DOI: 10.48647ZICCA.2022.50.53.037
А.Г. Зуева
РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ (КОРЕЙСКИЙ НОВЫЙ КУРС)
Аннотация. Южная Корея занимает уверенную позицию в эшелоне стран-лидеров мировой экономики. Быстрая индустриализация страны, продиктованная задачами экспортоориентированной модели экономики, повлияла не только на рост уровня жизни южнокорейского общества, но и ускорила экологические и социально-экономические проблемы, которые есть у большинства современных государств. Правительство Республики Корея на протяжении последних 20 лет активно обращалось к теме устойчивого развития при создании своих национальных планов. Вместе с тем в Южной Корее существует определённый ряд проблем в экономической, экологической и социальной сфере. Новая стратегия экономического развития Республики Корея была представлена президентом Мун Чжэ Ином 14 июля 2020 г. на расширенном заседании правительства, а также дополнена летом 2021 г. «Корейский новый курс» призван диверсифицировать южнокорейскую экономику, сделав глобальный кризис, вызванный пандемией СОУТО-19, мощным стартом для новых возможностей. Для осуществления этой стратегии южнокорейское правительство планирует построить экологически чистую инфраструктуру, не только создавая новые рабочие места, но и соблюдая свои обязательства по сохранению климата. Рассмотрена национальная стратегия «Корейского нового курса», а именно: определены цели устойчивого развития, в рамках которых осуществляется диверсификация экономики, проанализировано, каким образом южнокорейское правительство реализует достижение целей устойчивого развития, опираясь на новую нацио-
124
Экономика
нальную стратегию, выявлены успешные и спорные решения социально-экономических, проблем существующих в Республике Корея.
Ключевые слова: экономика Южной Кореи, устойчивое развитие, пандемия коронавируса COVID-19, зелёная экономика, национальный план «Корейский новый курс»
Автор: Зуева Александра Георгиевна, м.н.с. Центра корейских исследований, Институт Китая и современной Азии РАН. ORCID: 0000-0002-9394-0733. E-mail: [email protected]
ZuevaA.G.
Implementing Sustainable development goals in the national strategy of the Republic of Korea (Korean New Deal)
Abstract. South Korea maintains a confident position in the echelon of the leading countries of the world economy. The rapid industrialization of the country, dictated by the tasks of an export-oriented model of the economy, affected not only the rise in the living standards of South Korean society, but also accelerated the environmental and socio-economic problems that the majority of modern states have. The Government of the Republic of Korea has actively addressed the topic of sustainable development in its national plans over the past 20 years. At the same time, South Korea has a series of challenges in the economic, environmental and social spheres. The new economic development strategy of the Republic of Korea was presented by President Moon Jae-in on July 14, 2020 at an enlarged government meeting, and also updated in the summer of 2021. The Korean New Deal aims to diversify the South Korean economy by making the global crisis caused by the COVID-19 pandemic a powerful start for new opportunities. To implement this strategy, the South Korean government plans to build green infrastructure, not only creating new jobs, but also honoring its climate change commitments. In the course of the work, a study of the national strategy of the Korean New Deal was undertaken, namely: the goals of sustainable development, within the framework of which the diversification of the economy is carried out, were determined. It was also analyzed how the South Korean government was implementing the achievement of the goals of sustainable development, relying on the new national strategy. And, finally, were identified successful and disputable solutions to socio-economic challenges existing in the Republic of Korea.
Keywords: South Korean economy, Sustainable development, CO-VID-19 coronavirus pandemic, green economy, "Korean New Deal".
Author: Alexandra G. ZUEVA, junior researcher, Center of korean research, Institute of China and Contemporary Asia of the RAS. ORCID: 0000-0002-9394-0733 (e-mail: [email protected]).
Экономика
125
Правительство Республики Корея на протяжении последних 20 лет регулярно обращалось к теме устойчивого развития при создании своих национальных планов. Согласно существующим международным критериям оценки в области реализации целей устойчивого развития, в 2021 г. Республика Корея занимала 28-ю позицию из 166 [Sustainable development report 2021, p. 10] возможных, что дает основание говорить о достаточно успешной интеграции концепции устойчивого развития на государственном уровне. Вместе с тем в Южной Корее существует определённый ряд проблем в экономической, экологической и социальной сферах.
