Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ'

ПРОБЛЕМЫ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
112
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / СИСТЕМА ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / ДИСБАЛАНС СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ / НЕФОРМАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ / DEPRIVATION OF LIBERTY / CORRECTIONAL SYSTEM / IMBALANCE OF SOCIAL COMMUNICATION / INFORMAL SUBCULTURE / RE-SOCIALIZATION OF CONVICTS TO IMPRISONMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Акаева А.А.

В статье обосновывается мнение о том, что существующая система исправительных учреждений не способствует исправлению осужденных к лишению свободы и тем более их перевоспитанию. Были использованы историко-правовой, сравнительно-правовой методы, проведено социологическое исследование среди сотрудников органов уголовно-исполнительной системы. Проведенный анализ норм уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, научных источников, статистических данных, свидетельствующих о неуклонном росте рецидивной преступности, позволил сформулировать выводы и предложения по повышению эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы в целях ресоциализации осужденных в течение всего срока отбывания наказания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF CORRECTIONAL IMPACT IN THE PROCESS OF EXECUTION OF THE PENALTY IN THE FORM OF DEPRECTS OF FREEDOM

The article substantiates the view that the current correctional system is not conducive to the rehabilitation of convicted persons to deprivation of liberty, and especially their rehabilitation. Historical-legal, comparative-legal methods were used, sociological research among employees of bodies of criminal and Executive system was carried out. The analysis of norms of criminal and criminal-Executive legislation, scientific literature, statistical data showing a steady increase in recidivism, allowed us to formulate conclusions and proposals on increase of efficiency of activity of criminal-Executive system for the purpose of re-socialization of prisoners during the whole term of punishment.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ»

УДК 343.26:343.91

ПРОБЛЕМЫ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Акаева А.А., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, amina. akaeva@mail. ru

В статье обосновывается мнение о том, что существующая система исправительных учреждений не способствует исправлению осужденных к лишению свободы и тем более их перевоспитанию.

Были использованы историко-правовой, сравнительно-правовой методы, проведено социологическое исследование среди сотрудников органов уголовно-исполнительной системы.

Проведенный анализ норм уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, научных источников, статистических данных, свидетельствующих о неуклонном росте рецидивной преступности, позволил сформулировать выводы и предложения по повышению эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы в целях ресоциализации осужденных в течение всего срока отбывания наказания.

Ключевые слова: лишение свободы, система исправительных учреждений, дисбаланс социальной коммуникации, неформальная субкультура, ресоциализация осужденных к лишению свободы.

DOI: 10.21779/2224-0241-2018-28-4-144-147 UDC 343.26:343.91

PROBLEMS OF CORRECTIONAL IMPACT IN THE PROCESS OF EXECUTION OF THE PENALTY

IN THE FORM OF DEPRECTS OF FREEDOM

Akaeva A.A., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, amina.akaeva@mail.ru

The article substantiates the view that the current correctional system is not conducive to the rehabilitation of convicted persons to deprivation of liberty, and especially their rehabilitation.

Historical-legal, comparative-legal methods were used, sociological research among employees of bodies of criminal and Executive system was carried out.

The analysis of norms of criminal and criminal-Executive legislation, scientific literature, statistical data showing a steady increase in recidivism, allowed us to formulate conclusions and proposals on increase of efficiency of activity of criminal-Executive system for the purpose of re-socialization of prisoners during the whole term of punishment.

Key words: deprivation of liberty, correctional system, imbalance of social communication, informal subculture, re-socialization of convicts to imprisonment.

DOI: 10.21779/2224-0241-2018-28-4-144-147

Эффективность деятельности уголовно-исполнительной системы любого государства определяется прежде всего снижением рецидива, среди лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы.

В первой же статье Уголовно-исполнительного кодекса исправление осуждённых определено в качестве основной цели уголовно-исполнительного законодательства. Но в науке уголовно-исполнительного права всё чаще стал употребляться термин «ресоциализация», и предупреждение рецидива сегодня связывают именно с этим понятием [1, с. 31].

При исправлении происходят изменения в ценностно-нормативной сфере личности, а результатом ресоциализации является восстановление

или появление социально полезных связей и качеств, навыков человеческого общежития. В условиях состояния современного общества более реальны цели ресоциализации.

Процесс ресоциализации изучался и изучается учеными различных отраслей научных знаний: юриспруденции, психологии, педагогики и др.

Ресоциализация осужденных должна быть в центре внимания в течение всего срока отбывания назначенного наказания. И готовить осужденных к освобождению необходимо фактически с первого дня заключения. Однако на сегодняшний день всё происходит с точностью до наоборот. Исправительные колонии сегодня напоминают высшие учебные заведения, которые ежедневно выпускают квалифицированные кадры в преступный

мир. Осуждённые впитывают соответствующую субкультуру и выходят в общество жестокими и беспринципными. Получается, что исправительная система так деформирует человека, что после освобождения ему очень сложно жить нормальной жизнью.

