Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2023. Т. 67, № 3. C. 161-179 Lomonosov Oriental Studies Journal, 2023, Vol. 67, No. 3, pp. 161-179 (In Russ.)
DOI: 10.55959/MSU0320-8095-13-67-3-10
РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ НА ПУТИ ПОСТРОЕНИЯ ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ
В.Д. Андрианов
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва,
Россия; [email protected]
Аннотация: В статье рассматриваются основные этапы создания и реализации стратегии построения зеленой экономики в Республики Корея. Анализируются направления внедрения принципов устойчивого развития и зеленого роста в ведущие отрасли экономики и роль государства в этом процессе. Определяются финансовые и институциональные драйверы зеленого роста южнокорейской экономики. Приводятся цели, задачи и целевые показатели реализации Нового зеленого курса Южной Корее на период 2020-2025 гг.
Ключевые слова: устойчивое развитие, изменение климата, защита окружающей среды, зеленая экономика, драйверы зеленого роста, экономика с нулевым карбоновым следом, энергоэффективность
Для цитирования: Андрианов В.Д. Республика Корея на пути построения зеленой экономики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2023. Т. 67, № 3. С. 161-179. DOI: 10.55959/MSU0320-8095-13-67-3-10.
THE MAIN STAGES OF CREATING A GREEN ECONOMY IN SOUTH KOREA
Vladimir D. Andrianov
Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia; [email protected]
Abstract: The article discusses the main stages of creating and implementing a strategy for building a green economy in the Republic of Korea. The directions of implementation of the principles of sustainable development and green growth in the leading sectors of the economy and the role of the state in this process are analyzed. The financial and institutional drivers of the green growth of the South Korean economy are determined. The goals, objectives, and targets for the implementation of the New Green Course in South Korea for the period 2020-2025 are given.
Keywords: sustainable development, climate change, environmental protection, green economy, drivers of green growth, zero carbon footprint economy, energy efficiency
© Андрианов В.Д., 2023
©
For citation: Andrianov V.D. The main stages of creating a green economy in South Korea. Lomonosov Oriental Studies Journal, 2023, Vol. 67, No. 3, pp. 161-179. DOI: 10.55959/MSU0320-8095-13-67-3-10 (In Russ.)
Провозглашенная в начале текущего столетия в мировом сообществе политика зеленого роста, призванная преодолеть давнее противоречие между экономическим ростом и экологической устойчивостью экономики эволюционировала от просто модного слова у политиков до новой научной парадигмы развития мировой экономики.
Республика Корея одна из первых среди новых индустриальных стран Азии разработала и успешно реализует стратегию создания зеленой экономики, в рамках концепции устойчивого развития.
Стратегия зеленого роста Республики Корея
Новый зеленый курс для корейской экономики был провозглашен в 2008 г. президентом Ли Мён Баком (2008-2012) во время его речи, посвященной 60-ти летию образования Республики Корея. Президент предложил рассматривать «низкоуглеродный зеленый рост» в качестве новой национальной парадигмы развития страны.
Тогда руководство Республики Корея поставила перед собой весьма амбициозную цель уже к 2020 г. стать одной из семи ведущих в мире зеленых экономик.
В январе 2009 г. был обнародован Указ Президента «О создании Президентского комитета по зеленому росту» (The Presidential Committee on Green Growth)1, основной задачей которого стала координация деятельности органов исполнительной власти, научных организаций и бизнеса по разработке, реализации политики зеленого роста.
Президентский комитет по зеленому росту считается одним из самых важных корейских инновационных институтов в области зеленого роста, учитывая его способность мобилизовать финансовые и интеллектуальные ресурсы различных ведомств и научных организаций для организации процесса зеленого роста.
1 Совет был образован в результате слияния трёх других государственных институтов: Президентского комитета по устойчивому развитию (the Presidential Committee for Sustainable Development), Президентского комитета по энергетике (the Presidential Energy Committee) и Специальной целевой группы по изменению климата (the Special Task Force for Climate Change). В 2013 г. в структуре Президентского комитета были образованы четыре подкомитета, отвечающих за: стратегию зеленого роста; противодействие изменению климата; энергетику; зеленые технологии и промышленность.
Под руководством Президентского комитета по зеленому росту была разработана и в июле 2009 г. принята правительством Южной Кореи «Национальная стратегия зеленого роста» на период до 2050 г. Основными целями стратегии были провозглашены:
• обеспечение баланса между экономическим ростом и охраной окружающей среды;
• содействие международным усилиям по борьбе с изменением климата и другими экологическими вызовами;
• улучшение качества жизни и повышение международного авторитета Республики Корея в качестве одного из лидеров зеленого роста.
В рамках этой стратегии в Южной Корее был принят очередной пятилетний план экономического развития (2009-2013), который обеспечивал комплексный подход к реализации стратегии зеленого роста. Следует подчеркнуть, что разрабатываемые и реализуемые планы зеленого роста в РК носят долгосрочный характер и затрагивают все сферы и отрасли экономики.
Первым комплексным планом предусматривалось уменьшить использование ископаемых видов топлива и тем самым сократить выбросы в атмосферу парниковых газов на 30% к 2020 г., и разработать систему ограничения торговли квотами на выброс в атмосферу углекислого газа.
