Научная статья на тему 'Интернационализация рынка труда в условиях рыночной экономики республики Таджикистан'

Интернационализация рынка труда в условиях рыночной экономики республики Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
452
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / РЫНОК ТРУДА / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / РАБОЧАЯ СИЛА / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / INTEGRATION / LABOR MARKET / LABOR MIGRATION / LABOR / EURASIAN ECONOMIC UNION / MANPOWER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Усманова Туфа Джумаевна, Азимова Мадина Турдыевна

Интернационализация в мировом хозяйстве является одной из актуальных тенденций в условиях рыночной экономики, так как современные процессы, происходящие сегодня в обществе, характеризуются усилением внешнеэкономических связей и отношений между странами. Республика Таджикистан в этом плане не составляет исключения. Будучи неотъемлемой частью мирового хозяйства, она втянута во все процессы, свойственные мировому хозяйству сегодня: глобализация и интернационализация в которой формируется общий рынок труда. В этой связи значительно возрастает роль внешнеэкономической деятельности и, особенно, в той ее части, которая связана с экспортом рабочей силы и импортом, т. е. миграцией, так как значительно увеличилось число стран, направляющих и принимающих трудящихся-мигрантов. Одна из них Российская Федерация, которая начала превращаться в важный международный рынок труда. Следовательно, интернационализация рынка труда формируется на основе накопленного опыта достигнутых межгосударственных соглашений и договоренностей в области трудовой миграции и занятости. В настоящие время в Таджикистане широко обсуждается перспектива присоединения республики к Евразийскому экономическому союзу. Вступление в ЕАЭС снимает барьеры на пути экспорта рабочей силы, то есть граждане Таджикистана не будут оформлять никаких разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности, что положительно будет влиять на экономику страны. По словам Президента Республики Таджикистан, Таджикистан пока изучает положительные и отрицательные стороны вступления РТ в данный союз. На наш взгляд, Таджикистан вполне возможно, что вступит в ЕАЭС в конце 2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONALIZATION OF LABOUR MARKET IN CONDITIONS OF MARKET ECONOMY OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

Internationalization in the world economy is one of urgent tendencies in the conditions of market economy as the strengthening of foreign economic relations and relations between the countries characterizes the modern processes happening today in society. The Republic of Tajikistan in this plan does not make an exception. Being an integral part of the world economy, it involves in all processes peculiar to the world economy today: globalization and internationalization in which the common market of work forms. In this regard the role of foreign economic activity and, especially, considerably increases in that its part which connects with export of labor and import, i.e. migration as the number of the countries directing and accepting migrant workers considerably increased. One of them is the Russian Federation which began to turn into important international labor market. Therefore, internationalization of labor market forms on the basis of the accumulated experience of the reached interstate agreements and agreements in the field of labor migration and employment. In the present time in Tajikistan the prospect of accession of the republic to the Eurasian Economic Union is widely discussed. The accession to EEU removes barriers on the way of export of labor that is citizens of Tajikistan will not process any allowing documents for work implementation that will positively influence national economy. According to the President of the Republic of Tajikistan, Tajikistan studies positive and negative sides of the accession of RT to this union so far. In our opinion, Tajikistan quite perhaps will enter EEU at the end of 2017.

Текст научной работы на тему «Интернационализация рынка труда в условиях рыночной экономики республики Таджикистан»

УДК 331.5(575.3) doi: 10.20310/1819-8813-2017-12-1-7-177-182

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ РЫНКА ТРУДА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

УСМАНОВА ТУФА ДЖУМАЕВНА

Технологический университет Таджикистана, г. Душанбе, Республика Таджикистан, e-mail: tufa.1953@mail.ru

АЗИМОВА МАДИНА ТУРДЫЕВНА

Технологический университет Таджикистана, г. Душанбе, Республика Таджикистан, e-mail: madina.azim@mail.ru

