ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^
Примечания
1. Вентцель, К. Н. Этика и педагогика творческой личности / К.Н. Вентцель. — Москва, 1982. — Т. 2.
2. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л.С. Выготский. — Москва, 1987.
3. Каган, М. С. Философия культуры / М.С. Каган. — Санкт-Петербург, 1996.
4. Русские художники детской книги. — Москва, 1963.
5. Хейзинга Й. Ното 1иёепэ / Й. Хейзинга. — Москва, 1992.
^^ЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 37:36
О. Ю. Мацукевич
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассмотрена специфика ресоциализации личности молодого инвалида; определены условия использования технологий социально-культурной деятельности в организации процесса ресоциализации.
Ключевые слова: ресоциализация, молодой инвалид, социально-культурная деятельность, творчество.
The article deals with specification of the personal resocialization of the young individual. The conditions of the utilization of the technologies of the socio-cultural activity in the organization of the process of resocialization are defined.
Keywords: resocialization, young individual, socio-cultural activity, creative activity.
Молодежный период личностного развития характеризуется формированием целостной системы мировоззрения, определенным уровнем образованности, обусловливающих готовность осуществлять самостоятельно трудовую деятельность с целью реализации индивидуальной стратегии жизненных перспектив — создавать семью, участвовать в гражданском диалоге. Как следствие, являясь связующим звеном в механизме социокультурной преемственности, молодежь призвана созидать и утверждать ценностные начала предыдущих поколений, развивать опыт сотрудничества государства и гражданского общества в реализации своих прав и удовлетворении потребностей.
Творческая реабилитация молодых инва-
130 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ
лидов становится одним из наиболее действенных способов восстановления и расширения духовного мира молодых людей с ограничениями в здоровье. Именно в искусстве они на равных могут конкурировать со здоровыми людьми, проявлять в полной мере свои таланты. В условиях творческой деятельности актуализируется потребность развития активной личностной позиции молодого инвалида как важного условия преодоления духовного отчуждения, профилактики иждивенческих настроений и социальной исключенности.
Данный подход органично отражен в государственных программах Москвы, посвященных социально-культурной реабилитации инвалидов [3; 4]. Среди мно-
2 (52) март-апрель 2013 130-134
^ Социально-культурная деятельность
жества художественно-творческих акции следует отметить фестивали: «Я радость нахожу в друзьях», «Я люблю этот мир», «Знакомьтесь, это — Я», «Семейный портрет» и др. Событием года стало проведение первого международного кинофестиваля по проблемам инвалидности — «Кино без барьеров», фестиваля особых театров «Протеатр» и др. В основе перечисленных мероприятий развиваются интегративные подходы, объединяющие личность инвалида, его семью с ближайшим окружением, что значительно влияет на формирование общественного мнения москвичей.
Прошедшие десятилетия также свидетельствуют о развитии конструктивного диалога государства и гражданского общества в решении проблем инвалидов. В частности, Всероссийским обществом инвалидов и фондом «Филантроп» осуществляется уникальная деятельность по ресоциализации инвалидов в условиях социально-культурной деятельности. Фестивали творчества особенных детей и взрослых инвалидов, меро-Ф приятия инваспорта и адаптивной физиче-
ской культуры, Всероссийский форум молодых инвалидов, международная премия «Филантроп», организованная в поддержку талантливых инвалидов, международный марафон «Бумеранг» и др. стали визитной карточкой Общества и Фонда, целью которых является развитие активной гражданской позиции инвалидов, оптимизация социально-культурной среды и утверждение идеалов гражданственности, равенства прав и достоинства в сознании россиян и мировой общественности.
Вместе с тем проблема социального отчуждения молодых инвалидов в современном обществе продолжает существовать и проявляться в общественной изоляции людей с ограниченными возможностями здоровья, в отсутствии личностных перспектив и ограниченности возможностей для профессиональной деятельности.
