тного, городского, районного бюджета; совершенствование системы местного налогообложения; внебюджетные источники финансирования проектов и программ. В качестве организационного лидера здесь может выступать: Фонд поддержки и развития культуры; Целевые Фонды под приоритеты и конкретные проекты; Специализированный страховой Фонд, который создается при финансовых структурах - в составе планово-экономической службы органа управления культурой - за счет использования в быстром коммерческом обороте части временно не задействованных средств и доходов объектов культуры. В зада-
Библиографический список
чи специальных страховых Фондов входит обеспечение регулярного финансирования программы (в т.ч. и зарплаты), а также наращивание инвестиций в культуру.
Таким образом, структура региональной программы культурной политики указывает и на алгоритм ее разработки и реализации, т.е. обозначает последовательность решения задач: от характеристики «проблемного поля» в рамках той или иной сферы социально-культурной жизни к целевым координатам, намечающим параметры ее оптимального состояния, а затем к практическим мероприятиям, необходимым для решения проблем.
1. Брижатова, С.Б. Основное содержание технологий разработки региональных программ социокультурного развития в России 1990-х гг.: монография. - Барнаул, 2008.
2. Марков, А.П. Основы социокультурного проектирования: учеб. пособие / А.П. Марков, Г.М. Бирженюк. - СПб., 2007.
3. Горлова, И.И. Культурная политика в условиях переходного периода: федеральный и региональный аспекты: автореф. дис. д-ра филос. наук. - М., 2007.
4. Горлова, И.И. Культурная политика, культурологическое образование: региональный аспект. - Краснодар, 2007.
5. Культурная политика России: история и современность. Два взгляда на одну проблему. - М., 1998.
6. Балакшин, А.С. Сущность и содержание понятия «Культурная политика» // Вестник Нижегородского университета им. Лобачевского. - Н. Новгород, 2008. - Сер. Социальные науки. - Вып. 1(3).
Bibliography
1. Brizhatova, S.B. Osnovnoe soderzhanie tekhnologiyj razrabotki regionaljnihkh programm sociokuljturnogo razvitiya v Rossii 1990-kh gg.: monografiya. - Barnaul, 2008.
2. Markov, A.P. Osnovih sociokuljturnogo proektirovaniya: ucheb. posobie / A.P. Markov, G.M. Birzhenyuk. - SPb., 2007.
3. Gorlova, I.I. Kuljturnaya politika v usloviyakh perekhodnogo perioda: federaljnihyj i regionaljnihyj aspektih: avtoref. dis. d-ra filos. nauk. -
M., 2007.
4. Gorlova, I.I. Kuljturnaya politika, kuljturologicheskoe obrazovanie: regionaljnihyj aspekt. - Krasnodar, 2007.
5. Kuljturnaya politika Rossii: istoriya i sovremennostj. Dva vzglyada na odnu problemu. - M., 1998.
6. Balakshin, A.C. Suthnostj i soderzhanie ponyatiya «Kuljturnaya politika» // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. Lobachevskogo. -
N. Novgorod, 2008. - Ser. Socialjnihe nauki. - Vihp. 1(3).
Статья поступила в редакцию 27.02.13
УДК 374.2(343) Kokorin E.V. SOCIOCULTURAL RESOCIALIZATION EXEMPT FROM PUNISHMENT IN LEISURE. This paper describes the problem of re-socialization of the means of liberated socio-cultural activities. The approaches to the solution of practical problems of social and cultural entities exempt from punishment.
Key words: resocialization, liberation, social and cultural activities, the prison psychology.
Е.В. Кокорин, аспирант АГАКИ, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ОСВОБОЖДЕННЫХ ОТ НАКАЗАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОСУГА
В работе описана проблема ресоциализации освобожденных средствами социально-культурной деятельности. Описаны подходы для решения практических проблем социального и культурного характера лиц освобожденных от наказания.
Ключевые слова: ресоциализация, освобожденные, социально-культурная деятельность, пенитенциарная психология.
