Научная статья на тему 'РЕШЕНИЯ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МЕРАМ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ДАВЛЕНИЯ'

РЕШЕНИЯ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МЕРАМ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ДАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
25
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ / НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МЕРЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Виноградова Полина Анатольевна

В современной российской действительности в период преодоления кризиса, вызванного мерами межгосударственного давления, большое значение приобретают решения органов публичной власти. Статья посвящена анализу нормативного регулирования вновь возникающих отношений, к которым вне всякого сомнения можно отнести формирование новых подходов к внутригосударственному правовому пространству. В статье исследуются возможности публично правовых механизмов противодействия новым вызововам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DECISIONS OF PUBLIC AUTHORITIES IN THE FIELD OF COUNTERING MEASURES OF INTERSTATE PRESSURE

In modern Russian reality the decisions of public authorities become very important in the period of overcoming of crisis caused by measures of inter-state pressure. The article is devoted to the analysis of normative regulation of newlyarising relations which undoubtedly include the formation of new approaches to intrastate legal space. The article studies the possibilities of public-legal mechanisms of counteraction to new challenges.

Текст научной работы на тему «РЕШЕНИЯ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МЕРАМ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ДАВЛЕНИЯ»

Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

DOI 10.47643/1815-1337_2022_10_28

РЕШЕНИЯ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МЕРАМ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ДАВЛЕНИЯ Decisions of public authorities in the sphere of countermeasures of interstate pressure

ВИНОГРАДОВА Полина Анатольевна,

кандидат юридических наук,

руководитель аппарата комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. E-mail: evigpran@igpran.ru;

Vinogradova Polina Anatolievna,

Head of the Office of the Committee of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation, PhD in Law. E-mail: evigpran@igpran.ru

Краткая аннотация: В современной российской действительности в период преодоления кризиса, вызванного мерами межгосударственного давления, большое значение приобретают решения органов публичной власти. Статья посвящена анализу нормативного регулирования вновь возникающих отношений, к которым вне всякого сомнения можно отнести формирование новых подходов к внутригосударственному правовому пространству. В статье исследуются возможности публично правовых механизмов противодействия новым вызововам.

Abstract: In modern Russian reality the decisions of public authorities become very important in the period of overcoming of crisis caused by measures of inter-state pressure. The article is devoted to the analysis of normative regulation of newlyarising relations which undoubtedly include the formation of new approaches to intrastate legal space. The article studies the possibilities of public-legal mechanisms of counteraction to new challenges.

Ключевые слова: Публичная власть, нормативное регулирование, меры межгосударственного принуждения.

Keywords: public authority, normative regulation, interstate coercive, measures.

Для цитирования: Виноградова П.А. Решения органов публичной власти в сфере противодействия мерам межгосударственного давления //Право и государство: теория и практика. 2022. № 10(214). С. 28-30. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_10_28.

For citation: Vinogradova P.A. Decisions of public authorities in the sphere of countering measures of interstate pressure // Law and state: theory and practice. 2022. No. 10(214). pp. 28-30. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_10_28.

Статья поступила в редакцию: 25.07.2022

Исследователи проблем возможности применения экономических санкций1 в отношении суверенных государств приходят к выводам, что отсутствие правовых оснований для применения коллективных мер международного давления в виде санкций, а также не возможность распространения на третьи страны односторонних мер давления, в виде реторсий и репрессалий, обусловило создание нового формата - мер экономического межгосударственного давления. Здесь большое значение имеет обоснованность практических решений, теоретическими подходами, что «...позволит усилить его правовую основу, восстановить преемственность с советским опытом, где наука была подлинным «локомотивом» экономического и социального развития»2.

Применение мер межгосударственного давления подрывает основы суверенной государственности. Основанная на суверенитете идентичность, предопределяет правосознание (индивидуального, группового, коллективного) означая превращение права в глубинное, онтологически присущее личности качество. Русский мыслитель и философ И.А. Ильин, уделявший в своих трудах большое внимание проблеме правосознания, отмечал, что именно сформированная правовая идентичность обеспечивает «положительное» индивидуальное правовое сознание3. Неразвитость правосознания, его деформации или «больное»4 состояние, являются свидетельством и следствием несформированной правовой идентичности, это на теоретическом уровне предопределяет, что введение в отношении России таких мер обусловливает необходимость создания контрмер, которые позволят противостоять жесткому внешнему давлению, трансформируя экономические отношения внутри страны.

План первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях мер экономического межгосударственн ого давления, одобренного на заседании Президиума Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики 15 марта 2022 г.5 предусматривает наряду с другими мерами, внесение изменений в уголовное и административное законодательство.