Интернационализация в мировом хозяйстве является одной из актуальных тенденций в условиях рыночной экономики, так как современные процессы, происходящие сегодня в обществе, характеризуются усилением внешнеэкономических связей и отношений между странами. Республика Таджикистан в этом плане не составляет исключения. Будучи неотъемлемой частью мирового хозяйства, она втянута во все процессы, свойственные мировому хозяйству сегодня: глобализация и интернационализация в которой формируется общий рынок труда. В этой связи значительно возрастает роль внешнеэкономической деятельности и, особенно, в той ее части, которая связана с экспортом рабочей силы и импортом, т. е. миграцией, так как значительно увеличилось число стран, направляющих и принимающих трудящихся-мигрантов. Одна из них - Российская Федерация, которая начала превращаться в важный международный рынок труда. Следовательно, интернационализация рынка труда формируется на основе накопленного опыта достигнутых межгосударственных соглашений и договоренностей в области трудовой миграции и занятости. В настоящие время в Таджикистане широко обсуждается перспектива присоединения республики к Евразийскому экономическому союзу. Вступление в ЕАЭС снимает барьеры на пути экспорта рабочей силы, то есть граждане Таджикистана не будут оформлять никаких разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности, что положительно будет влиять на экономику страны. По словам Президента Республики Таджикистан, Таджикистан пока изучает положительные и отрицательные стороны вступления РТ в данный союз. На наш взгляд, Таджикистан вполне возможно, что вступит в ЕАЭС в конце 2017 г.

Ключевые слова: интеграция, рынок труда, трудовая миграция, рабочая сила, Евразийский экономический союз, трудовые ресурсы

90-е годы были для большинства стран СНГ периодом сложных миграционных проблем: потоки беженцев и вынужденных переселенцев усиливались во время локальных конфликтов и ослабевали относительно в благоприятные годы. В середине 1990-х гг. основным полюсом притяжения трудовых мигрантов стала Россия. Максимальный поток прибывших в Российскую Федерацию был зарегистрирован в 1994 г. - 1147 тыс. чел., что на треть больше чем в конце 1980-х гг. Причем число зарегистрированных мигрантов - лишь надводная часть айсберга. Легально из стран СНГ в Российскую Федерацию выезжают меньше рабочей силы. Из 292 тысяч официально учтенных иностранных работников на российской территории в 1996 г. представители стран СНГ составили лишь 145,6 тыс. (49,9 %), еще меньше их доля в 1998 г. (45,8 %), лишь в 2000 г. она воз-

росла, достигнув 110,7 тыс. чел. (51,9 %). В 1999 г. из стран-партнеров по СНГ в Россию въехало на 237 тыс. больше, чем выехало из нее в эти страны, в 2000 г. (январь-июль) - на 152 тыс. чел.

Следовательно, Российская Федерация начала превращаться в важный международный рынок труда. По официальным данным Российской Федерации в 2016 г. в России насчитывалось 2,6 млн мигрантов из Украины, 1,7 млн мигрантов из Узбекистана, 999 тыс. мигрантов из Таджикистана (рис. 1). Необходимо отметить, что от общего числа пребывших иностранных граждан стран СНГ продолжает расти численность граждан - членов ЕАЭС. Особенно быстрыми темпами увеличилась численность граждан Белоруссии на 55,7 %. Причина в том, что работодатели Российской Федерации с удовольствием принимают граждан стран -

членов ЕАЭС - им не требуется оформлять разрешительные документы для трудоустройства и оплачивать дополнительные ежемесячные взносы за патент как представителям стран Таджикистана, Узбекистана, а правила их найма практически ничем не отличаются от принятых для россиян.

Но нужно отметить, что сами по себе показатели миграции не говорят о развитии единого рынка труда, так как по уровню демографического

Источник: ГУВММВД РФ, ЦБДУИГ.

Российская Федерация состоит во второй группе, где складывается иная ситуация на рынке труда. В настоящее время в России проходят противоположные процессы, она столкнулась с демографическим кризисом, вызванным резкой убылью населения и его старением, что характеризуют данные, предоставленные в таблице 1.