В современных условиях, когда преступность, в том числе и рецидивная, неуклонно растет, а пенитенциарные учреждения не в состоянии проводить эффективную работу по перевоспитанию осужденных в связи со многим рядом проблем, вопрос о ресоциализации освобожденных от наказания средствами социально-культурной деятельности является важным и своевременным. Если человек не адаптируется к нормальной жизни, это приведет к новым девиантным последствиям и чаще всего, к повторному совершению преступлений. Необходимость изучения понятия ресоциализации лиц освобожденных от наказания вытекает из резкого изменения условий их жизни, из новизны обстановки, к которой они должны приспособиться. Приспособление человека, который долгое время находился в изоляции от общества к макросоциальной среде к условиям жизни на свободе, к конкретному коллективу или группе, семье и другим микросоциальным условиям проходит с большими затруднениями. Устроиться на работу после освобождения из мест лишения свободы не так просто. Ведь зачастую предприятия не хотят, чтобы в числе сотрудников оказался человек с «запятнанной репутацией». Хотя во многих организациях по закону должно быть предусмотрено для таких людей 0,5% рабочих мест от общей численности сотрудников. Не следует ожидать большой
заинтересованности руководителей в том, чтобы они брали на работу освободившихся из мест лишения свободы.
Актуальность данной темы определяется необходимостью поиска новых подходов для решения практических проблем социального и культурного характера лиц освобожденных от наказания во избежание совершения ими повторных преступлений. Значимость и своевременность темы определяется также отсутствием конкретной интерпретации понятия «ресоциализация» и недостаточной разработанностью данного вопроса в соответствующей области социально-культурной деятельности.
В литературе по пенитенциарной психологии, исправительно-трудовому праву, криминологии в последнее время стали все чаще рассматриваться проблемы ресоциализации судимых лиц. Ведь стихийное протекание приспособления лиц освобожденных от наказания к новым социальным условиям под влиянием негативных обстоятельств приводит к неблагоприятным последствиям - рецидивной преступности. Для предупреждения рецидива со стороны освобожденных от отбывания наказания, для продолжения начатого в процессе исполнения наказания воспитательного воздействия и достижения целей наказания необходимы управление и контроль государственных органов и общественных организаций за их поведением в быту и на производстве.
Теоретическая разработка факторов ресоциализации освобожденных от отбывания наказания позволяет определить пределы ее действия, этапы и критерии эффективности, круг объектов и субъектов адаптационного воздействия.
Проблема наказания людей, нарушающих закон, волнует человечество с давних пор. Система исполнения уголовных наказаний в России находится в стадии реформирования. Проводимая в данное время реформа должна качественно изменить сами подходы к исполнению наказаний и процессу ресоциализации лиц освобожденных от наказания.
В условиях лишения свободы, в изоляции от общества, личность осужденного претерпевает значительные изменения, в результате которых наибольшую значимость для него приобретают ценности, обеспечивающие индивидуальное, внесоци-альное существование, а ценности, отображающие деятельностную и социальную сущность человека, уходят на второй план. Осужденный по окончании срока наказания снова попадает в общество, законы которого он должен соблюдать, но в силу ряда причин не всегда в состоянии им следовать. Именно поэтому на первый план в работе учреждений социально-культурной деятельности, выдвигается проблема ресоциализации.
«Ресоциализация» - означает одну из важных сторон взаимодействия личности и общества. В частности, в теории исправительно-трудового права этот термин употребляется для характеристики постпенитенциарного периода освобожденного из мест лишения свободы как определенного явления общественной жизни. Поскольку не все условия указанного периода регламентированы действующим исправительно-трудовым законодательством, необходимо исследование процесса ресоциализации судимых лиц в условиях жизни на свободе [5].
