Научная статья на тему 'Тенденции развития налогового администрирования в Таджикистане'

Тенденции развития налогового администрирования в Таджикистане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
770
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / КАМЕРАЛЬНЫЙ / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / TAX / ADMINISTERING / TAX CONTROL / TAXATION BODIES / TAX PAYER / TAX ENTRIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маъмуров Анваржон Махмуджонович, Номанова Алиме Саидовна

В статье исследованы тенденции развития налогового администрирования и основные направления его совершенствования с целью создания более подотчетной, справедливой и эффективной налоговой системы, которая принесет пользу местным предприятиям и отдельным налогоплательщикам. Авторы считают, что реформа налогового администрирования должна повысить уровень собираемости налогов, минимизировать издержки налоговой администрации и издержки налогоплательщиков. Для этого необходимо постоянно совершенствовать качество услуг, предоставляемых налогоплательщикам, внедрять в деятельность налоговых органов новые информационные технологии и систему электронной обработки данных, повышать уровень профессиональной подготовки и компетенции работников налоговых органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Маъмуров Анваржон Махмуджонович, Номанова Алиме Саидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tendencies of Development in Reference to Tax Administoring in Tajikistan

The article dwells on the tendencies of development in reference to taxation administering and the main trends of its perfection aimed at a creation of more just and effective tax system being more accountable; that'll bring more profit both to enterprises and separate tax-payers. The authors consider that a reform of taxation administering must rise the level of tax collection, minimize the costs of tax administration and those of tax-payers. In order to implement it it's necessary to constantly improve a quality of services delivered to tax-payers, to engraft new informational technologies and the system of electronic elaboration of data into the activities of taxation bodies, to elevate the level of professional preparation and competence of tax body officers.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития налогового администрирования в Таджикистане»

Маъмуров Анваржон Махмуджонович,

к.э.н.,старший преподаватель кафедры налогов и налогообложения ТГУПБП Номанова Алиме Саидовна, старший преподаватель кафедры налогов и налогообложения ТГУПБП

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В

ТАДЖИКИСТАНЕ

Налоговое администрирование - это деятельность специальных органов управления и государственной власти, целью которой является исполнение принятых законов по налогам и сборам, а также контролирование функционирования системы налогообложения. Понятие «администрирование» означает «руководить посредством приказов, бюрократически, без учета мнения о существе дела» (1, 14).

Налоговое администрирование развивается при расширении сотрудничества с налогоплательщиками. Так, предусматривается систематическое оперативное информирование о текущих изменениях в налоговом законодательстве в целях повышения правовой грамотности налогоплательщиков и добровольного соблюдения ими налогового законодательства, досудебное разбирательство споров по налогам и сборам. Последнее должно способствовать сокращению обращений налогоплательщиков в судебные инстанции. При этом разрабатываются механизм досудебного разбирательства и процесс разбора жалоб налогоплательщиков.

Реализация новой пятилетней программы развития налогового администрирования, которая была принята Правительством РТ еще в декабре 2010 года, началась в 2011 году. В Налоговом комитете при Правительстве РТ, при поддержке экспертов Всемирного Банка и технической помощи экспертов Международного Валютного Фонда была разработана Программа развития налогового администрирования на 2011-2015 гг. (2).

Сегодня эта программа уже перешагнула начальный порог совершенствования налогового администрирования. При разработке Программы развития налогового администрирования учитывался всемирный опыт в сфере проведения налоговых реформ за последние десятилетия, особенность ситуации в Таджикистане, выявленная на основании проведенных бесед, официальных документов и мероприятий, имевших место в прошлом и в настоящем.

С февраля 2013 года началась реализация этой программы с привлечением средств международных доноров. Представительство Всемирного Банка в Таджикистане сообщило, что «данный грант на сумму $ 18 млн. предназначен для реализации реформ, направленных на повышение эффективности налоговой системы» (3). Задача состоит в создании более прозрачной, подотчётной, справедливой и эффек-

тивной налоговой системы, которая принесёт пользу местным предприятиям и отдельным налогоплательщикам. Начальный период, соответствующий 2013г., предполагал внедрение прогрессивных форм организации налоговых органов посредством перехода на типовые, функциональные структуры, уменьшение их числа за счет укрупнения. Предполагалось, что эти меры послужат не только развитию налогового администрирования, но и рациональному структурированию расходов на содержание налоговых органов, что позволит помочь в выполнении важной задачи - повышении эффективности государственного сектора и создании более устойчивой среды для частных инвестиций в экономику Таджикистана. Заполнение «налоговых пробелов» и эффективное пополнение доходной части бюджета помогут в создании фискального пространства, необходимого для инвестирования в государственные услуги высокого качества для граждан, а также в создании инфраструктуры, стимулирующей экономический рост.

