УДК 374; 364
С.С.Комиссаренко, Е.Н.Згурская
РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
В статье рассматривается ресоциализация пожилых людей как педагогическая проблема, направленная на их поддержку в период выхода на пенсию. Проблема ресоциализации изучается авторами в контексте проявления различного рода деприваций пожилых людей, где социально-культурные депривации во многом препятствует выстраиванию эффективной системы их ресоциализации. Авторы исследуют ресоциализацию с точки зрения не только возврата пожилых людей в социально-культурные процессы общества, но и как психокультурный механизм снижения депривации с помощью социально-культурных технологий, где здоровьесберегающие и коммуникативные технологии выделяются как приоритетные в ее процессе.
Авторы статьи подчеркивают важность ресоциализации, поскольку она обладает ресурсом не только снижать в той или иной степени депривационные процессы в личности пожилого человека, но и способствует повышению их социальной значимости в обществе.
Ключевые слова: ресоциализация, депривация, социализация, социально-культурная деятельность, социально-культурные технологии
S.S.Komissarenko, E.NZgurskaya RE-SOCIALIZATION OF THE ELDER PEOPLE AS SOCIO-PEDAGOGICAL PROBLEM
The article deals with the re-socialization of the elderly people as pedagogical problem aimed at their support in the period of their retirement. The authors of the article study the problem of re-socialization in the context of manifestations of various kinds of deprivations of the elderly people where socio-cultural deprivations in many respects prevent the building of an effective system of their re-socialization. The authors research the re-socialization from the point of view of not only returning the elderly people to the socio-cultural processes of society, but also as a psycho-cultural mechanism for reducing deprivation with the help of socio-cultural technologies where health saving and communicative technologies are identified as priorities in its process.
The authors of the article emphasize the importance of re-socialization since it has the resource in varying degrees not only to reduce the deprivation processes in the personality of the elderly person, but also contributes to raising their social significance in society.
Keywords: re-socialization, deprivation, socialization, socio-cultural activity, socio-cultural technologies.
Проблема ресоциализации в нашей стране приобретают острый характер, обусловленной со одной стороны тем, что население России стремительно стареет. «В середине 2010 года в нашей стране на 128 работающих приходилось 100 пенсионеров. В странах Европы это соотношение составляет 150-160 работающих на 100 пенсионеров. В России к 2015 году это соотношение составит 112 работающих на 100 пенсионеров, а к 2030 году — 100 на 100. Дисбаланс будет только расти» [6].
А с другой стороны, в России категорию пожилых людей чаще всего относят к деприватным геронтогруппам. В основе термина «депривация» (от англ. deprivation — лишение, потеря) лежит латинский корень privave, что значит «отделять» [1]. Именно сегодня пожилые люди становятся наиболее уязвленными слоями населения, поскольку их проблемы сводятся преимущественно к материальному измерению получаемых пенсий от государства, а вопросы проявления различного рода деприваций остаются без внимания. Принято думать, что социальная защита пожилых людей — это лишь проявление внимания со стороны поликлиник и служб социальной защиты. Однако в реальной практике ключевые проблемы пожилых людей обусловлены появлением целого ряда деприваций, и прежде всего на социально-культурном уровне.
Во-первых, это утрата социальной востребованности поколения пожилых людей, которые не чувствуют своей социальной «нужности» обществу и государству, не являются объектом уважения и почитания. Они становится невостребованным в самом широком смысле этого слова, утрачивая социальную ценность. Особенно остро депривация проявляется в период выхода пожилого человека на пенсию, когда он мгновенно теряет социальный статус и превращается в «социальный балласт», интересы которого начинают игнорироваться на общественно-государственном уровне. Ученые О. В. Краснова, А. Г. Лидере называют период выхода на пенсию «маркерным» событием в жизни пожилого человека, поскольку меняется не только ритм и условия жизни, но и весь образ жизни [4].
Во-вторых, проблемы депривации пожилых людей проявляются в различного рода психических осложнениях (эмоциональных, когнитивных, идентификационных). Данные виды деприваций обусловлены не только возрастными и гериатрическими факторами, влияющими на их появление, но и социопсихологическими. С окончанием профессиональной деятельности меняются поведенческие и ролевые позиции, происходит утрата прежних ценностей и смыслов жизни, что значительно ухудшает психическое состояние.