Ресоциализация освобожденных от отбывании наказания представляет собой самостоятельный вид общей социальной адаптации личности с присущими только ей специфическими особенностями. Однако при решении ее проблем целесообразно обратиться к работам различных ученых в этой области. В позиции ряда ученых отражается устоявшийся взгляд на ресоциализацию как процесс приспособления личности к окружающей среде, условиям жизни, существующим общественным отношениям, нормам, образцам, ценностям, традициям общества. Ресоциализация освобожденных от отбывания наказания представляет собой приспособительный этап общей социальной адаптации указанной категории лиц, переход человека в новую социальную среду, где происходит восприятие нравов, требований, установок, социальных позиций и системы ценностных ориентаций этой среды человеком.
Ресоциализация освобожденных от отбывания наказания -сложный многоуровневый процесс взаимодействия личности и социальной среды, включающий усвоение личностью новых социальных ролей, приобретение новых потребностей и интересов. В то же время личность должна выступать не только пассивным объектом воздействия социальных условий, но и сама принимает участие в формировании условий своей жизни.
Социальные ситуации, возникающие после освобождения от отбывания наказания, приводят к формированию определенных социальных систем, образующих «систему среды», и обеспечивают первый, приспособительный этап ресоциализации освобожденных от отбывания наказания. Однако, возникновения взаимодействия между личностью и средой для полной адаптации недостаточно. Необходимо, чтобы в сознании данного лица возникли глубинные структурные изменения, усиливающие степень исправления и обеспечивающие в сочетании с воздействием системы среды полное исправление и перевоспитание.
Самый важный показатель успешности процесса ресоциализации освобожденных от отбывания наказания - достижение взаимодействия личности и среды, создание благоприятной, взаимообусловленной связи индивида с внешней социальной средой для обеспечения положительного влияния факторов внешней среды на личность освобожденного от отбывания наказания в целях окончательного завершения процесса исправления и перевоспитания, начатого с момента назначения и продолженного во время исполнения наказания.
Социализация и адаптация отличаются по объему и продолжительности протекания, но главное отличие касается их содержания. Социализация человека идет постоянно путем накопления опыта, расширения знаний, приобретения новых навыков - постепенно сформировывается личность с присущими только ей индивидуальными взглядами установками. Механизм адаптации иной: процесс устранения негативных качеств личности и усвоение новых, позитивных может носить взрывной характер, происходит ломка, устранение из сознания судимого антиобщественных взглядов, привычек и установок.
При анализе процесса ресоциализации следует учитывать трансформацию не только личности, но и окружающей среды, возникающие под воздействием личности (при социализации эти изменения не играют столь важной роли), добиваться полного взаимодействия личности и окружающей среды, ибо только оно свидетельствует об успешном, положительном ее протекании.
Ресоциализация освобожденных от отбывания наказания в новых условиях жизни проходит три этапа:
1. Приспособительный этап, когда освобожденный от отбывания наказания разрешает насущные жизненные проблемы, связанные с бытовым и трудовым устройством. Хотя этот начальный этап (этап освоения) краток по времени, важность его для последующей ресоциализации трудно переоценить. На данном этапе закладывается фундамент того воспитательного воздействия, которое будет исходить от трудовых коллективов, государственных органов, общественных организаций. Его успешность является залогом эффективности предупреждения рецидива со стороны судимых лиц.
Нередко освобожденные от отбывания наказания, сталкиваясь с трудностями быта и устройства на работу, не желая или не умея противостоять негативным влияниям, приспосабливаются к условиям жизни, с которыми были знакомы ранее. Полное не совпадение взглядов, убеждений освобожденного с требованиями микрогруппы ведет к «замиранию» процесса ресоциализации, требования закона о честном отношении к труду и примерном поведении не находят ответной реакции. Отрицательному влиянию групп и лиц с антиобщественной направленностью трудно, а порой невозможно противостоять.