Поэтому идеи ресоциализации личности молодых инвалидов в условиях социально-культурной деятельности легли в основу
проведения лонгитюдного социологического исследования на базе фонда «Филантроп» города Москвы в период с 2002 по 2012 год [2].
В общей сложности мы опросили около 2 тыс. подростков и молодых людей — участников международных фестивалей, осуществляемых фондом, в возрасте от 14 до 25 лет из Москвы, Минска, а также из различных регионов России; обследована работа нескольких общественных организаций: некоммерческой общественной организации (НОО) Центра социально-культурной анимации «Одухотворение» (Москва), межрегионального благотворительного фонда содействия реабилитации инвалидов «Преодоление» (Москва), региональной общественной организации социально-творческой реабилитации детей и молодежи с отклонениями в развитии «Круг» (Москва), общественного фонда «Особенные дети» (г. Долгопрудный), Параартийского центра «Иван да Марья» (Москва), региональной общественной организации «Инвалидный клуб активной реабилитации (ИКАР)», городских клубов инвалидов «Контакты-1» (Москва), «Аленький цветочек» (Волгоград) и др.
Целью исследования было выявление факторов, обусловливающих процесс ресоциа-лизации инвалидов в условиях социально-культурной деятельности на основе анализа аксиологического, мотивационного, деятель-ностного и идентификационного критериев.
Аксиологический критерий. Гуманизация российского общества обусловила широкое внедрение концепции социальной инклюзии, предполагающей интеграцию инвалидов практически во все сферы жизнедеятельности, многообразие форм взаимодействия людей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых людей. По результатам опроса выяснилось, что большинство опрошенных (70,6%) придерживается мнения о том, что инвалиды могут быть конкурентоспособными и работать вместе со здоровыми людьми, однако 6,4%0 респондентов отрицают возможность подобной совместной тру-
$
131
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^
довой деятельности. Мнение о предоставлении возможности права выбора инвалидами образа жизни стало определяющим — 66,8%, остальные респонденты полагают, что инвалиды должны жить в обычном социальном окружении (22,8%). Однако, несмотря на желание большинства опрошенных инвалидов (65,3%) жить в «мире здоровых», практически каждый третий респондент выразил мнение, что инвалидам удобнее жить в своей микросреде с адаптированной инфраструктурой специализированных больниц, реабилитационных центров, трудовых комбинатов и коррекционных образовательных учреждений (34,7%).
Подавляющее большинство опрошенных (66%) согласны с утверждением, что отношение к инвалидам в российском обществе кардинально изменилось в положительную сторону. При этом мнения о векторе изменений разделились практически поровну; с учетом ошибки выборки почти половина указавших, что изменения имели место, считают, что такие изменения имеют положительный характер (45%), другая половина была уверена, что изменения произошли к худшему (55%). Среди причин таких сдвигов чаще всего указывали на законодательные инновации (49%), на втором месте — активность общественных объединений (36%), на третьем — создание новых учреждений и служб (22%).
Мотивационный критерий. Мы задавали всем нашим респондентам вопросы о СМИ. Все категории инвалидов и здорового населения полагают, что информация об инвалидах представлена недостаточно: 57% опрошенных отмечают, что СМИ уделяют незначительное внимание проблемам инвалидов; 35,6% респондентов полагают, что СМИ некорректно формируют образ инвалидности. Как показал анализ текстов, правильное описание инвалидности у 80% опрошенных связано с эффектом положительных эмоций, а 21,7% — с формированием негативного образа инвалидов. Наиболее критичную позицию в оценке деятельности СМИ занимают респонденты с нарушением опорно-двигательного аппарата и инвалиды
по зрению (55,8 и 48,6%), полагающие, что СМИ уделяют их проблемам недостаточно внимания.
