Научная статья на тему 'Государственное принуждение в частном и в публичном праве'

Государственное принуждение в частном и в публичном праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
897
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
STATE COERCION / COERCIVE MEASURE / PRIVATE LAW / PUBLIC LAW / LEGITIMATE INTEREST / ENSURING THE RIGHT / INCENTIVE / LIMITATION / LIABILITY / PUNISHMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Уздимаева Наталья Ивановна, Холодов Михаил Сергеевич

В статье анализируются особенности государственного принуждения в привязке к охраняемому законом интересу и делению системы российского права на частное и публичное, накладывающим содержательный отпечаток на меры государственного принуждения в соответствующих сферах. Проводится содержательная характеристика государственного принуждения в частном и в публичном праве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE COERCION IN PRIVATE AND PUBLIC LAW

The article analyzes the features of state coercion in relation to the interest protected by law and the division of the system of Russian law into private and public, which leaves a substantial imprint on measures of state coercion in relevant areas. A substantial characterization of state coercion in private and public law is carried out.

Текст научной работы на тему «Государственное принуждение в частном и в публичном праве»

УДК: 340 Юридические науки

Уздимаева Наталья Ивановна, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета ФГБОУ ВО

«МГУ им. Н. П. Огарева», г. Саранск (nyzdimaeva@mail.ru) Холодов Михаил Сергеевич, студент 3 курса юридического факультета ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева», г. Саранск (mnogotochie. mx@mail. ru)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ В ЧАСТНОМ И В ПУБЛИЧНОМ ПРАВЕ

Аннотация. В статье анализируются особенности государственного принуждения в привязке к охраняемому законом интересу и делению системы российского права на частное и публичное, накладывающим содержательный отпечаток на меры государственного принуждения в соответствующих сферах. Проводится содержательная характеристика государственного принуждения в частном и в публичном праве.

Ключевые слова: государственное принуждение, мера принуждения, частное право, публичное право, законный интерес, обеспечение права, стимулирование, ограничение, ответственность, наказание.

Uzdimaeva Nataliya Ivanovna, candidate of legal sciences, associate professor of theory and history of state and law, National Research Mordovia State University, Saransk.

Kholodov Mikhail Sergeyevich, student of the Faculty of Law, National Research Mordovia State University, Saransk.

STATE COERCION IN PRIVATE AND PUBLIC LAW

Abstract. The article analyzes the features of state coercion in relation to the interest protected by law and the division of the system of Russian law into private and public, which leaves a substantial imprint on measures of state coercion in relevant areas. A substantial characterization of state coercion in private and public law is carried out.

Keywords: state coercion, coercive measure, private law, public law, legitimate interest, ensuring the right, incentive, limitation, liability, punishment.

Меры государственного принуждения крайне разнообразны и подлежат классификационной градации. Важнейшей из них является классификации с учетом отраслевых сфер применения мер государственного принуждения. Здесь система мер государственного принуждения представлена двумя основными блоками: 1) меры государственного принуждения, применяемые в сфере частного права; 2) меры государственного принуждения, применяемые в сфере публичного права.

Основу частного права, как известно, составляют нормы гражданского права, регулирующие отношения в связи с реализацией участниками гражданского оборота частных интересов. Ему характерны децентрализованное правовое регулирование и взаимодействие множества автономно и инициативно действующих по собственной воле субъектов. Меры государственного принуждения в частном праве используются для защиты субъективных гражданских прав.

В Советском Союзе, когда господствующим был плановый тип экономики, основным способом защиты гражданских прав была судебная защита, которая использовалась как для восстановления нарушенных прав, так и для предупреждения правонарушений. Споры между организациями решались в органах арбитража. Государство не могло разрешить субъектам гражданско-правовых отношений защищать свои права без участия самого государства, поскольку это могло привести к срыву выполнений плановых

заданий (например, если бы участники гражданского оборота отказались для защиты своих прав от исполнения договорных обязательств) [8, с. 29].

В условиях перехода к рыночному типу регулирования экономических отношений сфера гражданско-правового регулирования претерпела на общем фоне демократизации социальной жизни глобальные изменения. Не вдаваясь в глубокие рассуждения, применительно к теме нашего исследования оговоримся, что управомоченным субъектам гражданского оборота, в частности, было предоставлено право использовать для восстановления нарушенного права и пресечения противоправных деяний другой стороны меры принудительного воздействия.