2. Этап усвоения социально полезных ролей наиболее сложен и противоречив, связан с психологическими и нравственными трудностями освобожденного от отбывания наказания. Происходит изменение его социальных ролей и функций, и, как правило, возникает необходимость в изменении установившихся навыков и привычек. Часто лица, особенно отбывшие длительный срок лишения свободы, приспосабливаются к новой социальной среде с большим внутренним напряжением, психологическими срывами, с постоянными стрессовыми состояниями. Профилактическое значение этого этапа состоит в том, чтобы не допустить влияния бывшего социального окружения, бывших «друзей», среды, обусловивших совершение преступления.
Второй этап важен еще тем, что трудовые коллективы, общественные организации, государственные органы должны активно осуществлять социальный контроль - это важнейшее средство предупреждения нарушений освобожденными от отбывания наказания требований, законов и правил общества, на первых порах жестко регламентировать их поведение, т.е. управлять их ресоциализацией
3. Этап правовой адаптации. На этом этапе ресоциализации освобожденных от отбывания наказания происходит утверждение в сознании нужных и полезных взглядов, наклонностей, ценностей, желания честно трудиться, точно и неуклонно выполнять требования законов и норм нравственности. Речь идет о закреплении достигнутых в процессе исполнения наказания положительных результатов исправительного воздействия и достижении целей исправления и перевоспитания судимого лица» [1].
Для оценки успешности такого сложного социального процесса, как ресоциализация, в ходе которой изменяется не только духовный облик, но и поведение судимого лица, необходимо учитывать объективные и субъективные показатели.
Объективные критерии фиксируют внешние признаки (примерное поведение, честное отношение к труду, точное и неуклонное выполнение требований российских законов и правил социального общежития, участие в общественной жизни трудового коллектива и др.).
Субъективные критерии ресоциализации освобожденных от отбывания наказания характеризуют степень (уровень) удовлетворенности новыми социальными ролями, желание добиться осуществления намеченных планов и выражаются в позитивном отношении к трудовому коллективу, отдельным его членам, семье и др.
Указанные критерии можно использовать для определения уровня протекания ресоциализации, выявления обстоятельств, тормозящих или, наоборот, благоприятно влияющих на нее. Ведь ресоциализация - есть процесс приобретения необходимых возможностей и способностей к жизни в обществе с соблюдением норм права, т.е. поведение должно соответствовать нормам права, которые устанавливает типовой стандарт нормального, с точки зрения юридической оценки, поведения в обществе.
Таким образом, ресоциализацию освобожденных от отбывания наказания, можно определить как социальный процесс, обеспечивающий восприятие и усвоение индивидом существу-
ющих в обществе ценностей, социальных норм, законов, правил общежития и принятия им социально полезных ролей, приводящий к активному взаимодействию между личностью судимого и окружающей средой, продолжение со стороны трудовых коллективов, государственных органов и общественных организаций воспитательного воздействия на освобожденного от отбывания наказания путем осуществления надзора и наблюдения за его поведением в быту и на производстве в целях окончательного достижения целей позитивного исправления.
Важнейшими принципами социально-культурной деятельности осужденных к жизни на свободе являются:
1) морально-волевая направленность;
2) максимальное соответствие содержания и объема информации условиям предстоящей жизни;
3) систематичность и последовательность;
4) дифференцированный и индивидуальный подход;
5) активизация положительных качеств личности.
В соответствии с принципом морально-волевой направленности психологическая подготовка должна осуществляться на высокой нравственной основе, в неразрывной связи со всей системой воспитательной работы. Осуществление этого принципа способствует формированию нравственных установок, скорейшей ресоциализации к изменившимся условиям жизни и деятельности, привычек и навыков адекватного поведения.
Одним из факторов, обеспечивающих успешность процесса воспитания и самовоспитания, является формирование волевой саморегуляции осужденных.
Под волевой саморегуляцией в отечественной психологии принято понимать вид психической регуляции деятельности и поведения, когда человеку требуется сознательно самому преодолевать трудности постановки цели, планирования и исполнения действий. Волевая саморегуляция осуществляется лишь на уровне сознания.
Морально-волевая саморегуляция в зависимости от ситуации предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего проявления волевая саморегуляция предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы [2].