Планировалось повысить энергетическую безопасность страны за счет расширения использования возобновляемых источников энергии, доля которых в общем энергобалансе страны должна была возрасти с 2,4% в 2009 г. до 6% в 2020 г., до 11% в 2030 г. и до 30% к 2050 г.
При этом долю ядерной энергетики в общем объеме производства электроэнергетики планировалось увеличить с 26% в 2007 г. до 41% к 2030 г.
Предполагалось создание новой и модернизация существующей зеленой транспортной инфраструктуры. В результате доля пассажирских перевозок железнодорожным транспортом должна была увеличивалась с 18% в 2009 г. до 26% в 2020 г. и городским общественным транспортом, с пониженным выброс в атмосферу вредных веществ, соответственно с 50 до 65%.
Внедрение современных зеленых технологий в промышленности должно было привести к увеличению доли товаров зеленого экспорта в общем объеме вывоза корейской промышленной продукции с 10 до 22%. На мировом рынке доля такой продукции должна была возрасти до 8% к 2020 г.
В сфере сельскохозяйственного производства ставилась задача восстановления и очистки рек, расширение использования органических удобрений, озелените земельных ресурсов в качестве природного барьера для мелкодисперсной пыли, что позволило бы к 2020 г. увеличить долю экологически чистой сельскохозяйственной продукции до 18%.
Особое внимание в плане уделялось необходимости разработки отечественных зеленых технологических инноваций, их вывод на рынок и масштабная коммерциализация.
Для достижения указанных целей правительство разработало и утвердило налоговые и другие льготы для отраслей и фирм перешедших на использования принципов устойчивого развития и зеленых технологий, разработало программу предоставления государственных гарантий по кредитам в этой сфере, в том числе и для предприятий малого и среднего бизнеса.
На реализацию первого плана зеленого роста (2009-2013) правительство Республики Корея планировало выделить из государственного бюджета на реализацию более 100 конкретных проектов ассигнования в размере 107,4 трлн вон (83,6 млрд долларов). В первый год реализации проекта, в 2009 г. было потрачено примерно 17,5 трлн вон.
Предлагаемый объем инвестиций в зеленые сектора корейской экономики составлял около 2% от ВВП Южной Кореи, что в 2 раза превышало рекомендацию по этому показателю экспертов ЮНЕП2.
При этом ежегодные инвестиции в разработку и внедрение экологически чистых технологий планировалось увеличить с 2 трлн вон в 2009 г. до 3,52 трлн вон в 2013 г., что в сумме за пятилетие составило 13 трлн вон.
Финансовые и институциональные драйверы зеленого роста
Важную роль в финансировании программ зеленого роста сыграл созданный в 2011 г. совместно с Всемирным банком «Корейский доверительный фонд зеленого роста» («Korean Green Growth Trust Fund»). Секретариат фонда в октябре 2012 г. был размещен в городе Сонгдо, который считается одним из первых в Южной Корее «умным городом».
На начальном этапе в число стран-доноров фонда входили Австралия, Дания, Германия, Япония, Объединенные Арабские Эмираты,
2 В марте 2009 г. ЮНЕП выпустила отчет под названием «Global Green New Deal — A Policy Brief», в котором странам мира рекомендовалось инвестировать в развитие зеленых технологий не менее 1% своего ВВП.
Великобритания, а также ведущие международные организации и компании.
Участники фонда обязались привлечь на цели развития корейской зеленой экономики 30 млрд долл. в 2012 г., а к 2020 г. увеличить этот размер до 100 млрд долл.
Первоначально фонд финансировал зеленые проекты на территории Республики Корея, однако позднее совместно с международным фондом «World Bank Global Practices» стал важным финансовым инструментом в поддержке Всемирного банка и его клиентов в реализации инициатив, стратегий и инвестиций инклюзивного зеленого роста в других странах мира.
Фонд стал финансовым механизмом аккумулирования и перевода средств из развитых в развивающиеся страны, помогая им использовать положительный мировой опыт защиты окружающей среды и борьбы с изменением климата.
Республика Корея взяла на себя ведущую роль в оказании помощи развивающимся странам в разработке стратегии зеленого роста.
В настоящее время фонд работает со многими зарубежными странами для разработки целостной стратегии их зеленого роста, используя успешный корейский опыт.
По состоянию на начало 2023 г. «Корейский доверительный фонд зеленого роста» утвердил, финансирует и реализовывает 165 грантовых программ в секторах городского хозяйства, транспорта, информационных и коммуникационных технологий, энергетики, окружающей среды, водных ресурсов, климата и сельского хозяйства.
В рамках реализации долгосрочной стратегии зеленого роста в республике Корея в июне 2010 г. был создан «Глобальный институт зеленого роста», который в октябре 2012 г. получил статус международной организацией.
В марте 2012 г. в Республике Корея был создан «Центр зеленых технологий», целью организации которого является развитие передовых зеленых технологий и формирование глобальной сети для сотрудничества в экологической сфере.
В состав участников центра вошли девять корейских научно-исследовательских институтов, включая ведущий в стране «Корейский институт науки и технологий».
