УДК 336.22(573,3:47+57)
Солехзода Аюбчон Маруф
кандидат экономических наук, .
Российско-Таджикский славянский университет asoliev@andoz.tj
Ayubjon M. Solehzoda
Candidate of Economic Sciences,
Teacher.
Russian-Tajik
Slavic University
asoliev@andoz.tj
Направления развития налогового
администрирования республики таджикистан в рамках интеграционного процесса снг
Directions of
development of
tax administration of
the republic of tajikistan in
the framework of
the integration process
Аннотация. В статье рассматриваются основные особенности и проблемы налогового администрирования республики Таджикистан в рамках интеграционного процесса СНГ. Исследование перспективы развития налогового администрирования в документах, регулирующих процессы интеграции. Сформулирована компонентная модель развития налогового администрирования и разработаны ее основные элементы для целей включения в общую сферу налогового администрирования стран-участниц СНГ и организации взаимодействия с ними. Предложенная модель развития налогового администрирования в республике Таджикистан соответствует приоритетам и направлениям реформирования налогового реформирования в рамках СНГ.
Ключевые слова: налоговое администрирование, налоговый контроль, СНГ, Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств.
Annotation. The article discusses the main features and problems of tax administration of the Republic of Tajikistan in the framework of the integration process of the CIS. Study of prospects of development of tax administration, the documents regulating the processes of integration. Formulated component model for development of tax administration and developed elements for the purpose of inclusion in the General tax administration of the participating countries of the CIS and the organization of interaction with them. The model of development of tax administration in the Republic of Tajikistan match the priorities and directions of reforming the tax reform in the CIS.
Keywords: tax administration, tax control, CIS, economic development Strategy Commonwealth of Independent States.
Экономические интеграционные процессы, протекающие на территории евразийского сообщества, предполагают необходимость гармонизации налоговых систем и политик стран-участниц как одного из ключевых элементов объединения национальных экономик в единое экономическое пространство. Такие масштабные ,
актуальных методов и подходов к конвергенции индивидуальных моделей налоговых систем
стран, выработки единых институциональных ме-,
обеспечения взаимодействия налоговых и таможенных органов в процессе совместного функционирования. Для Республики Таджикистан вопросы гармонизации и координации на межгосударственном уровне национальной модели налоговой системы и налогового администрирования представляют особую актуальность в связи с особым положением республики в интеграционном пространстве. Будучи участником проекта СНГ,
Таджикистан не является участников ЕАЭС. Однако два параллельно протекающих интеграционных процесса на территории постсоветских государств требуют особого внимания к унификации и определению единства подходов для обеспечения сбалансированного развития всех стран-участниц и кандидатов, соблюдения принципов
справедливой налоговой конкуренции, единства, ,
налогового администрирования на наднацио-. -зации третьего этапа (2016-2020 годы) Стратегии экономического развития Содружества Независи-
2020 -сматривается совершенствование налогового администрирования в рамках блока «Развитие межгосударственного торгово-эконо-мического сотрудничества». Заинтересованными сторонами
признаны в этом процессе государства - участни-, , -
держке и развитию малого предпринимательства
в государствах - участниках СНГ, Исполком СНГ. Методологическая и прикладная сложность этих задач обуславливает актуальность исследования проблем и направления их решения в области налогового администрирования на межгосударственном уровне в рамках интеграционных процессов СНГ и параллельных с ним.
Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года в области сотрудничества налоговых органов государств - участников СНГ предполагает взаимодействие по следующим основным
направлениям: - -
но-правовой базы в целях создания благоприятных правовых и экономических условий для
субъектов хозяйственной деятельности; - -
ми органами государств - участников СНГ соглашений (конвенций) об избежании двойного
;
-
форм и методов налогового контроля;
- -
ганами государств - участников СНГ в целях
соблюдения налогового законодательства; -
налогового сотрудничества в области обмена .
Данные направления концепции ставят задачи по развитию и интеграции системы налогового администрирования Таджикистана в общую систему налогового администрирования СНГ на основе единых подходов и стандартизации принципов и процедур.
Развитие системы администрирования в рамках интеграционного процесса СНГ, по нашему мнению, должна включать ряд компонент: - - ;
- организационно-методическую;
- информационно-техническую.
Данные блоки обеспечат системное формирование модели налогового администрирования. (Рис1.)