Развитие морально-волевой саморегуляции предполагает преобразование и обретение человеком контроля над своим поведением, и выработку волевых качеств личности, таких, например, как сила воли, целеустремленность, самостоятельность, инициативность, выдержка, настойчивость, энергичность, формирование позитивных социальных установок к обществу, к людям, к себе [6].
Важным принципом социально-культурной деятельности осужденных к жизни в новых условиях является активизация положительных качеств личности. Этого можно достичь обращением к лучшим сторонам личности, напоминанием ее былых заслуг, активизацией позитивных установок, морально-нравственных и правовых чувств, выражением уверенности, что осуждённый оправдает доверие воспитателей и т.п. Можно сказать и о прошлых ошибках, но излишнее напоминание об отрицательных качествах и неправильном поведении осуждённых, решивших порвать с преступным прошлым, это обычно вызывает психологический барьер, делает их невосприимчивыми к психологическим воздействиям.
Основными задачами социально-культурной деятельности осужденных к жизни на свободе являются: а) подготовка к честному производительному труду; б) подготовка к жизни в обществе в условиях социального общежития; в) подготовка к жизни и работе в трудовом коллективе; г) подготовка к жизни в семье; д) активизация желания и привычки заниматься самовоспитанием. Данные задачи решаются следующими способами и методами.
В процессе социально-культурной деятельности следует учитывать восприимчивость осужденных к групповому и индивидуальному способам воздействия. Например, одни осуждённые вследствие повышенной комфортности оказываются чувствительными, в первую очередь, к групповым формам психологического воздействия, а другие - к индивидуальным. При этом реакции осужденных на воздействия могут быть непосредственными, т.е. дающими немедленный эффект, а чаще всего замедленными, т.е. эффект, к которому стремился воспитатель, наступает спустя некоторое время после воздействия и без всяких дополнительных усилий. Это необходимо учитывать, чтобы не делать поспешных выводов о слабой эффективности проделанной работы [3].
Одним из важных разделов общей социально-культурной деятельности является перестройка отношения осуждённого к психотравмирующим обстоятельствам (перевод в другой отряд, принудительная смена профессиональной деятельности и т.д.) путем стимулирования активности, переключения внимания осужденного на другой общественно полезный круг интересов. В тех случаях, когда психотравмирующую ситуацию снять полностью не удается, необходимо уменьшить ее силу, а также использовать возможности компенсации и замещения в интересах и потребностях личности.
Одной из причин криминального поведения осужденных является их неумение организовать свой досуг. В ходе исполнения наказаний осужденным следует показать пути и способы рациональной организации свободного времени. Основная задача данных мероприятий - раскрыть способности и возможности осужденных, пробудить у них инициативу Работу по организации досуга в группах проводят как тренировку социального поведения, так как при этом осужденные учатся контактировать с другими людьми, соизмерять или подчинять свои желания общей положительной целевой установке. Практика показала, что участие осужденных в досуговых группах ведет к большей уравновешенности, снижению агрессивности, увеличению собственной инициативы и в целом к улучшению психологического климата в учреждении.
Основными досуговыми формами являются спортивные и культмассовые мероприятия, работа в библиотеках и со средствами массовой информации, семинары по проблемам брака и другие [4].
Следует указать на необходимость выработки у осужденных в процессе исполнения и отбывания наказания адаптационных знаний и личностных качеств, облегчающих впоследствии их ресоциализацию. Ресоциализация освобожденных от отбывания наказания в виде лишения или ограничения свободы в значительной мере зависит от пластичности личности, ее желания приобщиться к честной трудовой жизни. При подготовке осужденного к освобождению важно также создать для этого объективные условия: поиск подходящего места жительства и работы, завязывание полезных знакомств [2].
В то же время включение бывшего осужденного после его освобождения в обычные условия жизни общества является единственным вариантом определения эффективности работы учреждений, исполняющих наказания, позволяющим точно определить значимую общественную направленность их деятельности.
