Научная статья на тему 'Ресоциализация лиц, осужденных к лишению свободы'

Ресоциализация лиц, осужденных к лишению свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
797
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОСУЖДЕННЫЙ / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Филиппова К. И.

Currently, due to the fact that rise in crime has become one of the main causes of social strain the problem of resocialization of persons sentenced to the imprisonment took the special significance. This article is devoted to the problem of resocialization of convicts. The article presents the term of resocialization, examines the problem faced by convicts as while serving the sentence and after it. These are primarily the problems related to the education and employment of the convicts. The problems of law literacy and psychological support of the prisoners are also highlighted in the article. The article also contains the analyses of the current legislation, the law enforcement practice in Russia and statistical information. The article deals with the solution of the resocialization problem in some foreign countries Japan, South Korea, Finland and in some regions of the Russian Federation. The author suggests measures necessary for the successful resocialization of the sentenced persons. These measures should help to return the law-abiding citizens in the society by means of correcting the convicts' behavior and disposal of the habits that led them to the criminal activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Resocialization of Persons Sentenced to the Imprisonment

Currently, due to the fact that rise in crime has become one of the main causes of social strain the problem of resocialization of persons sentenced to the imprisonment took the special significance. This article is devoted to the problem of resocialization of convicts. The article presents the term of resocialization, examines the problem faced by convicts as while serving the sentence and after it. These are primarily the problems related to the education and employment of the convicts. The problems of law literacy and psychological support of the prisoners are also highlighted in the article. The article also contains the analyses of the current legislation, the law enforcement practice in Russia and statistical information. The article deals with the solution of the resocialization problem in some foreign countries Japan, South Korea, Finland and in some regions of the Russian Federation. The author suggests measures necessary for the successful resocialization of the sentenced persons. These measures should help to return the law-abiding citizens in the society by means of correcting the convicts' behavior and disposal of the habits that led them to the criminal activity.

Текст научной работы на тему «Ресоциализация лиц, осужденных к лишению свободы»

довательской работы могут быть интересны для Юридической Академии. В качестве главного результата, мы надеемся, что наш проект поможет осуществлению практики введения ювенальной юстиции в Москве и Московской области, а также во всей России.

К.И. Филиппова*

РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЦ, ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ

СВОБОДЫ

Ключевые слова: ресоциализация, осужденный, лишение свободы, преступление, исправительное учреждение.

K.I. Filippova. Resocialization of Persons Sentenced to the Imprisonment

Currently, due to the fact that rise in crime has become one of the main causes of social strain the problem of resocialization of persons sentenced to the imprisonment took the special significance. This article is devoted to the problem of resocialization of convicts. The article presents the term of resocialization, examines the problem faced by convicts as while serving the sentence and after it. These are primarily the problems related to the education and employment of the convicts. The problems of law literacy and psychological support of the prisoners are also highlighted in the article.

The article also contains the analyses of the current legislation, the law enforcement practice in Russia and statistical information.

The article deals with the solution of the resocialization problem in some foreign countries -Japan, South Korea, Finland - and in some regions of the Russian Federation. The author suggests measures necessary for the successful resocializa-tion of the sentenced persons. These measures should help to return the law-abiding citizens in the society by means of correcting the convicts' behavior and disposal of the habits that led them to the criminal activity.

В системе мер, направленных на нейтрализацию преступности, обеспечение общественной безопасности, охрану прав граждан от преступных посягательств, важное место принадлежит системе исправительных учреждений. Данные учреждения призваны исполнять уголовное наказание в виде лишения свободы. Целью и оправданием приговора к лишению свободы является в конечном счете защита общества и предотвращение угрожающих ему преступлений. Этой цели можно добиться только в том случае, если по отбытии

* Студентка Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина. [feokra@ mail.ru]

срока заключения и по возвращении к нормальной жизни в обществе правонарушитель оказывается не только готовым, но и способным подчиниться законодательству и обеспечивать свое существование.

