Научная статья на тему 'Решения задач математической олимпиады «Витус Беринг -2016»'

Решения задач математической олимпиады «Витус Беринг -2016» Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
409
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАЧИ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ / MATHEMATICAL OLYMPIAD FOR HIGH SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Водинчар Г. М., Жданова О. К., Пережогин А. С., Шереметьева О. В., Яковлева Т. П.

В статье приведены задачи олимпиады по математике «Витус Беринг 2016» для старших школьников, которая проходила на базе Камчатского государственного университета в апреле 2016 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Водинчар Г. М., Жданова О. К., Пережогин А. С., Шереметьева О. В., Яковлева Т. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOLUTIONS OF MATHEMATICAL OLYMPIAD «VITUS BERING - 2016»

We consider solutions of Mathematical Olympiad «Vitus Bering 2016» for high school students. It was held at Kamchatka State University in April 2016.

Текст научной работы на тему «Решения задач математической олимпиады «Витус Беринг -2016»»

Вестник КРАУНЦ. Физ.-мат. науки. 2016. № 2(13). C. 73-78. ISSN 2079-6641

DOI: 10.18454/2079-6641-2016-13-2-73-78

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

УДК 51-8

РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ «ВИТУС БЕРИНГ -2016»

Г. М. Водинчар, О. К. Жданова, А. С. Пережогин, О. В. Шереметьева, Т.П. Яковлева

Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга, 683032, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная, 4 E-mail: [email protected]

В статье приведены задачи олимпиады по математике «Витус Беринг - 2016» для старших школьников, которая проходила на базе Камчатского государственного университета в апреле 2016 года.

Ключевые слова: олимпиадные задачи по математике для школьников

© Г.М. Водинчар и др., 2016

TEACHING MATERIALS

MSC 97A90

SOLUTIONS OF MATHEMATICAL OLYMPIAD «VITUS BERING - 2016»

G. M. Vodinchar, O. K. Zhdanova, A. S. Perezhogin, O. V. Sheremet'eva, T. P. Yakovleva

Vitus Bering Kamchatka State University, 683031, Petropavlovsk-Kamchatsky, Pogranichnaya st., 4, Russia E-mail: [email protected]

We consider solutions of Mathematical Olympiad «Vitus Bering - 2016» for high school students. It was held at Kamchatka State University in April 2016.

Key words: mathematical olympiad for high school students.

© Vodinchar G.M., etc., 2016

Введение

Настоящая заметка не содержит результатов оригинальных исследований или обзора таких результатов. Она посвящена математической олимпиаде школьников старших классов «Витус Беринг - 2016», которая проводилась Камчатским государственным университетом имени Витуса Беринга в начале апреля 2016 года и содержит задачи олимпиады и их решения. Эта вторая математическая олимпиада, проводимая на физико-математическом факультете в 2015/2016 уч. году. Задачам первой олимпиады этого года, проходившей в ноябре 2015 года, посвящена статья [1].

Предметные являются эффективным и испытанным временем средство привлечения талантливых школьников к науке и организации отбора в высшие учебные заведения.

Введение отбора абитуриентов в вузы через систему Единого государственного экзамена увеличил заинтересованность вузов к проведению своих олимпиад. Победители и призеры вузовских олимпиад получают, как правило, дополнительные баллы к баллам ЕГЭ при поступлении в соответствующий вуз.

Математическая олимпиада «Витус Беринг - 2016» проводилась в один тур и включала в себя 6 задач различной сложности для школьников 9-11 классов. На выполнение заданий участникам олимпиады было выделено 3 часа. При подготовке олимпиадных заданий организаторы использовали некоторые типовые задания из сборника [2].

Далее приводятся задания этой олимпиады и их решения. Задания олимпиады

1) (10 баллов) Дана последовательность 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, ... , в которой ап+2 = ап+1 + ап для всякого п = 1, 2, ... Найти наибольший общий делитель чисел

«100 и а99.

2) (10 баллов) В интернет-магазине, имеющем менее 20 моделей смартфонов, число шестидюймовых смартфонов кратно числу пятидюймовых смартфонов, которых в свою очередь, в три раза меньше, чем четырехдюймовых. Если число шестидюймовых смартфонов увеличить в два раза, то их станет на 14 больше, чем пятидюймовых. Сколько четырехдюймовых смартфонов в интернет-магазине?