В, частности целях снижения административной нагрузки на бизнес принят Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", который предусматривает:

- распространение на всех субъектов правонарушений, выявленных в ходе осуществления государственного или муниципального контроля, правила о замене штрафа на предупреждение за впервые совершенное правонарушение;

- назначение штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией нормы, в случае предотвращения вредных последствий

1 Виноградова Е.В. Реторсии, репрессалии и санкции. Контрфорс государственного суверенитета и мер межгосударственного давления // Право и государство : теория и практика. №9.2022. Виногадова Е.В., Намчук А.В. Санкции, как инструмент международного давления в постбиполярном мире // Евразийская адвокатура. №2. 2022. и др.

2 Хабриева Т.Я., Клишас А.А. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2022 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». М.: Норма: ИНФРА-М, 2020.

3 Ильин И.Л. О сущности правосознания. М.: «Рарогъ», 1993. С.31.

4 Зорькин В.Д. Ценностный подход в конституционном регулировании прав и свобод // Журнал российского права. 2008. № 12. С.12.

5 См., перечень поручений Председателя Правительства Российской Федерации Мишустина М.В. от 16 марта 2022 года № ММ-П13-3928кс.

Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

либо добровольного возмещения причиненного ущерба;

- распространение возможности уплаты штрафа в половинном размере в случае его добровольной уплаты на правонарушения, выявленные в ходе осуществления государственного или муниципального контроля;

- увеличение с одного до шести месяцев срока отсрочки исполнения постановления о назначении ряда административных наказаний;

- недопустимость рассмотрения дела об административном правонарушении, возбужденного по результатам контрольного мероприятия, должностным лицом, проводившим такое мероприятие, и возбудившим дело об этом правонарушении;

- недопустимость возбуждения дела об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного или муниципального контроля, без проведения контрольного мероприятия, и до оформления его результатов.

Федеральный закон "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" направлен на установление пониженных размеров штрафов за административные правонарушения для всех участников внешнеэкономической деятельности за осуществление незаконных валютных операций с действующих 75-100 процентов суммы незаконной валютной операции до 2040 процентов и за нерепатриацию экспортерами выручки в валюте Российской Федерации с действующих 3-10 процентов суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на банковские счета в уполномоченных банках, до 3-5 процентов (за исключением контрактов, связанных с экспортом леса и лесоматериалов), а также на устранение неравного подхода в отношении определения размера санкций за аналогичные административные правонарушения для отдельных субъектов правоотношений в валютной сфере.

Закон предусматривает смягчение административной ответственности для всех участников внешнеэкономической деятельности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации, а также устранение неравного подхода в отношении определения размера санкций за аналогичные административные правонарушения для отдельных субъектов правоотношений в валютной сфере.

Законом также вводится мораторий на период с 23 февраля по 31 декабря 2022 года на применение административной ответственности за нарушения требований валютного законодательства, если невыполнение соответствующего требования валютного законодательства обусловлено применением мер ограничительного характера в отношении граждан России и российских юридических лиц со стороны иностранных структур, совершающих в отношении Российской Федерации недружественные действия.

Закон предусматривается исключение в статье 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях института "профессиональных участников внешнеэкономической деятельности" для целей административной ответственности, а также вносятся изменения в части замены размера административного штрафа для должностных лиц за нарушение валютного законодательства Российской Федерации, устанавливаемого в фиксированном размере, штрафом, исчисляемым в процентном отношении к сумме нарушения.

Федеральный закон предусматривает смягчение административной ответственности для всех участников внешнеэкономической деятельности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации, а также устранение неравного подхода в отношении определения размера санкций за аналогичные административные правонарушения для отдельных субъектов правоотношений в валютной сфере. В частности, существенно снижаются штрафные санкции для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за осуществление незаконных валютных операций, а также за нерепатриацию экспортерами выручки в валюте Российской Федерации (за исключением контрактов, связанных с экспортом леса и лесоматериалов, за совершение названного правонарушения, по которым размер штрафных санкций не изменяется).

Кроме того, Федеральный закон вводит мораторий на период с 23 февраля по 31 декабря 2022 года на применение административной ответственности за нарушения требований валютного законодательства, если невыполнение соответствующего требования валютного законодательства обусловлено применением мер ограничительного характера в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц со стороны иностранных структур, совершающих в отношении Российской Федерации недружественные действия.

Законодательством предусматривается также шаги по обеспечению соблюдения кредитной организацией, платежным агентом, оператором связи, оператором почтовой связи запретов и обязанностей, связанных с ограничением переводов денежных средств и приема платежей физических лиц при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с нарушением законодательства Российской Федерации, а также с ограничением осуществления переводов денежных средств и приема платежей физических и юридических лиц в пользу иностранного лица, осуществляющего деятельность в сети "Интернет" на территории Российской Федерации, применяемым в качестве одной из мер понуждения к исполнению иностранными лицами, осуществляющими деятельность в сети "Интернет" на территории Российской Федерации, требований законодательства Российской Федерации.

