Научная статья на тему 'Особенности ресоциализации лиц, освобождённых из мест лишения свободы, средствами социальнокультурной деятельности'

Особенности ресоциализации лиц, освобождённых из мест лишения свободы, средствами социальнокультурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIALIZATION / PROCESS OF RE-SOCIALIZATION / TOOL FOR SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES / PERSONS RELEASED FROM PLACES OF IMPRISONMENT / PEDAGOGICAL CONDITIONS OF IMPLEMENTATION / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОЦЕСС РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ / СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЛИЦА / ОСВОБОЖДЁННЫЕ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федулов Б.А., Кокорин Е.В.

В статье приведён анализ и раскрыты особенности ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы средствами социально-культурной деятельности; уточнено определение понятия ресоциализация для современных условий; выявлены направления процесса ресоциализации; определены педагогические условия для реализации данной деятельности, предложена диагностика определения степени ресоциализации и методика процесса ресоциализации лиц освобожденных от наказания средствами социально-культурной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SOCIAL REINTEGRATION OF PEOPLE RELEASED FROM PLACES OF DEPRIVATION OF LIBERTY BY MEANS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES

The article summarizes the features of re-socialization of persons released from a prison by means of social and cultural activities. The work clarifies the definition of “re-socialization” in the modern conditions. It highlights the importance of this process for a social group as persons released from a prison and analyzes the social problems associated with the process of re-socialization. The researchers identify areas of re-socialization for the aforesaid groups of people; the pedagogical conditions for the implementation of these activities. A diagnosis of determining the degree of re-socialization of individual citizens, as well as describes the methodology of the process of re-socialization of persons released from punishment by means of social and cultural activities, conclusions on the results of its application. The paper describes the practical significance of the research.

Текст научной работы на тему «Особенности ресоциализации лиц, освобождённых из мест лишения свободы, средствами социальнокультурной деятельности»

Педагогический эксперимент заключался в проведении исходного тестирования студентов экспериментальной и контрольной групп, после чего в течение учебного года экспериментальная группа занималась по авторской программе и методике коррекции функционального состояния, а контрольная группа по стандартной учебной программе дисциплины «Физическая культура». По окончании экспериментального года были получены результаты итогового тестирования опытных групп (таблица 2).

к построению и осуществлению здорового образа жизни и формированию телесно-двигательных кондиций, к самокоррекции состояния систем и функций организма.

2. В рамках преподавания учебной дисциплины «Физическая культура» в медицинском вузе целесообразна реализация курса по выбору основанного на овладении основ коррекции функционального состояния человека.

3. В процессе преподавания физической культуры в меди-

Таблица 2

Комплексные характеристики экспериментальной и контрольной групп по окончанию эксперимента (девушки) (п=40)

Показатели Экспериментальная группа Контрольная группа Критерий Стьюдента t Уровень достоверности

Пульс в покое (уд./мин) 73,4±0,65 75,8±0,8 2,3 p<0,05

Артериальное давление (ммрт.ст.) 119,7±1,7 83,8±0,8 128,5±1,6 88,8±1,1 3,6 3,6 p<0,001 p<0,001

Жизненная ёмкость лёгких (л) 3,27±0,06 3,1±0,05 2,2 p<0,05

МПК (мл/мин) на 1кг 36,2±0,7 33,1±0,4 3,6 p<0,001

PWC 170 (кгм/мин) 659,5±9,1 623,5±10,3 2,6 p<0,05

Равновесие: стат. балансировка (с) 15,1±0,8 11,6±0,5 3,7 p<0,001

Уровень знаний (баллы) 4,5±0,18 3,4±1,26 3,6 p<0,001

Фрустрация (баллы) 11,1±0,6 8,5 ±0,8 2,4 p<0,05

Тревожность (баллы) 3,9±0,4 7,37±0,7 3,9 p<0,001

Агрессивность (баллы) 8,45±0,5 10,8±0,5 3,3 p<0,05

Ригидность (баллы) 7,65±0,9 11,8±0,6 3,8 p<0,001

Мотивация к занятиям физическими упражнениями (%) 72±1,4 64±1,5 3,8 p<0,001

Биологический возраст (годы) 2,7±0,3 4±0,3 3,8 p<0,001

Таким образом, можно сделать следующие выводы: 1. Знания о сущности функционального состояния и методах его коррекции с помощью физической культуры могут способствовать решению задач самосовершенствования студентов

Библиографический список

цинском вузе целесообразно включение лекционных, учебно-методических и практических занятий с направленностью подготовки будущих врачей на коррекцию функционального состояния человека.