3) (10 баллов) Дан многочлен 1(х) = х2 + х + 2016. Многочлен Н(х) = х3 + ах2 + Ьх + с имеет только три различных действительных корня, при этом многочлен Н(/(х)) не имеет действительных корней. Доказать, что Н(2016) > 1/64.

4) (10 баллов) Дана функция /(х) = 3. 1 . Найти /(.../(/(^2016)))).

V1 - х3 4-V-'

2016

5) (10 баллов) Найти все простые числа р, q такие, что р + q = (р — д)3.

6) (10 баллов) Доказать, что произведение (п + 1)(п + 2)..(2п — 1)2п делится на п!.

7) (10 баллов) При каком а система

Г y = 2 - Va2 - 9 + 6x - x2 \ -x2 + 3x + yx + 3y + 18 = 0

имеет ровно 2 решения? Решения

1) При n = 98 получим aioo = a99 + a98. Применим алгоритм Евклида для нахождения наибольшего общего делителя к этому выражению. Тогда остаток от деления ri = aioo : a99 = a98.

При n = 97 получим a99 = a98 + a97. Применим алгоритм Евклида и тогда остаток от деления будет равен r2 = a99 : a98 = a97.

Продолжая аналогичным образом далее, при n = 1 получим аз = a2 + ai и остаток Г98 = аз : а2 = ai. А так как а2 = 1 и ai = 1, то Г99 = 0 и алгоритм Евклида завершается.

Таким образом, НОД^,a2) = НОД^2,a3) = ... = НОД^ш,a99) = 1.

2) Пусть т4, т5, тб - число четырех-, пяти- и шестидюймовых телефонов. Из условия задачи составим следующие ограничения:

{т4 + т5 + тб < 20, тб = к ■ т5, т4 = 3 т5, 2 тб = т5 + 14.

Воспользуемся вторым и третьим уравнениями для и преобразования первого и четвертого выражений:

Исходя из условия задачи, к и т5 должны быть целыми. Тогда из последнего уравнения получаем, что 2к — 1 = 7 и т5 = 2, откуда к = 4 и т5 = 2.

Найденные значения удовлетворяют неравенству (4 + к) т5 < 20.

Тогда число четырехдюймовых равно т4 = 3 ■ 2 = б.

Ответ. 6.

3) Так как многочлен Н(х) имеет три действительных корня, то он представим в виде

Ответ. 1.

3 m5 + m5 + k • m5 < 20, 2 k • m5 = m5 + 14,

(4 + k) m5 < 20,

(2 k - 1) m5 = 14 = 7 • 2.

H (x) = (x — x1 )(x — x2) (x — x3),

где x¿ - действительные числа. Рассмотрим многочлен

H (J (x)) = (J(x) — x1)(J(x) — x2)(J(x) — x3),

который по условию задачи не имеет действительных корней.

Следовательно дискриминант каждого сомножителя вида

1(х) — х[ = х2 + х + 2016 — хг-,

должен быть меньше нуля. Вычислим дискриминант

В = 1 — 4(2016 — х) < 0,

(2016 — хг') > 4,

тогда значение многочлена Н(2016) = (2016 — х1)(2016 — х2)(2016 — х3) > 64. Что требовалось доказать.

4) По условию задачи f (х) = 3 , 1 .

33

Рассмотрим f (f (x)) =

1 1 1 Ц— x

3

1 -( )3 V1 - 1—3 V1—x3

f (f (f (x))) = / 1 3 = r-1—^ = -TT = x,

3ll_ (_ 1—3У a71 + 1—x3 3/1

/(/(f (/(х)))) = -== и т. д. 4-V-' у1 — х3

4

Таким образом, суперпозиция функций f (х) принимает всего три значения

1 :, п = 1, 4, 7, ...

f (... (f(f (x)))) = ^ ^

x3'

, n = 2, 5, 8,

x

х, п = 3, 6, 9, . . .

Так как 2016 кратно 3, то мы получаем, что f (...f ^(х)))) = х.

4-*-'

2016

Откуда f (..4^(^2016)))) = ^2016

4-V-'

2016

Ответ. лУ2016.

