3. Klifford CH. Kontrol' za prestupnost'yu v YAponii // Obshchestvennye nauki za rubezhom. Seriya 4. Gosudarstvo i pravo: RZH. 1978. № 3. S. 160.
4. Ugolovnyj kodeks Respubliki Belarus' [EHlektronnyj resurs]. URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=1977 (data obrashcheniya: 06.03.2018).
5. Ugolovnyj kodeks Respubliki Kazahstan [EHlektronnyj resurs]. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1008032&sublink=380000 (data obrashcheniya: 06.03.2018).
6. Ugolovnyj kodeks Respubliki Uzbekistan [EHlektronnyj resurs]. URL: http://fmc.uz/legisl.php?id=k_ug (data obrashcheniya: 13.03.2018).
7. Ugolovnyj kodeks Turkmenistana [EHlektronnyj resurs]. URL: http://asgabat.net/stati/zakonodatelstvo-turkmenistana/ugolovnyi-kodeks-turkmenistana.html (data obrashcheniya: 13.03.2018).
8. Ugolovnyj kodeks Respubliki Tadzhikistan [EHlektronnyj resurs]. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30397325#sub_id=460000 (data obrashcheniya: 13.03.2018).
9. Ugolovnyj kodeks Ukrainy [EHlektronnyj resurs]. URL: http://online.zakon.kz/Documen1/? doc_id=30418109#sub_id=500000 (data obrashcheniya: 13.03.2018).
10. Turicyn I.V., Uporov I.V. Ugolovnoe nakazanie v teoreticheskih i zakonodatel'nyh konstrukciyah (istoriko-pravovoj aspekt)// Pravo i praktika. 2014. №>4. S.11-19.
КРЕПЫШЕВ АЛЕКСАНДР МИХАИЛОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета ([email protected]). KREPYSHEV, AREKSANDR M. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Criminal Law and Process, Sterlitamak branch of the Bashkir State University ([email protected]).
УДК 343.851
ИСАЕВА Л.А.
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
Ключевые слова: ресоциализация осужденных, средства исправления, воспитательная работа, лишение свободы, нравственное воспитание.
В статье уточняется понятие «ресоциализация», применительно к осужденным, отбывающим наказание в пенитенциарных учреждениях. Рассмотрен комплекс мер, воздействующих на осужденных и способствующих активной перестройке его личности: нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание. Обоснован вывод о том, что уровень правового регулирования и эффективность работы администрации исправительного учреждения по воспитанию осужденных к лишеннию свободы, напрямую зависит от уровня исследованности рассматриваемого правового института как в теории, так и на практике и детерминирована солидным рядом факторов. Учет этих факторов дает возможность дальнейшему совершенствованию законодательства и повышения уровня эффективности исследуемого института в работе мест лишения свободы.
ISAEVA, LA.
RESOCIALIZATION OF PERSONS CONVICTED TO DEPRIVATION OF LIBERTY
Keywords: resocialization of convicts, correction tools, educational work, deprivation of freedom, moral education.
In the article clarified the notion of "resocialization", applied to convicts serving its punishment at penitentiaries. It considered a range of measures affecting convicts and promote active restructuring of its personality: moral, legal, labor, physical and otherwise. It substantiates the conclusion that the level of legal regulation and the effectiveness of the work of the administration of a correctional institution for the education of convicts sentenced to deprivation of liberty directly depends on the level of research of the considered legal institution both in theory and in practice and determined by a number of factors. The consideration of these factors makes it possible to further improve legislation and increase the level of effectiveness of the institution under study in the work of places of detention.
В настоящее время в основе уголовно-исполнительного законодательства России и деятельности современных исправительных учреждений лежат международные стандарты и правила обращения с заключенными. В отличие от ранее действующего законодательства, большинство норм Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в своей основе учитывают положения различных международно-правовых актов. На основании их положений, ресоциализация осужденных является главной задачей пенитенциарных учреждений.
Ресоциализация - это комплекс мер нравственного, психологического, духовного, правового, организационного, воспитательного и иного характера воздействующих на осужденных и используемых в целях изменения их моральной ориентации на основании общепризнанных нравственных ценностей, исключения негативных последствий лишения свободы, закрепления результатов исправления, вовлечение лиц, отбывающих наказание, в позитивные социальные связи, содействия им после освобождения.