Человек, который преступил закон, проявил криминальные наклонности, безусловно, сталкивается с трудностями социализации. Некоторые ученые обуславливают это феноменом пенитенциарной изоляции, с этим трудно не согласиться.

Оказавшись в местах лишения свободы, осуждённый лишается не только определенных прав и свобод, но и своего социального статуса. Уже неважным становится, какое положение он занимал в обществе прежде, после освобождения на нем отпечатывается клеймо «зэка».

Во время отбывания лишения свободы человек вынужден приспосабливаться к криминогенному микросоциуму осуждённых. В сущности, ныне действующая система отбывания наказания в виде лишения свободы приводит не к исправлению, а, наоборот, к десоциализации осуждённого. Это и есть феномен пенитенциарной изоляции, то есть сама по себе изоляция уже делает невозможным исправление и, тем более, перевоспитание осуждённых.

В плане научных исследований есть определённые сложности в рассмотрении данного феномена.

Они связаны, прежде всего, с закрытостью пенитенциарной системы, и с нежеланием осуждённых и администрации участвовать в подобного рода исследованиях.

В России система исправительных учреждений коренным образом отличается от такого рода систем, например, в странах Европы [2, с. 108].

В таких международно-правовых актах, как Европейские тюремные правила и Минимальные стандартные правила обращения с заключенными функциями режима являются классификация осужденных, их изоляция, соблюдение дисциплины. На наш взгляд, для доктрины исправительно-трудового права, а затем и уголовно-исполнительного характерна карательная функция режима.

Если сравнивать отечественную пенитенциарную систему и, например, европейскую, то следует отметить, что степень изоляции в тюрьмах выше, чем в колониях. Однако, на наш взгляд, минус отечественной системы колоний в том, что в колониях у осужденных имеются возможности консолидироваться, так как количество осужденных в колонии может доходить до 1000 человек. В условиях такой концентрации и формируются воровские традиции и вырабатываются неформальные правила взаимоотношений [3, с. 5].

В настоящее время в деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы имеются проблемы, носящие системный характер [4].

В современной юридической литературе высказывается мнение о пробелах при конструировании норм уголовно-исполнительного законодательства, касающихся критериев классификации осужденных в местах лишения свободы [5, с. 48]. Совместное пребывание психологически несовместимых лиц усиливает имеющиеся отклонения [6, с. 53].

Однако надо понимать, что условия осужденных к лишению свободы не могут быть улучшены до тех пор, пока не будут решены социально-экономические и политические проблемы, не будет повышен уровень материального и духовного обеспечения всего населения. Некоторые авторы придерживаются мнения, что у нашей системы колоний есть свои положительные свойства. Например, это касается воспитательных мероприятий и организации труда. Однако сегодня исчезли коллективные формы воспитательного воздействия [7, с. 47], а в государстве с рыночной экономикой труд осужденных не востребован в тех масштабах, которые были характерны для плановой экономики советского периода.

Именно тот факт, что сегодня не всегда возможно привлекать осужденных к труду в широком масштабе и способствует проявлению недостатков так называемой колонийской системы. Результатом этого стало то, что основная цель наказания - исправление осужденных - не достигается. И, как правило, после освобождения, бывшие осужденные представляют ещё большую опасность, чем на момент осуждения.

Понятно, что исправление личности - дело непростое, а личности осужденного тем более. В ч. 1 ст. 9 УИК РФ законодатель сформулировал понятие исправления осуждённых. Однако при этом нет чёткого определения степени исправления. Поддерживаем мнение некоторых авторов о том, что следовало бы законодательно закрепить степени исправления осужденных, сформулировать требования, предъявляемые к каждой из них, и закрепить порядок их определения [8, с. 152].

Уголовно-исполнительный кодекс, определяя цели исправления, перечисляет и основные средства исправления, но при этом некоторые из указанных средств, например, общественное воздействие, не имеют определения в уголовно-исполнительном законодательстве.

Привлечение к труду в пенитенциарных учреждениях преследует цель убедить осужденных в том, что честный трудовой образ жизни - единственно правильный путь. Кроме того, труд, как основное средство исправительного воздействия, преследует экономические и социальные цели. Статья 105 УИК предусматривает, что оплата труда в исправительных учреждениях не может быть ниже минимального размера.

Мы согласны с широко распространённым в науке мнением, что решающая роль в деле исправления осужденных принадлежит труду [8, с. 156]. Однако в условиях рыночной экономики, как уже было отмечено выше, обеспечить осужденных к лишению свободы трудом с соответствующей оплатой очень непросто.

На наш взгляд, в пенитенциарной практике сегодня недостаточно полно используется потенциал такого эффективного средства успешной ре-социализациии осуждённых, как получение осужденными образования, и не только общего, но и высшего образования.

