией 26 февраля 1999 года. Договор предполагал отмену таможенного контроля внутри границ
1 Бжезинский З. Великая шахматная доска / Пер с англ. О.Ю. Уральская. М.: Международные отношения, 2009; Майтдинова Г. Реальные проблемы и реальные интересы Таджикистана в интеграционных процессах // Евразийское развитие [Сайт]. URL: http://eurazvitiye.org/publication/20141128 (дата обращения: 22.08.2016).
Таможенного союза, общий рынок товаров, услуг и трудовых ресурсов, согласованную социальную и экономическую политику, а также экономическую унификацию законодательства стран ТС.
Следующий этап на пути к организации ЕАЭС было подписание договора о создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭс), который вступил в силу с 30 мая 2001 года. В него вошли Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, а в 2006 году Узбекистан (на 2 года). Этапом к становлению ЕАЭС стало подписание Россией, Беларусью и Казахстаном в августе 2006 года договора о Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭс. К 2011 году были созданы реальные предпосылки для заключения договора о ЕАЭС, и в ноябре 2011 года была принята Декларация о Евразийской экономической интеграции. В мае 2014 года президентами Беларуси, Казахстана, России был подписан договор о Евразийском экономическом союзе. В 2015 году к нему присоединилась Кыргызсктан и Армения.
Международное объединение позволяет странам-участницам создать единый рынок, использовать сложившиеся условия для укрепления, модернизации и повышения конкурентоспособности своих экономик на региональном и мировом рынках, что будет способствовать росту благосостояния населения в целом.
Сегодня одним из наиболее реальных членов для вступления в ЕАЭС является одна из среднеазиатских республик — Таджикистан, расположенный на территории Центральной Азии. Президент Республики Таджикистан Э. Рахмон на заседании Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (г. Минск, 10 октября 2014 года), понимая важность и значимость интеграционного развития, заявил, что Таджикистан «внимательно изучает экономическую базу новой организации и все правовые документы с целью возможного дальнейшего вхождения в это новое интеграционное объединение». Международное сообщество рассматривает официальное заявление главы государства как заинтересованность Таджикистана во вступление в Евразийский экономический союз2.
Регион Центральной Азии является сложным в силу географических, экономических, демографических, социальных, культурных, этнических, конфессиональных, национальных и экологических особенностей. Государства, расположенные на данных территориях, связывает общее прошлое, тесные экономические и политические отношения, единые культурные и религиозные
2 ОдинаевХ.А. Таджикистан и ЕАЭС: выгоды, издержки и перспективы // Таджикистан и современный мир. 2015. № 4 (47). С. 9-17.
традиции, в которых сохранились ценности коллективизма, социальной справедливости, уважения к старшим, любовь к земле и чувство патриотизма и которые соответствуют ценностям ислама.
После разрушения СССР в центральноазиатских странах восстанавливаются исторические экономико-политические районы и феодальные, традиционные культурно-хозяйственные формы. Осуществляется более тесное взаимодействие между земледельческим и скотоводческим населением.
Развиваются международные связи со странами Великого шелкового пути, который пролегал через территорию Таджикистана со II века до н. э. и соединял Восток и Запад. Он проходил через Согдийский, Хатлонский и Памирский районы, обеспечивая торгово-экономические и коммуникационные связи для международного сообщения.
Китай, США, Пакистан, Иран и Япония придают большое значение восстановлению Великого шелкового пути. Предполагается, что он создаст экономическую зону совместного процветания для этих стран.
Сегодня экономическое положение в Таджикистане далеко от процветания и продолжает оставаться сложным и нестабильным. В республике наблюдается большой разрыв и диспропорция в заработной плате между представителями различных секторов экономики: самая низкая заработная плата у работников сельского хозяйства — 59,7 долларов в месяц и самая высокая заработная плата у работников финансового сектора — 548,2 доллара в месяц3. Индекс человеческого развития на 2015 год остается одним из самых низких и равен 0,624. Страна занимает 129-е место в мире4.