Ежегодно из мест лишения свободы освобождается несколько сот тысяч человек. По данным статистики, примерно 1/3 лиц совершает преступления повторно. И при этом никакая статистика не отражает судьбу лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Эти граждане считаются изгоями нашего общества. Для лиц, освобожденных из мест лишения свободы, часто оказывается проще вернуться в исправительные учреждения, нежели жить в обществе.

При исследовании данной проблемы были проведены беседы с бывшими осужденными, с обвиняемыми, находящимися в следственном изоляторе и работниками колонии общего режима.

В результате был выявлен ряд факторов, усложняющих процесс возвращения бывших осужденных к законопослушной жизни.

С одной стороны, лишение свободы призвано показать отрицательные последствия совершения преступлений, но, с другой стороны, само наказание в виде лишения свободы вызывает ряд неблагоприятных социальных последствий как для осужденного, так и для общества в целом.

Еще в 1910 г. русский ученый-пенитенциарист Познышев С.В. писал, что «цель приобщения к честному труду, удержания от повторения преступной деятельности вряд ли может быть достижима, если по выходе из заключения освобожденные будут предоставлены сами себе, не имея поддержки. Обосновывается это тем, что большинство бывших осужденных оказываются в тяжелых материальных условиях, найти заработок трудно - повсюду встречают крайнее недоверие, слышат отказ в работе»1. На сегодняшний день многие из этих проблемы так и остаются нерешенными, все надежды осужденного возлагаются на родственников, семью, знакомых.

Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль считал, что настроение и дух общества в отношении к вопросу о преступности и преступниках являются одним из самых надежных отражений уровня цивилизованности в любой стране2. В настоящее же время у персонала исправительных учреждений, как и у общества в целом, сформировался определенный стереотип личности преступника, сложилось твердое убеждение в невозможности его исправления. Хотя согласно статье 3 Минимальных стандартных правил обращения с осужденными указано, что необходимо иметь государственные или част-

1 Познышев С.В. Уголовное право. М., 1910. С. 149-150.

2 Правовые аспекты социальной адаптации заключенных // jus.ru/msu/projects/108/> (последнее посещение - 25 ноября 2010 г.).

3 См.: Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф. Психологическое состояние человека, лишенного свободы. М., 1968. С. 32-33.

ные органы, способные проявлять действенную заботу об освобождаемых заключенных, борясь с предрассудками, жертвами которых они являются, и помогая им вновь включиться в жизнь общества.

Действительно, в настоящее время исправительные учреждения незначительно способствуют изменению внутренних ценностей человека. Лица, находящиеся в местах лишения свободы, отучаются от самостоятельности. Все решения за них (планирование бюджета, прогулки, обеспечение себя питанием, одеждой и т.д.) принимает администрация учреждения. Вследствие чего после освобождения им трудно приспособиться к жизни на свободе, где всю ответственность несет каждый за себя.

В процессе нахождения в исправительных учреждениях у человека разрушаются положительные отношения с семьей, теряются социальные связи с друзьями, бывшими коллегами. Все это отрицательно влияет на психологическое состояние осужденного. У многих наблюдается тревога, страх, скука, апатия, раздражительность, снижение работоспособности. Одним из сложных состояний осужденного является фрустрация, которая проявляется в том, что вызывает особую активность, агрессивность или, наоборот, пассивность и бездеятельность. Перед освобождением это все только усиливается. Хотя законом не ограничена переписка осужденных и даже разрешены телефонные разговоры тем не менее заменить этим полноценное общение, конечно, нельзя. Состояние незащищенности у осужденного обусловлено требованиями, которые к нему предъявляются и администрацией, и микросредой, особенно ее отрицательной частью. Именно поэтому психологическая поддержка просто необходима. В настоящее время в исправительных учреждениях находятся свыше 800 тыс. человек, численный состав психологов составляет всего 3,5 тыс.1, соответственно на одного психолога приходятся свыше 200 человек. При таких условиях трудно говорить, что осужденному оказывается должная психологическая помощь, занятия с психологами практически не проводятся, отсутствует единая программа психологической помощи осужденным. По словам же осужденных, они хотят обратиться за помощью к психологу, но стесняются это делать.