В российском обществе последних десятилетий все острее заявляет о себе проблема культурной депривации пожилых людей, которая проявляется в отсутствие у них глубоких потребностей в социально-культурной деятельности. А если в той или иной мере потребность в познавательной, творческой и коммуникативной деятельности и присутствует, то удовлетворить ее в достаточной степени не позволяет недоступность культурной инфраструктуры. Сегодня также можно зафиксировать проблему коммуникативной депривации, которая выражается в неспособности пожилых людей включаться в информационно-сетевые процессы общества и отсутствии поддержки со стороны государства в выстраивании системы по их обучению.
В сложившейся ситуации проблема поиска механизмов и технологий ресоциализации пожилых людей резко актуализируется. Интеграция в значимые социальные общности и включение в различные виды культурной деятельности могут стать мощным психокультурным механизмом пре-одоления различного рода деприваций Поэтому мы можем сказать, что ресоциализация пожилого человека представляет собой процесс «избавления от последующей депривации и создает новые, благоприятные отношения к собственному окружению» [5].
Рассматривая ресоциализацию как систему возвратного включения пожилых людей в социально-культурные процессы, подчеркнем, что социальность становится для пожилого человека острой необходимостью, помогающей ему преодолевать период старости. Она способна создавать условия для достойного и смыслового проживания человека в социуме. Однако социальная направленность личности пожилого человека будет относительной без наполнения общественной жизни культурным смыслом. Пожилой человек должен проживать свою жизнь не только в социальном окружении, но и в мире культуры, придающим его жизни смысл и наполненность. В целях обеспечения социокультурной направленности жизни пожилого человека необходима педагогическая поддержка этого процесса. Пожилой человек зачастую не в состоянии самостоятельно расширять границы своего внутреннего мира, поскольку он остро нуждается в тех специалистах, способных помочь ему спроектировать жизненную программу, которая не только будет учитывать его индивидуальные наклонности, интересы и потребности, но, что наиболее важно, соединит их с социальными и культурными ориентирами.
Таким образом, траектория жизни пожилого человека напрямую зависит от степени педагогического воздействия на него. В педагогической науке понятие «социальность» сконцентрирована и выражена в дефиниции «социализация». Термин «социализация» является родовым понятием, поскольку нельзя рассматривать ресоциализацию пожилых людей, не выявив сущность основного понятия и его специфику в отношении данной категории людей.
Под социализацией принято понимать целенаправленный процесс, связанный только в детьми. Однако, занимаясь проблемами социализации, американский социолог Н.Смелзер в своем исследовании обратился ко взглядам доктора О.Г.Брима, который впервые обозначил различия между социализацией взрослых и детей. Так, в частности он утверждал, что: во-первых, социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации. Во-вторых, взрослые могут оценивать нормы, дети способны только усваивать их В-третьих, социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество «оттенков серого цвета». В-четвертых, социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения [8].
Ученые П.Бергер и Т.Лукман рассматривают социализацию одновременно в двух аспектах: как первичную, так и вторичную. К первичной социализации они относят «ту первую социализацию, которой индивид подвергается в детстве и благодаря которой он становится членом общества. Вторичная социализация — это каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые сектора объективного мира его общества» [2]. Значит, мы можем говорить о вторичной социализации пожилых людей как о сущностной основе всего процесса ресоциализации. В связи с этим возникает вопрос, а является ли ресоциализация обязательной для всех пожилых людей?
В данном случае мы можем использовать субъектно-индивидуальный подход, который позволяет рассматривать ресоциализацию в каждом конкретном случае отдельно. Вместе с тем, следует констатировать, что в период перехода человека к старости происходят различные изменения со знаком «минус», что, естественно требует его включения в процессы ресоциализации.