Соответственно, главной особенностью применения мер государственного принуждения в современном частном праве является то, что инициатором их применения всегда является субъект, права которого нарушены. Это могут быть как физические, так и юридические лица.

Наиболее востребованными в сфере частного права являются меры государственного принуждения, являющиеся мерами защиты (в предыдущем параграфе мы привели значительное число отраслевых примеров таких мер, применяемых именно в отраслях частного права).

К превентивным мерам частно-правового характера относятся запрещение деятельности, в результате которой может быть причинен общественно опасный вред (п. 1 ст. 1065 ГК РФ), признание права и установление факта, который имеет юридическое значение; применение судом последствий недействительности ничтожной сделки и т.п.

При разрешении гражданско-правовых споров компетентными органами применяются меры регулятивного характера (например, определение судом долей в праве общей собственности, раздел имущества в судебной порядке, истребование имущества у должника, ограничение дееспособности и пр.).

Такие меры государственно-правового принуждения как возмещение убытков (ст. 15 ГК РФ), возмещение убытков, причиненных органами

государства и местного самоуправления (ст. 16 ГК РФ) и др. являются мерами гражданско-правовой ответственности.

Защита гражданских прав может осуществляться в трех основных формах: судебная, административная и самозащита. Первые две и есть меры государственного принуждения. Они реализуются только управомоченным лицом (по его инициативе) и требуют принятия решения судом или административным органом.

Любая мера гражданского принуждения, даже реализуемая субъектом гражданского права самостоятельно, может рассматриваться как мера государственного принуждения по той причине, что она нацелена на обеспечение права, предоставленного государством и санкционирована (разрешена) им.

Именно государство разрешает сторонам защищать свои права и обязанности в установленном законом порядке. Даже если лицу разрешено действовать в одностороннем порядке, оно может применять принуждение только, если это разрешено законом или договором. Любое нарушение права участника гражданского оборота или угроза его нарушения могут быть оспорены в суде. А при злоупотреблении правом на защиту участнику гражданского оборота может быть отказано в защите гражданских прав на основании п. 2 ст. 10 ГК РФ.

Следовательно, главная функция принуждения в частном праве -стимулирования. Санкции гражданско-правовой ответственности направлены на восстановление нарушенных гражданских прав и на стимулирование участников гражданского оборота к добросовестному исполнению обязательств. Ее последствия невыгодны для правонарушителя. В тоже время гражданско-правовая ответственность обеспечивает справедливость и равноправие участников гражданского оборота.

Поскольку гражданско-правовая ответственность всегда имеет имущественный характер, ее можно характеризовать и как метод экономического регулирования общественных отношений. При этом следует

помнить про содержательную составляющую предмета гражданско-правового регулирования, включающего не только имущественные, но и личные неимущественные отношения (п. 1 ст. 2 ГК РФ). А одной из мер гражданско-правовой ответственности является компенсация морального вреда (ст. 12 ГК РФ) в денежной форме (п. 1 ст. 1101 ГК РФ). Это обстоятельство существенно отличает гражданско-правовую ответственность от других видов юридической ответственности. По сути нарушитель права гражданского отвечает не лично, а своим имуществом.

Специфика гражданско-правовой ответственности обусловлена и ее субъектным составом. Поскольку участники гражданских правоотношений признаются равными (п. 1 ст. 1 ГК РФ), то и гражданско-правовая ответственность - это ответственность одного участника гражданского оборота перед другим. Правонарушитель по сути отвечает перед потерпевшим [11, с. 132]. К такой ответственности можно привлечь даже само государство, которое в гражданских правоотношениях участвует, как это вытекает из смысла п. 1 ст. 124 ГК РФ, на равных началах.

Главная цель гражданско-правовой ответственности - компенсация и восстановление нарушенных прав потерпевшей стороны. Штрафные санкции в пользу государства - исключение из правила, а не правило.