Не менее важной составляющей является правовая грамотность осужденного. Процесс правовой ресоциализации осужденных зависит как от объективных, так и субъективных факторов. К объективным факторам можно отнести невысокий уровень правовой культуры общества в целом, несовершенство законодательства, недостатки в работе правоохранительных органов, а отсюда негативный опыт взаимодействия осужденных с правовыми институтами.

1 Федеральная служба исполнения наказаний // www.fsin.su/structure/social/> (последнее посещение - 29 ноября 2010 г.).

К объективным факторам также относится и субкультура осужденных. К субъективным факторам нужно отнести защитные механизмы осужденного, препятствующие осознанию вины за совершенное преступление и раскаянию. В настоящее время такого рода работа с осужденными не осуществляется. Хотя негативное отношение к праву, правоохранительным органам является существенным препятствием для адекватной оценки собственного правового поведения.

В ст. 103 УИК РФ указано об обязанности осужденных трудиться, однако многим из них, даже при желании работать, не предоставляется такая возможность. Так, например, по состоянию на 2009 г. в Нижегородской области 84% граждан, находящихся в местах лишения свободы, не обеспечены трудовой занятостью1. Похожая ситуация наблюдается и в других регионах страны. Вследствие этого за время нахождения в местах лишения свободы теряются трудовые навыки.

Нельзя не обратить внимание на содержание осужденных в исправительных учреждениях. Бытовое обслуживание, обеспечение питанием находятся на низком уровне. Организация и качество оказываемой осужденным медицинской помощи не соответствует предъявляемым требованиям. Вследствие этого у большинства осужденных наблюдаются проблемы со здоровьем. Так, по состоянию на 1 ноября 2008 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 891,7 тыс. человек, из которых больны около 90%. «Из них 340 тысяч человек - больные социально значимыми заболеваниями, 25 тысяч - инвалиды разных групп», - указала заместитель начальника медицинского управления ФСИН России Алла Кузнецова. Кроме того, свыше 150 тыс. больных - страдают от наркомании или имеют различные психические расстрой-ства2. В подобных условиях трудно говорить о ресоциализации данных лиц.

Однако именно исправительное учреждение должно решать довольно важную задачу - ресоциализацию осужденных. Предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством средства исправления указывают отдельные направления процесса ресоциализации (труд как средство исправления, воспитательная работа, обучение). Однако на практике данная деятельность носит пока лишь формальный характер.

После освобождения осужденному приходится сталкиваться с многочисленными трудностями. Во-первых, резко снимается внешний контроль и человек оказывается растерянным и неспособным к выбору позитивного поведения. Во-вторых, одной из трудностей является отсутствие работы. Большин-

1 НТА-Приволжье // <www.nta-nn.ru/news/item/?ГО=1524808&mat=all> (последнее посещение - 20 ноября 2010 г.).

2 Фонд «В защиту прав заключенных» // www.zashita-zk.org/stats/1232008425.html> (последнее посещение - 15 ноября 2010 г.).

ство работодателей не желают брать к себе на работу лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Вследствие чего некоторые из бывших осужденных совершают преступления, чтобы получить крышу над головой в тюрьме, так как после освобождения нет шансов получить работу и заработать себе на содержание. Не нужно исключать и недоверчивое, а порой и пренебрежительное отношение к ним после освобождения со стороны граждан.

Закрепление результатов исправления не может заключаться только в оказании социальной помощи осужденным, необходим и контроль, позволяющий проследить реакцию лица на отклонение от норм поведения и наставить его на правильный путь. Сегодня же не существует инструментов, позволяющих отслеживать дальнейшую жизнь вновь освобождающихся.

Несмотря на актуальность проблемы и ее важность, нормативно-правового акта, регулирующего ресоциализацию осужденных, до сих пор не разработано. В начале 1990-х гг. был подготовлен проект закона о социальной адаптации. Было рассмотрено несколько вариантов закона, но ни один не дошел до пленарного заседания Государственной Думы.