Вступление Таджикистана в единое евразийское экономическое пространство имеет определенные выгоды и риски. Участие в ЕАЭС должно стать контекстом для проведения экономических реформ и будет способствовать решению многих экономических и социальных проблем, так как у страны появятся эффективные внутренние источники роста.
3 Зокирова Ш.М., Саиджонов С.Ш. Доходы населения Республики Таджикистан: проблемы и решения // Влияние глобализации и членства в ВТО на качество жизни населения стран групп БРИКС: сборник статей по материалам международной конференции (Москва, 17 марта 2013 года). М.: Финансовый университет, 2016. С. 123-132.
4 Программа развития ООН: Индекс человеческого развития в странах мира в 2015 году // Центр гуманитарных технологий [Информационно-аналитический портал]. 16.12.2015. URL: http://gtmarket.ru/news/2015/12/16/7285 (дата обращения: 22.08.2016).
В ЕАЭС действует единая законодательная база и создается единый рынок труда, способствующий эффективности труда мигрантов и решающий проблему диспропорции между экономически активным населением и возможностями трудоустройства в домашнем регионе.
Для экономического роста необходима реиндустриализация, требующая больших инвестиционных вложений, найти которые достаточно затруднительно для страны, не включенной в более крупную региональную экономику. Включение страны в экономически выгодное сотрудничество позволит решить многие проблемы, одной из которых является реализация гидроэнергетического потенциала. Полученная энергия необходима для промышленного развития как на внешнем, так и на внутреннем рынке.
Достройка Рогунской ГЭС и использование потенциала трансграничной реки Пяндж позволят обеспечить реиндустриализацию Таджикистана, а также создаст новые предприятия и рабочие места во всех отраслях реального сектора экономики. Это позитивно скажется на развитии всего региона и позволит перепрофилировать экономику Северного Афганистана с производства наркопродуктов на продуктивные агротехнические культуры5. Реализация гидроэнергетической стратегии усилит международное взаимодействие стран в рамках ЕАЭС и ШОС.
Решение проблем с энергоресурсами повлечет за собой создание инфраструктуры в районе Индо-Сибирского пути. Электрифицированные железные дороги соединят Таджикистан с Туркменистаном и Пакистаном, проходя через Афганистан6. В данном перспективном проекте заинтересованы не только Россия, но и страны региона. Индо-Сибирский путь станет самым коротким путем в Сибирь и создаст эффективные условия для дальнейшего освоения Сибири.
Вступление Таджикистана в ЕАЭС будет способствовать развитию регионального агропромышленного комплекса, и республика, наряду с Беларусью, при учите территориально-климатических условий, может стать основным производителем продуктов питания, хлопка, сырья для легкой промышленности в рамках ЕАЭС, что повлечет за собой повышение заработной платы среди населения, а также рост ВВП.
5 Майтдинова Г. Реальные проблемы и реальные интересы Таджикистана в интеграционных процессах // Евразийское развитие [Сайт]. URL: http://eurazvitiYe.org/publication/20141128 (дата обращения: 22.08.2016).
6 ЕАЭС и Таджикистан о сути гидроэнергетического партнерства в Центральной Азии // Мастерская евразийских идей [Сайт]. 13.07.2015. URL: http://eurasianworkshop.com/?p=485 (дата обращения: 22.08.2016).
Таджикистан получит ряд стратегических торговых преимуществ, осуществится ликвидация основных препятствий для транзита товаров через территорию республики.
Влияние единой экономической политики ЕАЭС изменит единую процентную ставку налогов и создаст условия для изменения системы социальной защиты населения в едином социальном пространстве ЕАЭС.
Поднимется уровень и эффективность системы образования, что позволит решить проблему подготовки профессиональных кадров для реального сектора экономики и повышение интеллектуального потенциала населения в целом. В рамках международного сотрудничества уже существуют филиал Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, где осуществляется подготовка студентов по следующим направлениям: «Международные отношения», «Государственное и муниципальное управление», «Реклама и связи с общественностью», «Химия, физика и механика материалов», «Геология», «Математика и компьютерные науки», «Лингвистика», «Гидрогеология и инженерная геология»; филиал Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» (Московский институт стали и сплавов), где студенты проходят подготовку по направлениям: «Металлургия», «Информатика и вычислительная техника», «Экономика»; филиал Национального исследовательского университета «МЭИ» — «Гидроэлектростанции», «Электроснабжение». Но выпускающихся специалистов недостаточно для полномасштабной реиндустриализации.