Правовое регулирование воспитательной работы с осужденными в учреждениях системы исполнения наказаний осуществляется Конституцией Российской Федерации, Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, подзаконными нормативными актами -постановлениями Правительства, приказами, инструкциями и иными нормативными актами
Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, а также смежных министерств и ведомств.
Юридическую базу правового регулирования воспитательной работы с осужденными составляют положения Конституции Российской Федерации, регламентирующая взаимоотношения между государством и личностью, устанавливающая ключевые права и свободы, а так же обязанности граждан страны. Кроме того Конституция Российской Федерации охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает соблюдение законности, применение средств исправления, правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. В свою очередь, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации регулирует вопросы организации и проведения воспитательной работы с осужденными. Так, на основании части 2 статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации одним из основных средств исправления осужденных является воспитательная работа, способствующая ресоциализации лиц, отбывающих наказание. Основная цель воспитательной работы - воспитать социально полезных граждан, способных занять достойное место в обществе и выполнять полезные для него функции.
Воспитательная работа, как правило, носит педагогический характер. В связи с этим законодатель не регулирует методы ее организации и основные формы. Поэтому администрации исправительных учреждений, особенно сотрудникам воспитательного аппарата, предоставляется возможность творческого применения наиболее эффективных средств, методов и приемов педагогического, воспитательного воздействия, если они не противоречат закону и требованиям режима отбывания наказания [1].
В отношении лиц, лишенных свободы и отбывающих наказание в исправительном учреждении, согласно части 1 статьи 110 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осуществляется нравственное, правовое, трудовое и иное воспитание, которое способствует их исправлению. При этом под «иным» воспитанием следует понимать эстетическое, патриотическое, экологическое, экономическое и другие виды воспитания, способствующие успешной ресоциализации осужденных и достижению цели их исправления.
Такое направление воспитательной работы, как нравственное воспитание, всегда было в центре внимания ученых, которые предлагали свои определения данного понятия.
Так, например, М.П. Прокопов под нравственным воспитанием предполагает такое положительное корректирование нравственной конструкции ценностей личности, в результате, которого наступает полное соответствие с общепризнанными человеческими ценностями [2]. Л.Ф. Козлова утверждает, что смысл нравственного воспитания заключается в последовательном привитии осужденным норм морали, выражающихся в объяснении важных принципов, основных требований и понятий морали. Оно видится в развитии и закреплении нравственных убеждений, привычек, хороших качеств личности, культуры поведения, умения себя контролировать, в повышении уровня культурности, приобщении к культурно-нравственным ценностям, а также в развитии способности сдерживать отрицательные проявления характера, уметь противостоять безнравственным привычкам и желаниям [3].
По мнению Г.В. Строевой, нравственное воспитание - это корректирование и переориентирование духовно-нравственных ценностей, которые способствуют позитивному изменению поведения осужденных и предоставляет им возможность впоследствии не совершать преступлений [4].
Главной целью нравственного воспитания является формирование личности осужденного, для чего необходимо решение главной задачи - это корректирование моральных недостатков, которые свойственны осужденным. На основе этого возможно сформировать правильное отношение к совершенному деянию и полученному наказанию [5].
Регулирование взаимоотношений между администрацией исправительного учреждения и осужденными осуществляется на основании Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста Российской Федерации от 3 ноября 2005 года № 205 [6]. Согласно требованиям данных правил, осужденные наделяются правом на вежливое отношение со стороны сотрудников и работников исправительного учреждения. В свою очередь, осужденные обязаны взаимно вежливо относиться к представителям администрации исправительного учреждения, общественных организаций, другим осужденным. В то же время
им запрещается нецензурно выражаться, употреблять жаргонные слова и т.п. Из этого следует, что нравственное воспитание осужденных берет начало из следования простым правилам этикета. К сожалению, в отношении неблагополучных, педагогически запущенных личностей, применение нравственного воспитания крайне затруднительно и малоэффективно.