Результаты исследования позволяют предположить, что существенного прогресса в социальной политике можно ожидать при условии развития межсекторного взаимодействия, повышения прозрачности контроля со стороны инвалидов и общества в целом. Думается, что успех социальной инклюзии зависит от множественных факторов, от разных людей и инстанций, участвующих в процессе изменений — самих инвалидов, их семей и более широких социальных сетей — актуальных и потенциальных работодателей, государственных, региональных и муниципальных структур и учреждений, негосударственных организаций, включенных в оказание поддержки в процессе ресоциализации.
Деятельностный критерий. Инвалиды, объединяясь для совместной работы в ассоциации, либо сотрудничая с благотворительными сервисными организациями, предпринимают осознанные стратегические шаги для того, чтобы прийти к совместному пониманию мира и самих себя. Формирование их коллективных стратегий способно влиять на государственную социальную политику и жизнь отдельных граждан, являясь важным шагом развития гражданского общества. Эти процессы отражают растущее признание обществом прав и достоинства человека, переоформление социальных и политических отношений индивида, общества и государства. Как результат данного процесса можно считать деятельность депутатов Государственной думы РФ — А.В. Ломакина-Румянцева и О.Н. Смолина, имеющих инвалидность.
Социально-культурная идентификация. Нами отмечена тенденция: большинство молодых инвалидов, столкнувшись с формальным отношением в открытой среде, практически не воспринимают идеи интеграции, лишь 45% инвалидов со слуховой и двигательной депривацией склонны считать положительными изменения в обществе, однако
$
13
^ Социально-культурная деятельность
49% инвалидов по зрению утверждают, что ситуация в обществе изменилась в худшую сторону.
Принимая во внимание особенности формирования картины мира людей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо помнить, что адекватность оценки инвалидами социально-культурных изменений в обществе во многом зависит и от природы заболевания, поэтому мнения респондентов разделились следующим образом: слабовидящие считают, что главной причиной ухудшения ситуации является отказ от традиционной поддержки инвалидов и принятие новых лицемерных законов, сокращающих материальную поддержку и ограничивающих возможность получать квалифицированную медицинскую помощь; слабослышащие связывают сокращение рынка труда с принятием новых законов, что обрекает их на изоляцию; инвалиды-опорники оценивают положительно происходящие изменения.
Можно предположить, что в дифференциации ответов также отражена динамика Ф групповой идентификации инвалидов и раз-
вития общественного самосознания. В частности, Общество слепых (ВОС) создано в
1925 году. Общество глухонемых (ВОГ) — в
1926 году, а ВОИ, объединившая все патологии, включая опорные, секреторные, психосоматические и другие депривации, была создана всего лишь в 1991 году. Вместе с тем практически всеми респондентами отмечается, что, несмотря на предпринимаемые меры, существует социальная дистанция между обществом здоровых людей и инвалидами, более того, 19% участников опроса считают инвалидов «иждивенцами и обузой для общества».
Результаты проведенных исследований позволяют судить о положительной динамике ресоциализационных процессов, оптимизации среды жизнедеятельности инвалидов, развитии социальной активности населения в решении жизненно важных проблем инвалидной среды. Яркие примеры социокультурных проектов ресоциализации инвалидов отражают перспективы развития механиз-
мов социального партнерства бизнеса, власти и гражданского общества.
Динамика развития мотивационной сферы инвалидов в процессе участия в социально-культурной деятельности показывает, что в городе активно развиваются традиции художественно-творческой деятельности. Ресоциализация инвалидов в условиях социально-культурной деятельности органично включает комплекс культуроохран-ных (музейных), культуротворческих, рекреационных и других технологий культурно-досуговой деятельности. Важно отметить, что развитие самодеятельной творческой активности инвалидов становится важным фактором развития ресоциализационных процессов [6].
Таким образом, можно утверждать, что проблемное поле ресоциализации молодых инвалидов в столичном мегаполисе определяется хорошим качеством жизни москвичей, органично включает кластер формирования безбарьерного пространства и доступности среды жизнедеятельности, который необходим всем жителям мегаполиса. Доминирующим условием ресоциализации инвалидов является независимость в организации жизненного пространства, включая комфортность жилья, транспорта, доступность образовательной и социокультурной сферы [5].