Следовательно, ее специфика заключается в том, что сам процесс ресоциализации способен функционировать при условии, когда личность пожилого человека подвержена изменениям и трансформации. При этом следует заметить, что если личность пожилого человека не имела
социальной трансформации, то сама ресоциализация не обладает предпосылками. Данный тезис можно подтвердить мнением ученых. Проблема ресоциализации исследовалась американским социологом Э. Гидденсом, который в своей трактовке дает нам необходимую коннотацию. Так, Э Гидденс, в частности пишет: «ресоциализация, то есть разрушение ранее принятых целей и моделей поведения личности с последующим усвоением ценностей, радикально отличных от предыдущих. <...> Радикальные изменения в личности и поведении наблюдаются в кризисных ситуациях, представляющих собой крайний случай нормального процесса социализации. Ценности и мировоззрения людей никогда не остаются "неизменными", они меняются вместе с опытом, преобразовываются на протяжении всех жизненных циклов» [3]. Отечественный исследователь О.Ю.Мацукевич, рассматривая ресоциализацию в социально-педагогическом контексте, так же подчеркивает ее значение в трансформирующихся процессах личности: «социально-культурная ресоциализация личности — это целенаправленный, педагогически ориентированный процесс преодоления ассоциаций и создания социально-нравственных установок поведения в ситуации повторной социализации личности в условиях социально-культурной деятельности» [7].
С этой точки зрения, ресоциализация есть целенаправленный, последовательный процесс, обусловленный, с одной стороны, психолого-педагогической поддержкой личности пожилого человека по преодолению депривационных процессов, а с другой стороны, субъектно-индивидуальным стремлением пожилого человека к поиску новых жизненных смыслов и личностного целеполагания путем самореализации, самоактуализации и саморазвития.
Значимым для ресоциализации пожилых людей является теоретическое положение Д. И. Фельдштейна, заключающееся в том, что «главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие» [9].
Таким образом, цель ресоциализации - это создание новой жизненной реальности жизни пожилого человека после его выхода на пенсию. При этом новая социальная реальность каждого отдельного человека должна быть им принята добровольно, естественно и осознанно. Следует сделать акцент на том, что ресоциализация не может сводиться к одностороннему педагогическому процессу воздействия на пожилого человека со стороны специалистов, когда они стремятся создать для него социально-культурную среду без мотивированной направленности самой личности пожилого человека. Ресоциализация подразумевает сбалансированность процесса как двустороннего движения, направленного в одну сторону. Пожилой человек должен иметь мотивированный настрой на изменения своей жизни.
Как социально-педагогический процесс, ресоциализация имеет структуру, состоящую из компонентов: адаптации, интернализации, идентификации и деятельности. Данные компоненты обеспечивают процесс ресоциализации пожилых людей постепенно, целенаправленно и субъектно-ориентированно:
- адаптационный компонент обеспечивает снижение психолого-эмоциональной депривации личности пожилого человека путем выработки мотивационных установок на принятие «настоящего». Рассматривая адаптацию как первый компонент в структуре процесса ресоциализации, подчеркнем, что он связан с приспособлением жизни пожилых людей к различного рода изменениям не только внешней среды, но и внутреннего переосмысления своей роли в новых жизненных обстоятельствах, связанных с переходом к периоду старости;
- интернализационный компонент способствует понижению когнитивной депривации путем освоения новых социальных ролей, ценностных объектов, норм и поведенческих моделей, а также освоение нового знания. Таким образом, интернализация в процессе ресоциализации блокирует социальную отчужденность пожилого человека от внешнего мира. Она способствует освоению новых культурных кодов, с помощью которых пожилой человек вновь включается в социально-культурное пространство общества;
- идентификационный компонент способствует признанию «себя» членом единого социального сообщества «пожилых людей», обеспечивая низкий уровень идентификационной депривации. Сущность идентификационного компонента заключается в организационном оформлении социально-культурных общностей. Именно с принадлежностью к той или иной социальной общности каждый пожилой человек идентифицирует себя в окружающем его мире;
- деятельностный компонент удовлетворяет социальные, культурные и эмоциональные потребности пожилых людей путем включения в социально-культурную деятельность на основе индивидуальных интересов, наклонностей, притязаний и в соответствии с уровнем возрастных и гериатрических изменений в психофизиологическом их состоянии.
В целях эффективной ресоциализации пожилых людей в стране должна быть принята Программа как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Данная Программа должна реализовываться, прежде всего, на локальном уровне в социально-культурных учреждениях, где последовательно и целенаправленно выстраивается ресоциализации пожилых людей как система. Сегодня работа с пожилыми людьми сводится лишь к эпизодическим мероприятиям. Она не носит постоянного и последовательного характера, что, естественно, не может положительно влиять на их ресоциализацию.