старения населения государства СНГ делятся на две полярные группы, что оказывает влияние и будет влиять на обмен рабочей силы. Одна из них является Республика Таджикистан, которая характеризуется высоким ростом численности населения, а также увеличение числа населения в трудоспособном возрасте, что налагает дополнительную нагрузку на внутренний рынок труда республики (рис. 2).

Данные таблицы показывают, что за период с 2005 по 2015 гг. изменения возрастного состава населения Российской Федерации связано с проблемой его старения. Доля людей в старшем (пенсионном) возрасте 55-59 лет возросла на 30 %, 60-64 лет на 53,1 % 70 и более лет на 16,1 %, а доля молодежи от 15-19 сократилась на 67,4 %.

2014

2015

2016

3000000 2500000 2000000 1500000 1000000 500000 0

4?

#

£

¿г

/

Рис. 1. Пребывание иностранных граждан из СНГ в Россию, чел.

Рис. 2. Динамика возрастных групп населения Республики Таджикистан в общей численности населения за 2005-2015 гг. [1].

Известный американский специалист по теории управления Питер Друкер [3] утверждает, что доминирующим фактором в сфере бизнеса в ближайшие пару десятилетий будет играть демография.

Так, по оценкам Ж. А. Зайончковской, в будущем, к 2030 г. людей в трудоспособном возрасте в России станет на 18 млн меньше, следственно страна потеряет около 20 % трудоспособного насе-

Американские исследователи, утверждают, что общая выгода от либерализации миграционного режима будет примерно в 25 раз выше, чем эффект от либерализации международной торговли и финансовых потоков [6]. Так как миграция практически не оказывает негативного влияния на уровень безработицы и на уровень оплаты труда в принимающих странах [7-8].

ления, что существенно повлияет на экономику и благосостояние россиян [4]. Следовательно, по мнению Е. Тюрюкановой, дальнейшее экономическое благополучие России будет еще сильнее зависать от ее способности привлечь в нужном количестве мигрантов и оптимизировать их качественный состав [5].

Таблица 1

Миграция населения и, прежде всего, рабочей силы между странами в перспективе будет определяться (при урегулировании вопросов свободного перемещения, как это существует во всех интеграционных группировках) не только ситуацией на рынках труда и мобильностью рабочей силы, но и уровнем жизни и оплатой труда (рис. 3).

1000 800 600 400 200 0

Азербайджан

Казахстан

Россия

■Армения Кыргызстан "Таджикистан

Беларусь Молдова ■Украина

2005

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Рис. 3. Среднемесячная номинальная заработная плата в странах СНГ за период 2005-2015 гг. (в долл.) [9]

Среднемесячная заработная плата в Республики Таджикистан почти в 5 раз меньше аналогичного

показателя по России и Казахстану. Следовательно, самую высокую пенсию получают российские пен-

Распределение численности населения Российской Федерации по возрастным группам (на конец года; тыс. чел.) [2]

Показатели 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Все население 143801 143236 142863 142748 142737 142857 142865

моложе 15 лет 21518 21769 22207 22817 23384 24392 25689

15-19 лет 12212 11852 11244 10485 9650 8389 8237

20-24 лет 12081 12098 12298 12457 12389 12169 12122

25-29 лет 10879 11054 11130 11358 11667 11982 12012

30-34 лет 10228 10316 10466 10537 10696 10980 11016

35-39 лет 9416 9427 9485 9705 9885 10172 10211

40-44 лет 11641 10925 10325 9800 9409 9241 9251

45-49 лет 11906 12070 12084 11929 11634 10672 10561

50-54 лет 10576 10738 10887 11037 11272 11483 11509

55-59 лет 7737 8724 9164 9501 9755 10022 10063

60-64 лет 5213 4458 4408 5014 5916 7832 7982

65-69 лет 7567 7699 7572 6687 5565 4002 3913

70 и более лет 12242 12358 12605 13111 13554 14210 14219

сионеры (примерно 257 долл. с учетом котировки на паритет покупательной способности), далее за ними следуют казахские пенсионеры (192 долл.). Самые низкие пенсии получают в Таджикистане (32 долл.) [10]. Поэтому внешний рынок труда остается привлекательным для рабочей силы из Таджикистана. В этой связи актуализируется проблема формирования общего рынка труда стран СНГ.