По нашему мнению, общая цель реформы налогового администрирования должна заключаться в повышении эффективности и производительности посредством максимизации уровня собираемости налогов, минимизации издержек налоговой администрации и издержек налогоплательщиков, связанных с соблюдением законодательства, а также в постоянном совершенствовании качества услуг, предоставляемых налогоплательщикам.

Стратегия совершенствования налогового администрирования на современном этапе реформы должна планировать решение следующих приоритетных задач:

- укрепление ключевых функций Налогового комитета;

- модернизацию инновационных систем и системы обмена информацией;

- укрепление инспекции крупных налогоплательщиков;

- формирование инспекции средних налогоплательщиков;

- усовершенствование мотивации и услуг, предоставляемых налогоплательщикам;

- усовершенствование налогового законодательства, качества услуг, предоставляемых малым и средним предприятиям;

- а также выделение средств для проведения реформ.

Изменения, предлагаемые новой стратегией, должны предусматривать упрощение процесса регистрации налогоплательщиков посредством завершения внедрения принципа «единого окна».

Такие стратегии необходимо разрабатывать совместными усилиями соответствующих органов налогового администрирования, с привлечением донорской и технической поддержки консалтинговых компаний и международных финансовокредитных организаций. В этом направлении примечательна техническая поддержка французской консалтинговой фирмы «Софреко» и финансовая поддержка гранта Институционального фонда развития, выделенного Всемирным Банком.

В целях реализации Программы развития налогового администрирования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Таджикистан за № 626 от 3 декабря 2010 года, Налоговый комитет при Правительстве Республики при поддержке экспертов Азиатского Банка Развития разработал инвестиционный план, основная цель которого заключается в определении потребностей

Налогового комитета (с учётом привлечения внутренних и внешних источников) в финансировании мероприятий, направленных на повышение эффективности работы налоговых органов Республики Таджикистан и укрепление государственно-частного диалога между налоговыми органами Республики Таджикистан и налогоплательщиками.

Инвестиционный план состоит из четырех основных компонентов: институциональное развитие, операционное развитие, обзор законодательства Республики Таджикистан, развитие информационно-коммуникационных технологий. Ожидается, что реализация настоящего плана позволит создать сильную и профессиональную налоговую службу, способную обеспечить исполнение поставленных задач по сбору налогов, повысить эффективность работы налоговых органов и сократить временные и финансовые затраты государства и предпринимательских структур при сборе налогов. Стоимость реализации Инвестиционного плана развития налогового администрирования на 2012-2014 годы оценивается в размере 23,8 млн. долларов США, из которых 4 млн. долларов США будет финансировано Правительством Республики Таджикистан из средств государственного бюджета, для обеспечения оставшихся 19,8 млн. долларов США имеется необходимость в привлечении дополнительных донорских средств международных организаций.

План предполагает повысить эффективность налоговой системы, бизнес-среду и конкурентоспособность, а также привлечь больше внутренних и внешних инвестиций. Цель плана - добиться прозрачности в налоговой системе, сократить административные расходы на сбор налогов, улучшить качество услуг, предоставляемых налогоплательщикам, и сократить объемы «теневой» экономики.

План содействия эффективному налоговому администрированию также позволит улучшить систему управления государственными финансами. Компоненты плана призваны повысить потенциал Налогового комитета и его подразделений в регионах, чтобы оптимизировать процесс работы в новой, автоматизированной системе. Авторами предпринята попытка раскрыть основные направления развития налоговых органов в рамках совершенствования налогового администрирования. К числу важнейших целей относится совершенствование контроля за соблюдением налогового законодательства с целью своевременного и стабильного поступления налогов и сборов в бюджеты различных уровней с одновременным снижением числа фактов уклонения налогоплательщиков от исполнения налоговых обязательств. Приоритетной целью должна стать трансформация работы налоговых органов с налогоплательщиками с одновременным расширением сферы предоставляемых услуг и упрощением исполнения обязательств по уплате налогов. Чрезвычайно важной целью является внедрение в деятельность налоговых органов новых информационных технологий при оснащении современными комплексами ведения процессов налогообложения, оперативными средствами управления, оптимизации финансирования и ресурсного обеспечения.