Психологическая подготовка предполагает усвоение элементарных норм, ценностей и знаний, необходимых и достаточных для того, чтобы человек вышедший на свободу мог благополучно включиться в жизнь общества. Это поможет осужденному на первых порах более или менее успешно справляться с необходимым количеством ролей в обычных условиях жизни общества, а в перспективе будет служить основной базой для восстановления соответствующего объема функций нормального члена общества. Следует отметить, что важным фактором являются условия отбывания наказаний, которые должны быть достаточными, по крайней мере, для того, чтобы осужденный не терял умений и навыков поведения, практикуемого в обычных условиях жизни общества. Учет этого требования позволяет преодолеть существенный недостаток в идеологии воспитания, которая на протяжении многих лет мирилась с существующими в местах лишения свободы условиями, затрудняющими эффективную организацию педагогического процесса.
Для объективного научного освещения характера социально-культурной деятельности осужденных к жизни на свободе определены его задачи. К ним относятся: повышение общеобразовательного уровня осужденных, профессиональное обучение либо повышение производственной квалификации, охрана здоровья, приучение к порядку и условиям, установленным в учреждениях, нейтрализация негативных социально-психологических явлений, свойственных концентрированной среде правонарушителей, избыточного привыкания к условиям изоляции от общества, обеспечение возможности и оказание помощи в установлении и поддержании социально полезных связей, подготовка к освобождению. Это лишь приблизительный перечень задач, объем которых на самом деле более значителен. Он включает в себя также задачи формирования у осужденных знания требований, предъявляемых к членам общества, осознания изменения социальной установки, тренировку правопослушного поведения в условиях обычного общежития, выявление несфор-мированных (неразвитых) способностей и т.д. К числу задач процесса ресоциализации следует отнести осуществление лечебной деятельности, оказание психологической и социальной по-
мощи осужденным в период их пребывания в учреждениях, исполняющих наказания [7].
Необходимость социально-культурной деятельности вызвана тем, что жизнь в ИУ очень сильно отличается от жизни на свободе и человек, освобожденный от наказания попадая в новые условия жизни (социальную среду), встречается со специфическими трудностями, к преодолению которых он не всегда психологически готов. Психологическая подготовка помогает преодолеть инертность человеческой психики, ускоряет ее перестройку в связи с изменением обстоятельств, обеспечивает быстрое включение человека в новую социальную среду и деятельность без дополнительной затраты энергии на преодоление внутреннего напряжения.
Важнейшими принципами социально-культурной деятельности осужденных к жизни на свободе являются: 1) моральноволевая направленность; 2) максимальное соответствие содер-
Библиографический список
жания и объема информации условиям предстоящей жизни;
3) систематичность и последовательность; 4) дифференцированный и индивидуальный подход; 5) активизация положительных качеств личности.
Основными задачами социально-культурной деятельности осужденных к жизни на свободе являются: а) подготовка к честному производительному труду; б) подготовка к жизни в обществе в условиях социального общежития; в) подготовка к жизни и работе в трудовом коллективе; г) подготовка к жизни в семье; д) активизация желания и привычки заниматься самовоспитанием.
Для решения вышеизложенных задач целесообразно применять следующие методы: а) обучение (получение образования или специальности); б) работа со священнослужителями; в) социальные тренинги; г) психологическое консультирование; д) психотерапевтические беседы.
1. Пищелко, А.В. Социально-педагогические основы нравственного перевоспитания осужденных: учеб. пособие для слушателей вузов МВД. - М., 1992.
2. Исправительная (пенитенциарная) педагогика: учеб. для слушателей и курсантов учеб. заведений МВД РФ / под ред. А.И. Зубкова, М.П. Стуровой. - Рязань, 1993.
3. Лебедев, В.В. Структура социально-психологических факторов профессиональной деятельности сотрудников НТК // Личность преступника и вопросы исправления и перевоспитания осужденных. - М., 1990.
4. Проблемы социальной реабилитации отбывших уголовное наказание: сб. науч. трудов. - М., 1993.