В настоящие время в Таджикистане широко обсуждается перспектива присоединения республики к Евразийскому экономическому союзу, который начал свою работу 1 января 2015 г. [11].

Основой Договора о ЕАЭС в части трудовой миграции является утверждение о том, что «работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена ЕАЭС вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства». Кроме того, «срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг)» [12]. Договор также предполагает увеличение срока регистрации трудовых мигрантов до 30 дней со дня въезда.

Отсутствие ограничений найма для работодателей и отмена процедуры получения разрешения на работу трудовым мигрантам стран-членов ЕАЭС значительно облегчит и упростит процедуры найма, что снимет ряд издержек оборота рабочей силы с работодателей, а это в свою очередь положительно скажется на развитии множества предприятий. В случае вступления Таджикистана вслед за Кыргызстаном в ЕАЭС, увеличение срока регистрации при въезде в соседнюю по Союзу страну позволит трудовым мигрантам из стран-доноров свободно конкурировать за рабочие места, а работодатели в странах-реципиентах получат дополнительную гибкость при адаптации к меняющимся условиям рынков через инструмент более дешевой рабочей силы мигрантов. Отмена множества барьеров способна увеличить потоки трудовых мигрантов, а их легализация будет способствовать росту их заработной платы. Рост дополнительных доходов позволил бы семьям не только покрывать необходимые нужды, но также и делать инвестиции в мелкий семейный бизнес, тем самым вносить вклад в развитие экономики на локальном уровне [13].

Примечательно, что в рамках Договора о ЕАЭС предусматриваются такие положения, как соблюдение законодательства государства трудоустройства, уважение его культуры и традиций. Такой пункт должен повлечь за собой выработку ряда мер по интеграции трудовых мигрантов в местные сообщества. Свободное движение рабочей силы позволит снизить уровень безработицы в республике [14].

Интернационализация рынка труда формируется на основе накопленного опыта достигнутых межгосударственных соглашений и договоренностей в области трудовой миграции и занятости. Важнейший вопрос - это обеспечение сбалансированного спроса и предложение рабочей силы и рабочих мест. Поэтому проблема общего рынка труда напрямую связана с миграционной политикой, основной целью которой является преодоление стихийного развития миграции, поиск рычагов воздействия на этот процесс, снижение негативных последствий миграции для общества и государства, повышение эффективности использования потенциала мигрантов.

Международное объединение позволяет странам-участницам создать единый рынок, использовать сложившиеся условия для укрепления, модернизации и повышения конкурентоспособности своей экономики на региональном и мировом рынках, что будет способствовать росту благосостояния населения в целом [15].

Обобщив результаты, можем сформулировать их следующим образом:

- развитие общего рынка труда дешевой рабочей силы выгодно частным физическим лицам -работодателям, предприятиям, фирмам с различной формой собственности;

- недостаточное государственное регулирование миграционного процесса и отсутствие его действенного механизма миграционной политики может привести к увеличению числа бедных и создаст угрозу национальной безопасности.

Из изложенного следует, что простой декларацией о создании единого рынка труда ЕАЭС недостаточно. Это потребует совместных усилий всех стран-участниц и наибольших - от России, так как процесс формирования единого рынка труда будет происходить главным образом вокруг российского рынка труда. Проблемы будут обусловлены как объективными, так и субъективными причинами. Основными же среди них будут еще долго оставаться на разных уровнях развития рыночно-ориентированных экономик стран ЕАЭС, а также различная степень интеграционных процессов в рамках СНГ. Степень преодоления этих проблем, в конечном счете, и будет определять готовность той

или иной страны к присоединению к единому рынку труда.

Литература

1. Статистический сборник Республики Таджикистан. Таджикистан: 25 лет государственной независимости. Душанбе, 2016. С. 28.