Молодежь — самый перспективный и активно действующий креативный класс. От того, как он будет настроен, зависит успех вступления Таджикистана в ЕАЭС и дальнейшее развитие страны. В стране зафиксирован общий позитивный настрой населения к потенциальному вступлению в ЕАЭС (не ниже 69% со стороны молодежи до 34 лет и не ниже 75% у старших поколений). Данная оценка характерна и для Кыргызстана, недавно присоединившегося к ЕАЭС (не ниже 84%)7.
По данным опроса 2015 года, посвященного изучению перспектив вступления республики Таджикистан в ЕАЭС, 76% молодых людей Таджикистана симпатизируют
7 ЦИИ ЕАБР: молодежь стран ЕАЭС одобряет евразийскую интеграцию, но работать и учиться хотела бы в ЕС и США // Евразийский банк развития [Сайт]. URL: http://eabr.org/r/press center/press relea ses/?id 4=49021 (дата обращения: 22.08.2016).
ЕАЭС, что вполне можно считать народной поддержкой будущей интеграции республики в Евразийский экономический союз8.
Основными причинами, по которым правительство Таджикистана не заявляет официально о своем решении вступления или невступления в ЕАЭС, молодые люди выделили:
• «взвешивает плюсы и минусы»,
• «не видит выгоды от вступления»,
• «решает проблемы с народом»,
• «рассматривает экономические выгоды»,
• «желает сохранить мир и сотрудничество с Китаем»,
• «влияние американского правительства»,
• «неконкурентноспобность отечественной продукции»,
• «не хочет портить отношение с мировым сообществом, которое так явно выступает против России, любое интеграционное действие с Россией покажет настоящую позицию Таджикистана»,
• «трудности во внутренней экономике республики: неустойчивая к мировым требованиям и стандартам, и даже после вступления в ЕАЭС таджикская экономика будет задавлена производителями стран-членов объединения, для начала необходимо реструктурировать и реформировать индустриальную сферу, которая прямым образом влияет на экономику. Создание фабрик, заводов и прочих факторов промышленности по мировым стандартам приведут к более быстрой и безболезненной для таджикской экономики интеграции».
Большинство молодежи (65%) считает, что исламизация не влияет на процесс интеграции Таджикистана в ЕАЭС.
Половина опрошенных (50%) отметили, что после вступления Таджикистана в ЕАЭС уровень жизни населения повысится; 69% молодых людей считают, что правовое состояние таджикских мигрантов улучшится. Вместе с этим 66% уверены, что интеграция с Евразийским союзом не будет способствовать решению проблемы безработицы в республике.
8 Перспективы вступления Республики Таджикистан в ЕАЭС.
URL: https://docs.google.eom/forms/d/13FMM5LPZz9RNkYVr24sj2LF21Rq
XKn1tHfIaSy79ywI/viewanalytics (дата обращения: 06.04.2016).
Основные риски, связанные с негативными последствиями вступления в ЕАЭС молодые люди видят в «потере части суверенитета», «ухудшение отношений с соседними государствами», «рост цен на отдельные товары» (Рисунок 1).
Негативные последствия вступления Таджикистана в ЕАЭС по мнению молодых людей
(в % от числа опрошенных)
I потеря части суверенитета
■ ухудшение отношений с соседними государствами рост цен на отдельные товары
■ другое
Рисунок 1. Негативные последствия вступления Таджикистана в ЕАЭС,
по мнению молодых людей
Несмотря на сложное экономическое положение, Комитет по делам молодежи, спорта и туризма при правительстве Таджикистана проводит взвешенную молодежную политику, включающую мероприятия различной направленности (молодежные форумы и лагеря, конференции и круглые столы, молодежные проекты, акции и т. п.).