5) По условию задачи р и д простые числа, следовательно они являются целыми числами. Тогда р + д и р — д также целые числа. Выполним замену р — д = т, где т - целое, тогда р = т + д и исходное соотношение р + д = (р — д)3 перепишется в виде

2д + т = т3.

Поделим левую и правую часть на т:

m 2q

m

(1)

Так как т - целое число, то целым числом является т2 — 1 и следовательно--

т

целое, а так как q - простое, то т = 1 либо т = 2, либо т = д. Подставим значение т = 1 в выражение (1). Тогда 2■ д = 0, откуда д = 0. Это значение не подходит, т.к. не является простым числом. При подстановке значения т = 2 в выражение (1) получаем простое число д = 3 и, вычисляя значение р = т+д = 5, получаем также простое. При т = д значение д2 = 3 и д - не целое.

Ответ. д = 3, р = 5.

6) Произведение (п + 1)(п + 2)..(2п — 1)2п можно представить в следующем виде (п + 1)(п + 2)..(2п — 1)2п = . Следовательно нужно показать, что дробь делится

I (2п)! ' '

нацело на п!, т.е. ^¡у является целым числом.

С другой стороны число сочетаний = ^^Пу-, а это целое число. Что требовалось доказать.

7) Рассмотрим первое уравнение системы у = 2 — л/а2 — 9 + 6х — х2 и преобразуем его:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

которой является нижняя полуокружность с центром в точке (3;2) и радиусом г = |а|.

Рассмотрим второе уравнение —х2 + 3х + ух + 3у + 18 = 0 и преобразуем его: (х + 3)(—х + у + 6) = 0. Таким образом, получаем две прямые с уравнениями х = —3, у = х — 6. Изобразим это плоскости «переменная-значение» (рисунке).

л/я2 — 9 + 6x — x2 = 2 — y, -у/a2 — (3 — x)2 = 2 — y, откуда

Таким образом, получаем уравнение

графиком,

Рисунок. Чертеж к задаче 7 77

Система имеет два решения при r е (п; Г2] U [гз; Г4) U (Г4; +<*>).

Определим значения ri, r2, Г3, Г4: значение ri как катет из равнобедренного прямоугольного треугольника с гипотенузой 5, то есть ri = 5 : л/2 = 2,5л/2, r2 = 5, гз = 6, из прямоугольного треугольника с катетами 6 и 11 найдем гипотенузу r4 = V 62 + 112 = /57.

Значит, |a| е (2,5 /2; 5] U [6;/157) и (/57; +~).

В итоге получаем a е -/57) U (->/157; -6] U [-5;-2,5 >/2) U (2,5 /; 5] U [6; /57) U (/57; +~).

Ответ. a е (-«>; - /57) U (-/57; -6] U [-5; -2,5 /2) U (2,5 /2; 5] U [6; /57) U (/57; +<*>). Заключение

В апреле 2016 года на физико-математическом факультете Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга была проведена математическая олимпиада для школьников - вторая в 2015/2016 уч. году. Ее проведение было связано с привлечением потенциальных абитуриентов вузов к специальностям физико-математического профиля и организацией дополнительного тренировочного испытания перед сдачей ЕГЭ и ГИА. Победитель и призеры олимпиады «Витус Беринг» в случае участия во вступительном конкурсе в КамГУ им. Витуса Беринга получают дополнительные баллы к результатам ЕГЭ.

Авторы надеются, что представленные задачи и их решения помогут школьникам в подготовке к экзаменационным испытаниям и поступлении в избранные ими вузы.

Список литературы

[1] Водинчар Г.М., Жданова О.К., Островерхая Л.Д., Паровик Р.И., Пережогин А.С., Шереметьева О.В., Яковлева Т.П., "Решения задач математической олимпиады «ВИТУС БЕРИНГ - 2015»", Вестник КРАУНЦ. Физико-математические науки, 2015, №2(11), 96-101.

[2] 34-й Турнир имени М. В. Ломоносова 25 сентября 2011 года. Задания. Решения. Комментарии, МЦНМО, М., 2013, 197 с.

Поступила в редакцию / Original article submitted: 28.04.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.