5. Максютин, Н.Ф. Культура. Досуг. Социально-культурная деятельность: учеб. пособие. - Казань, 1999.
6. Мосалев, Б.Г. Культура как способ регуляции поведения человека // Социально-культурная деятельность: опыт, проблемы, перспективы. - М., 2002.
7. Туев, В.В. Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискуссию) // Ученые записки. - М., 2001.
Bibliography
1. Pithelko, A.V. Socialjno-pedagogicheskie osnovih nravstvennogo perevospitaniya osuzhdennihkh: ucheb. posobie dlya slushateleyj vuzov MVD. - M., 1992.
2. Ispraviteljnaya (penitenciarnaya) pedagogika: ucheb. dlya slushateleyj i kursantov ucheb. zavedeniyj MVD RF / pod red. A.I. Zubkova, M.P. Sturovoyj. - Ryazanj, 1993.
3. Lebedev, V.V. Struktura socialjno-psikhologicheskikh faktorov professionaljnoyj deyateljnosti sotrudnikov NTK // Lichnostj prestupnika i voprosih ispravleniya i perevospitaniya osuzhdennihkh. - M., 1990.
4. Problemih socialjnoyj reabilitacii otbihvshikh ugolovnoe nakazanie: sb. nauch. trudov. - M., 1993.
5. Maksyutin, N.F. Kuljtura. Dosug. Socialjno-kuljturnaya deyateljnostj: ucheb. posobie. - Kazanj, 1999.
6. Mosalev, B.G. Kuljtura kak sposob regulyacii povedeniya cheloveka // Socialjno-kuljturnaya deyateljnostj: opiht, problemih, perspektivih. -M., 2002.
7. Tuev, V.V. Socialjno-kuljturnaya deyateljnostj kak ponyatie (vklyuchenie v diskussiyu) // Uchenihe zapiski. - M., 2001.
Статья поступила в редакцию 27.02.13
УДК 316.454.3
Fadeev E.V. THE CROWD AND THE MASS OF THE COMPARATIVE ANALYSIS OF THE PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE PROPERTIES AND QUALITIES. In the research work the present approaches to the determination of the psychological phenomenon of crowd and mass to the condition of their forming, their distinctive features and existent processes, influencing the people activities have been examined and also the differentiation of these psychical activities have been examined and proved, the important direction of influencing the behavior of people being in crowd and mass have been determined.
Key words: mass, crowd, mass consciousness, mass unconsciousness, features of crowd, processes in crowd, features of mass, processes in mass, influencing the mass, influencing the crowd.
Е.В. Фадеев, канд. психол. наук, проректор по научной работе и инновационной деятельности НОУ ВПО
«Институт технологии и бизнеса», г. Находка, E-mail: [email protected]
ТОЛПА И МАССА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК (СВОЙСТВ И КАЧЕСТВ)
В работе рассмотрены существующие подходы к определению психологического феномена толпы и массы, условиям их формирования, особенности свойств и происходящих в них процессов, оказывающих влияние на деятельность людей, проведена и обоснована дифференциация этих психических состояний, определены основные направления воздействия на поведение людей, находящихся в толпе и массе.
Ключевые слова: масса, толпа, массовое сознание, коллективное бессознательное, свойства толпы, процессы в толпе, свойства массы, процессы в массе, воздействие на массу, воздействие на толпу.
Настоящее время характеризуется значительно возросшей активностью больших масс людей, которая проявляется во всех сферах жизни человечества. Развитие процесса глобализации затрагивает практически каждого, невольное участие в нем порой приводит к недовольству людей, которое зачастую выливается в многочисленные протесты и массовые беспорядки, все
чаще толпы людей, вышедших на улицы, приводят к смене политического строя или власти в той или иной стране. Возникающие проблемы перенаселения и скученности людей, наряду с проблемами нехватки продовольствия, энергетических и других природных ресурсов, загрязнения окружающей среды промышленными и бытовыми отходами, ведут к росту агрессии и сопро-