Проведенное в январе 2016 года пилотное социологическое исследование, посвященное анализу удовлетворенности молодых людей государственной молодежной политикой, показало9, что в подобных мероприятиях принимают участие 56% молодых людей (18% отметили, что делают это часто, а 3 8% — редко).
Несмотря на проводимые мероприятия, о государственной молодежной политике и об основных ее направлениях знают только 28% опрошенных. Они оценивают ее эффективность удовлетворительно (Рисунок 2).
Оценка молодыми людьми государственной молодежной политики в Таджикистане
(в % от опрошенных)
Удовлетворительно Неудовлетворительно Хорошо Отлично Затрудняюсь ответить
12
30
50
0
8
Рисунок 2. Оценка молодыми людьми государственной молодежной политики в Таджикистане
9 Январь 2016 год, Душанбе, общий объем выборки п=300; в возрасте от 18 до 30 лет; мужчин — 52%, женщин — 48%; образование — профессионально-техническое (6%), незаконченное высшее (54%), высшее (40%).
Гражданское общество в Таджикистане находится на стадии становления, 72% респондентов не участвует в работе общественных и политических организаций.
Только 28% из числа опрошенных занимаются общественной и политической деятельностью, участвуют в экологических (42%), молодежных (36%), творческих (14%) и спортивных (8%) организациях.
Несмотря на низкие показатели заинтересованности и участия молодых людей в политической жизни страны, результаты опроса показали, что 44% молодых людей из числа опрошенных полностью удовлетворены имеющимися условиями для их творческой, профессиональной, образовательной и личностной самореализации.
Респонденты выделили наиболее актуальные проблемы в молодежной среде: «дефицит перспективных рабочих мест по специальности» (40%), «безработица» (36%), «распространение вредных привычек» (29%) (Рисунок 3).
Проблемы, с которыми сталкиваются молодые люди в
Таджикистане
(в % от числа опрошенных)
Дефицит перспективных рабочих мест по специальности
Безработица Распространение вредных привычек
Пассивные настроения в среде молодых людей
Малое количество культурно-развлекательных мероприятий для молодых людей Малое количество информации о существующих возможностях трудоустройства Слабая поддержка молодежного предпринимательства Невозможность повлиять на решения государственной власти Уменьшение количества бюджетных мест в ВУЗах
Нехватка социальной поддержки молодых семей
40 36
25 25
Невозможность приобрести собственное жилье
Рисунок 3. Проблемы, с которыми сталкиваются молодые люди в Таджикистане
Среди позитивных изменений, произошедших за последние годы, молодые люди отметили «увеличение возможности поступить в ведущие вузы страны и стран постсоветского пространства» (72%), «появление новых спортивных и культурно-
досуговых сооружений и центров» (46%), «увеличение количества информации об имеющихся возможностях трудоустройства» (24%).
Проведенное исследование демонстрирует, что для молодежи по-прежнему наиболее значимыми ценностными установками являются традиционные «семейные ценности» (27%), «получение образования» (27%), «карьера» (26%) и «материальный достаток» (25%) (Рисунок 4).
Ценности современных молодых людей, проживающих в Таджикистане
(в % от числа опрошенных)
Семеные ценности Образование Карьера Материальный достаток Религиозные ценности Общение
Патриотизм, любовь к родине Творчество Общественная деятельность Помощь друзьям
22 22
20
19
27 27
26
25 25
23
Рисунок 4. Ценности современных молодых людей, проживающих в
Таджикистане
Быстрое интегрирование Таджикистана в ЕАЭС зависит от решения множества проблем. Одной из них является значительное повышение таможенных пошлин, а также прекращение дешевого импорта товаров из Китая, Турции и Ирана, которые остро необходимы для бедного населения республики.
Важную роль в торможении интеграционных процессов играют опасения таджикского правительства лишиться 1 млрд евро, выделенных Евросоюзом на период с 2014 по 2020 год на развитие и совершенствование систем здравоохранения, образования и сельского хозяйства.