В этих целях Федеральным законом введена административная ответственность за нарушение установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр, о лотереях, о деятельности иностранных лиц в сети "Интернет" на территории Российской Федерации для платежного агента, оператора связи, оператора почтовой связи требования не осуществлять прием платежей, а для кредитной организации - обязанности отказать в проведении операции по переводу или трансграничному переводу денежных средств, в том числе электронных денежных средств, а также за нарушение указанными лицами запрета на заключение договора, либо непринятие мер по расторжению договора, если такой запрет или такое требование установлены законом.

Устанавливается административная ответственность граждан, должностных и юридических лиц за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, а также за призывы к введению мер ограничительного характера в отношении Российской

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 10(214)

Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, если перечисленные действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. А по истечении 180 дней со дня опубликования Федерального закона им будет введена административная ответственность юридических лиц за совершение в их интересах сделок или финансовых операций с имуществом, полученным преступным путем, а также за неприменение принудительных мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества, предусмотренных законодательством Российской Федерации о специальных экономических мерах и принудительных мерах.

Кроме того, Федеральным законом в целях поддержания благоприятных условий для осуществления перевода финансовых активов в российскую юрисдикцию декларантам, а также лицам, информация о которых содержится в специальной декларации, поданной в ходе 4-го этапа "амнистии капиталов", предоставляются гарантии освобождения от ответственности по ряду статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Этот Федеральный закон корреспондирует положениям нескольких Федеральных законов, внесших изменения и в Уголовный кодекс РФ.

Нахождение баланса между двумя конституционно-значимыми ценностями - укрепления суверенитета и признания принципов и норм международного права частью правовой системы страны, предопределяет необходимость поиска эффективных моделей упрочения российской правовой государственности. В этом контрофрсе повторимся важно не только создавать механизмы внутреннего противостояния агрессивному межгосударственному давлению, но и укреплять межгосударственное взаимодействие на основе принципов международного права.

Вместе с тем, очевидно, что усилиями одной страны сложно поддерживать соблюдение принципа верховенства международного права в межгосударственных отношениях, которое в весьма сложный период продолжает выполнять функцию регулятора глобальных процессов. Оно не подвержено «старению», «вестернизации» и «европеизации». Нельзя позволить поддержать поступающие предложения коренной ломки Устава ООН и изменений полномочий Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН, основанные на субъективных интерпретациях объективных процессов развития международного права.

Трансформации геополитического влияния на международные отношения может повлечь изменения правовых основ, «ядро» которых составляют фундаментальные, общепризнанные принципы, закрепленные в Уставе ООН. Это делает актуальными меры противодействия. Антикризисные шаги российских органов публичной власти, направлены не только на укрепление основ собственной суверенной государственности, но и на формирование новых подходов и принципов существования в реалиях многополярного мира.

Библиогра фия:

1. Виноградова Е.В. Реторсии, репрессалии и санкции. Контрфорс государственного суверенитета и мер межгосударственного давления //Право и государство : теория и практика. №9.2022.

2. Виногадова Е.В., Намчук А.В. Санкции, как инструмент международного давления в постбиполярном мире //Евразийская адвокатура. №2. 2022.

3. Зорькин В.Д. Ценностный подход в конституционном регулировании прав и свобод // Журнал российского права. 2008. № 12. С. 3-14.

4. Ильин И.Л. О сущности правосознания. М.: «Рарогъ», 1993. 235 с.

5. Хабриева Т.Я., Клишас А.А. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2022 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». М.: Норма: ИНФРА-М, 2020.

References:

1. Vinogradova E.V. Retorsions, reprisals and sanctions. The counterforce of State sovereignty and interstate pressure measures //Law and the State: theory and practice. No.9.

2022. 2. Vinogradova E.V., Namchuk A.V. Sanctions as an instrument of international pressure in the post-bipolar world //Eurasian Advocacy. No.2. 2022.

3. Zorkin V.D. Value approach in the constitutional regulation of rights and freedoms // Journal of Russian Law. 2008. No. 12. pp. 3-14.

4. Ilyin I.L. On the essence of legal consciousness. M.: "Rarog", 1993. 235 p.

5. Khabrieva T.Ya., Klishas A.A. Thematic commentary on the Law of the Russian Federation on the Amendment to the Constitution of the Russian Federation dated March 14, 2022 No. 1-FKZ "On improving the regulation of certain issues of the organization and functioning of public power". Moscow: Norm: INFRA-M, 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.