С 1995 года по 1999 гг. доля налоговых поступлений в доходах государственного бюджета имела тенденцию к снижению. Если в 1995 году все налоги составляли 53,4% от общих доходов бюджета, то к 1999 году этот показатель снизился до уровня 31,3%., а к 2000 г. этот показатель проявил слишком резкий

«рывок», повышаясь до уровня 92,8% (см. рисунок 1.). Данное обстоятельство, на наш взгляд, иллюстрирует характеристику структуры доходов государственного бюджета данного периода. Дело в том, что доля неналоговых поступлений, основную массу которой составляли поступления от приватизации госимущества, к этому времени уже не имела такого веса, который был свойствен структуре государственных доходов в начале реформ. Начиная с 2000 г. в составе государственных доходов все более значимую позицию начинают занимать гранты, предоставляемые различными международными финансово-кредитными институтами. Если в 2000 г. доля налогов в составе общих доходов государственного бюджета составляла 92,8%, в 2006 г. она была равна 85,4%, в 2010 г. она составила 63,3%, в 2011 - 84,3% от общих доходов бюджета (см. рисунок 1), что показывает угрозу финансовой зависимости правительства от предоставляемых грантов иностранных государств. При этом повышаются требования к более полной реализации фискальной функции налоговой системы страны.

Рисунок 1. Динамика доходов государственного бюджета Республики

Таджикистан за 1995-2011 гг.

Доходы госбюджета в % от ВВП

Доля налоговых поступлений в госбюджет

Доля налога на прибыль в общемдоходе госбюджета

Долл НДС в общемдоходе госбюджета

Доляакцизов в общемдоходе госбюджета

Доля налога с физических лиц а общемдоходе госбюджета

Введение в действие Налогового кодекса Республики Таджикистан в 2012 году позволило решить ряд проблем, связанных с взаимоотношениями налогоплательщиков и налоговых органов, определить основные инструменты, необходимые для обеспечения функционирования налоговой системы. Перспективное совершенствование этого сводного законодательного документа должно быть направлено на достижение сбалан-

сированности полномочий налоговых органов и прав налогоплательщиков, уменьшением возможности для сокрытия доходов и уклонения последних от уплаты налогов.

Необходимость повышения эффективности функционирования налоговых органов, обеспечения роста налоговой грамотности и информированности налогоплательщиков, дополнительно возлагаемая на Налоговый комитет при Правительстве Республики Таджикистан, обусловливает значимость совершенствования налогового администрирования. Сформировавшаяся к настоящему времени система, направленная на учет и контроль налогоплательщиков, ограничивает возможности налоговых органов при осуществлении надзора за деятельностью налогоплательщиков, не в полной мере обеспечивает ведение мониторинга и оценку их финансового состояния.

Система налогового администрирования в том виде, в каком она сейчас существует, затрудняет отслеживание различных схем ухода от налогообложения. Ориентация на контрольную функцию по сбору отдельных видов налогов искажает общую картину эффективности функционирования налоговых органов и сдерживает перераспределение трудовых и материально-технических ресурсов для выполнения комплекса работ по совокупному контролю за поступлением налогов и сборов.

Одним из важнейших направлений модернизации налогового администрирования является совершенствование его организационной структуры. Рационально введение типовых организационных структур, осуществление оптимизации и перераспределения специалистов в пределах установленной численности и фонда оплаты труда работников налоговых органов.

Многообразие организационных структур, существующих в территориальных налоговых органах, чётко выраженная специализация по видам налогов, недостаток документов, описывающих типовые процедуры и процессы, обусловили наличие недостатков, характерных для системы в целом. В инспекциях с небольшой численностью нерационально соотношение управляющего и обслуживающего персонала по отношению к специалистам. Также к числу недостатков можно отнести совмещение приема налоговой отчетности с камеральной проверкой, что является причиной очередности в инспекциях. В составе инспекций отсутствуют специализированные подразделения, ответственные за информирование налогоплательщиков по важнейшим трансформациям в налогообложении.