Многополярность власти в Таджикистане и стремление части властной элиты сохранить свои торговые отношения со странами Южной Азии и различные проекты с Афганистаном, укрепление сотрудничества в сфере контртеррористической борьбы и
безопасности с Китаем, Пакистаном, Турцией, Ираном, при сохранении стратегического союза с Россией, приводит к перепрофилированию международных связей10.
Происходит расширение экономического сотрудничества с Китаем: китайские компании реконструируют трансграничные автодороги в Таджикистане, соединяющие дорожные сети северного региона республики с Узбекистаном и Кыргызстаном, и участвуют в запуске Рогунской ГЭС, что также не способствует быстрой интеграции. Строительство Рогунской ГЭС связано со множеством технологических, финансовых, политических и международных проблем.
В республике наблюдается рост культурной дистанции между различными слоями населения и отсутствие доступной и объективной информации о событиях, происходящих в рамках интеграции в ЕАЭС. Национальная элита стремится вступить в ЕАЭС как светское государство с одной стороны, но с другой стороны, идут процессы интенсивной исламизации населения, все более тесного его приобщения к общемусульманскому феномену и возврата к религиозному построению общества и государства. На территории Таджикистана существуют две мусульманские конфессии — суннизм ханафитского толка и исмаилизм. В стране активно действует Партия исламского возрождения Таджикистана, более половины членов которой — женщины. Исламское общество республики неоднородно и имеет различные точки зрения в публичном пространстве на строительство гражданского государства.
В самом Евразийском союзе существует ряд проблем, связанных с многовекторным международным экономическим сотрудничеством: страны —члены ЕАЭС зачастую ведут себя не как партнеры на едином экономическом пространстве, а как конкуренты. Отсутствие единой стратегии развития также не способствует быстрому вступлению Таджикистана в ЕАЭС.
Поэтому правительство Таджикистана тщательно и взвешенно обдумывает перспективы вступления Таджикистана в ЕАЭС.
10 Stratfor: прогноз на второй квартал 2016 года // Иносми.ру [Сайт]. 31.03.2016. URL: http://inosmi.ru/politic/20160331/235942816.html (дата обращения: 22.08.2016).
Список литературы:
1. А. Атамбаев: Странам ЕАЭС необходима более глубокая интеграция для введения единой валюты // Ритм Евразии [Сайт]. 05.05.2016. URL: http://www.ritmeurasia.org/news--2016-05-05--a.atambaev-stranam-eaes-neobhodima-bolee-glubokai a-integraciia-dlja-vvedenii a-edinoj -valjuty-23350 (дата обращения: 22.08.2016).
2. Абдулло Р.Г. Интеграция постсоветского пространства: политические вызовы для Таджикистана // Азия-Плюс [Сайт]. 30.10.2014. URL: http://news.tj/ru/node/197509 (дата обращения: 22.08.2016).
3. Байматов А.А. Водноэнергетические ресурсы регионального экономического развития // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2014. № 3 (28). С. 27-30.
4. Бжезинский З. Великая шахматная доска / Пер с англ. О.Ю. Уральская. М.: Международные отношения, 2009.
5. ЕАЭС и Таджикистан о сути гидроэнергетического партнерства в Центральной Азии // Мастерская евразийских идей [Сайт]. 13.07.2015. URL: http://eurasianworkshop.com/?p=485 (дата обращения: 22.08.2016).
6. Евразийская интеграция Таджикистана: дорожная карта для экспертного сообщества. Проектно-аналитический доклад / Авторский коллектив: Каюмов Н.К., Саидов Х.С., Умаров Х.М., Царик Ю.Ю. Душанбе: Центрально-Азиатский экспертный клуб; Европейское развитие, 2014.
7. ЗахаровД.А. Перспективы для вступления Таджикистана в ЕАЭС // Азия Бизнес Консалтинг [Сайт]. 07.02.2016. URL: http://asialive.info/2016/02/perspektivy_dlya_ vstupleniya tadzhikistana v eaes 493596.html (дата обращения: 22.08.2016).