Активная работа по имплементации концепции устойчивого развития в Республике Корея начинается в 2000-х гг. и продолжается до настоящего времени. Администрация президента Мун Чжэ Ина уделяет большое внимание устойчивому развитию как одному из центральных направлений в своей работе. В 2018 г. были обозначены национальные цели устойчивого развития Республики Корея (K-SDG), основой для их разработки послужила система из 17 целей и 169 задач, сформулированных в рамках программы ООН по достижению глобального устойчивого развития. В результате совместной работы министерств, научных сотрудников и широкой общественности были сформулированы 17 целей, 122 задачи, 214 индикаторов с учетом национальных интересов, отражающие изменения в области достижения устойчивого развития на глобальном уровне [A report on Korean-Sustainable Development Goals, p. 8—11].
Новая стратегия экономического развития Республики Корея была представлена президентом Мун Чжэ Ином 14 июля 2020 г. на расширенном заседании правительства, а также дополнена летом 2021 г. Реализация новой южнокорейской стратегии отвечает национальным целям в области устойчивого развития.
«Корейский новый курс» призван диверсифицировать южнокорейскую экономику, сделав глобальный кризис, вызванный пандемией COVID-19, мощным стартом для новых возможностей. Для осуществления этой стратегии южнокорейское правительство планирует построить экологически чистую инфраструктуру, не только создавая новые рабочие места, но и соблюдая свои обязательства по сохранению климата.
Согласно второй версии плана, размер необходимых инвестиций в «Корейский новый курс» составит 186 млрд долл., где 135 млрд долл. будет инвестировано из бюджетных средств, а 51 млрд долл. дополнительно будет предоставлено частным сектором и органами ме-
126
Экономика
стного самоуправления, это позволит создать 2,5 млн новых рабочих мест [MOEF Press release Korean New Deal 2.0, p. 3].
Структура национальной стратегии состоит из «Цифрового нового курса», «Зеленого нового курса» и «Социального нового курса», четко обозначенного в 2021 г. наравне с двумя другими направлениями, объявленными годом ранее.
«Цифровой новый курс» ориентирован на создание цифровой экономики и стимулирование роста в новых отраслях. Среди основных направлений можно выделить:
• создание цифровой инфраструктуры в таких областях, как данные, сети и искусственный интеллект повышающих конкурентоспособность южнокорейской экономики на мировом рынке;
• использование искусственного интеллекта, информатизации, систем связи пятого поколения для создания новых цифровых продуктов и услуг, а также повышения производительности корейской экономики и создания новых рабочих мест;
• строительство 12 000 «умных фабрик», внедрение искусственного интеллекта в повседневной жизни и медицине;
• поддержка компаний, использующих бесконтактный сервис;
• цифровизация инфраструктуры образования, повышение уровня кибербезопасности, усовершенствование логистической системы и городской среды [Korean New Deal, p. 18—23].
К 2025 г. согласно версии «Корейского нового курса 2.0» на цифровой новый курс должно быть выделено 41,5 млрд долл. [MOEF Press release... , p. 3].
Цифровой новый курс в первую очередь реализует 8-ю и 9-ю цели направленные на увеличение качества рабочих мест и экономический рост. В частности:
• задача 8.1 по увеличению экономического роста;
• задачи 8.2, 8.4 по созданию качественных рабочих мест;
• задача 9.1 по созданию доступной устойчивой инфраструктуры;
• задача 9.2 по улучшению доступа к финансированию для малого бизнеса;
• задача 9.3 по созданию технологических возможностей и содействию коммерциализации передовых технологий;
• задача 9.5 по реализации технологических инноваций.
Кроме этого, частично реализуется 3-я цель по обеспечению здоровья и счастливой жизни, а также 4-я цель по продвижению образования за счет цифровизации образовательных процессов, что делает обучение более доступным и инклюзивным.
Экономика
127
К экологически устойчивому будущему должен привести Республику Корея «Зеленый новый курс». Корейское правительство планирует осуществить перечень проектов, в результате которых к 2030 г. произойдет сокращение выбросов парниковых газов, доля возобновляемых источников энергии составит 20 % генерирующих мощностей всей страны [Korean New Deal, p. 25], а в версии «Корейского нового курса 2.0» правительство призывает к еще большему увеличению темпов по достижению углеродной нейтральности в Республике Корея.
Важными проектами на пути достижения устойчивого развития станут:
• строительство и реконструкция общественных объектов в здания с нулевым потреблением энергии за счет использования возобновляемых источников энергии и высокоэффективной изоляции;
• введение в эксплуатацию умной системы управления чистой и безопасной водой, это нововведение включает не только контроль за очистными сооружениями, но и должно в будущем предотвращать наводнения в городах;
• увеличение инвестиций в научно-исследовательские центры, продвигающие использование возобновляемой энергии по всей стране;
• обеспечение поддержки тех регионов, где возможны трудности при отказе от угля и традиционных источников при энергетическом переходе на возобновляемые источники энергии;
• финансирование программ по поставкам электромобилей и транспорта на водородном топливе и созданию заводов для производства топливных элементов и другой инфраструктуры для использования водорода.