2. Россия в цифрах: Стат. сборник / Росстат. М., 2016. С. 81.

3. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке.: пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2004.

4. Зайончковская Ж. А. «Интеграция мигрантов -это путь многих поколений». URL: http://migrocenter.-livejournal.com/30520.html

5. Тюрюканова Е. Россия будет все сильнее зависеть от труда мигрантов // Отечественные записки. 2007. № 4 (37). URL: http://www.strana-oz.ru/2007/4

6. Rodrik, D. Feasible Globalizations, Kennedy School of Government, Working Paper Series RWPO 2029, July. 2002. Цит. по: World Migration: Costs and Benefits of International Migration. IOM. 2005, Р. 164.

7. Haisken-DeNew J. P., Zimmerman K. F. Wage and mobility effects of trade and migration, CEPR Discussion Paper 1318, London 1995.

8. Brucker Herbert The Employment Impact of Immigration: a Survey of European Studies, 2002.

9. Межгосударственный статистический комитет содружества независимых государств. URL: http://www.-cisstat.com/

10. Карабчук Т. С., Соболева Н. Т. Введение общего пенсионного пространства в странах Евразийского экономического союза: насколько это важно и каковы последствия? // Евразийская Экономическая Интеграция 2014. № 3 (24). С. 5-24.

11. Официальный сайт ЕАЭС. URL: http://www.eae-union.org/

12. Договор о Евроазиатском экономическом союзе. Астана, 29 мая 2014 г. URL: http://base.garant.ru/70670880/

13. Трудовая миграция и трудоемкие отрасли в Кыргызстане и Таджикистане: возможности для человеческого развития в Центральной Азии. Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития. Санкт-Петербург. 2015.

14. Маликов К. К. Евразийский экономический союз и Таджикистан: возможности взаимодействия и расширение сотрудничества. PolitBook. № 3. 2015.

15. Рыбакова М. В. Интеграция Таджикистана в Евразийское пространство: проблемы и перспективы // Государственное управление. Электронный вестник. 2016. № 57. С. 186-198.

References

1. Statisticheskij sbornik Respubliki Tadzhikistan. Ta-dzhikistan: 25 let gosudarstvennoj nezavisimosti [Statistical collection of the Republic of Tajikistan. Tajikistan: 25 years of the state independence]. Dushanbe, 2016. S. 28.

2. Rossiya v tsifrakh: Stat. sbornik [Russia in figures: Statistical collection] / Rosstat. M., 2016. S. 81.

3. Druker P. Zadachi menedzhmenta v XXI veke.: per. s angl. [Management tasks in the XXI century: translation from English] M.: Izdatel'skij dom «Wyams», 2004.

4. Zajonchkovskaya Zh. A. «Integratsiya migrantov -eto put' mnogikh pokolenij» [«Integration of migrants is a way of many generations»]. URL: http://migrocenter.-livejournal.com/30520.html

5. Tyuryukanova E. Rossiya budet vse sil'neye zaviset' ot truda migrantov [Russia will depend stronger on work of migrants] // Otechestvennye zapiski. 2007. № 4 (37). URL: http://www.strana-oz.ru/2007/4

6. Rodrik, D. Feasible Globalizations, Kennedy School of Government, Working Paper Series RWPO 2029, July. 2002. tsitata po: World Migration: Costs and Benefits of International Migration. IOM. 2005, R. 164.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Haisken-DeNew J. P., Zimmerman K. F. Wage and mobility effects of trade and migration, CEPR Discussion Paper 1318, London 1995.

8. Brücker Herbert The Employment Impact of Immigration: a Survey of European Studies, 2002.

9. Mezhgosudarstvennyj statisticheskij komitet sodruzhestva nezavisimykh gosudarstv [Interstate statistical committee of Commonwealth of Independent States]. URL: http://www.-cisstat.com/

10. Karabchuk T. S., Soboleva N. T. Vvedeniye obshchego pensionnogo prostranstva v stranakh Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza: naskol'ko eto vazhno i kakovy posledstviya? [Introduction of the general pension space in the countries of the Eurasian Economic Union: how important is it and what are the consequences?] // Evrazijskaya Ekonomicheskaya Integratsiya 2014. № 3 (24). S. 5-24.