8. Зокирова Ш.М., Саиджонов С.Ш. Доходы населения Республики Таджикистан: проблемы и решения // Влияние глобализации и членства в ВТО на качество жизни населения стран групп БРИКС: сборник статей по материалам международной конференции (Москва, 17 марта 2013 года). М.: Финансовый университет, 2016. С.123-132.
9. Китайская компания реконструирует дорогу, соединяющую Таджикистан с Узбекистаном и Кыргызстаном // Central Asia Monitor [Сайт]. 26.03.2016. URL: http ://camonitor.kz/22291 -kitayskaya-kompaniya-rekonstruiruet-dorogu-soedinyayuschuyu-tadzhikistan-s-uzbekistanom-i-kyrgyzstanom.html (дата обращения: 22.08.2016).
10. Майтдинова Г. Реальные проблемы и реальные интересы Таджикистана в интеграционных процессах // Евразийское развитие [Сайт]. URL: http://eurazvitiye.org/publication/20141128 (дата обращения: 22.08.2016).
11. Лапенко М.В., Назаров Н.А. Информационное сопровождение процесса вхождения Кыргызстана в ЕАЭС: проекция на Таджикистан // Современные евразийские исследования: научный журнал. 2015. Выпуск № 2. С. 40-45. URL: http://eurasianworkshop.com/wp-content/uploads/2015/10/СЕИ-6-ГОТ7.pdf (дата обращения: 22.08.2016).
12. Одинаев Х.А. Таджикистан и ЕАЭС: выгоды, издержки и перспективы // Таджикистан и современный мир. 2015. № 4 (47). С. 9-17.
13. Перспективы вступления Республики Таджикистан в ЕАЭС. URL: https://docs.google.com/forms/d/13FMM5LPZz9RNkYVr24sj2LF21Rq XKn1tHfIaSy79ywI/viewanalytics (дата обращения: 06.04.2016).
14. Петрушков М.Г. Таджикистан как арена противоборства «мировых центров силы» в контексте интеграционной трансформации евразийского пространства // Современные евразийские исследования: научный журнал. 2015. Выпуск № 2. С. 68-74. URL: http://eurasianworkshop.com/wp-content/uploads/2015/10/СЕИ-6-ГОТ7.pdf (дата обращения: 22.08.2016).
15. ПоповД.С. Трудовая миграция из Таджикистана в цифрах // Российский институт стратегических исследований [Официальный сайт]. 29.05.2015. URL: http://riss.ru/analitycs/17465/ (дата обращения: 22.08.2016).
16. Программа развития ООН: Индекс человеческого развития в странах мира в 2015 году // Центр гуманитарных технологий [Информационно-аналитический портал]. 16.12.2015. URL: http://gtmarket.ru/news/2015/12/16/7285 (дата обращения: 22.08.2016).
17. СарафановИ.И., Рен Т.Л., КалиеваК.С. Бизнес и международная торговля в рамках евразийской интеграции (на примере Центральной Азии и Китая) // Современные евразийские исследования: научный журнал. 2015. Выпуск № 2. С. 54-61. URL: http://eurasianworkshop.com/wp-content/uploads/2015/10/СЕИ-6-ГОТ7.pdf (дата обращения: 22.08.2016).
18. Таджикистан: Умеренное замедление темпов экономического роста на фоне резкого снижения покупательной способности домохозяйств // Всемирный банк [Официальный сайт]. URL: http://www.worldbank.org/ru/country/tajikistan/publicatio n/economic-update-fall-2015 (дата обращения: 22.08.2016).
19. Ходжаев Х.А. Особенности развития интеграционных процессов республики Таджикистан со странами СНГ: автореф. дис... канд. экон. наук. Худжанд, 2011.
20. ЦИИ ЕАБР: молодежь стран ЕАЭС одобряет евразийскую интеграцию, но работать и учиться хотела бы в ЕС и США // Евразийский Банк Развития [Сайт]. URL: http://eabr.Org/r/press center/press releases/?id 4=49021 (дата обращения: 22.08.2016).