Организационно-методический блок —
Научно-методологический блок Информационно-технический блок
Вкчючает выработку единых подходов к научно-методологическому ап иарату налогового администрирования: определение единой тер-ми юлогии, границ интерпретации, принципов и требований, методов реализации налогового администрирования в пространстве интеграционного союза Включает выработку институциональной и организационной модели налогового администрирования Таджикистана и организационно-методического обеспечения механизмов взаимодействия Включает в себя выработку - средств и процедур в сфере - ния
=11
Рисунок 1 - Направления формирования и развития модели налогового администрирования Таджикистана
в рамках интеграции СНГ
I. Научно-методологический блок: -
«налоговое администрирование» в нормативно-правовом комплексе регулирования, научной и деловой практике Таджикистана и соотношение с понятиями, используемыми странами-участницами и институтами регулирования интеграционного процесса СНГ; -
интерпретации понятия «налоговое администри-» -
ного регулирования и функционирования регу-
;
- -
стрирования и потенциала использования общих принципов, действующих в рамках СНГ. Определение индивидуальных рисков и выгод для стра-- ,
совместно выработанных принципов налогового администрирования на уровне СНГ.
-
базы, классификации моделей налогового администрирования в республике Таджикистан и потенциала ее гармонизации в рамках выработки единых методологических подходов к организации налогового администрирования в простран-;
II. Организационно-методический блок: - -
базы в части налогового администрирования Таджикистана и выявление направлений, объема, ресурсов по его развитию, координации и дополнению с учетом нормативно-правовых разработок по интеграции в рамках СНГ; -
институтов, реализующих налоговое администрирование и приведение регламентов их функционирования в соответствие с требованиями регулирующих документов интеграционного
;
- разработка институциональной и организационной модели функционирования органов, реализующих налоговое администрирование в соответствии с требованиями регулирующих
документов интеграционного союза;
- -
обеспечения работы налоговых и иных субъектов налогового администрирования в соответствии с требованиями регулирующих документов
;
- разработка моделей, правил, стандартизированных процедур взаимодействия субъектов налогового администрирования Таджикистана с
субъектами налогового администрирования -
принципами и требованиями, установленными в
;
- разработка и стандартизация методов, политик, процедур и правил осуществления налогового администрирования в соответствии с требованиями регулирующих документов интеграционного союза;
III. Информационно-аналитически й блок:
- -
дели налогового администрирования, порядка, объема и направлений движения информации в системе органов налогового администрирования на национальном уровне и между странами -участницами с учетом безопасности, соблюдения национальных интересов и соблюдения норм и правил, предъявляемых интеграционным союзом;
Литература:
1. URL: www.stat.tj - официальный сайт Государственного комитета статистики РТ. (Да"га обращения: 11.04.2017).
2. URL: www.andoz.tj - официальный сайт Налогового комитета РТ (Дата обращения 11.04.2017).
3. URL: http://www.e-cis.info -интернет портал СНГ (Дата обращения 11.04.2017)
4. «Bodgu Khirodge» (Tax Collection) -the newspaper of the Tax Committee under the Government of Tajikistan Republic from 22.01.2015, #4 (945).
- -
формацией и национальными базами данных в
части налогового администрирования со стра-- ;
-
обработки информации и баз данных в сфере
,
рамках обмена информацией со странами -
;
- -
ответствии с Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми службами государств - участников СНГ;
IV. Технический блок: -
обеспечения обмена создания и хранения баз данных в сфере налогового администрирования и порядка межгосударственного электронного
обмена информацией в рамках СНГ; - -
действия налоговых и таможенных органов как на национальном уровне, так и на уровне СНГ с
другими странами участницами.
,
позволит систематизировать направления реформирования налогового администрирования республики Таджикистан и интегрировать национальную модель в общую систему налогового администрирования стран -участниц СНГ.
Literature:
1. URL: www.stat.tj - the official website of the State statistics Committee of the RT. (Date accessed: 11.04.2017).
2. URL: www.andoz.tj - the official website of the Tax Committee of RT (accessed 11.04.2017).
3. URL: http://www.e-cis.info -the Internet portal of the CIS (date of access 11.04.2017)
4. «Bodgu Khirodge» (Tax Collection) -the newspaper of the Tax Committee under the Government of Republic Tajikistan from 22.01.2015, #4 (945).