1. Белозерова Л.М. Методы определения биологического возраста по умственной и физической работоспособности: монография. Пермь, 2000.

2. Войтенко В.П. Биологический возраст. Биология старения. Ленинград, 1982: 102-115.

3. Кишкун А.А. Биологический возраст и старение: возможности определения и пути коррекции: руководство для врачей. Москва, 2008.

4. Мандриков В.Б. О проблемах оценки функционального состояния студентов специального учебного отделения. Современные научно-методические разработки в физическом воспитании студентов, имеющих отклонение в состоянии здоровья: сборник научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2001: 36-38.

References

1. Belozerova L.M. Metody opredeleniya biologicheskogo vozrasta po umstvennoj i fizicheskojrabotosposobnosti: monografiya. Perm', 2000.

2. Vojtenko V.P. Biologicheskij vozrast. Biologiya stareniya. Leningrad, 1982: 102-115.

3. Kishkun A.A. Biologicheskij vozrast i starenie: vozmozhnosti opredeleniya i puti korrekcii: rukovodstvo dlya vrachej. Moskva, 2008.

4. Mandrikov V.B. O problemah ocenki funkcional'nogo sostoyaniya studentov special'nogo uchebnogo otdeleniya. Sovremennye nauchno-metodicheskie razrabotki v fizicheskom vospitanii studentov, imeyuschih otklonenie v sostoyanii zdorov'ya: sbornik nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2001: 36-38.

Статья поступила в редакцию 15.06.15

УДК379

Fedulov B.A., Doctor of Sciences (Рedagogy), Professor, Altai State Academy of Culture and Arts (Barnaul, Russia), Е-mail: fedulovb@mail.ru

Kokorin Ye.V., postgraduate, Altai State Academy of Culture and Arts (Barnaul, Russia), Е-mail: kokorin-jenya@mail.ru

FEATURES OF SOCIAL REINTEGRATION OF PEOPLE RELEASED FROM PLACES OF DEPRIVATION OF LIBERTY BY MEANS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES. The article summarizes the features of re-socialization of persons released from a prison by means of social and cultural activities. The work clarifies the definition of "re-socialization" in the modern conditions. It highlights the importance of this process for a social group as persons released from a prison and analyzes the social problems associated with the process of re-socialization. The researchers identify areas of re-socialization for the aforesaid groups of people; the pedagogical conditions for the implementation of these activities. A diagnosis of determining the degree of re-socialization of individual citizens, as well as describes the methodology of the process of re-socialization of persons released from punishment by means of social and cultural activities, conclusions on the results of its application. The paper describes the practical significance of the research.

Key words: socialization, process of re-socialization, tool for socio-cultural activities, persons released from places of imprisonment, pedagogical conditions of implementation.

Б.А. Федулов, д-р пед. наук, проф., Алтайская государственная академия культуры и искусств, г. Барнаул,

E-mail: fedulovb@mail.ru

Е.В. Кокорин, соискатель, Алтайская государственная академия культуры и искусств, г. Барнаул,

Е-mail: kokorin-jenya@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЦ, ОСВОБОЖДЁННЫХ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье приведён анализ и раскрыты особенности ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы средствами социально-культурной деятельности; уточнено определение понятия ресоциализация для современных условий; выявлены направления процесса ресоциализации; определены педагогические условия для реализации данной деятельности, предложена диагностика определения степени ресоциализации и методика процесса ресоциализации лиц освобожденных от наказания средствами социально-культурной деятельности.

Ключевые слова: ресоциализация, процесс ресоциализации, средства социально-культурной деятельности, лица, освобождённые из мест лишения свободы, педагогические условия ресоциализации.