Главная цель правового воспитания осужденных - это выработать у них твердую убежденность в том, что следует неукоснительно соблюдать законы. Для достижения данной цели необходимо уточнить основную задачу правового воспитания, которая заключается в корректном толковании уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, а также в постоянном предоставлении правовой информации. Для того, чтобы осужденные осознанно следовали требованиям закона необходимым условием является твердое знание ими содержания данных требований. Достигнуть выполнения этого условия возможно путем проведения с осужденными комплекса воспитательных мероприятий, включающих детальное исследование и глубокий анализ обыденных жизненных ситуаций, вариантов их решения разными способами. В результате таких занятий в сознании осужденных должно закрепиться правильное понимание требований правовых норм, которое впоследствии станет инструкцией жизни на свободе. То есть искусственно созданная жизненная ситуация и необходимость её решения оказывает определенное воздействие на психологическое и эмоциональное состояние осужденных, побуждает их сравнивать совершенное преступление с общепризнанными нормами поведения и определять свои ошибки [7].
Проведение подобного рода воспитательных занятий позволяет достигнуть цели правового воспитания, которая состоит в признании осужденным своей вины, раскаянии в совершенном преступлении и осознании осужденным объективности установленного ему наказания. Кроме этого правовое воспитание способствует принятию осужденными решений о возмещении материального вреда потерпевшим, о досрочном погашении иска и о прекращении преступной деятельности.
Многие авторы придерживаются мнения, что трудовое воспитание осужденных в местах лишения свободы - это комплекс мероприятий воспитательного характера, привлекающих лиц лишенных свободы к трудовой деятельности, которая, в свою очередь, способствует развитию позитивных морально-нравственных качеств, приобретению специальных профессиональных навыков и опыта, необходимых в жизни на свободе [8].
Предложенное определение трудового воспитания значительно сужает содержание этого направления воспитательной работы, так как за рамки данного понятия отброшены такие важные аспекты, как характер и условия труда, основание и заинтересованность осужденных в труде, которые развивают и закрепляют положительное отношение к трудовой деятельности и его результатам.
Развитие личности посредством воспитания в трудовом коллективе и привлечения к труду в местах лишения свободы, на первый взгляд, может показаться понятием абстрактным. Но это далеко не так. Труд в условиях мест лишения свободы направлен на формирование взаимоотношений, как в производственной, так и в иных сферах жизнедеятельности осужденных и является главным обстоятельством для совершенствования нравственной стороны личности. То есть конструктивно организованный труд - это базис для формирования у лиц лишенных свободы таких значимых качеств как желание честно трудиться, осознавать и уважать общечеловеческие ценности, трудолюбие, самоорганизация и дисциплинированность. Труд помогает осужденным почувствовать уверенность в себе, признать результаты своего труда общественно полезными, развивает чувство патриотизма и гордости за успехи в трудовой деятельности.
Плодотворная трудовая деятельность служит переходу сформированных положительных качеств в категорию распространенных общепринятых понятий и правил, которые впоследствии помогут принять правильное решение в нестандартной ситуации. Следовательно, нравственные качества, приобретенные благодаря занятию трудовой деятельностью, влияют на поведение личности в целом и проявляются во всех сферах жизнедеятельности. Таким образом, труд является мощным средством воспитательной работы и процесса ресоциализации осужденных.
С целью укрепления и сохранения физического здоровья, выработки умения соблюдать личную гигиену, развития физических и волевых качеств администрацией мест лишения
свободы организуются и проводятся занятия спортом и физической культурой. Физическое воспитание позволяет блокировать проявления деградации личности и помогает сохранить человеческое достоинство. Занятия физической культурой и спортом способствуют приобщению осужденных к физическим нагрузкам, к систематическим занятиям физической зарядкой и гимнастикой, развитию индивидуальных физических и спортивных способностей, заинтересованности в сохранении собственного здоровья и физически развитого внешнего вида. Помимо этого физическое воспитание вызывает интерес к изучению физиологического строения человеческого тела к спорту в целом и пробуждает желание бороться с вредными привычками и недугами. В настоящее время в каждом исправительном учреждении существуют спортивные залы со спортивными снарядами и тренажерами, а так же спортивные площадки.