11. Oftsial'nyj sajt EAES [Official site of EEU]. URL: http://www.eae-union.org/

12. Dogovor o Evroaziatskom ekonomicheskom soyuze [Contract on the Euroasian economic union]. Astana, 29 maya 2014 g. URL: http://base.garant.ru/70670880/

13. Trudovaya migratsiya i trudoemkiye otrasli v Kyrgyzstane i Tadzhikistane: vozmozhnosti dlya chelovecheskogo razvitiya v Tsentral'noj Azii. Tsentr integratsionnykh issledovanij Evrazijskogo banka razvitiya [Labor migration and labor-consuming branches in Kyrgyz-stan and Tajikistan: opportunities for human development in Central Asia. Center of integration researches of Eurasian Development Bank]. Sankt-Peterburg. 2015.

14. Malikov K. K. Evrazijskij ekonomicheskij soyuz i Tadzhikistan: vozmozhnosti vzaimodejstviya i rasshireniye sotrudnichestva [Eurasian Economic Union and Tajikistan: possibilities of interaction and expansion of cooperation]. PolitBook. № 3. 2015.

15. Rybakova M. V. Integratsiya Tadzhikistana v Evrazijskoye prostranstvo: problemy i perspektivy [Integration of Tajikistan into the Euroasian space: problems and prospects] // Gosudarstvennoye upravleniye. Elektronnyj vestnik. 2016. № 57. S. 186-198.

* * *

INTERNATIONALIZATION OF LABOUR MARKET IN CONDITIONS OF MARKET ECONOMY OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

USMANOVA TUKHFA DZHUMAEVNA Technological University of Tajikistan, Dushanbe, the Republic of Tajikistan, e-mail: tufa.1953@mail.ru

AZIMOVA MADINA TURDYEVNA Technological University of Tajikistan, Dushanbe, the Republic of Tajikistan, e-mail: madina.azim@mail.ru

Internationalization in the world economy is one of urgent tendencies in the conditions of market economy as the strengthening of foreign economic relations and relations between the countries characterizes the modern processes happening today in society. The Republic of Tajikistan in this plan does not make an exception. Being an integral part of the world economy, it involves in all processes peculiar to the world economy today: globalization and internationalization in which the common market of work forms. In this regard the role of foreign economic activity and, especially, considerably increases in that its part which connects with export of labor and import, i.e. migration as the number of the countries directing and accepting migrant workers considerably increased. One of them is the Russian Federation which began to turn into important international labor market. Therefore, internationalization of labor market forms on the basis of the accumulated experience of the reached interstate agreements and agreements in the field of labor migration and employment. In the present time in Tajikistan the prospect of accession of the republic to the Eurasian Economic Union is widely discussed. The accession to EEU removes barriers on the way of export of labor that is citizens of Tajikistan will not process any allowing documents for work implementation that will positively influence national economy. According to the President of the Republic of Tajikistan, Tajikistan studies positive and negative sides of the accession of RT to this union so far. In our opinion, Tajikistan quite perhaps will enter EEU at the end of 2017.

Key words: integration, labor market, labor migration, labor, Eurasian Economic Union, manpower Об авторах:

Усманова Тухфа Джумаевна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономической теории и развития экономики Технологического университета Таджикистана, г. Душанбе, Республика Таджикистан

Азимова Мадина Турдыевна, аспирант управления внеэкономической деятельности Технологического университета Таджикистана, г. Душанбе, Республика Таджикистан

About the author:

Usmanova Tukhfa Dzhumaevna, Doctor of Economics, Professor, Head of the Economic Theory and Development of Economy Department, Technological University of Tajikistan, Dushanbe, the Republic of Tajikistan

Azimova Madina Turdyevna, Post-graduate Student of the Noneconomic Activity Management, Technological University of Tajikistan, Dushanbe, the Republic of Tajikistan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.