На данном этапе российского общества, когда преступность, в том числе и рецидивная, не снижается, а пенитенциарные учреждения в большинстве случаев не в состоянии проводить эффективную работу по перевоспитанию осужденных, вопрос о ресоциализации освобождённых от наказания средствами социально-культурной деятельности является важным и своевременным. Если человек не адаптируется к нормальной жизни, это приведет к новым противоправным последствиям и чаще всего - к повторному совершению преступлений. Объективная потребность изучения процессов ресоциализации лиц после освобождения от наказания вытекает из резкого изменения условий их жизни, из новизны обстановки, к которой они должны приспособиться. Процесс адаптации человека, находящегося до этого значительный период времени в изоляции от общества, впоследствии к условиям жизни на свободе, к производственному коллективу или профессиональной группе, семье и другим микросоциальным условиям проходит со значительными трудностями.

Следовательно, значимость и своевременность рассматриваемой темы определяется из необходимости выявления новых подходов для решения задачи ресоциализации лиц, освобожденных от наказания, для исключения совершения ими повторных преступлений. Таким образом, актуальность темы определяется недостаточной разработанностью данного вопроса в педагогической теории и практике социально-культурной деятельности.

Построение социального государства требует создать условия для реализации права на достойную жизнь и свободное развитие всем его гражданам. Если человек по каким-либо причинам не может самостоятельно обеспечить свое достойное проживание и близких ему людей, он вправе рассчитывать на получение гарантированной поддержки государства и общества [1].

Наиболее сложной категорией граждан являются лица, отбывшие наказание в виде лишения свободы. Освободившись из мест заключения, люди, как правило, сталкиваются со значительными трудностями при самореализации в обществе. С возникающими жизненными трудностями бывшие заключенные не всегда в состоянии самостоятельно справиться, и как следствие совершают новые преступления. По данным Федеральной службы исполнения наказаний России, рецидивная преступность по стране в максимальном значении составляет более 35% от всех совершаемых преступлений [2, с. 1 - 2]. По статистике, примерно треть всех криминальных правонарушений имеют рецидивный характер. Особого внимания заслуживают несовершеннолетние и молодежь, именно среди этой категории отмечается самый значительный процент рецидива, по статистике, приводимой в официальных источниках он составляет более 70% [3].

Это способствует увеличению количества лиц, освобождаемых из мест лишения свободы и нуждающихся в ресоциализа-ции. Без активизации работы всех социально-культурных институтов по решению данной задачи общественной жизни, обществу угрожает нравственная дезориентация и криминализация. Существенную роль в решении ресоциализации лиц, освобождённых от наказания, играют органы внутренних дел, учитывая новые требования к институту полиции, когда их основной функцией становится не административно-карательная, а социально-профилактическая. Следует учитывать, что прямой обязанностью участковых уполномоченных полиции является контроль и соци-

альная работа с лицами, освобожденными из под стражи.

Ресоциализация средствами социально-культурной деятельности лиц, освобожденных из под стражи, необходима для обеспечения безопасности населения и общества в целом, а также для укрепления правопорядка и законности. Указанные обстоятельства обусловили необходимость изучения проблемы ресоциализации лиц, освобожденных из-под стражи, средствами социально-культурной деятельности. С этой целью была проанализирована информация из федеральных и региональных органов власти, органов внутренних дел Алтайского края, проведено анонимное анкетирование жителей с уголовным прошлым.

Необходимость повышенного внимания со стороны государства к бывшим заключённым обусловлена рядом причин. Объективными причинами являются следующие обстоятельства: разрыв социальных связей; отсутствие жилой площади, работы, документов, удостоверяющих личность; наличие инвалидности, социально опасных заболеваний; достижение пенсионного возраста и другие. Субъективными - низкая профилактическая работа институтов социализации [4, с. 7].

Провозглашённая в России уголовно-исполнительная политика направлена не только на исправление осужденных и предупреждение новых преступлений, но и оказание им помощи в ре-социализации [2, с. 1 - 2].