Справиться с вышеуказанными трудностями должна помочь программа ресоциализации, то есть комплексная система воздействия на осужденного с целью усвоения (повторно или впервые) общественно одобряемых норм, ценностей, образцов поведения, восстановления утраченных либо несформиро-ванных социальных навыков и привычек поведения для дальнейшего включения в социальную жизнь. Реализация данной программы осужденных должна стать одним из эффективных способов снижения уровня преступности и восстановление способности осужденного жить в социуме.

Ресоциализация - сложный многогранный процесс, состоящий из пенитенциарного и постпенитенциарного этапов, на каждом из которых должно осуществляться комплексное воздействие на лиц, совершивших преступления.

Основным принципом ресоциализации должно быть признание того факта, что преступник обладает определенными потенциальными возможностями для своего развития и, конечно, способностями продолжить жизнь законопослушного гражданина.

Лишение свободы - начальный этап ресоциализации личности осужденного. Но именно здесь должна осуществляться деятельность по созданию предпосылок успешности адаптации в обществе после освобождения. При этом «необходим переход к моделям режима, который основывается на оказании поддержки в развитии навыков позитивного социального общения и использования психологических ресурсов личности, что позволит облегчить процесс успешной социальной реабилитации»1.

1 Бовин Б., Наумов С. На пути к европейским стандартам // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2000. № 4. С. 20-21.

Проблему ресоциализации целесообразнее решать с первых дней отбывания лицом срока наказания.

Статья 35 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными гласит: «При принятии в тюрьму каждому заключенному следует предоставлять письменную информацию, касающуюся правил обращения с заключенными его категории, дисциплинарных требований данного заведения, а также дозволенных способов получения информации и подачи жалоб, равно как и всех других вопросов, позволяющих ему отдать себе отчет в его правах и обязанностях и приспособиться к условиям жизни в данном заведении». В данном случае интересен опыт Англии, где в первые часы заключения лицо получает «Информационный пакет заключенного», в котором изложены выдержки из тюремных правил и подробные разъяснения к ним. Особое внимание в брошюрах уделяется перечню предоставляемой заключенному социальной помощи и тому, каким образом ее можно получить1.

«Как показывает практика, «второе вхождение» уже бывших осужденных в социум без рецидива невозможно, если в решении проблем по реадаптации не будут участвовать психологи»2. Поэтому в течение всего срока осуждения необходимо проводить периодически беседы осужденных с психологами и социальным работником, в компетенцию которых также должно входить осуществление наблюдения за ними, определение влияние на них окружающей обстановки. В настоящее время посещение психолога осужденными осуществляется на добровольной основе. Однако представляется целесообразным закрепить в законе не право осужденного обращаться к психологу за помощью, а обязанность психолога периодически (раз в неделю, месяц) проводить консультации с лицами, отбывающими наказание, в обязательном порядке. Работа с осужденными может быть как коллективной, так и индивидуальной. К коллективным формам работы можно отнести лекции, беседы, направленные на формирование стереотипа правомерного поведения. Помимо коллективных форм работы необходимо подбирать индивидуальные средства исправления для конкретного осужденного, так как одинаковым подходом к разным типам личности нельзя достичь в полной мере поставленной цели. Именно в индивидуальном порядке должно выясняться, где собирается жить осужденный после отбывания наказания, чем заниматься, после чего оценивать насколько это реально осуществимо. И конечно, психологи исправительных учреждений должны иметь достаточную квалификацию для работы с данной категорией граждан.

1 См.: Багреева Е.Г. Субкультура осужденных и их ресоциализация. М., 2001. С. 164.

2 Багреева Е.Г., Ускачева И.Б. Анализ понятий «социализация» и «ресоциализация» осужденных // Закон и право. 2007. № 3. С. 97.