На начальном этапе Центром были определены 27 ключевых зеленых технологий, которые получили приоритетное финансирование и развитие.
Эксперты называют «Корейский доверительный фонд зеленого роста», «Глобальный институт зеленого роста», «Центр зеленых тех-
нологий» своеобразным зеленым треугольником, который и стал основным финансовым институциональным драйвером развития зеленой экономики в Южной Корее.
Кроме того, существенный вклад в реализацию стратегии зеленого роста вносят другие государственные и частные организации: «Министерство окружающей среды», «Корейский институт экологической промышленности и технологий», «Национальный совет по науке и технологиям», «Корейская экологическая корпорация», «Корейская корпорация по управлению энергией», «Ассоциация зеленого бизнеса», «Корейская технологическая финансовая корпорация» и др.
Указанные организации служат своеобразным мостом между центральным и местным органами исполнительной власти, консультативными группами по экологическому росту, которые отвечают за продвижение зеленных трендов на уровне местного сообщества. Тем самым выстраиваются обратные связи и обеспечивается успешная реализация политики зеленого роста на региональном уровне.
В рамках зеленого роста также осуществляется тесное сотрудничество между государственным и частным секторами, а также представителями гражданского общества.
Для стимулирования зеленого роста уже упомянутый Национальный совет по науке и технологиям разработал и принял «Национальный генеральный план научных исследований и разработок в области экологически чистых технологий».
Правительство Республики Корея определило 27 перспективных технологий в 6 приоритетных отраслях, которые были призваны обеспечить рост экономики на уровне 5% в год в течение 10 лет и кардинально изменить ситуацию в экологической сфере.
Критериями включения той или иной технологии в указанный список были — потенциальный вклад в экономический рост, экологическая устойчивость и стратегическое значение.
К таким отраслям и технологиям корейские эксперты отнесли новые информационные технологии (производство полупроводников, дисплеев, мобильную связь 5 поколения, светодиодные технологии, технологии радиочастотный идентификации, сенсорные сети и др.), индустрия интеллектуальных роботов, космические технологии, биотехнология, нанотехнология и др.
Позднее правительство для реализации указанного плана разработало и утвердило «стратегическую карту коммерциализации зеленых технологий», в которой были отражены все этапы разработки технологий, от стадии фундаментальных исследований, испытаний, до внедрения и коммерциализации зеленых технологий.
В документе был прописан механизм финансирования перспективных инноваций и зеленых технологий на каждой стадии.
Правовой основой для реализации стратегии зеленого роста в Южной Корее стал рамочный «Закон о низкоуглеродном зеленом росте», подписанный президентом Ли Мён Баком 10 января 2010 г.
Этот закон, состоящий из семи глав и 64 статей, стал основополагающим, определивший основные направления политики зеленого роста, а также создал необходимую правовую институциональную основу, определил методы мониторинга и контроля выполнения ключевых показателей эффективности (КПЭ) стратегии зеленого роста.
Позднее была значительно расширена правовая база обеспечения реализации стратегии зеленого роста, в частности были приняты:
• «Закон о развитии устойчивой транспортной логистики» (2010);
• «Закон о поощрении строительства и использования интеллектуальных сетей» (2011);
• «Закон о поддержке зеленого строительства» (2012);
• «Закон о распределении и торговле квотами на выбросы парниковых газов» (2012);
• «Закон о стимулировании покупки экологически чистых продуктов» (2013) и др.
Второй пятилетний план зеленого роста (2013-2018) и роль «Чеболей» в его реализации
Стоит также упомянуть, что при смене политического руководства с приходом к власти в 2012 г. нового президента Республики Корея Пак Кын Хе (2012-2017), зеленый рост остался составной частью парадигмы устойчивой экономики и получил дальнейшее развитие во «Втором пятилетнем плане зеленого роста» (2013-2018).
Этот план унаследовал многое от предыдущего пятилетнего плана. Однако в отличие от Первого пятилетнего плана зеленого роста, который был нацелен главным образом на создание институциональной и правовой базы реализации этой стратегии, второй план ставил главной целью завершение перехода страны к зеленой экономике и решение проблем, связанных с борьбой с изменением климата и энергетической безопасности страны.
После реализации «второго пятилетнего плана зеленого роста» (2013-2018) правительство Южной Кореи в 2019 г. разработало и приняло отраслевой «Третий генеральный план развития энергетики», в котором среди основных целевых показателей было увеличение доли возобновляемых источников энергии в энергобалансе страны до 20% к 2030 г. и до 30-35% к 2040 году.
Эти стратегические зеленые ориентиры обязывали крупные национальными компаниями «Чеболи», увеличить долю альтернативной энергии в своем энергопотреблении, поскольку именно ведущие национальные компании во многом определяют структуру энергопотребления в южнокорейской экономике.
Чтобы достичь указанных показателей и осуществить глобальный энергетический переход, в таких отраслях экономики как автомобильная, химическая, и сталелитейная основные корейские «Чеболи», разработали и приняли «дорожные карты» по развитию
" 3
водородной энергетики.3
В последние годы крупные южнокорейские компании стали увеличивать инвестиции в различные сферы водородной энергетики, чтобы сократить выбросы парниковых газов и использовать новые возможности для бизнеса в зеленом секторе.