Предлагаемая нами Программа «Третий возраст - новые возможности» может содержать четыре модуля, которые направлены на постепенное освоение компонентов ресоциализации, разрешая в той или иной степени проблемы депривации. Модуль ««Оптимизм - моя жизненная программа» нацелен на разрешение психофизиологических деприваций в период адаптации пожилого человека к новой жизненной реальности после выхода на пенсию. Интернализационный компонент может быть освоен в процессе модуля «Мне интересен этот мир». Модуль «Главное в жизни - общение» способен решать задачи идентификационного компонента. Деятельностный компонент может быть реализован в процессе модуля «Творчество не знает возраста». Каждый модуль может содержать мероприятия, которые наполняются соответствующими формами в зависимости от потенциала того или иного социально-культурного учреждения.
Данные модули программы реализуются с помощью технологий, которые обладают организационно-инструментальным и социально-культурным ресурсом. Данные ресурсы обеспечивают условия и создают предпосылки к мотивированному возврату пожилых людей к социально активной деятельности и интеграции в многообразие культурной жизни. Использование технологий в ресоциализации пожилых людей придает ей изначальную целенаправленность путем освоения пожилым человеком адаптации, интернализации, идентификации, деятельности. Эти компоненты обосновывают приоритет тех или иных механизмом (технологий) для достижения определенных результатов.
Коммуникативные и здоровьесберегающие технологии обладают универсальным и приоритетным характером, поэтому они должны быть включены в реализацию каждого модуля программы. С одной стороны, они имеет самостоятельное значение в ресоциализации и решают задачи, связанные с индивидуальными проблемами пожилых людей, а с другой, - они являются составным компонентом познавательных, креативных, игровых и релаксационно-развлекательных технологий потому, что эти технологии могут функционировать только во взаимосвязи и взаимообусловленности с коммуникативными и здоровьесберегающими технологиями.
Здоровьесберегающие технологии опираются на учет состояния здоровья пожилого человека, его возрастные и психические проблемы. Специфика работы с пожилыми людьми выдвигает на первое место именно условия их психофизиологического состояния, поэтому здоровьесберегающие технологии доминируют над другими технологиями в процессе ресоциализации. Они включают не только санитарно-гигиенические формы в обеспечении их жизни, но и могут быть составляющими в творческой, игровой, развлекательной деятельности.
Что касается коммуникативных технологий, то они обеспечивают все разнообразие жизни пожилого человека и обуславливают его взаимодействие с социальным и культурным миром. Особенно важно использовать коммуникативные технологии в период адаптации пожилого человека к новым условиям жизни после выхода на пенсию. На межличностном и межгрупповом уровне коммуникативные технологии наиболее полноценно реализуются в процессе общения, которое имеет в жизни пожилых людей особое значение. Общение играет необходимую роль в купировании таких негативных проблем в их жизни как психологическая депривация. Общение способствует преодолению чувства неполноценности, снимает отчужденность, нивелирует ущербность и неврозы и создает условия для душевного здоровья человека. Беседы терапевтические, дружеские, информационные обладают эмоционально-психологическим потенциалом благоприятно влиять на общее психофизическое состояние пожилого человека. Доминирование коммуникативных технологий наиболее всего должно быть реализовано в модуле «Главное в жизни - общение».
Познавательные технологии органически связаны с коммуникативными и информационными, а также образовательными технологиями. Наиболее всего их можно использовать в модуле «Мне интересен этот мир». Данные технологии влияют на интернализационный компонент ресоциализации. Целью познавательных технологий является освоение пожилыми людьми нового социального знания; современных достижений в областях науки, технике, искусстве; овладение современными средствами информационных коммуникаций не только для взаимодействия с окружающим миром, но и для решения индивидуальных проблем, с
которыми сталкиваются пожилые люди в своих повседневно-бытовых ситуациях. Одновременно с освоением интернет-технологий применение таких традиционных форм познания как интерактивные лекции, семинары, встречи со специалистами, консультации, не теряют своей актуальности в системе работы с пожилыми людьми. Сегодня в стране открываются «Университеты для людей третьего возраста», активно внедряются курсы освоения компьютерной грамотности, курсы изучения иностранных языков, тренинги по здоровому образу жизни и т.д. Однако все эти начинания не носят систематического подхода и не являются повсеместными. А реализация модуля «Мне интересен этот мир» способна придать процессу ресоциализации необходимую целенаправленность.