Несмотря на то, что эстетическое воспитание используется в процессе исправления осужденных сравнительно недавно, но уже приобрело статус его неотъемлемой части. Цель эстетического воспитания - это формирование у личности необходимость отвечать общепризнанным моральным требованиям, развивать умение создавать и оценивать красоту в различных ее проявлениях, активировать творческую деятельность и чувство любви к прекрасному. Приобщение осужденных к искусству способствует реализации их творческих способностей и корректированию поведения, помогает преодолеть педагогическую невосприимчивость и уравновесить отрицательные психические состояния, урегулировать негативные эмоциональные проявления. Кроме этого эстетическое воспитание формирует положительные внутренние резервы, которые улучшают положение осужденного, сводят к минимуму негативное воздействие криминального мира. Организуется эстетическое воспитание в виде участия осужденных в художественной самодеятельности, творческих конкурсах, выставках [9]. Кроме этого в местах лишения свободы используются экологическое, экономическое, патриотическое и иные направления воспитания, которые способствуют исправлению и ресоциализации осужденных. Организуют и проводят воспитательную работу с осужденными в исправительном учреждении воспитательные аппараты - отделы воспитательной работы с осужденными. Проведение индивидуальной воспитательной работы осуществляют сотрудники данных отделов, привлекая при этом сотрудников иных служб, а так же представителей общественности и родственников осужденных.
В результате исследования можно сделать вывод о том, что уровень правового регулирования и эффективность работы администрации исправительного учреждения по воспитанию осужденных к лишеннию свободы, напрямую зависит от уровня исследованности рассматриваемого правового института как в теории, так и на практике и детерминирована солидным рядом факторов. Учет этих факторов дает возможность дальнейшему совершенствованию законодательства и повышения уровня эффективности исследуемого института в работе мест лишения свободы.
Литература и источники
1. Фефелов ВА. Уголовно-исполнительное право России. Общая часть. Рязань, 1998. С.297-298.
2. Прокопов МП. Нравственное воспитание осужденных к лишению свободы. M., 1974. С.17.
3. Козлова Л. Ф. Теоретические вопросы организации воспитательной работы с осужденными в ИТУ: учеб. пособ. Рязань, 1976. С.21.
4. Строева Г.В. Образовательно-развивающий потенциал нравственного воспитания осужденных // Человек и образование. M., 2006. №8-9. С.84.
5. Исправительно-трудовая (пенитенциарная) педагогика: учеб. / Под ред. А.И. Зубкова, M.R Стуровой. Рязань, 1993. С.170.
6. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. M., 2005. №47.
7. Детков M.T., Попов В.В., Казакова Е.Н. Воспитательная работа в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы: учеб. пособ. Вологда, 2002. С.48.
8. Педагогика и политико-воспитательная работа с осужденными: учеб. пособ. Рязань, 1985. С.114.
9. Зауторова Э.В. Нравственно-эстетическое воспитание осужденных: дис. ... докт. пед. паук. M., 2011. С.5.
References and Sources
1. Fefelov V.A. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo Rossii. Obshchaya chast'. Ryazan', 1998. S.297-298.
2. Prokopov M.P. Nravstvennoe vospitanie osuzhdennyh k lisheniyu svobody. M., 1974. S.17.
3. Kozlova L. F. Teoreticheskie voprosy organizacii vospitatel'noj raboty s osuzhdennymi v ITU: ucheb. posob. Ryazan', 1976. S.21.
4. Stroeva G.V. Obrazovatel'no-razvivayushchij potencial nravstvennogo vospitaniya osuzhdennyh // CHelovek i obrazovanie. M., 2006. .№8-9. S.84.
5. Ispravitel'no-trudovaya (penitenciarnaya) pedagogika: ucheb. / Pod red. A.I. Zubkova, M.P. Sturovoj. Ryazan', 1993. S.170.
6. Byulleten' normativnyh aktov federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti. M., 2005. .№47.
7. Detkov M.T., Popov V.V., Kazakova E.N. Vospitatel'naya rabota v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy: ucheb. posob. Vologda, 2002. S.48.