В этой связи следует отметить южнокорейскую транснациональную компанию «Hyundai Motor Group», которая по объему продаж является пятой автомобильной компанией в мире.
За последние двадцать лет южнокорейская фирма достигла впечатляющих результатов по разработке и внедрению в автомобильную отрасль водородных топливных элементов.
У руководства южнокорейского концерна «Hyundai», есть свое креативное видение будущего мира. «Мира, в котором городская воздушная мобильность и беспилотные роботизированные машины, и такси произведут революцию в городской транспортной инфраструктуре.
Зеленый водород, зеленые энергосети, зеленые производства. Всё это вместе составляет «водородное сообщество», включающее в себя города, регионы и целые страны, производящие доступный и безопасный для окружающей среды вид топлива — водород»4.
Финансовые возможности и опыт международной деятельности «Чеболей» позволяет им вносить существенный вклад в создания необходимой инфраструктуры для зеленой трансформации экономики, создания новых высококвалифицированных зеленых рабочих мест и использования своих научно-технических разработок для зеленой модернизации традиционных отраслей промышленности
3 В настоящее время есть три способа получения водорода. «Серый» водород образуется, когда элемент берется из ископаемого топлива, такого как уголь, в то время как «синий» водород производится из природного газа и производит меньше CO2. «Зеленый» водород — самый чистый сорт, поскольку он использует возобновляемые источники энергии для производства водорода из воды. В настоящее время в Южной Корее более 50 электростанций, работающих на водородных топливных элементах.
4 https://hyundaimotorgroup.com/ (дата обращения: 05.09.2023)
и создания новых зеленых инновационных технологий и целых отраслей экономики.
Зеленый новый курс (2020-2025)
Дальнейшее построение зеленой экономики Республики Корея продолжилось в рамках «Генерального плана цифровой трансформации» (Digital New Deal), разработанного профильным Министерством науки, информационных технологий и планирования будущего совместно с учеными и представителями бизнес-сообщества. План был принят руководством страны в 2020 г.5
Важным составным элементом этого плана стал — «Зеленый новый курс» (Green New Deal), который направлен на превращение экономики Республики Кореи в экономику с нулевым выбросом вредных веществ в атмосферу или как говорят экономику с нулевым карбоновым следом.
Почти половина всех финансовых ассигнования в размере 73,4 трлн вон, в том числе 42,2 трлн вон из государственного бюджета страны выделена по этому направлению, где планируется реализовать 8 крупных национальных проектов, что позволит создать 659 тыс. новых рабочих мест6.
5 Данный план был объявлен южнокорейским правительством инструментом пост-ковидного восстановления экономики и стратегией построения цифровой экономики. План имеет три субстантивные составляющие. Новый цифровой курс (Digital New Deal), непосредственно связан с цифровой трансформацией общества, с акцентом на дальнейшее развитие цифровых технологий и их внедрения в социально-экономические процессы.
Зеленый новый курс (Green New Deal) направлен на превращение экономики Республики Кореи в экономику с нулевым выбросом вредных веществ в атмосферу или как говорят с экономику с нулевым карбоновым следом.
Надежная система социальной защиты (Stronger Safety Net) модернизация и построение более эффективных систем социальной защиты населения, формирование полноценного инклюзивного общества.
Реализация плана рассчитана на пять лет до 2025 г. и разбита на три этапа: первый — 2020 г.; второй — 2021- 2022 гг.; и третий — 2023-2025 гг.
На каждом из этапов предусматриваются значительные инвестиции, в том числе государственные ассигнования из бюджета Республики Корея.
Общий объем инвестиций на реализацию плана цифровой трансформации в период 2020-2025 гг. запланирован в объеме 160,0 трлн вон, в том числе государственные ассигнования составят 114,1 трлн вон.
Всего в период до 2025 г. правительство Республики Корея планируется реализовать 28 национальных проекта, в том числе 12 проектов по направлению Новый цифровой курс, 8 проектов по направлению Зеленый новый курс и 8 проектов по направлению Надежная система социальной защиты.
6 https://thediplomat.com/2020/06/south-koreas-digital-new-deal/ (дата обращения: 05.09.2023); https://www1.undp.org/content/seoul_policy_center/en/home/presscenter/
Основными целями новой государственной зеленой программы является достижение нулевых выбросов парниковых газов, повышение энергоэффективности и снижение зависимости Республики Корея от высокоуглеродного топлива, которое до сих пор доминирует в ее топливно-энергетическом балансе.
Среди приоритетных сфер зеленого развития Республики Корея на ближайшее десятилетие правительством были определены:
• низкоуглеродная децентрализованная энергетика (зеленая энергетика);
• инновационная зеленая промышленность;
• зеленое городское хозяйство.
Зеленая энергетика
Правовой основой для достижения стратегических целевых показателей по направлению «зеленой энергетика» в Южной Корее является «Закон о низкоуглеродном зеленом росте», подписанный президентом страны еще в 2010 г.