Правительство планирует содействовать ведущим предприятиям «зеленой» промышленности. Более того, в части плана, отвечающего за экологическую стабильность, есть создание «зеленого города стар-тапов» и «зеленого интегрированного кластера» [Korean New Deal, p. 25—31].
Таким образом, «зеленые» проекты занимают 1-е место по предполагаемым инвестициям обогнав «Цифровой новый курс» и «Социальный новый курс», бюджет «Зеленого нового курса» до 2025 г. составил 52 млрд долл. по версии «Корейского нового курса 2.0» [MOEF Press release...].
Перечень национальных целей устойчивого развития имплемен-тированных в «Зеленом новом курсе» не менее важен, чем в «Курсе цифровом». В рамках реализации «Зеленого» курса необходимо выде-
128
Экономика
лить 7-ю цель ориентированную на экологичное производство и потребление энергии. Более конкретно — это:
• задача 7.2 по увеличению генерации чистой энергии;
• задача 7.3 по экономии энергопотребления и увеличению энергоэффективности;
• задача 7.4 по минимизации загрязнения воздуха от потребления энергии в транспортном секторе. Эта задача пересекается с 11-й целью по созданию инклюзивных, безопасных и устойчивых городов.
В «зеленой» части плана снова идет упор на 9-ю цель и, кроме вышеперечисленных задач, появляется новый пункт 9.4, отвечающий за расширение человеческого и финансового потенциала страны. Задачи по сохранению чистой и безопасной воды отражены в 6-й цели. Глобальные цели по сохранению климата описаны в 13-й и 12-й целях и напрямую коррелируются с задачами углеродной нейтральности.
Третий компонент «Корейского нового курса» — «Социальный новый курс» — появился в 2021 г. после обновления основного документа стратегии. В первой версии плана социально-экономическому развитию было определено почти в 2 раза меньше инвестиции по сравнению с двумя другими направлениями. В настоящий момент до 2025 г. планируется инвестировать около 42 млрд долл. в «Социальный новый курс» [Хангук Ньюдиль 2.0...].
В прошлогодней версии плана было обозначено создание системы трудоустройства и социальной защиты, в том числе компенсационное страхование при потере работы, включающее нестандартные формы занятости, например, фрилансеров и людей творческих профессий. Было обозначено появление южнокорейской версии пособия по инвалидности и субсидии по трудоустройству на новое место работы. На фоне двух предыдущих частей плана социальная политика выглядела скупо и получила большое количество негативных оценок в обществе и прессе. В новой версии дополнительно были обозначены такие направления для социальной работы, как:
• помощь молодежи в виде расширенной поддержки, охватывающей образование, трудоустройство, решение жилищных проблем;
• модернизация системы в уходе за детьми, пожилыми людьми и инвалидами, появится поддержка родителей-одиночек;
• комплексная поддержка семей с низким доходом в обучении и уходе за детьми для сокращения социального неравенства в южнокорейском обществе и подготовке таких семей к быстрой трансформации экономики. [Хангук Ньюдиль 2.0...]
Экономика
129
В «Социальном новом курсе» также реализуется 8-я цель устойчивого развития и появляется новый пункт 8.5 по повышению уровня занятости молодежи.
Важно отметить не только появление 1-й цели в плане, ориентированной на сокращение бедности и расширение системы социальной защиты, но и тот факт, что планируется реализация по всем четырём задачам этой цели:
• задача 1.1 по сокращению бедности;
• задача 1.2 по обеспечению защиты бедных и уязвимых слоев населения;
• задача 1.3 по укреплению социальных услуг для бедных и уязвимых слоев населения;
• задача 1.4 по повышению устойчивости бедных и уязвимых групп к экономическим, социальным и экологическим воздействиям.
Таким образом, из 17 целей устойчивого развития как минимум 10 целей активно участвуют в создании новой национальной стратегии Республики Корея. Важно отметить, что цели и задачи, направленные на достижение социальной устойчивости, количественно уступают «зеленому» и экономическому направлению либо реализуются частично через более важные, с точки зрения правительства, цели.