Еще одна особенность гражданско-правовой ответственности -соответствие размера ответственности размеру причиненного вреда или убытков. Возмещение, как мы уже отметили выше со ссылкой на ст. 15 ГК РФ, должно быть полным. Это главное правило для договорных обязательств. Не соблю-дается оно только в исключительных случаях (п. 1 ст. 394 ГК РФ допускает, например, взыскание только неустойки, но не убытков; взыскание убытков в полной сумме сверх неустойки; взыскание либо неустойки, либо убытков).

В публичном праве принуждение используется очень широко, причем оно может быть направлено не только против физически и юридических лиц, но и

против государств и государственно-подобных образований (с соблюдением норм и принципов международного права).

Причем, по замечанию ученых, легитимное государственное принуждение является условием эффективного и стабильного функционирования не только конкретных государств, но и международного сообщества в целом [6, с. 76]. Основными мерами государственного принуждения в области международного права традиционно считаются сатисфакция и репарация в публично-правовых отношениях, моральное удовлетворение и материальное возмещение ущерба в публично-правовых отношениях.

Не касаясь частно-правового аспекта международного принуждения, отметим, что анализ категорий «сатисфакция» и «репарация» позволяет трактовать их как меры международной правовой ответственности.

Сатисфакция выражается в удовлетворении государством-нарушителем пострадавшему государству в виде, например, публичного извинения, выражении сожаления и т.п. При репарации (материальная ответственность) субъект международного права возмещает другому субъекту материальный ущерб, понесенный в связи с совершением международного правонарушения [2, с. 608, 593].

Сегодня достаточно популярным стал термин «санкции». Его «предшественник» - термин «репрессалия», который на данном этапе практически не применяется. Санкциями принято считать так называемые контрмеры, которые государство применяет с целью восстановления своих права ненасильственными мерами, например, экономического характера. В ответ на недружественные действия другого государства, в результате которых могут создаваться дискриминационные условия для физических и юридических лиц конкретного государства, последнее может действовать в порядке реторсии.

Далее рассмотрим особенности отдельных мер государственного принуждения в отраслях публичного права России.

Начнем с конституционного права, институт государственного принуждения в котором на сегодняшний день наименее исследован.

На наш взгляд, отраслевая специфика конституционного принуждения обусловлена его базовой целью, в качестве которой выступает цель обеспечить верховенство Конституции РФ и ее высшую юридическую силу. Основаниями конституционно-правового принуждения могут быть попытки насильственного захвата власти в государстве, нарушения основ конституционного строя, принципов народовластия и т.п.

В отличие от мер государственного принуждения в других отраслях российского права, принуждение в конституционном праве, по сравнению с уголовно-правовым или административно-правовым, не связано с посягательствами на личную и физическую свободу индивидов; не ущемляет, в отличие от гражданско-правового или финансово-правового, имущественных прав субъектов; не связано с прямым подчинением по службе, как это обычно бывает при дисциплинарной ответственности. Но применение мер конституционного принуждения может быть связано с ограничением политических прав и свобод.

Понятие государственного принуждения в конституционном праве тесно связано с понятием конституционной ответственности, но не тождественно ему.

Конституционной (конституционно-уставной) ответственностью можно считать лишь ту, которая предусмотрена Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации за совершение конституционных правонарушений [4, с. 101].

Мерами конституционной ответственности по действующей Конституции РФ, а также согласно конституциям и уставам субъектов РФ являются, например, отрешение от должности Президента РФ по основаниям и в порядке, предусмотренном ст. 83 Конституции РФ; отрешение от должности глав администраций субъектов РФ за грубое систематическое нарушение Конституции РФ, конституции (устава) субъекта РФ, законов РФ и законов субъектов РФ за

невыполнение решений Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ; роспуск (запрет) политической партии, общественного движения, объединения граждан, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни и т.д. [7, с. 104].

Также в системе мер конституционного принуждения можно выделить меры, не являющиеся мерами ответственности: лишение юридической силы законов и иных нормативных актов, недопустимость введения в действие международных договоров РФ, признанных Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ (ч. 6 ст. 125); приостановление действия и отмены актов (ч. 2 ст. 85, ч. 3 ст.115); запрещение применения нормативных правовых актов (ч. 3 ст.15), если они не опубликованы официально для всеобщего сведения; отставка Правительства РФ в случае выражения ему недоверия либо отказа в доверии Государственной Думой (ч. 3 и 4 ст. 117, п. «в» ст. 83); освобождение от занимаемой должности (п. «д», «к», «л», «м» ст.83); компенсация государством причиненного ущерба потерпевшим от преступлений и злоупотреблений властью (ст. 52); возмещение государством каждому вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53).