В качестве примера рассмотрим деятельность молодежного клуба танцев на колясках, созданного в 2006 году на базе благотворительного фонда «Филантроп» (Москва) [2].
Ведущая идея формирования мотивации у молодых инвалидов — «Я стану тем, кто я есть, потому что я сам выбираю этот путь. Мои собственные решения, а не случайные обстоятельства формируют меня, дают силы преодолевать ограничения и стать человеком, свободным и сильным духом», — направлена на преодоление личностных проблем в формировании социально активной личности гражданина, которые обусловлены инвалидностью.
Главные задачи клуба — создание мак-
$
133
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^
симально благоприятных условий для социокультурной реабилитации и всестороннего развития личности, всемерного раскрытия её способностей. В клубе закладывается фундамент подготовки к занятиям инвалидов творчеством, а для наиболее одарённых участников — и к выбору будущей профессии в области искусства и культуры. Деятельность клуба строится на принципах демократии, гуманизма, открытости, альтернативности, доступности и преемственности с учётом индивидуальных особенностей и способностей участников, культурно-исторических и национальных традиций.
В качестве ведущего метода ресоциали-зации молодых инвалидов выступает творческая деятельность как универсальная специфическая форма активного отношения личности к окружающему миру, содержание которой составляет его изменение и преобразование.
Клубные программы вытекают из модели ресоциализации личности молодого инвалида в условиях социально-культурной деятельности и представляют собой комплексную систему обучения молодых инвалидов умениям и навыкам художественно-творческой деятельности, систему совершенствования коммуникативной культуры, актуализации ценностно-смысловой сферы. Модель ресоциализации включает такие качества, как умение мобилизовать себя и дру-
гих; уверенность в себе и умение преодолевать объективные ограничения; умение взаимодействовать в группе; умение принимать решение и действовать самостоятельно. Формами обучения являются игровые тренинги, дискуссии, «круглые столы», индивидуальные консультации, групповые занятия, обсуждения творческих выступлений и др.
Таким образом, технологии ресоциа-лизации молодых инвалидов в условиях социально-культурной деятельности предполагают комплексное решение различных проблем личности, обеспечивая ей возможность самоидентификации в качестве полноправного представителя той или иной социокультурной, досуговой общности, а также условия для включения в образовательные, творческие, оздоровительные и другие виды социально-культурной деятельности.
Думается, что педагогическая работа с молодыми инвалидами становится весьма эффективной при условии активного включения личности в творчество, реализуемого общностью клубного типа, а сочетание задач реабилитации и творческого развития, обеспечивающееся комплексом арттерапев-тических и анимационных технологий, дает возможность не только раскрыть творческие способности участников, но и создать предпосылки для изменения их аксиологических, мотивационных, деятельностных и идентификационных параметров.
Примечания
1. Ариарский, М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления / М.А. Ариарский. — Санкт-Петербург, 2008. — 791 с.
2. Благотворительный фонд «Филантроп» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. fi1antrop.ru
3. Государственная программа города Москвы «Культура Москвы 2012—2016 гг.» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <https://www.mos.ru/documents/index.php?id_4=127241>
4. Государственная программа «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012—2016 гг.» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.so1ncevo.zao.mos.ru/program/spg2012—2016.pdf
5. Есаков, В. А. Мегаполис и его культура (на примере Москвы) / В.А. Есаков. — Москва : Альфа-М, 2008. — 150 с.
6. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность. История, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. — Москва : МГУКИ, 2001.
7. Ярошенко, Н. Н. Сущностная диверсификация социально-культурной деятельности: международный контекст и отечественные условия / Н.Н. Ярошенко // Вестник МГУКИ. — 2007. — № 3. — С. 139—144.
$
134