В данное время уже можно отследить определенные успехи и проблемы, с которыми столкнулся «Корейский новый курс». Новая национальная стратегия существует уже больше года в Республике Корея. За это время были частично реализованы проекты «Цифрового нового курса» и «Зеленого нового курса». Среди достижений можно выделить начало строительства в феврале 2021 г. крупнейшего парка ветровой энергетики в мире [В Южной Корее начали реализацию...]. За прошедший год более 170 000 компаний и предприятий участвовали в проектах «Цифрового нового курса», 95 % участников — это представители малого и среднего бизнеса. В проектах также приняли участие более 90 000 рабочих, в том числе и молодые стажеры [Digital New Deal Secures Future...]. По сравнению с прошлым годом или весной этого года есть положительная динамика по уровню безработицы. В сентябре 2021 г. он составил 3,2 %, по сравнению с 4,2 % в октябре 2020 г. [Economically Active Population Survey in October 2021]. Продолжает увеличиваться количество рабочих мест.
Тем не менее, мы не можем утверждать, что в этом есть однозначная заслуга новой стратегии, более того, на данный момент уровень безработицы находится в динамике роста. Кроме прочего, осложняется ситуация с пандемией, и проект «жизнь с COVID-19» приоста-
130
Экономика
новлен, правительство возвращает уровни социального дистанцирования, на фоне введения новых ограничений в очередной раз возможен рост числа безработных граждан.
Среди сложностей в реализации «Корейского нового курса» нам бы хотелось выделить в первую очередь масштаб стратегии заданный южнокорейским правительством, несмотря на то, что план нацелен на выход из пандемийного кризиса и строительство углеродно-нейтральной экономики, нет гарантий, что с приходом нового президента и его администрации «Корейский новый курс» останется национальной стратегией без внесения существенных изменений. Во-первых, пять лет — это очень небольшой срок для реализации всей обозначенный программы, полномочия президента Муна заканчиваются весной 2022 г., что ставит под сомнение будет ли выполнен план хотя бы на 1/3 от задуманного до прихода нового президента. Во-вторых, стоимость реализации новой стратегии будет только дорожать. Это спровоцировано глобальным ростом инфляции, нарушением производственно-логистических цепочек, нарастающей напряженностью в отношениях мировых держав. В-третьих большая часть «зеленых» проектов напрямую или косвенно демонстрируют политику протекционизма южнокорейского правительства в отношении крупных промышленных конгломератов, что вызывает не только серьезное недовольство в обществе, но и, как следствие, закономерный рост недоверия граждан к своему правительству.
На наш взгляд, одной из наиболее слабых сторон первой версии «Корейского нового курса» было отсутствие четкого фокуса на решении социально-экономических проблем, накопившихся за предыдущие годы и усугубившихся вследствие пандемии коронавируса. Поставив на первое место цифровизацию и вопросы экологии, в очередной раз остросоциальные проблемы были отодвинуты на второй план. Хотя концепция устойчивого развития призывает к гармоничному взаимодействию общества, экономики, экологии и правительства, сохранить этот баланс в первой версии «Корейского нового курса» не удалось. Только во второй версии плана, было частично уделено внимание остросоциальным вопросам. По нашему мнению, социальные проблемы в Южной Корее глубинные. Такие явления, как уровень бедности пожилых южнокорейцев, нарастающий демографический кризис, имущественное расслоение общества — все это требует не меньше внимания, чем экологические вопросы, вектор решения актуальных задач должен быть направлен не только на глобальные вызовы.
Кроме этого, в Республике Корея уже был спорный опыт реализации государственной «зеленой» политики, во время президентства Ли
Экономика
131
Мен Бака огромные инвестиции были вложены в экологические и инфраструктурные проекты. Однако в результате получилось, что те решения, которые должны были стать экологичными драйверами для экономики, только усугубили состояние окружающей среды, а устойчивого экономического роста, в рамках национального плана, так и не было достигнуто.
В заключение отметим, что национальные цели и задачи устойчивого развития, имплементированные в «Корейский новый курс» — это хороший инструмент для достижения устойчивого социально-экономического благополучия страны и ее экологической нейтральности, однако приоритеты должны быть расставлены не только исходя из интересов государства и крупного бизнеса, но и простых жителей, особенно в кризисное время. Полная реализация «Корейского нового курса» трудновыполнима за обозначенный пятилетний срок, однако актуальность концепции устойчивого развития только продолжает глобально расти, поэтому с «Корейским новым курсом» или без, достижение целей устойчивого развития в Республике Корея будет ориентиром для следующего президента и его команды при стратегическом планировании социально-экономического развития страны.