Особого подхода и отдельной психологической программы требуют осужденные, для которых опыт нормальной социальной жизни проблематичен. Как отмечал Т.Г. Предов, здесь речь идет «не о возвращении к социальной норме до момента совершения преступления, а об исправлении, переработке личности, то есть о выработке новой системы социальных ориентаций и взглядов с целью формирования общественно полезной личности»1.

Особое место занимает правовая ресоциализация осужденных. Необходима коррекция негативных представлений осужденных о правах на основе анализа их личного опыта в правовой сфере. Полезно осуществлять юридический ликбез среди осужденных, сообщая им нормы уголовного, гражданского, трудового права. Сегодня в исправительных учреждениях отсутствует специалист по праву, однако необходимость создания центров юридической консультации очевидна.

За время, проведенное в колонии, у человека теряются многие профессиональные навыки. По статистике в 2008 г. из 887,8 тыс. осужденных 199,2 тыс. были в возрасте от 18-25 лет2, и некоторые из них вообще не успели начать самостоятельную трудовую жизнь, получить среднее, высшее образование, профессию. Соответственно после освобождения возникают дополнительные проблемы с трудоустройством. В XXI в. доступны различные информационные коммуникационные технологии, которые позволяют получать образование на расстоянии от самого учебного заведения, это, например, дистанционное обучение. В России это пока не нашло широкого применения, хотя в рамках исправительной системы это могло бы стать эффективной мерой. С одной стороны, заключенные, не покидая места заключения, получат образование, с другой стороны, дистанционное обучение даст возможность общения с преподавателями (то есть расширит их круг общения), что плодотворно повлияет на привыкание к обществу вне мест заключения. Кроме того, дистанционное обучение позволит предлагать осужденным на выбор различные специальности, актуальные для современного общества. Так, например, руководство пенитенциарной системой Финляндии также придает большое значение обучению заключенных, изыскивая дополнительные средства, различные формы и методы, разрабатывая различные спецкурсы. Заключенным предоставлен выбор: труд или учеба в рабочее время3.

Помимо образования осужденным необходимо предоставлять работу на время содержания в исправительных учреждениях. При этом возможно заключать договоры с предприятиями и организовывать работу в самих исправитель-

1 Предов Т.Г. Ресоциализация преступников-рецидивистов. М., 1978. С. 12.

2 Число лиц, содержащихся в местах лишения свободы // www.gks.ru/bgd/regl/b09_13/Iss WWW. xe/Stg/html2/10-11.htm> (последнее посещение - 20 ноября 2010 г.).

3 См.: Багреева Е.Г. Субкультура осужденных и их ресоциализация. М., 2001. С. 94.

ных учреждениях. Сегодня также широкое распространение приобретает надомная работа и работа через Интернет. Занятие заключенных работами имеет воспитательно-исправительное значение, ставя своей целью приучить их к труду, обучить какой-либо профессии, следовательно, дать им возможность после заключения жить трудовой жизнью. Если обеспечить заключенных работой, то можно будет говорить и о создании за счет отчислений осужденных специального Фонда. Подобный Фонд постпенитенциарной помощи действует в Польше. Он создан для оказания материальной поддержки осужденным и образуется за счет 5% отчислений из заработной платы осужденных, отбывающих наказание1.

В рамках комплексной программы ресоциализации нужно рассмотреть и систему подготовки осужденных к освобождению. В последние месяцы и недели перед освобождением повышается тревожность, беспокойство, внутренняя напряженность, возникают острые социальные проблемы. Поэтому незадолго до освобождения (за неделю, месяц) необходимо переводить осужденного в специальные отделения, где будет осуществляться подготовка необходимых документов, проводить интенсивную работу с психологом, социальным работником, выяснять планы осужденных на будущее. Здесь же необходимо выяснять, какого рода поддержка осужденному потребуется после освобождения. В этот период возможно их освобождение в течение дня для получения необходимых документов, подачи документов работодателю, поиска жилья и с любой другой целью, которую можно считать способствующей адаптации осужденного. Помещение в подобные условия помогает привыкнуть к жизни на свободе, преодолеть тревожность, снять психологическое напряжение и в целом делает путь социальной адаптации менее трудным.