21. Stratfor: прогноз на второй квартал 2016 года // Иносми.ру [Сайт]. 31.03.2016. URL: http://inosmi.ru/politic/20160331/235942816.html (дата обращения: 22.08.2016).
Rybakova M.V.
The Integration of Tajikistan into Eurasian Economic Space: Challenges and Opportunities
Marina V. Rybakova — Ph.D., Professor, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: RybakovaMV2005@yandex. ru
Annotation
The article explores the expansion of integration processes in the post-Soviet space. Advantages and problems of Tajikistan's entry into the Eurasian economic Union are pointed out. A pilot sociological research demonstrates an attitude of the young people of Tajikistan towards possibility of the country's entry into the EEU. The opportunities created by the Eurasian integration project are specified.
Key words
Global transformation, regional integration associations, Eurasian economic Union, integration development, youth, youth policy, Tajikistan.
References:
1. A. Atambaev: Stranam EAES neobkhodima bolee glubokaia integratsiia dlia vvedeniia edinoi valiuty. Ritm Evrazii [Sait]. 05.05.2016. URL: http://www.ritmeurasia.org/news--2016-05-05--a.atambaev-stranam-eaes-neobhodima-bolee-glubokaia-integraciia-dlia-vvedeniia-edinoi-valiuty-23350 (data obrashcheniia: 22.08.2016).
2. Abdullo R.G. Integratsiia postsovetskogo prostranstva: politicheskie vyzovy dlia Tadzhikistana. Aziia-Plius [Sait]. 30.10.2014. URL: http://news.tj/ru/node/197509 (data obrashcheniia: 22.08.2016).
3. Baimatov A.A. Vodnoenergeticheskie resursy regional'nogo ekonomicheskogo razvitiia. Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa, 2014, 3 (28), pp. 27-30.
4. Bzhezinskii Z. Velikaia shakhmatnaia doska / Per s angl. O.Iu. Ural'skaia. Moscow: Mezhdunarodnye otnosheniia, 2009.
5. EAES i Tadzhikistan o suti gidroenergeticheskogo partnerstva v Tsentral'noi Azii. Masterskaia evraziiskikh idei [Sait]. 13.07.2015. URL: http://eurasianworkshop.com/?p=485 (data obrashcheniia: 22.08.2016).
6. Evraziiskaia integratsiia Tadzhikistana: dorozhnaia karta dlia ekspertnogo soobshchestva. Proektno-analiticheskii doklad / Avtorskii kollektiv: Kaiumov N.K., Saidov Kh.S., Umarov Kh.M., Tsarik Iu.Iu. Dushanbe: Tsentral'no-Aziatskii ekspertnyi klub. Evropeiskoe razvitie, 2014.
7. Zakharov D.A. Perspektivy dlia vstupleniia Tadzhikistana v EAES. Aziia Biznes Konsalting [Sait]. 07.02.2016. URL: http://asialive.info/2016/02/perspektivy dlya vstupleniya tadzhikistana v eaes 493596.html (data obrashcheniia: 22.08.2016).
8. Zokirova Sh.M., Saidzhonov S.Sh. Dokhody naseleniia Respubliki Tadzhikistan: problemy i resheniia.
Vliianie globalizatsii i chlenstva v VTO na kachestvo zhizni naseleniia stran grupp BRIKS: sbornik statei po materialam mezhdunarodnoi konferentsii (Moskva, 17 marta 2013 goda). Moscow: Finansovyi universitet, 2016. Pp. 123-132.
9. Kitaiskaia kompaniia rekonstruiruet dorogu, soediniaiushchuiu Tadzhikistan s Uzbekistanom i Kyrgyzstanom. Central Asia Monitor [Sait]. 26.03.2016. URL: http://camonitor.kz/22291-kitayskaya-kompaniya-rekonstruiruet-dorogu-soedinyayuschuyu-tadzhikistan-s-uzbekistanom-i-kyrgyzstanom.html (data obrashcheniia: 22.08.2016).