В частности, согласно основным целевым показателям плана к 2030 г. по направлению низкоуглеродная децентрализованная энергетика южнокорейской промышленности необходимо будет сократить выбросы в атмосферу парниковых газов на 37% с 857 Мт в 2020 г. до 539 Мт в 2030 г.
Предполагается, что это станет возможным во многом благодаря введенной в Южной Корее в 2015 г. системе торговли квотами на выбросы парниковых газов, которая стала первой, законодательно обязательной для реализации системой подобного рода в Восточной и Юго-Восточной Азии.
В настоящее время к этой экологической системе подключено около 600 крупных корейских компаний из сталелитейной, цементной, нефтехимической и нефтеперерабатывающей, энергетической, строительной и авиационной промышленности, на долю которых приходилось примерно 68% всех национальных вредных атмосферных выбросов.
В «зеленом новом курсе» корейское правительство планирует увеличить выработку в стране электроэнергии за счет возобновляемых источников в три с лишним раза с 12,7 ГВт в 2020 г. до 42,7 ГВт к 2025 г.
articles/2019/Collection_of_Examples_from_the_Republic_of_Korea/korean-new-deal-for-the-post-covid-19-era.html (дата обращения: 05.09.2023)
В этот период возрастут бюджетные расходы правительства Республики Корея на НИОКР с целью разработки современного инновационного оборудования для оснащения электростанций, использующих возобновляемые источники энергии.
Будут реализованы региональные демонстрационные проекты для развития экосистемы возобновляемых источников энергии и прежде всего в сфере ветровой, солнечной и водородной энергетике.
В сфере ветровой энергетики планируется в 13 регионах страны провести технико-экономические исследования и инициировано строительство демонстрационных комплексов, чтобы найти места для крупных оффшорных ветровых электростанций.
В сфере солнечной энергетики, будет внедрен проект совместного использования выгод с участием жителей, и будет расширена кредитная поддержка сельских и промышленных комплексов.
Для повышения общей энергоэффективности в течение 15 лет правительство будет работать над установкой солнечных панелей для государственного арендного жилья, школ, детских садов, центров здоровья и медицинских учреждений, всего более 225 тыс. объектов. Кроме того, в этих общественных зданиях будет проведена замена изоляционных материалов на экологически чистые.
В культурных учреждениях, таких как театры, музеи и библиотеки, будут установлены солнечные панели, специальные приборы для снижения энергопотребления, обычное освещение планируется заменить на менее энергоемкое — светодиодное.
В сфере водородной энергетике, где Республика Корея занимает одно из ведущих мест в мире, к действующим в настоящее время более 50 электростанций на водородных элементах планируется добавить еще 20 станций. Продолжится совершенствование технологий по выработки водорода и его эффективного использования.
Правительство намерено оказать содействие и финансовую поддержку 200 тыс. домохозяйствам для установки объектов возобновляемой энергетики.
Инновационная зеленая промышленность
По направлению инновационная зеленая промышленность
правительство планирует модернизировать многие промышленные комплексы, превратив их в «умные» и экологически безопасные производственные площадки.
Это позволит на основе современных цифровых технологий повысить производительность труда и энергоэффективностью производственных процессов.
На основе искусственного интеллекта и промышленных дронов планируется внедрить систему удаленного мониторинга для обнаружения выбросов в атмосферу вредных химических веществ.
В период реализации плана будет построено более 100 крупных «умных» экологических заводов и предприятия и 1750 более мелких фабрик минимизирующие выбросы в атмосферу загрязняющих веществ. Между предприятиями будет обеспечено тесное взаимодействие по использованию промышленных отходов в качестве сырья для других производств и для выработки дополнительной энергии.
Эти предприятия планируется оснастить более 9 тыс. рабочих мест установками улавливающие мелкодисперсную пыль, обеспечивающие более комфортные условия труда рабочих.
Правительство также намерено внедрить современную инновационную технологию полного цикла по производству доступного и безопасного для окружающей среды — водорода и его последующей утилизации.
Приоритетом будет выпуск самого чистого — «зеленого водорода», сырьем для производства которого является вода. Из природного газа планируется значительно увеличить производство «синего водорода». Будет сокращаться выпуск «серого водорода» из угля, технологический процесс которого считается менее экологичным по сравнению с другими технологиями.
По направлению инновационная зеленая промышленность в сфере зеленого транспорта предполагает перевод старых бензиновых и дизельных автомобилей на сжиженный газ, расширение
выпуска электромобилей и автомобилей на водородном топливе.
В частности, запланировано увеличить производство электромобилей с 90 тыс. в 2000 г. до 1,13 млн к 2025 г. при этом будет расширена зарядная инфраструктура для них до 15 тыс. устройств быстрой зарядки и 30 тыс. устройств медленной.
Особое место уделяется переводу автотранспорта на водородное топливо за счет расширения его производственной и распределительной базы. Предполагается к 2025 г. произвести 200 тыс. транспортных средств, оснащенных двигателями на водородном топливе.
Это затронет не только легковые автомобили, но и общественный транспорт, в том числе автобусы и грузовые автомобили. Работу
этого нового вида экологически чистого транспорта обеспечат 450 зарядных станций, которыми оснастят крупнейшие города страны.