Наиболее ярко государственное-принудительное начало выражено в нормах уголовного права, предусматривающего в отношении лиц, совершивших преступления, применение

Уголовная ответственность является актом государственного осуждения (порицания) лица, совершившего преступление. Такое порицание фиксируется в особом правоприменительном документе - обвинительном приговоре суда. Основной формой реализации уголовной ответственности является уголовное наказание. Также лицо может быть осуждено, но без назначения наказания или без его отбывания.

«Уголовное наказание - это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления» [1, с. 375]. Наказание заключается в применении к виновному

предусмотренных уголовным законом лишения или ограничения прав и свобод, которыми он обладал. Надо добавить, что назначение и исполнение наказания означает, в то же время, порицание судом от имени государства содеянного виновным и его самого, как нанесшего вред обществу.

Уголовным законодательством в ст. 44 УК РФ предусмотрены следующие виды наказаний: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; принудительные работы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы.

Уголовная ответственность как наиболее суровый вид ответственности, в отличие от других видов ответственности, устанавливается только законом. Ее специфика связана с особенностями предмета и метода регулирования общественных отношений уголовным правом. А именно: лицо, нарушившее обязанность не совершать общественно опасных действий, запрещенных уголовным законом и наказуемых, несет ответственность перед государством, т.е. обязанность подвергнуться законному и справедливому государственно-принудительному воздействию, карающему за эти действия и служащему наряду с восстановлением социальной справедливости удержанию этого лица от новых преступлений, его исправлению и предупреждению преступлений со стороны других лиц» [10, с. 21].

Ст. 2 УК РФ, однако, устанавливает, что в качестве реакции на общественно опасное деяние к лицу могут применяться не только виды наказаний, но и иные меры уголовно-правового характера. В их числе принудительные меры медицинского характера (гл. 15 УК РФ, ст. 99), принудительные меры воспитательного воздействия (ч. 2 ст. 90 УК РФ: предупреждение; передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих; возложение обязанности загладить

причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего), условное осуждение (ч. 4 ст. 73 УК РФ).

В итоге государственное принуждение в уголовном праве не ограничивается только применением мер уголовного наказания, предполагает также такое воздействие на поведение субъектов уголовно-правовых отношений для того, чтобы такое поведение соответствовало нормам и принципам уголовного права.

Точно также неоднородно государственное принуждение в уголовном процессуальном праве. Здесь оно связывается с процессуальной обязанностью конкретного участника уголовного процесса и нацелено на обеспечение ее выполнения в дальнейшем (гл. 13, ст.ст. 114, 115, ч. 2, 5 ст. 196, 203 УПК РФ); принуждение к немедленному исполнению обязанности (гл. 12, ст.ст. 93, 113, 179, 184, 202, УПК РФ); выяснение пригодности для исполнения обязанности (ч. 4 ст. 196 УПК); установление ответственности за невыполнение обязанности (ст. 117 УПК РФ).

При этом основными мерами уголовно-процессуального принуждения являются две группы: 1) меры, способствующие успешному решению задач уголовно-процессуального производства; 2) меры уголовно-процессуальной ответственности (отрицательная оценка государством последствий нарушения уголовно-процессуальной с возложением штрафной обязанности). В частности, ст. 117 УПК РФ предусмотрена возможность наложения на участников уголовного судопроизводства, не исполняющих процессуальные обязанности, установленные в УПК РФ, а также при нарушении ими порядка в судебном заседании, денежного взыскания в размере до двух тысяч пятисот рублей.

Мерами, способствующими реализации задач уголовно-процессуального производства, являются избрание меры пресечения или ее изменение, залог и т.д.

Касаемо административно-правового принуждения, отметим, что оно связано с использованием таких мер воздействия на физических и юридических лиц, которые выражаются как психическое, материальное, организационное и физическое ограничение, которое реализуется специально уполномоченными

на то субъектами как в связи с правонарушением, так и без него для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Реализуются соответствующие меры в порядке, установленным административным законодательством, и отличаются менее суровым характером по сравнению, например, с мерами уголовного принуждения.