8. Pedagogika i politiko-vospitatel'naya rabota s osuzhdennymi: ucheb. posob. Ryazan', 1985. S.114.
9. Zautorova EH.V. Nravstvenno-ehsteticheskoe vospitanie osuzhdennyh: dis. ... dokt. ped. nauk. M., 2011. S.5.
ИСАЕВА ЛИЛИЯ АЙРАТОВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета.
ISAEVA, LILYA A. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Criminal Law and Procedure, Sterlitamak branch of the Bashkir State University ([email protected]).
УДК 343.1
ЖУКОВ Е.Н., ОБЛОГИНА Е.Г. ОБЪЕКТИВНАЯ ИСТИНА КАК ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ СПРАВЕДЛИВОГО УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
Ключевые слова: объективная истина, судебная истина, состязательность, суд.
В статье авторы исследуют непрекращающийся в науке уголовно-процессуального права спор о значении объективной истины, как цели уголовно-процессуального доказывания. Действующий УПК РФ 2002 г. прямо не устанавливает, что целью доказывания по уголовному делу является установление истины. В качестве принципа процесса не фигурирует и требование всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела. Вместе с тем, неприемлемым видится положение, согласно которому суд должен ограничиваться только анализом позиций сторон и теми доказательствами, которые стороны представляют на рассмотрение суда. Обоснован вывод о том, что объективная истина является фундаментом справедливого приговора суда. Забвение этого классического достижения науки уголовно-процессуального права непреодолимо ведет к вынесению неправосудного судебного акта.
ZHUKOV, E.N., OBLOGINA, E.G.
OBJECTIVE TRUTH AS VITAL COMPONENT OF FAIR CRIMINAL PROCEEDINGS
Keywords: an objective truth, a judicial truth, an adversary system, court.
In article authors investigate a continuous dispute in science of law of criminal procedure on the place of an objective truth as the purposes of criminal procedure proof. The current Code of Criminal Procedure of 2002 does not explicitly state that the purpose of proof in a criminal case is to establish the truth. The requirement of a comprehensive, complete and objective investigation of the circumstances of the case does not appear as a principle of the process. At the same time, it seems unacceptable the provision that the court should be limited only to an analysis of the positions of the parties and the evidence that the parties submit to the court. It justifies the conclusion that objective truth is the foundation of a fair court sentence. Forgetting this classic science of criminal procedural law leads irresistibly to the adoption of an unjust judicial act.
Для многих людей, попавших в орбиту уголовного процесса, это событие является судьбоносным, переломным и, во многом, определяющим их последующую жизнь. И каждый человек, независимо от его процессуального статуса, хочет справедливого разрешения уголовного дела. Без максимально точного установления фактических обстоятельств дела, без выяснения того, что на самом деле произошло в действительности, этого достичь невозможно. А значит, обязательным компонентом справедливого уголовного процесса является установление истины по делу. Об этом очень лаконично высказался А. Тушев: «... решение суда все-таки должно базироваться на объективной истине. Иначе ни о какой справедливости не может быть и речи. Состязательность - это способ достижения истины» [1]. Вообще, стремление к истине имманентно присуще понятию правосудия, «как суда правого, стремящегося к правде, т.е. к соответствию суждения и действительности» [2]. Истина выступает как символ правды, справедливости. Только истины и правды требуют люди от судей, только истина и правда составляют сущность приговора суда, как акта правосудия [3]. Именно истина (ее познание) является краеугольной и незыблемой основой справедливости уголовного процесса. Без истины нет справедливости, без справедливости нет правосудия [4].
Таким образом, приговор суда должен быть справедливым в том смысле, что в нем должны быть точно, в соответствии с тем, что имело место в действительности, установлены все обстоятельства, подлежащие доказыванию. Это, в свою очередь, позволит правильно квалифицировать деяние лица и назначить наказание, направленное на исправление осужденного и восстановление социальной справедливости.
Как нам представляется, в историческом плане российский законодатель решительно требовал при доказывании по уголовным делам устанавливать так называемую объективную (материальную) истину. Это было свойственно как дореволюционному уголовному процессу, так и советскому. Так, Устав уголовного судопроизводства 1864 г. в ст. 613 предусматривал обязанность судьи вести судебное разбирательство в порядке, «который наиболее способствует