Таким образом, вся воспитательная работа исправительных учреждений должна быть направлена на формирование навыков общения и жизнедеятельности после освобождения из мест лишения свободы. Если в процессе исполнения наказания не были переломлены антисоциальные установки осужденного, то вряд ли можно говорить об успешном процессе ресоциализации в целом2.

Для цели ресоциализации не менее важен постпенитенциарный период. Ведь для того чтобы изменения во взглядах, убеждениях были закреплены в навыках и привычках соответствующего образцам одобряемого обществом поведения, нужно дать возможность личности проявить себя в условиях реальной жизни.

1 См.: Старостин С.А. Ресоциализация как одно из направлений уголовной и уголовно-исполнительной политики // Уголовная и уголовно-исполнительная политика современной России: проблемы формирования и реализации. Ч. 1. Вологда, 2006. С. 61.

2 См.: Там же. С. 58.

Первые несколько лет после освобождения наиболее опасные в плане рецидивной преступности и наиболее сложные в плане привыкания к жизни на свободе, самостоятельного решения проблем.

В советские годы, согласно указу Президиума Верховного Совета СССР 1966 г., в нашей стране органами внутренних дел осуществлялся административный надзор. Однако в настоящее время в связи с большим процентом повторно совершаемых преступлений опять встал вопрос о введении административного надзора. В 2008 г. в Государственную Думу был внесен проект Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Согласно данному проекту, функции надзора, во-первых, так же как и раньше возлагаются на органы внутренних дел, во-вторых, административный надзор устанавливается только за:

1) отрицательно характеризующимися освобождаемыми лицами из числа осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления либо осужденных к лишению свободы два и более раза;

2) бывшими осужденными тех же категорий, не подвергнутых административным ограничениям при освобождении из мест лишения свободы, но систематически совершающими антиобщественные действия.

Представляется, что более правильным будет установить административный надзор за всеми бывшими осужденными, так как с проблемой трудоустройства, поиском жилья и другими трудностями после освобождения сталкиваются все бывшие осужденные, независимо от срока заключения, вида колонии. Однако административный надзор нужно соединить с оказанием помощи данным лицам. Следовательно, в рамках территориальной единицы или субъекта Российской Федерации необходимо создать специальные организации, которые бы совмещали в себе две противоположные функции: с одной стороны, оказание всевозможной поддержки бывшему осужденному, с другой стороны, осуществление функций административного надзора. Данная мера необходима, во-первых, для контроля за освободившимися лицами, во-вторых, для того, чтобы суметь им вовремя оказывать поддержку, так как по собственной инициативе они в организации, где бы им могли оказать помощь, как правило, не обращаются. Именно поэтому необходима организация, которая совмещает функции контроля и в то же время оказания помощи, которая может быть разнообразной: предоставление возможности продолжения начатого обучения, оказание юридической, психологической поддержки, помощи в решении семейных проблем, оформлении документов, осуществление мер по подысканию работы, жилья или, в возможных случаях, предоставление места жительства и работы. Следовательно, в таких организациях должен осуществляться комплекс специальных услуг. Кроме того, данным учреждениям будет легче взаимодействовать с общественными организациями, домами ночного

пребывания и направлять туда бывших осужденных для получения помощи. Срок данного надзора должен составлять от 1 года до 2 лет в зависимости от совершенного преступления, поведения в местах лишения свободы и исправления заключенного в целом. Комплекс мер для контроля за такими лицами должен составляться для каждого освободившегося индивидуально. Так, например, многие бывшие осужденные устраиваются работать сторожами, водителями, следовательно, такая мера административного надзора как «запрет покидать свое жилище в определенное время суток» для них не применима.

Важным условием решения вопросов бытового устройства освобожденных из мест лишения свободы могло бы стать расширение возможностей предоставления таким лицам, не имеющих жилой площади, места во временных общежитиях. Создание системы специализированных общежитий для временного бытового устройства является действенной мерой профилактики правонарушений со стороны бывших осужденных.