10. Maitdinova G. Real'nye problemy i real'nye interesy Tadzhikistana v integratsionnykh protsessakh. Evraziiskoe razvitie [Sait]. URL: http://eurazvitiye.org/publication/20141128 (data obrashcheniia: 22.08.2016).
11. Lapenko M.V., Nazarov N.A. Informatsionnoe soprovozhdenie protsessa vkhozhdeniia Kyrgyzstana v EAES: proektsiia na Tadzhikistan. Sovremennye evraziiskie issledovaniia: nauchnyi zhurnal, 2015, 2, pp. 40-45. URL: http://eurasianworkshop.com/wp-content/uploads/2015/10/SEI-6-GQT7.pdf (data obrashcheniia: 22.08.2016).
12. Odinaev Kh.A. Tadzhikistan i EAES: vygody, izderzhki i perspektivy. Tadzhikistan i sovremennyi mir, 2015, 4 (47), pp. 9-17.
13. Perspektivy vstupleniia Respubliki Tadzhikistan v EAES. URL: https://docs.google.com/forms/d/13FMM5LPZz9RNkYVr24sj2LF21Rq XKn1tHfIaSy79ywI/viewanalytics (accessed: 06.04.2016).
14. Petrushkov M.G. Tadzhikistan kak arena protivoborstva "mirovykh tsentrov sily" v kontekste integratsionnoi transformatsii evraziiskogo prostranstva. Sovremennye evraziiskie issledovaniia: nauchnyi zhurnal, 2015, 2, pp. 68-74. URL: http://eurasianworkshop.com/wp-content/uploads/2015/10/SEI-6-GQT7.pdf (data obrashcheniia: 22.08.2016).
15. Popov D.S. Trudovaia migratsiia iz Tadzhikistana v tsifrakh. Rossiiskii institut strategicheskikh issledovanii [Ofitsial'nyi sait]. 29.05.2015. URL: http://riss.ru/analitycs/17465/ (data obrashcheniia: 22.08.2016).
16. Programma razvitiia QQN: Indeks chelovecheskogo razvitiia v stranakh mira v 2015 godu. Tsentr gumanitarnykh tekhnologii [Informatsionno-analiticheskiiportal]. 16.12.2015.
URL: http://gtmarket.ru/news/2015/12/16/7285 (data obrashcheniia: 22.08.2016).
17. Sarafanov I.I., Ren T.L., Kalieva K.S. Biznes i mezhdunarodnaia torgovlia v ramkakh evraziiskoi integratsii (na primere Tsentral'noi Azii i Kitaia). Sovremennye evraziiskie issledovaniia: nauchnyi zhurnal, 2015, 2, pp. 54-61. URL: http://eurasianworkshop.com/wp-content/uploads/2015/10/SEI-6-GQT7.pdf (data obrashcheniia: 22.08.2016).
18. Tadzhikistan: Umerennoe zamedlenie tempov ekonomicheskogo rosta na fone rezkogo snizheniia pokupatel'noi sposobnosti domokhoziaistv. Vsemirnyi bank [Ofitsial'nyi sait]. URL: http://www.worldbank.org/r u/countrv/taiikistan/publication/economic-update-fall-2015 (data obrashcheniia: 22.08.2016).
19. Khodzhaev Kh.A. Qsobennosti razvitiia integratsionnykh protsessov respubliki Tadzhikistan so stranami SNG: avtoref. dis... kand. ekon. nauk. Khudzhand, 2011.
20. TsII EABR: molodezh' stran EAES odobriaet evraziiskuiu integratsiiu, no rabotat' i uchit'sia khotela by v ES i SShA. Evraziiskii Bank Razvitiia [Sait]. URL: http://eabr.org/rZpress center/press releases/?id 4=49021 (data obrashcheniia: 22.08.2016).
21. Stratfor: prognoz na vtoroi kvartal 2016 goda. Inosmi.ru [Sait]. 31.03.2016. URL: http://inosmi.ru/politic/20160331/235942816.html (data obrashcheniia: 22.08.2016).