Библиографический список
В Южной Корее начали реализацию крупнейшего в мире проекта ветровой энергетики // ТАСС. 05.02.2021. URL: https://tass.ru/ekonomika/10634231 (дата обращения: 14.11.2021).
Хангук Ньюдиль 2.0-э техан кидеуа куадже [Задачи и перспективы второй версии «Корейского нового курса»] // Governors Association of Korea. URL: https:// www.gaok.or.kr/gaok/bbs/B0000008/view.do?nttId=13616&menuNo=200088 (дата обращения: 01.11.2021). (На кор.)
A report on Korean-Sustainable Development Goals (K-SDGs)2019 // Ministry of Environment Commission on Sustainable Development. 2019. P. 8—11. URL: http://nc sd.go.kr/api/1572586270021_K-SDGs_report_eng.pdf (дата обращения: 29.10.2021).
Digital New Deal Secures Future Growth Engine // PR Newswire. 03.08.2021. URL: https://www.prnewswire.com/news-releases/digital-new-deal-secures-future-gro wth-engine-301346790.html (дата обращения: 01.11.2021).
Economically Active Population Survey in October 2021 // Statistics Korea. 10.11.2021. URL: http://kostat.go.kr/portal/eng/pressReleases/5/2/index.board?bmode =read&bSeq=&aSeq=415031&pageNo=1&rowNum=10&navCount=10&currPg=&sea rchInfo=&sTarget=title&sTxt= (дата обращения: 10.11.2021).
Korean New Deal // Ministry of Economy and Finance. P. 18—31 URL: https://eng lish.moef.go.kr/pc/selectTbPressCenterDtl.do?boardCd=N0001&seq=4948 (дата обращения: 20.10.2021).
132
Экономика
MOEF Press release Korean New Deal 2.0 // Ministry of Economy and Finance. 14.07.2021. P. 3. URL: https://english.moef.go.kr/pc/selectTbPressCenterDtl.do7board Cd=N0001&seq=5173 (дата обращения: 20.10.2021).
Sustainable development report 2021. Cambridge university press. P. 10 URL: https://s3.amazonaws.com/sustainabledevelopment.report/2021/2021-sustainable-deve lopment-report.pdf (дата обращения: 10.08.2021) DOI: 10.1017/9781009106559.
References
A report on Korean-Sustainable Development Goals (K-SDGs) 2019. Ministry of Environment Commission on Sustainable Development. 2019: 8—11 URL: http://ncsd. go.kr/api/1572586270021_K-SDGs_report_eng.pdf (accessed: October 29, 2021).
Digital New Deal Secures Future Growth Engine. PR Newswire. 03.08.2021. URL: https://www.prnewswire.com/news-releases/digital-new-deal-secures-future-growth-en gine-301346790.html (accessed: November 1, 2021).
Economically Active Population Survey in October 2021. Statistics Korea. 10.11.2021. URL: http://kostat.go.kr/portal/eng/pressReleases/5/2/index.board?bmode =read&bSeq=&aSeq=415031&pageNo=1&rowNum=10&navCount=10&currPg=& searchInfo=&sTarget=title&sTxt= (accessed: November 10, 2021).
Hangukpan nyudil 2.0e daehan gidaewa gwaje [Expectation and challenges for the Korean New Deal version 2.0]. Governors Association of Korea. URL: https://www.gaok. or.kr/gaok/bbs/B0000008/view.do?nttId=13616&menuNo=200088 (accessed: November 1, 2021). (In Korean)
Korean New Deal. Ministry of Economy and Finance. 2020:18—31. URL: https://eng lish.moef.go.kr/pc/selectTbPressCenterDtl.do?boardCd=N0001&seq=4948 (accessed: November 20, 2021).
MOEF Press release Korean New Deal 2.0. Ministry of Economy and Finance. 2021. 3 p. URL: https://english.moef.go.kr/pc/selectTbPressCenterDtl.do?boardCd=N0001& seq=5173 (accessed: November 20, 2021).
Sustainable development report 2021. Cambridge: Cambridge university press. 10 p. URL: https://s3.amazonaws.com/sustainabledevelopment.report/2021/2021-sustainable -development-report.pdf (accessed: August 10, 2021) DOI: 10.1017/9781009106559.
V YuzhnojKoree nachali realizaciyu krupnejshego v mire proekta vetrovojenergetiki [The world's largest offshore wind project starting in South Korea]. TASS. 05.02.2021. URL: https://tass.ru/ekonomika/10634231 (accessed: November 14, 2021). (In Russian)