Еще одну трудность в процессе ресоциализации составляет трудоустройство. Определенную помощь оказывает Федеральная Служба по труду и занятости. Однако без наличия государственных программ для работодателей помощь будет малоэффективна. В связи с чем необходимо государственное стимулирование работодателей для предоставления рабочих мест бывшим осужденным, например с помощью предоставления им налоговой льготы. Кроме того, по словам заместителя начальника ГУФСИН, региональным законодательством не предусмотрены налоговые льготы на продукцию, производимую заключенными, хотя во всем мире продукция заключенных не облагается налогом.

Для осуществления контроля за работой персонала мест заключения необходимо расширить общественное наблюдение, предоставлять информацию родственникам, друзьям осужденных о том, куда они могут обращаться с жалобами, возможно организовать «горячую линию».

Что касается зарубежного опыта, то во многих странах заботу о заключенных и освободившихся из мест заключения берут на себя как государство, так и общественные организации.

Так, например, в Японии разработан целый ряд мер, направленных на успешную ресоциализацию без чрезмерной стигматизации лиц, освобожденных из исправительных учреждений. В отношении освобожденных из заключения в течение восьми месяцев (в целях предотвращения рецидива) принимаются меры по подысканию жилья, предотвращению нежелательных контактов с преступными элементами и т.д.1.

В Южной Корее с 1983 г. работает Агентство гражданской реабилитации. Агентство находится в ведении министерства юстиции и призвано осуществ-

1 См.: Морозов Н.А. Преступность и борьба с ней в современной Японии: дис. ... канд. юрид. наук. Владивосток, 2000. С. 106-107.

лять опеку над бывшими осужденными. Главное направление деятельности этой организации - предотвращение совершения бывшими правонарушителями новых преступлений, оказание помощи в трудоустройстве, решении вопросов с жильем, а также защита общества.

В последние годы в России на добровольной основе начали создаваться центры помощи осужденным. Так, например, в Санкт-Петербурге существуют Центр социальных, психологических и правовых исследований, мужской приют для вышедших из заключения на 15 мест, кризисная служба психологической помощи, антисуицидальная психотерапия для предотвращения самоубийств среди освободившихся из заключения. Подобные дома ночного пребывания помимо Санкт-Петербурга существуют в Екатеринбурге, Перми и в ряде других регионов. Сотрудников в эти центры подбирают, как правило, из числа бывшего персонала исправительных учреждений, ушедших на пенсию, - это психологи, воспитатели и медицинские работники. К сожалению, таких центров пока не много, их возможности весьма ограничены. Например, открывшийся в 2009 г. в Екатеринбурге Областной центр социальной реабилитации бывших осужденных готов принять и обеспечить работой 16 человек. Тогда как в год в данном регионе освобождаются около 12 тыс. человек1. Таким образом, можно сделать вывод, что в работе по оказанию помощи данной категории граждан должны принимают участие как государственные, так и общественные организации.

Внедрение всех вышеназванных мер в комплексе должно привести к следующим результатам:

• развитию индивидуальных способностей осужденного, таких как приобретение осужденными навыков самостоятельной работы, развитие умственных способностей этих людей;

• формированию законопослушного поведения;

• позитивной занятости свободного времени и, как правило, снижении антисоциальных действий со стороны обучающихся осужденных;

• полноценному включению осужденных в жизнь общества после отбытия наказания;

• снижению вероятности рецидива.

Целью данных мер является защита общества от преступников путем исправления поведения последних, изменения отношения и избавления от привычек, приведших их к преступной деятельности. Таким образом, произойдет возращение в общество законопослушных граждан, с готовностью вносящих свой вклад в развитие общества и соблюдающих закон не из страха наказания, а исходя из внутренней потребности.

1 Информационное агентство «Европейско-Азиатские новости» // eanews.ru/index.php? page=news&pid=43071> (последнее посещение - 28 ноября 2010 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.