Креативные технологии, обладают потенциалом, направленным на реализацию творческого начала каждого пожилого человека. Их универсальность заключается в том, что они доступны для всех пожилых людей, независимо от их социально-экономического положения. Они имеют широкий спектр выбора любительских занятий, начиная от прикладного творчества, включая все виды художественного и заканчивая научным и техническим творчеством. Занимаясь творческой деятельностью, пожилые люди снижают депривацию тем, что получают огромный заряд благоприятного психологического воздействия на свое состояние, они укрепляют не только свое психическое здоровье, но и физическое, например, занимаясь бальными танцами. Сегодня широко используются такие креативные технологии, как эстетотерапия, включающая музыкотерапию, изотерапию и т. д. Реализация модуля «Творчество не знает возраста» способна решать задачи как идентификационного, так и деятельностного компонента ресоциализации. А участие в конкурсах и фестивалях различных уровней восполняет так необходимую для пожилых людей социальность.
Вышеперечисленные технологии естественно и органически сопутствуют функционированию игровых технологий, которые обладают своеобразным ресурсом ресоциализации пожилых людей. Игра столь уникальна по своей природе, что она не имеет возрастных ограничений и также свойственна пожилым людям, как детям и подросткам. Игровая деятельность способна вносить в жизнь пожилых людей радость, веселье, развлечение, что рождает в конечном итоге чувство причастности к жизни, к ее ритму и движению. Игровые технологии, осуществляющие процесс игровой деятельности, наделены многообразием проявления различных форм от активных игр до пассивных. Для данной категории людей часто используется игровая терапия. Игровые технологии выполняют функции релаксации, рекреации и развлечения в жизни пожилых людей. Таким образом, они органично взаимосвязаны и взаимообусловлены с релаксационно-развлекательными технологиями ресоциализации пожилых людей.
Людям пожилого возраста предоставляются большие возможности проводить свое время в увлекательных занятиях художественным творчеством, в интересном общении, путешествиях, экскурсиях, прогулках, посещении театров, концертов и т.д. Все эти виды времяпрепровождения способствуют включению пожилых людей в социально-культурное пространство общества, обеспечивая им новые жизненные возможности.
Однако проблемы ресоциализации являются сложными и неоднозначными. Поскольку, с одной стороны, они могут решаться эффективно в силу того, что ресоциализация обеспечивается необходимой педагогической поддержкой, а с другой стороны, в ее результативности должны быть заинтересованы не только сотрудники того или иного социально-культурного учреждения, но и все общество. Именно от социальных усилий каждого члена современного социума во многом зависит решение проблем ресоциализации по преодолению депривации пожилых людей, которые заслужили своей жизнью и трудом внимание и уважение. Пожилые люди работали всю жизнь и верили в то, что они нужны нашему обществу как связующие нити между поколениями. И эту уверенность необходимо подкреплять заботой и всесторонним проявлением поддержки им, поскольку они имеют право на уважение как со стороны общества, так и государства.
Литература
1. Алексеенкова Е.Г. Личность в условиях психической депривации: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2009. - С.4.
2. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П.Бергер, Т. Лукман; пер. с англ. Е. Руткевич - М.: Academia-Центр: Медиум, 1995. - С.213.
3. Гидценс Э. Социология: пер. с англ. / При участии К. Бердсолл. - 2-е изд. - М.: Едиториал УРСС, 2005. - С.38-40.
4. Краснова О.В., Лидере А.Г. Социальная психология старения: учеб. пособие. - М.: Издат. центр «Академия», 2002. - С.146
5. Лангмейер Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й.Лангмейер, З.Матейчик, - Прага: Авиценум: Мед. изд-во, 1984. - С. 271.
6. Лабезник Л. Б. Старение: профессиональный врачебный подход / Л.Б.Лабезник, АЛ.Верткин, Ю. В. Конев, Е. Д. Ли, А. С. Скотников. - М.: Эксмо, 2014. - С. 26-27.
7. Мацукевич О. Ю. Теоретико-методологические основы социально-культурной ресоциализации
личности и дезадаптантов: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.05. - М.: МГИК, 2014. - С.25.
8. Смелзер Н. Социализация: основные проблемы и направления исследования // Социальная психология. Хрестоматия: учеб. пособие / сост. Е.П.Беленская, ОАТихомадрицкая. - М.: Аспект Пресс, 1999. -С.336-337
9. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. - М.: Междунар. пед. акад., 1994. - С.52.
References
1. Alekseenkova E.G. Personality in conditions of mental deprivation: textbook [Lichnost' v uslovijah psihicheskoj deprivacii: ucheb. posobie], St. Petersburg, Peter Publ., 2009, p. 4.