Разработана специальная программа по утилизации, отслуживших свой срок автомобилей. Всего за пятилетний период 2000-2025 гг. планируется утилизировать 1 млн 160 тыс. автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями.
В сфере зеленого транспорта планируется перевести 34 речных судов на сжиженный природный газ, на 80 суда, с дизельными двигателями будут установлены дополнительные сажевые фильтры, которые значительно снизят вредные выбросы в атмосферу.
Зеленое городское хозяйство
По направлению зеленое городское развитие планируется разработать индивидуальные экологические решения благоустройства окружающей среды для 25 регионов страны.
Правительство намерено оказать помощь местным властям по высадке 630 га леса в качестве природного барьера для мелкодисперсной пыли, а также восстановить экосистемы в 16 национальных парках и в приливно-отливных зонах общей площадью 4,5 тыс. кв. км.
По направлению «зеленые и умные школы» будет повышена энергоэффективность старых школьных зданий, главным образом за счет установки солнечных панелей и экологически чистых изоляционных материалов. Кроме того, планируется установка в учебных помещениях современных энергосберегающих устройств.
Будет обеспечено полное покрытие системой Wi-Fi свыше 380 тыс. классных комнат, что даст возможность учителям сочетать обычный стационарный учебный процесс с онлайн обучением.
Зеленый водород, зеленые энергосети, зеленые производства, зеленый транспорт всё это вместе формирует в Республике Корея своеобразное «водородное сообщество», включающее в себя заводы, транспорт, целые города и регионы, производящие доступный и безопасный для окружающей среды вид топлива — водород»7.
В Республике Корея разработан амбициозный проект по созданию так называемых «водородных городов». В рамках реализации этого проекта в 2022 г. было построено три водородных города, а к 2025 г. их количество планируется увеличить в два раза до шести.
7 https://hyundaimotorgroup.com/ (дата обращения: 05.09.2023)
Прототип первого в мире плавучего зеленого города
Одним из крупных креативных проектов в рамках реализации «зеленого нового курса» в Республики Корея является прототип первого в мире плавучего зеленого города, который может функционировать автономно, без тесной связи с внешним миром.
Работа над реализацией идеи началась в 2019 г., в 2022 г. был представлен общественности разработанный проект и бизнес-план его реализации. Строительство нового города может занять примерно два года и закончится ориентировочно в 2025 г.
По планам разработчиков проектов новый город на территории примерно в 6 га будет состоять из трех плавучих островных платформ-районов, которые будут соединяться с побережьем Пусана.
Платформы плавучего города будут построены из нового уникального строительного материала, который тверже бетона, но при этом обладает повышенной плавучестью.
Этот строительный материал, взаимодействуя с водой, самостоятельно восстанавливается и укрепляет свою структуру со временем.
Основные здания на плавучих платформах будут построены из древесины и бамбука. Город будет полностью обеспечивать себя электроэнергией за счет плавающих фотоэлектрических модулей-панелей и солнечных панелей на крышах домов. Кроме того, будет использоваться замкнутая схема водоснабжения и безотходная круговая система переработки отходов.
Каждый район плавучего города будет иметь свою функциональную особенность. В частности, в жилой зоне будут только частные дома, в торгово-развлекательном районе расположатся магазины и рестораны, в научно-исследовательской креативной зоне разобьют зимний сад с гидропонными башнями для выращивания овощей.
Планируется, что на территории города первоначально будет проживать около 10 тысяч человек, а в случае успеха размеры города и количество проживающих в нем граждан может увеличиться в 10 раз.
Передвигаться между районами жители и посетители будут пешком или на велосипедах — использование традиционных видов общественного транспорта не планируется.
Проект по созданию альтернативной морской экологической площадки для жизни в Республике Корея был разработан при поддержки программы ООН, содействующей развитию населенных пунктов (Хабитат), руководством мегаполиса Пусан и американской
технологической компанией «Oceaшx». Стоимость реализация инновационного зеленого проекта оценивается в 200 млрд долл.
Создание в Южной Корее плавучего города является частью глобальных стратегий адаптации человечества к климатическим изменениям. Корейцы демонстрируют образец креативного подхода к организации устойчивой жизни в гармонии с природой и с водной стихией.
* * *
Поставленная руководство Республики Корея в начале текущего столетия весьма амбиционная цель по превращению страны в одну из семи ведущих в мире зеленых экономик практически достигнута.
Первым и основным результатом проводимой Республикой Корея политики зеленого роста является общее оздоровление окружающей среды и решение многих острых экологических проблем.
Значительно повысилась энергоэффективность экономики, что является одним из ключевых результатов перехода на альтернативные источники энергии, в том числе водородное топливо.
Соответственно это дало возможность снизить энергозависимость от импорта высокоуглеродного топлива и достижению энергетической безопасности страны.
Благоприятные перспективы также создает синтез политики повышения экологичности базовых отраслей экономики с социальной политикой. В частности, в сфере вторичной переработки отходов растет количество социальных предприятий. Они обеспечивают работой тех, кто имеет низкую квалификацию и находится в невыгодном положении на рынке труда.