Анализ проблем, связанных с ресоциализацией, показал: в органах самоуправления на различных уровнях, а также в органах внутренних дел не существует соответствующих программ по ресоциализации лиц, освобождённых из мест лишения свободы, средствами социально-культурной деятельности; многие должностные лица, ответственные за социальную адаптацию граждан, не имеют чёткого представления о целях, задачах и содержании деятельности по ресоциализации; различные государственные и общественные структуры, работающие с населением, практически не взаимодействуют друг с другом, органами внутренних дел и Федеральной службой исполнения наказаний. Работа строится без учёта преемственности различных институтов социализации; административный надзор за лицами, освободившимся из под стражи, строится по формальным признакам, без учёта индивидуальных особенностей освобожденных из под стражи и без реализации средств социально-культурной деятельности.

Проведённое исследование позволило получить следующие результаты. Уточнено определение понятия ресоциализация, для современных условий. Под ресоциализацией понимается приспособительный этап и переход человека в новую социальную среду, где происходит восприятие нравов, требований, установок, социальных позиций и системы ценностных ориентаций этой среды человеком.

Процесс ресоциализации средствами социально-культурной деятельности включает в себя: проведение беседы работниками социально-культурной сферы с каждым осужденным, в ходе которой выясняется, где он намерен проживать, работать или учиться после освобождения, имеется ли связь с родственниками, характер взаимоотношений с ними, его жизненные планы, готовность к обеспечению жизнедеятельности на свободе, с разъяснением целесообразности возвращения на место постоянного проживания и на предприятие, где он работал до осуждения; организация различных занятий и курсов по подготовки и адаптации осужденных от наказания; изучение письменных

заявлений освобождаемых с просьбой об оказании им помощи в трудовом и бытовом устройстве по избранному месту жительства; анализ поступающих предложений и принятие соответствующих решений об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве.

Выявлены основные направления процесса ресоциализа-циилиц, освобождённых от наказания, включающие: социально-культурные и психолого-педагогическую мероприятия, реализуемые в индивидуально-воспитательной, массовой и групповой формах работы, взаимодействие с семьями, работодателями, образовательными, социальными учреждениями, формированиями общественности и шефской работе.

Определены педагогические условия процесса ресоциа-лизации освобождённых от наказания: 1) отбор содержания средств социально-культурной деятельности должен соответствовать совокупности теоретических положений, необходимых для компетентного осуществления специфической работы по ресоциализации освобожденных от наказания; 2) внедрение креативных и артпедагогических методов и к работе по ресоциа-лизации освобожденных от наказания; 3) обеспечение поэтапной ресоциализации освобожденных от наказания; 4) выполнение комплексных социально-культурных и правовых мероприятий; 5) применение активных форм и методов социально-культурной деятельности; 6) реализация субъект-субъектного взаимодействия в процессе ресоциализации; 7) координация деятельности различных учреждений социально-культурной деятельности, уголовно-исполнительной инспекций, службы участковых уполномоченных полиции, органов соцзащиты.

Разработана методика процесса ресоциализации освобожденных от наказания посредством комплексного внедрения в деятельность учреждений социально-культурной деятельности: личностно-ориентированного, деятельностного, квазипрофессионального и креативного подходов, она реализуется при проведении комплексных правовых, воспитательных, социальных, культурных и психолого-педагогических мероприятий. Предложена диагностика определения степени ресоциализации освобожденных от наказания, основанная на оценке развития гностических, коммуникативных, конструктивных и организационных компонентов и определении уровней: оптимального, допустимого, критического и недопустимого.

Практическая значимость исследования состоит, прежде всего, в том, что теоретические и методические выводы реализованы в прикладных рекомендациях и послужили основой для создания методики ресоциализации освобожденных от наказания, реализуемой в социально-культурных учреждениях Алтайского края и органах внутренних дел, и в частности работе

Библиографический список

участковых уполномоченных. Реализованы активные формы и методы социально-культурной деятельности по ресоциализаци-иосвобожденных от наказания.