2. Berger P., Lukman T. Social construction of reality. A Treatise on the Sociology of Knowledge [Russ ed. Rut-kevich E., Social'noe konstruirovanie real'nosti. Traktat po sociologii znanija], Moscow, Academia-Center: Medium Publ., 1995, p. 213.
3. Giddens E. Sociology [Russ ed. Birdsall K. Sociologija], 2nd ed., Moscow, Editorial URSS Publ., 2005, pp. 38-40.
4. Krasnova O.V., Liders A.G. Social Psychology of Aging: textbook [Social'naja psihologija starenija: ucheb. posobie], Moscow, Academia Publ., 2002, p. 146.
5. Langmeier J., Mateichik Z. Psychological deprivation in childhood [Psihicheskaja deprivacija v detskom voz-raste], Prague, Avicenum medical publishing house, 1984, p. 271.
6. Labeznik L.B., Vertkin A.L., Konev Yu.V., Lee E.D., Skotnikov A.S. Aging: a professional medical approach [Starenie: professional'nyj vrachebnyj podhod], Moscow, Eksmo Publ., 2014, pp. 26-27.
7. Matsukevich O.YU. Teoretiko-metodologicheskiye osnovy sotsial'no-kul'turnoy resotsializatsii lichnosti i deza-daptantov: dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.05. - M.: MGIK, 2014. - S. 25.
8. Smelzer N. Sotsializatsiya: osnovnyye problemy i napravleniya issledovaniya // Sotsial'naya psikhologiya. Khrestomatiya: ucheb. posobiye / sost. Ye.P.Belenskaya, O.A. Tikhomadritskaya. - M.: Aspekt Press, 1999. - S. 336-337
9. Fel'dshteyn D. I. Psikhologiya stanovleniya lichnosti. - M.: Mezhdunar. ped. akad., 1994. - S. 52.
УДК 378.046.4
Е.Б.Гоглева
ВЛИЯНИЕ БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ СЛУШАТЕЛЕЙ НА МЕХАНИЗМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
В статье проанализированы особенности организации образовательного процесса в системе дополнительного профессионального образования специалистов культуры и искусства с учетом уровня и направления базового образования, опыта работы. Предложена образовательная траектория, основанная на модульной системе, способной повысить качество подготовки специалистов.
Ключевые слова: образовательные траектории, дифференцированный подход, педагогика, культура, повышение квалификации, профессиональная переподготовка.
Ekaterina B.Gogleva INFLUENCE OF BASIC TRAINING STUDENTS ON THE MECHANISM OF DESIGNING EDUCATIONAL TRAJECTORIES IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF SPECIALISTS OF CULTURE AND ART IN THE TATARSTAN REPUBLIC
The article analyzes the peculiarities of the educational process organization in the system of additional professional education of culture and art specialists taking into account the level and direction of basic education, work experience. The educational trajectory based on the modular system capable to raise quality of training of specialists is offered.
Keywords: educational trajectory, differentiated approach, pedagogy, culture, training, professional retraining.
В сфере дополнительного профессионального образования при организации учебного процесса в целом, и непосредственном проведении занятий, в частности, как правило, возникает ряд вопросов: как строить образовательную программу с учетом базового уровня образования слушателей (высшее; средне-профессиональное; профильное; непрофильное); цели обучения - какую цель считать приоритетной - конкретных слушателей или их работодателей; как построить курс, если в группе разные по стажу специалисты? Именно поэтому строить образовательный процесс по классической схеме не всегда уместно, поскольку базовые знания у половины слушателей группы могут отсутствовать. Особенно этот аспект касается профессиональной переподготовки, в процессе прохождения которой слушатели приобретают новые знаний, формируются компетенции, необходимые для выполнения нового вида профессиональной деятельности, происходит процесс приобретения новой квалификации.
В ситуации изменений и преобразований, не покидающих сферу образования в нашей стране, всё более значимым для специалистов различных сфер становится повышение квалификации и профессиональная переподготовка. Здесь важно отметить, что рост востребованности дополнительного профессионального образования (далее ДПО) связан не только с внедрением профессиональных стандартов, требования которых необходимо учитывать при проектировании образовательных траекторий ДПО, но и ролью ДПО в увеличении конкурентоспособности специалистов.