Поскольку новый зеленый курс делает еще больший акцент на инклюзивное социальное развитие, можно ожидать снижения уровня безработицы, в том числе, среди молодежи, и общее повышения уровня жизни населения.
Зеленый рост снижает риски возможности возникновения негативных экономических и социальных потрясений, связанных с экологическими факторами.
Улучшением окружающей среды, подверженность населения заболеваниям, вызванных нездоровой экологией, уменьшается, что в перспективе будет снижать финансовую нагрузку на систему здравоохранения страны.
Зеленый рост позволяет снизить колебания цен на энергетические и природные ресурсы, создать более благоприятные условия для повышения государственных доходов и консолидации финансовых ресурсов для реализации планов и прогарам зеленого роста.
Важным результатом реализации зеленого курса являются изменения в общественном сознании и менталитета граждан Республики Корея, которые все больше внимания уделяют проблемам окружающей среды и готовы нести дополнительные расходы для борьбы с изменением климата и развития зеленой экономики.
Благодаря успешной реализации долгосрочной стратегии, планов и программ зеленого роста Республика Корея значительно повысила свой международный авторитет и встала в авангарде ведущих держав мира, которые активно борются с изменением климата.
Республика Корея взяла на себя ведущую роль в оказании помощи развивающимся странам в разработке и реализации стратегии зеленого роста, используя свой успешный опыт.
В период реализация Генерального плана цифровой трансформации экономики Республики Корея (2020-2025) предполагается увеличить занятость и создать к 2025 г. в экономике 1,9 млн новых высококвалифицированных рабочих мест, в том числе по направлению Новый цифровой курс — 903 тыс., по направлению «Зеленый новый курс» — 659 тыс. и по направлению Надежная система социальной защиты — 339 тыс. человек.
Очевидно, что весьма амбициозные цели и задачи, поставленные в этом плане, в случае их успешной реализации позволят Южной Корее не только сохранить статус ведущей мировой инновационной державы, но и достичь новых высот в развитии цифровой экономики, формировании креативного класса, стать одной из ведущих мировых держав в области устойчивого развития и зеленого роста, а также создания нового инклюзивного эко-позитивного зеленого сообщества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андрианов В.Д. Основные этапы создания «зеленой экономики» в Южной Корее // Общество и экономика. 2023. № 6. С. 123-133. DOI: 10.31857/ 8020736760025992-0
2. Андрианов В. Д. Эволюция политики зеленого роста в Республике Корея // Проблемы и перспективы развития зеленой экономики. Кыргызско-Российский Славянский университет Республика Кыргызстан, г. Бишкек, 2022. С. 25-47.
3. Андрианов В.Д. Республика Корея: от креативной к цифровой экономике // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество: Ежегодник / Под ред. В. Герасимова, С.Ю. Глазьева. Т. 5, вып. 5. Ч. 1. М., 2022. С. 766-787.
4. Андрианов В. Д. Концептуальные подходы к разработке Стратегии устойчивого развития экономики России до 2030 года // Общество и экономика. 2016. № 7. С. 5-36.
5. Андрианов В.Д. «Зеленые» тренды в деятельности коммерческих банков и финансовых институтов развития // Бизнес и банки. 2013. № 3. Февраль.
6. Ким Енгпэ. Время инноваций / Ким Енгпэ, ЧонгКухен. Сеул, 2016 (на кор. яз.).
7. Пак Чханки. Инновационная экономика Кореи / Пак Чханки. Сеул, 2012 (на кор. яз.)
8. Ричард Флорида. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика-XXI, 2011 г. 430 с
9. Хан Ёнъгу. История Кореи: новый взгляд; перевод с корейского / Под ред. М.Н. Пака. М., 2010. 758 с.
10. Финансовые институты развития: особенности стратегического управления / Под ред. В.Д. Андрианова. М., 2013. 278 с.
11. Andrianov V.D. The Role of International and Regional Development Banks in the Industrialization and Modernization of South-East Asia / Andrianov V.D. // Far Eastern affairs. 2018. № 5. Р. 48-54.
12. Bank of Korea launches legal advisory panel for digital currency // The Korea Times. 15 June 2020.
13. Bloomberg Innovation Index — 2014-2023. (www.bloomberg.com, дата обращения: 05.09.2023)
14. Global Green New Deal — A Policy Brief, UNEP (United Nations Environment Programme), Mach, 2009.
15. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1532328 (дата обращения: 05.09.2023)
16. https://hyundaimotorgroup.com/ (дата обращения: 05.09.2023)
17. https://read.oeci-ilibrary.org/industry-and-services/industry-and-technology-poli-cies-in-korea_9789264213227-en (дата обращения: 05.09.2023)
18. https://thediplomat.com/2020/06/south-koreas-digital-new-deal/ (дата обращения: 05.09.2023)
19. https://www1.undp.org/content/seoul_policy_center/en/home/presscenter/ar-ticles/2019/Collection_of_Examples_from_the_Republic_of_Korea/korean-new-deal-for-the-post-covid-19-era.html (дата обращения: 05.09.2023)
20. Industry and Technology Policies in Korea, OECD Publishing [Electronic resource] // OECD. 2014.
21. John Anthony Howkins. The Creative Economy: How People Make Money from Ideas, Penguin Global, 1 June 2002.
22. VISION 2025. Korea's Long-Term Plan for Science and Technology Development [Electronic resource]. 178 p.
REFERENCES
1. Andrianov V.D. Osnovnye jetapy sozdanija «zelenoj jekonomiki» v Juzhnoj Koree [The main stages of building a sustainable economy in South Korea] // Obshhestvo
i jekonomika [Society and economy]. 2023. № 6, pp. 123-133. DOI: 10.31857/ S020736760025992-0 (In Russ.)