Оценка степени ресоциализации производилась с учётом предложенных квалиметрических параметров, с учётом уровней сформированности соответствующих компонентов структуры личности, определяющих направленность на законопослушную деятельность и отношения. Для оценки предложенных уровней были определены соответствующие критерии, такие как система идеальных потребностей, гуманистические ценностные ориентации и теоретическое сознание, показатели которых определяются по проявлению в характере отношений и деятельности. При проведении экспериментальной части работы нами были выделены экспериментальная и контрольная группы, в которых результаты процесса ресоциализации оценивалась по уровням: оптимальный, допустимый, критический и недопустимый.

Итоги опытно-экспериментальной работы показали, что рост уровня развития идеальных потребностей в экспериментальной группе, достигших 3 и 4 уровней, по сравнению с контрольной составил 36%. Результаты развития гуманистических ценностных ориентаций показали, что рост количества лиц, освобожденных из под стражи, по этому показателю в экспериментальной группе составил 35%, прирост по теоретическому сознанию 37%. Проведя анализ для всех критериев и получив итоговый результат процесса ресоциализации лиц, освобожденных из под стражи, мы выявили, что рост в экспериментальной группе по сравнению с контрольной составил не менее 34%. Следовательно, результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, подтвердили эффективность предлагаемой методики процесса ресоциализации освобожденных от наказания.

Также следует сделать вывод, что в арсенале субъектов ресоциализации необходимо использовать весь комплекс основных средства социально-культурной деятельности: культурно-просветительских, от средств массовой информации до Интернета; устных, при проведении бесед и различного рода встреч; художественных, реализуя изобразительное, музыкальное и театральное искусство; наглядных, через выставки, плакаты; печатных, используя художественную литературу, научно-публицистические и периодические издания; технических, такие как аудио, видео и телевидение; виртуальных, Интернет технологии. Сферами проявления средств социально-культурной деятельности должны быть: духовные, политические, культурные, экономические, социальные и правовые институты общества, которые в комплексе обеспечивают ресоциализацию лиц освобожденных от наказания.

1. Криминальная мотивация. Под редакцией В.Н. Кудрявцева. Москва: Наука, 1996.

2. Линьков А. Исправительная система нуждается в исправлении. Парламентская газета. 2014; 20 декабря.

3. Аминев Г.А. Инструментарий пенитенциарного психолога. Уфа, 2012.

4. Двенадцать вопросов о правах заключенных. Семья. 2011; 50.

References

1. Kriminal'naya motivaciya. Pod redakciej V.N. Kudryavceva. Moskva: Nauka, 1996.

2. Lin'kov A. Ispravitel'naya sistema nuzhdaetsya v ispravlenii. Parlamentskaya gazeta. 2014; 20 dekabrya.

3. Aminev G.A. Instrumentarijpenitenciarnogo psihologa. Ufa, 2012.

4. Dvenadcat' voprosov o pravah zaklyuchennyh. Sem'ya. 2011; 50.

Статья поступила в редакцию 30.04.15

УДК379.81

Frolova A.S., postgraduate, Altai State Academy of Culture and Arts (Barnaul, Russia), Е-mail: rus.librarian@yandex.ru

PROJECTION ACTIVITY AS A PERSPECTIVE DIRECTION OF INTEGRATED INTERACTION BETWEEN RURAL MUNICIPAL CULTURAL ORGANIZATIONS. The article is focused on scientific understanding of social and cultural projection as a perspective direction of cooperation between domestic rural municipal cultural institutions. The social and cultural projection phenomenon is generally characterized. The constructive potential of its application in the context of complexity of legal and social and economical conditions for the cultural institutions authorized activity implementation are also revealed. Actual and possible joint direction developing different types of cultural institutions with the same instrument of social and cultural projection are considered. The article also describes the results of the expert interrogation of heads of rural cultural institution of four regions of Russian Federation (April 2015) concerning the specialists positions on the issue of inter-organization collaboration in the social and cultural projection processes.

Key words: integration, municipal cultural institutions, projection, house of culture, libraries, museums.

А.С. Фролова, аспирант, Алтайская государственная академия культуры и искусств, г. Барнаул,

E-mail: rus.librarian@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.