Федеральным законом от 02.07.2013 г. ч. 4 ст. 108 УИК РФ была дополнена положением, согласно которому администрация ИУ должна содействовать осужденным в получении высшего образования с учетом имеющихся возможностей. Вероятно, речь идёт о возможности использования в учебном процессе современных технологий дистанционного обучения.

Полагаем, что при привлечении осужденных к получению высшего образования, происходит изменение социальной роли индивида - оставаясь осужденным, находящимся в изоляции, он становится студентом вуза. Кроме того, меняется микросреда заключенного [10, с. 65] - создается образовательное пространство, где можно не только получить новые знания, но и благодаря спутниковым телекоммуникационным технологиям контактировать с преподавателями.

Кроме того, осужденные, вовлечённые в образовательный процесс, будут находиться в особых режимных условиях, ведь в период сессий им возможно предоставление «отпусков», да и в целом ослабление режимных условий содержания. Новая образовательная среда, несомненно, будет иметь положительное действие на изменение системы ценностей заключённого. Тем более что подобным опытом уже обладают некоторые исправительные колонии.

Литература

1. Горбач Д.В., Горбань Д.В. О понятии ресоциализации осужденных: современные подходы // Институт ресоциализации осужденных: состояние, проблемы и перспективы развития: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. 26-27 октября 2017 г. С.31.

2. Акаева А.А. Классификация осужденных и система исправительных учреждений // Юридический Вестник ДГУ. 2017. Т.21. №1. С.108-112.

3. Пищелко А.В. Социально-педагогические основы нравственного перевоспитания осужденных. М., 1992.

4. Концепция федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017-2025 годы)»: утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 23 дек. 2016 г. № 2808-р. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71479292/#ixzz5WI1ErawY (дата обращения: 30.10.2018).

5. Попова С.А. Современные проблемы исполнения наказания в виде лишения свободы // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2017. №2 (45).

6. Шайхисламова О.Р. Классификация осуждённых к лишению свободы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Экономика. Управление. Право. 2007. Т. 7. № 2. С. 53-55.

7. Смирнов Л.Б. Криминологические проблемы уголовного наказания в виде лишения свободы: коррекция целеполагания, принципов и реализации // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2017. № 1 (44). С. 47-52.

8. Смирнов Л. Б. Наказание в виде лишения свободы в контексте уголовно-исполнительного права и пенитенциарной практики // Уголовно-исполнительное право. 2018. Т.13. № 2. С. 152-159.

9. Волов В.В., Волов В. Т. Концепция воспитания и социализации осужденных в исправительных учреждениях России // Образование и наука. 2014 № 10 (119).

References

1. Gorbach D.V., Gorban' D.V. O ponyatii resotsializatsii osuzhdennykh: sovremennye podkhody // Institut resotsializatsii osuzhdennykh: sostoyanie, problemy i perspektivy razvitiya: sb. materialov Vseros. nauch.-prakt. konf. 26-27 oktyabrya 2017 g. S.31.

2. Akaeva A.A. Klassifikatsiya osuzhdennykh i sistema ispravitel'nykh uchrezhdenii // Yuridicheskii Vestnik DGU. 2017. T.21. №1. S.108-112.

3. Pishchelko A.V. Sotsial'no-pedagogicheskie osnovy nravstvennogo perevospitaniya osuzhdennykh. M.,

1992.

4. Kontseptsiya federal'noi tselevoi programmy «Razvitie ugolovno-ispolnitel'noi sistemy (2017-2025 gody)»: utv. rasporyazheniem Pravitel'stva Ros. Federatsii ot 23 dek. 2016 g. № 2808-r. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71479292/#ixzz5WI1 ErawY (data obrashcheniya: 30.10.2018).

5. Popova S.A. Sovremennye problemy ispolneniya nakazaniya v vide lisheniya svobody // Kriminologi-ya: vchera, segodnya, zavtra. 2017. № 2 (45).

6. Shaikhislamova O.R. Klassifikatsiya osuzhdennykh k lisheniyu svobody // Izvestiya Saratovskogo uni-versiteta. Novaya seriya. Ser.: Ekonomika. Upravlenie. Pravo. 2007. T. 7. № 2. S. 53-55.

7. Smirnov L.B. Kriminologicheskie problemy ugolovnogo nakazaniya v vide lisheniya svobody: korrektsiya tselepolaganiya, printsipov i realizatsii // Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra. 2017. № 1 (44). S. 47-52.

8. Smirnov L.B. Nakazanie v vide lisheniya svobody v kontekste ugolovno-ispolnitel'nogo prava i peni-tentsiarnoi praktiki // Ugolovno-ispolnitel'noe pravo. 2018. T.13. № 2. S. 152-159.

9. Volov V.V., Volov V.T. Kontseptsiya vospitaniya i sotsializatsii osuzhdennykh v ispravitel'nykh uchrezhdeniyakh Rossii // Obrazovanie i nauka. 2014 № 10 (119).

Поступила в редакцию 9 ноября 2018 г.

Received 9 November, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.