2. Andrianov V.D. "Zelenye " trendy v dejatel 'nosti kommercheskih bankov i finansovyh institutov razvitija ["Green" trends in the activities of commercial banks and financial development institutions] // Business and Banks. No. 3, February 2013 (In Russ.)
3. Andrianov V.D. Jevoljucija politiki zelenogo rosta v Respublike Koreja [The evolution of green growth policy in the Republic of Korea] // Problemy i perspektivy razvitija zelenoj jekonomiki [Problems and prospects for the development of the green economy] Kyrgyz-Russian Slavic University Republic of Kyrgyzstan. Bishkek. 2022, pp. 25-47. (In Russ.)
4. Andrianov V.D. Konceptual'nyepodhody krazrabotke Strategii ustojchivogo razvitija jekonomiki Rossii do 2030 goda [Conceptual approaches to the development of the Strategy for Sustainable Development of the Russian Economy until] // Obshhestvo i jekonomika [Society and economy]. 2016. № 7, pp. 5-36. (In Russ.)
5. Andrianov V.D. Respublika Koreja: ot kreativnoj k cifrovoj jekonomike [Republic of Korea: from creative to digital economy] // Bol'shaja Evrazija: Razvitie, bezopasnost', sotrudnichestvo. Ezhegodnik [Greater Eurasia: Development, security, cooperation. Yearbook] / Ed. V. Gerasimov, S.Yu. Glazyev. Vol. 5 from Issue. 5. Part 1. Moscow, 2022, pp. 766-787. (In Russ.)
6. Andrianov V.D. The Role of International and Regional Development Banks in the Industrialization and Modernization of South-East Asia / Andrianov V.D. // Far Eastern affairs. 2018. № 5. pp. 48-54.
7. Bank of Korea launches legal advisory panel for digital currency // The Korea Times. 15 June 2020.
8. Bloomberg Innovation Index — 2014-2023 (www.bloomberg.com, date of visit: 05.09.2023)
9. Florida R. The Rise of the Creative Class: And How It's Transforming Work, Leisure, Community and Everyday Life. Moscow, 2011. 430 p. (In Russ.)
10. Global Green New Deal — A Policy Brief, UNEP (United Nations Environment Programme), Mach, 2009.
11. Han Yonggu. Istorija Korei: novyj vzgljad [History of Korea: a new look]; translation from Korean ed. M.N. Pack. Moscow, 2010. 758 p.
12. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1532328 (date of visit: 05.09.2023)
13. https://hyundaimotorgroup.com/ (date of visit: 05.09.2023)
14. https://read.oeci-ilibrary.org/industry-and-services/industry-and-technology-poli-cies-in-korea_9789264213227-en (date of visit: 05.09.2023)
15. https://thediplomat.com/2020/06/south-koreas-digital-new-deal/ (date of visit: 05.09.2023)
16. https://www1.undp.org/content/seoul_policy_center/en/home/presscenter/ar-ticles/2019/Collection_of_Examples_from_the_Republic_of_Korea/korean-new-deal-for-the-post-covid-19-era.html (date of visit: 05.09.2023)
17. Industry and Technology Policies in Korea, OECD Publishing [Electronic resource] // OECD. 2014.
18. John Anthony Howkins. The Creative Economy: How People Make Money from Ideas, Penguin Global, 1 June 2002.
19. Kim Y. Time of Innovation / Kim Y., Chong K. Seoul, 2016 (In Korean).
20. Park Chang-ki. Innovation Korean Economy. Seoul, 2012 (In Korean).
21. VISION 2025. Korea's Long-Term Plan for Science and Technology Development [Electronic resource]. 178 p.
22. Finansovye instituty razvitiya: osobennosti strategicheskogo upravleniya (Financial development institutions: features of strategic management) / Ed. V.D. Andrianov. Moscow, 2013. 278 p. (In Russ.)
Статья поступила в редакцию 06.09.2023; одобрена после рецензирования 10.10.2023; принята к публикации 26.10.2023.
The article was submitted 06.09.2023; approved after reviewing 10.10.2023; accepted for publication 26.10.2023.
ОБ АВТОРЕ
Андрианов Владимир Дмитриевич — доктор экономических наук, профессор Кафедры экономики и экономической географии стран Азии и Африки ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова, академик РАЕН, заслуженный экономист России; andrianov_vd@mail .ru
ABOUT THE AUTHOR
Vladimir D. Andrianov — PhD (Economics), Professor of the Department of Economics and Economic Geography of Asian and African Countries Institute of Asian and African Studies, Lomonosov Moscow State University, Academician of the Russian Academy of Natural Sciences, Honored Economist of Russia; [email protected]