Результативность функционирования налогового администрирования существенно сдерживается значительным объемом трудоемких, ручных и рутинных операций, выполняемых работниками налоговых органов всех уровней. В значительной мере это вызвано тем, что основной поток информации поступает в налоговые органы на бумажных носителях. Применение автоматизированных процедур контроля и анализа требует предварительного преобразования входящей информации в электронную форму. Высока доля ручного труда при формировании и рассылке налогоплательщикам требований и уведомлений на уплату налогов и сборов, планировании и подготовке выездных налоговых проверок, учете платежей и составлении налоговой отчетности. Решение этой проблемы должно осуществляться за счет внедрения взаимосвязанного комплекса мероприятий по развитию системы формирования и сдачи в налоговые органы в электронном виде деклараций, счетов-фактур и других документов. Автоматизация камеральных проверок, внедрение прогрессивных и

научно обоснованных методов планирования и сопровождения выездных налоговых проверок также будут способствовать решению существующих проблем.

Обмен информацией в электронном виде с другими органами государственной власти и управления позволит налоговым органам оперативно получать и использовать в аналитической работе косвенные сведения о хозяйственной деятельности налогоплательщиков, необходимые для контроля налоговой базы. Официальный сайт Налогового комитета при Правительстве РТ (www.andoz.tj) официально объявлен порталом по обмену информацией между налоговыми органами и налогоплательщиками, однако сайт все еще имеет многочисленные технические и информационные недостатки, которые нуждаются в скорейшем устранении. Кроме того, необходимо разработать план действий по обучению предпринимателей для их привлечения в электронный документооборот с налоговыми инспекциями.

К сожалению, уровень подготовки квалифицированных кадров невелик. Необходимо чаще проводить краткосрочные курсы по системе исчисления важнейших видов налогов.

К сожалению, налоговая неграмотность в некоторых моментах препятствует нормальному и эффективному сбору налогов по всем компонентам.

Увеличивается количество недоимок по многим видам налогов, к примеру: на 01.01.10. недоимки составляли по сравнению с 2008 - 20,5%, а на 01.01.11. - 11% по сравнению с 2010 годом, на 01.01.12. по сравнению с 2011 - 22,2%, что составило 531 749 900 сомони.

На это повлияло то обстоятельство, что с августа 2008 по 2010 гг. был объявлен мораторий на проведение проверок субъектов хозяйственной деятельности, в связи с чем количество комплексных проверок с 2009 по 2010 гг. в несколько раз уменьшилось. Это, в свою очередь, послужило основанием для такого увеличения недоимок по налогам в бюджет.

Важным элементом информационного взаимодействия является обмен информацией с налоговыми и таможенными органами государств ближнего зарубежья. Это препятствует уходу от налога на добавленную стоимость при осуществлении экспортно-импортных операций.

НДС все еще остается одним из бюджетообразующих налогов (см. рисунок 1). Обеспечению эффективного контроля за правильностью начисления и полнотой уплаты послужит введение электронной обработки счетов-фактур, что сократит уход от уплаты этого налога за счет занижения налогооблагаемой базы и необоснованного требования вычетов и возмещения сумм налога, уплаченных по фиктивным и поддельным счетам-фактурам без реальной поставки и оплаты товаров (работ, услуг). Электронная обработка счетов-фактур обеспечит результативность анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий и позволит выявить другие налоговые нарушения.

Осуществление налогового администрирования в совокупности с контролем за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов тесно связано с развитием автоматизированных камеральных проверок. Их проведение позволит проводить отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. Автоматизация камеральной проверки способствует предва-

рительной оценке потенциальных сумм доначислений на основе анализа деятельности налогоплательщика в совокупном использовании имеющейся в налоговом органе информации.

Развитие камерального контроля, расширение аналитических функций налоговых органов, переход на новые способы предоставления налогоплательщиками деклараций и другой отчетности требуют расширения информационного обмена на основе применения совершенных автоматизированных технологий. Одновременно организация информационного взаимодействия между налоговыми органами, налогоплательщиками, органами государственного казначейства и статистики, таможенными органами, банками и другими структурами исполнительной власти вызывают необходимость внесения изменений в действующее законодательство по вопросам защиты передаваемой информации, организационной, технической и ресурсной поддержки внедряемых технологий. Тенденцией развития налогового администрирования становится создание специальной технологической среды и автоматизированной базы данных на основе аккумулирования сведений различных субъектов с целью установки достоверности информации о налогоплательщиках и решения аналитических задач.