Меры административного принуждения применяются в большинстве случаев органами государственного управления и исполнительной власти, а в ряде случаев - судами (судьями), негосударственными органами или их представителями, но в соответствии с нормами административного законодательства.

Как правило, меры административного принуждения реализуются во внесудебном порядке.

Основная их разновидность - меры административного наказания (административной ответственности).

Мерами административной ответственности являются такие административные взыскания, которые применяются для защиты административного правопорядка в соответствии с действующим административным законодательством. В КоАП РФ закреплены такие меры административного взыскания как предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, административный арест, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация, административное приостановление деятельности, обязательные работы, административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения (ст. 3.2 КоАП РФ).

Административные наказания могут быть основные и дополнительные. Основные - те, которые не назначаются как дополнение к другим видам административных наказаний (предупреждение, административный штраф, лишение специального права, дисквалификация). Дополнительные

административные наказания могут применяться либо в качестве самостоятельных, либо для усиления воздействия основного наказания. Дополнительные наказания назначаются только в том случае, если они предусмотрены в санкции применяемой нормы [5, с. 87].

Порядок назначения административных наказаний такой: только одно основное наказание либо одно основное и одно дополнительное. Применять сразу два дополнительных наказания недопустимо ни при каких обстоятельствах.

В административном праве широко применяются и такие меры государственного принуждения как меры защиты, например, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, изъятие имущества, прекращение эксплуатации транспортных средств и др. [3, с. 35; 9, с. 66].

Таким образом, в сфере частного права огромную роль играют меры государственно-правового принуждения как защиты, так и ответственности.

Отличие применяемых мер государственно-правового принуждения в сфере частного права от мер в публичном праве обусловлено, в первую очередь, целями применения данных мер: если меры государственно-правового принуждения в сфере публичного права направлены на охрану и защиту интересов общества и государства, то меры государственно-правового принуждения в сфере частного права - на охрану и защиту прав, свобод и интересов частного лица.

При этом, возможность обратиться к компетентным государственным органам за защитой нарушенного права - важнейшая в содержании принадлежащего управомоченному лицу права на защиту. И хотя обеспечительную сторону права нельзя сводить только к применению мер государственно-правового принуждения, следует признать, что «подключение» управомоченным лицом к реализации своего права аппарата государственно -правового принуждения - важное условие реальности и гарантированности прав граждан и организаций.

Библиографический список

1 Алексеев С. С. Проблемы теории права / С. С. Алексеев. - М. : Статут, 1999. - 712 с.

2 Большой юридический словарь / под ред. А. Л. Сухарева,

B. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2003. - 703 с.

3 Веремеенко И. И. Административно-правовые санкции / И. И. Веремеенко. - М. : Юрид. лит., 1975. - 192 с.

4 Витрук Н. В. Общая теория юридической ответственности / Н. В. Витрук. - М. : РАП, 2008. - 304 с.

5 Ершова А. Е. Институт административной ответственности: содержание и особенности / А. Е. Ершова // Вестник Уральского финансово-юридического института. - 2016. - № 2. - С. 83-88.

6 Колосов Ю. М. Ответственность в международном праве / Ю. М. Колосов. - 2-е изд., стереотип. - М. : Статут, 2014. - 224 с.

7 Красовская Л. П. Конституционная ответственность: понятие и виды / Л. П. Красовская // Крымские юридические чтения. Правонарушение и ответственность : сб. материалов науч.-практ. конф. / сост. С. В. Страхова, А. П. Меньшова. - Симферополь : Изд-во Тип. «Ариал», 2017. - С. 104-107.

8 Курникова С. С. Понятие и признаки гражданско-правовой ответственности как меры государственного принуждения / С. С. Курникова // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2016. - № 4. -

C. 29-32.

9 Сидоров Э. Т. Административно-правовое принуждение в условиях специальных административно-правовых режимов / Э. Т. Сидоров. - М. : Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2004. - 181 с.

10 Шаргородский М. Д. Избранные труды / М. Д. Шаргородский. -СПб. : Юрид. центр Пресс , 2004. - 657 с.

11 Юкша Я. А. Гражданское право : учеб. пособие / Я. А. Юкша. - М. : ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2014. - 238 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.