С формированием тесного взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками, с повышением уровня налогового образования и культуры целесообразен переход на систему полного самоначисления полагающихся к уплате налогов при сохранении контроля за соблюдением законов о налогах и сборах.

Совершенствование налогового администрирования определяется уровнем профессиональной подготовки и компетентности работников налоговых органов. Необходимо формирование многоуровневой системы подготовки кадров, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов. Обеспечение непрерывности и мобильности подготовки кадров налоговых органов по различным категориям требует значительного объема финансовых вложений.

Прогрессивные формы и методы информационно-разъяснительной работы с применением современных технических средств должны внедряться в рамках единой концепции консалтинга налогоплательщиков. Также налоговые органы должны принять активное участие в разработке и реализации комплекса налогового образования резидентов Республики Таджикистан. Широкое распространение должна получить практика использования каналов Интернета и размещения актуальных материалов по налогообложению на сайтах Налогового комитета и региональных управлений.

На следующем этапе предусматривается широкомасштабное внедрение комплексной системы электронной обработки данных, разработанной на основе передовых информационных технологий, в деятельность налоговых органов. Предполагается, что налогоплательщики будут формировать и представлять в налоговые органы декларации и другие налоговые документы в электронном виде по телекоммуникационным каналам. В определенном случае эта информация выступает основой для решения социальных вопросов. Также предполагается весьма целесообразным выделение отдельных процедур по крупнейшим налогоплательщикам и внедрение системы «самоначисления» и бесконтактного представления деклараций и другой налоговой отчетности.

Таким образом, все направления совершенствования налогового администрирования должны обеспечиваться информационно-технологической поддержкой, внедрением программных комплексов, сопровождаться переходом налоговых органов на использование современной эффективной системы электронной обработки данных.

Список использованной литературы:

1. Большой экономический словарь. / Под ред. А.Н. Азрилияна. - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: Институт новой экономики. 1999.

2. Налоговый кодекс Республики Таджикистан, 5 сентября 2012г. № 902. -Душанбе: Шарки озод, 2012.

3. НИАТ «Ховар» - www.khovar.tj от 24 декабря 2010г.

4. Еженедельник «Азия-Плюс». 12 февраля 2012 года. www.asiaplus.tj

5. www. stat.tj - официальный сайт Государственного комитета статистики РТ. (Дата обращения: 15.09.2013).

6. www. andoz.tj - официальный сайт Налогового комитета РТ (Дата обращения 30.10.2013).

А. М. Маъмуров, А. С. Номанова

Тенденции развития налогового администрирования в Таджикистане

Ключевые слова: налог, администрирование, налоговый контроль, камеральный, налоговые органы, налогоплательщик, налоговые поступления

В статье исследованы тенденции развития налогового администрирования и основные направления его совершенствования с целью создания более подотчетной, справедливой и эффективной налоговой системы, которая принесет пользу местным предприятиям и отдельным налогоплательщикам.

Авторы считают, что реформа налогового администрирования должна повысить уровень собираемости налогов, минимизировать издержки налоговой администрации и издержки налогоплательщиков. Для этого необходимо постоянно совершенствовать качество услуг, предоставляемых налогоплательщикам, внедрять в деятельность налоговых органов новые информационные технологии и систему электронной обработки данных, повышать уровень профессиональной подготовки и компетенции работников налоговых органов.

A.M. Mamurov, A.S. Nomanova Tendencies of Development in Reference to Tax Administoring in Tajikistan Key words: tax, administering, tax control, taxation bodies, tax payer, tax entries The article dwells on the tendencies of development in reference to taxation administering and the main trends of its perfection aimed at a creation of more just and effective tax system being more accountable; that'll bring more profit both to enterprises and separate tax-payers.

The authors consider that a reform of taxation administering must rise the level of tax collection, minimize the costs of tax administration and those of tax-payers. In order to implement it it's necessary to constantly improve a quality of services delivered to tax-payers, to engraft new informational technologies and the system of electronic elaboration of data into the activities of taxation bodies, to elevate the level of professional preparation and competence of tax body officers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.